Скачать 157.79 Kb.
Дата05.09.2019
Размер157.79 Kb.
ТипРабочая учебная программа

Рабочая учебная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности волейбол для обучающихся 10-11 классов



Утверждаю:

директор СУНЦ МГУ

им. Колмогорова

_____________К.В.Семенов

«___»________________2018г.





Согласовано:

Заведующий кафедрой

Гуманитарных дисциплин

___________Т.М.Караев

«___»________________2018г.











СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР МГУ

ШКОЛА ИМ. А.Н.КОЛМОГОРОВА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Физкультурно-оздоровительной направленности

ВОЛЕЙБОЛ


для обучающихся 10-11 классов

Программу составил: Кобаренкова Татьяна Евгеньевна

ст.преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Москва


2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа секции волейбол составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры и спорта, нормативных документов Министерства образования РФ.

Физическое воспитание является неотъемлемой частью физического развития, а также становления как личности в подростковом периоде. Одним из средств физического воспитания школьников являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр в нашей школе является волейбол.

Волейбол – увлекательный, массовый вид спорта, получивший широкое распространения, в том числе и в быту. Отличительной особенностью волейбола является, его богатое и разнообразное двигательное содержание.

Разработанная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования обучающихся СУНЦ МГУ с использованием приобретенных навыков из раздела «волейбол».

Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал практических и теоретических занятий. Контингент занимающихся - 10-11 классы. Секцию могут посещать все желающие при наличии разрешения врача, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям данным видом спорта. Форма проведения занятий – групповая. Количество занимающихся в группе 20 человек. Программа рассчитана на 136 часов. Продолжительность занятий в неделю – 4 часа.

Принцип работы секции - это выполнение программных требований по теоретической, физической, технической и тактической подготовке. Данные требования выражены в показателях:


  • Количественные - часы

  • Качественные – нормативные требования.

С участниками секционных занятий проводятся практические занятия, предусмотрена сдача контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Необходимое оборудование для проведения секции: волейбольная площадка, сетка, медицинболы, утяжелители для рук и ног, волейбольные мячи.



Цели и задачи

Цель:

  • повышение уровня физического развития и потребностей школьников к занятиям физической культурой;

  • формирование интереса к занятиям спортом;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • популяризация игры в волейбол среди учащихся СУНЦ МГУ.

Задачи:

  • повысить общую физическую подготовленность подростков;

  • обучить и овладеть навыками технических приемов игры в волейбол;

  • обучить основам тактических действий игры;

  • укрепить здоровье, содействовать гармоническому развитию личности;

  • вооружить теоретическими знаниями;

  • развить основные двигательные качества: силу, ловкость, скоростно-силовые качества, быстроту движений.


Учебно-тематический план



НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ



Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

В процессе занятий



Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом



Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма



Основы методики обучения в волейболе

6



Подвижные игры с элементами волейбола

26



Общая и специальная физическая подготовка

34



Основы техники и тактики игры в волейбол

36



Контрольные игры и соревнования

15



Контрольные испытания

6




Всего

123 часа


Содержание программы

  • Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на организм человека. Систематические занятия физическими упражнениями, как важное условие укрепления здоровья иразвития двигательных качеств.

  • Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Причины травм и их предупреждение. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма.

  • Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе. Правила соревнований, их организация и проведение.

  • Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки.

  • Основы техники и тактики игры. Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения. Формирование тактических умений.

Формы и методы занятий.

  • Формы проведения занятий:

  1. Практические занятия;

  2. Эстафеты;

  3. Подвижные игры;

  4. Спортивные соревнования;

  5. Физкультурные праздники;

  6. Обучающие и двухсторонние игры;

  7. Товарищеские встречи.



  • Методы обучения:

  1. Словесные — создание у обучающихся предварительное представление об обучаемом движении. Для этой цели используется: объяснение, рассказ, замечания.

  2. Наглядные — показ упражнений и наглядных пособий;

  3. Практические — метод упражнений, игровой метод.


