страница1/35
Дата05.12.2018
Размер6.53 Mb.

Программа развития универсальных учебных


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


СОДЕРЖАНИЕ













1. Целевой раздел










1.1. Пояснительная записка


4

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования


8

1.3. Система оценки достижения планируемых

результатов освоения основной образовательной

программы основного общего образования .


65

2. Содержательный раздел










2.1. Программа развития универсальных учебных

действий на ступени основного общего образования




72

2.2. Программы отдельных учебных предметов,

курсов



97

2.3. Программа воспитания и социализации

обучающихся на ступени основного общего

образования


193

2.4. Программа коррекционной работы


229

3. Организационный раздел










3.1. Учебный план основного общего

образования




241

3.2. Система условий реализации основной

образовательной программы





247




Используемые понятия, обозначения и сокращения

272


Введение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края основано в 2002 году.

Учредителем является Управление образованием администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (договор о взаимоотношениях образовательного учреждения и Управления образованием от 01.09.2010 г. №7).
Юридический адрес образовательного учреждения: 682860, Хабаровский край, п. Ванино, ул. Молодежная, 6.

Адрес электронной почты: sch4_vanino@edu.27.ru

Сайт: http: vanino-4.edu.27.ru

Телефон: (8) 42137 – 77621, 72294, 71401, факс (8) 42137 – 77621, 71401.

Директор школы: Трусова Любовь Анатольевна
Учреждение имеет лицензию (серия РО № 029683, дата выдачи 27.10.2011, бессрочная). Свидетельство о государственной аккредитации: серия ОП № 016259 рег. № 401 от 31.12.10

Школа является социокультурным центром в микрорайоне. На базе учреждения проводятся различные социально значимые мероприятия: районные спортивные соревнования, слеты, педагогические и ученические конференции, деловые игры при взаимодействии с Домом молодежи; встречи с ветеранами войны и труда, пожилыми людьми; концерты, спектакли, различные акции для детей дошкольного и школьного возраста, а также жителей микрорайона. База школы постоянно используется для проведения различных районных мероприятий для педагогов и учащихся (районное родительское собрание, конкурсы «Учитель года», военно-патриотическая игра «Рубеж», муниципальный этап Всероссийской олимпиады, совещания- семинары для педагогов и руководителей и т.д.).

Государственно-общественный характер управления в школе обеспечивает Управляющий Совет, созданный в ноябре 2008 года. В школе работает детская организация «Бриз», самоуправление организовано через Совет друзей «Маленькая страна» (1-4 классы), Совет дела (5-8 классы.), Совет старшеклассников(9-11классы.). Создан «Пресс-центр», периодически издается школьная газета «Поколение NEXT».


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Пояснительная записка

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) как нормативный документ определил основную цель (миссию) общего образования – способствовать становлению ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 п.Ванино представляет собой нормативно-управленческий документ, разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, и определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования (5-9 классы).

Данная программа начинает реализовываться с 1 сентября 2015. Образовательная программа основного общего образования – это программа деятельности участников образовательного процесса и представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности МБОУ СОШ №4 п. Ванино. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.

Образовательная программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования, изложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

-признание приоритетности образования;

- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;



- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Цели и задачи реализации основной образовательной программы

основного общего образования

Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования – обеспечение выполнения требований ФГОС ООО.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы основного общего образования лежат «подходы», как совокупность принципов, определяющих стратегию и «принципы», составляющие основу анализа и организации образовательного процесса МБОУ СОШ №4 п. Ванино.



Компетентностный подход – определяется категориями «компетенция» – «компетенность». В России в 2001 году в «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, базовое понятие которого – компетентность. В Стратегии отмечено, что это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя».

Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». Компетенции – внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений) выявляются в компетентностях человека.



Системно-деятельностный подход – формирование компетентностей рассматривается как элементы целостной системы личностных свойств человека. Данный подход ориентирует на раскрытие целостности основной образовательной программы, выявления её внутренних связей и отношений, объединяет ресурсы, сроки, исполнителей и цели отдельных направлений деятельности, реализация которых приводит к достижению общей цели образовательной деятельности центра образования. Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения

  • социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 1115 лет, связанных:



  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;

  • развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Формирование образовательной программы осуществляется с учетом того, что переход обучающегося в основную школу совпадает:



  • с предкритической фазой развития ребёнка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

  • со вторым этапом подросткового развития (14 –15 лет, 8 – 9 классы), характеризующимся:

    • бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

    • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

    • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

    • процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

    • обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

    • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

    • изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий, объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет и др.).


1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Деятельность МБОУ СОШ № 4 п. Ванино в условиях созданной и развивающейся социально-психолого-педагогической системы организации образовательного процесса направлена на создание такой системы образовательных услуг, в рамках которой каждый обучающийся и каждый педагог сможет максимально использовать и реализовать весь свой потенциал.

Основные компоненты образовательного результата подразумевают:


  • овладение каждым учащимся учебно-познавательными компетенциями на максимально возможном уровне;

  • развитие лидерских качеств: умение решать проблемы в условиях работы в команде, с командой (коммуникативные компетенции);

  • развитие разносторонних творческих способностей, способности осуществлять в пространстве выбора ответственный, осознанный и нравственный выбор;

  • здоровье и здоровый образ жизни как личностный выбор (компетенции личностного самосовершенствования).

В соответствии с ФГОС ООО устанавливаются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся освоивших основную общую образовательную программу:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Результаты освоения программы основного общего образования представлены по двум направлениям:

1) междисциплинарные учебные программы – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

2) учебные программы по всем предметам – «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Каждый раздел учебной программы содержит два блока «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Результаты описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.
Результаты освоения программы основного общего образования.

Междисциплинарные учебные программы

Учебные программы по всем предметам

«Выпускник научится»

«Выпускник получит возможность

научиться»

«Выпускник научится»

«Выпускник получит возможность

научиться»

Включает базовые межпредметные умения, понятия и универсальные учебные действия и способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

Включает систему компетенций, позволяющих самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и её рефлексию, организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

Включает такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся.

Включает систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.

В результате изучения всех предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.



В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников:

  • будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии;

  • будет накоплен опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы;

  • получат развитие основы читательской компетенции;

  • будет сформирована готовность и способность к ответственному, осознанному и нравственному выбору, в том числе к выбору направления профильного образования;

  • будут усовершенствованы приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией;

  • получат развитие лидерские качества, разносторонние творческие способности;

  • будет продолжено формирование здорового образа жизни как личностного выбора.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35