Скачать 256.69 Kb.
Дата11.02.2020
Размер256.69 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа по дисциплине «Современные проблемы экологии и природопользования» принята на заседании кафедры «Экологическое образование и рациональное природопользование»



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Факультет естественных, математических и информационных наук


Кафедра Экологического образования и рационального природопользования



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

_________________Г. А. Папуткова

«__» _____________20____г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М2.Б.1 Устойчивое развитие
Направление подготовки: 022000 Экология и природопользование

Профиль подготовки: Экологическое проектирование и

экологическая экспертиза

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Н. Новгород

2013 г.

Рабочая программа составлена на основе:



1.Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 022000 Экология и природопользование, утвержденного «29» октября 2010 г., номер государственной регистрации 243.

2.Учебного плана по направлению 022000.68 Экология и природопользование, профилю подготовки Экологическое проектирование и экологическая экспертиза, утвержденного « » 20__г.

Рабочая программа по дисциплине «Современные проблемы экологии и природопользования» принята на заседании кафедры «Экологическое образование и рациональное природопользование», протокол № ___от «___» ______________ 20___г.

Разработчики: д.п.н, проф. каф. экологического образования и

рационального природопользования Н.Н. Демидова, к.х.н.

доц. каф. экологического образования и

рационального природопользования О.П. Черешня

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «Экологическое образование и

рациональное природопользование»

_________________/Демидова Н.Н./

«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

_________________/Демидова Н.Н./

«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/О.В. Парунова /

«____»_______________20__г.



1.Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является формирование у студентов профессиональных компетенций в области разработки современных моделей устойчивого развития.

Задачи дисциплины:



получение достаточно полного представления о концепции устойчивого развития в целом;

усвоение теоретических основ этой концепции и выявление существующих недостатков в теоретическом обосновании;

изучение основных современных проблем устойчивого развития и подходов к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях;

освоение методологических основ экологической, экономической и социальной составляющих концепции устойчивого развития;

формирование умения правильно оценивать вклад в разработку и реализацию идей устойчивого развития разных стран и, особенно, России.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: профессиональный.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Современные проблемы экологии и природопользования», «Экологическая безопасность в техносфере».
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

- ПК-1 способность формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа имперических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний.



ПК-12 – обладанием теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах, умением грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития.

Знать:

  • основные концепции устойчивого развития;

  • роль и место социальной, экономической и экологической компонент, их функции в реализации моделей устойчивого развития;

  • основные идеи, принципы и закономерности устойчивого развития территорий разного иерархического уровня;

  • социальные, экономические и экологические противоречия в развитии человечества и способы их преодоления согласно рекомендациям мирового сообщества;

  • объем понятия «устойчивое развитие» и его эволюцию;

  • основные международные решения в области устойчивого развития, в том числе, основные международные конвенции, относящиеся к области решения социальных и экологических проблем;

  • фундаментальные условия реализации концепции устойчивого развития;

  • управленческие, экономические и правовые способы содействия устойчивому развитию;

  • индексы устойчивого развития;

  • международные стандарты качества;

  • стратегию ЕЭК ООН образования в интересах устойчивого развития.


Уметь:

  • понимать и определять эффективность моделей устойчивого развития, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей для сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов;

  • применять полученные знания при решении типовых профессиональных задач в сфере управления природопользованием;

  • использовать международную нормативно-справочную информацию в своей работе;

  • соотносить предполагаемые действия в области природопользования с рекомендациями международных конвенций и других договоров, ратифицированных РФ;

  • планировать решение профессиональных задач в области экологии и природопользования с учетом основных положений концепции устойчивого развития;

  • в рамках своей компетенции на практике решать задачи, сформулированные соответствующими национальными и международными программами, в частности «Повестка дня на XXI век»;

  • грамотно использовать индекс устойчивого развития для определения программы последующих действий;

  • разъяснять содержание концепции устойчивого развития окружающим, способствую реализации задач непрерывного образования.

Владеть навыками:

  • методами исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития, согласования социальных, экономических и экологических задач развития социума, предприятия, региона на доступном системном уровне;

  • навыками практической деятельности с использованием информационных технологий.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего

часов

Семестр 9

Общая трудоемкость дисциплины

2

72

72

Аудиторные занятия, в т.ч. занятия в активнойи интерактивной формах







Лекции

11

11

Практические занятия,

семинары


11

11

Лабораторные работы







Другие виды работ







Самостоятельная работа

50

50

Вид итогового контроля







зачет


5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

Раздел 1. История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции

3

3

11

17

Введение

2




2

4

1.1 Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития.

