страница1/4
Дата10.01.2019
Размер0.9 Mb.
ТипПрограмма

Программа спортивной подготовки по каратэ срок реализации программы- 10 лет Разработана на основе


  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 8

«Союз» городского округа Тольятти

УТВЕРЖДАЮ

к использованию в

образовательном процессе

Директор МБУДО СДЮСШОР №8

________________А.А.Мазуров

«______»________________2016 год
ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО

КАРАТЭ

Срок реализации программы- 10 лет

Разработана на основе:

Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта каратэ (далее – ФССП) разработан на основании части 1 статьи 34 Федерального закона
от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354; 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7582) и подпункта 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525; 2013, № 30 (ч. 2), ст. 4112; № 45, ст. 5822) и определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом.
Принята на методическом совете Протокол от __________ 2016 г.

Автор: Синявский С.Н.


г.о. Тольятти, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Пояснительная записка………………………………………............3

  2. Нормативная часть…………………………………………….…….14

  3. Методическая часть………………………………………………….30

  4. Учебный план………………………………………………………...41

  5. Система контроля и зачётные требования ………………………...44

  6. Перечень информационного обеспечения…………………………49



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Каратэ – японское боевое искусство, которое очень популярно в современном мире. Причина столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что японские мастера смогли совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало каратэ уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта. Занятия каратэ в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья и всестороннее развитие юных спортсменов, физическое развитие; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, составляющих основы техники и тактики каратэ, а также нравственное воспитание, воспитание основных психологических качеств, привитие навыков личной гигиены.

Спортивные поединки по каратэ (ВКФ) последнее время приобрели большую популярность в обществе, получили широкое распространение и признание как вид спорта, входящий в Государственный реестр России, с присвоением спортивных разрядов и званий. Прием детей и подростков в спортивные группы осуществляется на основе уставных документов организаций. Занятия проводят инструкторы, учителя, педагоги, тренеры- преподаватели. Огромное количество детей в возрасте от 10 лет впервые начинают посещать спортивные секции, не имея практического опыта занятиями физической культуры и спорта. На данном этапе необходимо заинтересовать занимающихся, используя средства и методы воспитания и обучения. Педагогические умения, яркий эмоциональный фон способствует выработке устойчивой внутренней мотивации.



Основная цель занятий групп начальной подготовки образовательного процесса НП – привлечение детей к систематическим занятиям физической культуры направленности на каратэ. Оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование общих физических качеств в единстве с воспитанием личности занимающихся.

  Задачи:
   1. Оптимальное развитие физических качеств (физическое, психическое, интеллектуальное, эмоциональное).
   2. Развитие коммуникативных качеств.
   3. Начальное обучение умению самовыражаться.
   4. Удовлетворение двигательной потребности.
   5. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
   6. Воспитание личности в целом (интеллектуальные, волевые, моральные и эмоциональные качества).
   7. Приучение к регулярной спортивной деятельности и здоровому образу жизни (к будущей трудовой деятельности).
   8. Изучение базовой техники КАРАТЭ (ВКФ).

На каждом из этапов освоения программы важна поощрительная реакция тренера-преподавателя действий и творческих заданий. Важны усилия и старания, прилагаемые детьми для дальнейшего хода успешного образования. В процессе образования постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Всё содержание образования наполнено эмоциональными, познавательно-теоретическими, эстетическими ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием образования. Педагогическая целесообразность НП заключается в выполнении правительственных программ по физическому воспитанию населения. Спортсменам постоянно оказывается содействие и помощь. Взаимосвязь с родителями, учителями дополнительно способствовала контролю за деятельностью и коррекции поведения. Обязательное посещение всех учебно-тренировочных занятий даёт возможность целенаправленно использовать специальные и общие принципы и методы физического воспитания. Появляются достижения в общей и специальной физической подготовке. Создаётся прочный фундамент физического и технического развития личности спортсмена для спорта высших достижений. Формируется психология чемпиона, где важнейшим фактором является желание победить в любом соревновании и для победы прилагаются максимум усилий. Развиваются важнейшие психические специфические качества: чувство дистанции, чувство удара, чувство соперника, чувство ориентации на площадке, чувство положения тела и звеньев тела в пространстве, чувство времени, интуиция.
   Перед спортсменами ставятся реальные задачи: дисциплина на тренировке, исполнительность, внимательность, умение выкладываться при выполнении тренировочных задач, требовательность к своей технике и тактике, выработка боевого мышления, эмоциональная сдержанность, адекватная оценка своих действий и уровня подготовки. Отмечалось и поощрялось стремление к самостоятельной работе. Тренер-преподаватель способствует совместным дополнительным занятиям в форме утренней зарядки, физкультурных пауз во время выполнения уроков, необходимых для получения и совершенствования технических умений и навыков.
   Участие в соревнованиях необходимо и поощряется. Спортсменам доводится информация о психологических состояниях организма: предстартовая лихорадка, предстартовая апатия, состояние боевой готовности. Приводятся приёмы психорегуляции организма, которые отрабатываются на тренировках, контрольных спаррингах и соревнованиях.

