Скачать 185.6 Kb.
Дата07.11.2018
Размер185.6 Kb.
ТипПрограмма

Программа: «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Сармановского муниципального района на 2016 2018 годы»


Утверждена

Советом

отдела образования

пр. №


от -----------------------г.


ПРОГРАММА:




«Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи

Сармановского муниципального района

на 2016 – 2018 годы»




СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

I. Общие положения.

II. Состояния духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи в Сармановском муниципальном районе

III. Концепция: Современная идеология духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи:

III.1. Теоретико-методологические основы системы духовно-нравственного воспитания личности.

III.2I. Проблемы духовно-нравственного воспитания

IV. Нормативно-правовая база.

V. Цель и задачи Программы

VI. Сроки и этапы реализации Программы.


VII. Мероприятия по реализации муниципальной программы

«Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи

Сармановского муниципального района РТ».


I. Общие положения

Программа разработана на 2016-2018 годы, которые должны стать решающими для становления действенной системы духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Сармановского муниципального района Республики Татарстан.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе углубления его гуманистической направленности, всемерного использования педагогического потенциала отечественных и национально-культурных традиций и современного передового опыта.

Принятие программы не может изменить сложившуюся социальную ситуацию, которая оказывает серьезное влияние на процесс духовно-нравственного воспитания, но может содействовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.



II. Анализ состояния духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи в Сармановском муниципальном районе Республики Татарстан


На сегодняшний день район обладает значительными исходными ресурсами для обновления и дальнейшего развития системы воспитания детей и молодежи, наработанными в предыдущие годы:

- высокое общественное внимание к проблемам воспитания;

- государственная поддержка кадров сферы воспитания;

- учреждения дополнительного образования детей достойно выполняют свою роль в воспитании и социализации личности детей, весьма успешно представляют район в республиканских масштабах.

Ори­ги­наль­ный опыт вос­пи­та­ния лич­но­сти фор­ми­ру­ет­ся в уч­ре­ж­де­ни­ях но­во­го ти­па. Гим­на­зии(Джалильская и Сармановская) вно­сят боль­шой вклад в формирование у уча­щих­ся на­вы­ков нрав­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния, при­ви­тие и раз­ви­тие на­вы­ков аде­к­ват­ной са­мо­оцен­ки, ин­тел­лек­ту­аль­ных на­вы­ков, в вы­бо­ре сфе­ры про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти, наи­бо­лее пол­но реа­ли­зую­щей склон­но­сти и спо­соб­но­сти уче­ни­ка.

Важное место в духовно-нравственном воспитании детей и подростков играет краеведческая, музейная деятельность учащихся.

При всех выше отмеченных положительных тенденциях развивающейся системы воспитания в районе необходимо указать, что она нуждается в качественном преобразовании и более высокой эффективности воспитательных влияний на духовно-нравственное совершенствование молодого поколения. В чем же видятся главные направления такого преобразования и неиспользованные резервы, учитывающие специфику нашего района?

I. При этом следует выделить важнейшие направления воспитания, которые укрепляют его нравственные устои и ценности:

- усиление воспитания девушек как будущих матерей и «хранительниц семейного очага», способных передавать из поколения в поколение нравственные ценности своего народа;


  • воспитание подлинной мужественности у юношей, неприятия норм превознесения культа физической силы, свободной от нравственных императивов, граничащего с кодексом криминального поведения; стремления к самореализации и к высоким достижениям как в труде, так и в создании полноценной семьи и выполнении роли отца; ответственного отношения к выполнению воинского долга по защите своего Отечества.

Эти важные аспекты воспитания социально-ориентированной личности требуют их реализации, начиная с самого раннего возраста. Достаточно вспомнить слова великого татарского просветителя К. Насыри, который в свое время справедливо утверждал: «Знания, полученные в детстве, подобно орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнется, покуда он тонок».

II.Одним из актуальных направлений духовно-нравственного воспитания следует назвать реализацию комплекса эффективных профилактических мер, препятствующих разрастанию социально-негативных явлений в среде учащейся молодежи.

III. Значительное ослабление воспитательной роли семьи как основного места развития нравственных начал ребенка. Разрастающееся явление безнадзорности детей, а то и социального сиротства, рост числа неполных семей выступают одной из главных причин духовно-нравственной дестабилизации общества.

