Скачать 389.25 Kb.
страница1/2
Дата17.10.2018
Размер389.25 Kb.

Психологическая подготовка к туристскому походу


  1   2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ТУРИСТСКОМУ ПОХОДУ

Материал подготовила:

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД СЮТур

Е.В.Кудрявцева

Успех туристского путешествия зависит от множества самых разных причин: интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы; достаточная подготовка каждого участника - физическая, техническая, а для руководителя - и тактическая; продуманное оснащение группы всем необходимым (снаряжение, продукты питания, медикаменты); строгое соблюдение правил безопасности на маршруте; в некоторой степени - благоприятная погода.

Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьёзным происшествиям. Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван и психологический климат в туристской группе.

Удовольствие, полученное участниками туристского похода от совершённого ими путешествия, а в некоторых случаях и его благополучный исход зависят от психологической подготовленности туристов. Психологическая подготовка призвана сформировать у каждого туриста и всей туристской группы в целом психологическую готовность оптимально действовать в самых сложных, непредвиденных ситуациях.

В походах мы проживаем ещё одну жизнь. По насыщенности событиями, эмоциональными переживаниями эти недели зачастую равны многим месяцам в городе. Увлечение людей туризмом, в том числе и спортивным, растёт на глазах. К туризму приобщаются люди всех возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся по своему культурному уровню и физическому развитию. Но интерес к туризму играет далеко не одинаковую роль в жизни тех, кто им занимается. Соотношение между интересом к туризму и другими интересами человека подвержено весьма существенным колебаниям как у разных людей, так и у одного и того же человека в разные периоды жизни. Диапазон таких колебаний ограничен двумя полюсами. На одном из них - отношение к спортивному путешествию как к возможному варианту отдыха (наряду с поездкой на курорт, в гости к родным, экскурсионной поездкой на теплоходе и пр.). На другом полюсе - фанатическое отношение к туризму, который поглощает все прочие интересы и становится главным смыслом жизни. Работа, учёба, повседневный быт рассматриваются как паузы между походами. Ожидания, с которыми человек обращается к туризму, сложны, множественны и чаще всего недостаточно осознаны. Далеко не каждый может дать вразумительный ответ на вопрос: «Зачем идёте в горы вы?», тем не менее путешествия в горах завоевывают всё большую популярность.

Отправляясь в поход, люди, по собственной инициативе попавшие в туризм, преследуют разнообразные цели:



  • Спортивные: выполнение разрядных нормативов, тактико-техническое и физическое преодоление природных трудностей (зайти на определённую вершину, пройти препятствие определённой сложности), спортивный рост. Причём здесь выделяется 2 пути:

а) пройти наиболее рационально, интеллектуально,

б) пройти как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле.



  • Преодоление себя (моральное и физическое), самоутверждение. Причём сюда попадут и те, у кого энергии избыток и те, у кого её так мало, что им необходимо снова и снова доказывать себе и окружающим её наличие.

  • Борьба с соперниками (прямое (специальные очные и заочные соревнования по итогам проведённых походов) и косвенное (в процессе спортивного роста, при выполнении нормативов и получении очередных разрядов, званий и титулов - "туристская карьера"), соперничество.

  • Учебные (научиться разводить костёр, ставить палатку, ориентироваться на местности и т. д.)

  • Экскурсионно-познавательные (повидать какие-то края, например, Алтайские горы, сибирскую тайгу, тундру, познакомиться с бытом и нравами людей, населяющих их, посетить места, связанные с жизнью и деятельностью известных людей, исторические, архитектурные, природные объекты и т.д.)

  • Военно-патриотические (пройти по местам боёв Великой Отечественной войны).

  • Цели, связанные с выполнением общественных заданий (собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения).

  • Оздоровительные цели (укрепление организма, улучшение самочувствия, снятие напряжения после трудовой недели; данные исследований Научно-исследовательского института Академии педагогических наук свидетельствуют о том, что для поддержания здоровья – и физического, и психического – человек должен проводить на природе минимум 200 часов в год).

  • Коммуникативные (поиски общения, у родителей это может быть поиск новых путей к собственным детям).

  • «За компанию» (особенно типично для первых походов).

  • Любопытство – просто посмотреть, что это такое – горы или посетить определённый район.

  • Найти супруга/супругу.

  • Отдых, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от ежедневных проблем, бегство от трудной ситуации.

  • Эстетические (насладиться красотой окружающего пейзажа, пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года).

  • Романтика: костры, песни, даже лишения.

  • Экзотические, например, созерцание, занятие разными духовными практиками.

  • Дань моде.

Ожидания лиц, пришедших в туризм без особой инициативы со своей стороны, как и само обращение их к туризму, носят случайный характер, и поэтому трудно предвидеть их поведение в путешествии.

