Скачать 429.72 Kb.
страница1/2
Дата31.05.2018
Размер429.72 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа по дисциплине «Страноведение атр» Аббревиатура


  1   2

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра Социологии, политологии и регионоведения

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Декан СГФ Начальник учебно-методического

профессор управления

_____________И. Ф. Ярулин _______________Ю.Г. Иванищев

«___»_____________20___ г. «_____»________________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Страноведение АТР»


Аббревиатура

специальности



Отчетность

Трудоемкость дисциплины

экзамен

зачет

КП

КР

РГР

контрольная работа

тест (контр. задание)

Трудоемкость по уч.плану ООП

Учебный план специальности

(направления) заданной траектории



переаттестация (зач.ед.)

час.

лкц

лбр

прз

ауд

Сам раб

всего

на сес.

ЗР




3
















108

3

36




18

54

54





Рабочую программу составил ________________ Симоненко О.А., к.п.н.

Подпись ф.и.о. автора

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры,

протокол №______ от «____»________20__ г.



Заведующий кафедрой ______________ «____»________20__ г.

Подпись

Одобрено Учебно-методической комиссией

Председатель УМКС ____________ «____»________20__ г.

Подпись


Дисциплина «Страноведение АТР» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение». Дисциплина реализуется на социально-гуманитарном факультете ТОГУ кафедрой социологии, политологии и регионоведения.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением политических, физико-географических, социально-экономических, культурных, религиозных особенностей стран АТР, основными этапами формирования их государственности и тенденциями сотрудничества в экономической, политической и культурной сферах.

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций:

- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1)

- владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2)

- владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4).

Дисциплина нацелена на формирование профессиональных компетенций:

- составлять комплексную характеристику региона специализации с учётом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1);

- объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации в контексте всемирно-исторического процесса (ПК-2);

- применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем (ПК-10)

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: (лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студента, консультации).

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме семинаров, рубежный контроль в форме коллоквиумов и промежуточный контроль в форме контрольных работ.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (36 часов), практические (18 часов), и (54 часа) самостоятельной работы студента.

Объем дисциплины и виды учебной работы




Наименование

По учебным планам (УП)
Общая трудоемкость дисциплины

по ГОС

по УП


108

Изучается в семестрах


3
Вид итогового контроля по семестрам

зачет

экзамен


Курсовой проект (КП)

Курсовая работа (КР)

Расчетно-графические работы (РГР)

Реферат (РФ)

Домашние задания (ДЗ)

3
-


-

-

-



Аудиторные занятия:

Всего


В том числе:

лекции (Л)

лабораторные работы (Л)

практические занятия (ПЗ)


54
36

-

18

Самостоятельная работа


общий объем часов (С2)

В том числе:

на подготовку к лекциям

лабораторным работам

на подготовку к практическим занятиям

на выполнение КР

на выполнение РГР

на написание РФ

на выполнение ДЗ

54
-

-

32

-



-

-

22



Содержание дисциплины






Раздел дисциплины

Л

ПЗ

ДЗ

С2

1

2

3

4

5

6

  1. 1

Азиатско-Тихоокеанский регион: географическая, политическая и экономическая целесообразность в трактовке термина

*







*



Япония: территория, границы, история. Особенности политической системы

*

*







  1. 2

Развитие японской экономики. Транспортная система Японии

*







*

  1. 3

Южная Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии

*

*







  1. 4

КНР: геополитические, природные, социально-экономические, этно-конфессиональные факторы

*







*

  1. 5

Вьетнам: географическое положение, население, перспективы модернизации

*

*




*

  1. 6

Таиланд: туристско-рекреационные зоны АТР

*

*




*

  1. 7

Малайзия: история, политическая система, предпосылки технологического успеха

*

*




*

  1. 8

Индонезия: особенности географического положения и национального состава

*

*




*

  1. 9

Филиппины: географическая, политическая и экономическая специфика

*







*

  1. 1

Формирование государственной территории США. США – страна иммигрантов. Особенности американской нации

