Скачать 202.2 Kb.
Дата07.11.2018
Размер202.2 Kb.
ТипРабочая учебная программа

Рабочая учебная программа дисциплины в. Дв4




Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины Б1.В.ДВ4 Психофизическая регуляция

по направлению (специальности) 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

профиль Физическая реабилитация

квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная



Уфа, 2015
I Организационно-методический раздел


    1. Цель и задачи дисциплины

Цель рабочей учебной программы - вооружить студентов основами психофизической регуляции и способствовать выработке у них умений и навыков применять полученные теоретические знания в практической педагогической и спортивной деятельности.


Задачи учебного курса:

-формирование специальных знаний, определяющих психологическое обеспечение профессиональной деятельности специалиста;


- формирование умений, необходимых для практической реализации профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре;

- развить психомоторные и познавательные способности, эмоционально- волевую сферу в процессе физического воспитания;

- рассмотреть влияние спортивной деятельности на психическое состояние личности;

- овладеть методами психорегуляции, спортивной психодиагностикой, вопросами психологии спортивного отбора;


- ознакомить студентов с системой основных методов психофизической регуляции на различных этапах учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и конкретными методами психофизической регуляции спортсмена.

1.2 Место дисциплины в структуре ООП
Данный курс относится к элективным курсам по адаптивной физической культуре, изучается на дневном отделении на 4 курсе в 7 семестре. До начала изучения дисциплины или параллельно с ней необходимо изучение Б1.Б5 Психология и педагогика.
1.3. Перечень формируемых компетенций.

- способностью использовать методы и средства психофизической регуляции для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

- способностью определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста (ОПК-1);

- способностью проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики психофизической регуляции и требований образовательных стандартов (ОПК-2);

- способностью воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ОПК-4);

- способностью оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений (ОПК-5);

- способностью применять средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния обучающихся с учетом их пола и возраста, индивидуальных особенностей (ПК-5);

- способностью формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9);

Освоение компетенций происходит в результате полного прохождения курса.
1.4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, прослушавший лекционный курс по психофизической регуляции, принявший активное участие в обсуждении тем на семинарских занятиях, выполнивший пункты учебного плана,
должен знать:

- нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы психофизической регуляции;

- общие и практические основы психофизической регуляции в спорте;

- методы гетерорегуляции и ауторегуляции в спорте (вербальные и невер-

бальные, аппаратурные и безаппаратурные) возможности комплексного применения методов психофизической регуляции, методы оценки эффективности психофизической регуляции в процессе круглогодичной тренировки;

- методику психологического обеспечения физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения и психологической подготовки спортсменов;

- методы и организацию психофизической регуляции и психогигиены в физическом воспитании и спорте;

- методы организации и проведения научно-исследовательской работы в области психологии физического воспитания и спорта.

- основы психофизиологических знаний о методологии психофизиологии, закономерностях развертывания психических явлений, нравственного и психического развития учащихся, о формировании учебных коллективов при занятиях физической культурой

- психотерапевтические методы психогигиены и психопрофилактики в спорте.

уметь:

- развить психомоторные и познавательные способности, эмоционально-волевую сферу в процессе психофизической регуляции;

- анализировать педагогические ситуации, проникать во внутренний мир учащихся, применять психологические знания в практике общения, обучения и воспитания;

- использовать на практике полученные знания.



владеть:

- методами психофизической регуляции, спортивной психодиагностикой, вопросами психологии спортивного отбора.


1.5. Перечень и объем активных и интерактивных учебных занятий.
Для успешного достижения планируемых результатов обучения и формирования компетенций используются активные (метод анализа конкретных ситуаций, дискуссионный метод, социально-психологический тренинг) и интерактивные (круглый стол, «мозговой штурм», кейс-метод) технологии обучения.

Лекционное занятие № 3 проводится в форме дискуссии, что позволит выявить и обсудить различные точки зрения по наиболее актуальным вопросам.

Практические занятия предусматривают элементы составления логических схем. № 4, 5 проводятся в интерактивных формах (дебаты, дискуссии, круглый стол, мозговой штурм).

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: подготовка докладов, работа с научно-методической литературой, включая интернет-источники.