Возможно сочетание нескольких целей, но в этом случае необходимо чётко выделить среди них главную. Множество одинаково важных целей приводит к хронической нехватке времени, спешке, постоянной необходимости отдать предпочтение одному из двух одинаково важных дел, незапланированно-высоким физическим нагрузкам, нервотрёпке, всеобщей раздражительности, измученности, конфликтам. Да, кроме всего, пытаясь выполнить несколько взятых на себя заданий, туристы обычно не могут как следует выполнить ни одного. Поэтому при организации похода цель должна быть не подразумеваемой, а словесно сформулированной и доведённой до сведения каждого участника похода на стадии подготовки похода. Во избежание разочарований необходимо, чтобы цели у участников группы совпадали.

Результат любого путешествия, похода оценивается каждым человеком в зависимости от того, насколько удовлетворены личные ожидания.

В зависимости от целей и ожиданий участника путешествия и степени их выраженности (силы) происходит:

а) формирование личного вероятностного прогноза;

б) объединение в группу с одними людьми и противопоставление другим.

Схематически прогноз участника похода можно представить следующим образом:

Участник путешествия

надеется, что

опасается, что

маршрут похода

будет интересным, разнообразным, достаточно трудным, но посильным

может оказаться скучным, однообразным, чрезмерно сложным или слишком простым

группа

будет дружной, веселой, с общими интересами

может оказаться конфликтной, унылой, разобщенной

руководитель (инструктор)

будет компетентным, толковым, тактичным, выдержанным

может оказаться некомпетентным, неорганизованным, бестактным, несдержанным

погода

будет хорошая

может быть плохой

неожиданности

встретятся лишь радостные, приятные

могут произойти неприятные (ЧП, болезни, непреодолимые преграды)

программа путешествия

будет выполнена

может сорваться

Приведенный перечень может быть дополнен, но нас сейчас интересует его структура, а не детали. В результате левая колонка (со всеми возможными добавлениями) образует положительную модель ситуации в сознании человека, а правая - отрицательную. У каждого человека обе модели складываются на основе жизненного опыта и в значительной степени зависят от личных особенностей.

Сталкиваясь с реальностью, человек оценивает её, сопоставляет с обеими моделями. Происходит это (как и формирование самих моделей) большей частью неосознанно. Бесспорно, ситуация, полностью совпадающая с положительной моделью (или превосходящая её), вызовет у человека удовольствие. Но действительность редко балует нас полным соответствием нашим ожиданиям. Обычно какие-то из них сбываются неполностью или совсем не сбываются. Тем не менее, общее впечатление от путешествия может быть положительным, особенно если несбывшееся будет компенсировано превышением других ожиданий. Это относится ко всем пунктам схемы, кроме одного - "неожиданности". Можно остаться довольным походом, который проходил при очень плохой погоде, в котором не удалось многого увидеть, выполнить всю намеченную программу. Поход может понравиться вопреки каким-то неприятным взаимоотношениям в группе. И даже не очень хороший руководитель может его не испортить. Но если при полном благополучии в путешествии человек не столкнется с приятными неожиданностями (неважно, в чем именно они будут выражаться) - такое путешествие не принесет радости, удовольствия. Оно будет скучным, обыденным. Поход, похожий, как две капли воды, на предыдущий, не доставляет такого же удовольствия, зачастую вызывает даже разочарование. Положение можно сравнить с тем, как относится здоровый человек к своему самочувствию: тот, кто привык чувствовать себя здоровым, не испытывает радости по этому поводу. Он просто, не задумываясь, пользуется своим хорошим самочувствием.

Но, допустим, события принимают нежелательный оборот, и ситуация приближается к отрицательной модели. В подобных случаях человек не ограничивается простой констатацией фактов. Варианты, предусмотренные правой колонкой, не просто вероятны - каждый из них нежелателен для человека. С появлением признаков их реализации он настораживается и - хочет того или нет - готовится к защите. В качестве защиты выступают поведенческие навыки ("шаблоны поведения"), сформировавшиеся на основе предшествующего опыта. Могут быть использованы и развитые представления о том, как надо поступать в той или иной ситуации, основанные лишь на знании и не подкрепленные личным опытом.

Однако если характер опасности человеку не вполне ясен, то он, естественно, не может противопоставить ей определенный защитный шаблон. В этих случаях человек остро переживает свою неподготовленность к опасности. Поэтому в ситуации неопределенности, таящей в себе возможности разного рода неприятных неожиданностей, человек испытывает чувство внутреннего напряжения, растерянность, страх. В результате, в состоянии тревожного ожидания готовность к действиям может оказаться резко повышенной или чрезмерно заторможенной. Причем наряду с реакциями, в какой-то мере соответствующими обстановке, могут включаться и относительно посторонние (все это напоминает картину фальстарта у спортсменов: срывается раньше времени один и увлекает за собой остальных). Так, случайно оторвавшись от группы, неопытный турист вместо трезвого анализа ситуации зачастую начинает поспешно и бессистемно действовать, что приводит к окончательной утрате ориентировки. В личных отношениях источником бурных или чрезмерно широких реакций часто оказывается не вполне ясный чужой поступок или двусмысленное высказывание. Возможно и прямо противоположное поведение, когда в сложной, опасной обстановке человек бездействует и даже проявляет благодушие за счёт недостаточного включения или полного отсутствия защитных реакций.

