страница1/3
Дата28.10.2018
Размер0.63 Mb.

Програмный материал для практических занятий по спортивной гимнастике


  1   2   3




Приложение к предпрофессиональной программе по виду спорта спортивная гимнастика
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Общая Физическая Подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) - комплексный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на укрепление здоровья, опорно-двигательного аппарата и развитие общей выносливости занимающихся гимнастикой. Задачи ОФП в спортивной гимнастике реализуются, в основном, средствами других, негимнастических видов спорта и двигательной активности.

С помощью средств ОФП спортсмены овладевают двигательными навыками, умениями, физическими, психомоторными, морально-волевыми качествами, которые служат решению, по крайней мере, двух кардинальных задач.

Одна из них - общее физическое воспитание и оздоровление будущих гимнастов, которые должны уметь хорошо бегать, плавать, ездить на велосипеде, владеть основными элементами спортивных игр, некоторыми приемами единоборств, т.е. быть физически разносторонне подготовленными спортсменами. Эти средства »П могут активно использоваться также для активного отдыха, восстановления функций организма и физической реабилитации после специфических нагрузок, характерных для спортивной гимнастики.

Другая задача ОФП заключается в расширении функциональных, двигательных возможностей и укреплении опорно-двигательного аппарата будущих гимнастов с учетом специфики спортивной гимнастики как особого вида спорта. Так, элементы легкой атлетики необходимы гимнасту для совершенствования навыков, связанных с быстрым пробеганием коротких дистанций, выполнением прыжков, плавание, кросс, езда на велосипеде помогают вырабатывать общую выносливость, совершенствуют функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем (часто отстающих у гимнастов); игровые виды и единоборства совершенно необходимы будущим гимнастам как средство развития ловкости, приспособительной вариативности движений.

Особенно важную роль занятия по ОФП должны занимать в работе начинающими гимнастами в группах начальной подготовки. В дальнейшем, по мере спортивного совершенствования, ОФП начинает рать роль важного вспомогательного, кондиционного средства, соде ствующего поддержанию должного физического состояния, оздоровлению и реабилитации занимающихся.

Ниже приводится ориентировочный программный материал по ОФП с отдельными указаниями на преимущественное использование средств: ОФП в группах начальной подготовки (НП), учебно-тренировочных группах (УТ) и группах совершенствования спортивного мастерства (ССМ).


МАТЕРИАЛ ОФП ДЛЯ ЭТАПОВ НП, УТ И СС

Ходьба.

Группы НП: ходьба на носках, с высоким подниманием бедра, скрестным и приставным шагом, на пятках, на внутренней и наружной стороне стопы, в полу- и полном приседе, выпадами, боком и спиной вперед.

Группы УТ: то же и виды передвижений с отягощениями: переноска матов, оборудования, партнера, спортивная ходьба (дистанция определяется тренером в каждом конкретном случае).

Беговые перемещения.

Группы НП: бег обычный, на носках, высоко поднимая бедро, боком приставным шагом, спиной вперед, с ускорениями, со сменой правлений по сигналу, по разметкам.



Строевые упражнения.

Группы НП: выполнение команд: «равняйсь», «смирно», «вольно», «отставить». Повороты направо, налево, кругом. Построения и перестроения: в одну шеренгу (по линии), в круг; в колонну по одному два, три, четыре. Размыкание и смыкание приставными шагами. Передвижение обычным шагом, в обход, по диагонали.

Группы УТ: ходьба строевым шагом в колонне и шеренге по три, четыре, перестроения и фигурная маршировка.
Элементы легкой атлетики.

Группы НП: бег с изменением темпа и с ускорениями (до 60 м). Бег скорость - 20, 25 м с высокого старта. Бег на 200-300 м. Кросс по пересеченной местности: бег, чередующийся с ходьбой (1-2 км). Прыжки в длину с разбега. Метание мячей, предметов весом до 0,5 кг.

Группы УТ: ежедневный кроссовый бег до 1-1,5 км.

