страница1/2
Дата03.06.2018
Размер0.68 Mb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа по географии для основной школы составлена на основе


  1   2


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для основной школы составлена на основе:



  • Федерального КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования второго поколения;

  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:



  • - целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

- предпрофильной ориентации.

В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.



Общая характеристика курса географии

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.



Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

В блоке «Начальный курс географии» и «География материков и океанов» 6, 7 классы - у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» 8,9 класс — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:



  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Место учебного предмета в школьном плане

География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 245, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6 классе и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования.



Содержание предмета географии

Содержание курса географии 6 класс

Введение.

География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.



Виды изображений поверхности Земли.

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности.



План местности. Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты.

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.



Строение Земли. Земные оболочки.

Земля — как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера.Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Атмосфера. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие –важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.



Население Земли.

Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек — часть биосферы.



Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

Стихийные природные явления.



Содержание курса географии 7 класс

ВВЕДЕНИЕ

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятель­ности человека. Практическое значение географиче­ских знаний. Многообразие источников географиче­ской информации.

Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карта­ми, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).

Как открывали мир

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешест­вия, расширяющие представления европейцев о Ста­ром Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройст­ве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Меж­дународный геофизический год, исследования Миро­вого океана, изучение Земли из космоса. Междуна­родное сотрудничество в изучении Земли.



Географическая карта

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использо­ванием карты.

Практическая работа. Характеристика карты атласа, решение расчетных задач.

ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности раз­мещения крупных форм рельефа. Природные катаст­рофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.

Практическая работа. Определение по карте направле­ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).



АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве­щенности и тепловые пояса. Распределение темпера­туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От­крытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воей­ков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат­мосфере.

Практическая работа. Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик

ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН

Мировой океан — главная часть гидросферы. Ги­потезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные систе­мы мира, ледники на Земле, многообразие озер); под­земные воды.



ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплек­сы, их строение и разнообразие. Природная зона. Гео­графическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. Анализ схем круговоротов ве­ществ и энергии.



Океаны и материки

ОКЕАНЫ

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Гео­графическое положение. Краткая история исследова­ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое поло­жение. Основные этапы исследования природы оке­ана. Особенности природы океана, природные богат­ства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

АФРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис­следования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место­рождений полезных ископаемых. Факторы формиро­вания климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха­рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севе­ра на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.

Народы и страны. Гипотеза об африканском проис­хождении человека. Разнообразие расового и этниче­ского состава населения материка. Размещение насе­ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре­менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал­жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточ­ная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населе­ния: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс­лы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли­янием человека.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран региона.

Практическая работа. Описание природных условий, на­селения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.



АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз­мещение в зависимости от климата. Природные бо­гатства. Изменения природы человеком и современ­ные ландшафты. Меры по охране природы на конти­ненте.

Население Австралии. Особенности духовной и ма­териальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь конти­нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы. 1. Сравнение географического по­ложения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континен­тов, а также степени природных и антропогенных измене­ний ландшафтов каждого из материков.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при­роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании че­ловеком и изменение им природы островов. Совре­менные народы и страны Океании.



ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от­крытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности размещения крупных форм рельефа в за­висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про­явление на материке широтной зональности. Природ­ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че­ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат­ства и их использование в хозяйственной деятельнос­ти населения.

Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Оценивание воз­можностей и трудностей хозяйственного освоения бассей­нов этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнооб­разие расового и этнического состава населения кон­тинента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар­та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Ко­лумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе­ления стран, основных видов хозяйственной деятель­ности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран Южной Америки.

Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воз­действия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Антарктида

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен­та. Современные исследования материка.



СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо­вание материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст­венной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй­ственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север­ной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи­цы.

Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)



ЕВРАЗИЯ

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Оте­чественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования релье­фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде­ний полезных ископаемых; климатообразующие фак­торы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по тер­ритории материка в зависимости от рельефа и клима­та.

Проявление на материке широтной и высотной зо­нальности. Особенности природы континента. Изме­нение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупней­шие заповедники.

Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 2. Определение типов климата по климатограммам. 3. Составление характеристики одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие эт­носы Евразии. Неравномерность размещения населе­ния: исторические и природные причины, обуслов­ливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма­терика.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на­циональная одежда, пища, традиции народов, обы­чаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот­ные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран. Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.



Географическая оболочка — наш дом

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль жи­вых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных бо­гатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйствен­ной деятельности людей. Необходимость междуна­родного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в раци­ональном использовании природы.

Практическая работа. Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК.

Содержание курса географии 8 класс

Введение

«Пространства России»

Место России среди стран мира; Географическое положение России и его влияние на природу, развитие экономики и жизнь населения России; Границы России и пограничные государства; Моря, омывающие территорию России и их ресурсы; Часовые пояса России. Решение задач на поясное время; История образования Российского государства;



«Природа и человек»

Особенности геологического строения территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории, формирование земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой Особенности геологического строения крупных форм рельефа и полезных ископаемых России

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны Закономерности распространения тепла и влаги на территории страны (средние температура января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения) сезонность климата. Чем она обусловлена Типы климатов Росс. Факторы их формирования, климатические пояса Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления

Реки России

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание , режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможности их размещения на территории страны.



Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения

Размещение основных типов почв.

Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв

Почвы и почвенные ресурсы. Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв



Характеристика лесных зон России. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Характеристика тундр и лесотундр. Природные ресурсы, их использование, экологически проблемы.

Характеристика болот, их использование, экологические проблемы

Зависимость животного мира от природы

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК.

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы.

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов



«Население России»

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства.

Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфически фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.



«Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу

Содержание курса географии 9 класс

Введение

Что изучает география населения и хозяйства России. Заселение территории России. Геополитическое положение России. Экономическое влияние России. Географическое положение России.



 

Хозяйство России

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Территориальное географическое разделение труда.

 

 



Районы России

Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности ихэкономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы.Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири.Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические отерытия. Особенности морей.Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнически

 

 Россия в мире



Место России в мировой политике. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Итоговый контроль.

 

Хозяйство и население Оренбургской области

Население области, численность, размещение. Общая характеристика хозяйства. Ведущие отрасли.

 

Планируемые результаты изучения курса географии



Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:


  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

6 класс


  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;



– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

6- класс

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.


Коммуникативные УУД:

6 класс

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7–9 классы

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Календарно-тематическое планирование


урока

Дата

Тема

Тип урока

Основные понятия и элементы обязательного минимума образования

Виды деятельности и контроль

ДЗ

1




Введение. Понятие хо­зяйства. Его структура

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства - первичный, вто­ричный, третичный. Изме­нение структуры хозяйства России

Фронтальный, вопросы нас. 13.

ПР 1.Группировка отраслей по различным показателям

§1

2




Этапы разви­тия хозяйства

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала


Этапы развития хозяйства России. Циклические зако­номерности развития хозяй­ства. Особенности индуст­риального пути развития России

Индивидуальный. Анализ рис. 2, вопросы 1-4 нас. 17

§2,

вопросы


5,6

на с. 17


3




Географиче­ское райони­рование

Урок-практикум. Слайд-лекция

Географическое райониро­вание. Его виды (по одно­родности и по связям). При­родное и экономическое районирование России. Гео­графические районы России. Административно-террито­риальное деление (АТД) как один из видов районирова­ния

Анализ рис. 5, самостоятельная работа.

ПР 2.Анализ эконо­мических карт для определе­ния типов территориальной структуры хозяйства

§3,

вопросы


3,4

на с. 23


4




Географиче­ское райони­рование

Урок-практикум

Административно-территориальное деление

ПР3. Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц

§3

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч)

5




Сельское хо­зяйство. Рас­тениеводство

Урок-исследование.

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйст­венных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география рас­тениеводства

Тестирование, анализ рис. 11, 12

ПР 4.Определение по картам ос­новных рай­онов выращи­вания зерно­вых и техниче­ских культур

§4

6




Животновод­ство. Зональ­ная специа­лизация сельского хозяйства

Урок-практикум.

