Скачать 457.84 Kb.
страница1/2
Дата09.10.2018
Размер457.84 Kb.
ТипПояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-образовательного курса логопедия для 2 класса Составлена на основе обязательного минимума содержания коррекционно-развивающих программ


  1   2

Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30, VIII вида»

Обсуждена на заседании методического объединения Утверждена на Педагогическом совете

Протокол №_____от «________________201 г. Протокол №_____от «________________201 г.

Руководитель методического объединения _______ Председатель педагогического совета ________

Рабочая программа

коррекционно-образовательного курса логопедия

для 2 класса

Составлена на основе обязательного минимума содержания коррекционно-развивающих программ:

1. Федеральной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией Воронковой В.В., М., Просвещение.,2010г. 2. 2.Коррекционно-развивающей программы «Развитие фонетической и лексико-грамматической стороны речи на логопедических занятиях в 1 – 4 классах», составитель Лаврентьева, 2011г. 3«О стру 3. Положения «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ образовательных курсов, учебных предметов Учебного плана МАС(К)ОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №30, VIII вида»

Количество часов по программе: 4 часа в неделю, 120 часов в год.

Составитель: учитель-логопед Лаврентьева Л.В.

Пояснительная записка

В структуре психики умственно отсталого ребёнка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях и физическое развитие, хотя наиболее нарушенными являются процессы мышления и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Практически все умственно отсталые дети имеют более или менее выраженные нарушения речи. Всё это приводит к тому, что знания детей об окружающем мире являются неполными, часто искажёнными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь это оказывает негативное влияние на овладение чтением и письмом в процессе школьного обучения.

Состав детей 2 класса, как правило, очень неоднородный. Все дети имеют недоразвитие речи разной степени тяжести от лёгкой до тяжёлой. Речь, как целостная функциональная система у этой категории детей, нарушена на фоне дефекта познавательной деятельности и аномального психического развития в целом. У детей с нарушением интеллекта имеет место системное недоразвитие речи, т. е. у них недоразвита не только звуковая сторона речи, но и лексико-грамматическая, снижена речевая активность, учебная мотивация. У многих обучающихся снижены коммуникативные навыки. У многих детей снижена потребность в речевом общении. Слово не используется в полной мере как средство общения. Активный словарь ограничен, наполнен штампами. Фразы однотипны по строению и бедны по содержанию. Недостатки речи напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Речь не выполняет своей регулирующей функции, т. к. зачастую словесная инструкция оказывается непонятной, что приводит к неверному осмыслению и выполнению задания. Всё это в значительной мере снижает область развития их жизненной компетенции и адаптацию социуме.

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания коррекционно-развивающих программ:

1.Федеральной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией Воронковой В.В., М., Просвещение.,2010г.

2. Коррекционно-развивающей программы «Развитие фонетической и лексико-грамматической стороны речи на логопедических занятиях в 1 – 4 классах», составитель Лаврентьева, 2011г.

3. Положения «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ образовательных курсов, учебных предметов Учебного плана МАС(К)ОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №30, VIII вида»

В рабочую программу внесены разделы «Формируемые универсальные учебные действия» и «Коррекционная работа» в соответствие с темами и целью занятия.

Коррекционные логопедические занятия дают возможность расширить сведения об окружающем мире, улучшить или исправить звукопроизношение, развить и активизировать навыки общения, уточнить, расширить и активизировать словарь, овладеть грамматическими формами родного языка, привить навыки звукового анализа и синтеза, а значит, овладеть навыками чтения и письма. Поэтому, календарно-тематический план содержит сразу 3 содержательные линии (фонетическую, лексическую и грамматическую. Используя лексический материал занятия, учитель-логопед расширяет, уточняет знания детей об окружающем, автоматизирует звуки, поставленные ребёнку на индивидуальных занятиях, занимается звукобуквенным и слоговым анализом слова , дифференциацией оппозиционных звуков. Лексическое планирование даёт возможность в системе пополнять лексический запас, а грамматическая работа развивает фразовую речь детей, навыки словоизменения и словообразования, учит выражать свои мысли предложением, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, пересказывать прочитанный текст.

Индивидуальные и групповые логопедические занятия являются обязательными в коррекционной подготовке обучающихся образовательного учреждения VIII вида, входят в инвариантную часть учебного плана.

Ввиду того, что уровень развития детей коррекционного учреждения разный, структура дефекта каждого ребёнка своеобразна и неоднородна, в коррекционно-развивающем процессе используются различные педагогические технологии, но преобладающими является личностно-ориентированное развивающее обучение, технология разноуровневого обучения и индивидуализации коррекционного процесса. В коррекционном процессе преобладает иллюстративное обучение и игровые технологии.

