Скачать 208.25 Kb.
Дата09.10.2019
Размер208.25 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа учебный предмет Основы духовно -нравственной культуры народов России



Приложение № 3


Рассмотрена

на заседании

педагогического совета школы

(протокол № 1 от 30.08.2018)

Согласована.

Заместитель директора по УВР:

____________________ Лыжова С. Е.

30.08.2018

УТВЕРЖДЕНО

приказом МОУ Новомалыклинской СОШ

от 31.08.2018 №395


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебный предмет

Основы духовно -нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур.

Указание класса, параллели, уровня образования

5 класс

Количество часов - годовых и недельных

5 класс- 35 учебных недель, 1 час в неделю, в год - 35 часов

Срок реализации программы

2018-2019 учебный год

Учебная программа (примерная или авторская), на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания)

Начальная школа (сост. Е.С.Савинов). – 2-е изд., перераб.-М. Просвещение, 2010.-п.5.2.6 (Стандарты второго поколения).

Учебник, с указанием авторов, издательства, года издания

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы релизиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 кл. (4-5 кл.): учебник /

Р.Б. Амиров, О.В. Воскресенский, Т.М. Горбачева, Б.У. Китинов, Б.А. Малышев, Н.Г. Пропирный, К.В. Савченко, К.Т. Сергазина, Т.Д. Шапошникова; под ред. Т.Д. Шапошниковой.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2016.-197.

Фамилия, имя и отчество

разработчика рабочей программы

Чирков Алексей Дмитриевич

Год разработки программы

2018 год

Содержание:

Разделы


Страницы

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета.


2-4

2.Содержание учебного предмета.


5-13

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы.


14

4.Приложение:

4.1.Календарно- тематическое планирование



4.2.Контрольно- измерительные материалы




1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

  • Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

  • осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

В результате усвоения программного материала обучающиеся получат представление:

  • о мировых религиях;

  • об основателях религий мира;

  • о священных книгах религий мира;

  • о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»;

  • об искусстве в религиозной культуре;

узнают:

  • названия мировых религий;

  • имена основателей религий мира;

  • названия основных праздников религий мира;

  • особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

научатся:

  • воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;

  • работать с различными источниками информации;

  • осуществлять творческую деятельность;

  • овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.


1.2.Карта контрольно-оценочной деятельности


Вид контроля

Форма контроля

№ урока

1 четверть

Тематический

Контрольная работа по теме «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества»

1

2 четверть

Тематический

Контрольная работа по теме «Основы мировых религиозных культур»

2

3 четверть

Тематический

Контрольная работа по теме «Любовь и уважение к Отечеству»

3

4 четверть

Тематический

Контрольная работа по теме «Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России»

4

Промежуточная аттестация

Итоговая контрольная работа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

5


2. Содержание учебного курса

2.1. Содержание учебного курса

ЗНАКОМСТО С НОВЫМ ПРЕДМЕТОМ.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этнические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Представители различных религий о необходимости мирного диалога. Единство лидеров мировых религий в важнейших вопросах мирного сосуществования. Значение образования и просвещения в деле достижения взаимопонимания. Обращение участников 3 Съезда лидеров мировых и традиционных религий к мировому обществу.

Творческая работа: сочинение-миниатюра «Что я хочу пожелать людям всего мира…»

ВЕРОВАНИЯ РАЗНЫХ НАРОДО В МИФАХ, ЛЕГЕНДАХ И СКАЗАНИЯХ

Древние верования и религиозные культы

Основное содержание: способы изучения культуры прошлого. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники. Древние религиозные культы. Культ Богини-Матери. Культы почитания природы. Фетиши и предметы религиозного культа. Обряды и ритуалы. Обряд инициации. Религиозные практики. Шаманство.

Вариативное содержание: мифология о сотворении и устройстве мира. Древние божества и персонажи мифов и легенд. Мифы африканских народов «Антилопа и черепаха», «Испытание сном».