*







*

  1. 1

Экономическое районирование в США. Тихоокеанские штаты США

*

*




*

  1. 1

Территория и государственный строй Канады. Промышленность Канады

*

*




*

  1. 1

Мексика: территория, история, политико-экономическая ситуация

*







*

  1. 1

Заселение Австралии и особенности современного расселения

*

*




*



Океания: членение на крупные части

*












  1. Тематика лекционного курса


Тема 1. Азиатско-Тихоокеанский регион: географическая, политическая и экономическая целесообразность в трактовке термина
Тихий океан как самый большой океан планеты. Северный Тихий океан. Южный Тихий океан. Моря и острова Тихого океана. Флора и фауна Тихого океана.

Климатические зоны Тихого океана. Годовые колебания температуры воздуха, годовая сумма осадков.

Государства побережья Тихого океана. Народы Тихого океана.

Экономическое значение Тихого океана для государств «тихоокеанского кольца» и мирового развития.

Экологические проблемы и совместные усилия государств по их разрешению.

Тема 2. Япония: территория, границы, история. Особенности политической системы
Крупнейшие острова архипелага (с севера на юг): Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Территориальные проблемы Японии.

Климатические условия и природные явления (землетрясения, цунами, тайфуны и т.д.). Адаптация жителей к окружающей среде. Шесть климатических зон.

Эндемичный характер флоры и фауны вследствие островной изоляции Японии.

История освоения островов от периода дзёмон (12 тысячелетие до н.э.) до наших дней.

Япония – конституционная монархия. Специфическая модель демократии Японии. Существенное своеобразие политической жизни страны. «Ориентализация» институтов парламентской демократии.

Тема 3. Развитие японской экономики. Транспортная система Японии
Реформы первых послевоенных лет и восстановительный период (1946 - 1955 гг.). Период высоких темпов роста (1955 – 1973 гг.). Период адаптации к росту цен на ресурсы сырья и топлива и интернационализация экономики (1974-1984 гг.). Структурный кризис 80-90х годов.

Курс на наукоемкие отрасли, производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Химическая промышленность. Энергетика. Сельское хозяйство. Лесное хозяйство. Рыбное хозяйство.

Транспорт. Строительство скоростных дорог, увеличение их протяженности и пропускной способности.

Тихоокеанский пояс в территориальной структуре экономики.

Меры, предпринимаемые правительством, для поддержания конкурентоспособности японской экономики.


Тема 4. Южная Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
Географическое положение: преимущества и ограничения.

История Южной Кореи. Особенности традиционной модели государственного управления: замкнутость, иерархичность, консерватизм. Влияние американского образца на становление государственности Республики Корея. Проблема межкорейского противостояния. Перспективы и сдерживающие факторы объединения страны.



Экономика Республики Корея. Преимущества: крупнейший в мире судопроизводитель (45%-ная доля рынка); большой спрос в Китае на корейские товары, особенно автомобили.

Слабые стороны: высокая задолженность и чувствительность международным передвижениям капитала. С 1997 г. усиливающееся рабочее движение. Государственный сектор обременяет экономику.

Ключевые направления южнокорейской экономики. Доминирование сферы услуг в экономике страны.
Тема 5. КНР: геополитические, природные, социально-экономические, этно-конфессиональные факторы
Китай как самая большая страна в Азии. Климатические зоны, природные ресурсы и их использование.

Особенности складывания китайской государственности и влияние традиционной культуры на современные институты.

Политическая система и политическая культура КНР: эволюция, деформации, современное состояние и перспективы. Высшие органы государственной власти.

Особые экономические субъекты АТР: Гонконг, Тайвань.

Успехи и «подводные камни» развития китайской экономики.

Демографические особенности Китая как самой крупной по численности страны мира. Этнический состав населения. Исламская проблема КНР.


Тема 6. Вьетнам: географическое положение, население, перспективы модернизации
Социалистическая Республика Вьетнам — государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай.

Этнический состав и языковая ситуация во Вьетнаме.

Колониальная история Вьетнама. Борьба за независимость страны. Образование СРВ. Развитие Вьетнама после 1976 года. Современное экономико-политическое положение. Уникальное сочетание принципов либерализации экономики и социалистической морали.