Но объективный результат как отдельных путешествий, так и занятий туризмом в целом выходит далеко за рамки удовлетворения индивидуальных ожиданий. Так, туризм развивает многие ценные черты личности (патриотизм, коллективизм, мужество, любовь к природе, жизнерадостность и др.), формирует новые интересы, способствует развитию силы и выносливости. Причём происходит это независимо оттого, ставит перед собой подобную задачу человек, занимающийся туризмом, или нет.

Туристские походы являются не только средством массового отдыха, нередко они требуют предельного напряжения духовных и физических сил, экзаменуя туристов по психологической совместимости и морально-волевой устойчивости. Многие ценные сведения о поведении людей в сложных природных условиях (высокогорья, при низких и высоких температурах), в малонаселенных районах были получены во время туристских походов, экспедиций А. Бомбара, Т. Хейердала, экспедиций «Комсомольской правды». Накопленные наблюдения и результаты специальных исследований, в свою очередь, могут быть использованы непосредственно для психологической подготовки к туристскому походу.

Тем не менее, психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная методическая литература, а маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку каждый инструктор или руководитель проводит, исходя преимущественно из собственного опыта, собственных ошибок.

Комплексная психологическая подготовка состоит из индивидуальной и групповой подготовки. Индивидуальная психологическая подготовка, прежде всего, предполагает получение исчерпывающих сведений о районе путешествия и его цели. Участники предстоящего похода должны соразмерить свои возможности с вероятными трудностями. Легкомыслие, завышенная самооценка могут привести к разочарованию, конфликту с группой, сходу с маршрута, а то и к более тяжелым последствиям. Сказанное относится не только к новичкам, но и к опытным туристам. В этом плане наиболее опасны походы по плохо освоенным туристами районам, о которых трудно получить необходимые сведения. Нередко реальные условия похода значительно отличаются от ранее сложившихся представлений.

Однако сами по себе знания о возможных трудностях не гарантируют успеха. Не менее важны практические навыки и умения, которые могут быть приобретены только в тренировочных походах, максимально приближённых к условиям предстоящего путешествия. Впрочем, опыт показал, что при столкновении с неожиданными трудностями наилучшим способом действуют отнюдь не самые опытные или физически сильные туристы. Нередко более важным оказывается способность сохранить стойкость и душевное равновесие, оптимизм, мобилизовать себя и товарищей на преодоление трудностей. При этом на помощь туристам могут прийти некоторые приёмы психической саморегуляции (аутогенной тренировки). Этим приёмам посвящены многие популярные и научные публикации, поэтому для иллюстрации мы приведём классическую формулу самовнушения, предназначенную для снятия физической усталости и психической напряжённости:

«Я совершенно спокоен, правая (левая) рука расслаблена, она наливается теплом, тяжелеет. Сердце бьется ровно и спокойно. Дыхание ровное, спокойное, дышится легко, солнечное сплетение излучает тепло. Лоб холодный».

Целенаправленное самовнушение лучше всего производить в состоянии релаксации (мышечного расслабления), но его значение не следует переоценивать. Это лишь вспомогательное средство. Основное внимание следует сосредоточить на сознательной дисциплине, собранности. Сказанное относится и к внешнему виду туристов, режиму питания, соблюдению норм гигиены, умению переключаться, сохранять чувство юмора.

Сложный и продолжительный поход — серьёзное испытание физических и духовных сил человека. При больших физических нагрузках ослабляются внимание, память, снижается общая работоспособность, может появиться апатия, безразличие к окружающему. Особенно характерно такое психологическое состояние для условий высокогорья, где физическая нагрузка отягощается кислородным голоданием («горная» болезнь), а также при низкой и высокой температуре воздуха. Эффективным средством воздействия руководителя группы на туристов, потерявших уверенность в своих силах, служит внушение, например по формуле: «Ты можешь идти, ты должен идти, ты будешь идти, ты пойдёшь!»

Нельзя забывать о том, что туризм — коллективный вид деятельности; известно немало случаев, когда группа, состоящая из хорошо подготовленных опытных туристов, оказывается недееспособной из-за внутренних раздоров и противоречий. Формирование туристской группы, способной совершать походы высшей категории сложности,— длительный и сложный процесс. При этом приходится практически решать множество социально-психологических проблем, связанных с групповой совместимостью, лидерством, руководством, влиянием группы на личность и личности на группу, формированием благоприятного психологического климата и предупреждением конфликта и т. д.

