Скачать 176.59 Kb.
Дата28.10.2018
Размер176.59 Kb.
ТипПрограмма

Программа служит инструментом для эффективного построения многолетней подготовки спортсменов-дзюдоистов, позволяющим индивидуализировать процесс подготовки борцов высокой квалификации



Данная программа служит инструментом для эффективного построения многолетней подготовки спортсменов-дзюдоистов, позволяющим индивидуализировать процесс подготовки борцов высокой квалификации.

Основными задачами, реализуемыми по средствам данной программы являются:

- осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации;

- обеспечение укрепления здоровья детей и юношей;

- овладение учащимися всем широким арсеналом приемов борьбы дзюдо в стойке и в партере;

- развитие и последующее совершенствование техники борьбы дзюдо;

- овладение тактикой ведения борьбы, умением реализовать на практике эффективного стиля ведения поединка;

- равномерное развитие у занимающихся всех двигательных способностей, функциональной выносливости организма, силовых и скоростных качеств;

- воспитание у занимающихся таких личностных качеств, как целеустремленность, инициативность, смелость, решительность, настойчивость, уважение соперника.

Содержание данной образовательной программы соответствует современным государственным требованиям, и ориентированна на современные образовательные технологии и средства обучения.

Обучение по программе в Детско-юношеской спортивной школе №5 рассчитано на 10 лет. Возраст занимающихся – с 10 до 18 лет. Первые 3 года дети (возраст 10-13 лет) тренируются в группах НП (начальной подготовки 1-го, 2-го и 3-го года обучения). Основными задачами занятий в данных группах являются:



  • укрепление здоровья детей;

  • всесторонняя физическая подготовка;

  • развитие физических качеств: быстроты, ловкости, координации;

  • развитие моральных и волевых качеств спортсменов;

  • изучение простых форм борьбы в стойке и партере.

Следующие 5 лет (14-18 лет) обучение проводится в группах УТ (учебно-тренировочных 1, 2, 3, 4 и 5 года обучения ).

Основными задачами данной ступени обучения являются:

  • совершенствование техники и тактики ведения борьбы;

  • разносторонность и надежность выполнения приемов, атакующих и оборонительных действий;

  • дальнейшее совершенствование физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости;

  • укрепление мышц и связочного аппарата.

Выполнение спортсменами необходимых требований позволяет им принимать участие в календарных соревнованиях, а также выполнять нормы спортивных разрядов.

Следующая ступень обучения по программе – группы СС (спортивного совершенствования). Основные задачи:



  • дальнейшее совершенствование технико-тактического

мастерства в условиях интенсивного противоборства;

  • совершенствование встречных атак, непрерывного

наступления в различных частях поединка;

  • совершенствование индивидуальной техники;

  • устранение погрешностей техники выполнения бросков;

  • совершенствование сковывающих, опережающих, обманных действий; маскировка обороны.

Кроме того в ДЮСШ №5 существуют группы СО (спортивного оздоровления), в которых возраст обучающихся и количество лет обучения не ограничены.

Занятия в данных группах рассчитаны на:



  • укрепление общего уровня здоровья занимающихся;

  • повышение уровня физической подготовки за счет выполнения общих и специальных физических упражнений различной степени сложности;

  • освоение элементов акробатики и элементарных приемов борьбы;

  • воспитание организованности и дисциплинированности.

Все это создает необходимую основу для дальнейшего успешного становления спортсменов-дзюдоистов.

Условия реализации программы:


Этапы подготовки

Количество учащихся в группе

Режим учебно-тренировочной работы (ч/нед)

Часов в год

СО

Не менее 15

6

276

НП-1

Не менее 15

6

276

НП-2

Не менее 15

9

414

НП-3

Не менее 15

9

414

УТ-1

Не более 20

12

552

УТ-2

Не более 20

12

552

УТ-3

Не более 16

14

644

УТ-4

Не более 16

16

736

УТ-5

Не более 16

18

828

СС-1

Не более 12

22

1012

СС-2

Не более 12

24

1104

СС-3

Не более 12

28

1288



2. Описание основных тем и разделов программы.
I . Теоретическая подготовка


  1. История дзюдо. Истоки и развитие единоборства. Великие спортсмены-дзюдоисты.

