страница1/5
Дата13.10.2018
Размер0.83 Mb.
ТипПрограмма

Рабочая программа составлена на основании комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «От рождения до школы»


  1   2   3   4   5


c:\users\user\desktop\шипунов 6-7.jpg


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько ребенок физически и психологически готов к нему. Поэтому базой для реализации программы является укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. Целью занятий физической культурой является приобщение ребенка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений. Физическое развитие дошкольника предусматривает в первую очередь формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получение удовольствия от игр, движений, упражнений.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.

Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами.

Важными задачами программы является воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве, формирование способности к самоконтролю за качеством выполнения движений.

Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиеныПрограмма ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены.

Рабочая программа составлена на основании комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Для успешной реализации поставленных задач так же использую программы дополнительного образования и методические пособия:



  • «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», И.М. Новикова.

  • «Оздоровительная гимнастика для детей 6-7 лет», Л.И. Пензулаева.

  • «Физкультурные занятия в детском саду - средняя группа», Л.И. Пензулаева.

  • «Методика физического воспитания» Э.Я. Степаненкова.

  • «Методика проведения подвижных игр» Э.Я Степаненкова.

  • «Физическое воспитание в детском саду» Э.Я. Степаненкова.

Основные цели и задачи реализации образовательной области «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Принципы воспитания и обучения
Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип развивающего обучения от детей требуется приложение усилий для овладения новыми движениями.

Принцип интеграции: процесс оздоровления детей в ДО осуществляется в тесном единстве с учебно-воспитательным процессом.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений, навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечет пути совершенствования умений и навыков, построение двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований физических нагрузок.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Возрастные особенности детей 6 - 7 лет

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.



Достижения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным, причесываться.

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной.

В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, подвижные и музыкальные игры.

Старшие дошкольники выдвигают разнообразные игровые замыслы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в придумывании игровых событий.

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду – в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими.

Воспитатели старшей и подготовительной групп решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентаций, укрепления здоровья будущих школьников.



Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры


Интегративные

качества

Динамика формирования интегративных качеств


1. Физически

развитый,

овладевший

основными

культурно- гигиеническими

навыками

Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).

Может прыгать на мягкое покрытие с высоты 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние неменее 100см; в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку разными способами.

Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать

в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-

12 м, метать предметы в движущуюся цель.

Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй»,

соблюдать интервалы во время передвижения.

Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под

музыку, по словесной инструкции.

Следит за правильной осанкой.

Ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстоянии 3 км, поднимается на горку и спускается с нее,

тормозит при спуске.

Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).


2.Любознательный,

активный

Свободно и вариативно использует основные движения в самостоятельной деятельности, переносит в разные виды

игр, интегрирует разнообразие движений с разными видами и формами детской деятельности, активен в соревнованиях со сверстниками в выполнении физических упражнений.



3.Эмоционально

отзывчивый

Переживает состояние эмоциональной комфортности от собственной двигательной активности и активности

сверстников, взрослых, ее успешных результатов, сочувствует и сорадуется спортивным поражениям и победам, радуется или огорчается по поводу состояния своего здоровья, здоровья других.



4.Овладевший

средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Достаточно самостоятелен в организации собственной оптимальной двигательной активности и двигательной

активности сверстников, подвижных игр, уверенно анализирует их результаты.



5.Способный управлять своим поведением и

планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,

соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Демонстрирует освоенную культуру движений.

6.Способный решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы),

адекватные возрасту

Настойчиво проявляет элементы творчества при выполнении физических упражнений и игр, осуществляет активное

использование двигательного опыта и навыков ЗОЖ в новых обстоятельствах.



7.Имеющий

первичные

представления о себе, семье, обществе

(ближайшем

социуме), государстве

(стране), мире и

природе




8.Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности

Самостоятельно добивается успешных количественных показателей, стремится проявить максимальные физические

качества при выполнении движений, оценивает их выполнение, общий результат.



9.Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками

Бег:

 сочетать бег с преодолением препятствий в естественных условиях;

 пробежать 10 м. с наименьшим числом шагов;

 бегать непрерывно до 2-3 мин;

 пробежать 200-300 м со средней скоростью; медленно до 400 м по пересеченной местности;

 пробежать быстро 20 м (2-3 раза) с перерывами; челночный бег 3-5 раз по 10 м;

 пробежать как можно быстрее 30 м (примерно за 7,5-6,5 с).

Прыжки:

 прыгать через короткую скакалку разными способами, на бегу;

 пробежать под вращающейся длинной скакалкой; вбегать под нее, перепрыгивать несколько раз и выбегать;

 прыгать через большой обруч, как через скакалку;

 запрыгнуть с разбега в 3 шага на предметы высотой 40 см, спрыгнуть с них;

 прыжки в длину с места, с разбега.



Спортивные упражнения:

 скользить на ногах с невысокой горки;

 пройти на лыжах не менее 600 м в среднем темпе, 2-3 км в спокойном темпе;

 спуститься с горки на лыжах в низкой и высокой стойке, уметь тормозить;

 сохранять правильную позу и равновесие при катании на коньках (на снегу, на льду), разбегаться и скользить на

двух ногах, делать повороты в движении, уметь тормозить;

 управлять велосипедом одной рукой; кататься на самокате.

Спортивные игры:

 городки;

 баскетбол;

 футбол;

 хоккей;

 бадминтон;

 настольный теннис.



Система оценки результатов освоения Программы


Подготовительная к школе группа, дошкольный возраст (6-7 лет).