Группы ССМ: ежедневный кроссовый бег 1,5-2 км.



Плавание.

Группы НП: проплывание произвольным способом 20-25 м без учета времени. Прыжки со стартовой тумбочки.

Группы УТ: плавание 50 м, прыжки с трамплина и с метровой вышки.

Группы СС: плавание 100 м вольным стилем без учета времени, прыжки с 3-метрового трамплина.



Подвижные игры.

Группы НП: «Пятнашки» (различные варианты), «Мяч капитану», «Перестрелка», «Поймай мяч», «Вызов». Игры типа эстафет с бегом, метанием, переноской предметов и преодолением препятствий. Игры на задания «кто лучше», «быстрее», «точнее», «сильнее» и др.

Группы УТ, ССМ: игры в теннис, мини-футбол, волейбол, баскетбол (по необходимости с упрощенными правилами).
Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка (СФП) в гимнастике - процесс, включающий в себя систему методов и приемов, направленных на развитие или поддержание оптимального уровня конкретных двигательных качеств, обеспечивающих технически правильное, надежное выполнение гимнастических элементов, соединений и соревновательных комбинаций.

Направленность СФП разнообразна. Она используется как для общего, так и местного, локального воздействия; как развивающее и поддерживающее средство. Нагрузка, получаемая гимнастами при СФП, может носить «ударный» или щадящий характер, использоваться для восстановления функций организма и т.д.

В процессе биологического развития физические, психомоторные качества гимнастов и их двигательные возможности развиваются в соответствии с общими закономерностями эволюции организма человека и ростом мастерства спортсмена. Однако, как показывают практика и исследования, сам по себе ход естественного развития качеств не может удовлетворить постоянно возрастающих требований к сложности упражнений и техническим возможностям гимнастов. Поэтому параллельно с обучением, технической подготовкой и тренировкой спортсменов должна вестись планомерная работа по развитию, совершенствованию и поддержанию оптимального физического, функционального состояния гимнастов на всех этапах их спортивной карьеры.

Наиболее важным аспектом СФП применительно к современной практике спортивной гимнастики является комплексное развитие физических качеств в специфических режимах работы, характерных для тех или иных видов гимнастического многоборья и конкретных упражнений. При этом особо возрастает значимость так называемой базовой физической подготовки, которая включает в себя комплекс специальных средств и методов, обеспечивающих эффективное становление и реализацию основных гимнастических навыков в соревновательной практике. В этой связи правомерно говорить о СФП применительно к освоению различных структурных групп движений и базовых двигательных действий. Это, в частности - прыжковая (толчковая), вращательная (в том числе пируэтная), доскоковая, стоечная подготовка и др.

Координационная сложность многих гимнастических элементов и освоение новых по структуре движений требуют каждый раз дополнительного совершенствования методов СФП, способных обеспечить необходимую физическую базу для наиболее эффективного обучения упражнениям. Например, выполнение на брусьях разной высоты элементов в висе сзади, «выкрученных оборотов», перелетов, переходов с малой амплитуды движения на большую

и наоборот требует специальной растяжки и (или) «подкачки», отвечающих структурно-технической специфике этих движений.

Планирование уровня физической подготовленности и поэтапного процесса связанной с этим подготовки, направленной на комплексное развитие двигательных способностей, необходимых для занятий (скоростно-силовые и силовые качества, подвижность в суставах, специализированная по видам выносливость, психомоторные и мышечно-двигательные дифференцировочные способности, вестибулярная устойчивость и др.) - одно из основных условий управления процессом обучения и тренировки в спортивной гимнастике. Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного из компонентов СФП приводит к затягиванию процесса обучения, длительному застою в росте спортивного мастерства, провалам в подготовке и, соответственно, выступлениях на соревнованиях.

В связи с этим на этапе специализированной подготовки важна индивидуализация СФП. Тренер должен знать особенности структуры двигательных качеств каждого гимнаста, характерные недостатки в его подготовке, знать, чем они обусловлены, и основные пути их возможного устранения.