II Содержание дисциплины

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы


Всего часов

Распределение по семестрам

(в часах)




Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия, всего

30

30

в т.ч. лекции (Л)

12

12

практические занятия (ПЗ)

18

18

консультации

лабораторные работы (ЛР)







другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа студента (СРС)

78

78

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


2.2 Разделы дисциплины
Раздел 1. Психофизическая регуляция на уроках ФК и АФК

Раздел 2. Психофизическая регуляция в спорте



2.3 Темы дисциплины и их краткое содержание


п/п


Тема лекции

Перечень учебных вопросов

1

Психофизическая регуляция как проблема физического воспитания и спортивной тренировки

История развития психофизической регуляции. Психофизическая регуляция как составная часть психологической подготовки спортсмена. Психофизическая регуляция как фактор результативности соревновательной деятельности спортсменов. Психофизическая регуляция как проблема физического воспитания и спортивной тренировки. Уровни психофизической регуляции. Современное состояние проблемы психологической подготовки спортсменов. Психофизиологические основы психофизической регуляции.

2

Приемы и средства психофизической регуляции в спорте.

Приемы и средства саморегуляции. Приемы и средства гетерорегуляции. Вербальные и невербальные средства психофизической регуляции. Психорегулирующая тренировка. Психомышечная тренировка. Аппаратурные методики

3

Диагностика уровня развития навыков психофизической регуляции

Диагностика уровня развития навыков психофизической регуляции
первый, второй и третий уровни психофизической регуляции. Пульсометрия в диагностике уровней развития навыков психофизической регуляции. Миотонометрия в диагностике уровней развития психофизической регуляции. Психофункциональный тест Алексеева. Биометрия.



4

Психорегулирующая тренировка, определение и назначение в спорте. Механизмы ПФР. Принципы освоения ПФР.


Успокаивающая часть психорегулирующей тренировки, ее освоение. Мобилизующая часть психорегулирующей тренировки, назначение и освоение ее. Индивидуальный подход при освоении словесных формул психорегулирующей тренировки.

5

Методика развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки.

Базовая часть обучения психофизической регуляции, ее содержание. Этапы и циклы развития навыков психофизической регуляции. Понятие о психотехнических упражнениях, их использование в развитии навыков психофизической регуляции. Индивидуальный подход при развитии навыков психофизической регуляции.


6

Методика развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе углубленной специализации.

Индивидуальные программы психофизической регуляции. Самоконтроль и самооценка психического состояния. Развитие навыков психофизической регуляции с учетом вида спорта и уровня спортивной квалификации спортсменов.

7

Методика развития навыков психофизической регуляции на этапе спортивного совершенствования.



Особенности развития и совершенствования навыков психофизической регуляции у спортсменов с учетом стажа и вида спортивной деятельности. Обоснование использования психических и физических средств при развитии и совершенствовании навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Использование приемов массажа при формировании навыков психофизической регуляции. Индивидуализация средств психофизической регуляции на этапе спортивного совершенствования. Изучение и контроль устойчивости к стресс-факторам спортсменов высокой квалификации при развитии и совершенствовании навыков психофизической регуляции.


п/п


Тема практического занятия

Перечень учебных вопросов

1

Психофизическая регуляция, как проблема физического воспитания и спортивной тренировки



1. История развития психофизическая регуляции
2. Психофизическая регуляция как составная часть психологической подготовки спортсмена.
3. Психофизическая регуляция как фактор результативности соревновательной деятельности спортсменов.



2

Приемы и средства психофизической регуляции в спорте.

1.приемы и средства саморегуляции.
2.приемы и средства гетерорегуляции.


3

Диагностика уровня развития навыков психофизической регуляции

1. Первый, второй и третий уровни психофизической регуляции.
2. Пульсометрии в диагностике уровней развития навыков психофизической регуляции.
3. Миотонометрия в диагностике уровней развития психофизической регуляции.



4

Психорегулирующая тренировка, механизмы ее действия и принципы освоения.



1.понятие ПФР, ее задачи в спортивной практике.
2, уровни бодрствования головного мозга, их влияние на результат занятий ПФР.
3.основные механизмы действия ПФР.



5

Особенности развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе начальной спортивной тренировки



1. Ознакомительный этап развития навыков психофизической регуляции, его цели и задачи.
2. Беседы со спортсменами, их тематика и направленность.

6

Особенности развития навыков психофизической регуляции на этапе углубленной специализации.