Основная цель занятий тренировочных групп – направленность тренировочных занятий на достижение спортивного результата.
 Задачи:
   1. Укрепление и сохранение здоровья, в том числе закаливание организма.
   2. Формирование спортивных двигательных умений и навыков.
   3. Развитие общих и специальных физических качеств.
   4. Совершенствование технико-тактической подготовки спортсмена.
   5. Содействие формированию поведения в соответствии с требованиями общества.
   6. Развитие психомоторных качеств.
   Возраст занимающихся 10–13 лет. Быстрый рост костной ткани значительно опережает соотношение мышечной массы с массой скелета.

Организм адекватно воспринимает направленные нагрузки, в зависимости от периода учебно-тренировочного процесса. Хороший эффект для развития силовых качеств дают упражнения с отягощениями: гантели, штанги, гири. Рост мышечной массы позволяет развивать скоростные, скоростно-силовые качества. Начинает меняться форма и техника движений из-за анатомических изменений, происходящих в организме. Необходимо выполнять коррекцию содержания формы техники.   В коллективе любой результат, даже очень высокий – не самоцель. Главное – личность атлета.

Педагогическую работу на третьем этапе необходимо осуществлять с учётом следующих проблем:
   1. Необходимость профессиональной ориентации занимающихся.

   2. Выработка необходимых черт характера и свойств личности для данной спортивной специализации, не опуская воспитание личности в целом.
   3. Определение основных направлений деятельности: учёба или спорт.
   4. Воспитание самодисциплины.
   5. Создание обстановки в спортивной группе престижа занятий единоборствами. Все должно быть проникнуто духом соперничества.
   6. В работе всегда давать понять ученикам, что они на виду.
   7. Вырабатывать психологию победителя. Мотив участия в соревнованиях: выиграть, не сдаваться, бороться до конца.
   8. Стимулировать получение информации о спортивной деятельности, анализ проведённых поединков, как своих, так и товарищей по группе. Изучать причины побед и поражений.
   9. Учить воспитанников любить соревнования, не бояться их, болеть за команду, в которой выступаешь и делать все, чтобы ты гордился командой, и команда гордилась тобой.

   10. Оказывать всяческую помощь в решении всех возникающих вопросов: бытовых, спортивных, учебных и т. д.
   11. Определить степень одарённости спортсменов.
   12. Научить подопечных преодолеть психологический барьер увеличения нагрузок на тренировках, воспитание психологической уверенности в себе и в своих возможностях.
   13. Создать здоровой психологический климат в спортивном коллективе, отдельно взятой группе.

Созданный спортивный коллектив на базе учебно-тренировочных групп имеет высокий уровень общего и специального физического развития. Постоянная здоровая конкуренция на тренировках, соревнованиях способствует росту индивидуальных результатов. С ростом результатов каждого воспитанника растёт уровень спортивного коллектива. А с ростом уровня спортивного коллектива растёт уровень результатов и качеств личности воспитанников. При этом индивидуальность каждого не повторяется, но тренировки выстраиваются с учётом законов и научных достижений в области физиологии, социологи, психологии и теории и методики физического воспитания и спорта. Более того, один и тот же человек все время меняется. Психическое состояние, физическая форма, уровень техники у него всякий раз иные. И тренер должен все время ощущать эту разницу. Изменения, связанные с анатомическим развитием организма изменяют форму движения.

   Постоянно в сочетании со специальной физической подготовкой совершенствуется техника. Самоконтроль за выполнением необходимого количества технических элементов осуществляется самим спортсменом. Нагрузки постоянно возрастают. Растёт объём, интенсивность, сложность тренировочного занятия.