Календарно-тематическое планирование




Тема занятия

Кол-во

часов



Введение. Правила безопасности при занятиях волейболом. Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств.

3



Стойки и перемещения. Учебная игра.

3



Развитие быстроты перемещения. Обучение нижней прямой подаче. Учебная игра.

3



Обучение нижней прямой подаче. Учебная игра.

3



Нижняя прямая подача. Подача на точность.

3



Нижняя боковая подача.

3



Верхняя прямая подача

3



Развитие координации. Учебная игра.

3



Правила игры в волейбол. Игры по характеру действий сходные с волейболом. Судейство.

3



Приёмы и передачи мяча

3



Обучение верхней передаче.

3



Верхняя передача мяча. Изучение тактики первых и вторых передач. Учебная игра.

3



Обучение верхним передачам в средней и низкой стойках и после перемещения.

3



Передача в прыжке. Специальные упражнения у сетки.

3



Приемы мяча.

3



Прием мяча с падением.

3



Групповые и командные действия в нападении. Учебная игра.

3



Блокирование групповое

3



Групповые действия в защите внутри линии и между линиями.

3



Взаимодействия защитников между собой.

3



Взаимодействия защитников со страхующими

3



Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста.

3



Элементы баскетбола в занятиях волейболистов.

3



Индивидуальные тактические действия при приеме подач.

3



Индивидуальные и групповые действия нападения.

3



Индивидуальная тактика подач.

3



Индивидуальная тактика передач мяча.

3












Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.

3



Тактика нападающего удара.

3



Тактика нападающего удара с переводом в линию.

3



Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока.

3



Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции.

3



Защитные действия (блоки, страховки).

3



Отвлекающие действия при нападающем ударе.

3



Терминология в волейболе. Судейство. Учебная игра.

3



Взаимодействия нападающего и пасующего.

3



Групповые действия в нападении через игрока передней линии.

3



Командные действия в защите

3



Индивидуальные действия против группового блока.

3



Игра по правилам с заданием

3



Пляжный волейбол. Правила безопасности при выполнении игровых действий.

3



Краткое содержание изучаемого материала.

1-й год обучения.

Тема 1.Вводное занятие.

Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. История развитие волейбола. Закрепление изученного ранее.

Практика:

Тема 2: Общая физическая подготовка

Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.

Практика: Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Тема 3: Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые упражнения для выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

Тема 4: Техническая подготовка

Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.

Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема. Нападающий удар в прыжке, нападающий удар в прыжке с разбега. Нападающий удар с переводом. Прием мяча сверху двумя руками с падением и перекатом на спину. Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке). Нижняя прямая подача мяча. Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прием мяча отраженного от сетки. Групповое блокирование (двойной блок).

Тема 5: Тактическая подготовка

Теория: Рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником. Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать в данной ситуации. Обратить внимание на расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием применить.

Тема 6: Интегральная подготовка.

Теория: Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая, техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности. Практика: Упражнения для решения задач различных видов подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике игры. Игры с установками на игру.

Тема 7: Соревнования.

Теория: 4. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства. Практика: Проведение внутри школьных соревнований, товарищеских матчей. Участие в районных и городских соревнованиях.

Тема 8: Итоговое занятие.

Теория: Знание правил игры в волейбол.

Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по основам технической подготовки в волейболе. Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, передача мяча в парах без потерь.

Список литературы

1.Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и

методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.:ил.-(Работаем по новым стандартам).

2.Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 12006. 111с.авт.:В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников.

3.Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-

юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2014.-112с.

4.Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских

спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.:Советский спорт, 2015. - 112 с.

5.Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 10-11 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2016.-61с.-(Стандарты второго поколения).

6.Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б.

Кисилева.- Волгоград: : Учитель, 2011.- 251с.

7.Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт,2003.-144с.



8.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.:Издательский центр «Академия», 2010.-480 с.


Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая учебная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности волейбол для обучающихся 10-11 классов

Скачать 157.79 Kb.