Основные понятия: мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство.

Словарная работа: археология, археолог, культ, обряд, ритуал.

Творческая работа: иллюстрации к уроку.



Верования коренного населения Австралии

Основное содержание: географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Концепция мира и человека в представлении австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге.

Вариативное содержание: бумеранг и его символический смысл.

Основные понятия: аборигены, картина мира.

Словарная работа: аборигены.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: история, культура и природа Австралии.



Верования коренного населения Америки

Основное содержание: географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце.

Вариативное содержание: календарь ацтеков и Камень Солнца.

Основные понятия: майя, ацтеки, инки, цивилизация.

Словарная работа: цивилизация.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: культура древних цивилизаций Северной и Южной Америки.



Мифология и культура Японии

Основное содержание: географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы. Японский календарь. Легенда о мышке, которая первой увидела солнце.

Вариативное содержание: изображение божеств в японской традиции. Кукла дарума.

Основные понятия: синтоизм.

Словарная работа: экзотика, экзотичный.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: куклы в традиционной культуре Японии.



Верования древних славян

Основное содержание: культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и Водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы.

Вариативное содержание: божества славянской мифологии. Славянские мифы.

Основные понятия: славяне, капище, идолы.

Словарная работа: соотечественник, идол.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: верования древних славян в русском фольклоре.



ИУДАИЗМ

Представления о Боге в иудаизме

Основное содержание: иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в иудаизме.

Символы иудаизма: Маген-Давид и Менора.

Вариативное содержание: притча о том, почему Бог не может быть видим. Основные понятия: иудаизм, евреи, Маген-Давид, Менора.

Межмодульные связи: иудаизм, монотеистические религии.

Словарная работа: иудаизм, евреи.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: 'Государство Израиль: географические и природные особенности, культурные и исторические достопримечательности.

Мир и человек в иудаизме

Основное содержание: представления о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат.

Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Значение семьи и брака в иудейской традиции. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи.

Вариативное содержание: отношение к богатству и бедности в иудейской традиции.

Основные понятия: Шаббат, Тора, душа.

Межмодульные связи: религиозные представления о происхождении мира и человека.

Словарная работа: свобода воли.

Тора и заповеди

Основное содержание: Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Обетованную землю. Пророк Моисей. Праздники Песах, Суккот и Шавуот. Десять заповедей как основа Завета. Содержание и смысл десяти заповедей. Скрижали Завета и Ковчег Завета. Строительство и разрушение Иерусалимского Храма. Стена Плача.

Вариативное содержание: путь евреев в Обетованную землю, чудо с манной небесной.

Основные понятия: Тора, Пятикнижие, Обетованная земля, пророк Моисей, заповеди, Завет.

Вариативное содержание: путь евреев в Обетованную землю, чудо с манной небесной.

Основные понятия: Тора, Пятикнижие, Обетованная земля, пророк Моисей, заповеди, Завет.

Межмодульные связи: пророки в различных религиозных культурах; заповеди.

Словарная работа: пророк.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: пророк Моисей.

О чем говорит иудейский закон

Основное содержание: правило Гилеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему.

Вера в приход Мессии и Царство справедливости.

Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции.

Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Правила кашрута. Отношение к природе и живым существам в иудаизме.

Вариативное содержание: правила благотворительности в иудаизме.

Основные понятия: Мессия, цдака, кашрут.

Межмодульные связи: золотое правило Гилеля.

Словарная работа: благотворительность.

Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме

Основное содержание: обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба.

Синагога. Происхождение и назначение синагоги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге. Раввины и их роль в религиозной и повседневной жизни еврейской общины.

Вариативное содержание: Особенности облачения для совершения молитвы в иудейской традиции. Иудейские притчи.

Основные понятия: обрезание, бар-мицва и бат-мицва, синагога, раввин.

Межмодульные связи: обряды, ритуалы, священные сооружения.