Животноводство, его струк­тура. Влияние природных условий на содержание ско­та. География животновод­ства

ПР.Размещение основных отраслей животноводства

§5

7




Агропро­мышленный комплекс. Легкая и пищевая промышлен-

ность


Урок актуализации знаний и умений, изучения нового ма­териала.

Агропромышленный ком­плекс. Состав, структура, проблемы развития. Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности

Фронтальный, анализ рис. 17, вопросы и зада­ния на с. 39.

ПР6.*Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания



§6

8




Лесной комплекс

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний.

Специфика и структура лес­ного комплекса России. Ос­новные отрасли и законо­мерности их размещения. Представление о лесопро­мышленном комплексе. Проблемы лесного ком­плекса


Индивидуальный, анализ рис. 20, 21, вопросы и зада­ния на с. 43.

ПР7.Оценка при­родных ресур­сов и пути ре­шения эколо­гических про­блем, связан­ных с развити­ем отрасли

§7

9




Топливно­энергетиче­ский ком­плекс. Угольная промышлен­ность

Урок изучения ново­го материала и закре­пления новых знаний.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значе­ние в развитии хозяйства России в условиях ее север­ного положения с учетом размеров территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяй­ства. Угольная промышлен­ность. Основные угольные бассейны. Социальные про­блемы угольных районов

Анализ рис. 22- 24, карт атласа.

ПР8.*Составление характеристи­ки одного из угольных бас­сейнов по кар­там и стати­стическим ма­териалам



§8,

с. 43-46


10




Нефтяная и газовая промышлен­ность

Уроки-практикумы.

Этапы развития нефтяной и газовой промышленности. Основные районы добычи, транспортировки и перера­ботки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Районы добычи га­за. Газопроводы. Газ - со­временный вид топлива. Роль нефтяной и газовой промышленности во внеш­ней торговле России

Анализ рис. 25, 30, карт атласа.

ПР9.Чтение карт, характери­зующих осо­бенности гео­графии отрас­лей ТЭК (ос­новные рай­оны добычи, транспорти­ровка, перера­ботка и ис­пользование топливных ре­сурсов)

§8,

с. 47-52, задание 4 на с. 52



11




Электроэнер­

гетика


Урок закрепления новых знаний.

Энергосистемы. Типы элек­тростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. Гео­графия электроэнергетики. Проблемы ТЭК России

Анализ рис. 31, 32, карт атласа. Практическая работа. Тестирование.

ПР 10.*Обозначение на к/к крупнейших электростанций России



§9,

вопрос на с. 55



12




Металлурги­ческий ком­плекс. Черная металлургия

Лекция

Металлургический ком­плекс, его значение в хозяй­стве. Черная ме­таллургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной металлургии

Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование.

§ 10,

вопросы на с. 60



13




Металлурги­ческий ком­плекс. Цветная металлургия

Урок-практикум.

Цветная ме­таллургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география цветной металлургии

ПР 11.Объяснение влияния раз­личных факто­ров на разме­щение метал­лургического производства

§ 10,

вопросы на с. 60



14




Машино­строитель­ный ком­плекс

Урок-практикум

Машиностроение - «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйст­венной жизни страны. Ори­ентация на квалифициро­ванные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, по­требителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны

Анализ рис. 39,

ПР12.Изучение особенностей внутриотрас­левых связей на примере машиностро­ения

§11,

вопросы на с. 64



15




Военно-промышленный комплекс

Урок-исследование

ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы.

Учебное исследование по картам. Решение географических задач

Конспект

16




Химическая

промышлен­

ность


Урок-практику

Структура химической про­мышленности и уникаль­ность отрасли. Производст­во минеральных удобрений. Химия полимеров. Химиче­ская промышленность и ок­ружающая среда. Понятие инфраструктуры

Анализ рис. 41- 43, ПР13.Составление схемы межот­раслевых свя­зей химиче­ской промыш­ленности

§ 12,

задание 6 на с. 68



17




Транспорт

Урок-практикум.

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздейст­вию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса


Анализ рис. 45, карт атласа, прак­тическая работа.