-

1

4

5

1.2 Осознание обострения глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития

-

1

2

3

1.3 Концепция устойчивого развития ее основные положения и общенаучные основы

1

1

5

7

Раздел 2. Методологические проблемы изучения устойчивого развития

4

1

7

12

2.1 Критерии, показатели и уровни устойчивого развития

2

-

3

5

2.2 Индикация устойчивого развития

2

-

2

4

2.3 Геоинформационное обеспечение устойчивого развития

-

1

2

3

Раздел 3. Общие проблемы устойчивого развития

2

1

11

14

3.1 Основы теории устойчивости

1

-

3

4

3.2 Устойчивость природных систем

1

-

6

7

3.3 Природные и антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере

-

1

2

3

Раздел 4. Научные основы и основные императивы устойчивого развития

2

3

11

16

4.1 Основные научные принципы устойчивого развития

2

-

2

4

4.2 Экологический императив устойчивого развития

-

1

2

3

4.3 Социальный императив устойчивого развития

-

1

3

4

4.4 Экономический императив устойчивого развития

-

1

4

5

Раздел 5. Проблемы и перспективы устойчивого развития России

-

3

10

13

5.1 Современное развитие России

-

1

4

5

5.2 Обеспечение устойчивого развития России

-

1

2

3

5.3 Разработка государственных документов по обеспечению устойчивого развития

-

1

4

5

Итого

11

11

50

72


5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции

Введение.

Предмет и задачи курса. Основное его содержание и структура. Особенности современного мирового развития. Актуальность комплексного обсуждения проблем развития. Экологический кризис: региональные и глобальные проявления, темп нарастания, степень опасности для человечества.

1.1 Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития.

Концепции мирового развития без учета экологического фактора. Модель фронтальной экономики, концепция охраны окружающей среды. Теория экотонии. Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений. Возникновение понятия «устойчивое развитие». Принципы взаимодействия общества и природы. Формирование современных представлений о сбалансированном развитии человечества. Появление понятия «ноосфера» в работах Эдгара ле Руа и Тейяра де Шардена. Значение учения В.И. Вернадского о биосфере и ее эволюции. Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции природы и общества. Концепция рационального природопользования как условие устойчивого развития человечества

1.2 Осознание обострения глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.

Работы Б. Коммонера. Социальные и экологические проблемы в докладах Римскому клубу. Модели Дж. Форрестера, Дениса и Донеллы Медоуз, Н.Н. Моисеева, М. Месаровича, Э. Пестеля, Я. Тамбергена и др. Достоинства, недостатки и значение этих моделей. Экологически и социально неэффективный характер сложившейся модели потребления. Тупиковый характер сложившихся моделей экономического развития и потребления. Обостряющиеся эколого-экономические и социальные проблемы человечества

1.3 Концепция устойчивого развития ее основные положения и общенаучные основы.

Значение для формирования концепций будущего человеческого развития Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКСОР). Основные этапы становления системы международных мер обеспечения устойчивого развития. ЮНЕСКО. Международный союз охраны природы. ООН в мобилизации международных усилий для предотвращения современного экологического кризиса. Международная научная программа «Человек и Биосфера».

Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме (1972 г.). ЮНЕП – программа ООН по охране окружающей среды. Всемирная хартия природы. Конференция глав государств и правительств по окружающей среде и развитию в Рио-де Жанейро, 1992 г. Конференция министров по охране окружающей среды. Программа действий для Центральной и Восточной Европы (Люцерна, 1993 г.). Окружающая среда в Европе: вторая оценка (Орхусс, 1998 г.).

Создание Глобального экологического фонда. Всемирный саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Планы осуществления решений саммита. Основные итоги материалы. Достоинства, недостатки и значение сценариев современного мирового развития.

Раздел 2. Методологические проблемы изучения устойчивого развития

2.1 Критерии, показатели и уровни устойчивого развития.

