Скачать 165.84 Kb.
Дата06.02.2018
Размер165.84 Kb.

Прянькова Елена Анатольевна государственное бюджетное



Прянькова Елена Анатольевна

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 23

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области,

структурное подразделение «Детский сад № 70», реализующее

основную общеобразовательную программу дошкольного образования, инструктор по физической культуре

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современном образовательном процессе гендерный подход является одной из серьезных и значимых проблем. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения одной из задач образовательной области «Социализация» ставили формирование у детей гендерной принадлежности. И это не случайно.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. Необходимость гендерной социализации мальчиков и девочек назрела давно, так как педагогическая практика чаще всего не учитывает пол как важную характеристику ребенка. Между тем, психологические исследования, педагогическая практика доказывают, что мальчики и девочки уже с раннего возраста существенно отличаются психофизическими особенностями, разными интересами.

Изучив внимательно ФГОС ДО я отметила, что там не прописаны слова «гендер», «гендерная принадлежность», не выделяется образовательная область «Социализация», в которой прописывались задачи по гендерной социализации детей дошкольного возраста. Однако этот факт, на мой взгляд, не является поводом для того, чтобы работа, начатая нашим коллективом в 2010/2011 учебном году по внедрению гендерного подхода в образовательный процесс, была остановлена в связи с переходом на новые образовательные стандарты дошкольного образования.

Приоритетной целью перехода образования на государственные образовательные стандарты является обеспечение высокого качества российского образования. Дошкольное образование становится первой ступенью всей образовательной системы.

Значимое направление модернизации образования — развитие личности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве. Во ФГОС ДО это направление можно проследить следующим образом. Одной из базовых ценностей, прописанных в Стандартах, утверждается личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования, из которых можно выделить следующие:

принцип индивидуализации дошкольного образования;

принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из задач, решаемых Стандартом, я бы отметила такие, как:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

 формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Исходя из выше перечисленного, я для себя сделала вывод, что по-прежнему в образовательном процессе дошкольного образования гендерный подход остаётся одной из серьезных и значимых проблем. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта психологический специфики пола ребёнка, без того, чтобы, начиная с дошкольного возраста, не формировались природосообразные начала мужественности и женственности. Период дошкольного детства – важный период приобретения мужской и женской идентичности. Во все времена стратегия воспитания была связана с полом ребёнка. У мальчиков стремились рано сформировать комплекс мужских характеристик – смелость, волю, силу духа, готовность защищать. У девочек – нежность, женственность, целомудрие, трудолюбие, то, что соответствовало природным задаткам. Народы ещё в древности осознали: мужское в мальчике значительно закрепощено и само по себе не раскроется, появились испытания на преодоление страха, развитие выносливости. Так поддерживалось здоровье народа на протяжении многих веков.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, существенно изменился. «Обмен» социальными ролями между мужчинами и женщинами, «кризис» семьи, изменение образа жизни семьи – это факторы, влияющие на эмоциональное, душевное благополучие и общее здоровье ребёнка. Развивать здорового ребёнка всегда являлось основной задачей педагогики. Но в современной образовательной ситуации обострилось противоречие между этой главной ценностью и недостаточностью условий, необходимых для её реализации.

Обращение к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности, повышением неадекватности форм поведения среди молодежи.

Чтобы продолжить разговор, мне бы хотелось напомнить присутствующим значение основных понятий и терминов.



Гендер социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Гендерная принадлежность — это совокупность признаков человека, определяющих его принадлежность к мужчинам либо к женщинам, главным образом в культурном и социальном плане.

Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.

Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая ак­тивность двигательного аппарата ребенка.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе, помочь и девочкам, и мальчикам стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои индивидуальные особенности и способности, уверенных в себе и своем будущем.

В комплексе воспитательно-образовательной работы и оздоровительных мероприятий, осуществляемых дошкольным учреждением, физическое воспитание занимает одно из ведущих мест. Развитие ребёнка в раннем детстве происходит в основном в движениях. Преимущество использования физических упражнений перед другими оздоровительными мероприятиями проявляется в их доступности, универсальности, простоте и высокой эффективности. В основе физического воспитания лежит игровая деятельность: стремление «быть лучше, чем все» создаёт мотивы достижения успеха, способности осознавать свои достоинства и недостатки. Эмоции успеха у дошкольника имеют огромную силу, способствуют развитию уверенности, формированию характера, личности. Двигательная деятельность эффективна не только для физического развития, но и интеллектуального, психоэмоционального, нравственного и социального развития. В игровой, подвижной деятельности дошкольник легко перевоплощается в определённую роль, подражает предлагаемым образцам. Наблюдая за деятельностью детей, мы пришли к выводу, что формирование гендерной идентичности у детей эффективно осуществлять и в физическом воспитании, через организацию двигательной активности детей.

На первом этапе работы, проанализировав научные и методические работы авторов в области физиологии, педагогики, психологии (В.Д.Колесов, И.С.Кон, Т.П.Репина, В.А.Сухомлинский), были определены задачи по формированию полоролевого поведения детей для каждого возраста.

