Скачать 255.93 Kb.
Дата28.10.2018
Размер255.93 Kb.
ТипПрограмма

Программа вступительного испытания по дисциплине «Теория и методика физического воспитания» для поступающих в магистратуру по специальности 1-08 80 04 «Теория и методика физического воспитания



Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П.Шамякина»

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»
для поступающих в магистратуру по специальности

1-08 80 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Мозырь 2017

Программа составлена на основе Образовательного стандарта высшего образования специальность 1-03 02 01 «Физическая культура» утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г №88; учебных программ первой ступени высшего образования «Теория спорта» - 27.06.2011 рег. № УД 11/7-2-250/баз.; «Теория и методика физического воспитания» -15.02.2011 рег. № УД 11/4-2-17/баз.; «Спортивные и подвижные игры и методика преподавания» – 21.02.2012 рег. № УД-11/3-33-373 баз.; «Плавание и методика преподавания» 23.06.2014 рег. № УД- 14/9-8-219/баз.; «Гимнастика и методика преподавания» – 23.12.2013 рег. № УД-13/4-8-133/ баз.; «Легкая атлетика и методика преподавания» – 05.08.2013 рег. № УД-13/10-8-55/ баз.

СОСТАВИТЕЛИ:

В.А.Черенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спортивных дисциплин

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедра теории и методики УО МГПУ им. И.П. Шамякина

физического воспитания протокол от 19.12.2017 г. №5

Заведующий кафедрой теории

и методики физического воспитания И.М. Масло

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Основные понятия физической культуры

Физическая культура как вид культуры человека и общества. Понятие физической культуры и многообразие его определений. Основные подходы к изучению физической культуры: деятельностный, аксиологический, результативный, технологический и нормативный. Взаимосвязь понятия «физическая культура» с другими понятиями - «физическое воспитание», «физическое развитие», «спорт», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «адаптивная физическая культура» и др. Предмет теории физического воспитания.
1.2 Принципы физического воспитания

Понятие «принцип». Основополагающие (социальные) принципы физического воспитания. Общепедагогические (общеметодические) принципы обучения и воспитания. Специфические принципы методики физического воспитания. Принцип непрерывности процесса физического воспитания. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Принцип адаптированного сбалансирования нагрузок. Принцип циклического построения занятий. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Взаимосвязь принципов в системе физического воспитания. Требования к практической реализации принципов.

1.3 Методы исследования в теории физической культуры

Сущность педагогических исследований (теоретических и эмпирических) в физическом воспитании. Общелогические методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы, анализ научно-методической литературы. Эмпирические методы исследования: наблюдение, методы опроса, педагогическое тестирование, описание, измерение, педагогический эксперимент. Технология педагогического исследования. Анализ продуктов научно-исследовательской деятельности. Структура и логика научного исследования в теории физической культуры.

1.4 Общая характеристика средств физического воспитания

Понятие о средствах физического воспитания. Специфические и неспецифические (общепедагогические) средства физического воспитания.

Физическое упражнение как основное средство физического воспитания, факторы, определяющие воздействие физических упражнений. Классификация физических упражнений: по их биомеханическим особенностям, направленности на развитие двигательных качеств или обучения двигательным действиям, спортивной технике и др. Анализ гигиенических факторов и оздоровительных (естественных) сил природы (солнце, воздух и вода) как специфических средств физического воспитания. Использование тренажеров, технических устройств и информационных технологий в физическом воспитании.
1.5 Методы физического воспитания

Понятие о методах, методических приемах и средствах организации физического воспитания. Специфические и неспецифические (общепедагогические) методы, используемые в процессе физического воспитания. Специфические методы физического воспитания. Круговая тренировка – комплексная организационно-методическая форма, включающая ряд методов строго регламентированного упражнения. Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании. Неспецифические (общепедагогические) методы физического воспитания. Особенности применения методов словесного и наглядного воздействия.