При реализации рабочей программы решаются следующие цели и задачи:



Педагогические цели: систематизация работы по коррекции, компенсации и развитию устной и письменной речи обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Обеспечение школьной адаптации вновь поступивших детей и успешной интеграции этих детей в общество, развитие социально-ориентированного взгляда детей на окружающий мир.

.

Задачи:



  1. Своевременно выявлять специфические нарушения речевого развития школьников с ограниченными возможностями здоровья и включать детей-логопатов в организованный коррекционно-воспитательный процесс, развивать их коммуникативно-речевые умения помогать развитию учебных навыков .

  2. Активно участвовать в сопровождении процесса адаптации каждого логопата, развитии его познавательной деятельности и учебной мотивации.

  3. Способствовать элементарному речевому развитию детей с выраженным системным недоразвитием речи, помочь им в овладении доступными образовательными уровнями.

  4. Поддерживать каждого логопата в решении личностных проблем, способствовать его социализации в обществе, профилактике девиантного поведения.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Компетентностный подход в коррекционно-образовательном процессе в соответствие с требованиями модернизации образования предполагает формирование у логопатов 2 класса следующих ключевых компетенций:

1.Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

3. Предметная компетентность – умение работать на занятиях, способность анализировать и действовать по показу, словесной инструкции, умение быть самостоятельным и ответственным за результаты своей деятельности

4. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по нравственным законам, школьным правилам, требованиям педагога

5. Речевая компетентность – способность к вербальным коммуникациям в окружающем социуме

Условиями, механизмами формирования ключевых компетенций в условиях логопедического кабинета являются:

Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения и коррекции, стимулирования и контроля,

Реализация на уроке всех дидактических принципов

Соблюдение требований к технике проведения уроков (Урок должен быть эмоциональный. темы и ритм урока должен быть оптимальным, обеспечен полный контакт учителя и учащихся, а также атмосфера доброжелательности и активного творческого труда, смена видов деятельности, обеспечение активной деятельности каждого ученика)

Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций, если не соблюдать гигиену школы и класса (температурный режим ,проветривание, освещение, предупреждение утомления, физкультминутки, правильная рабочая поза учащихся, соответствие роста школьной мебели.

Усиление практической направленности, доли самостоятельности школьника

Рабочая программа в соответствие с учебным планом и годовым календарным учебным графиком рассчитана на 120 часов из расчёта 4 часа в неделю.



Планируемые результаты обучения и коррекции (на конец учебного года)

Личностные результаты:

Сформировать в сознании ребёнка вербальные формы общения

Овладеть начальными навыками коммуникации в ближайшем социальном окружении

Закончить адаптацию в микро социуме, по возможности развить способности к осмыслению социального окружения и своего места в нём

Утвердить в сознании детей образ школьника, прилежного ученика

Закрепить уважение к своим сверстникам, логопеду, учителю, воспитателю, обслуживающему персоналу школы-интерната

Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на занятиях и в перемену

Научить адекватно воспринимать оценку учителя

Добиться произвольной регуляции поведения

Добиться адекватной мотивации на здоровый образ жизни



Метапредметные результаты

-регулятивные

Усвоить основные Правила для учащихся

Уметь организовать своё рабочее место

Научиться понимать учебно-коррекционную задачу

Адекватно реагировать на физическую помощь логопеда при постановке звуков (массаж, артикуляционная гимнастика)

Cлушать и слышать учителя

Действовать на основе пояснений учителя.

Познавательные

Ориентироваться в наглядном материале

Понимать информацию на рисунках, схемах

Пользоваться готовыми моделями предложения, звуко-слоговыми схемами



Коммуникативные

Вступать в диалог с учителем, логопедом, сверстниками

Участвовать в беседе

Сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий взрослых

Устанавливать элементарные связи между персонажами и объектами.

Выполнять простые поручения



Предметные результаты:

Овладеть простейшими речевыми комплексами артикуляционной зарядки (по показу логопеда, по картинкам, символам, словесной инструкции, несложными приёмами самомассажа органов артикуляции,

уметь проговаривать 5-6 чистоговорок хором и самостоятельно. Неговорящие дети проговаривать слова за логопедом, учителем, хором

Овладеть нужными движениями пальцев, воспроизводить заданные позы

Сформировать пространственную ориентацию

Повысить двигательную и познавательную активность.

Отработать каллиграфические навыки, умения ориентироваться в тетради, альбоме, правильно держать карандаш, ручку, уметь раскрашивать, соблюдая контуры рисунка.

По возможности овладеть навыками в различении речевых звуков,

Улучшить голосовые характеристики, звукопроизношение, слуховое внимание.