1.развитие навыков психофизической регуляции на этапе углубленной специализации в связи с особенностями деятельности спортсменов.
2.средства и приемы развития навыков психофизической регуляции на этапе углубленной специализации.



7

Особенности развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе спортивного совершенствования.



1. Проблемы развития и совершенствования навыков психофизической регуляции у спортсменов высокой квалификации в связи со стажем деятельности и возрастными особенностями.
2. Навыки психофизической регуляции, как фактор повышения стрессоустойчивости у спортсменов высокой квалификации.


2.4 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1. Понятие психорегулирующей тренировки(ПФР), ее задачи в спортивной практике.
2. Основные механизмы действия ПФР.
3. Принципы освоения ПФР.
4. Успокаивающая часть ПФР, ее содержание и назначение.
5. Мобилизующая часть ПФР, ее содержание и назначение.
6. Индивидуальные формулы ПФР.
7. Ознакомительный этап развития навыков психофизической регуляции, его цели и задачи.
8. Тематика и направленность бесед со спортсменами при развитии у них навыков психофизической регуляции.
9. Подготовительный этап развития навыков психофизической регуляции, его цели и задачи.
10. Психотехнические упражнения, как средство развития психических функций.
11. Средства и приемы основного этапа развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки.
12. Развитие навыков психофизической регуляции на этапе углубленной специализации в связи с особенностями деятельности спортсмена.
13. Средства и приемы развития навыков психофизической регуляции на этапе углубленной специализации.
14. Индивидуальные программы для развития навыков психофизической регуляции на этапе углубленной спортивной специализации.
15. Проблемы развития и совершенствования навыков психофизической регуляции у спортсменов высокой квалификации в связи со стажем спортивной деятельности.
16. Особенности использования психических средств для развития навыков психофизической регуляции у спортсменов высокой квалификации.
17. Обоснование использования физических средств при формировании и совершенствовании навыков психофизической регуляции у спортсменов высокой квалификации.

2.5. Вопросы к зачету по курсу «Психофизическая регуляция»
1. История развития психофизической регуляции в спорте.
2. Психофизическая регуляция как составная часть психологической подготовки спортсмена.
3. Проблема обучения навыкам психофизической регуляции в спорте.
4. Концептуальная модель психофизической регуляции в спорте.
5. Вербальные и невербальные средства психофизической регуляции.
6. Теория функциональных систем П.К. Анохина, как основа психофизической регуляции.
7. Психофизиологические основы психофизической регуляции.
8. Психические состояния в спорте, их виды, характеристика, причины возникновения.
9. Оптимальное боевое состояние (ОБС), характеристика его компонентов.
10. Уровни психофизической регуляции, их обоснование.
11. Диагностика уровня развития навыков психофизической регуляции.
12. Контроль за развитием и совершенствованием уровня развития психофизической регуляции.
13. Стресс-факторы, их влияние на спортсмена в связи с уровнем развития навыков психофизической регуляции.
14. Психофункциональный тест, техника его проведения.
15. Навыки психофизической регуляции в связи с индивидуально-психологическими особенностями спортсмена.
16. Навыки психофизической регуляции в связи с квалификацией спортсмена.
17. Психическая надежность спортсмена, понятие и компоненты ее.
18. Устойчивость внимания, как важный фактор развития навыков психофизической регуляции.
19. Навыки психофизической регуляции в связи с видом спортивной деятельности.
20. Понятие психорегулирующей тренировки(ПФР), ее задачи в спортивной практике.
21. Основные механизмы действия ПФР.
22. Принципы освоения ПФР.
23. Успокаивающая часть ПФР, ее содержание и назначение.
24. Мобилизующая часть ПФР, ее содержание и назначение.
25. Индивидуальные формулы ПФР.

3 Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

3.1 Тематический план лекционных и практических занятий.




Наименование раздела дисциплины

Лекции

Пр.

занятия


12

18

1

Психофизическая регуляция, как проблема физического воспитания и спортивной тренировки



2




2

Приемы и средства психофизической регуляции в спорте.

2

4

3

Диагностика уровня развития навыков психофизической регуляции

2

4

4

Психорегулирующая тренировка, механизмы ее действия и принципы освоения.



2

2

5

Особенности развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе начальной спортивной тренировки



2

2

6

Особенности развития навыков психофизической регуляции на этапе углубленной специализации.