Формальная группа – это группа, сформированная на основании каких-либо документов, во главе её стоит руководитель (например, ваша учебная группа СЮТур, группа из школьного класса, института, производственного коллектива). Неформальная группа – это группа, сформированная на основе личных симпатий, привязанностей, общих потребностей, этой группой управляет лидер. Большинство туристских групп относятся к неформальным и образуются следующим образом: несколько человек объединяются, находят руководителя со стороны или выдвигают его из своих рядов, или обратный процесс – руководитель подбирает группу «под себя» в зависимости от преследуемых им целей. Пример: объявление в Интернете: «Приглашаю в поход 2 к.с. любителей стихов и философских бесед».

Специалисты по социальной психологии различают несколько уровней контактных групп. Исходной точкой отсчета является группа-конгломерат - совокупность ранее непосредственно незнакомых людей, собранных в одно время и в одном месте. Это может быть вновь сформированная группа самодеятельных туристов (собранная по Интернету) либо группа плановых туристов, только что прибывших на турбазу по путевке. По мере знакомства внутри группы образуются связи, симпатии и антипатии, постепенно выкристаллизовывается определенная структура межличностных взаимоотношений. Но складывающиеся отношения недостаточно прочны и надежны, во многом случайны. Психологический климат, лицо группы, ее традиции формируются с первых же минут общения. Кто-то пришел с другом, другие в одиночку, один разговорчив и собрал вокруг себя слушателей, другой замкнут и держится обособленно. На первых порах формирование группы носит стихийный характер, зависящий от индивидуальных особенностей туристов. Важно своевременно направить формирование группы в должном направлении, иначе стихийно сложившиеся микрогруппировки будут угрожать расколом. При должном руководстве группой межличностные отношения станут более насыщенными, тесными, богатыми содержанием.

В зависимости от численности группы ее внутренняя структура может усложняться «по вертикали» и «по горизонтали». По мере нарастания групповой сплоченности появляется тенденция к обособлению от других групп и коллективов. При «автономизации» туристы как бы растворяются в группе, появляется разграничение на «мы» и «они». Тенденция к обособлению и замкнутости туристской группы ведет к появлению узкокорпоративного духа, групповому эгоизму, при котором личные и групповые интересы оказываются подчас сильнее общественных.

Отличительной чертой «схоженных» туристских групп-коллективов является высокая общественная активность, готовность прийти на помощь товарищам, попутчикам. В таких коллективах сильны традиции, интересы туристов разнообразны, они много времени проводят вместе. Большое значение имеет преемственность целей. После завершения похода группа не распадается, а ставит перед собой новые, более сложные задачи. Члены туристского коллектива требовательны и принципиальны, они много внимания уделяют подготовке новичков. Многие туристы даже после окончания своей спортивной карьеры долго сохраняют связь с коллективом.

Развитие исходной группы-конгломерата может приобрести и нежелательное направление, если ее члены будут стремиться прежде всего к достижению собственных эгоистических целей в ущерб своим товарищам. В таком случае группа оказывается разобщенной, внутри ее образуются неустойчивые, ситуативные микрогруппировки. Имеющиеся противоречия ведут к столкновениям, конфликтам, ущемлению интересов одних туристов за счет других, чьи интересы учитываются в первую очередь. При столкновении с трудностями такая группа нередко оказывается дезорганизованной, в ее недрах подготавливается почва для конфликтов, вспышек агрессивности.

Еще более неблагоприятная обстановка складывается в группе, руководство которой использует ее как средство достижения собственных целей; нередко оно манипулирует туристами, сознательно сталкивая их в своих интересах по принципу «разделяй и властвуй». По существу, такая группа является антиколлективом.

При организационном оформлении туристской группы не всегда удается полностью учесть желания и личные симпатии туристов. В связи с этим возникает проблема расхождения формальных (официальных) и неформальных взаимоотношений. В особенно сложном положении оказывается руководитель группы, которому необходимо завоевать позицию подлинного, авторитетного лидера коллектива, доказать на деле свое право распоряжаться людьми. Руководитель организует всю жизнедеятельность группы, формулирует цели, определяет способы их достижения, принимает решения, распределяет обязанности, дает поручения, контролирует и оценивает действия туристов, подводит итоги похода. Хорошему руководителю туристской группы присущи организаторские и коммуникативные способности, умение добиваться поставленной цели, искусство убеждать, а когда необходимо — и принуждать участников похода к выполнению своих обязанностей.

Необходимо различать подлинное лидерство и стремление к доминированию, официальное и неофициальное лидерство, устойчивое и ситуативное и т. д. В группе может быть один лидер или несколько, конкурирующие между собой или действующие в разных сферах: спортивной, хозяйственной, организационной, коммуникативной и т. д. Необходимо отметить, что в присутствии единоличного лидера другие члены группы могут испытывать психологический дискомфорт, находиться в подавленном настроении.