  2. Борьба дзюдо в крае. Достижения и перспективы.

  3. Строение опорно-двигательного аппарата человека. Влияние физических упражнений на организм человека.

  4. Укрепление здоровья. Закаливание. Основы спортивного массажа.

  5. Гигиена спортсмена, врачебный контроль, самоконтроль. Понятие и травмах и их предупреждении.

  6. Место занятий, инвентарь. Костюм дзюдоиста.

  7. Теоретические сведения о технике и тактике ведения борьбы.

  8. Правила соревнований. Организация и проведение соревнований. Этика поведения спортсмена дзюдоиста.

II. Практические занятия.
А. Общеразвивающие упражнения для развития физических качеств борца.

  1. Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук,

ног, шеи, плечевого пояса, туловища.

  1. Бег, прыжки, приседания, отжимания от пола, подтягивание,

лазанье по канату.

  1. Укрепление мышц брюшного пресса упражнениями лежа и в

висе, укрепление мышц спины.

  1. Акробатические упражнения: кувырки вперед-назад, колесо,

стойка на голове, стойка на руках у стены
Б. Специальные упражнения для подготовки борца к изучению технических действий.

  1. Специальные акробатические упражнения: падения через

левое и правое плечо, падение на спину, падение через голову,

полет-кувырок в длину и в высоту, подъем с разгибом,

перекат через человека.

  1. Передний и задний борцовский мост, перевороты, забегания в

левую и правую сторону, «промокашка».

В. Техническая подготовка.



Для групп начальной подготовки (НП-1, НП-2, НП-3)

  1. Основные стойки: правая, левая, фронтальная, высокая, низкая.

  2. Положение дзюдоиста: по отношению к татами, по отношению к противнику.

  3. Передвижения, дистанции.

  4. Повороты, уклоны, нырки, упоры.

  5. Основные захваты: одноименный, разноименный, косой, накрест, рычагом, снаружи, изнутри. Допустимое время захвата без проведения технического действия.

  6. Способы и направления выведения из равновесия: раскачиваясь вперед-назад, раскачиваясь в стороны, скручивание вокруг вертикальной оси.

  7. Основные тяги для координации работы туловища и конечностей.

  8. Страховка и самостраховка.

  9. Проведение поединков с односторонним сопротивлением, учикоми, рандори; закрепление техники выполнения бросков, удержаний, болевых приемов, посредством их многократного повторения в различных ситуациях.

  10. Освоение комбинаций и контрприемов.

Технические действия для групп начальной подготовки.

НП-1

НП-2


НП-3

Приемы борьбы в стойке


выведения из равновесия;

подсечка в колено;

передняя подсечка;

боковая подсечка;

бросок через бедро с захватом спины;


отхват;

бросок через бедро с захватом руки под плечо;

зацеп изнутри;

бросок через спину;

бросок через спину захватом под плечо


задняя подсечка;

подсечка изнутри;

бросок через ногу вперед с захватом отворота;

бросок через таз и ногу вперед;

бросок через бедро с захватом отворота и рукава

Приемы борьбы лежа


удержание сбоку;

удержание сбоку с выключением руки;

удержание поперек;

удержание со стороны головы с захватом пояса

удержание верхом;

удержание сбоку захватом дальней руки и рукава;

удержание сбоку захватом своей ноги;

Перевороты:

захватом двух рук;

захватом руки и бедра;

рычагом (вперед)



обратное удержание сбоку;

удержание со стороны головы захватом руки и пояса;

удержание поперек захватом дальней руки;

обратное удержание верхом захватом ногами головы и руки


Для учебно-тренировочных групп (УТ-1, УТ-2, УТ-3, УТ-4, УТ-5)


  1. Самостраховка, выведение из равновесия, захваты для проведения бросков.