История формирования показателей критериев и показателей устойчивого развития. Оценка критичности ситуации. Показатели развития, используемые системой ООН. Современный кадастр критериев и показателей устойчивого развития, проблемы и перспективы их совершенствования. Уровни устойчивого развития. Факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне.

2.2 Индикация устойчивого развития.

Индексы и индикаторы. Измерение устойчивости развития. Факторы устойчивого развития. Построение интегральных индикаторов и системы индикаторов. Сравнение оцениваемых объектов. Потенциал развития. Показатели истинных сбережений: «Зеленых счетов», индексов развития человеческого потенциала, реального прогресса и устойчивого экономического благосостояния; экологической устойчивости; «Живой планеты»; здоровья населения; конкурентоспособности; восприятия коррупции; свободы и др.

2.3 Геоинформационное обеспечение устойчивого развития.

Технологии мониторинга. Дистанционное зондирование. Организация сбора информации для решения задач устойчивого развития территорий. Картографический метод исследования. Комплексное картографирование и устойчивое развитие территорий. Характеристика современных ГИС. Интеллектуализация ГИС. Мультимедийные системы. Комплексные цифровые модели территорий. Современные направления геоинформатики. Комплексное моделирование устойчивого развития.

Раздел 3. Общие проблемы устойчивого развития.

3.1 Основы теории устойчивости.

Типы систем, их структура, возможные траектории развития. Тригерные системы. Точки бифуркации. Типы устойчивости. Общая схема анализа проблем и возможностей устойчивого развития.

3.2 Устойчивость природных систем.

Внешние факторы устойчивости. Устойчивость Вселенной и Солнечной системы, цикличные процессы в космосе. Устойчивость биосферы. Зависимость жизни от сохранения стабильности параметров окружающей среды в определенных пределах. Пределы существования жизни. Факторы, определяющие устойчивость среды обитания на Земле. Концепция рационального природопользования как основа устойчивого развития.

3.3 Природные и антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере.

Неустойчивость как функция множества переменных: природных изменений, особенно катастроф; антропогенной нарушенности природных систем. Невозможность абсолютной устойчивости в природе и обществе.

Различные пути антропогенного воздействия на природу.



Раздел 4. Научные основы и основные императивы устойчивого развития

4.1 Основные научные принципы устойчивого развития.

Научная идеология устойчивого развития. Утрата механизмов регуляции устойчивости. Сведение социальных и экономических колебаний к приемлемому минимуму и формирование механизма поддержания относительной устойчивости в обществе за счет адаптации социума к условиям внешней среды.

Устойчивое развитие как процесс модернизации социума на основе синтеза традиций и экологически приемлемых инноваций. Современные устойчивые социумы и их особенности. Черты сходства устойчивых сообществ. Типы и виды страновых моделей устойчивого развития.

4.2 Экологический императив устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития в интерпретации МКОСР (Г.Х. Брутланд). Историческая необходимость всесторонней экологизации жизни современного общества. Понятие об экологическом императиве, его сути и формах проявления. Концепция коэволюции природы и общества Н.Н. Моисеева.

Принцип квотирования природопользования как модель основного функционального механизма устойчивого развития.

4.3 Социальный императив устойчивого развития.

Социальные императивы развития от древнейших времен до наших дней. Социальные параметры развития, проблемы их оценки, измерения. Индекс человеческого развития и его дифференциация по странам мира.

Культурное многообразие как аналог природного разнообразия в обществе, и условие устойчивого развития социума. Деятельность ООН и ЮНЕСКО в сфере охраны культурного разнообразия. Единство культурного и природного наследия.

4. 4 Экономический императив устойчивого развития.

Экономическое и устойчивое развитие. Признаки глобализации. Современный мир как рынок транснациональных корпораций и мультинациональных банков. Глобализация как монополизация экономики, финансов, информационных сетей, сфер обслуживания. Глобализация как процесс разрушения государств, краха среднего класса, возникновения новых форм бедности. Глобализация как усиление территориального расслоения на страновом и региональном уровнях. Концепция устойчивого развития как альтернатива глобальному капитализму. Борьба с бедностью, социальным и территориальным и социальным неравенством.



Раздел 5. Проблемы и перспективы устойчивого развития России

5.1 Современное развитие России.

Основные показатели развития России и их динамика. Россия, страны СНГ в мире. Основные проблемы развития и причина их возникновения.