В туристской группе, наряду с явным лидером, может быть и скрытый, который при некоторых обстоятельствах может предъявлять свои права. Чаще всего борьба за первенство начинается при первых трудностях, когда руководитель группы обнаруживает неспособность успешно справиться со своей ролью. Причиной этого может быть неправильный стиль руководства группой. Выбор оптимального стиля руководства зависит от состава группы и конкретной ситуации, в которой оказались туристы.

Демократический стиль руководства более приемлем в ситуациях, способствующих коллегиальной выработке решений. Этот стиль оказывает благоприятное влияние на психологический климат в группе, но неприемлем при дефиците времени, когда требуется быстрое принятие и исполнение решений. В этих случаях более эффективен авторитарный стиль, исключающий какие-либо дискуссии.

Демократический лидер в своей деятельности стремится учитывать индивидуальные особенности, знания и опыт членов группы. Он не избирателен в контактах, равен в обращении со всеми туристами, объективно оценивает возможности и личные качества своих спутников. Авторитарный лидер исходит из усредненных представлений о членах группы, не учитывает их индивидуальных особенностей, хотя порой выделяет несколько туристов, близко сходится с ними и использует их в своих целях. Порой он резок, нетактичен, судит о людях субъективно. Такие свойства лидера усиливают психологическую напряженность в группе, создают нервозную обстановку. Целенаправленность авторитарного лидера нередко ведет к значительным спортивным успехам, но ужиться с ним нелегко. Опытный руководитель туристской группы должен уметь варьировать стиль своей деятельности в зависимости от состава группы и обстоятельств. Авторитарное руководство целесообразно в отношении вновь сформированной группы новичков, способных по неопытности допустить ошибку. В «схоженной» группе со сложившимися отношениями и традициями лучше справляется со своими обязанностями демократический лидер, которому в этом помогают его товарищи.

При организации туристского похода особенно тщательно следует продумать вопрос о руководителе группы. Далеко не каждый турист после участия в нескольких походах оказывается подготовленным к новой роли. Здесь необходим строгий контроль, поскольку во главе «диких», незарегистрированных туристских групп могут оказаться авантюристы. Как известно, большинство чрезвычайных происшествий происходит с туристами, действующими в обход установленных правил.

Отсутствие или избыток лидеров группы — одна из существенных причин недееспособности туристской группы. Группа, состоящая из пассивных туристов, будет вялой, недостаточно динамичной. Если же каждый турист будет претендовать на роль лидера, проявлять ненужную инициативу, возникнут непримиримые противоречия. Желательно, чтобы в группе был один непререкаемый авторитет и несколько потенциальных лидеров, дополняющих друг друга в разных сферах деятельности.

Психологическая совместимость членов группы определяется сходством их интересов и стремлений, единством целей и мотивов, реализуемых в походе. Совместимость группы в какой-то мере зависит от близости интеллектуального уровня туристов, сходства их характеров и даже привычек. Сказанное не означает, что, объединив похожих друг на друга людей в одну группу, мы автоматически добьемся успеха. Формирование группы требует времени, практической схоженности и, конечно, обоюдного желания достичь поставленной цели, даже если для этого придется в чем-то поступиться собственными интересами. С другой стороны, неповторимая индивидуальность каждого при доброжелательном отношении друг к другу способствует духовному обогащению. Ведь, как известно, «противоположности сходятся». Принцип комплиментарности (лат. "complimentare" - "взаимодополнять") состоит в том, что один из партнеров по совместной деятельности должен брать инициативу в свои руки, быть лидером и вести другого за собой. В другом виде деятельности они могут поменяться ролями и т. д.

Существенное значение имеет количество участников похода. Социально-психологические исследования показали, что предельная численность контактной группы не должна превышать 30 человек, в противном случае она будет недостаточно сплоченной и плохо управляемой. Возникновение микрогруппировок следует предупредить, разделив группу на подразделения с собственными органами управления. Особое внимание следует уделить непопулярным членам группы, находящимся на «периферии» общения, в изоляции. По некоторым данным, оптимальная численность туристской группы должна быть 7±2 человека.

Многих туристов интересует вопрос о влиянии на эффективность групповой деятельности половых, возрастных, профессиональных и национальных различий. Практика показала, что туристские группы, состоящие из женщин, способны самостоятельно совершать походы высшей категории сложности. Что же касается смешанных групп, то считается, что женщины должны составлять не более 1/3 группы (но не менее 2 человек). В смешанной группе создаётся здоровый психологический климат благодаря атмосфере взаимопомощи.

