Скачать 181.16 Kb.
Дата15.04.2019
Размер181.16 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа по дисциплине оп. 08 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности для специальности



Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

Борисоглебский политехнический колледж

«Утверждаю»

Директор ГПОУ ЯО БПтК

__________ В.П. Смекалов

«___» ________ 20 г.

Рабочая программа по дисциплине

ОП.08 Медико-биологические основы

безопасности жизнедеятельности

для специальности 20.02.02

«Защита в чрезвычайных ситуациях»


2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.

Разработчик: ГПОУ ЯО БПтК

Рассмотрено на заседании

МО ОУ

« » ___________ 20 г.



«Согласовано»

Зам. директора по

теоретическому обучению

__________ И.Л. Пинаева


Зам. директора по учебно-

производственной работе

__________ Н.П. Карасева

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) профессии (профессиям) среднего профессионального образования (далее СПО)



200202 «Защита в чрезвычайных ситуациях».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы: входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам

освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья;

- применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

- оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы и/или находящимся в терминальных состояниях;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- характеристики поражающих факторов;

- механизм воздействия на организм человека низких температур, повышенного и пониженного давления воздуха;

- предельные значения опасных факторов, влияющих на организм человека;

- особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками в условиях воздействия опасных факторов;

- признаки травм и терминальных состояний;

- принципы оказания помощи пострадавшим.



1.4. Количество часов на освоение рабочей программы

учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося- 96 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа; самостоятельной работы обучающегося- 32 часа.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:




практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:




Работа с дополнительной литературой, подготовка докладов и сообщений.

Создание компьютерных презентаций

Работа с текстом учебника: ответы на контрольные вопросы,

Решение вариативных задач

Подготовка к дифференцированному зачету


10
4

4

12



2

Итоговая аттестация: дифференцированный зачет






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МЕДИКО – БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2







Раздел 1. Взаимосвязь человека со средой обитания.








Тема 1.1 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности – задачи и проблемы.

Содержание учебного материала







1

Содержание дисциплины, ее связь с безопасностью

жизнедеятельности, и трудовой деятельностью человека, гигиеной и экологией.



3

2


2

Защита людей от экологически и производственно обусловленных заболеваний.

Санитарно - гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия.



3

Информационное

обеспечение и образование по вопросам гигиены и безопасности окружающей среды.



Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстом учебника. Ответы на контрольные вопросы

1




Тема 1.2

Здоровье человека – основной фактор жизнедеятельности

Содержание учебного материала







1

Здоровье и среда обитания. Понятия - окружающая среда, среда обитания и производственная среда.

6

2


2

Влияние факторов и условий окружающей среды на здоровье человека. Классификация по тяжести влияния различных факторов на здоровье.

3

Методы предотвращения и снижения риска влияния

вредных факторов окружающей среды на организм человека.



4

Экологически обусловленные заболевания. Производственно и профессионально обусловленные заболевания.

5

Классификация профессиональных болезней. Показатели профессиональной заболеваемости.

6

Структура Российского законодательства по охране здоровья населения и среды его обитания.

Практические занятия: Практическое занятие № 1 Меры повышения устойчивости организма.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщения по теме: Профилактика нарушений состояния здоровья, вызванных загрязнением окружающей среды.

4




Раздел 2. Физиологические основы трудовой деятельности.







Тема 2.1 Основы физиологии и психологии труда

Содержание учебного материала







1

Физиологические особенности и классификация физического труда.

6

2


2


Классификация основных форм организации трудовой деятельности.

3

Физиологическое обоснование мер по повышению работоспособности и снижению утомления.

4

Влияние нервно - психических нагрузок на здоровье человека.

5

Профессиональный отбор. Психологические подходы к изучению профессии, в том числе и спасателя. Профессиональные показатели важных свойств и качеств личности спасателя.

6

Особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками в условиях воздействия опасных факторов.

Практические занятия: Практическое занятие №2. Методы психологии труда и профессиональный отбор.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Создание компьютерной презентации по теме: Профессиональные показатели важных свойств и качеств личности спасателя.

4




Раздел 3. Медико- биологическое воздействие на организм человека поражающих факторов.







Тема 3.1 Поражающие факторы ЧС.

Содержание учебного материала







1

Классификация поражающих факторов.

2

2


2


Характеристики поражающих факторов.

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстом учебника. Ответы на контрольные вопросы.

1




Тема 3.2

Медико – биологическое воздействие на организм человека биологических факторов.

Содержание учебного материала







1

Биологически вредный фактор. Воздействие биологически вредных

факторов на организм в условиях производства.