1.6 Основы методики обучения двигательным действиям

Цель и задачи обучения движениям. Двигательные умения и навыки – естественная основа физического упражнения. Определение понятий «двигательное умение», «двигательный навык». Общая (типовая) структура процесса обучения. Этапы обучения, логика их последовательности. Варианты структуры процесса обучения в зависимости от подготовленности занимающихся, цели обучения, избранного направления физического воспитания.


1.7 Силовые способности и методика их направленного развития
Общая характеристика силовых способностей. Разновидности силовых способностей. Определение силы как физического качества. Механизмы проявления силы как предпосылка методики ее воспитания. Возрастные периоды, благоприятные для воспитания силы. Средства воспитания силы.

Определение скоростно-силовых способностей как физического качества, многообразие проявления, задачи их воспитания, способы измерения. Контроль уровня развития силовых способностей.

1.8 Выносливость и методика ее воспитания

Определение выносливости как физического качества. Специфика проявлений выносливости. Способы измерения выносливости в практике физического воспитания. Виды выносливости. Условность понятий «общая» и «специальная» выносливость. Основные компоненты нагрузки при воспитании выносливости в циклических упражнениях, выполняемых в различных зонах мощности. Факторы, ограничивающие работоспособность в  циклических упражнениях глобального характера «на выносливость» в зависимости от зоны мощности. Сенситивные периоды воспитания «общей» выносливости. Взаимосвязь выносливости с другими качествами. «Перенос» выносливости.


1.9 Скоростные способности и методика их направленного развития

Общая характеристика скоростных способностей. Механизмы проявления скоростных способностей: быстроты реагирования, быстроты движений. Методика воспитания быстроты реагирования в условиях простой и сложной реакции (задачи, средства, методы, методические приемы). Понятие скоростного барьера и борьба с ним. Силовая и техническая подготовка в связи с воспитанием быстроты. Сенситивные периоды проявления скоростных способностей.

1.10 Двигательно-координационные способности и методика их воспитания

Общая характеристика двигательно-координационных способностей (ДКС), задачи их воспитания. Факторы, влияющие на проявление двигательно-координационных способностей. Общие и частные задачи воспитания ДКС. Средства, методы, режим занятий, нормирование работы и отдыха. Методика воспитания способности поддерживать равновесие. Методика воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению. Методика воспитания способности соблюдать и регулировать пространственные параметры движений.

1.11 Гибкость и методика ее направленного развития

Сущность, критерии и задачи развития гибкости. Факторы, влияющие на проявление гибкости. Формы и способы проявления гибкости. Средства и методы развития гибкости, правила нормирования нагрузки для развития гибкости, использования упражнений на гибкость в занятии, серии занятий, в онтогенезе. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для развития гибкости. Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости.

1.12  Формы построения занятий в физическом воспитании

Содержание и структура занятия. Урочные и неурочные формы занятий. Типы урочных занятий в зависимости от решаемых задач. Характеристика и методические особенности организованных и самостоятельных неурочных форм занятий. Особенности развивающих, восстанавливающих и развлекательных форм занятий физическими упражнениями. Основы методики конструирования и проведения подготовительной части занятия. Основы методики конструирования и проведения основной части занятия. Основы методики конструирования и проведения заключительной части занятия.

1.13 Планирование учебной работы по физическому воспитанию в школе

Планирование как вид практической деятельности педагога. Виды планирования. Формы планирования. Требования к планированию. Технология планирования (накопление предварительной информации, постановка задач и определение конечных результатов, последовательность операций при разработке планов, динамика нормирования нагрузок, оформление документов планирования). Документы планирования учебного процесса по физическому воспитанию в школе.

1.14 Педагогический контроль в физическом воспитании

Сущность педагогического контроля в физическом воспитании. Виды педагогического контроля и самоконтроля. Требования, предъявляемые к отметке по физической культуре в школе. Контроль за двигательной подготовленностью школьников. Требования, предъявляемые к тестам и методике тестирования. Единство педагогического, врачебного контроля и самоконтроля. Тесты, применяемые в школьной практике. Методика тестирования. Система тестов для оценки физической нагрузки на занятии. Тест для оценки функционального состояния учащихся.

