Скачать 189.91 Kb.
Дата06.02.2018
Размер189.91 Kb.
ТипПрограмма

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения



Программа развития

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

города Обь Новосибирской области

на период с 2007 по 2015 учебные годы

1. Паспорт программы развития школы
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации.

Нормативная база для разработки программы развития школы

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.



Цель программы

Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования.



Основные задачи программы

1. Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации образования.

2. Определение оптимального содержания образования учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы и уникальности образовательного учреждения.

3. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития.



Сроки реализации программы: с сентября 2007года по август 2015 года.

Этапы реализации программы

1. Ориентировочный (2007–2010 гг.).

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.

2. Основной этап (2010–2012гг.).

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

3. Обобщающий (2012–2015 гг.).

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Управление программой

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом при одобрении Общественного совета школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.




  1. Характеристика образовательного процесса в школе

Традициями школы являются:

• открытость образовательного процесса;

• уважение к личности ученика и педагога;

• стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

• создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;

• организация непрерывного образования учащихся;

• признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;

• сохранение и передача педагогического опыта;

• ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;

• активное включение выпускников школы в образовательный процесс.


2.1. Этапы становления образовательного учреждения и его организационная структура

Школа открыта в 1995 году. В 2003 году учреждена как средняя общеобразовательная школа № 2. В 2000 году аттестована, а в 2003 году - аккредитована Управление образования администрации Новосибирской области.

Образовательное учреждение находится на территории города Оби, закрепленного микроучастка для набора детей в первый класс не имеет.

Школа включает следующие ступени обучения:

I ступень: (начальная школа), срок обучения 4 года, прогимназические классы – 1 а, 2 а, 3, 4;

II ступень: 5-9-е общеобразовательные, (предпрофиль – 8-9 классы);

III ступень: 10-11-е общеобразовательные и 10-11-е профильные классы.

2.2. Сведения об обучающихся (на момент утверждения программы развития)





Первая ступень

Вторая ступень

Третья ступень

Всего по школе

Обще кол-во обучающихся

91

133

40

264

Общее количество классов, в т.ч.:

  • общеобразовательные

  • прогимназические, предпрофильные, профильные

6
2

4


9
9
4

3
1

2


18



Средняя наполняемость классов

15,2

14,8

13,3

14,7

Количество классов обучающихся во вторую смену

3

4

-

7

Средняя наполняемость групп продленного дня

14,3











2.3. Организация функционирования школы

Школа № 2 функционирует как общеобразовательное учреждение. Работает в две смены. В первую смену обучаются 1-е, 4-е, 5-е, 8-11-е классы; во вторую - 2-3-е и 6-7-е классы. Продолжение учебной недели – 5, 6 дней. Продолжительность уроков в соответствии с Уставом школы - 40 минут. Продолжительность перемен между уроками: минимальная - 10 минут, максимальная - 30 минут. Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся: для первой и второй ступеней обучения - четыре раза в год по итогам четверти, для третьей ступени обучения - два раза в год по итогам полугодий.


2.4. Перечень программ углубленного, профильного изучения предметов по образовательным областям, спецкурсов, программ расширенного начального обучения

Образовательная область «Филология»: русский язык, риторика, литература, литературное наследие Древней Руси, английский язык (курс разговорного для изучающих).

Образовательная область «Обществознание»: введение в социологию, право, география, философия, экономика.

Образовательная область «Технологи»: технический рисунок, ИКТ.

Программы расширенного начального обучения: английский язык, немецкий язык, естествознание, обществознание (экономическая культура), история, ИКТ.