Словарная работа: совершеннолетие, община.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: традиционные иудейские праздники.

Внеурочная деятельность: посещение синагоги.

ХРИСТИАНСТВО



Представление о Боге и мире в христианстве

Основное содержание: христианство и его распространение в мире.

Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Представления о Боге в христианстве. Библия. Представления о сотворении мира и человека в христианстве. Христианские представления о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции.

Вариативное содержание: история возникновения и время возникновения христианства.

Основные понятия: христианство. Библия, Иисус Христос.

Межмодульные связи: представления о сотворении мира и человека в различных религиозных культурах.

Словарная работа: мироздание.

Представление о человеке в христианстве

Основное содержание: первые люди Адам и Ева. Христианские представления о грехе и Иисусе Христе как Спасителе.

Основные заповеди христианства. Заповеди о любви к Богу и ближнему. Человеческая жизнь и достоинство как важнейшие ценности христианской религии. Христианская идея самосовершенствования через веру, любовь и самопожертвование. Притча о следах на песке.

Вариативное содержание: грехопадение Адама и Евы и изгнание из рая.

Основные понятия: Спаситель, любовь.

Межмодульные связи: заповеди, представление о грехе в различных религиозных культурах, любовь как основа жизни и духовного самосовершенствования.

Словарная работа: грех, заповеди, доблесть, патриотизм.

Творческая работа: поделка «Как люди выражают свою любовь».



Библия – священная книга христиан

Основное содержание: книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий.

Содержание Ветхого Завета. Содержание Нового Завета.

Принятие христианства на Руси. Распространение православия.

Вариативное содержание: евангелисты и апостолы.

Основные понятия: Библия, Ветхий Завет и Новый Завет.

Словарная работа: Библия.

Православие

Основное содержание: православная церковь. Правила жизни православных верующих.



Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство.

Православное богослужение. Православные молитвы. Правила молитвы в храме. Православные священно- и церковнослужители. Православные иконы, почитание икон верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха.

Вариативное содержание: язык православного богослужения.

Основные понятия: православие, церковь, священнослужители, церковнослужители, икона.

Межмодульные связи: православие.

Словарная работа: патриарх, священнослужители, церковнослужители.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: традиционные православные праздники.

Католицизм

Основное содержание: Государство Ватикан и Папа Римский. Католические священнослужители, церковнослужители.

Почитание Девы Марии и ее образ в изобразительном искусстве. Католическое искусство. Особенности католического богослужения. Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство.

Вариативное содержание: орган и органная музыка в католическом богослужении.

Основные понятия: католицизм, Ватикан, Папа Римский.

Словарная работа: католицизм.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: государство Ватикан.

Протестантизм

Основное содержание: происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятельность протестантскихпасторей.

Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство. Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире.

Вариативное содержание: протестантские благотворительные организации и их деятельность.

Основные понятия: протестантизм, миссионерство, баптизм, лютеранство, адвентизм.

Словарная работа: протестантизм, проповедник, миссионер.

Внеурочная деятельность: посещение православного храма, костела или протестантского дома мелитов (на выбор).
ИСЛАМ

Представление о Боге и мире в исламе

Основное содержание: ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога.

Коран о создании вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом.

Вариативное содержание: представление о равенстве мужчин и женщин в исламе.

Основные понятия: ислам, мусульмане, Аллах, Коран.

Межмодульные связи: представления о происхождении мира и жизни в разных религиозных культурах; ислам.

Словарная работа: ангелы, джинны.

Пророк Мухаммед

Основное содержание: первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммед – «печать пророков». История жизни пророка Мухаммеда. Учение и проповеди пророка Мухаммеда. Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад, правильное толкование понятия «джихад».

Вариативное содержание: труд в системе ценностей ислама.

Основные понятия: пророк Мухаммед, джихад.

Словарная работа: самосовершенствование.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: Великая отечественная война в истории России.



