Скачать 169.03 Kb.
Дата11.09.2019
Размер169.03 Kb.
ТипПротокол

Рабочая программа части учебной дисциплины теория и история





МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«БРЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЧАСТИ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

050141 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

050142 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Брянск 2013

Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 Физическая культура, 050142 адаптивная физическая культура

Организация-разработчик: ФГБОУ СПО «БГУОР».

Разработчики:

Лазарева Валентина Ивановна - преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла ФГБОУ СПО «БГУОР»
Рецензенты:

Дмитроченков Андрей Евгеньевич – начальник службы по учебной работе педагогического отделения ФГБОУ СПО «БГУОР»
Рассмотрена на заседании ПЦК ______________________________

Протокол № ______ от «____»__________2013 г.

Председатель ПЦК_________________
Рекомендована методическим Советом ФГБОУ СПО «БГУОР»

Протокол методического Совета №_________ от «____»__________2013 г.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 050141 – физическая культура, 050142 адаптивная физическая культура.
«УТВЕРДИТЬ»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе __________________ Гречаник Р.Н.
МП


10





вать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся. себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.







Р
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
азработчики:


ФГБОУ СПО «БГУОР»




В.И.Лазарева

прямая соединительная линия 16прямая соединительная линия 17прямая соединительная линия 18

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Рецензенты:


Начальник службы по учебной работе педагогического отделения

ФГБОУ СПО «БГУОР»


А.Е.Дмитроченков

прямая соединительная линия 28прямая соединительная линия 29прямая соединительная линия 30

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



  1. Оливова, В. Люди и игры. У истоков современного спорта / В. Оливова. – М., 1985.

  2. Панин-Коломенкин, Н.А. Страницы из прошлого / Н.А. Панин-Коломенкин. – М., 1967.

  3. Пономарёв, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н.И. Пономарев. – М., 1970.

  4. Романов, Н.Н. Восхождение на Олимп / Н.Н. Романов. – М., 1993.

  5. Романов, Н.Н. Трудные дороги к Олимпу / Н.Н. Романов. – М., 1987.

  6. Российский спорт: выбор пути. – М., 1993.

  7. Советская система физического воспитания. – М. 1975.

  8. Столбов, В.В. История физической культуры: Учебник / В.В. Столбов.– М., 1989, 2001.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего опроса, тестирования, а также экспертной оценки выполнения обучающимися самостоятельной работы в виде подготовки рефератов, презентаций и работы с учебной литературой., а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. По итогам обучения дисциплины – экзамен


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:




ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.


9 2


ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодество-

Фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование

СОДЕРЖАНИЕ



1.

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………….………………………..

3


2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………...

4


3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………….

8


4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………..




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История физической культуры и спорта
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО

050141 физическая культура;

050142 адаптивная физическая культура



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Теория и история физической культуры и спорта» входит в общепрофессиональный цикл дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины

– изучение причин и механизмов развития физической культуры и спорта, закономерностей и специфических принципов их развития и диалектической связи с другими разновидностями культуры.



Основные задачи дисциплины:

- изучить историю основных зарубежных систем физического воспитания и спорта;

- изучить историю отечественных систем физического воспитания и спорта;

- изучить историю международного спортивного движения;

- формировать положительные личностные качества студентов, необходимые им в будущей педагогической деятельности;

- воспитывать у студентов чувства патриотизма, гуманизма, толерантности;

- расширять общий профессиональный кругозор будущих работников физической культуры и спорта, формировать у них мотивы в общественной значимости выбранной специальности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 17 час.

3 8


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории и истории физической культуры и спорта

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- АРМ преподавателя,

- набор учебно-методических таблиц, медиатека;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением,



- мультимедиапроектор, сканер, принтер;


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. - М., 2005, 2008.

Дополнительная

  1. Башкирова, М.М. Спортивно-оздоровительные клубы за рубежом / М.М. Башкирова, С.И. Гуськов. – М., ВНИИФК, 1994.

  2. Борисов, И. Страницы спортивной славы / И. Борисов. – М., 1957.

  3. Ганкевич, В.М. Героизм советских физкультурников в боях за Родину / В.М. Ганкевич. – Л., 1967.

  4. Горбунов, В.В. Все на марши ГТО / В.В. Горбунов. – М., 1978.

  5. Горянов, Л.Б. Сражающийся спорт / Л.Б. Горянов. – М., 1982.

  6. Григорьев, А.Е. Физическое воспитание в России (XIX – начало XX вв.). Исторический очерк / А.Е. Григорьев. – СПб., 1994.

  7. Деметр, Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения / Г.С. Деметр. М., 2005.

  8. Кубертен, П. Олимпийские мемуары / П. Кубертен. – М., 1997.

  9. Лабскир, В.М. Наследие греческого олимпизма / В.М. Лабскир, А.И. Любиев. – Харьков, 1994.

  10. Лесгафт, П.Ф. Собр. сочинении / П.Ф. Лесгафт – М., 1951. Т.1-4.

  11. Любомиров, Н.И. От Афин до Рима / Н.И. Любомиров. – М., 1960.

  12. Новоскольцев, В.А. Пылающая эстафета / В.А. Новоскольцев. – М., 1979.





для развития советского физкультурного движения и спорта. Массовые физкультурно-оздоровительные формы работы с населением в 1960-1970 гг. Создание в 1980-х гг. новых форм функционирования физической культуры и спорта.







Тема 2.4.