2.5. Сведения о квалификации работающих специалистов





всего

% к общему числу педагогических работников

Имеют образовании:

- высшее


- среднее специальное

24

1


96%


4%

Имеют квалификационные категории:

- высшую


- первую

- первую (руководители)

- вторую

- молодой специалист



24

2

19



3

-

1



96%

8%

76%



100%
4%

Имеют почетные звания

3

12%

Прошли за последние три года курсы повышения квалификации




100%


2.6. Перечень компьютеров, компьютерных программ и дополнительного оборудования для обеспечения образовательного процесса, имеющихся в школе
Компьютеры: 11 машин в компьютерном классе; 1 автоматизированное рабочее место, 1 машина в библиотеке, 1 машина в кабинете физики.
Компьютерные программы: СБППО комплект «Первая помощь» - 56 дисков
Дополнительное оборудование: ноутбук, проектор, ксерокс, сканер, принтеры.
2.7. Характеристика требований социума к образовательным услугам школы

1. К содержанию образования:

- качественно новое содержание образования, предоставляющее возможность становления свободной и ответственной личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий - рефлексии, смыслообразования, избирательности, жизненного самоопределения.

2. К результатам образования:

- обеспечение получения среднего (полного) образования с углубленным, профильным изучением группы предметов, необходимых для продолжения обучения на следующих ступенях обучения;

- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.

3. К технологиям обучения и воспитания:

- технологии, опирающиеся на развитие личности и гуманитарную методологию;

- продуктивная технология.

4. К работающим педагогам:

- необходимая и достаточная для участия в опытно-экспериментальной работе школы, образованность, стремление к поддержке и развитию обучающихся, к конструктивному взаимодействию с их родителями (лицами, их заменяющими), к удовлетворению запросов на получение современного среднего (полного) образования с углубленной, профильной подготовкой.
2.8. Основные способы достижения результатов

Коллектив педагогов ставит перед собой задачу дальнейшей разработки и освоения развивающих технологий обучения.

В связи с этим учителя школы внедряют в практику работы технологию проектного и продуктивного обучения. Она расширяет возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придает образовательному процессу диалоговый характер. Использование данных технологий позволяет расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести:

• повышение уверенности учащихся в собственных силах;

• развитие позитивного образа себя и других;

• более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей;

• усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;

• повышение умения адекватно оценивать себя;

• развитие «командного духа» и «чувства локтя», коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;

• обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи;

• развитие исследовательских способностей;

• развитие умения мыслить абстрактно.


2.9. Конкурентные преимущества школы и противоречия образовательного процесса

Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

• квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

• значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

• качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях школы;

• высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;

• возможность факультативно изучать второй иностранный язык;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;

• интеграцию основного и дополнительного образования.

Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на разрешение которых должна быть направлена программа развития школы. Это противоречия между:



- необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

- стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;

- ориентацией организации и содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствие поисков, творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения;

- профессиональной готовностью учителя взаимодействовать со «школьной» личностью ученика и его целостностью как объективной реальностью;

- организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компетентности, и объективной необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности, способствующей развитию субъектности как учителя, так и ученика;

- высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях.
2.10. Краткая характеристика путей решения проблем, стоящих перед школой

1. Внедрение в образовательный процесс нового содержания возможно только за счет специальных целевых программ, которые должны обеспечить баланс между функционированием системы образования (сохранение норм) и ее развитием (внедрением в практику инноваций - овладением новыми культурными нормами).

2. Уровень профессионализма педагогов школы в целом необходимо постоянно совершенствовать через внедрение новых подходов в системе методической работы.
3. Концепция школы
Цели школы

• Стимулирование развития у обучающихся высоких интеллектуальных, гражданских и нравственных качеств.

• Создание условий для получения среднего образования высокого уровня, необходимого и достаточного для продолжения обучения в учебных заведениях социально-экономической и информационно – технологической направленности, для включения в творчески-преобразующуюся продуктивную деятельность в любой сфере.
Задачи школы

• Обеспечение достижения всеми обучающимися требований российских образовательных стандартов по образовательным областям Базисного учебного плана.

• Ознакомление обучающихся с основами экономики рыночного хозяйства, современными формами и методами организации производства, технологических процессов, формирование у них умений анализировать свои интересы, потребности, ценности, а также интересы, потребности, ценности других людей.