Улучшить способности к элементарному звуковому анализу и синтезу

Выполнять простые задания на классификацию предметов

Употреблять в речи слова-действия, слова-признаки по предложенной программе.

С помощью учителя, с опорой на картинку составлять простое предложение, отвечать на вопрос, распространять предложение, подбирать к нему картинку.

Содержание программы

2 класс

Твой портфель:

Словарь: школа, директор, класс, ученик, учитель, врач, логопед, столовая, кабинет, библиотека, столовая, мастерская, туалет, портфель, ранец,учебник, пенал, тетрадь, ручка, карандаши, резинка, линейка, стол, стул, урок, перемена, звонок.



Твой портфель

Беседа на тему «Твой портфель» (сумка ученика, что носит ученик в портфеле, ранце)

Обводка шаблона (портфель). Озвучивание действий с помощью логопеда по укладыванию в портфель школьных принадлежностей.

Осень . Осенние месяцы.

Словарь по теме: сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, листья, жёлтый, красный, зелёный, трава, дождик, птицы, погода, деревья, туча, зонт, шапка, сапоги, куртка, рябина, желтый, опадать, пасмурно, сыро, холодно, медведь, ёжик.



Осенние изменения в природе, погода осенью

Беседы по картинкам на тему «Осень», повторение слов из словаря и включение их в предложения.

Наблюдение за природой во дворе школы

Разучивание пальчиковой игры «По грибы», «Птицы»



Осенние листья

Обводка листьев дерева разных форм по шаблону и раскрашивание в цвета осени.

Сбор листьев в игре во время физминуток

Упражнения в умении закончить фразу (демонстрируемую картинкой), например:

Идут частые (дожди)., Улетают перелётные (птицы). С деревьев падают жёлтые……

Перелётные птицы

Словарь: воробей, синица, ласточка, ворона, сорока, дятел, снегирь, скворец,, гнездо, птенцы, перелётные, неперелётные, гусеница, скворец, снегирь, утки, гуси, жаворонки



Узнавание и отбор птиц из предложенных картинок (без называния вида птицы)

Актуализация имеющегося словаря, узнавание, называние, повторение, закрепление в работе с картинками. Тело птицы, почему птицы летают, чем питаются, где живут (гнездо, дупло, где строят гнёзда, как выводят птенцов)

Понятие перелётные птицы и неперелётные

Знакомство, называние и отбор птиц; неперелетные (ворона, сорока, голубь, снегирь, воробей, синица, скворец) и перелётные (скворцы, ласточки, утки, снегири)

Обогащение словаря и сведений об окружающем мире конкретными образами птиц (голубь, ворона, сорока, воробей, синица, снегирь) различие их по внешнему виду .



Уборочный инвентарь

Словарь: тазик, ведро, швабра, тряпка, щётка, метла, грабли, носилки, лопата, веник, совок, собирает, наливает, моет, протирает, подметает,…



Знакомство с инвентарём .Назначение инвентаря

Узнавание, называние уборочного инвентаря по сюжетным картинкам.. Введение предметов инвентаря во фразы, закрепляющие их назначение.

(В тазик наливают воду. В тазике смачивают тряпку. Пол моют шваброй. Веником подметают мусор. Наблюдение за трудом дворника, уборщицы. Называние инструментов. Оречевление их действий. Обучение диалогу по теме.. Уборка в кабинете. Оречевление действий.

Составление предложений с заданным количеством слов по лексической теме.



Наш огород, овощи. Наш сад. Фрукты.

Узнавание и называние овощей по картинке «Огород»

Аппликация на тему «Овощи» из готовых заготовок из бумаги.

Работа по составлению простых предложений.



Признаки овощей, фруктов (по цвету, по величине, по форме, вкусу)

Называние овощей, фруктов по картинкам

Актуализация атрибутивного словаря: составление словосочетаний предметов с признаками (по цвету, величине, форме)

Побуждение к составлению и называнию словосочетаний типа: Огурец большой, зелёный. Морковка красная, большая,( длинная), сладкая Лук круглый, жёлтый, горький. Лимон жёлтый, кислый



Игры «Угадай, что это?» Логопед называет признаки овоща, фрукта дети угадывают, что это, называют.

Беседа на тему: Мама готовит борщ. Мама варит компот. Атрибутивный словарь по теме: (компот сливовый, варенье яблочное, суп гороховый)

Раскрашивание овощей, фруктов по готовым контурам.

Описание овощей, фруктов по плану-схеме

Выбор овощей, фруктов из предложенных картинок

Описание овощей, фруктов с помощью логопеда по плану на логопедическом тренажёре или по вопросам Что это? Репка. Какого цвета репка? Жёлтая. Какая она по Форме (круглая или квадратная?) Репка круглая. Она большая или маленькая?