  2. Проведение поединков с дозированным сопротивлением, по заданию; имитация бросков с проговариванием, перед зеркалом, с закрытыми глазами.

  3. Способы преследования противника при переходе в борьбу лежа.

  4. Поединки со сменой партнеров. Борьба за захват.


Технические действия для учебно-тренировочных групп.

УТ-1, УТ-2


УТ-3, УТ-4, УТ-5

Приемы борьбы в стойке


подсечка в темп шагов;

передняя подножка;

подхват под обе ноги;

подхват изнутри;

бросок захватом двух ног;

подхват под обе ноги захватом головы;

подсад голенью и бедром;

подхват под обе ноги захватом отворота и рукова;

«мельница»;

зацеп снаружи;

боковая подножка с падением

бросок через ногу в сторону;

передняя подсечка под отставленную ногу;

бросок через голову;

бросок через таз и ногу захватом отворота и рукава;

обратный бросок через бедро;

передний переворот;

бросок через голову подсадом голенью;

обратный бросок через бедро от броска через бедро;

бросок через спину скручиванием захватом руки под плечо;

бросок подсадом бедра;

бросок через голову захватом туловища сверху;

боковой переворот

Приемы борьбы лежа


рычаг локтя захватом руки между ног;

перегибание локтевого сустава положении верхом;

рычаг локтя при помощи ноги сверху;

удушающий прием предплечьем спереди;

удушающий прием в положении верхом скрещивая руки спереди;

удушающий захватом за одноименные отвороты;

удушающий сзади плечем и предплечьем с упором в затылок;

удушающий сзади двумя отворотами;

удушающий сзади предплечьем и разноименным отворотом

узел дальней руки от удержания поперек;

болевой прием в стойке: рычаг внутрь захватом руки под плечо;

рычаг локтя ногами;

удушающий прием снизу скрестным захватом руки и головы ногами;

удушающий прием со стороны головы переворотом захватом одноименного отворота и ворота;

удушающий с переди захватом за разноименные отвороты;

удушающий разноименным отворотом и ногой




Для групп спортивного усовершенствования (СС)

Учебно-тренировочные поединки по заданиям, совершенствование технико-тактического мастерства в условиях интенсивного противоборства, отработка технических действий с программированием действий противника; совершенствование встречных атак, непрерывного наступления в различных частях поединка; совершенствование индивидуальной техники; устранение погрешностей техники выполнения бросков; совершенствование сковывающих, опережающих, обманных действий; маскировка обороны, ведение поединка в рваном темпе, в красной зоне татами.


Технические действия для групп спортивного совершенствования

Прием борьбы в стойке


Подхват под две ноги назад;

Подножка вперед седом;

Подножка вперед через туловище;

Бросок через грудь скручиванием;

Бросок через грудь прогибом;

Боковая подсечка с падением;

Выведение из равновесия толчком-скручиванием назад

Комбинации:

зацеп изнутри – передняя подножка;

бросок через спину - подсечка изнутри;

бросок через спину – зацеп снаружи;

подсечка изнутри – зацеп изнутри;

подхват изнутри – подсечка изнутри;

подхват изнутри – отхват;

подсечка в колено – подхват изнутри;

отхват – передний переворот;

бросок через спину – боковой переворот;

подхват под обе ноги – обратный бросок через бедро;

отхват - подхват под обе ноги;

отхват – бросок через голову.

Прием борьбы лежа


Дальнейшее совершенствование ранее изученных технических действий, в том числе, комбинированных действий из двух трех элементов. Умение преследовать противника после броска в партере.

Г. Тактическая подготовка.



Группы начальной подготовки.

  • использование сковывающих, опережающих, обманных действий при проведении бросков;

  • сбор информации о противнике;

  • постановка цели поединка;

  • планирование перед поединком выполнения конкретных технических действий;

  • планирование соревновательного дня.

Учебно-тренировочные группы.