• Формирование у обучающихся культуры жизненного самоопределения, умений трудиться расчетливо, экономно, анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, добиваться высокого качества труда.

• Привитие обучающимся навыков самоорганизации, воспитание у каждого ученика чувства хозяина.

• Создание условий обучающимся с высокой готовностью к обучению, необходимыми способностями и прилежанием, для получения образования на повышенном уровне.

• Разработка и апробация организационно-педагогической и учебно-технологической документации, необходимой для реализации социально-экономического и информационно – технологического (другого) профиля обучения.

• Разработка и апробация технологий обучения в профильных классах и выявление условий их эффективности.

• Разработка вариантов организационно-управленческой структуры, а также адекватной технологии управления образовательным процессом.

• Оформление проектных идей учителей и обучающихся в проекты и реализация локальных проектов разного типа.

• Совершенствование управления инновационным процессом с целью дальнейшего развития проекта образовательного учреждения - модели школы.

• Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья детей, обучающихся в школы.


3.1. Актуальность школьного образования

Концепция отражает новый этап в развитии школы, характеризующийся ее перерастанием в учреждение, с классами различного вида (прогимназического типа, социально-экономического и информационно-технологического профиля)

Альтернативой традиционной школе становятся образовательные учреждения нового типа - вариативные, открытые, устраняющие «одинаковость» образования и в то же время обеспечивающие освоение воспитанниками общекультурного образовательного ядра, организующие обучение с учетом задатков, склонностей, способностей и интересов детей, достигнутого ими уровня развития и обученности и воспитанности. Они ориентируются, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские ожидания, а с другой - на требования федеральных образовательных стандартов.

3.2. Представления о выпускнике школы и качестве образовательного процесса

Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.

Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.

Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:

• формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;

• развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;

• происходит обучение иностранным языкам на уровне, достаточном для любой профессиональной деятельности и различных видов коммуникаций;

• эффективно сочетается углубленное изучение иностранного языка с изучением других образовательных областей и предметов без перегрузки учащихся;

• в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;

• не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.


3.3. Основные положения концепции школы

Концепция школы опирается на следующие положения:

1. Исторически школа - это учебное заведение, в котором обучающиеся изучали классические, гуманитарные дисциплины, основы политики, философии, литературы, одновременно серьезно занимаясь гимнастикой, усовершенствованием красоты тела.

Современная школа - общеобразовательное учреждение, обеспечивающее получение среднего (полного) образования повышенного уровня, необходимого для продолжения обучения в университетах и других высших учебных заведениях.

2. Профильная направленность обучения определяется ориентацией на определение сферы деятельности, к которой принадлежит класс родственных по типу профессий, соответствующих видам взаимодействия человека с окружающим миром:

- Социально-экономический профиль синтезирует базовые инвариантные характеристики социально-гуманитарного, информационно-технологического и эколого-экономического профиля и предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей профессий типа «человек - человек», «человек - знак», «человек - природа», «человек - техника». К таким качествам и характеристикам относятся: способность к саморазвитию, социальная активность, независимость убеждений, экологическая ответственность, креативность, способность к самоанализу, алгоритмичность деятельности, информационная культура, коммуникабельность, эстетический вкус.

Обучение в рамках социально-экономического профиля готовит ребят к предпринимательству и менеджерской деятельности, при этом мы исходим из следующего понимания:

а) предпринимательство - это тип поведения, а предприниматель - тип творческого работника, основными качествами которого являются творческая созидательная активность, способность принимать решения, выходить за пределы привычного и видеть в привычном проблему, осуществлять целенаправленный поиск возможностей и инноваций;

б) основу современного менеджмента составляет работа с людьми, а инвариантными характеристиками личности менеджера являются интеллигентность, конкурентоспособность, творческий потенциал, высокие нравственные и гражданские качества, интеллект и широкая общая культура;

в) образованность - это основа конкурентоспособности и предпринимательских возможностей человека, которая проявляется в способности учиться, добывая новые для себя знания; воспроизводить стандартный набор информации по базовым образовательным областям и вариативным учебным курсам; ставить и решать задачи в различных предметных сферах на творческом уровне применения знания.