ПР14.* Сравнение транспортной обеспеченно­сти отдельных районов Рос­сии (на основе карт)



§13,

задания


4-6

на с. 73


18




Информацион-

ная инфраструктура



Урок-диалог

Информационная инфра­структура. Значение инфор­мации для современного общества. Влияние телеком­муникаций на территориаль­ную организацию общества и образ жизни людей


Тестирование

§ 14

19




Сфера обслуживания. Рекреацион­ное хозяйст­во

Урок закрепления новых знаний, прак­тикум.

Сфера обслуживания. Рек­реационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы

Групповая работа (маршрут или схема).

ПР15.Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслу­живания (по группам)

§ 15, вопросы и задания на с. 84

20




Территори­альное разделение труда.

Урок закрепления новых знаний, прак­тикум.

Возникновение территори­ального (географического) разделения труда. Условия, влияющие на специализа­цию районов. Изменение специализации географиче­ских районов во времени

Вопросы и зада­ния на с. 84

ПР16.Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяй­ственных рай­онов страны с главной поло­сой расселения и с благоприят­ным по природ­ным условиям положением территорий

§ 16

21




Обоб­щение зна­ний по раз­делу «Хозяй­ство России»


Урок обобщения и систематизации знаний




Тести­рование. Решение творческих задач




Раздел II. Районы России (46 ч)

Европейская часть России (30 ч)

22




Восточно-

Европейская

равнина


Вводная лекция с элементами беседы

Восточно-Европейская рав­нина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно­-хозяйственные зоны


Анализ рис. 56- 57, вопросы и за­дания на с. 93

§ 17

23




Волга

Урок-практикум

Волга. Природные особен­ности и хозяйственное ис­пользование до и после строительства ГЭС. Преоб­разование речных систем и экологические проблемы


Практическая ра­бота в группах

ПР17.Составление туристическо­го маршрута по Волге, опреде­ление целей поездки

§ 18

Тема 1. Центральная Россия (8ч)

24




Центральная Россия: со­став, геогра­фическое по­ложение

Урок-исследование.

Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды

Самостоятельная работа с контур­ной картой.

ПР 18.*Нанесение на контурную карту эконо­мических рай­онов, входя­щих в состав Центральной России, отра­жение особен­ностей геогра­фического по­ложения



§ 19, под­готовить сообще­ния о цен­трах на­родных художест­венных промы­слов


25




Центральный район: осо­бенности на­селения

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности насе­ления, район-«локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, исто­рии и культуры. Народные промыслы

Сообщения (пре­зентации) уча­щихся

§20

26




Хозяйство Центрально­го района

Урок-практикум.

Старопромышленный район страны. Роль географическо­го фактора в его формирова­нии. Развитие хозяйства рай­она. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.

Анализ табл. 2 в Приложении, карт атласа, решение творческих задач, практическая работа.

ПР 19.Выявление и анализ условий для разви­тия хозяйства Центрального района

§21

27




Москва -

столица


России

Урок-диалог.

Москва - столица России. Москва - центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, по­литический и финансовый центр. Московская агломе­рация

Фронтальный, вопросы и зада­ния на с. 113.

§22

28




Города Цен­трального района

Урок-практикум.

Города Центрального рай­она, их типы. Памятники истории и культуры. Совре­менные функции городов

ПР20.Составление географиче­ских маршру­тов по досто­примечатель­ным местам Центральной России (па­мятники при­роды, культурно-исторические объек­ты, националь­ные святыни России)

§23

29




Центрально­-

Черноземный

район


Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Центрально-Черноземный район. Этапы освоения тер­ритории и развития хозяйст­ва. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия почв и борьба с ней. Агро­промышленный комплекс района. Развитие промыш­ленности. Курская магнит­ная аномалия (КМА) и чер­ная металлургия. Территориальная структура и города

Эвристическая беседа, исследо­вание по картам атласа, тестиро­вание

ПР21.* Сравнение экономико-географического положения Центрально­Черноземного и Центрально­го районов, его влияния на при­роду, жизнь людей и хо­зяйство



§24

30




Волго-Вят­ский район

Урок изучения ново­го материала и закрепления новых знаний.

Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-куль­турные особенности. Ниж­ний Новгород и его окруже­ние

Исследование по картам и дру­гим источникам информации

ПР22.* Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестро­енияв Волго-Вятском экономическом районе



§25

31




Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»


Урок обобщения и систематизации знаний




Тести­рование. Решение творческих задач




Тема 2. Северо-Западный район (4ч)

32




Северо- Западный район. Географическое положение и природа

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний.

Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные пе­риоды российской истории. Особенности природы

Анализ рис. 78- 81, вопросы и за­дания на с. 131.

ПР 23.*Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию



§26

33




Города на старых вод­ных торго­вых путях

Урок-исследование

Балтийское море и Ладож­ское озеро, их использова­ние и экологические про­блемы. Древние русские го­рода, особенности их разви­тия и современные пробле­мы

Работа с темати­ческими и кон­турными картами, другими источни­ками информа­ции. ПР24.Составление географиче­ского описа­ния путешест­вия от Фин­ского залива до Рыбинска водным путем

§27 изучить информацию о культурном наследии Санкт-Петербурга

34




Санкт-Петер­бург - «вто­рая столица» России

Урок-путешествие.

Санкт-Петербург, его осно­вание и этапы развития. Особенности промышлен­ности города на разных эта­пах развития. Новые хозяй­ственные задачи. Проблема наводнений. Петербург как центр рус­ской культуры. Планировка и внешний облик города. Пригороды Петербурга. Наука и образование

Фронтальный, вопросы и зада­ния на с. 136. Заслушивание сообщений, защи­та презентаций

§ 28-29

35




Калинин­

градская


область

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Калининградская область. История формирования. На­селение и хозяйство. Анк­лавное географическое по­ложение области. «Контакт­ное» экономико-географи­ческое положение области как ресурс ее развития

Анализ рис. 87, 88, тематических карт, тестирова­ние

§30, вопросы и задания на с. 142

Тема 3. Европейский Север (4ч)

36




Европейский Север. Географическое положение

Вводная лекция с элементами беседы.

Европейский Север. Гео­графическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природ­ные особенности, пути хо­зяйственного использова­ния, место в русской куль­туре и истории. Поморы

Анализ картосхе­мы на с. 143, вопросы и зада­ния на с. 147.

ПР25.Выявление и анализ условий для разви­тия хозяйства Европейского Севера

§31

37




Этапы разви­тия хозяйства

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Этапы освоения и заселения территории. Изменение ро­ли района в жизни России. Родина русских землепро­ходцев. Смена отраслей специализации

Составление схе­мы: хозяйствен­ная специализа­ция Европейского Севера. ПР26.*Определение связи между природными ресурсами и особенно­стями хозяйственной специализации Европейского Севера

§32,

задания


1-3

по выбору учащихся на с. 155



38




Роль Евро­пейского Се­вера в разви­тии русской культуры

Урок-путешествие

Роль Севера в развитии рус­ской культуры. Природное и культурное наследие. Се­верные монастыри. Художе­ственные промыслы. Древ­нее зодчество

Групповая прак­тическая работа

ПР27.Составление туристическо­го маршрута по Карелии, Мурманской, Архангель­ской, Вологод­ской областям

§33

39




Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»

Урок обобщения и систематизации знаний




Тести­рование. Решение творческих задач




Тема 4. Поволжье (2ч)

40




Поволжье. Географиче­ское положе­ние

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Поволжье. Географическое положение. Волга как глав­ная ось хозяйства и расселе­ния и как природно-хозяйственная граница. Протяжен­ность территории и измене­ние природных условий

Анализ картосхе­мы на с. 156, тематических карт, вопросы \на с. 161.

§34,

задание 5 на с. 161



41




Население и хозяйство

Уроки-практикумы.

Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные от­расли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волго­град), особенности их экономико-географического положения и этапы развития

ПР 28.* Нанесение на контурную карту крупней­ших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух го­родов по транс­портно-геогра­фическому по­ложению, исто­рико-культур­ной и хозяйст­венной роли в жизни страны

§35

Тема 5. Северный Кавказ (6ч)

42




Северный Кавказ. Природные усло­вия

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Северный Кавказ (Европей­ский Юг). Особенности гео­графического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения рус­скими

Анализ картосхе­мы на с. 167, рис. 106, 107 (те­матические кар­ты), вопросы на с. 171.