Специфика политической системы СРВ. Функционирование партийной системы. Перспективы развития гражданского общества.

Основные отрасли промышленности (пищевая, швейная, обувная). Развитие Машиностроения и химической промышленности. Перспективы сельскохозяйственной отрасли.
Тема 7. Таиланд: туристско-рекреационные зоны АТР
Территория Таиланда. Разнообразие климатических зон.

Уникальность института монархии в Таиланде.

Текстильная и швейная промышленность. Ювелирная промышленность. Усилия Таиланда по проникновению в число стран-производителей высокотехнологичных товаров.

Туристический бизнес как основа экономики страны. Основные туристические объекты. Особенности культуры и религии.

Факторы, способствующие развитию туризма (климат, развитие инфраструктуры).

Факторы, препятствующие развитию туризма (политическая нестабильность, высокий уровень загрязнения воздуха, неблагоприятная ситуация с распространением опасных заболеваний и т.д.).



Тема 8. Малайзия: история, политическая система, предпосылки технологического успеха
Пестрота этнографической карты Малайзии. Отсутствие ведущего этноса, составляющего абсолютное большинства, как главная особенность этнической структуры. Принципы национальной идеологии Рукунегара. Различия в уровне жизни малайского и немалайского населения. Религиозные различия. Роль религии в жизни государства и общества.

Своеобразие государственного устройства Федерации Малайзии (14 штатов, из них 9 султанатов). Уникальность выборной конституционной монархии.

Сильные и слабые стороны в экономике.

Преимущества: электроника, компьютеры, электроприборы. Туризм. Тяжелая промышленность (сталь). Пальмовое масло. Латекс, резина, химические продукты. Национальная автомобильная марка «Протон». Возобновившийся с 2000 г. рост.

Слабые стороны: большие долги. Дефицит специалистов. Высокие процентные ставки, тормозящие развитие частной инициативы. Высокие правительственные расходы. Конкуренция с другими быстроразвивающимися странами.
Тема 9. Индонезия: особенности географического положения и национального состава
Республика Индонезия – крупнейшее государство в Юго-Восточной Азии и 16-е по площади в мире. Богатая и противоречивая история Индонезии. Самые крупные острова – Новая Гвинея, Калимантан (Борнео), Суматра, Сулавеси (Целебес) и Ява.

Этнический состав населения. Политика равноправия всех народов и этнических групп. Корреляция национальной и этнической принадлежности. Индонезия – самая многонаселённая мусульманская страна в мире.

Индонезия – индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Основа экономики  – добыча и переработка нефти и газа. Политика промышленного развития Индонезии.
Тема 10. Филиппины: географическая, политическая и экономическая специфика
Филиппинские острова, являющиеся частью Малайского архипелага. Самые крупные из более чем 7100 островов, принадлежащие Филиппинам, — Лусон, Минданао, Самар, Панай, Палаван, Негрос, Миндоро, Лейте, Бохоль, Себу. Рельеф островов. Тихоокеанское огненное кольцо, отличающееся повышенной сейсмичностью и вулканизмом. Климат островов.

Политическая независимость, полученная в 1946 году. Послевоенные проблемы Филиппин.

Филиппины — президентская республика с двухпалатным конгрессом и независимой судебной системой. 80 провинций, объединённых в 17 регионов.

Сильные и слабые стороны в экономике.

Преимущества: открыты для иностранных инвесторов. Растущая производительность в сельском хозяйстве. Экспорт бананов и ананасов. Значительные денежные переводы от граждан, работающих за границей.

Слабые стороны: проблемы с энергией ограничивают возможности развития. Неразвитая инфраструктура. Из-за малого объёма денежных сбережений граждан зависимость от иностранных финансовых средств. Малопродуктивное натуральное хозяйство.


Тема 11. Формирование государственной территории США. США – страна иммигрантов. Особенности американской нации
США – государство в Северной Америке. Образование Соединённых Штатов Америки в 1776 году. Принятие Конституции США (1787 г.) и Билля о правах (1791г.). Четырёхлетняя гражданская война Севера и Юга.