2

2

7

Особенности развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе спортивного совершенствования.






4



3.3 Тематический план лабораторных занятий (не предусмотрен)
3.4 Тематический план самостоятельной работы студентов


п/п


Наименование раздела дисциплины.

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.

Кол-

во

часов



1

Психофизическая регуляция, как проблема физического воспитания и спортивной тренировки



1. История развития психофизическая регуляции
2. Психофизическая регуляция как составная часть психологической подготовки спортсмена.
3. Психофизическая регуляция как фактор результативности соревновательной деятельности спортсменов.



10

2

Приемы и средства психофизической регуляции в спорте.

1.приемы и средства саморегуляции.
2.приемы и средства гетерорегуляции.


10

3

Диагностика уровня развития навыков психофизической регуляции

1. Первый, второй и третий уровни психофизической регуляции.
2. Пульсометрии в диагностике уровней развития навыков психофизической регуляции.
3. Миотонометрия в диагностике уровней развития психофизической регуляции.



10

4

Психорегулирующая тренировка, механизмы ее действия и принципы освоения.



1.понятие ПФР, ее задачи в спортивной практике.
2, уровни бодрствования головного мозга, их влияние на результат занятий ПФР.
3.основные механизмы действия ПФР.



10

5

Особенности развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе начальной спортивной тренировки



1. Ознакомительный этап развития навыков психофизической регуляции, его цели и задачи.
2. Беседы со спортсменами, их тематика и направленность.

10

6

Особенности развития навыков психофизической регуляции на этапе углубленной специализации.

1.развитие навыков психофизической регуляции на этапе углубленной специализации в связи с особенностями деятельности спортсменов.
2.средства и приемы развития навыков психофизической регуляции на этапе углубленной специализации.



14

7

Особенности развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе спортивного совершенствования.



1. Проблемы развития и совершенствования навыков психофизической регуляции у спортсменов высокой квалификации в связи со стажем деятельности и возрастными особенностями.
2. Навыки психофизической регуляции, как фактор повышения стрессоустойчивости у спортсменов высокой квалификации.

14


4 Формы контроля (текущего, промежуточного и итогового)
Текущий контроль:

Тема 4 – таблицы.

Тема 5 – тест.

Тема 6 – таблица.

Тема 7 – тест.

Промежуточный: тест.

Итоговый: зачет.


5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 Перечень рекомендуемой литературы


Основная
1. Алексеев А.В. Психическая готовность. М., 2010.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М., 2012.
3. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. - Омск, 2012 /под ред. Г.Д. Бабушкина.

Дополнительная

4. Ильин Е.П. Психофизиология состояния человека. М.: Питер, 2005. – 411с.

5. Психологическое обеспечение спортивной деятельности /под ред. Г.Д. Бабушкина. – Омск: Сибгуфк, 2006.

6. Алексеев А.В. Преодолей себя. – Ростов на Дону, Феникс, 2006.



7. Бабушкин г.д. психология деятельности тренера. - Томск, 2006.
8. Общая и спортивная психология. Учебник для высших физкультурных учебных заведений. Под ред. Г.Д.Бабушкина, В.М.Мельникова.-Омск: Сибгафк,2000.-192 с.


5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, учебных фильмов, мультимедийных материалов и т.п.
1.http://www.fizkult-ura.ru/

2.http://www.fismag.ru/

3.http://lib.sportedu.ru/


МАТРИЦА ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Компетенции


Разделы



ОК-8

ОПК- 1

ОПК- 2

ОПК- 4

ОПК- 5

ПК- 5

ПК- 9

Психофизическая регуляция, как проблема физического воспитания и спортивной тренировки



+

+

+




+




+

Приемы и средства психофизической регуляции в спорте.

+

+

+

+

+

+

+

Диагностика уровня развития навыков психофизической регуляции

+

+




+

+

+

+

Психорегулирующая тренировка, механизмы ее действия и принципы освоения.



+

+

+

+

+




+

Особенности развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе начальной спортивной тренировки



+

+

+

+

+

+

+

Особенности развития навыков психофизической регуляции на этапе углубленной специализации.

+

+

+

+

+

+

+

Особенности развития навыков психофизической регуляции у спортсменов на этапе спортивного совершенствования.



+

+

+

+

+

+

+