Скачать 457.13 Kb.
страница1/3
Дата15.05.2019
Размер457.13 Kb.
ТипПрограмма

Программа широкого профиля


  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Институт истории и международных отношений



СОГЛАСОВАНО

заведующий кафедрой

___________________________

"__" ________________20___ г.



УТВЕРЖДАЮ

председатель НМС института

___________________________

"__" ________________20___ г.




Фонд оценочных средств

текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине


История России до начала XXв

Направление подготовки



46.03.01 История
Профиль подготовки

Программа широкого профиля

Квалификация (степень) выпускника



бакалавр

Форма обучения



очная

Саратов, 2015





  1. Карта компетенций




Контролируемые компетенции

(шифр компетенции)

Планируемые результаты обучения

(знает, умеет, владеет, имеет навык)

ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Знать:Основные этапы исторического развития России в изучаемый период, основные сведения о характере общественного и государственного развития, важнейшие достижения, характеризующие историческое развитие России и отражающие ее социокультурное своеобразие; место и роль России в контексте всемирно-исторического процесса

Уметь:выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства, участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях

Владеть:Основополагающими дефинициями исторической науки, способами оценивания исторического опыта, навыками аргументации собственной позиции

ПК-1 Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории

Знать:Основные этапы, ключевые события отечественной истории изучаемого периода, их причины и следствия, особенности социально-экономического и политического развития российского государства, имена выдающихся политических и культурных деятелей России, их вклад в развитие страны

Уметь:объективно оценивать формы организации и эволюции государственного и общественного устройства России в различные исторические периоды, проследить причинно-следственную связь между событиями истории России

Владеть:Основополагающими дефинициями исторической науки, способами оценивания исторического опыта, навыками критического анализа исторических процессов и явлений, навыками научной аргументации собственной позиции

ПК-7 Способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ

Знать:Особенности и основные направления изучения российской истории, крупнейшие исследования по русской истории, основные историографические школы

Уметь:разделять факты и интерпретации, как в историографии, так и в источниках, анализировать историческую информацию с позиций научной объективности и историзма

Владеть:Навыками составления библиографии, историографического анализа, способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, монографии, сайты и т.д.)




  1. Показатели оценивания планируемых результатов обучения

Семестр

Шкала оценивания

2

3

4

5

1 семестр

Студент не способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам истории русских земель в период становления и развития Киевской и Московской Руси до начала XVI в. Не знает основные процессы и события отечественной истории в IX – начале XVI вв. не способен определить их причин и следствий. Не может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития русских земель в указанный период в контексте европейской истории. Не умеет выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, практически не опираясь на источники и историографический материал. Не владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам истории русских земель в период становления и развития Киевской и Московской Руси до начала XVI в. Слабо знает основные процессы и события отечественной истории в IX – начале XVI вв. допускает серьезные недочеты при определении их причин и следствий. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития русских земель в указанный период в контексте европейской истории.Слабо выражает и обосновывает свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, практически не опираясь на источники и историографический материал. Хорошо владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта, однако допускает неточности при определении некоторых основополагающих дефиниций.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам истории русских земель в период становления и развития Киевской и Московской Руси до начала XVI в. Хорошо знает основные процессы и события отечественной истории в IX – начале XVI вв., определяет их причины и следствия. Однако допускает неточности при определении основных событий и установлении их причинно-следственных связей. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития русских земель в указанный период в контексте европейской истории. Умеет выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Хорошо владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта, однако допускает неточности при определении некоторых основополагающих дефиниций.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам истории русских земель в период становления и развития Киевской и Московской Руси до начала XVI в. Знает основные процессы и события отечественной истории в IX – начале XVI вв., определяет их причины и следствия. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития русских земель в указанный период в контексте европейской истории. Умеет выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Владеет основополагающими терминами и понятиями,связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта.