- Информационно – технологический профиль:

Предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей профессий типа «человек-знак» и «человек-техник». К таким характеристикам относятся: способность к саморазвитию, к самоанализу, алгоритмичность деятельности, информационная культура.

Обучение в рамках информационно-технологического профиля готовит ребят к получению образования в различных областях науки и техники.

Главным является формирование у выпускника ключевых компетенций, позволяющих в дальнейшем самореализоваться в постоянно меняющемся мире, т.к. на современном этапе развития общества информатизация и информационные технологии играют решающую роль во всех жизненных сферах. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, владение программным инструментарием работы с информацией является важнейшей составляющей информационной культуры человека.

3. Образовательный процесс в школы должен предусматривать передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только познание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации.

4. Обучение в школы должно быть профильным в основном на третьей ступени (10-11-е классы), когда в учебном плане появляются новые, нетрадиционные учебные предметы и курсы по выбору, отражающие тип профилизации. В связи с этим на второй ступени (5-9-е классы) обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам, предусматривающим перенос части содержания учебного материала из программ 10-11-х классов в 5-9-е классы на доступном для соответствующего возраста детей уровне. Содержание обучения в начальной школе (1-4-е классы) для всех обучающихся носит общий характер. Оно включает в себя вариативные учебные курсы, предназначенные для формирования начальных представлений учащихся, которые позволят затем сделать им осознанный выбор профиля обучения.

5. Важнейший принцип работы школы - ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это выражается в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня самостоятельности обучающихся в своей учебной деятельности, в использовании в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов.

6. Основополагающие педагогические законы школы - уважение к личности ученика, восхождение к индивидуальности каждого, стремление оказать любую поддержку ученику, развивая его способности; демократический стиль в организации образовательного процесса.


4. Цели и задачи деятельности школы в 2007–2010 годах

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.

Цель: анализ и реализация образовательных инициатив и оформление их в локальные проекты.

Задачи:


1. Провести семинар «Проектирование образовательных подсистем, образовательных программ и исследование возможностей новых образовательных технологий».

2. Объявить конкурс проектов образовательных подсистем и образовательных программ образования.

3. Провести экспертизу конкурсных проектов.
5. Основной этап в 2010–2012годах.

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Задачи:

1. Конструирование педагогических ситуаций, которые требуют от учащихся действий по самоопределению и самореализации.



2. Разработка инструментария для диагностики самоопределения обучающихся в ходе образовательного процесса.

3. Исследование возможностей применения новых образовательных технологий.

4. Внедрение в практику проектов новых образовательных подсистем и образовательных программ гимназического образования.

5. Организация защиты рефератов всех участников опытно-экспериментальной работы (руководители проектов подсистем; авторы образовательных программ; исследователи новых образовательных технологий).


6. Обобщающий этап в 2012–2015 годах.

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Цель: оценка ожидаемых результатов опытно-экспериментальной и исследовательской работы, определение перспективных направлений развития школы.

Задачи:


1. Проведение конференции «Содержание образования в подсистемах школы».

2. Проведение семинара «Активные формы обучения».

3. Осуществление рефлексии деятельности участников образовательного процесса, реализовавших проекты подсистем, локальные образовательные программы и использовавших в работе новые образовательные технологии.
5. Ресурсное обеспечение развития школы

5.1. Кадровое обеспечение

В штатное расписание школы ввести должности заместителя директора по научно-методической работе, заместитель директора по безопасности.

Ввести дополнительно ставки педагогов дополнительного образования, социального педагога, психолога, логопеда, секретаря учебной части.

5.2. Перспективы развития материально-технической базы

В ближайшие пять лет предполагается:



- строительство новой типовой школы;

- создание новых, современно оборудованных кабинетов и других помещений.