Основная цель занятий групп спортивного совершенствования –оптимизация физического и духовного развития спортсмена для достижения высокого спортивного результата.
   Задачи:
   1. Оптимальное развитие специальных физических качеств.
   2. Укрепление и сохранение здоровья.
   3. Повышение уровня технической и тактической подготовок.
   4. Развитие интеллектуальных качеств.
   5. Совершенствование морально-волевых качеств.
   6. Повышение базовых знаний научно-практического характера.

   Спортивные достижения каждого спортсмена накладывают определённый психологический отпечаток на поведение. Рассмотрим вопросы и проблемы, возникающие на четвёртом этапе:

   1. Постоянный возврат к технической подготовке, с целью совершенствования соревновательной тактики и техники.
   2. Возможная завышенная самооценка уровня подготовки.
   3. Профилактика травматизма и негативных последствий занятий спортом.
   4. Соблюдений режима дня.
   5. Организационная и административная помощь спортсмену со стороны заинтересованных лиц.
   6. Недостаточный объём выполнения обшей физической и специальной физической подготовки.
   7. Контроль над полным восстановлением организма спортсмена после нагрузок и соревнований.
   8. Регулярный медицинский контроль за состоянием организма спортсмена.
   9. Разнообразие средств и методов спортивной тренировки.
   10. Выполнение требований тренера – преподавателя в ходе выполнения текущего учебно-тренировочного плана.

   Спортсмены высокого класса постоянно принимают участие в соревнованиях. Переход из юниоров в разряд взрослых спортсменов – это вечное соревнование: кто сильнее, упорнее, изобретательнее. И в этом конкурсе должны учувствовать не только спортсмены, но и их наставники.
   Основная цель занятий групп высшего спортивного мастерства – достижение высокого спортивного результата. Возраст занимающихся 7 и более лет. Основное требование к спортсменам, выполнение норматива мастера спорта.

   Задачи:
   1. Оптимальное развитие специальных физических качеств.

   2. Укрепление и сохранение здоровья.
   3. Повышение уровня технической и тактической подготовок.
   4. Развитие интеллектуальных качеств.
   5. Совершенствование морально-волевых качеств.
   6. Повышение базовых знаний научно-практического характера.
   7. Спортивные достижения каждого спортсмена накладывают определённый психологический отпечаток на поведение. Рассмотрим вопросы и проблемы, возникающие на четвёртом этапе:
   8. Постоянный возврат к технической подготовке, с целью совершенствования соревновательной тактики и техники.
   9. Возможная завышенная самооценка уровня подготовки. Организационная и административная помощь спортсмену со стороны заинтересованных лиц.
   10. Недостаточный объём выполнения обшей физической и специальной физической подготовки.
   11. Контроль над полным восстановлением организма спортсмена после нагрузок и соревнований.
   12. Регулярный медицинский контроль за состоянием организма спортсмена.
  13. Разнообразие средств и методов спортивной тренировки.
   14. Выполнение требований тренера – преподавателя в ходе выполнения текущего учебно-тренировочного плана.

   Задачи программы:
   Образовательные:
   – обучение двигательным навыкам, необходимым в дальнейшем при усвоении техническим приемов каратэ;
   – обучение разнообразным подвижным и развивающим играм, а также участие в спортивных праздниках, соревнованиях, умению самовыражаться;
   – обучение правилам поведения на занятиях.
   Воспитательные:
   – воспитание интереса к занятиям по каратэ;
   – воспитание самостоятельности, настойчивости, выдержки, самообладания;
   – воспитание уважительного отношения к партнёрам, сопернику, окружающим;
   – воспитание коммуникативных навыков;
   Развивающие:
   – формирование познавательной активности;
   – развитие кондиционных и координационных способностей;
   – овладение двигательными умениями и навыками (техникой и тактикой);
   – овладение правилами судейства соревнований; приобретение соревновательного опыта;
   – формирование социальной активности: капитан команды, старший в группе, судья по каратэ. 

   Принцип сознательности и активности реализуется методами убеждения и разъяснения. Понимание спортсменами целей и задач обучения – одно из условий воспитания сильных, ловких, смелых, волевых и интеллектуально развитых людей. В процессе занятий развиваются такие способности юных спортсменов, как память, наблюдательность, воспитывается устойчивое внимание, умений ориентироваться в любых условиях спортивной борьбы, правильно оценивать свои силы и силы соперника, творчески решать тактические задачи и тщательно анализировать ошибки в процессе занятий и соревнований. Сознание и ответственность перед коллективом, активное участие в работе объединения содействуют успешному обучению и дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства.
   Принцип всестороннего развития личности обучающихся заключается в единстве физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим. В спортивной тренировке требуется, прежде всего, разносторонняя физическая подготовка как основа для спортивной специализации и воспитания спортсменов. Разносторонность физического развития – непрерывный процесс совершенствования способностей человека, в результате которого создается необходимая атлетическая база для совершенствования каратистов. В процессе обучения словесное объяснение сочетается с приказом. В объяснении выделяется основа задания, подчеркиваются его детали, а показ ускоряет и закрепляет обучение путем зрительного восприятия.