Принципы территориального устройства США. США включают 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, столичный федеральный округ Колумбия и зависимые территории.



Американцы США – разнородная, гетерогенная нация с конфликтным расовым составом. Доминирование европеоидной расы. афроамериканцы, латиноамериканцы, азиаты, индейцы и др. Проблема политкорректности и веротерпимости.

Официальный язык США. Родные языки американцев.

Тенденция к изменению расового лица Америки. Особенности иммиграционного законодательства США.
Тема 12. Экономическое районирование в США. Тихоокеанские штаты США
Дробное девятичленное экономическое районирование основной территории страны. Новая Англия (6 штатов), Среднеатлантические штаты (3 штата), Северо-Восточный Центр (5 штатов), Северо-Западный Центр (7 штатов), Южноатлантические штаты (9 штатов), Юго-Восточный Центр (4 штата), Юго-Западный Центр (4 штата), Горные штаты (8 штатов) и Тихоокеанские штаты (Калифорния, Орегон, Вашингтон).

Тихоокеанские штаты занимают первое место по размерам территории (26,4% площади страны) и третье место по численности жителей (16,1%). Тихоокеанские штаты также входят в первую тройку районов по размерам душевого дохода (21 тыс.).

Калифорния – «Золотой штат». «Золотая лихорадка» середины 19-го века. Сельскохозяйственное освоение (1870-е – 1920-е гг.). Самолетостроение с последующей трансформацией отрасли в авиаракетно-космическую промышленность (с 1930-х гг.).

Калифорния – центр образования и науки. Калифорнийский университет. Стэнфордский университет. Силиконовая долина.

Лос-Анжелес и Сан-Франциско – крупнейшие города Калифорнии.
Тема 13. Территория и государственный строй Канады. Промышленность Канады

Канада – государство в Северной Америке, второе место в мире по площади. Плотность населения (около 3,5 человек на 1 км²) - одна из самых низких в мире. Канада – страна озёр.

Канада – государство, входящее в Британское Содружество. Парламентарная федеративная система с демократической традицией. Проблема сепаратизма в Канаде.

Канада как рыночная экономика с равномерным распределением дохода на душу населения. Рост производственного, горнодобывающего секторов и сферы услуг. Канада – один из важнейших мировых поставщиков сельскохозяйственной продукции. Канада занимает второе место в мире по добыче алмазов, является крупнейшим производителем цинка и урана и лидером по добыче многих других природных ресурсов: золота, никеля, алюминия и свинца. Автосборочные предприятия на юге Онтарио. Аэрокосмический комплекс в Квебеке.



Тема 14. Мексика: территория, история, политико-экономическая ситуация
Мексика – самая северная из стран Латинской Америки и самая населённая из испаноговорящих стран. Специфика географического и геополитического положения.

История колонизации и самостоятельного развития. Предпосылки политической нестабильности. Этнорасовый состав и религиозная ситуация.

Мексика – индустриально-аграрная страна. Добыча нефти, природного газа, железной руды, серы, руд сурьмы, ртути и графита.

Мексика – один из ведущих в мире производителей и экспортёров плавикового шпата. Чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, хлопчатобумажная, пищевкусовая отрасли.

Растениеводство. Лесозаготовки, рыболовство, промысел креветок.
Тема 15. Заселение Австралии и особенности современного расселения
Заселение австралийскими аборигенами более 42 тысяч лет назад. Открытие Австралии европейцами (Билль Янсзон, 1606 г.). Провозглашение Австралии территорией Британской империи (1770 г.). Образование Австралийского Союза (1 января 1901 г.).

Программа стимулирования иммиграции. Рост численности населения. Крупнейшие этнические группы: британцы и ирландцы, новозеландцы, итальянцы, греки, нидерландцы, немцы, югославы, вьетнамцы и китайцы.



Сидней – самый крупный город Австралии. Неравномерность распределения населения между побережьем и внутренними территориями.
Тема 16. Океания: членение на крупные части
Общая площадь островов Океании. Коренные жители Океании.