2 семестр

Студент не способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам истории России в XVI-XVIIвв.Не знает основные процессы и события отечественной истории в указанный период (внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, содержание и последствия реформ Избранной рады и опричнины, Смута, социально-экономическое и политическое развитие России при первых Романовых). Не может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития русских земель в указанный период в контексте европейской истории. Не способен выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Путается при разделении фактов и их интерпретаций в исторической науке. Не владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам истории России в XVI-XVIIвв.Слабо знает основные процессы и события отечественной истории в указанный период (внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, содержание и последствия реформ Избранной рады и опричнины, Смута, социально-экономическое и политическое развитие России при первых Романовых),допускает серьезные недочеты при определении их причин и следствий. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития русских земель в указанный период в контексте европейской истории. Слабо выражает и обосновывает свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, практически не опираясь на источники и историографический материал. Путается при разделении фактов и их интерпретаций в исторической науке. Хорошо владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта, однако допускает неточности при определении некоторых основополагающих дефиниций.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам истории России в XVI-XVIIвв.Хорошо знает основные процессы и события отечественной истории в указанный период (внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, содержание и последствия реформ Избранной рады и опричнины, Смута, социально-экономическое и политическое развитие России при первых Романовых), определяет их причины и следствия. Однако допускает неточности при определении основных событий и установлении их причинно-следственных связей. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития русских земель в указанный период в контексте европейской истории. Умеет выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Способен выделять факты и их интерпретации в исторической науке. Хорошо владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта, однако допускает неточности при определении некоторых основополагающих дефиниций.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам истории России в XVI-XVIIвв. Знает основные процессы и события отечественной истории в указанный период (внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, содержание и последствия реформ Избранной рады и опричнины, Смута, социально-экономическое и политическое развитие России при первых Романовых), определяет их причины и следствия. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития русских земель в указанный период в контексте европейской истории. Умеет выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Способен выделять факты и их интерпретации в исторической науке. Владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта

3 семестр

Студент не способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам отечественной истории в период становления и развития Российской империи вXVIII–сер. XIXвв. Не знает основные процессы и события в указанный период, определить их причинно-следственные связи.Не может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в указанный период в контексте европейской истории. Не способенвыражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Путается при разделении фактов и их интерпретаций в историографии. Не знаком с основными историческими трудами и источниками по изучаемому периоду. Не владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам отечественной истории в период становления и развития Российской империи вXVIII–сер. XIXвв. Слабо знает основные процессы и события в указанный период, допускает серьезные недочеты при определении их причинно-следственных связей. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в указанный период в контексте европейской истории. Слабовыражает и обосновывает свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, практически не опираясь на источники и историографический материал. Путается при разделении фактов и их интерпретаций в историографии.Не знаком с основными историческими трудами и источниками по изучаемому периоду. Владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта, однако допускает неточности при определении некоторых основополагающих дефиниций.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам отечественной истории в период становления и развития Российской империи вXVIII–сер. XIXвв. Знает основные процессы и события в указанный период. Однако допускает неточности при определении их причинно-следственных связей. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в указанный период в контексте европейской истории. Хорошо умеет выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Разделяет факты и их интерпретации в историографии. Хорошо знаком с основными историческими трудами и источниками по изучаемому периоду. Владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта, однако допускает неточности при определении некоторых основополагающих дефиниций.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам отечественной истории в период становления и развития Российской империи вXVIII–сер. XIXвв. Знает основные процессы и события в указанный период, определяет их причины и следствия. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в указанный период в контексте европейской истории. Умеет выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Разделяет факты и их интерпретации в историографии. Знаком с основными историческими трудами и источниками по изучаемому периоду. Владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта

4 семестр

Студент не способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам отечественной истории в период становления и развития Российской империи ссер. XIXв. до начала XX в. Не знает основные процессы и событияв указанный период, не способен определить их причины и следствия. Не может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в указанный период. Не умеетвыражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Путается при разделении фактов и их интерпретаций в историографии. Не знаком с основными историческими трудами и источниками по изучаемому периоду. Не владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам отечественной истории в период становления и развития Российской империи ссер. XIXв. до начала XX в. Слабо знает основные процессы и событияв указанный период, допускает серьезные недочеты при определении их причин и следствий. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в указанный период. Слабовыражает и обосновывает свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, практически не опираясь на источники и историографический материал. Путается при разделении фактови их интерпретаций в историографии. Не знаком с основными историческими трудами и источниками по изучаемому периоду. Владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта, однако допускает неточности при определении некоторых основополагающих дефиниций.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам отечественной истории в период становления и развития Российской империи ссер. XIXв. до начала XX в. Знает основные процессы и событияв указанный период, однако допускает неточности при определении их причин и следствий. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в указанный период. Хорошо умеет выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Разделяет факты и их интерпретации в историографии. Хорошо знаком с основными историческими трудами и источниками по изучаемому периоду. Владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта, однако допускает неточности при определении некоторых основополагающих дефиниций.