Физическая культура и спорт в Российской Федерации.

Содержание материала: Изменения в структуре и функциях государственных органов управления физической культурой и спортом в начале 1990-х годов. Принятие федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» (1999 г.) и закона «О физической культуре и спорте в РФ» (2007 г.). Возрождение народных форм и национальных видов физических упражнений и видов спорта. Альтернативные формы физического воспитания и развития массового спорта.

4

2

Контрольная работа №2

2




Раздел 3. Развитие международного спортивного движения.

4 \




Тема 3.1.

Возникновение и развитие международного олимпийского движения.


Содержание материала: Создание первых международных организаций по физическому воспитанию «Спорт для всех», вступление в него в конце 1980-х гг. СССР. Образование Международных спортивных федераций (МСФ). Выступления российских и советских спортсменов на чемпионатах мира и Европы. Основные проблемы Международного спортивного движения. Образование Международного олимпийского комитета (МОК). Его цели и задачи. П.Кубертен (1863-1937 гг.) и его роль в развитии олимпийского движения. Олимпийская хартия. Атрибуты и символика олимпийских игр.

2

2




Контрольная работа №3

2




Всего:

34 \


Уровень освоения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).



7 4


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:




лабораторные занятия

-

практические занятия (семинары)

4

контрольные работы

6

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:




самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

Рефераты:

-

по желанию

студентов

Работа с нормативной и справочной литературой

4

Выполнение индивидуальных заданий: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемым темам, по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем; подготовка презентаций.

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История физической культуры и спорта»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

34 \ 6




Раздел 1. Всеобщая история физической культуры и спорта

14 \ 6

Тема 1.1.

Предмет, задачи и значение ИФК.

Содержание материала: Физическая культура и спорт в жизни общества и личности. Предмет и задачи истории физической культуры и спорта. Историческая обусловленность происхождения различных систем физического воспитания, происхождение физической культуры, анализ различных теорий возникновения и развития физического воспитания. Связь истории физической культуры и спорта с другими науками.

2

1-2

Тема 1.2.

Физическая культура и спорт в Древнем мире.

Содержание материала: Возникновение физической культуры как особой сферы общественной деятельности, исторические этапы её развития. Развитие физической культуры и спорта в Древней Греции. Спартанская и афинская системы физического воспитания. Древнегреческие мыслители о физическом воспитании. Развитие физической культуры в Древнем Риме. Военно-физическое воспитание в Древнем Риме, его упадок в период Римской империи.

4

2

Тема 1.3.

Физическая культура в средние века


Содержание материала: Физическая культура средневековья (V- XIV вв.). Физические упражнения и игры сельского населения и спорт горожан. Физическое воспитание феодальной знати. Рыцарская система физического воспитания. Физическая культура эпохи Возрождения. Гуманистические идеи в развитии физического воспитания. предпринимательского и профессионального спорта. Милитаризация физической культуры и спорта. Использование физической культуры для идеологического воздействия на молодежь. Усиление государственной формы управления физическим воспитанием молодежи. Совершенствование массового физического воспитания и спорта.

2

2

Тема 1.4.

Физическая культура и спорт в Новое и Новейшее

Содержание материала: Особенности развития физической культуры и спорта в странах Западной Европы в ХVII и XVIII вв. Вопросы физического воспитания детей и молодежи в педагогических сочинениях Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского,

4

2


5 6



время в зарубежных странах.

И. Песталоцци и др. Гимнастическое и спортивно-игровое направления – специфическая черта развития физического воспитания в XIX – начале XX в. Подразделение средств физического воспитания на спорт, гимнастику и игры. Образование современных видов спорта. Физическая культура и спорт в ХХ в.







Контрольная №1

2




Раздел 2. Развитие физической культуры и спорта в России.

16 \




Тема 2.1.

Развитие физической культуры в России с древнейших времен до XX в.

Содержание материала: Зарождение физической культуры у народов, проживающих на территории России. Военно-физическая подготовка русского войска. Реформы Петра I и их значение для становления государственной формы физического воспитания и развития физической культуры в Российской империи. Введение физического воспитания в среде русского дворянства в качестве одного из обязательных учебных предметов. Физическое воспитание в военных учебных заведениях. Частные школы фехтования. Первые спортивные соревнования. Первые попытки теоретического обоснования физического воспитания для развития и укрепления здоровья человека. (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.В. Суворов и др.).

2

2

Тема 2.2.

Система физического образования и спорта в России начала XX в.

Содержание материала: Развитие естественнонаучных основ физического воспитания в трудах русских ученых Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Деятельность П.Ф. Лесгафта и его вклад в создание отечественной системы физического образования. Развитие видов спорта в конце XIX начале ХХ вв. Участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Образование Российского олимпийского комитета. Российские олимпиады 1913 и 1914 гг.

4

2

Тема 2.3.

Советская система физического воспитания и спорта.

Содержание материала: Развитие массовых форм физической культуры и спорта и подчинение их коммунистической идеологии в 1920-1930-е гг. Создание военно-спортивных клубов и организаций. Создание добровольных спортивных обществ. Всесоюзная Спартакиада 1928 г. Программно-нормативные основы советской системы физического воспитания: комплекс «Готов к труду и обороне СССР», Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК). Советские спортсмены на фронтах ВОВ. Развитие лечебной физической культуры в годы ВОВ. Научные исследования в области физической культуры и спорта. Первая Спартакиада народов СССР 1956 г., ее значение

4

2