Народы Полинезии (гавайцы, самоанцы, таитяне, тонганцы, маори, маркизцы, рапануйцы и другие). Народы Микронезии (каролинцы, кирибати, маршалльцы, науру, чаморро и другие). Народы Меланезии. Различия в положении коренного населения в странах Океании.



Сельское хозяйство (производство копры и пальмового масла) и рыболовство как основа экономики большинства стран Океании.

Государства Океании – члены АТЭС: Новая Зеландия и Папуа – Новая Гвинея.





  1. Тематика семинарских занятий

Семинар 1. Япония: территория, границы, история. Особенности политической системы (2 ч.)




  1. Численность и структура населения Японии. Гомогенность этнического состава. Уровень жизни населения.

  2. Религии Японии. Своеобразие конфессиональной самоидентификации.

  3. Повседневная жизнь японцев как отражение уникальной культуры народа. Ритуалы в быту (приветствие, подарки, прием пищи, посещение бани и т.д.).

Семинар 2. Южная Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии (2 ч.)




  1. Исторические корни политической культуры Кореи. Особенности традиционной модели государственного управления.

  2. Основные компоненты политической системы Республики Корея и эволюция их содержания.

  3. Возникновение и конституционное развитие РК.

  4. Роль армии в политической системе РК.

Семинар 3. Вьетнам: географическое положение, население, перспективы модернизации (2 ч.)




    1. Основные черты политической системы Социалистической Республики Вьетнам. Проблема ее эволюции в направлении большей демократизации.

    2. «Конфуцианский тип» современной вьетнамской государственности. Буддизм и политика в СРВ.

    3. Идеи Хо Ши Мина в программных документах КПВ.

    4. Влияние членства в АСЕАН на внутриполитический процесс в СРВ.

Семинар 4. Таиланд: туристско-рекреационные зоны АТР (2 ч.)




  1. «Армейский парламентаризм» 70-80-х годов ХХ века в Таиланде.

  2. Конституция 1997 года и ее роль в становлении и развитии политической системы и демократии в Таиланде.

  3. Институт монархии и его влияние на общество.

Семинар 5. Малайзия: история, политическая система, предпосылки технологического успеха (2 ч.)




  1. Территория, размеры и демографическая ситуация в Малайзии.

  2. Малайзия как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии.

  3. Модель демократии Малайзии.

Семинар 6. Индонезия: особенности географического положения и национального состава (2 ч.)




  1. Политика равноправия всех народов и этнических групп Индонезии.

  2. Монотеизм, гуманизм, национализм, демократия, социальная справедливость как идейная основа индонезийской Конституции.

  3. Исламский фактор в политической культуре и его влияние на общественно-политические процессы.

  4. Система разделения властей в Индонезии. Полномочия Президента Республики Индонезия. Система мусульманских шариатских судов.

  5. Многопартийность в Индонезии. Наиболее влиятельные и массовые политические партии.

Семинар 7. Экономическое районирование в США. Тихоокеанские штаты США (2 ч.)


1. Динамика процесса урбанизации в США с 1970 по 2010 гг.

2. Территориальные формы процесса урбанизации.

3. Различие понятий «мегаполис» и «мегалополис». Северо-Восточный, Приозерный и Калифорнийский мегалополисы. Характеристика, научные прогнозы в отношении их развития.
Семинар 8. Территория и государственный строй Канады. Промышленность Канады (2 ч.)
1. Численность и плотность населения Канады.

2. Специфика иммиграционной политики Канады. Этнический состав населения.

3. Официальные языки Канады.
Семинар 9. Заселение Австралии и особенности современного расселения (2 ч.)
1. Австралия – одна из наиболее богатых полезными ископаемыми стран мира. Горнодобывающая промышленность Австралии.

2. Расширение ресурсных рубежей Австралии.

3. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии.
Практические занятия



№ п/п

№ лекционного занятия

Наименование практического занятия



1.

2, 3

Япония: территория, границы, история. Особенности политической системы

2.

4

Южная Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии

3.