1.15 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Периодизация возрастного развития детей раннего и дошкольного возраста. Особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста и задачи физического воспитания. Формы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Особенности методики занятий физическими упражнениями, направленных на закаливание детского организма.

1.16 Физическое воспитание детей школьного возраста

Социально педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста. Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста. Основные организационные формы физического воспитания детей в средней школе. Задачи, средства и особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста. Задачи, средства и особенности методики физического воспитания детей старшего школьного возраста. Контроль физического состояния дошкольников.

1.17  Внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию

Цель и задачи проведения внеклассных форм занятий физической культурой. Характеристика физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня. Формы внеклассной воспитательной работы. Формы внешкольной работы по физической культуре, методика их организации и проведения Типы и виды ДЮСШ и их характеристика. Принципы организации внешкольной воспитательной работы. Документы планирования внешкольной физкультурно – оздоровительной работы.


1.18 Направленное использование физической культуры в основной период трудовой деятельности

Социальная значимость и задачи направленного использования физической культуры в основной период трудовой деятельности. Факторы, влияющие на содержание и формы физического воспитания взрослого населения. Спорт как форма направленного использования физической культуры в основной период трудовой деятельности. Физическая культура в условиях повседневного быта и отдыха. Контроль за здоровьем, физическим развитием и физической подготовленностью.

1.19 Содержание и направленное использование физической культуры в пожилом и старшем возрасте

Гуманистическая сущность направленного использования физической культуры в пожилом и старшем возрасте. Возрастная периодизация лиц пожилого и старшего возраста. Возрастные особенности лиц пожилого и старшего возраста, определяющие содержание направленного использования физической культуры в пожилом и старшем возрасте. Цель, задачи, формы и содержание направленного использования физической культуры в пожилом и старшем возрасте. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями лиц пожилого и старшего возраста.



РАЗДЕЛ 2

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

2.1 Теория спорта как научная и учебная дисциплина


Социальная сущность спорта. Педагогическая характеристика спорта. Спорт как род культурной деятельности. Характеристика спорта в зависимости от особенностей соревновательной деятельности. Факторы, влияющие на развитие спорта. Основные направления развития спорта. Классификация видов спорта. Спорт как средство и метод воспитания. Социальные функции спорта.
2.2 Теория спортивной тренировки, как часть теории спорта
Основные понятия теории спортивной тренировки. Спортивная деятельность, спортивная тренировка, тренированность, спортивная форма. Совершенствование системы спортивной тренировки. Управление в спортивной тренировке. Моделирование в спортивной тренировке. Нагрузка, утомление и восстановление, адаптация в спортивной тренировке.

2.3 Закономерности построения тренировочного процесса

Общая характеристика структурных основ тренировочного процесса. Микроциклы тренировки, их типы и закономерности построения. Структура тренировочных микроциклов при одноразовых занятиях в течение дня. Структура тренировочных микроциклов при двух и более занятиях в течение дня. Управление работоспособностью и восстановительными процессами в программах тренировочных занятий и в микроциклах. Характеристика средств восстановления.

2.4 Спортивная тренировка в системе подготовки спортсмена

Структура тренировочных занятий. Динамика функциональной активности в процессе тренировочного занятия и его общая структура. Средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Компоненты тренировочной нагрузки, определяющие направленность и величину педагогического воздействия: характер упражнений, интенсивность работы, продолжительность отдельных упражнений, продолжительность и характер интервалов отдыха, количество повторения упражнений (длительность работы). Направленность занятий. Организация тренировочного занятия.

2.5 Периодизация спортивной тренировки


Периодизация больших тренировочных циклов (годичных и полугодичных и т.п.). Особенности тренировочного процесса в различных периодах микроцикла. Фазы развития спортивной формы и особенности годичного планирования. Структура тренировочных мезоциклов. Типы тренировочных мезоциклов. Сочетание микроциклов в мезоцикле. Структура тренировочных макроциклов. Тренировка в подготовительном, соревновательном, переходном периоде.