5

2


2


Гигиеническое нормирование и профилактика по снижению воздействия биологического

вредного фактора на человека.



3

ГН «Предельно допустимые концентрации микроорганизмов-продуцентов,

бактериальных препаратов и компонентов в воздухе рабочей зоны» - ПДК, класс опасности и особенность

действия на организм.


4

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»




5

Оздоровительные мероприятия по уменьшению влияния биологического вредного фактора на организм человека.

Практические занятия: Практическое занятие №3. Заболевания человека, обусловленные влиянием вредных биологических факторов - гигиеническое нормирование и профилактика.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщения по одной из тем:

1.Поллиноз

(сенная лихорадка) - причины, симптомы, прогноз и профилактика.

2.Зооантропонозы. Бруцеллез причина,

симптомы острой и хронической формы, прогноз.

3. Туберкулез- причина , симптомы, прогноз и

профилактика.

4.ВИЧ – инфекция: этиология, патогенез, симптомы, течение, лечение, прогноз и

профилактика.


3




Тема 3.3 Медико – биологическое воздействие на организм человека психофизиологичес-ких факторов

Содержание учебного материала







1

Нервно - психические нагрузки. Физические нагрузки и физические перегрузки.

4

2


2

Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса. Напряженность труда как вредный производственный фактор.

3

Воздействие нервно-психических нагрузок на человека.

4

Особенности нервно-психологического статуса спасателей. Мероприятия по снижению нервно-психических нагрузок, в том числе и у спасателей.

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстом учебника. Ответы на контрольные вопросы.

2




Тема 3.4 Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов

Содержание учебного материала







1

Влияние низких температур на физиологические функции организма. Клиническая картина переохлаждения и обморожения.

16

2


2

Профессиональные заболевания связанные с влиянием холодового фактора. Обморожение и общее охлаждение.

3

Первая помощь при обморожениях, охлаждении организма и холодовой травме. Меры предотвращения отрицательного влияния охлаждающего микроклимата на организм человека.

4

Влияние повышенной температуры на физиологические функции организма. Заболевания, вызываемые воздействием нагревающего микроклимата.

5

Влияние атмосферного давления на организм человека.

Повышенное давление. Пониженное атмосферное давление.



6

Профилактика влияния атмосферного давления на организм человека.

7

Медико – биологическая характеристика виброакустических факторов. Воздействие вибрации на организм человека.

8

Санитарно-гигиеническое нормирование вибраций Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

9

Биологическое понятие шума. Воздействие шума на здоровье человека.

10

Гигиеническое нормирование шума на производстве и в

окружающей среде. Профилактические мероприятия.



11

Ультразвук и организм человека: воздействие, заболевания, вызываемые контактным ультразвуком, оздоровление условий труда, нормирование.

12

Медико–биологическая характеристика неионизирующиего излучения. Постоянные, импульсные и инфранизкочастотные переменные магнитные поля и их биологическое действие. Нормирование по СН 1742-77.

13

Электрические поля токов промышленной частоты: влияние на организм, гигиеническое нормирование ТПЧ на производстве.

14

Статическое электричество: биологическое действие,

нормирование электростатических полей по ГОСТ 12.1.045-84. Способы защиты от статического электричества. Допустимые значения силы тока и напряжения по ГОСТ 12.1.038-82.



15

Медико – биологическая характеристика ионизирующего излучения.

Последствия воздействия ионизирующего излучения на организм человека



16

Профилактические мероприятия. Принципы гигиенического нормирования ионизирующих излучений по НРБ-99 и ОСП 72/87.

Практические занятия: Практическое занятие №4. Метеорологические факторы. Нагревающий микроклимат. Тепловая и судорожная Болезни. Первая помощь.

Практическое занятие №5. Метеорологические факторы Охлаждающий микроклимат. Холодовая травма. Первая помощь.

Практическое занятие №6. Влияние атмосферного давления на организм человека. Декомпрессионная и горная болезни. Первая помощь.

Практическое занятие №7. Неионизирующие излучения - гигиеническое нормирование и профессиональные заболевания.

Практическое занятие №8. Медицинские средства профилактики и, оказания первой помощи пораженным ионизирующим излучением.

7




Самостоятельная работа обучающихся: Составление кроссворда по теме «Климат и здоровье человека» Решение вариативных задач по теме: Оказание первой помощи пострадавшим от влияния метеорологических , виброакустических факторов и различных видов излучения

12




Тема3.5.Медико-биологические особенности воздействия на организм человека химических факторов

Содержание учебного материала







1

Общая характеристика химических факторов среды обитания. Опасные вещества для возникновения и развития острых

отравлений.