Стратегический резерв развития России, традиции и уникальное природное и культурное наследие народов России, проблемы его охраны и использования в интересах устойчивого развития страны. Основные факторы риска развитию России: экономический, экологический, политический, социальный, особенности их проявления.

5.2 Обеспечение устойчивого развития России.

Национальные предпосылки устойчивого развития России. Особенности России. Проблемные вопросы перехода России к устойчивому развитию. Формирование идеологии и стратегий развития в современной России. Их разработки, содержание, статус, достоинства и недостатки. Механизмы обеспечения устойчивого развития России.

Возможность социальной сплоченности и солидарности социума как решающего фактора устойчивого развития в современной России.

Экологическая политика РФ в процессе обеспечения устойчивого развития и ее составляющие. Роль населения в решении общегосударственных задач в контексте устойчивого развития. Нормативно-правовые способы создания условий реализации устойчивого развития в России.

5.3 Разработка государственных документов по обеспечению устойчивого развития.

Концепция перехода России к устойчивому развитию (1996 г.). Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Экологическая доктрина РФ (2002 г.). Климатическая доктрина РФ (2008 г.). Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. (2007 г.). Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (2008 г.). Концепция развития здравоохранения до 2020 г. Концепция и стратегия непрерывного экологического образования в России. Роль общественных природоохранных организаций в реализации концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие России как целенаправленный солидарный творческий труд определяющего большинства ее граждан.


5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями


Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

ПК-1

+

+

+

+

+

ПК -12

+

+

+

+

+


6. Образовательные технологии

На лекционных и практических занятиях при необходимости используются современные информационные технологии (мультимедийные технические средства для показа учебных презентаций и видеофильмов)


7. Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

  1. Коробкин, В.И. Экология: Учеб. для студентов вузов: Рек. М-вом образования РФ /В.И.Коробкин, Л.В.Передельский.- 12-е изд., перераб. .- Ростов-н/Д: Феникс, 2007.- 602 с.- (Высшее образование).

2. Пономарева И.Н. Общая экология: учеб. пособие для студентов вузов: допущено УМО по напр. пед. образования М-ва образования и науки РФ / И.Н.Пономарева, В.М.Соломин, О.А. Корнилова; под ред. И.Н.Пономаревой.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 538 с.- (Высшее образование).

3.Стратегия экологического образования как образования для устойчивого развития: науч.-метод. пособие для студентов пед. вузов: допущено Учебно-метод. Советом «Естественнонаучное образование»УМО по напр. пед. образования / Нижегор. гос. пед. ун-т; Рос. Гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена; под ред. В.В.Николиной, Н.Д.андреевой, Г.С.Камериловой.- Н.Новгород: НГПУ, 2009.- 200 с.

4.Прохоров Б.Б. Социальная экология: Учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обуч-ся по напр. подг. «Экология и природопользование» / Б..Б.Прохоров.- М.: Академия, 2012.- 432 с.- (Высшее профессиональное образование; Бакалавриат).

5. Дмитриев В.В. Прикладная экология: Учеб. для студентов вузов: Рек. УМО по классич. университет. образованию / В.В.Дмитриев, А.И.Жиров, А.Н.Ласточкин.- М.: Академия, 2008.- 600 с.-( Высшее профессиональное образование).



7.2. Дополнительная литература:

  1. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. – М.: Экономика, 2009

  2. Устойчивое развитие: теория, методология, практика. Учебник /Под ред. проф. Л.Г. Мельника. – Сумы: Университетская книга, 2009

  3. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. Учебник. – М.: МГУ, 2006 (классический университетский учебник)

  4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие: вводный курс. Учебное пособие для ВУЗов. Серия: Новая университетская библиотека. – М.: Логос, 2006

  5. Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы ХI Междунар. науч.-практ. конференции . / Нижегор. гос. пед. ун-т; редкол. В.В.Николина, С.Г.Арефьева, Г.С.Камерилова.- Н.Новгород6 НГПУ, 2011.- 412 с

  6. Индикаторы устойчивого развития России (социально-экономические аспекты)/ Под ред. С.Н. Бобылева, Р.А. Макеенко. – М.: ЦПРП, 2001.

  7. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. – М.: 2002.