2.6 Спортивная тренировка как многолетний процесс

Общая структура многолетней тренировки и факторы ее определяющие. Построение тренировки на различных этапах многолетней подготовки. Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней тренировке. Динамика нагрузок и соотношение работы различной преимущественной направленности в процессе многолетней тренировки.

2.7 Физическая подготовка как основополагающий компонент содержания спортивной тренировки

Особенности и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки спортсмена. Современные средства и методы воспитания в процессе тренировки силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости и связанных с ними способностей спортсмена. Повышение экономичности работы и эффективности использования функционального потенциала. Совершенствование устойчивости и вариабельности двигательных и вегетативных функций.

2.8 Планирование, контроль в процессе спортивной тренировки

Прогнозирование спортивных результатов и соответствующих им показателей различных сторон подготовленности спортсмена. Единство педагогического, врачебного и научного контроля в спорте высших достижений. Виды и содержание контроля. Требования к подбору методов и процедур, применяемых в процессе контроля. Оценка физических качеств спортсмена. Контроль соревновательной деятельности. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. Связь контроля с особенностями тренировочного процесса в различных структурных образованиях.
РАЗДЕЛ 3

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.1 Предмет и содержание оздоровительной физической культуры

Роль физической культуры в обеспечении здоровья личности. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Факторы, обуславливающие формирование здоровой личности в процессе физкультурных занятий. Методические принципы физкультурных занятий с оздоровительной направленностью. Критерии дифференциации занимающихся по уровню здоровья в процессе физкультурных занятий. Основные направления оздоровительной физической культуры. Характеристика средств оздоровительной направленности. Формы занятий оздоровительной физической культурой, их типология. Педагогический и врачебный контроль в оздоровительной физической культуре.

3.2 Основные понятия о построении оздоровительной тренировки

Методические правила физкультурных занятий с оздоровительной направленностью: постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок, разнообразие применяемых средств, систематичность занятий. Особенности дозирования нагрузок при занятиях с физкультурно-оздоровительной направленностью: регламентация нагрузок по относительной мощности, по абсолютным и относительным значениям числа повторений упражнений, по величине физиологических параметров, по субъективным ощущениям.
3.3 Средства специально оздоровительной направленности
Характеристика средств специально-оздоровительной направленности; физические упражнения; средства закаливания; оздоровительный массаж; гигиенические факторы; психологические средства воздействия. Дозирование физических нагрузок, закаливания и массаж, сочетание средств.

Оздоровительная ходьба. Оздоровительный бег. Плавание. Ходьба на лыжах. Езда на велосипеде. Прыжки со скакалкой.


3.4 Направленно-оздоровительные, физкультурно-спортивные занятия
Характеристика направленно-оздоровительных, физкультурно-спортивных занятий; по характеру решаемых задач (развивающие, активизирующие, восстановительные); по контингенту (массовые, групповые, индивидуальные); по условиям проведения (в закрытом помещении, на открытом воздухе). Аэробика. Ритмическая гимнастика. Шейпинг. Калланетика. Гидроаэробика. Дыхательная гимнастика.
3.5 Методика оздоровительной физической культуры для здоровых людей.

Использование положений валеологии, составление индивидуальных программ, контроль и коррекция оздоровительных воздействий. Методика оздоровительной физической культуры для лиц с избыточным весом (ожирением), с нарушением осанки, остеохондрозом, плоскостопием - не осложненными формами; с близорукостью.


3.6 Оценка состояния здоровья и функционального состояния занимающихся оздоровительной физической культурой
Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы по пульсовым показателям: лестничная проба, проба с подскоками, проба с приседанием, ортостатическая проба, артериальное давление.

Оценка деятельности функционального состояния легких по жизненной емкости легких, частоте дыхания. Дневник самоконтроля.