  • использование благоприятных ситуаций;

  • создание благоприятных ситуаций;

  • однонаправленные и разнонаправленные комбинации;

  • сбор информации о дзюдоистах, построение модели поединка с конкретным противником;

  • реализация замысла поединка;

  • разработка плана действий на соревнования;

  • ведение поединка на краю татами.

Группы спортивного совершенствования.

  • изучение внешних условий проведения поединка (зал, температура, освещенность);

  • изучение особенностей партнёров (высокорослые, низкорослые, лёгкие, тяжёлые, левостоечники, правостоечники, пемповики);

  • способы утомления противников;

  • способы отдыха в поединке;

  • подготовка к соревнованиям по индивидуальному плану;

  • управление ходом поединка в условиях дефицита времени; предугадывание;

  • накопление двигательного опыта.

4. Методические рекомендации по изучению курса или дисциплины.
В настоящее время система многолетней подготовки дзюдоистов требует от тренеров-преподавателей подборки средств и методов, способных повышать эффективность и ускорять процесс подготовки спортсменов. Цель подготовки дзюдоистов заключается в достижении физического и нравственного совершенства. Для достижения данной цели необходимо решить три группы задач – образовательных, воспитательных, оздоровительных. Группа образовательных задач состоит из освоения теоретических и методических основ дзюдо, овладения двигательной культурой дзюдо и навыками противоборства с противником, включая подготовку к соревнованиям и достижение высоких спортивных результатов. Основными воспитательными задачами является развитие волевых и нравственных качеств спортсменов. Оздоровительные задачи призваны контролировать развитие форм и функций организма спортсмена, сохранять и укреплять здоровье на основе использования восстановительных мероприятий.

В практических занятиях очень важное значение имеет разминка. Для групп СО (спортивного оздоровления) и НП (начальной подготовки) ее можно проводить в игровой форме. В разминку должны включаться различные виды упражнений для больших и малых мышечных групп, растирания ушных раковин, носа, области грудинно-ключичных сочленений, суставов рук, ног, мышц шеи; акробатические упражнения, имитационные упражнения, упражнения с партнером. Для более старшего возраста рекомендуется включать в разминку 3-4-х минутный поединок в борьбе лежа, а также давать несколько минут для самостоятельной доразминки.

Необходимо выделять дополнительное время для освоения двигательной культуры дзюдо (ката), что является хорошим средством совершенствования сложных бросков и приемов в борьбе лежа. Например на начальном этапе изучаются ката пяти принципов дзюдо: принцип концентрации энергии и действия, принцип реакции и сопротивляемости, принцип вихря, принцип маятника, принцип пустоты или инерции. Эти ката вырабатывают чувство момента, когда необходимо вывести противника из равновесия.

Для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости) рекомендуется проводить круговые тренировки с различными станциями, различным временем пребывания на станциях, с различными интервалами отдыха между ними. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств планируются с небольшим приростом показателей. Для совершенствования физических возможностей дзюдоистов следует использовать упражнения для развития быстрых мышечных волокон (интенсивность выполнения упражнения –70-80 % от max) и медленных мышечных волокон (интенсивность выполнения упражнения –30-40 % от max)

Методика обучения техническому действию.

Процесс обучения приему проводится в три этапа. Каждый этап преподавания делится на периоды обучения, под которыми следует понимать такое учебное задание, которое выполняется в одной попытке. В каждом периоде обучения выделяются три ступени:

  • восприятие и созерцание движения;

  • обдумывание и программирование;

  • выполнение двигательного задания

Наиболее важными аспектами педагогической деятельности являются объяснение и демонстрация техники движения.

Объясняются не только внешние, т. е. видимые характеристики технико-тактического действия, но и внутренние ощущения, которые должны возникнуть при правильном его выполнении. При этом целесообразно использовать следующие методические приемы:

  • использование предшествующего двигательного опыта спортсменов

  • актуализация образных выражений

Существуют следующие варианты демонстрации движений: натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, световая демонстрация. Наиболее удобным и простым является натуральный показ. Для лучшего восприятия технических действий выбирается наиболее удобная для просмотра плоскость и оптимальное расстояние от занимающихся. Тренеру рекомендуется показывать бросок или прием в борьбе лежа в левую и правую сторону из стандартного положения.