5

Вьетнам: географическое положение, население, перспективы модернизации

4.

6

Таиланд: туристско-рекреационные зоны АТР

5.

7

Малайзия: история, политическая система, предпосылки технологического успеха

6.

8

Индонезия: особенности географического положения и национального состава

7.

10, 11

Экономическое районирование в США. Тихоокеанские штаты США

8.

12, 13

Территория и государственный строй Канады. Промышленность Канады

9.

15, 16

Заселение Австралии и особенности современного расселения

3. Домашние задания


Подготовка к практическим занятиям:




Наименование задания

Кол-во часов

1.

Подготовка к практическим заданиям (поиск, изучение литературы, составление докладов, составление проектов документов)

54

4. Контроль знаний студентов
Вопросы входного контроля по дисциплине «Страноведение АТР»:


  1. Какие обстоятельства повлияли на снижение влияния России в АТР?

  2. Какие вы видите пути решения демографической проблемы на Дальнем Востоке?

  3. В чем заключается проблема «восточного азимута» в российской внешней политике?

  4. Как противостоять концепции «вассализации» России в регионе?

Вопросы текущего контроля по дисциплине «Страноведение АТР»:




  1. Сравните численность населения Японии с размером территории страны. Какие сложности создает такая плотность населения?

  2. Почему побережье Японского моря не вполне справедливо называют «задворками Японии»?

  3. В чем причина «ядерного кризиса» на корейском полуострове? Оцените усилия международного сообщества в этом направлении.

  4. Что такое «Большой Китай»? Какое геополитическое и экономическое значение имеет это понятие?

  5. Почему официальная статистика Вьетнама не дает достоверной картины религиозного состава населения?

  6. В чем причина частых антиправительственных выступлений в Таиланде?

  7. Султан Брунея – один из богатейших людей мира. Расцениваете вы это как плюс или минус в современной политико-экономической ситуации?

  8. Каким образом функционируют в Индонезии более десяти исламских партий?

  9. Какую роль играют граждане Филиппин в миграционных процессах в Восточной Азии?

  10. Какие отрасли промышленности США конкурентоспособны на азиатских рынках?

  11. Какие крупнейшие агломерации США вам известны?

  12. Какие народы можно считать коренным населением Канады?

  13. Сравните расположение экономических районов: в Чили с севера на юг, в Перу с запада на восток. С чем это связано?

  14. Почему на гербе Новой Зеландии изображена овца, опоясанная ремнем для поднятия на корабль?

  15. Какое из государств Океании эффективнее использует преимущества участия в АТЭС и других международных организациях?

Вопросы выходного контроля по дисциплине «Страноведение АТР»:




  1. Азиатско-Тихоокеанский регион: географическая, политическая и экономическая целесообразность в трактовке термина.

  2. Япония: территория, границы, история. Особенности политической системы.

  3. Японский культурный феномен. Религии Японии. Образование в Японии.

  4. Городское и сельское население Японии. Токио – самый большой город АТР.

  5. Развитие японской экономики. Транспортная система Японии.

  6. Тихоокеанский пояс Японии. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии.

  7. Формирование государственной территории США.

  8. Политическая система США.

  9. США – страна иммигрантов. Особенности американской нации.

  10. Урбанизация в США. Мегалополисы США.

  11. Экономическое районирование в США. «Золотой штат» Калифорния.

  12. Южная Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии.

  13. КНДР и РК. Сходство и различие систем.

  14. Вьетнам: географическое положение, население, перспективы модернизации.

  15. Таиланд: туристско-рекреационные зоны АТР.

  16. Таиланд: истоки политической нестабильности.

  17. Малайзия: история, политическая система, предпосылки технологического успеха.

  18. Индонезия: особенности географического положения и национального состава.

  19. Микрогосударства АТР. Сингапур.

  20. Микрогосударства АТР. Бруней.

  21. Филиппины: географическая, политическая и экономическая специфика.

  22. Территория и государственный строй Канады.

  23. Промышленность Канады.

  24. Национальный состав и культурное своеобразие Канады.