3.7 Организационно-управленческие аспекты оздоровительной физической культуры
Планирование, учет и отчетность. Формирование мотивации физкультурной активности населения. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни. Режим дня с учетом биоритмов. Организация режима питания. Организация двигательной активности. Профилактика вредных привычек. Психофизическая регуляция организма. Критерии эффективности использования здорового образа жизни.
РАЗДЕЛ 4

ОСНОВЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

4.1 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры

Понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура». Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни». Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. Адаптивная физическая культура как интегративная наука. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики. Связь адаптивной физической культуры с другими учебными дисциплинами.

4.2 Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры. Потребности личности, потребности самоактулизации, потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры. Адаптивное физическое воспитание (образование), адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация, экстремальные виды двигательной активности

4.3 Методологические аспекты адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов). Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

4.4 Содержание и методики адаптивной физической культуры

Педагогические задачи адаптивной физической культуры. Средства адаптивной физической культуры. Методы формирования знаний. Методы обучения двигательным действиям. Методы развития физических качеств и способностей. Методы воспитания личности. Формы организации адаптивной физической культуры.

4.5 Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре

Факторы, определяющие стратегию процесса обучения. Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок. Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров. Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической помощи и страховки. Формирование эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре.

4.6 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре

Основы закономерности развития физических способностей. Принципы развития физических способностей. Развитие силовых способностей. Развитие скоростных способностей. Развитие выносливости. Развитие гибкости. Развитие координационных способностей. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

4.7 Врачебный контроль, организации и планирование адаптивной физической культуры

Организационные основы врачебно-медицинского контроля лиц с ограниченными функциональными возможностями. Педагогический контроль за занимающимися спортом. Применение психодиагностических методик для лиц с ограниченными функциональными возможностями. Показания и противопоказания для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными функциональными возможностями. Вопросы спортивно-медицинской классификации инвалидов с различными поражениями
4.8 Виды адаптивного спорта

Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады и Всемирных игр глухих («тихих игр»). Научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов (характеристика паралимпийского и специального олимпийского движений). Понятия спортивной и спортивно-медицинской классификации их сходства и различия. Материально-техническое обеспечение адаптивного спорта.



II ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Кодекс Республики Беларусь об образовании : от 13 янв. 2011 г. № 243-З : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 13. – С. 2–354.

О физической культуре и спорте : Закон Респ. Беларусь 04.01.2014 № 125-З : [принят Палатой представителей 05.12.2013 : одобр. Советом Респ. 19.12.2013] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 5. – С. 25–65.

Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л. Л. Артамонова, В. В. Борисова, О. П. Панфилов : учеб. пособие для вузов. – М. : Владос, 2010. – 389 с.

Бальсевич, В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. – М. : Совет. спорт, 2009. – 220 с.

Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика / М. М. Боген. – М.: Либроком, 2010. – 200 с.

Бондарь, А. И. Научно-методические основы обучения баскетболу : учеб. пособие / А. И. Бондарь. – Минск, 2007. – 21 с.

Введение в основы научно-исследовательской работы : практикум /


М-во образования Респ. Беларусь, УО «Мозыр. гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина»; [сост. Н. В. Зайцева]. – Мозырь: МГПУ им. И. П. Шамякина, 2012. – 264 с. : табл.

Викулов, А. Д. Плавание : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Д. Викулов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368 с.

Гимнастика : учеб. для вузов по специальности «Физ. культура» / М. Л. Журавин [и др.] ; под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. – М. : Изд. центр «Academia», 2001. – 444 с. – (Высш. образование).

Легкая атлетика и методика преподавания : учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по спец. 1–03 02 01 «Физ. культура» / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Мозыр. гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина» ; [сост.: С. М. Блоцкий, А. В. Карпов]. – Мозырь : МГПУ им. И. П. Шамякина, 2013. – 288, [1] с.

Лесгафт, П. Ф. Избранные труды / П. Ф. Лесгафт ; сост. И. Н. Решетень. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 359 с.

Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.