К часто встречающимся недостаткам СФП относятся, например, слабые мышцы-разгибатели (как ног, так и всего тела) и, как следствие - дефицит, силы скоростно-силовых возможностей, необходимых для отталкиваний.

Следствием слабости мышц спины, особенно в поясничном и грудном отделах, являются ошибки в осанке, потеря «линии» при исполнении упражнений на перекладине, брусьях и т.д.

Недостаточная активная гибкость в нижнем отделе позвоночника, тазобедренных суставах -причина неполного сгибания, «складывания» при перемахах, продевах и др. Отсутствие хорошей подвижности в плечевых и тазобедренных суставах отрицательно сказывается на классе выполнения элементов на коне, бревне, в вольных упражнениях.

Неподготовленность мышц бедра, голени, связочного аппарата голеностопного сустава к работе в уступающе-останавливающем режиме часто является причиной не только ошибок в приземлениях, но и серьезных травм.

Важно подчеркнуть, что тренирующее воздействие, обусловленное многократным выполнением самих по себе различных гимнастических элементов, соединений, соревновательных комбинаций, заменить СФП никак не может. Только при правильно спланированной (в том числе индивидуализированной) СФП потенциал двигательных возможностей гимнастов будет постоянно наращиваться в соответствии с принципом опережающего развития и эффективно сопрягаться с технической подготовкой на каждом виде гимнастического многоборья.

Установлено, что СФП наиболее эффективна только тогда, когда она осуществляется в единстве с общефизической подготовкой. При этом, однако, нужное соотношение средств ОФП и СФП зависит от этапа многолетней тренировки. Так, если у гимнастов-новичков необходимое соотношение двух данных видов подготовки примерно равно, то у мастеров спорта даже в подготовительном и переходном периодах ОФП составляет не более 5-15% тренировочного времени, не говоря уже о соревновательных микроциклах, когда средства ОФП используются еще меньше. Вместе с тем ошибочна практика, когда при подготовке к соревнованиям гимнасты полностью отказываются от средств ОФП, таких как утренний бег, прогулки, подвижные игры, купание в бассейне и т.д. Также имеют место случаи, когда тренеры в соревновательном мезоцикле резко сокращают или вовсе прекращают работу над СФП, не учитывая при этом, что отстающие физические качества нуждаются в постоянном, систематическом совершенствовании.


МАТЕРИАЛ СФП ДЛЯ ЭТАПА НП

Упражнения для развития силы



Упражнения



1-й год обучения 2-й год обучения

методические указания

1. Поднимание и опускание рук в стороны, вперед, вверх, со сгибанием в локтевых суставах

С гимнастической палкой, с гантелями до 0,5

С набивным набивным мячом, с гантелями весом до 1 кг

(быстро и медленно)

2. Наклоны и повороты

тулов. в различных направлениях из различных исходных положений. Круговые движения туловищем



С гимнастической палкой, с гантелями до 0,5

С набивным набивным мячом, с гантелями весом до 1 кг

(быстро и медленно)

3. Подтягивание в висе лежа на низкой жерди или перекладине

Для 5-6 лет: 3 серии

по три раза в

быстром темпе





4. В висе на высокой перекл. или верхней жерди

Две серии по 5 раз в

быстром темпе и до

отказа


До отказа и

вполовину от

максимума в

быстром темпе



5. «Отжимание» в упоре лежа (спина прямая)

Ноги на гимнастической скамейке

На стоялках

В одной серии 50% от максимума, кол-во серий 3-4, паузы отдыха 30-40 сек

6. Подбрасывание и ловля набивного мяча

До 1 кг

До 2 кг

7. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади

Руки на гимнастической скамейке или на

опоре (25-30 см).

Выполнять быстро и медленно


8. Лежа на спине, на мате: сгибание-разгибание туловища с прямыми ногами

Быстро, 12 раз

серии с паузами отдыха 20 с



Быстро, 16 раз Две-три


Две-три серии с паузами отдыха 20 с.