III. Концепция: Современная идеология духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи

I. Теоретико-методологические основы системы духовно-нравственного воспитания личности


В условиях обновления общества

духовно-нравственное воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом.

Общей целью духовно-нравственного воспитания личности в соответствии с данной концепцией предлагается признать социально-нравственное развитие личности, обладающей социальной активностью гражданина России, высоким уровнем нравственной культуры, способствующей оптимизации его социально-нравственного становления в процессе эффективного освоения диапазона социальных ролей. Одна из основных идей концепции заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социально-нравственное становление, которое представляет из себя процесс формирования социальной готовности личности к жизнедеятельности в определенном статусе на разных уровнях развития личностной композиции социально-ценностных и нравственных отношений. Статус же определяет и набор социальных ролей, т.е. в процессе социального становления при достижении различных уровней социальной готовности формируется статус социально-ориентированной, нравственно-волевой личности.
II. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения и общая стратегия их решения

За последние годы наметились положительные тенденции, определяющие перспективы развития нравственного воспитания как приоритетной сферы социальной жизни страны. Реализуется комплекс федеральных программ, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Формируется социальный запрос на эффективные воспитательные системы, технологии, средства. Ведется работа по повышению социального статуса педагогических работников.

Улучшается оснащение образовательных учреждений современными техническими средствами и оборудованием. Создаются реальные условия для проявления творческих способностей молодых людей в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив. Современные дети и молодежь больше информированы о процессах, происходящих в различных областях науки, техники и социальной жизни; динамично овладевают современными коммуникационными продуктами и технологиями; более критично воспринимают воспитательные воздействия. В молодежном общественном движении особое место занимают проблемы толерантности, противодействия терроризму, воспитания в духе мира и взаимопонимания между народами, охраны окружающей среды, здорового образа жизни, досуга, защиты своих прав. В образовательных учреждениях развиваются ученические органы самоуправления. Однако, вместе с тем необходимо отметить факторы, снижающие эффективность воспитательной работы образовательного учреждения.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным стихийным фактором влияния на жизненные установки и мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской и молодежной среде.

Институт семьи не обеспечивает полноценное духовно-нравственное воспитание детей практически, семья утратила контроль за свободным временем детей и подростков, проигрывает во влиянии на личность другим факторам социализации. Повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка за последние десятилетия существенно сократила время их общения с детьми. В семьях укоренились нежелательные для продуктивного воспитания жизненные стратегии и сценарии, связанные с личным успехом, достигнутым любой ценой, в том числе, безнравственными средствами. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Остаются высокими показатели социального сиротства, числа семей, пренебрегающих своим родительским долгом.

Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий.

Таким образом, в современном обществе назрела необходимость решения стратегических задач, направленных на:


  • повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания;

  • усиление воспитательного потенциала всех социальных институтов;

  • координацию действий различных министерств и ведомств, государственных и общественных организаций по созданию условий для духовно-нравственного, гражданского становления подростков, подготовки их к жизненному самоопределению в пользу гуманистических ценностей.



IV. Нормативно-правовая база:





  • Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012 № 273;

  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года»;

  • Постановление КМ РТ от 16.09. 2014 №666 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и молодежи Республики Татарстан»;

  • Постановление КМ РТ от 17.06. 2015 №443 «Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы.


V. Цель и задачи Программыв


Целью программы является обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи путем повышения ответственности всех социальных институтов; определения приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания; обеспечения комплекса неотложных практических мер в целях привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания .

Для реализации этой цели представляются актуальными следующие задачи:

Образование единой воспитательной среды, с актуализацией особого внимания на повышении статуса семейного воспитания и ответственности родителей (или их законных представителей) и преодолении негативного влияния «улицы»;

Совершенствование и обновление содержания процесса духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи района в следующих его компонентах:

приоритетное развитие у детей и учащейся молодежи в процессе духовно-нравственного воспитания качеств толерантности ;


  • разработка и внедрение специализированных программ духовно-нравственной реабилитации детей и учащейся молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации,

  • углубление взаимосвязи духовно-нравственного и трудового воспитания детей и учащейся молодежи как условия формирования личности с развитыми качествами конкурентоспособности, ответственного и творческого отношения к труду и будущей профессии;

