Скачать 111.24 Kb.
Дата09.04.2018
Размер111.24 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа клуб «Игры народов мира»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

МБОУ «КОНТОШИНСКАЯ СОШ»

Рабочая программа

клуб

«Игры народов мира»

для 1 – 4 классов

Подготовила учитель

начальных

классов


Михеева И.В.

Контошино

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа клуба « Игры народов мира» для начальных классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Спортивно-оздоровительное направление.



Актуальность. Организация досуга – традиционное направление деятельности школы в летний период. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами творчества и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Программа « Игры народов мира» призвана решить эту проблему самыми доступными и в то же время универсальными средствами – средствами игры. Программа использует потенциал досуга с его широкими просветительскими, познавательными, рекреационными, творческими возможностями, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру ребенка. Дает возможность познакомить детей с разнообразным миром устного народного творчества, различными видами игр, их особенностями и правилами, историей возникновения. Обучаясь по данной программе, дети не только знакомятся с устным народным творчеством, забытыми играми, но и приобретают организаторские качества, выраженные, ни сколько в знании разнообразных игр, а и в умении провести их среди сверстников в рамках правил и требований каждой игры.

Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры.

Программа «Игры народов мира» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными традициями и культурой.

Таким образом, программа направлена на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.



Цель программы : Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством комплекса оздоровительных мероприятий - подвижных игр, развития здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Задачи

обучающие:

  • научить детей играть активно и самостоятельно;

  • познакомить с играми, традициями, историей и культурой разных народов;

  • обучить правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;

  • прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.

развивающие:

вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;



  • приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;

  • проявлять инициативу;

  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;

  • увеличивать функциональные возможности организма.

воспитывающие:

  • формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;

  • прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;

  • воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

  • способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Основные направления реализации программы

Программа содержит теоретическую и практическую часть, отдавая предпочтение последней, предусматривающей разработку и проведение игровых мероприятий, разучивание игр, знакомство с устным народным творчеством, которые уже забыты.



Участники программы – учащиеся 1 – 4 классов .

Программа имеет общий объем 8 часов.



Режим занятий – 2 раза в неделю.

Основными формами проведения занятий являются:

сюжетно – ролевые игры;

игровое имитационное моделирование;

демонстрационные, театрализованные игры;

игры – конкурсы;

интеллектуально – творческие игры;

социальные игры;

комплексные игры.

Программа опирается на следующие педагогические идеи и принципы:


  • гуманизации образования;

  • культуросообразности;

  • осуществление целостного подхода к воспитанию;

  • соответствия содержания возрастным особенностям учащихся;

  • формирования социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.

Деятельность, положенная в основу данной программы, выполняет несколько функций:

-развлекательную - создает благоприятную атмосферу, душевную радость, эмоциональный комфорт,

-коммуникативную - объединяет детей в коллектив и благоприятствует установлению контактов,

-релаксационную – снимает эмоциональное напряжение

-развивающую – создает условия для личностного развития детей, их мотивации к познанию и творчеству, и активизирует их резервные возможности,

-воспитывающую – формирует уважение к историческому наследию, способствует психотренингу и психокоррекции проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.



Особенности программы

Предлагаемая рабочая программа знакомит учащихся с играми русского народа, народов России, народов мира, спортивными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры кубанского народа.

Теоретический материал программы предлагается в форме бесед до , после или в процессе выполнения двигательной деятельности, в ходе которых дети узнают много интересного об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомятся с правилами игры, правилами общения, правилами безопасного поведения на занятиях и во время самостоятельно организованных игр. В практическую часть программы помимо игр различных народов, входят комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Комплексы регулярно обновляются.

При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся, уровень их физической подготовленности и состояние здоровья.

Программа содержит пояснительную записку, тематический план, содержание, список литературы, календарно-тематическое планирование.


п/п

ДАТА

МЕРОПРИЯТИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ

1

28.07

Что мы знаем об игре?

(Виды игр. Их разнообразие. Правила игр.

ТБ во время игр.)