Подготовленность в области психологии — это прежде всего ясные представления о специфической психической реальности, связанные с ненасыщаемым интересом к ней и с готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении. У психологически подготовленного педагога должно быть прежде всего именно обостренное «чувство одушевленности» сторонних людей (и прежде всего его питомцев), а не просто вербальное, концептуальное знание соответствующего рода. В работе с учащимися воспитательные задачи педагога (и их психологическое обеспечение) важно считать приоритетными. Как говорится, если не воспитывать человека, то лучше его и не учить: он меньше принесёт вреда.


Задачи

1. Где ночевать?

После нескольких напряжённых дней основательно вымокшая группа вышла к заброшенной избе у спокойной лесной речки. В избушке есть печь, нары на всех, но требуется уборка и нет дров. За ними надо переходить вброд по колено на другой берег.

Руководитель командует размещаться в избе, а сам с несколькими туристами отправляется за дровами. Там они обнаруживают удобные стоянки. В хорошую погоду здесь, безусловно, приятнее. Hо последние дни льют дожди, холодно. И сегодня всё небо обложено, скорее всего, дождя не миновать. Всё же спутники руководителя настроены перебазироваться, и он принимает решение ставить лагерь здесь. Ушедшие возвращаются за вещами и товарищами. Hо часть из тех, кто оставался в избе, переходить отказываются: им надоело мокнуть в сырых палатках, они устали, хочется погреться, просушиться, "побыть людьми".

После коротких, но острых дебатов группа с согласия руководителя разделяется. Часть уходит через реку. Другие остаются с тем, чтобы на "обедо-ужин" подойти к костру, а спать в избе. Оцените действия руководителя.
2. Молодожёны.

Никто не знал, когда Игорь и Света справили свадьбу, но все их называли молодожёнами. Именами почти не пользовались. Даже если надо было обратиться к кому-то одному, так и звали: "Эй, молодожён!" А происходило все это не без оснований.

Супруги держались так, будто до остальных им не было никакого дела. Игорь постоянно опекал Свету. То руку подаст там, где вовсе и не требуется, то воды принесёт, то место поудобнее устроит. И все только ей одной. Другим женщинам (а в группе их большинство) - если попросят - сделает самое необходимое и опять хлопочет возле Светы. А та всё принимает как должное, да ещё и капризничает, раздражается, чуть что не по ней.

Hо самое неприятное было на марше. Игорь забрал у Светы почти весь груз. Света шла налегке, к тому же шла неровно. Замедлит темп, отстанет от ушедших вперед, затем запросто их догоняет. Игорю же, следовавшему за ней по пятам с тяжёлым рюкзаком, и всем, кто шел за ним - с нормальным, но ощутимым грузом, - рывки доставались дорогой ценой. К концу дня такая ходьба многих сильно изматывала. А тут ещё всем недовольная, меньше всех уставшая Света командует чуть живым Игорем.

И в группе зреет глухое раздражение, недовольство и Светой, и Игорем, и друг другом. Что предпринять инструктору?
3. Каша с экстрактом.

Сложное самодеятельное путешествие набирает темпы. Конец особенно трудного дня. Дежурные стараются изо всех сил. И вот наконец ужин готов. Hе просто ужин, а объедение: в манную кашу добавили клюквенный экстракт - пальчики оближешь! Hо одна туристка резко отставляет миску: "Я не ем кашу с экстрактом. Я ведь предупреждала!"

"Мы хотели как лучше", - оправдываются дежурные. Завхоз пытается спасти положение. Он выделяет "пострадавшей" сухой паек - галеты, сыр и колбасу. Hо она категорически отказывается: "Ешьте сами!" И голодная удаляется в палатку.

Дежурные и завхоз обижены. Остальные, поначалу сочувствовавшие пострадавшей, возмущены ее выпадом. Как поступить руководителю?


Решения

1. Где ночевать?

В описанных событиях можно выделить три этапа и три решения руководителя.

Первый этап. Группа выходит к избе, и руководитель даёт команду занять её. Решение поспешное. В избе грязно, нет дров. Неизвестно, что вокруг. Может быть, есть более удачные варианты ночлега?

Нет никаких причин для спешки с развёртыванием лагеря. Вполне можно было бы остановить группу возле избы и осмотреться, оценить другие варианты размещения, а затем принять решение - советом или приказом, в зависимости от установившегося стиля руководства.

Второй этап. Оставшиеся в избе туристы приступают к её освоению, настраиваются на "комфорт", расслабляются. Тем временем ушедшие за дровами обнаруживают более привлекательную, с их точки зрения, стоянку, и руководитель отдает новое распоряжение - переходить туда. При этом он совершенно не учитывает настроения оставшихся и то, что для них речь идёт уже не о выборе места ночлега, а о переносе лагеря. Выполнять такой маневр, не видя в нем смысла, довольно неприятно. Теперь простой команды недостаточно даже при авторитарном стиле руководства. Необходимо, чтобы исполнители были убеждены в правильности отданного распоряжения. Иначе они воспримут его как произвол, каприз, злоупотребление властью. И либо откажутся подчиниться (при низком авторитете руководителя), либо (при высоком уровне дисциплины) будут нехотя повиноваться, но тогда в группе воцарится гнетущая атмосфера.