Побуждение к самостоятельному описанию овощей, фруктов

Распределение плоскостных фигурок овощей, фруктов в геометрические фигуры. (лук, яблоко в круг, огурец – в овал, капуста – в круг, перец, груша - в треугольник )

Игры «Назови овощи», «Угадай», лото «Овощи», лото «Фрукты»

Разучивание стихов об овощах и фруктах

Огород (чтение и пересказ)

У нас большой школьный огород. Там мы выращиваем разные овощи. В густой зелени краснеют помидоры. Горохвьётся около прутьев. Под листьями прячутся огурцы. Зеленеют кочаны капусты и салат. На трёх грядках растёт морковь. Большую площадь занимает картофель.



Наш дом

Словарь: дом, изба, многоэтажный, хозяин, подъезд, лестничная клетка, лифт, мусоропровод, домофон, чип, квартиры, балкон, лоджия, жильцы, двор, веранда, баня, хлев, крыльцо, палисадник, цветник, огород, сад, крыша, труба, дровяник.

Экскурсия по школе, по теме Школа – наш дом. с самостоятельным называнием всех помещений

Введение слов в лексикон в беседе о любом многоэтажном доме.

Рисование дома .

Составление предложений по картинке, предложений из предложенных слов, данных в беспорядке (труба дым, из, идёт)



Инструменты

Словарь; ножницы, нож, иголка, спицы, молоток, пила, топор, отвёртка, щипцы, лопата, грабли, вилы, мотыга, лом.



Знакомство с домашними инструментами по картинкам. Назначение инструментов

Работа по картинкам с ответами на вопросы. Что делает папа? Чем он копает землю? Покажи лопату ( в наборе картинок с инструментами) Что делает мама? Чем шьёт мама?

Покажи иглу и т.д. Называние и отбор предметов по теме. Работа с загадкой по теме. Разучивание стихов. Введение обобщающего понятия Инструменты. Игры на внимание и закрепление словаря по теме: «Что изменилось», «Чего не стало?» Угадывание инструментов по описанию обучение детей простейшим навыкам описания предмета (По предъявленной картинке ребёнок должен сказать: Это пила. .Пилой пилят доску.)

Обучение простейшим навыкам безопасности при обращении с инструментами.



Закрепление словаря по теме в играх

Активизация словаря по теме: называние, отбор, отгадывание загадок, игры с игрушечными инструментами Развитие атрибутивного и предикативного словаря . введение в предложение. (нож режет, лопата копает, пила пилит, молоток забивает, ножницы стригут), (лом тяжёлый, пила острая)

Составление предложений по картинкам с одним предметом в разных ситуациях по теме.

Наш дом. Наша квартира

Словарь: прихожая, карман, кухня, гостиная, спальня, ванная, туалет, домашние вещи: мебель, техника, телевизор, холодильник, печь, стиральная машина

Закрепление словаря по теме Наш дом.

Актуализация слов из словаря в беседе по картинкам, при чтении текстов учителем, на тренажёрах,

Составление предложений с определённым словом. Распространение предложений.

Дидактические игры «Мой дом» , « Моя семья»



Зима. Зимние месяцы

Словарь: времена года, снег, снежинки, лёд, холод, горка, санки, коньки, лыжи, снежки, мороз, холодно, ветер, вьюга, метель, лёгкий, пушистый, кружится, падает, метёт, воет, снегопад, нора, берлога, дупло, хатка, коньки, санки, лыжи

Признаки зимы, называние и запоминание зимних месяцев: декабрь, январь, февраль.

Загадка о зиме: выпал снег. Мороз крепчает. Когда это бывает? И др.

Рассматривание картинок о зиме, актуализация словаря

Разучивание стихов о зиме:



Зимняя одежда и обувь

Актуализация словаря по теме: Обувь, зимняя обувь. Узнавание, называние, отбор, введение в простую фразу с опорой на картинке и по словесной инструкции логопеда.



Зимние развлечения детей

Беседа-диалог по картинке «На горке» - активизация словаря по теме. Побуждение детей к построению предложений и мини -рассказа о зиме.

Ветки белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.



Времена года

Словарь: зима, весна, лето, осень, жара, дождь, мороз, слякоть, иней, сугробы, вьюга, метель, ветер, осадки, зной,, цветение, опадание, замирание, ледоход, снегопад, 12 месяцев

Актуализация знаний о временах года, называние, запоминание по порядку, месяцев по временам года, .в беседах по картинам, в видеосюжетах, определение времени года по прочитанному рассказу.