ПР29.*Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа



§36

43




Хозяйство

района


Урок-практикум.

Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Район с наи­лучшими в России условиями для сельского хозяйства. Аг­ропромышленный комплекс, его структура. Другие отрас­ли промышленности. Рекреа­ционные зоны

ПР30.Сравнение западной и восточной частей Север­ного Кавказа по природным условиям, раз­витию АПК и рекреацион­ного хозяйства

§37

44




Народы Северного Кав­каза

Урок комплексного применения знаний.

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, на­родов. Этническое, религи­озное, культурное разнооб­разие района

Анализ тематиче­ских карт и дру­гих источников географических знаний.

§38, вопросы и задания на с. 177

45




Южные моря России

Урок-практикум

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспорт­ное и рекреационное значение морей. Новороссийск - крупнейший порт России. Каспийское море, его при­рода. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйст­венные последствия. Рыб­ные богатства Каспия. Нефть и газ. Дербент - са­мый древний из городов России

Исследование по картам атласа и дополнитель­ным источникам информации, бе­седа

ПР31.Сравнительная физико-гео­графическая характеристи­ка Черного и Азовского морей

§38, вопросы на с. 181

46




Южные моря России

Урок-практикум.

Ростовская область – центр Южного федерального округа, Северо-Кавказского экономического района. Население Ростовской области: динамика основных показателей естественного прироста, возрастная структура, народы и преобладающие религии в Ростовской области. Современная специализация Ростовской области. Отрасли промышленности ростовской области, имеющие всероссийское значение. Структура сельского хозяйства. Социальная инфраструктура. Экономические, культурные связи и перспективы развития области

Анализ тематиче­ских карт и дру­гих источников географических знаний.

конспект

47




Юг России

Урок-практикум.

Географическое положение. Динамика численности населения, демографических процессов .Основные промышленные предприятия района, их специализация, основные потребители продукции. Основные отрасли сельского хозяйства. Перспективы развития промышленности и сельского хозяйства района. Предприятия и учреждения социальной сферы.

Анализ тематиче­ских карт и дру­гих источников географических знаний.

конспект

Тема 6. Урал (4ч)

48




Урал. Географическое положение и природа

Урок-практикум.

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье. Пограничность положения Урала в при­родном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности

Анализ картосхем на с. 182, 186,

187, рис. 114, 115, тематических карт, вопросы нас. 188-189.

ПР32.*Сравнение экономико- географиче­ского положе­ния Урала и Поволжья


§40

49




Этапы разви­тия и совре­менное хо­зяйство

Урок-исследование.

Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. Современная структура хо­зяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса

Сравнительная таблица. ПР33.Сравнение черной метал­лургии Урала и Центрально­Черноземного района

§41,

задание 5 на с. 192



50




Города Ура­ла. Пробле­мы района

Урок-исследование.

Крупнейшие города. Соци­альные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы

Исследование по картам атласа и дополнитель­ным источникам информации.

Тестирование



ПР34.Выявление экологических проблем, свя­занных с горно­добывающей индустрией

§42,

задания


1-3

нас. 196


51




Обобщение знаний по теме «Европей­ская часть России»

Урок обобщения и систематизации знаний

Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем

Тестирование, решение творческих задач.

Заполнение свод­ной таблицы - за­дание 2 на с. 197



§42,

задания


1-3

нас. 196


Азиатская часть России (16ч)

52




Природа

Сибири


Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства

Анализ рис. 126, 128, сопоставле­ние тематических карт

ПР35.Определение сходства и раз­личий в релье­фе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России

§ 43, зада­ния 4, 5 на с. 203

53




Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Урок закрепления новых знаний

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и гор­ные реки. Высотная пояс­ность

Анализ рис. 129, 132, вопросы и задания на с. 207

§44

54




Арктические

моря


Урок-исследование

Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Север­ный морской путь, его зна­чение