  8. План осуществления решений Всемирного саммита по устойчивому развитию. Конференция глав государств и правительств. – Йоханнесбург, 2002.

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:



www.ebiblioteka.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории, компьютерного класса, оборудованного рабочими местами для выполнения учебных работ с использованием стандартных пакетов программ и пакетов математической обработки статистических баз данных.

Оборудование учебного кабинета: коллекции атласов, карт и справочников экологической тематики, микрокалькуляторы для выполнения расчетно-графических работ.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.



9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе текущего контроля на практических занятиях, проведении рубежного тестового контроля, устного экзамена по окончании изучения дисциплины.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства



Наименование компетенций

Показатель оценки сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

ПК-1

Знает: основные концепции устойчивого развития; роль и место социальной, экономической и экологической компонент, их функции в реализации моделей устойчивого развития; идеи, принципы и закономерности устойчивого развития территорий разного иерархического уровня; социальные, экономические и экологические противоречия в развитии человечества и способы их преодоления согласно рекомендациям мирового сообщества; Умеет: понимать и определять эффективность моделей устойчивого развития, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей для сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов; применять полученные знания при решении типовых профессиональных задач в сфере управления природопользованием; использовать международную нормативно-справочную информацию в своей работе; соотносить предполагаемые действия в области природопользования с рекомендациями международных конвенций и других договоров, ратифицированных РФ; Владеет навыками: исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития, согласования социальных, экономических и экологических задач развития социума, предприятия, региона на доступном системном уровне; практической деятельности с использованием информационных технологий.
















ПК-12

Знает: объем понятия «устойчивое развитие» и его эволюцию; основные международные решения в области устойчивого развития, в том числе, основные международные конвенции, относящиеся к области решения социальных и экологических проблем; фундаментальные условия реализации концепции устойчивого развития; управленческие, экономические и правовые способы содействия устойчивому развитию; индексы устойчивого развития; международные стандарты качества; стратегию ЕЭК ООН образования в интересах устойчивого развития.

Умеет: планировать решение профессиональных задач в области экологии и природопользования с учетом основных положений концепции устойчивого развития; в рамках своей компетенции на практике решать задачи, сформулированные соответствующими национальными и международными программами, в частности «Повестка дня на XXI век»; грамотно использовать индекс устойчивого развития для определения программы последующих действий; разъяснять содержание концепции устойчивого развития окружающим, способствую реализации задач непрерывного образования

Владеет навыками: исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития, согласования социальных, экономических и экологических задач развития социума, предприятия, региона на доступном системном уровне; практической деятельности с использованием информационных технологий.

















Контрольные вопросы к экзамену

  1. История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции.

  2. Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.

  3. Основы теории устойчивости систем.

  4. Устойчивость природных систем.

  5. Современные теории устойчивости биосферы.

  6. Внешние факторы устойчивости биосферы.

  7. Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий. Возможность управления климатическими изменениями.

  8. Рамочная конвенция об изменении климата и Киотский протокол. Проблемы торговли квотами на выброс парниковых газов.

  9. Изменение озонового слоя – темпы, причины и следствия.

  10. Проблема снижения биоразнообразия. Конвенция ООН по сохранению биоразнообразия.

  11. Проблема использования природных ресурсов. Возможности исчерпания природных ресурсов. Состояние возобновляемых ресурсов.

  12. Проблема загрязнения окружающей среды и использования новых химических веществ.

  13. Социально-экономические проблемы устойчивого развития.

  14. Проблема бедности и неэквивалентности распределения.

  15. Проблема роста населения и изменения его качества.

  16. Глобализация и ее последствия.

  17. Интеграция и дезинтеграция в современном мире.

  18. Критерии и показатели устойчивого развития.

  19. Соотношение управления и самоорганизации.

  20. Современное развитие России.

  21. Обеспечение устойчивого развития России.

  22. Разработка международных документов по обеспечению устойчивого развития.

  23. Разработка государственных документов по обеспечению устойчивого развития в разных странах.

  24. Международные органы и организации в области устойчивого развития.

  25. Задачи научного обеспечения устойчивого развития. Роль географии в обеспечении устойчивого развития.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа по дисциплине «Современные проблемы экологии и природопользования» принята на заседании кафедры «Экологическое образование и рациональное природопользование»

Скачать 256.69 Kb.