Цель, задача

Целевые ориентиры

Физическая культура

Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

- выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье)

- может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100см, с разбега -180см; в высоту с разбега – не менее 50см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

- может перебрасывать набивные мячи (вес -1кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5м;

- умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчёта на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения;

- выполняет физические упражнения из разных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции следит за правильной осанкой;

- участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, футбол, бадминтон.



Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по овладению детьми элементарными нормами здорового образа жизни.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности для овладения детьми элементарных норм здорового образа жизни.



- усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расчёской, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви);

- имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).




Уровень физической подготовленности дошкольников
Уровень физической подготовленности дошкольников определяется методикой Г. Лескова, Н. Ноткина.

3 балла – высокий уровень навыка. Правильно выполняются все основные элементы движения;

2 балла – средний уровень, справляются с большинством элементов техники, допуская незначительные ошибки;

1 балл- низкий уровень, при выполнении упражнения допускаются значительные ошибки.



Методические указания к проведению тестирования.

  1. Тест «Прыжок в длину с места»

Исходное положение: стойка на полужёсткой опоре (ковре, гимнастическом мате), ноги врозь на ширине ступни.

Задание: толчком двух ног прыгнуть как можно дальше.

Оценивается: длина прыжка от линии старта до пятки «ближайшей» к ней при приземлении ноги в сантиметрах.

Учитывается: результат двух попыток, выполненных подряд.

  1. Тест «Челночный бег 2 по 10метров»

Исходное положение: стойка за стартовой линией, одна стопа располагается у самой линии, вторая - сзади в удобном для ребёнка положении.

Задание: по сигналу «Марш!» добежать до линии, находящейся на расстоянии 10 м от линии старта, заступить за неё ногой и, повернувшись, прибежать за линию старта.

Оценивается: время выполнения задания в секундах.

Учитывается: лучший результат двух попыток в секундах, выполненных с перерывом для отдыха.

  1. Тест «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами»

Исходное положение: стойка босиком на одной ноге на жёсткой ровной поверхности, другая (по выбору испытуемого) согнута назад. Руки внизу свободно.

Задание: приняв исходное положение, закрыть глаза и устоять на одной ноге как можно дольше.

Оценивается: время удержания позы с момента закрытия глаз до того момента,

когда:


  • ступня опорной ноги сдвинется с места;

  • свободная нога коснётся опоры;

• испытуемый, потеряв равновесие, откроет глаза.

Учитывается: лучшая из двух попыток, выполняемых подряд.

  1. Тест «Повторные разгибания и сгибания туловища за 30 секунд»

Исходное положение: сидя на коврике (гимнастическом мате) с согнутыми под прямым углом ногами. Руки скрещены на груди, ладони на плечах. Тестирующий прижимает ступни ребёнка к полу.

Задание: за 30 секунд максимальное число раз лечь до касания лопатками полай вернуться в исходное положение.

Оценивается: количество полных циклов «сгибание-разгибание», выполненных за 30 секунд.

Учитывается: результат одной попытки после выполнения 2-3 пробных движений для разминки.

  1. Тест «Вис на согнутых руках»

Исходное положение: вис на перекладине на согнутых руках, принятый с помощью тестирующего или скамейки, подобранной в соответствии с ростом ребёнка. Подбородок ребёнка находится над перекладиной, не касаясь её.

Задание: после того, как убрана опора или помощь, как можно дольше провисеть на согнутых руках.

Оценивается: время удержания виса на согнутых руках до момента, когда глаза ребёнка опустятся ниже уровня хвата.

Учитывается: результат одной попытки в секундах.

  1. Тест «Наклон вперёд сидя»

Исходное положение: сед на полужёсткой опоре, ноги на ширине плеч полностью выпрямлены. Тестирующий, находясь сбоку или сзади, прижимает ладонями колени ребёнка к полу. Руки ребёнка вытянуты вперёд, кисти, положенные одна на другую, положены на пол, пальцы упираются в кубик, находящийся между щиколотками.

Задание: медленно, без рывков и раскачивания, наклониться и постараться отодвинуть кубик как можно за линию пяток.

Оценивается: расстояние в сантиметрах от линии пяток до кончиков пальцев вытянутых кистей, упирающихся в кубик;

Учитывается: результат одной попытки.

Тестирование общей физической подготовленности детей дошкольного возраста

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

ВОЗРАСТ 2-3 года



  1. Прыжок в длину с места.

ВОЗРАСТ 3-4 года

  1. Прыжок в длину с места

  2. Челночный бег 2 по 10 метров.

ВОЗРАСТ 4-5 года

  1. Прыжок в длину с места.

  2. Челночный бег 2 по 10 метров.

  3. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами

ВОЗРАСТ 5-6 лег

  1. Прыжок в длину с места.

  2. Челночный бег 2 по 10 метров.

  3. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами

  4. Повторные разгибания и сгибания туловища за 30 секунд.

ВОЗРАСТ 6-7 лег

  1. Прыжок в длину с места.

  2. Челночный бег 2 по 10 метров.

  3. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами

  4. Повторные разгибания и сгибания туловища за 30 секунд.

  5. Вис на согнутых руках,

  6. Наклон вперёд сидя.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Физическое развитие
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

Формировать представления об активном отдыхе.

Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Физическая культура

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.

Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.

Добиваться активного движения кисти руки при броске.

Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.

Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.

Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.

Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.

Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
  1   2   3   4   5

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа составлена на основании комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «От рождения до школы»