5

2


2

Гигиеническое нормирование и профилактика воздействия химических факторов на среду обитания и человека. Заболевания, как результат действия химических веществ.

3

Понятие о ядах, АОХВ и отравляющих веществах.

4

Индивидуальные средства медицинской защиты,

назначение и порядок использования. Медицинские средства (комлектно-табельное имущество), предназначенное для лечения пораженных ОВ и АОХВ.



5

Медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечения пораженных ОВ, АОХВ

Практические занятия: Практическое занятие №9.Отдаленные последствия влияния химических соединений окружающей среды на организм человека.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщения на одну из тем:

1. Методы детоксикации при отравлении химическими веществами

2. Особенности нарушения здоровья человека от различных путей поступления вредных и

опасных веществ в организм

3. Клиническая симптоматика отравления химическими веществами

4. Комбинированное действие ядов

5. Основные механизмы токсического действия химических веществ


3




Тема 3.6 Терминальные состояния.

Содержание учебного материала







1

Определение и понятия травм и терминальных состояний. Ситуации, вызывающие терминальные состояния.

2

2


2

Оказание первой медицинской помощи при терминальных состояниях.

Практические занятия: Практическое занятие № 10.Оказание первой медицинской помощи при терминальных состояниях

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к дифференцированному зачету по дисциплин

2







Дифференцированный зачет.

1







Итого:

96





3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по числу обучающихся;

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: тренажер-«Максим» для проведения СЛР, индивидуальные средства защиты, средства пожаротушения; средства оказания первой помощи пострадавшим

- наглядные пособия: организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;

- программное обеспечение (MS Office, Консультант Плюс, учебные фильмы, презентации, локальная компьютерная сеть, Интернет);

- учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, рабочая тетрадь, методические указания для студентов, раздаточные материалы);

- классная доска.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- средства мультимедиа (проектор, экран).



3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

1. Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности

жизнедеятельности. Учебник для студентов высших учеб. заведений. -М.:

Издательский центр «Академия», 2009.-288с.

2. Занько Н.Г. Медико-биологические основы безопасности

жизнедеятельности: Лабораторный практикум М.: Издательский дом

«Академия», 2009.-256 с.

3. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф: учебник. — М., 2005



Дополнительная литература

4. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ

жизни: учеб. пособие для высш. шк. 2-е изд., перераб– М.: Академический

Проект, 2009. –

5. Баландина Е.А. Медико-биологические основы безопасности

жизнедеятельности. Методические указания к практическим работам.

Владимир.: Издательство ВлГУ, 2008. -

6. Бурдуков П.М., Олешко Г.И., Степнов С.М., Хапалов Г.С., Бурдукова Н.А.

Медицина катастроф (учебное пособие) Пермь, ПГФА, 2008

7. Бутомо Н.В., Ивницкий Ю.Ю., Гребенюк А.Н. Основы биологического

действия ионизирующих излучений: Учебное пособие. - СПб., 2001. - 70 с.

8. Воякина Н.В, М.А. Промтов Медико-биологические основы безопасности

жизнедеятельности : лабораторные работы / сост. :. – Тамбов : Изд-во Тамб.

гос. техн. ун-та, 2010

9. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. Высшая школа:

М, 2007


10. Занько Н.Г. Физиология человека. Методы исследований функций

организма. Лабораторный практикум. Спб.:2013.

11. Каплин В.Г. Основы экотоксикологии М. Колос, 2006

12. Карпов А.В Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений М., 2013.

13. Киршина Н.И. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф Изд.Академия М. 2008

14. Курляндский Б. А, В. А. Филова Общая токсикология Издательство: Эксмо, 2012

Интернет-ресурсы

1. Медицинская библиотека www.medlinks.ru/topics\

2. Сайт по экологической безопасности. http://environmentalsecurity.report.ru/

4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕНИЯ:

- устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья;

- применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

- оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы и/или находящимся в терминальных состояниях;


ЗНАНИЯ:

- характеристики поражающих факторов;

- механизм воздействия на организм человека низких температур, повышенного и пониженного давления воздуха;

- предельные значения опасных факторов, влияющих на организм человека;

- особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками в условиях воздействия опасных факторов;

- признаки травм и терминальных состояний;

- принципы оказания помощи пострадавшим.




Оценка работы на практическом занятии.

Оценка работы на практическом занятии.

Оценка работы на практическом занятии.


Устный опрос.

Оценка рефератов, докладов.



Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа по дисциплине оп. 08 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности для специальности

Скачать 181.16 Kb.