Составление предложений и мини рассказов по предложенным словам по теме, по картинкам с разными временами года.

Работа над рассказом «Старик-годовик»

Труд и забавы детей по временам года.



Дни недели

Словарь: неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, выходной день, праздничный, будни, календарь, месяц, год

Механическое заучивание дней недели по порядку, введение перечисленных слов в активный словарь.

Введение дней недели во фразовую речь.

Ролевая игра «Неделя» для запоминания порядковой последовательности дней недели.

Соотнесение дней недели с режимом работы школы, класса, группы.

Составление предложений с данным словом по графической схеме предложения.

Скоро праздник Новый год.

Словарь: Дед мороз, Снегурочка праздник, украшения, подарки, ёлка, гирлянды, звезда, поздравление, костюмы, маски, каникулы, карнавал

Краткое понятие ГОД, начало года, конец года, новогодний праздник. Атрибуты Нового года: ёлка, украшения, подарки, карнавал, костюмы. Беседа-диалог по картинкам , изготовление новогодней игрушки из бумаги, рисование снежинки.

Новый год - зимний праздник

Краткое понятие ГОД, начало года, конец года, новогодний праздник. Атрибуты Нового года: ёлка, украшения, подарки, карнавал, костюмы. Беседа-диалог по картинкам, изготовление новогодней игрушки из бумаги, рисование снежинки

Актуализация словаря по теме по картинкам. Разучивание стихотворения к Новому году

Подготовка к Новогоднему празднику.

Закрепление словаря по картинкам, в беседе. Обучение в составлении рассказа по картинке «Новогодний праздник»Разучивание стихов. Украшение новогодней ёлки на готовом рисунке.

Составление предложений по теме по заданной графической схеме.

Части суток

Словарь: утро, день, вечер, ночь, сутки, рассвет, закат, полдень, сон, отдых, работа, развлечения, учёба, каникулы, режим дня,.

Актуализация и запоминание частей суток по порядку

Соотнесение времени суток с режимными моментами школьника.

Беседы по картинкам по теме, соотнесение с частями суток.

Соотнесение времени суток с содержанием прочитанного текста



Головные уборы

Словарь: убор, головной убор, панама, шляпа, шапка, берет, фуражка, бескозырка, тюбетейка, косынка, шаль, платок, колпак, каска, шлем

Актуализация и закрепление номинативного словаря по теме.

Работа по картинкам по называнию головных уборов.

Введение слов в предложения.

Упражнения по составлению. предложений, их распространению

Соотнесение головных уборов с временами года, с профессиями людей

Наземный транспорт.

Словарь: машина, автобус, трамвай, троллейбус, самолёт, вертолёт, лодка, пароход, корабль, поезд., дорога, светофор, перекрёсток.

Актуализация понятия и видов транспорта

Транспорт в городе

Наблюдение за движущимся транспортом в городе, называние, отбор предметов транспорта на картинках. Беседа-диалог по теме: На чём ты приезжаешь в школу. На чём ещё можно приехать? Рисование автобуса, трамвая по шаблону, раскрашивание.



Светофор

Закрепление предметов городского транспорта по картинкам. Отбор картинок по теме, уточнение словаря. Беседа о безопасности движения в городе. Светофор. (наблюдение за его работой на экскурсии) Рисование светофора по готовым контурам. Раскрашивание светофора. Беседа-диалог о работе светофора и поведении при переходе улиц.

Физминутка: «Ехал поезд»

Воздушный транспорт.

Словарь: самолёт, вертолёт, космический корабль, ракета, пилот, стюардесса, касса, билет, космонавт, пропеллер, аэропорт, запуск, космодром

Актуализация понятия и видов транспорта

Обводка самолёта, ракеты по шаблону, раскраска

Беседа по теме, рассматривание видов воздушного транспорта по картинкам, узнавание, называние, введение предметного словаря в предложения

Диалог по теме



Водный транспорт.

Словарь: плот, лодка, пароход, корабль, катер, яхта, танкер, якорь, порт морской, речной порт, причал, маяк, капитан, матрос, штиль, шторм, палуба..

Актуализация понятия и видов транспорта

Обводка катера, парохода по шаблону, раскраска

Беседа по теме, рассматривание видов водного транспорта по картинкам, узнавание, называние, введение предметного словаря в предложения, их распространение, пересказ и рассказ прочитанного текста по теме.

Диалог по теме



Пространственные понятия

Словарь: слева, справа, ближе, дальше, сзади, спереди, около

Работа по картинкам. Рассматривание расположений предметов и определение их пространственных отношений с употреблением слов из словаря.

Соотнесение расположений предметов в помещении и на картинке с правой и левой рукой ребёнка.