  25. Мексика: территория, история, политико-экономическая ситуация.

  26. Перу: территория, история, политико-экономическая ситуация.

  27. Чили: территория, история, политико-экономическая ситуация.

  28. Заселение Австралии и особенности современного расселения.

  29. Промышленность и сельское хозяйство в Австралии и Новой Зеландии.

  30. Океания: членение на крупные части.

  31. Российская Федерация в АТР. Сравнительный анализ по демографическим, географическим, экономическим, политическим показателям

  32. Принципы участия РФ в АТЭС.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература:


              1. Алексеев В.В. Экономика Японии : учебное пособие / В.В. Алексеев. М.: МГИМО-Университет, 2006. – 244с.

              2. Алисов А.Н. Экономическая, социальная и региональная география. М.: Высшая школа, 2001

              3. Бузов В.И. История современного Востока ХХ – ХХI вв.: страны и правители / Новейшая история стран Азии и Африки; Учебное пособие – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2008. – 576 с.

              4. Воскресенский А.Д. Политические системы и модели демократии на Востоке: учеб. пособие для вузов / А.Д. Воскресенский. – М.: Аспект Пресс,2007. – 190 с.

              5. Восток/Запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / под ред. профессора А.Д. Воскресенского. – М., 2002.

              6. Вольский В.К. Экономическая и социальная география мира. М., 2002

              7. Ганшин В.Г.Китай: искушение либерализмом. М.: ИДВ РАН, 2009.

              8. Глобализация и поиск национальной идентичности в странах Востока. Учебное пособие. Под. ред. Л.М. Ефимовой, Л.Б. Алаева. М., МГИМО, 1999.

              9. Дербишайр Дж., Дербишайр Я. Политические системы мира. М., 2004.

              10. Любимов А.А. Экономическая, социальная и политическая география. М.: Высшая школа, 2000

              11. Политические системы и политические культуры Востока / под ред. профессора А.Д. Воскресенского. – 2-е изд. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 829, [3] с.

              12. Попов А.П. Политические системы и политические режимы в Китае ХХ века / А.П. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 287, [1] с.

              13. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время : учеб.для вузов. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.

Дополнительная литература:




  1. «Большая Восточная Азия»: мировая политика и региональные трансформации: научно-образовательный комплекс / [В.Я. Белокреницкий и др.; рук. авт. колл. А.Д. Воскресенский]. М.: МГИМО-Университет, 2010.

  2. XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе / отв. ред. А.В. Островский,; сост. П.Б. Каменнов. М.: ИДВ РАН, 2009.

  3. Аллаберт А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая: конец ХХ – ХХI в. М.: ИДВ РАН, 2008.

  4. Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества / отв. ред. А.В. Болятко. М.: ИДВ РАН, 2008.

  5. Восточная Азия: между регионализмом и глобализмом / отв. ред. Г.И. Чуфрин. – М.: Наука, 2004. – 289 с.

  6. Индокитай на рубеже веков (политика, идеология). М.: Гуманитарий, 2001. – 198с.

  7. История Кореи (новое прочтение) / под ред. А.В. Торкунова. – М.: РОССПЭН, 2003. – 430с.

  8. Китай в мировой и региональной политике: история и современность: выпуск ХIII (специальный). М.: ИДВ РАН, 2008.

  9. Китай: поиск гармонии. К 75-летию академика М.Л. Титаренко. М. : ИД «ФОРУМ», 2009.

  10. Костюнина Г.М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция / Г.М. Костюнина. – М.: МГИМО(У) : РОССПЭН, 2002. – 208с.

  11. Латышев И.А. Россия и Япония в тупике территориального спора / И.А.Латышев. – М.: Алгоритм, 2004. – 303с.

  12. Ли В.Ф. Россия и Корея в геополитике евразийского Востока (ХХ век) / В.Ф. Ли. – М.: Научная книга, 2000. – 522с.

  13. Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004 – 2008 гг.) / С.Г. Лузянин. – М : Восток – Запад: АСТ, 2007. – 447 с.

  14. Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии: Международно-региональные измерения российско-китайского партнерства. М. : ИД «ФОРУМ», 2009.