Чтобы без конфликта перейти на новое место, нужно было убедить оставшуюся часть группы в целесообразности такого шага.

Однако, судя по условиям задачи, преимущества открытой стоянки довольно сомнительные. Ночлег в избе имеет свои плюсы, и потому трудно рассчитывать, что "осевшие" уже люди поддадутся на уговоры и добровольно согласятся перебазироваться.

Есть тут ещё одна сторона - этическая. Ушедшие за дровами приняли новое решение, даже не поинтересовавшись мнением оставшихся. У последних это могло вызвать обиду, впечатление неуважения, пренебрежения их интересами. В результате нежелание уходить из избы приобретает дополнительный оттенок протеста и становится особенно упорным.

Учитывая всё это, руководителю следовало либо сразу отказаться от перехода, либо отложить решение вопроса до возвращения и совместного обсуждения со всей группой. Поторопившись объявить о переносе лагеря, руководитель тем самым поддержал сторонников этого шага и фактически спровоцировал их столкновение с приверженцами его первого решения.

Как видим, здесь именно тот случай, когда руководитель сам выступает в роли "дезорга".

Третий этап. Конфликт, закончившийся разделением группы, на которое дал согласие руководитель.

Как оценить такое решение? Hе допущена ли очередная ошибка? Чтобы ответить на этот вопрос, надо проследить возможные варианты развития конфликта. Если группа не делится, то она либо остаётся в избе, либо переходит на новое место. То и другое означает победу одной её части и поражение (а значит недовольство, обиду, раздражение) другой, что в дальнейшем может нанести непоправимый урон внутригрупповому климату. Разделение означает компромисс: никто не проиграл, никто не чувствует подавления своей воли, принесения в жертву своих интересов.

Hо не опасно ли разделение группы? Нет, потому что при этом не нарушается единство действий, а речь идёт всего лишь о ночлеге. И хотя между двумя местами протекает река, она не представляет серьёзной преграды: брод по колено может быть преодолён в любое время.

Примечание. Исключение составляют каменистые горно-таёжные реки, где при продолжительных дождях вода за час-другой может подняться более чем на метр, река разлиться или стать руслом селевого потока. В подобных обстоятельствах разделение группы будет рискованным шагом.

Таким образом, между частями группы сохраняется надёжное сообщение. К обеду и завтраку группа может в назначенное время собраться вместе, либо дежурные доставят пищу на другой берег. Все остальные действия (подъем, выход и пр.) могут быть согласованы заранее.

Конечно, разделение - не благо. Оно чревато многими неудобствами. Это всего лишь наименьшее зло, которое позволяет избежать как открытого столкновения (между двумя частями группы или между руководителем и "непокорными"), так и глухого недовольства подчинившихся.

Раздельное размещение можно даже использовать для сплочения группы: подготовить какой-то сюрприз для товарищей, внести в происшествие как можно больше юмора.

Таким образом, третье решение руководителя в созданной им самим конфликтной ситуации оказалось правильным.
2. Молодожёны.

По своему поведению Света - "самоопределяющаяся". А для Игоря она наиболее значимое лицо. Вместе они образовали резко обособленную малую группу.

Инструктору надо попытаться преодолеть эту обособленность. Игоря и Свету следует врозь привлекать к выполнению поручений в паре с кем-то из туристов. Hа маршруте не разрешать им идти вместе. (Чтобы это не выглядело нарочито и обидно для них, объявлять порядок следования всех участников.)

Надо также позаботиться о правильном распределении груза. Обосновать мужскую и женскую нормы, а затем перед выходом на маршрут построить группу и проверить у всех укладку и вес рюкзаков. Обнаружив у Светы слишком лёгкий рюкзак, догрузить её за счет кого-то другого (не Игоря!).

Можно, конечно, попытаться поговорить со Светой и Игорем - вместе или порознь. Hо толк от такого разговора будет лишь в том случае, если инструктор окажется для них достаточно авторитетным.

Обращение к группе за поддержкой приведёт, скорее всего, к обострению отношений. Без крайней необходимости прибегать к этому не следует.


3. Каша с экстрактом.

В любой сложной ситуации, прежде чем избрать какую-либо тактику, руководитель должен постараться понять происходящее, оценить истинный смысл слов или поступков действующих лиц. Как "расшифровать" поведение вспылившей туристки? Оно явно выходит за рамки нормальной реакции на случившееся. Ведь ничего особенно страшного не произошло, к тому же завхоз предложил вполне приемлемый выход из положения. Поступок туристки - назло себе, с вызовом окружающим - свидетельствует о том, что каша с экстрактом послужила лишь искрой, вызвавшей давно назревавший взрыв. Готовность же к нему возникла либо в результате внутренней напряженности, нагнетавшегося конфликта либо из-за неуживчивого вспыльчивого характера туристки. В условиях задачи нет достаточных данных, чтобы остановиться на каком-то одном из этих вариантов или говорить об их сочетании.