Подвижные игры на построение с называнием местоположения (Саша стоит впереди Тани, но сзади Вовы)

Работа на листе бумаги по пространственному расположению фигурок, рисование фигурок по инструкции логопеда,



Наш город. Наша улица

Словарь: дорога, улица, тротуар, дома, школы, детские сады, больница, магазины, завод, парк, роща, транспорт, светофор, театр, кинотеатр., милиционер.



Название, улицы, места отдыха

Называние детьми своего имени и фамилии, припоминание домашнего адреса. Беседа-диалог В каком городе ты живёшь? На какой улице? Называние 3-4 улиц города Понятие улица. (ряды домов, дорога, транспорт, светофоры), тротуар., Роща, парк, театр, кинотеатр – места отдыха. Выяснение в диалоге: Что ещё есть в нашем городе? (школы, детские сады, больницы, завод, магазины, театры)

Твой домашний адрес: улица, номер дома.

Рисование улицы из геометрических фигур.



Твой адрес

Припоминание и закрепление домашнего адреса. Закрепление словаря по теме

Ролевая игра: «Ты потерялся». Введение понятия милиционер. Отработка поведения потерявшегося ребёнка, диалог с милиционером (проигрывание ситуации)

Сегодня мамин праздник

Словарь: мама, бабушка, сестра, брат, папа, подруга, весна, март, поздравление, подарки, семья , женщина.



8 марта - праздник мам

Закрепление обобщающего понятия Весна. Беседа по картине 8 Марта. Ответы на вопросы логопеда. (Кого ты видишь? Кого поздравляют папа и дочка?. Что они дарят маме? Кого ещё поздравляют 8 марта? Кого ты будешь поздравлять?)

Выбор подарков для мамы по картинкам. Разучивание короткого стихотворения к празднику.

Стихи и подарки маме.

Активизация словаря по теме. Разучивание стихов о маме. Изготовление подарков, (аппликаций, рисунков), оречевление деятельности. Работа по развитию грамматического строя речи и связных высказываний (согласование предметов и признаков: мама добрая, хорошая, любимая, ласковая, родная). Подготовка к участию в детском утреннике к празднику.



Женский день.

Таня проснулась рано-рано и взглянула на календарь. На календаре стояло красное число – 8 марта. Таня достала из ящика с игрушками свои подарки – две красивые чашечки – и побежала смотреть, не проснулась ли бабушка. Бабушка уже проснулась. Она пекла вкусный пирог. Таня перемыла всю посуду, подмела пол, постелила на стол чистую скатерть… И поставила свои чашечки. Когда пирог был готов, все сели за стол. Таня поздравила бабушку с праздником. Как приятно пить чай из новых чашечек!



О правилах дорожного движения

Словарь: движение, машина, автобус, трамвай, троллейбус, самолёт, вертолёт, лодка, пароход, корабль, поезд., дорога, светофор, перекрёсток., тротуар, шоссе, трасса, инспектор.

Актуализация понятия и видов городского транспорта

Транспорт в городе

Наблюдение за движущимся транспортом в городе, называние, отбор предметов транспорта на картинках. Беседа-диалог по теме: На чём ты приезжаешь в школу. На чём ещё можно приехать? Рисование автобуса, трамвая по шаблону, раскрашивание.



Светофор

Закрепление предметов городского транспорта по картинкам. Отбор картинок по теме. Уточнение словаря. Беседа о безопасности движения в городе. Светофор. (наблюдение за его работой на экскурсии) Рисование светофора по готовым контурам. Раскрашивание светофора. Беседа-диалог о работе светофора и поведении при переходе улиц.



Весенние месяцы

Словарь: март, апрель, май, солнце, сосульки, капель, почки, ручьи, птицы, скворцы, скворечники, проталины, припекает, греет, тает, журчит, капает, набухают, распускаются, подснежник.



Весенние изменения в природе

Наблюдение за природой на короткой экскурсии, актуализация, уточнение, расширение словаря по теме в беседе по следам экскурсии и по картинам. Отбор картинок о весне из набора «Времена года». Весенние месяцы. Рисование сосульки, ручейка, солнца. Загадки о весне.



Весна в лесу

Работа по картинам-пейзажам весенней природы. Отличие весеннего леса от зимнего (проталины, ручьи, небо, подснежники) Прослушивание птичьих голосов и шума весеннего леса в грамзаписи, на дисках



Составление предложений по теме, их распространение с помощью признаков

Светит солнце Светит яркое солнце. Светит яркое, ласковое, горячее солнце.