  15. Михеев В. Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России / В. Михеев. – М. : Институт Дальнего Востока, 2001. – 223 с.

  16. Муромцева З.А. Китайская народная республика: путь к индустриализации нового типа. М.: ИДВ РАН, 2008.

  17. Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце ХХ – начале ХХ1 века: (достижения, проблемы, перспективы) / А.Н. Панов. – М.: Известия, 2007. – 311с.

  18. Позиции России в АТР / под ред. Н.П. Малетина, О.В. Новаковой, П.Ю. Цветова. М.: Издательский дом «Ключ-С», 2007. – 384с.

  19. Семин А.В. Японо-китайские отношения: состояние, проблемы и тенденции (конец ХХ – начало ХХI века). М.: ИДВ РАН, 2008.

  20. Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М.: ПИМ, 2008.

  21. Уиткомб В., Бенсон М. Современный Китай / В. Уиткомб, М. Бенсон; пер. с англ. – М : АСТ: Астрель, 2006. – ХVI, 318 [2] с.: ил. – (Шаг за шагом)

  22. Шипилов С.Б. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Становление, развитие, перспективы (1989 – 2007 гг.). Монография / С.Б. Шипилов. – М. : Восток – Запад, 2009. – 272 с.

Электронные ресурсы:




    1. Журнал «Pro et Contra» (online-версия). URL: http//www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra

    2. Журнал «Международные процессы» (online-версия). URL: http//www.intertrends.ru/

    3. Официальный сайт форума «Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество». URL: http//www.apec.org

    4. Центр по изучению азиатско-тихоокеанской политики (Корпорация РЭНД). URL: http//www.rand.org/nsrd/capp

    5. Официальный сайт Министерства иностранных дел России. URL: http//www.mid.ru

    6. Материалы программы Московского центра Карнеги «Азиатская безопасность». URL: http//www. carnegie.ru/ru/programs/68499.htm

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


На основании программы кафедры разрабатывается рабочая учебная программа дисциплины с учетом фактического числа часов, отведенных на ее изучение. Учебная дисциплина «Страноведение АТР» вбирает в себя знания, полученные рамках таких наук как география, демография, социология, политология, экономическая теория, культурология. Таким образом страноведение призвано составить объективную и разностороннюю картину существования отдельных государств и экономик региона, а также перспектив их взаимодействия, потенциала развития.

Целью разработанных в курсе семинарских занятий является формирование у студентов пространственного мышления, основанного на фундаментальном изучении различных сторон жизни граждан государств «тихоокеанского кольца».

Программа рассчитана на 108 часов.

Предусматривается домашнее задание, предполагающее задачи по закреплению студентами основных проблемных категорий.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки в области регионоведения.
Тематический план лекционных занятий

№ темы

Раздел (тема) дисциплины


Объем часов по

направлению ЗР



Спец 1

Спец 2

Спец 3

1.

Азиатско-Тихоокеанский регион: географическая, политическая и экономическая целесообразность в трактовке термина

2







2.

Япония: территория, границы, история. Особенности политической системы

2







3.

Развитие японской экономики. Транспортная система Японии

2







4.

Южная Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии

4







5.

КНР: геополитические, природные, социально-экономические, этно-конфессиональные факторы

2







6.

Вьетнам: географическое положение, население, перспективы модернизации

2







7.

Таиланд: туристско-рекреационные зоны АТР

2







8.

Малайзия: история, политическая система, предпосылки технологического успеха

2







9.

Индонезия: особенности географического положения и национального состава

2







10.

Филиппины: географическая, политическая и экономическая специфика

2







11.

Формирование государственной территории США. США – страна иммигрантов. Особенности американской нации

4







12.

Экономическое районирование в США. Тихоокеанские штаты США

2







13.

Территория и государственный строй Канады. Промышленность Канады

2







14.

Мексика: территория, история, политико-экономическая ситуация

2







15.

Заселение Австралии и особенности современного расселения

2







16.

Океания: членение на крупные части

2







Итого

36 ч.







  1   2