При обдумывании и программировании необходимо:

  • выделить время на обдумывание;

  • изложить план выполнения двигательного задания;

  • требовать обдуманного выполнения движений.

При практическом выполнении двигательного задания используются три метода разучивания: целостный, по частям, с помощью подводящих упражнений.

Целостный метод разучивания эффективен тем, что задача обучения решается сразу, но не применим для сложных технических и комбинационных действий.

Метод разучивания по частям более прост, но требует больших затрат времени и не применим для изучения скоростных движений.

Метод разучивания с помощью подводящих упражнений предполагает наличие логически взаимосвязанных упражнений, последовательное выполнение которых подводит к выполнению самого разучиваемого движения, что повышает скорость его усвоения.

Методика обучения тактике ведения борьбы.

Наиболее эффективным методом изучения основ ведения единоборства является спортивно-игровой. Применяя различные игровые задания на касание определенной точки или части тела, маневрирование в определенном захвате с целью его осуществления и удержания, постепенно подводит занимающихся к тому, что главное в борьбе – это преодолеть блокирующее действие соперника, навязать ему определенный захват и попытаться реализовать этот захват определенным приемом.

В целях совершенствования тактической подготовки важно включать в тренировочные занятия специальные задания по отработке различных стандартных положений и эпизодов схватки:

  • имитация захвата;

  • наработка тактических подготовок ( в правосторонней, левосторонней, фронтальной, разноименной стойках). В группах старшего возраста при самостоятельной наработке схем соревновательных поединков рекомендуется обучать борца любому захвату, создавая возможность атаковать и проводить технические действия, проявляя индивидуальные особенности.

  • отработка действий в активном захвате (сковывание действий соперника, создание возможности для проведения своего «коронного» приема и ее реализация, создание условий для проведения контрприема);

  • ведение активной борьбы путем перехода с одного захвата на другой и теснения противника в «красную» зону;

  • ведение борьбы в «красной» зоне;

  • сохранение достигнутого преимущества за счет маневрирования с одновременными угрозами;

  • организация ложной атаки, проведение повторных атак, провоцирование соперника на определенную атаку;

  • сковывание соперника;

  • отвлечение внимания противника дополнительными движениями;

  • отработка быстроты реакции;

  • отработка начала борьбы.

Все задания выполняются по команде тренера в течении ограниченного времени (от 10-15 до 30-40 с). Количество повторений должно быть нечетным, что позволит выявить победителя.

Чтобы уменьшить количество ошибок, допускаемых спортсменами на соревнованиях, необходимо в учебно-тренировочный процесс внедрять профессиональные отношения, которые помогут спортсменам формировать в себе индивидуальное мышление, что приведет к анализу технико-тактических действий и рациональному ведению схватки.

5. Формы и виды контроля.
Контроль знаний, умений и навыков – необходимые условия для выявления недостатков педагогического процесса, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Текущая проверка осуществляется тренерами-преподавателями ДЮСШ№5 в процессе беседы и наблюдением за действиями борца. Умения проверяются наблюдением за попытками выполнения технических действий при разучивании и в схватках. Эффективность усвоения материала в процессе разучивания приемов и упражнений во многом определяются своевременным исправлением ошибок. Прежде чем исправить ошибку, тренер-преподаватель выясняет её причину. В практике чаще всего встречаются две основные причины возникновения ошибок в выполнении приемов и упражнений спортсменами: неправильное представление о действии и недостаточная физическая подготовка, а также усложнение условий, затрудняющих выполнение. Если у ребенка сложилось неправильное представление о действии, тренер-преподаватель исправляет его ошибку повторным показом и объяснением, акцентируя внимание на те детали, о которых у борца сложилось неправильное представление. В этом случае пользуются различными методическими приемами:

  • выполнение элемента приема, в котором имеется ошибка;

  • выполнение приема в целом, обращая внимание на изменение в неудавшемся элементе приема;

  • предложение выполнить прием неправильно, но с такой ошибкой в проведении, которая ликвидирует первоначально неправильное выполнение;

  • выполнение приема тренером-преподавателем с тем занимающимся, у которого обнаружена ошибка

  • тренер-преподаватель предлагает занимающемуся выполнить прием на себе. Во время выполнения он правильно направляет его усилие и в то же время не дает выполнить неправильное движение

Если спортсмены имеют недостаточное физическое развитие или недостаточную физическую подготовку, то им рекомендуются такие общеразвивающие и специальные упражнения, которые помогут быстро ликвидировать отставание в выполнении приема.

В том случае, если ошибка возникает в результате усложнения условий для выполнения приема или упражнения, тренер-преподаватель принимает меры для того, чтобы упростить их. Это можно сделать:

  • подбором партнеров, (более легких, более слабых, более удобных для выполнения приемов);

  • указания партнеру, как помочь товарищу при выполнении им приема;

  • выполнение приема на манекене;

Периодическая проверка направлена систематизировать знания, умения и навыки, закреплять и упорядочивать их. Периодическая проверка проводится в виде зачетов (каждый месяц), экзаменов по выполнению контрольно-переводных нормативов ( 1 раз в год), проверки технической подготовленности (по мере необходимости) и соревнований (согласно единого календарного плана). На экзаменах и зачетах в основном проверяются знания, умения выполнять технические действия проверяются в процессе просмотра технической подготовленности дзюдоистов, а степень совершенства навыка борьбы проверяется в основном на соревнованиях.
6. Литература


  1. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. – М.: ФиС, 1958.




  1. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М.: ФиЗ, 1971.




  1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: ФиС, 1985.




  1. Галковский Н.Н., Катулин А.З. Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1968.




  1. Дзигаро Кано. Кодокан дзюдо. Е. ЯмаСита, С. Нагаока. – Ростов-на-Дону, 2000




  1. Дзюдо: история, теория, практика. В.В. Путин, В.Б. Шестаков, А.Г. Левицкий – Архангельск, 2000




  1. Дзюдо. Основы. Методика. Махита Ого. Ростов-на-Дону, 1998




  1. Долматов А.И. Специальная физическая подготовка. – М.: ЦС «Динамо», 1989.




  1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 1970.




  1. Каджаспиров Ю.Г. Методика развития силы юных борцов 9-11 лет. // Спортивная борьба. – 1983.




  1. Коц Я.М. Физиологические основы физических качеств.// Спортивная физиология. – 1986.




  1. Кочурко Е.И., Семкин А.А. Подготовка квалифицированных борцов. – Минск, 1984.




  1. Купцов А.П. Спортивная борьба: Учебник для ИФК. – М.: ФиС, 1978.




  1. Ленц А.Н. Тактика в спортивной борьбе. – М.: ФиС, 1967.




  1. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977.




  1. Методические разработки профессора Ю.А. Шулика. – Краснодар КГАФК




  1. Многолетняя подготовка дзюдоистов. И.А. Письменский, Я.К. Коблев, В.К.Ситник. – М,1982




  1. Новиков А.А. Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1971.




  1. Озолин Н.Г. Современные системы спортивной тренировки. – М. 1971.




  1. Подласы И.П. Педагогика.: Ученик для студентов. Высших и педагогических учебных заведений. – М. Просвещение, 1996.




  1. Сорокин Н.Н. Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1953.




  1. Станков А.С. Индивидуализация подготовки борцов. – М.: ФиС, 1984.




  1. Туманян Г.С. Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1984.




  1. Шипилов А.А., Климин В.П. Выносливость борцов. – М. 1979.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа служит инструментом для эффективного построения многолетней подготовки спортсменов-дзюдоистов, позволяющим индивидуализировать процесс подготовки борцов высокой квалификации

Скачать 176.59 Kb.