Атрибутивный словарь о весне

Словарь: яркое, горячее, голубой, сиреневый, бежевый, салатный ,ласковый, теплый, желтый, зелёный, говорливые ручьи, март, апрель, май, солнце, сосульки, капель, почки, ручьи, птицы, скворцы, скворечники, проталины, припекает, греет, тает, журчит, капает, набухают, распускаются, подснежник.

Закрепление понятий цвета, основные и оттеночные цвета

Цвета весны, прилагательные к номинативным признакам весны: яркое, горячее, ласковое солнце. Прозрачные холодные сосульки. Чёрные проталины. Говорливые, журчащие ручейки. Хлопотливые птицы. Набухшие почки. Первые подснежники. Зелёная травка.

Рисование подснежника.

Наблюдение природы на экскурсии и оречевление увиденного с употреблением слов-признаков.

Геометрические формы:

Словарь: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, прямая линия, кривая линия

Актуализация словаря по теме.

Соотнесение окружающих предметов с геометрическими формами, их называние, узнавание,

рисование, воспроизведение в аппликациях.

Закрепление словаря в речевых играх «Узнай предмет»

Он круглый, сначала зелёный, потом красный, сочный, на кустике растёт, томатный сок даёт.

Он квадрат, мягкий, приятный, в кармане лежит, быть чистым велит.

Овальный, зелёный, хрустящий, летом в салате самый подходящий.

Домашние вещи.

Словарь: мебель, посуда, бытовая техника, бельё, книги, одежда, обувь

Актуализация словаря по теме.

Введение обобщающих понятий и их содержание в работе с игрушками, картинками

Сюжетно-ролевые игры по теме «Семья»

Составление предложений из ответов на вопросы по теме.

Какая мебель есть у тебя дома. У нас есть диван, кресла, стол, кровать, стулья.

Чем вы чистите ковёр? Ковёр мама чистит пылесосом. Где хранится бельё: Бельё мы храним в комоде (в шкафу)

Упражнения в умении закончить фразу, сказанную логопедом: Мама сушит волосы …..Мама сушит волосы феном. Бельё мама стирает…. . Бельё мама стирает в стиральной машине.

Моя семья. Мои родственники.

Словарь по теме: мама, папа, семья, отец, мать, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, родственники.



«Моя семья», называние членов семьи, имена членов семьи

Беседа по картинке «Семья» (называние членов семьи, актуализация имеющегося у детей словаря по теме), побуждение к составлению предложений

Диалог с ребёнком о его семье, активизация детской речи: называние имён родителей, других членов семьи.

Упражнения в умении закончить фразу, сказанную логопедом: Твою маму зовут ….., твоего папу (брата, и т.д. ) зовут. Скажи: Меня зовут….., маму зовут…

Составление семьи из готовых картинок. Оречевление действий.

(Это моя мама. Это мой папа. Это моя бабушка. Это мой брат Это моя семья)

. Дать понятие родственники (как близкие, родные люди)



Закрепление словаря в работе над рассказом, игры по теме

Разучивание и произношение короткой чистоговорки на одном выдохе (тихо, громко) под контролем ладони (У бабы бобы, у деда дубы) -закрепление Работа над рассказом: У Тани был день рождения. Мама купила Тане куклу. Кукла была большая и умела говорить слово мама. Бабушка испекла вкусные пирожки . Папа пришёл с работы и подарил Тане маленькую живую собачку. Вечером все поздравляли Таню и пили всей семьёй чай.

У кого был день рождения? Скажи, как звали девочку? . У кого был день рождения? Что ей подарила мама? Что испекла бабушка? Кто подарил Тане собачку? (Допустимы односложные ответы

Признаки лета

Словарь: год, зима, весна, лето, осень, солнце, жара, трава, цветы, грибы, ягоды, каникулы, двор, песочница, качели, карусели, парк, река, берег, загорать, купаться, ловить рыбу, гроза, молния, июнь, июль, август.



Лето, признаки лета

Беседа по картине круглый год. Лето – время года, каникулы. Беседа по летнему пейзажу на картине. Называние признаков лета в словосочетаниях (яркое, горячее солнце; высокое чистое небо, жаркая погода, зелёная трава, зелёные листья, красивые цветы, тёплая река, поют птицы, трещат кузнечики, стучит дятел, кукует кукушка, сверкает молния, гремит гром, идёт дождь). Развитие фразовой речи на словарном материале по теме.



Дары лета

Активизация словаря по теме «Лето». Классификация словаря по темам «Ягоды», «Грибы», «Овощи», «Игрушки» по картинкам. Дары лета. Дидактическая игра «Что нам лето принесёт?»

Работа с раскрасками. Отбор и раскрашивание даров лета.

Природные явления по временам года.