   Принцип наглядности: педагог сам показывает упражнения, объясняет особенности поведения на занятиях на конкретных примерах, демонстрирует отдельные приемы каратэ, пользуется наглядными пособиями (фотографии, плакаты), а также присутствует с учениками на тренировках и соревнованиях взрослых высококлассных спортсменов.
   Систематичность, то есть плавность и последовательность в обучении – решающие факторы скорейшего и правильного овладения техникой и тактикой каратэ. Систематичность занятий заключается не только в регулярности, но и в соблюдении правильной последовательности обучения. Важно использовать все подготовительные упражнения для воспитания и развития физических качеств, на основе которых приобретается спортивное мастерство.

   Принцип постепенности – переход от простого к сложному. Новый, более сложный технический прием, например, удар на месте, переход к ударам в движении. Освоение нового приема должно проходить в медленном темпе с постепенным нарастанием до максимальной скорости выполнения приема.   

Принцип доступности основан на простоте изложения теоретического и подаче практического материала. Пройденный материал должен быть освоен так, чтобы на его основе можно было продолжать занятие, изучая новое.
   Все дидактические принципы, положенные в основу преподавания, дополняют друг друга и тем самым обеспечивают успех обучения.
   В программе осуществляется специфическая установка на изучение техники и тактики КАРАТЭ (ВКФ). Ярко просматривается взаимосвязь оздоровительной и спортивной направленности. Образование предполагает искусство учителя (вначале как лидера группы, затем как руководителя, потом как наставника и в конце спортивной карьеры – старшего товарища) предоставлять ученикам содержание образования в наиболее доступной для них форме и наиболее действенными методами. Содержание образования программы отвечает целям (потребностям) учащихся, а также социально детерминированным целям.   Содержание образования в программе по КАРАТЭ (ВКФ) основано на обучаемости занимающихся. Обучаемость включает в себя способности к учению, ассоциации и упражнению. Программа предусматривает поэтапное развитие необходимых черт характера и свойств личностей, способностей, двигательных и координационных качеств.
   

2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ.

- продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта каратэ к настоящему ФССП;



Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта каратэ.


Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Минимальное количество лиц (человек) в группах

Ката, ката – группа

Этап начальной подготовки

3

7

12

Тренировочный

этап (этап спортивной специализации)



4

10

8

Этап совершенствования спортивного мастерства

Без ограничений

14

4

Этап высшего спортивного мастерства

Без ограничений

16

1

Весовая категория, командные соревнования

Этап начальной подготовки

2

10

12

Тренировочный

этап (этап спортивной специализации)



4

11

8

Этап совершенствования спортивного мастерства

Без ограничений

14

4

Этап высшего спортивного мастерства

Без ограничений

16

1

- соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта каратэ

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта каратэ.


Разделы
спортивной подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенст-вования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Для дисциплин ката, ката – группа

Общая физическая подготовка (%)

29-39

29-39

11-13

11-13

11-14

11-14

Специальная физическая подготовка (%)

14-17

14-17

21-24

21-24

21-24

23-26

Техническая подготовка (%)

43-54

43-54

43-54

42-54

42-54

42-56

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

1-2

1-2

5-6

5-6

4-5

1-2

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

2-4

2-4

9-12

9-12

10-13

9-11

Для дисциплин весовая категория, командные соревнования

Общая физическая подготовка (%)

50-63

46-58

37-48

26-32

30-38

31-38

Специальная физическая подготовка (%)

18-23

18-23

21-26

25-30

24-29

22-28

Техническая подготовка (%)

18-23

22-28

24-30

32-42

33-40

33-40

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

1-4

2-3

4 - 5

3-4

2-3

2-3

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

-

-

3-4

4-5

4-5

5-6

- планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта каратэ к настоящему ФССП;


  1   2   3   4

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа спортивной подготовки по каратэ срок реализации программы- 10 лет Разработана на основе