Совершенствование информационного обеспечения в области духовно-нравственного воспитания;. формирование у детей и учащейся молодежи избирательного отношения к деятельности средств массовой информации и коммуникации, продуктам рекламы и массовой культуры; внедрение новых коммуникационных технологий в воспитательный процесс, формирование научно обоснованной базы данных по мониторингу результатов воспитания/

VI. Сроки и этапы реализации Программы.


Первый этап : 2016год
Второй этап: 2017 год

Третий этап: 218год

Приложение 1
VII.Мероприятия по реализации республиканской программы

«Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи

Сармановского муниципального района Республики Татарстан»







Наименование мероприятий

Исполнители

Сроки исполнения

Ожидаемые результаты




Духовно-нравственное воспитание в семье



1


Организация совещаний, семинаров директоров и заместителей директоров школ по воспитательной работе по вопросам взаимодействия образовательных учреждений с семьями учащихся (воспитанников) по духовно-нравственному воспитанию.

Отдел образования


4 раза в год

2016-2018гг



Распространение позитивного опыта работы образовательных учреждений с семьями обучающихся




2

Ведение электронного учета несовершеннолетних ,воспитывающихся в СНС.

Отдел образования,ОУ

2016-2018гг




Аналитическая информация по обозначенной проблематике




3

Координация и контроль деятельности УО по организации психолого-педагогического образования родителей (родительские университеты, лектории, школы для родителей с учетом возраста детей, семинары, родительские чтения, конференции, сходы, собрания и др.).

Отдел образования

Весь период

Повышение эффективности организации деятельности по педагогическому сопровождению семейного воспитания, увеличение охвата родительским всеобучем




4

Координация и контроль за проведением в ОУ традиционных всероссийских праздников:

  • день пожилого человека;

  • день матери;

  • международный день семьи.

Отдел образования

По особому плану

Повышение статуса «Материнства», семьи в целом.

Выработка уважительного отношения к людям старшего возраста






5

Участие в республиканском конкурс методических разработок и авторских программ по семейному воспитанию

Отдел образования,

ОУ


По особому плану







6.

Организация и проведение

-родительских собраний по вопросам профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях;

- Конкурса творческих работ (сочинений, эссе и др.) воспитанников, родителей, педагогов, педагогических коллективов УДОД «Мой дом – моя крепость».

- IV научно-технической конференции по защите семейных проектов «Изобретатель и рационализатор XXI века».



Отдел образования,

ОУ


ежегодно

Формирование культуры знаний родителей по обозначенной тематике

Повышение значимости семейного воспитания, авторитета семьи






7.

Организация Школы толерантности и ненасилия (комплекса обучающих и тренинговых занятий) для учащихся средних и старших классов. Примерная тематика занятий: «Освоение основных понятий», дискуссия «Справедливо ли делить людей на достойных и недостойных? Какова твоя позиция по отношению к людям, оказавшимся на социальном «дне»?», «Скажем «нет» равнодушию!», «Что мы можем сделать для преодоления межнациональных конфликтов?», деловая игра «Защита программ по сохранению и распространению своего языка и культуры» и др.

классные руководители



В соответствии с планом образовательных учреждений

Формирование

ориентации

детей на ценности ненасилия, толерантности,

справедливости,

законности, развитие позиции активного отношения к преодолению явлений интолерантности в

обществе, школе, ученическом коллективе






8.

Проведение цикла классных часов для учащихся подросткового возраста по проблеме «Каким я себя вижу?» (Темы: «Мои увлечения», «Я в поле выбора ценностей», «Принять себя», «Формирование толерантности к себе», «Я и другие» и др.)

Классные руководители образовательных учреждений

В соответствии с планом работы классного руководителя

Определение

и поддержка самобытности

детей, формирование ценностного от-

ношения к своей личности, стимулирование

самоанализа

подростками

своего отношения к окружающим.





9

Организация коммуникативных тренингов и игровых программ на тему «Школа общения».

Школьные психологи, классные руководители, родители учащихся

По плану работы школы

Развитие коммуникативной

культуры личности, умений

вести культурный диалог,

стимулирование самопознания и формирование

умения терпимо воспринимать ин-

формацию о

себе от других.