1.С 2 до 3 лет у детей необходимо сформировать гендерную идентичность (понимание того, кто я – мальчик или девочка), мой пол не изменится. 

2. В возрасте с 4 до 5 лет основной задачей является формирование привлекательности гендерной роли. (В 5 лет – критический возраст. Если нет гендерной идентичности, ребенка нужно показать специалисту!) С 4 до 5 лет еще можно что-то изменить (я - мальчик, я - девочка и мне это очень нравится). 

3. С 5 до 7 лет основной задачей является формирование у детей способности взаимодействовать друг с другом (мальчик с девочкой и наоборот). Исследование Т.А. Репиной показало, что количество однополых контактов между детьми составляет 91%. Когда взрослые искусственно включают в игру ребенка другого пола – это не дает своих результатов. Педагогу важно не противопоставлять, а объединять усилия детей. Количество в группе мальчиков и девочек не мешает формированию гендерной принадлежности.

Понимая цель и осознавая, какие задачи необходимо решать на каждом возрастном этапе, давайте проследим, как можно формировать полоролевое поведение детей при организации двигательной деятельности детей как в НОД, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте педагог акцентирует внимание детей на принадлежности их к определенному полу. Например: «Мальчики берут мячи и садятся на скамейку. А теперь девочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх! Умницы девочки, опустили руки. Девочки берут ленточки и подходят ко мне». При общении воспитателя с детьми при каждой возможности использовать не слово «дети», а девочки и мальчики.

В среднем дошкольном возрасте следует обращать внимание детей на различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответственные общеразвивающие упражнения. С этого возраста следует разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов. Например, педагог не только дает задание по уборке оборудования, но и комментирует его: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому Оля, Наташа и Настя аккуратно сложат кубики в коробку, а Ира и Лена повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте мальчики встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место».

Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

В упражнениях и подвижных играх можно закреплять представления детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках. Например, игра «Я знаю пять имен девочек». Известная игра малой подвижности «Съедобное – несъедобное» может быть преобразована в вариант «Мамина одежда» или «Игрушки мальчиков».

(«Игрушки мальчиков». Играющие становятся в круг. Руководитель находится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок должен поймать мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо.)

В сюжетно-ролевых играх должна осуществляться четкая дифференциация ролей, в которых проявляются различные черты характера, свойственные мужскому или женскому полу. В процессе игры педагог может создавать различные ситуации, которые будут способствовать более яркому проявлению тех или иных черт. (Например, игра «Такси» помогает закрепить представление о мужской профессии водителя автомобиля. Мальчики берут обручи («машины») и «подъезжают» к остановке (гимнастическому мату), где стоят пассажиры-девочки. Девочки «садятся в машины» (берутся руками за обруч) и едут по своим делам – в магазин, в парикмахерскую, в детский сад.)

Сюжетно-ролевые игры с акцентом на разнополое поведение, педагог может использовать для определения типа полоролевого поведения детей (мускулинный, феминный, андрогинный, недеференцированный), и, при необходимости, спланировать коррекционную работу с ними.

Физкультурные досуги также можно проводить на тему «Мы мальчики, мы девочки», где следует закреплять в двигательной деятельности определенные гендерные стереотипы в поведении детей. Никогда не противопоставлять девочек и мальчиков, использовать произведения художественной литературы, демонстрируя детям привлекательность героев, как женского, так и мужского пола.

В старшем дошкольном возрасте у мальчиков наибольший интерес вызывает героическая, в том числе военная тематика, что находит отражение в играх, изобразительной деятельности, произведений художественной литературы, песен соответствующего содержания, а также интереса к определенным сторонам окружающей действительности.

С целью дифференцированного физического воспитания целесообразно разрабатывать большие тематические игры, которые можно было бы применять при работе по подгруппам, соответственно с мальчиками или девочками. Для мальчиков могут использоваться игры на темы: «Охотники», «Космонавты», «Спасатели» и т.п. А для девочек: «Из жизни цветов», «Феи», «Кукольный магазин» и т.п.

Подбор упражнений для комплексов утренней гимнастики должен учитывать характер движений мальчиков и девочек. Музыкальное сопровождение может быть единым, но часть упражнений следует подбирать разные для девочек и мальчиков. Движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер. Движения девочек должны отличаться артистичностью, пластичностью, изяществом.

Если во время двигательной деятельности применяются схемы построения детей или карточки для самостоятельного выполнения упражнений, следует использовать условные обозначения мальчиков и девочек.

В формировании знаний дошкольников о видах спорта, необходимо акцентировать внимание детей на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спорта, предусматривающих выступление смешанных пар.

В старшем дошкольном возрасте эффективно также и на физкультурных праздниках предусматривать часть заданий отдельно для девочек и для мальчиков, а также показательные выступления, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве.

Целесообразно, чтобы мальчики и девочки на физкультурных занятиях носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать представление детей об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков. Для девочек можно предложить гимнастические купальники, лосины, для мальчиков – майки и спортивные трусы.

Рассматривание скульптур и картин античного содержания в рамках программы олимпийского образования оказывает положительное влияние на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу, формирование умения видеть его красоту.