Русские Народные Игры:

«ГУСИ – ЛЕБЕДИ»

«ВОЛК ВО РВУ»

«КОНЬ ВОРОНОЙ»


Презентация «Виды игр»

2

02.08.

Разучивание Русской Народной игры «БОЯРЕ»

«МОСКОВСКИЕ ПРЯТКИ»




Презентация «Костюмы русских бояр и дворян»

3

04.08.

Разучивание Русской Народной игры

«ЛАПТА»



Совместно с спортивным клубом.

4

09.08.

Английская игра

«КОЛОКОЛ ЗАЗВЕНЕЛ»

Белорусская игра

«СЛЕПОЙ МЕДВЕДЬ»




Колокольчик

Маска медведя, шарф



5

11.08.

Украинские игры

«ЧИЖИК»


«БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»


Биты

Палочки


Маски зайцев

6

16.08.

Эстонская игра

«ЛАВАТА»


«РЫБАЛКА»


Магнитофон

Скакалки



7

18.08.

Норвежская игра

«ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Итальянская игра

«БАЛ КУКОЛ»




Скакалки

8

23.08.

Кубанские игры:

«ПЧЁЛЫ НА ПАСЕКЕ»

«КАЗАКИ - РАЗБОЙНИКИ»


Маски пчёл

Отличительные знаки



Предполагаемые результаты реализации программы

Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий.



Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;

  • организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;

  • планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.



Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:

  • планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;

  • излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

  • представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;

  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;

  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;

  • применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

для учителя

  1. Барканов, С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учебно-методическое пособие / С.В. Барканов – М.: Владос, 2001.

  2. Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Волгоград. Учитель, 2007.

  3. Богданов, Г.П. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом / Г.П. Богданов, О.У. Устенов – М., 1993.

  4. Богданов, В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие / В.П. Богданов М., 1990.

  5. Гальцова, Е.А., Власенко, О.П. Спортивный серпантин. Сценарии спортивных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Гордияш, Е.Л., Жигульская, И.В., и др. Физичское воспитание в школе. Волгоград: Учитель, 2008.

  7. Горский, В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование» под редакцией В.А. Горского, -2-е изд. – М., Просвещение 2011

  8. Журнал «Физическая культура в школе»

  9. Казин, Э.М. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. Кемерово. 2005.

  10. Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.

  11. Кузнецов, В.С., Колодницкий, Г.А. «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами». Методическое пособие. М., НЦ ЭНАС. 2002.

  12. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой, Л.В. М., Просвещение. 1986г.

  13. Патрикеев, А.Ю. «Подвижные игры» 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. М., ВАКО. 2007г.

  14. Пензулаева, Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет». М., Владос, 2001г.

  15. Сайт о русских народных играх. – http\\www.glee.ru.

  16. Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов Т.Н. программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельнсоть Спортивно-оздоровительная деятельность. М., Просвещение, 2011.

  17. Яковлев, В.Г. Подвижные игры / В.Г. Яковлев. М.: Просвещение, 1992.

Список литературы, рекомендуемый для детей

1.С.К.Якуб. Вспомним забытые игры.- М, 2000

2.С.Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе.- М, 1999

3.А.Зак. Развитие умственных способностей младших школьников. -М, 2000

4.Ю.Защарный. 50 русских народных игр. -М, 1998

5.МюРожков. Развитие самоуправления в детском коллективе.- Ярославль,1998

6.Ю.Никитин. Нам не скучно.- М, 2002

7.А.Тарасов. Нам не скучно.- М, 2001

8.Детские казачьи игры и забавы.- Краснодар, 1997

9.Н.Троицкая. Сценарии праздников. -М,1997

10.И.Матюгин. Как развивать память. -М,1999

11.Праздники, викторины, утренники, КВНы.-М,2000

12. Развиваем мышление (серия книг).-Ярославль,2000

13.Энциклопедия «Игры народов мира», - М, 1998



Перечень оборудования, необходимого для реализации программы

  1. Театральные костюмы

  2. Маски

  3. Реквизит для народных, спортивных игр – скакалки, мячи, обручи, кегли

  4. Телевизор, компьютер, музыкальный центр, проектор.