Коран и Сунна

Основное содержание: Коран – священная книга мусульман. Сунна – предание о жизни пророка Мухаммеда. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман.

Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Великие исламские ученые. Законы взаимоуважения, веротерпимости, добрососедства и гостеприимства в исламе.

Вариативное содержание: исламская медицина.

Основные понятия: Коран, Сунна.

Словарная работа: гостеприимство.



Столпы ислама. Праздники ислама

Основное содержание: пять столпов ислама. Шахада.

Намаз, правила намаза.

Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешения во время поста. Праздник Ураза-байрам. Закят, его значение в жизни мусульманской общины. Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам.

Вариативное содержание: совместная молитва мусульман в мечети.

Основные понятия: шахада, намаз, Рамадан, Ураза-байрам, закят, хадж, Курбан-байрам.

Словарная работа: милостыня.

Священные города и сооружения ислама

Основное содержание: Мекка, Масджид Аль-Харам, Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении.

Медина, переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Мухаммеда. Иерусалим, мечеть Аль-Акса.

Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы ислама. Правила поведения в мечети.

Вариативное содержание: каллиграфия в художественной культуре ислама. Исламские притчи.

Основные понятия: Мекка, Кааба, Медина, мечеть.

Словарная работа: каллиграфия, панно, фриз.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: Священные сооружения ислама на территории России.

Внеурочная деятельность: посещение мечети.

БУДДИЗМ

Жизнь Будды

Основное содержание: буддизм – старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Проповеди Будды, первые слушатели Будды.

Вариативное содержание: Последователи и ученики Будды. Первые буддийские монастыри и университеты.

Основные понятия: буддизм, Сиддхартха, Будда, срединный путь, Просветление.

Межмодульные связи: буддизм.

Словарная работа: срединный путь.



Учение Будды

Основное содержание: четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий.

Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана. Джатаки – истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. Принцип ахимсы – ненасилия, основанного на любви и доброте. Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов.

Вариативное содержание: восемь символов буддийского учения. Колесо сансары.

Основные понятия: четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки, сансара, три драгоценности буддизма.

Словарная работа: благородные истины, символ.



Духовные наставники и священные сооружения буддистов

Основное содержание: Распространение буддизма.

Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы. Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее устройство. Потала, внешний вид и внутреннее устройство и убранство. Священные буддийские сооружения на территории России.

Вариативное содержание: ступы.

Основные понятия: лама. Далай-лама, Потала, боддхисатва.

Словарная работа: Далай-лама, дацан, Сандаловый Будда.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: буддийские монастыри и жизнь буддийских монахов. Традиционные буддийские праздники.

Священные тексты буддизма

Основное содержание: Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «просто идите своим путем». Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре.

Вариативное содержание: Дхаммапада и Гирлянда джатак. Буддийские притчи.

Основные понятия: Трипитака

Словарная работа: санскрит.

Внеурочная деятельность: посещение буддийского храма.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Золотое правило нравственности

Основное содержание: общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности.

Религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека. Золотое правило нравственности в различных религиозных культурах. Жизнь по нравственным законам в современном мире.

Вариативное содержание: Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...».

Основные понятия: общечеловеческие ценности.

Межмодульные связи: этика, самосовершенствование, религиозные культуры.

Творческая работа: иллюстрации к уроку.

Не совсем обычный урок. Интересный разговор

Основное содержание: ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота.

Памятники мировой религиозной культуры, их художественная и культурная значимость для современного человека. Золотое кольцо России. Памятники исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим – город трех религий. Стамбул: христианские и исламские священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты.

Основные понятия: красота, культура, культурные ценности.



2.2.Прохождение практической части программы по предмету





Общее количество




Всего часов

Контрольных работ

Проектов

1 четверть

8

1

2

2 четверть

8

1

2

3 четверть

10

1

3

4 четверть

9

2

3


3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Основы религиозных культур.

23

3

Духовные традиции многонационального народа России

11




Итого:

35