В возрасте 6-7 лет можно заметить, что мальчики и девочки часто конфликтуют. Для решения данной проблемы необходимо, по возможности,
при организации подвижных игр, эстафет, игровых упражнений составлять пары детей: мальчик-девочка, при этом, чтобы они попадали в зависимость друг от друга. Если сочетать и чередовать те занятия, где мальчики не очень успешны с теми, где они более успешны и наоборот, ситуация может поменяться в лучшую сторону. И педагог должен понимать, что здесь важна система!

Для отслеживания эффективности проводимой работы мной были проведены наблюдение, опрос и анкетирование детей в возрасте 5-7 лет на начало экспериментальной работы в октябре 2010 года и в сентябре 2012г. В обследовании приняли участия 103 ребенка, из них 62 мальчика и 41 девочка.

Я получили следующие результаты.

1. Изменилось отношение детей к занятиям физкультурой.

Я считаю этот показатель одним из основных, потому что в основе любой успешной деятельности лежит психоэмоциональное отношение к данному виду работы. И если ребенку, да и любому человеку, нравится то, что он делает, он и занимается с полной отдачей, стремится достигать результаты, получая при этом положительные эмоции. В настоящее время 82% девочек и 96% мальчиков с удовольствием занимаются физкультурой.



2. Гендерная идентичность и гендерная устойчивость у детей формируется легче и быстрее.

Это результат использования таких технологий, при которых девочкам и мальчикам надо постоянно осмысливать свою гендерную принадлежность, чтобы правильно выполнить задание. Я акцентирую внимания детей на их гендерной принадлежности при подаче устных команд, при выполнении упражнений с разными предметами в зависимости от пола и т.п.



3. Изменилось представление детей о женской и мужской моделях поведения.

Представления детей о женственности после эксперимента изменились незначительно. Это связано с тем, что и девочек, и мальчиков в основном воспитывают женщины (мама, бабушка, воспитатель) и представление о женской модели поведения у детей сложилось более полное.


Представления же о мужественности и у девочек, и у мальчиков изменились существенно. В начале эксперимента 75% девочек и мальчиков полагали, что мужественность – это проявление физической силы и умение драться. В настоящее время 69% детей считают, что настоящий мужчина должен быть смелым и уметь защитить слабого.

4. Повысились коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между девочками и мальчиками.

Эмоционально-положительная коллективная деятельность детей на занятиях направлена на достижение совместной цели, сочувствия, сопереживания, помощи друг другу. Проведённое мной социометрическое исследование подтвердило правильность выбранного подхода. Если на начало эксперимента, находясь в одной группе, дети разного пола фактически не играли, не взаимодействовали друг с другом, то в настоящее время 58% девочек и 45% мальчиков выбирают в партнеры по игре детей противоположного пола.



5. И у девочек, и у мальчиков повысилась самооценка, понизился уровень тревожности, агрессивности.

В процесс организации двигательной деятельности в поведении и девочек, и мальчиков я поощряю смелость, активность, умение принимать решения, самостоятельность, инициативность. Двигательная активность, как никакое другое занятие дает большую возможность детям для демонстрации всех этих качеств. А это повышает решительность, ответственность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее психоэмоциональное здоровье ребенка.



Подводя итоги выше сказанному, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования полоролевого поведения ребенка. Личностно – развивающий и гуманистический подход в образовании, процессе формирования личности ребенка, способного реализовать себя в социальном пространстве невозможно осуществить, на мой взгляд, не учитывая всех особенностей ребёнка, в том числе и его пола. Я убеждена, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Так же стоит отметить, что при переходе на ФГОС ДО совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию можно добиться успеха в развитии и реализации личности каждого ребёнка.

Библиографический список:

  1. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, №12, 1997.

  2. Буханова Е.А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 2005.

  3. Доронина Н.В. Влияние полового диморфизма на физическую подготовленность старших дошкольников. Инструктор по физкультуре, №3, 2013.

  4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Прес, 2009.

  5. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.

  6. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. «Учить по-разному, любить по-разному». М.: Учебная литература. 2007.

  7. Иванова И. Гендер в сети. Обруч, №3, 2009.

  8. Овчинникова О.О. О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в дошкольных учреждениях. Детский сад от «А» до «Я», №3, 2004.

  9. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч, №6, 1998.

  10. Рунова М.А. Движение день за днем. М.: Линка-Пресс, 2007.

  11. Степанова О. Гендерное воспитание дошкольников. Ребенок в д/с, №5, 2009.

  12. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. М.: Просвещение. 2007.

  13. Стерлова М. Раздельное воспитание: за и против. Д/в №7, 2000.

  14. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на-Дону, 1999.

  15. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. С-П, 2001.

  16. Филиппова С.О. Мальчики и девочки дошкольного возраста. Здоровье дошкольника, №6, 2010, №1, 2010.

  17. Штылева Л.В. Основные понятия и важнейшие термины // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001.

  18. Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы: Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 г.// Российская газета — № 5125 (46) — 2010 — 05 марта.

  19. Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Изд.- во Центр «Академия», 2003.