Студент способен выделить и дать краткую характеристику основным этапам отечественной истории в период становления и развития Российской империи ссер. XIXв. до начала XX в. Знает основные процессы и событияв указанный период, определяет их причины и следствия. Может выделить особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в указанный период. Умеет выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся развития общества и государства в изучаемый период, опираясь на источники и историографический материал. Разделяет факты и их интерпретации в историографии. Знаком с основными историческими трудами и источниками по изучаемому периоду. Владеет основополагающими терминами и понятиями, связанными с отечественной историей изучаемого периода, способами оценивания исторического опыта




  1. Оценочные средства

2.1 Задания для текущего контроля

Доклад

При подготовке к семинарским занятиям студенты должны подготовить доклады, в которых они самостоятельно рассматривают тот или иной вопрос отечественной истории. Доклад является одним из механизмов отработки первичных навыков научно-исследовательской работы. Тему доклада студент выбирает самостоятельно, из предложенного списка (см. ниже).



Требования к докладу

В работах такого рода должны присутствовать следующие структурные элементы: название темы, план работы, введение, основная содержательная часть, заключение, список использованных источников и литературы.

Во введении непременно следует поставить проблему, обосновать ее актуальность, дать краткую характеристику используемых в работе источников и научных публикаций, четко сформулировать цель и задачи работы. В заключительной части обязательно наличие основных результирующих выводов по затронутым проблемам. Только при соблюдении всех этих требований может оцениваться уже собственно содержательная часть работы. Студент должен не просто предложить реферативный материал, но продемонстрировать умение анализировать исторические источники и историографию.

Критерии оценивания. Оценка «зачтено» ставится в том случае, если:

- студент представил доклад, соответствующий предъявляемым требованиям к структуре и оформлению

- содержание доклада соответствует заявленной теме, демонстрирует способность студента к самостоятельной исследовательской работе

-доклад содержит самостоятельные выводы студента, аргументированные с помощью данных, представленных в исторических источниках и научной литературе.

Оценка «не зачтено» ставится в том случае, если:

- структура и оформление доклада не соответствуют предъявляемым требованиям

- содержание доклада носит реферативный характер

-отсутствуют самостоятельные выводы студента по исследуемой теме.


Темы докладов

Раздел 1

 Скандинавы и восточные славяне в VIII-XI вв.

 Социальная борьба и народные движения в Киевской Руси.

 Принятие христианства в качестве государственной религии при князе Владимире.

 Новгородская феодальная республика в XII-XIII вв.

 Борьба Руси с нашествием монголо-татар

 Битва на Куликовом поле и ее культурно-историческое значение.

 Этапы политической централизации Российского государства.

 Иван Грозный и его окружение: от Избранной рады до опричнины.

 Русский семейный уклад по «Домострою».

 Опричнина Ивана Грозного в оценках историков.
Раздел 2

 Самозванчество в период Смутного времени.

 Борьба с иностранной интервенцией и преодоление национальной катастрофы в 1611-1612 гг. (первое и второе ополчения).

 Народные движения в России XVII в.

 Реформы Никона и конфликт царя с патриархом.
Раздел 3

 Личность Петра I в оценках современников и историков.

 Петровские реформы как начало модернизации России.

 Екатерина II и «просвещенный абсолютизм».

 Дворцовые перевороты в России (1725-1762).

 Александр I и попытки реформ в России.

 План преобразований М. М. Сперанского.

 Россия и Европа: дипломатические отношения и внешняя политика в первой четверти XIX в.

 Крестьянский вопрос в царствование Николая I.

 Государственная идеология в период правления Николая I.

 Крымская война и русское общество.
Раздел 4

 Исторический портрет Александра II.

 Крестьянская реформа 1861 г. в России.

 Революционное народничество 1870-х гг.

 Внутренняя политика Александра III и контрреформы.

 Экономическое развитие России в начале XX вв.

 Исторический портрет Николая II.

 «Кровавое воскресенье» и начало первой русской революции.

 Социалистические партии в России начала XX в. (эсеры, социал-демократы).

 Либерально-буржуазные партии в России начала XX в. (кадеты, октябристы).

 Начало парламентаризма в России (1906-1907).

 Аграрная реформа П. А. Столыпина.

 Февральская революция 1917 г. и ее историческое значение.

Коллоквиум

Коллоквиум - средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися по изученным ранее темам.



Критерии оценки.

Оценка «5»

- наблюдается глубокое и прочное усвоение программного материала;

- даются полные, последовательные, грамотные и логически излагаемые ответы;

- студент свободно справляется с поставленными задачами;

- студент принимает правильно обоснованные решения.

Оценка «4»

- демонстрируется хорошее знание программного материала;

- грамотное изложение, без существенных неточностей в ответе на вопрос;

- правильное применение теоретических знаний.



Оценка «3»

- наблюдается усвоение основного материала;

- при ответе допускаются неточности;

- при ответе присутствуют недостаточно правильные формулировки;

- нарушение последовательности в изложении программного материала.

Оценка «2»

- не знание программного материала;

- при ответе возникают ошибки.

  1   2   3