Hо в том и другом случае одинаково бесполезно пытаться оказать активное воздействие на туристку, пока она не остынет. Конечно, было бы проще всего - если есть крупа, свободная посуда, горит огонь - сварить новую порцию каши. Hо примет ли её "пострадавшая"? Hе откажется ли, как от сухого пайка? Рассчитывать на благоразумие, объективность и самокритичность туристки, находящейся во власти лавинообразной эмоциональной реакции, не приходится. Скорее всего любое обращение к ней - будь то попытка пристыдить её, выражение сочувствия или уговоры поесть - лишь вызовет новые выпады с её стороны и усугубит конфликт.

Hе поможет и шутка. Перед нами один из редких в туризме случаев, когда юмор неуместен, поскольку смех (даже по отвлечённому поводу) обиженная туристка наверняка примет на свой счёт.

Лучше всего предоставить человеку возможность успокоиться самому. Для этого нужно "отвести" от девушки возмущение группы. К тому же дежурные и завхоз, испытывающие справедливую обиду, тоже нуждаются в участии. Однако было бы неверным, выражая им сочувствие, присоединяться к возмущению остальных членов группы. Это лишь усилило бы у пострадавших чувство незаслуженной обиды. Правильнее смягчить отношение группы, показать возможные источники реакции туристки: накопившаяся усталость, плохое самочувствие или настроение, беспокойство по дому, несносный характер и т. д. При таком подходе руководителю легко удастся вызвать снисхождение и даже сочувствие к ней и разрядить обстановку.

С виновницей конфликта надо беседовать позже и только с глазу на глаз. Постараться успокоить её, показать благие намерения дежурных, их неосведомлённость о её вкусе. Осторожно объяснить несоответствие её поступка ситуации и обидный характер для других. И если удастся, уговорить её поесть.

Однако если руководитель увидит, что разговор о случившемся вновь вызывает у туристки бурную реакцию, лучше отказаться от попыток доказать ей что-либо и может быть даже дать ей остаться сегодня голодной.

Подобное происшествие может быть сигналом переутомления не только одной участницы, но и всей группы. Руководителю надо уделить больше внимания состоянию туристов и подумать, не снизить ли темп, не перераспределить ли груз.


Литература

  1. Алексеев С. С., Рубель Р. Б. Размышления о туризме. Свердловск, Средне-Уральское книжное изд-во, 1974.

  2. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., Изд. ЛГУ, 1970.

  3. Гончаров В. Д. Человек в мире спорта. М., "Физкультура и спорт", 1978.

  4. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., "Знание", 1978.

  5. Искусство быть собой. Изд. 2-е. М., "Молодая гвардия", 1977.

  6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Попурри, 2007.

  7. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. "ЭКО", 1978, № 4-6; 1979, № 1-3.

  8. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., Политиздат, 1975.

  9. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. Изд. 2-е. М., "Молодая гвардия", 1973.

  10. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. М., 1980.

  11. Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат, 1967;

  12. Кузьмин Е. С., Волков. И. П., Емельянов Ю. H. Руководитель и коллектив. Л., Лениздат, 1974.

  13. Леви В. Л. Я и мы. Изд. 2-е. М., "Молодая гвардия" 1973;

  14. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. Физкультура и спорт. 1981.

  15. Научно-техническая революция и личность. М., Политиздат, 1978.

  16. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Роспедагентство. М., 1996

  17. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М., "Просвещение", 1976.

  18. Открытие "Я". М., Политиздат, 1978.

  19. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. М., "Физкультура и спорт", 1977.

  20. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., "Мысль", 1971;

  21. Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар, 1997.

  22. Практическая психология образования/ под ред. И.В.Дубровиной. Творческий центр. М., 1997.

  23. Репин Л. Б. Затерявшиеся в тайге. М., "Мысль", 1980.

  24. Симонов П. В. Теория отражения и психология эмоций. М., "Наука", 1971.

  25. Социальная психология личности. Л., "Знание", 1974.

  26. Социальная психология. Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю.А.Шерковина. М., Политиздат, 1975.

  27. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности: Избр. психол. труды. М.; Воронеж, 1996.

  28. Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения. - Вопросы психологии, 1986, №6.

  29. Шатаев В. H. Категория трудности. М., "Молодая гвардия", 1977.

  30. Шибутани Т. Социальная психология. М., "Прогресс", 1969.

  31. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М., "Физкультура и спорт", 1972.
  1   2