Словарь : зима, весна, осень, лето, признаки, зной, жара, мороз, ясно, пасмурно, заморозки, мороз, снегопад, сосульки, метель, вьюга, оттепель, иней, роса, дождь, листопад, похолодание



Актуализация словаря по теме в беседах по картинке, в прослушивании сказок, просмотре мультфильмов.

Диалоги об изменениях в природе по временам года

Работа по картине «Круглый год»



Пейзажные зарисовки.

Построение и распространение предложений с употреблением атрибутивной и предикативной лексики.



Учебно-тематический план

п/п


Содержание программного материала (разделы и темы)

Количество часов в неделю

Возможные формы контроля

1

Гласные звуки. Твой портфель. Составление предложений по сюжетной картинке

4




2

Согласные звуки. Осень. Осенние месяцы. Определение количества слов в предложении

4




3

Дифференциация гласных и согласных звуков. Перелётные птицы. Определение количества слов в предложении

4

Буквенный диктант

4

Ударные и безударные гласные. Уборочный инвентарь. Составление предложения с заданным количеством слов.

4




5

Выделение ударных гласных в слове. Наш огород, овощи. Составление предложения с заданным количеством слов

4

Самостоятельная работа по постановке ударения

6

Анализ звуковых рядов. Наш сад, фрукты. Составление предложений из слов, данных в беспорядке

4




7

Звуковые диктанты. Наш дом. Составление предложений из слов, данных в беспорядке

4

Звуковой диктант с заданием

8

Отбор картинок на заданный звук. Инструменты. Составление предложений по картинкам с одним предметом в разных ситуациях.

4




9

Подсчёт звуков в простых словах. Наш дом. Наша квартира. Составление предложений с определённым словом

4

Звуковой диктант с заданием по теме

10

Определение места звука в слове. Зима. Зимние месяцы. Составление графической схемы предложения

4

Слуховой диктант на воспроизведение звуковых рядов из гласных.

11

Выделение заданного звука из слога, слова. Времена года. Составление графической схемы предложения

4




12

Звуковой анализ односложного слова. Дни недели. Составление предложений по данной графической схеме

4




13

Деление слов на слоги. Наш дом. Скоро праздник – Новый год. Составление предложений по данной графической схеме

4




14

Деление слов на слоги. Части суток. Определение места слова в предложении

4

Самостоятельная работа по теме

15

Звуковой анализ двусложного слов. Головные уборы. Развитие слогового анализа и синтеза

4




16

Составление слов из слогов. Наземный транспорт. Развитие слогового анализа и синтеза

4




17

Составление слов из слогов. Воздушный транспорт. Составление слоговой графической схемы слова.

4

Составление схемы двусложного слова

18

Воспроизведение слоговых рядов, запись под диктовку. Водный транспорт. Составление слоговой графической схемы слова.

4

Слуховой диктант на воспроизведение звуковых рядов из гласных.

19

Мягкие и твёрдые согласные. Пространственные понятия (слева, справа, впереди, сзади, ближе, дальше). Составление слогозвуковой графической схемы слова

4




20

Дифференциация М– МЬ. Наш город. Наша улица. Составление слогозвуковой графической схемы слова

4

Запись слогов по слуху с о звуками м и мь

21

Дифференциация П – ПЬ. Сегодня мамин праздник. Составление предложений по картинке с указанным предметом.

4

Запись слогов по слуху с о звуками п и пь

22

Дифференциация Т– ТЬ. О правилах дорожного движения. Распространение предложений с помощью слов-признаков

4

Запись слогов по слуху с о звуками т и ть

23

Дифференциация гласных звуков А– О. весенние месяцы. Распространение предложений с помощью слов-признаков

4




24

Дифференциация Ы – И. Атрибутивный словарь (оттеночные цвета) Деление текста на предложения.

4




25

Дифференциация У – Ю. Атрибутивный словарь о весне. Определение границ предложения

4




26

Дифференциация Ё – Ю. Геометрические формы. Определение границ предложения

4




27

Фонематический анализ двусложного слова. Домашние вещи. Упражнения в составлении распространённого предложения

4

Слуховой диктант на различение гласных и согласных звуков

28

Составление схемы звукового состава слова. Моя семья. Мои родственники. Упражнения в составлении распространённого предложения

4




29

Составление схемы звукового состава слова. Признаки лета. Составление предложений по вопросам учителя

4




30

Слуховые диктанты. Природные явления по временам года. Составление предложений по вопросам учителя

4

Мониторирование по пройденному материалу
  1   2

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа коррекционно-образовательного курса логопедия для 2 класса Составлена на основе обязательного минимума содержания коррекционно-развивающих программ

Скачать 457.84 Kb.