9. Лежа на животе прогнувш., руки вверх («качалка»)

7-10 раз, 5-7 сер.

12-15 раз, 5-7 сер.

Паузы для отдыха 6-8 с.

10. То же на правом, лев. боку

-«»-

11. В висе на гимн, стенке поднимание прямых ног в вис углом

5-8 раз, 4-5 серий

8-10 раз, 5-6 серий

Паузы для отдыха: 6-8 с.

12. Угол в висе на гимн, стенке (держать)

6 с, 4—5 серий


8 с, 4-5 серий,

Паузы для отдыха:




Зс













13. Лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены - сгибание тулов. до прямого угла

Быстро: 10 раз, 4-5 серий, паузы отдыха

Быстро: 15 раз, 5-6 серий, паузы отдыха 8с

до 8 с.

14. То же, сидя на скамейке, коне и др.

То же, но в последней попытке удержание горизонтального положения на время

15. То же, лежа на коне на бедрах, лицом вниз -поднимание туловища до гориз. полож.

—«»—

—«»—

16. Эти же упражнения, закреплены руки, поднимание ног

—«»—

—«»—

17. Эти же упражнения лежа лицом вверх

Выполнять до отказа

Выполнять до отказа

18. «Прилипалочка» - упор на гимн, стенке лицом к ст., касаясь опоры всем телом

3 с, 5 серий 6 с, 5 серий Паузы отдыха 6 с




19. Из виса стоя согнувшись спиной к гимнастической стенке - силой вис прогнувшись

2 раза, 3 серии 3 раза, 5 серий

Паузы отдыха 5 с



20. Лазанье и передвижения в висе на гимн, стенке

Исп. в разных направлениях: вверх, вниз, в стороны

21. Лазанье по канату, шесту

С помощью ног



3 м

4 м

В конце 2 года без помощи ног -2м

22. Из упора присев перекат наз. - перекат вп. - прыжок вверх прогнувшись - упор присев



5 раз

10 раз

Выполнение в быстром темпе



23. Отжимание в упоре лежа на параллельных брусьях

—«»—

5 раз в подходе

24. 1 о же в упоре с прямой спиной

—«»—

3x3 раза

25. Передвижение в упоре на параллельных брусьях

—«»—

По всей длине жердей 1 -2 раза

26. Переворот силой в упор

на н/ж или на перекладине



В подход 2 раза

В подход 3 раза

27. Приседание на правой, левой ноге («пистолет») у опоры



В подход на каждой ноге

по 3 раза

по 5 раза

28. То же на гимнастической скамейке, бревне стоя, поперек



В подход на каждой ноге

1-2 раза

3—4 раза


Упражнения для развития гибкости

Упражнения


1-й год обучения 2-й год обучения

методические указания



1. Рывковые движения руками во всех направлениях

Постепенное увеличение силы и амплитуды рывковых движений

2. Круги руками во всех направлениях

Постепенное увеличение амплитуды движений

3. Наклоны вперед

Достать ладонями пол, держать 3 с

Из седа ноги врозь

под углом 90°,

держать 5 с


4. «Мост»

Из положения лежа;

из основной стойки

наклоном назад


Опускание из осн.

стойки, ноги прямые; из ст. на р.



5. Шпагаты

Передне-задний (на

обе ноги)и

фронтальный

шпагаты


То же, одна нога на

приподнятой

(15-20 см) опоре


6. Махи ногами

У опоры вперед, в сторону, назад

То же от приставлен. ноги

То же из положения ноги одна вп. (45-90°)

7. Круги и перемахи правой, левой через препятствие, стоя к нему лицом, боком

Высота 45-80 см

8. Выкруты и вкр. в плечевых суставах

Со скакалкой, гимнастической палкой,

постепенно сближая точки хвата до ширины

плеч


9. Движения с гимн, палкой с разных хватах

Дв. снизу вверх и обратно в хв. сверху,

снизу, обратном (из полож. палка вп.), в хв.

снизу и св. (из полож. за спиной)


  1   2   3