1

0


Реализация программы воспитания толерантности у старшеклассников через организацию цикла занятий в различных организационных формах: дискуссия «Что значит быть толерантным?», тренинговое занятие «Толерантная и интолерантная личность», дискуссия «Последствия агрессивного поведения», тренинговое занятие «Быть толерантным в общении», мини-игры «Учимся толерантности», конкурс на самого толерантного старшеклассника и др.

Классные руководители, школьные психологи

По плану работы школы

Формирование у старшеклассников качеств

толерантности,

воспитание в

духе терпимости, эмпатии,

доброжелательности, чуткости





11

Организация на базе школ системы работы с родителями учащихся, имеющих отклонения в поведении, в форме лектория, цикла бесед, семейных вечеров. Примерная тематика занятий: «Семейный климат как основа нравственного и психического здоровья ребенка»; «Семейные конфликты – путь к разрушению личности ребенка»; «Трудности воспитания детей в неполной семье»; «Неблагополучная семья – общая социальная проблема»; «Как правильно любить ребенка?»; «Родительский диктат и его негативные последствия»; «Правовые основы родительской ответственности» и др.

Школьные педагоги и психологи

По плану ОУ

Повышение уровня нравственной и правовой ответственности родителей, не справляющихся с воспитанием детей; активизация родительской общественности в деле содействия судьбе трудных детей




12

Мероприятия по организации досуга детей и подростков с девиантной направленностью через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования, подростковых клубов (спортивные секции, технические кружки, художественно-музыкальные студии и др.).

Педагоги учреждений дополнительного образования

В течение годы, по плану работы УДО

Постепенное вытеснение из жизни ребенка и подростка асоциальных привычек и настроений негативизма за счет усиления позиции увлеченности деятельностью по интересу (художественной, технической, спортивной и пр.), приводящая к ресоциализации

1

3


Работа по организации занятости детей и подростков в каникулярное время

отдел образования образовательные учреждения

ежегодно

Социализация и интеграция детей в современную систему социально-экономических отношений. Формирование товарищеских отношений, коллективизма, взаимной требовательности

14

Размещение материалов о проведенных мероприятиях в СМИ и на сайтах ОО и ОУ.

отдел образования образовательные учреждения

ежегодно

Обобщение и распространение ППО.

15

Участие в республиканских конкурсах социально-значимой направленности.

отдел образования образовательные учреждения

ежегодно

Воспитание физически и нравственно здоровых людей, готовых обеспечивать жизнеспособность нашего общества

16

Проведение выставок и показательных ярмарок, представляющих лучшие образцы поделок, творческих работ, выполненных учащимися

отдел образования образовательные учреждения

ежегодно

Привитие привычки к труду. Воспитание бережного отношения к национальной культуре

17


Разработка и реализация социально-значимых проектов в системе детских и молодежных общественных организаций

отдел образования образовательные учреждения

ежегодно


Социализация детей и интеграция их в реальное общество

18

Развитие сети кружков, клубов по интересам в образовательных учреждениях

отделы образования , образовательные учреждения

ежегодно

Проявлению активности, творчества

19

Стимулирование участия учащихся в практических делах, благотворительностью (помощь ветеранам войны, престарелым людям, детям, находящимся в приютах и детских домах и др.)

отдел образования образовательные учреждения

регулярно

Воспитание трудолюбия.

20

Реализация комплекса мероприятий в рамках благотворительной деятельности

отдел образования образовательные учреждения

ежегодно

Раскрытие добрых дел детей и взрослых, формирование установки-милосердие и благотворительность как норма и образ жизни

21.

Участие в республиканских конкурсах «Классный руководитель года», «Педагог дополнительного образования», «Лучший отрядный вожатый»

отдел образования образовательные учреждения

ежегодно

Повышение статуса воспитания и воспитателя в Республике Татарстан

22

Участие в республиканском смотре творческих лабораторий классных руководителей

отдел образования образовательные учреждения

ежегодно

Создание творческих лабораторий у большинства классных руководителей. Создание сайта «Творческая лаборатория классного руководителя»

23

Создание в ОУ уголков, музеев «История и культура родного края»

Руководители муниципальных учреждений образования

В ходе реализации Программы

Изучение истории родного края. Развитие у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности. Создание научных обществ


Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа: «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Сармановского муниципального района на 2016 2018 годы»

Скачать 185.6 Kb.