Макаров, А. Г. Организация и судейство соревнований по лыжным гонкам : учеб. пособие / А. Г. Макаров, С. Г. Сорокин. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. – 140 с.

Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высш. спец. физкультурных учеб. заведений / Л. П. Матвеев. – 4-е изд., стер. – СПб. : Лань ; М. : Омега, 2007. – 160 с.

Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта : учеб. / С. Д. Неверкович – М. : Физ. культура, 2006. – 280 с.

Нестеровский, Д. И. Баскетбол: теория и методика обучения : учеб. пособие / Д. И. Нестеровский. – М. : Академия, 2004. – 336 с.

Раменская, Т. И. Лыжный спорт : учеб. / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. – М. : Физ. культура, 2005. – 320 с.

Сидоров, А. А. Педагогика : учеб. для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физ. культура» / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – СПб. : Терра-спорт, 2007. – 340 с.

Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк [и др.] ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 518 с.

Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. / Ю. Ф. Курамшин [и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М. : Совет. спорт, 2007. – 464 с.

Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 480 с.

Шипулин, Г. Я. Эффективность технико-тактических действий в соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов / Г. Я. Шипулин, О. Э. Сердюков // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 6. – С. 34–36.


Дополнительная учебная литература:

Бондарчук, А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А. П. Бондарчук. – М. : Олимпия Пресс, 2007. – 272 с.

Визитей, Н. Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений : филос. очерки / Н. Н. Визитей. – М. : Совет. спорт, 2009. – 184 с.

Вовк, С. И. Диалектика спортивной тренировки : моногр. / С. И. Вовк. – М. : Физ. культура, 2007. – 212 с.

Войнар, Ю. Теория спорта – методология программирования : моногр. / Ю. Войнар., С. Д. Бойченко, В. А. Барташ. – Минск : Харвест, 2007. – 320 с.

Волков, Н. И. Биоэнергетика спорта : моногр. / Н. И. Волков, В. И. Олейников. – М. : Совет. спорт, 2011. – 160 с.

Годик, М. А. Контроль соревновательной деятельности высококвалифицированных футболистов / М. А. Годик. – М. : ФиС, 2009. – 136 с.

Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Изд. центр «Академия», 2007. – 264 с.

Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5–6 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений / И. К. Шилкова [и др.]. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 334 с.

Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография / В. Б. Иссурин. – М. : Совет. спорт, 2010. – 288 с.

Карпушин, Б. А. Педагогические основы воспитательной деятельности при занятиях физической культурой и спортом : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б. А. Карпушин. – СПб. : СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2007. – 99 с.

Козырева, О. В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия : учеб. слов.-справ. / О. В. Козырева, А. А. Иванов. – М. : Совет. спорт, 2010. – 280 с.

Коренберг, В. Б. Спортивная метрология : учеб. / В. Б. Коренберг. – М. : Физ. культура, 2008. – 368 с.

Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры : учеб. для вузов физ. культуры / А. М. Максименко. – 2-е изд. – М. : Физ. культура, 2009. – 496 с.

Минбулатов, В. М. Педагогическая технология: эволюция, понятия, сущность, опыт разработки / В.М. Минбулатов, С.Д. Неверкович. – Махачкала: Изд-во Дагест. пед. ун-та, 2008. – 230 с.

Петров, П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте / П. К. Петров. – М. : Академия, 2008. – 288 с.

Петров, Ю. А. Культура мышления: методол. проблемы науч.-пед. работы / Ю. А. Петров. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 118 с.

Петров, Ю. А. Методологические проблемы теоретического познания / Ю. А. Петров. – М. : Изд-во МГУ, 1996. – 132 с.

Программа научного исследования / под науч. ред. Н. В. Зайцевой. – Минск : Беспринт, 2003. – 120 с.

Селуянов, В. Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре : учеб. пособие для студ. вузов физ. культуры / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков, И. П. Космина. – М. : СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.

Селуянов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции : учеб. пособие / В. Н. Селуянов. – М. : ТВТ Дивизион, 2007. – 112 с.

Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2008. – 315 с.

Столов, И. И. Спортивная школа: начальный этап : учеб. пособие / И. И. Столов, В. В. Ивочкин. – М. : Совет. спорт, 2007. – 140 с.

III Критерии оценки знаний на вступительном испытании


Баллы

Характер устного высказывания

1

Отсутствие ответа или отказ от ответа

2

Фрагментарные знания в рамках учебной программы. Неумение использовать научную терминологию, наличие в ответе стилистических и логических ошибок. Отсутствие умения комментировать программный материал. Не воспроизводится, практически никакой изученный материал. Фактическая база ответа отсутствует.

3

Материал излагается в виде ответов на наводящие вопросы преподавателя. Недостаточный объем знаний в рамках учебной программы. Знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины. Неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине. Понимание фактов и их взаимосвязи отсутствует. Отсутствие умения комментировать программный материал. Фактическая база ответа отсутствует.

4


Содержание материала излагается поверхностно, фрагментарно, неполно, непоследовательно, несамостоятельно, ответы практически на все вопросы неточные или неправильные. Понимание фактов и их взаимосвязи ограничено. Большие затруднения при комментировании программного материала. При ответе наблюдаются нарушение логики и последовательности, ответы практически на все вспомогательные вопросы неточные или неправильные. Фактическая база ответа воспроизводится механически.

5


Владение материалом ограничено воспроизведением отдельных фрагментов материала. Понимание фактов и их взаимосвязи носит неполный характер. Использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками. Осознанность вспомогательного материала прослеживается в недостаточной степени. Нет знания основных определений или понятий. Затруднения при комментировании программного материала. Не приводятся примеры и не делаются обобщения. Не прослеживается способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы. Усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины носит частичный характер.

6


Владение программным материалом носит относительно уверенный характер. Присутствует понимание фактов и их взаимосвязи. Недостаточно систематизированные знания в объеме учебной программы. Использование необходимой научной терминологии. На дополнительные вопросы некоторые ответы неточные; возможно допущение нескольких ошибок, которые исправляются с помощью преподавателя. Испытываются затруднения при проведении примеров. Неполное усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины. Небольшие затруднения при комментировании программного материала.

7


Систематизированные знания по всем разделам учебной программы. Использование научной терминологии, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы. Владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач. Усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины. Владение программным материалом носит уверенный характер. Даются ответы практически на все вопросы, но в подтверждение не всегда приводятся примеры. Присутствуют некоторые затруднения при комментировании программного материала.

8


Уверенное владение программным материалом. Систематизированные, полные знания по всем разделам учебной программы. Содержание высказывания отличается связностью, логичностью, аргументированностью. Допускаются некоторые неточности, которые обнаруживаются и исправляются самостоятельно. Присутствует понимание фактов и их взаимосвязи. Усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины. Знания достаточно глубокие и прочные

9


Уверенное владение программным материалом, знание фактов из дополнительных источников, анализ программного материала, ясное понимание фактов и их взаимосвязи. Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы. Способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы. Полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины. Умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку.

10


Уверенное владение программным материалом, знание многочисленных фактов из дополнительных источников. Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы. Точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы. Выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации. Содержание высказывания отличается связностью, логичностью, полнотой, аргументированностью и выражением своей точки зрения. Полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины. Умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин. Безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач.

Лица поступающие в УО МГПУ имени И.П.Шамякина для получения высшего образования II ступени, которые не явились на вступительное испытание без уважительных причин, либо получили отметки «один»- «пять», либо в ходе вступительных испытаний забрали документы из приемной комиссии, к участию в конкурсе не допускаются.



Председатель предметной

экзаменационной комиссии В.А. Черенко

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа вступительного испытания по дисциплине «Теория и методика физического воспитания» для поступающих в магистратуру по специальности 1-08 80 04 «Теория и методика физического воспитания

Скачать 255.93 Kb.