Работа с темати­ческими картами атласа и вопроса­ми нас. 211

§45

55




Население

Сибири


Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Население Сибири. Этниче­ский состав. Особенности «сибирских русских»

Работа с картой народов и вопро­сами на с. 214

§46

56




Хозяйствен­ное освоение Сибири

Урок решения задач

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве по­сле распада СССР. Геогра­фические различия в осво­ении территории. Зона Край­него Севера

Поиск ответов на проблемные вопросы в раз­личных источни­ках географиче­ской информации

ПР36.Разработка перспективных направлений развития хо­зяйства Сибири

§47

Тема 7. Западная Сибирь (2ч)

57




Западная Сибирь. Природные усло­вия и ресурсы

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового ма­териала.

Западная Сибирь. Особен­ности природы. Природно­хозяйственные зоны. Полезные ископаемые

Тестирование, анализ физиче­ской карты, схе­мы и диаграмм на с. 219. ПР37.*Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ усло­вий для разви­тия хозяйства района

§48,

задания


2-4

на с. 224



58




Западно-

Сибирский

район


Урок-практикум.

Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство

Индивидуальный опрос, исследова­ние по картам ат­ласа.

ПР38.Составление характеристи­ки одного из нефтяных бас­сейнов Запад­ной Сибири

§49, вопросы на с. 227

Тема 8. Восточная Сибирь (3ч)

59




Восточная

Сибирь


Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Восточная Сибирь. Природ­ные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно­хозяйственные зоны

Тестирование, анализ рисунка на с. 228-229.

§50

60




Байкал

Урок-исследование

Байкал - жемчужина Рос­сии. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологиче­ские проблемы Байкала в российской культуре

ПР39.Анализ взаи­модействия природы и человека на при­мере освоения озера Байкал

§51

61




Хозяйство

района


Урок-практикум.

Хозяйство Восточной Сиби­ри. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лес­ной комплекс. ВПК. Сель­ское хозяйство. Экологиче­ские проблемы

Составление схе­мы «Хозяйство Восточной Сиби­ри».

ПР40.*Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию



§52

Тема 9. Дальний Восток (6ч)

62




Дальневосточный

район


Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Дальний Восток. Формиро­вание территории. Границы с Китаем и Японией, их из­менения

Тестирование, анализ рисунка на с. 243-244

ПР41.*Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района



§53,

задания


1-3

на с. 247



63




Природные условия и ресурсы

Урок-исследование.

Природные условия и ре­сурсы. Разнообразие приро­ды. Опасные природные яв­ления

Анализ рисунка нас. 156, темати­ческих карт атла­са.

§54,

задания


2-4

на с. 253



64




Моря Тихого океана

Урок-практикум

Моря Тихого океана: Берин­гово, Охотское, Японское. Особенности природы и хо­зяйственное использование

Сравнительная таблица; прогноз развития Дальне­го Востока как рекреационной зоны

ПР43.Сравнение природы и хо­зяйственного использования морей Дальне­го Востока и арктических морей

§55,

вопросы


1-5

на с. 256



65




Население

и хозяйство района



Урок-исследование.

Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы. Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспорт­ные связи. Перспективы района

Учебное исследо­вание по картам атласа и дополни­тельным источ­никам информа­ции.

Вопросы и зада­ния на с. 253, тестирование..



§56-57

Раздел III Россия в мире (1ч)

66




Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

Лекция с элементами практической работы

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хо­зяйстве в разные историче­ские периоды. Современная внешняя торговля России.

Беседа. Составление раз­вернутого плана по ходу лекции


С.264- 268

67




Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

Лекция с элементами практической работы

Место России в мировой политике в различные исто­рические периоды. Россия и сопредельные страны

ПР46.Определение экономической роли России в мире на раз­ных этапах исторического развития

С.264- 268

Хозяйство и население Оренбургской области (3ч)

68




Экономика Оренбургской области

Лекция с элементами практической работы

Место области в экономике страны

Общая характеристика хозяйства Оренбургской области




69




Этническая мозаика Оренбуржья

Комбинированный




Характеристика состава народов Оренбургской области




70




Обобщающий урок

Обобщение




Обобщение, контроль, коррекция



  1   2