Скачать 250.48 Kb.
Дата27.09.2018
Размер250.48 Kb.
ТипПрограмма

Программа разработана в соответствии с





Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 081100.68 "Государственное и муниципальное управление", обучающихся по магистерской программе «Управление образованием», изучающим дисциплину «Разработка и принятие управленческих решений».
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «Магистр» , приказ МОиН РФ от 15 февраля 2010 г. N 123

Проектом образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" по направлению подготовки 081100.68 "Государственное и муниципальное управление»

Образовательной программой направления 081100.68 "Государственное и муниципальное управление" подготовки магистра для магистерской программы «Управление образованием»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистра 081100.68 "Государственное и муниципальное управление" по программе «Управление образованием», утвержденным в 2011г.


1Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Разработка и принятие управленческого решения» является развитие культуры применения системного подхода принятия эффективных управленческих решений в различных проблемных ситуациях с учетом реальных запросов и ограничений ситуаций развития образовательных организаций.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- сущностные признаки проблемной ситуации и управленческого решения;

- этапы и специфику процесса принятия управленческого решения;

- варианты классификации управленческих решений;



  • основные модели и технологические подходы к принятию управленческого решения;

  • основные понятия, позволяющие осуществлять информационную и коммуникативную поддержку процесса реализации управленческого решения;

  • факторы, способствующие повышению и снижению эффективности управленческого решения;

  • особенности принятия управленческих решений с учетом специфики образовательной организации

уметь:

- анализировать сущность сложившейся проблемы;

- выявлять граничные условия и критериальные требования к принимаемому решению;

- осуществлять объективную оценку множества альтернативных вариантов решения;

- принимать решение в его проектной полноте;

- организовывать обратную связь по оценке качества принятого решения.



обладать навыками:

- анализа сущности проблемной ситуации;

- использования case-study как метода анализа проблемной ситуации и группового поиска варианта решения

- применения различных моделей принятия управленческих решений;

- экспертного оценивания качества принятия управленческого решения;

- организации прямой и обратной связи при принятии и реализации управленческих решений.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Компетенция общественного служения, этического поведения,



ОК-1/3

Демонстрирует понимание того, что

  • осознание и реализация личностных, коллективных, социальных и государственных интересов в собственной деятельности;

Демонстрирует осознание социальной значимости своей профессии.

Проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение.

Критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты.


Коллоквиумы, проектная деятельность .

Семинарские занятия, технология критического мышления, дискуссионные технологии






Компетенция конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями

ОК-3

Демонстрирует

  • понимание места диалогов в общем контексте общественного развития;

  • понимание задачи и возможности диалогов, как способа согласования интересов;

  • способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими;

  • осуществлять собственную образовательную деятельность в логике методов самообразования и совместной организации учебной деятельности;

  • готовность к рефлексивной деятельности;

  • понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций, деятельности;

  • готовность к компромиссам для достижения результата.

Семинарские занятия с применением технологий критического мышления; проектная деятельность, дискуссионные технологии

Компетенция применения коммуникативных технологий и средств

ОК-6

Использует для решения коммуникативных задач (общения, обмена информацией, организации совместной творческой деятельности) современные технические средства и информационные технологии.

Демонстрирует готовность к трансляции освоенного содержание и методов в общественно-профессиональное сообщество; кооперации с коллегами, понимание и объяснение выгодности кооперативных действий, работе в коллективе



Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии

Компетенция постановки проблем

ОК-9

Демонстрирует:

  • умение структурировать проблемное пространство;

  • оценивать и выбирать альтернативы;

  • сознательно использовать для осмысления, анализа и проектирования собственной практической управленческой деятельности системный, процессный, ситуативный, институциональный, проектный и культурологический подходы

Проектная деятельность, подготовка аналитических записок по нормативным документам .

Компетенция аналитической работы

ОК-10

Владеет:

  • методами реферирования текстов;

  • текстологическими методами извлечения знаний.

Применяет методологию системного анализа.

Демонстрирует умение:

формировать и представлять обзоры, отчеты и доклады, проекты информационных сообщений;


  • формировать экспертную оценку реальных управленческих ситуаций.

Семинарские занятия, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Компетенция критического анализа

ОК-15

Критически оценивает информацию и конструктивно принимает решение на основе анализа информации.

Критически анализирует возможности, как личностные так и организации и\или системы .



Технология критического мышления, проектная деятельность.

Обладать способностью к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления

ПК-1

Демонстрирует способность к

разработке и реализации эффективных управленческих решений в планировании деятельности образовательной организации, мотивирования сотрудников, организации их деятельности, контроля и мониторинга качества.




Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Уметь планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона

ПК-6

Демонстрирует:

  • знания основных направлений стратегического развития государства в общем и системы образования в частности;

  • понимание происхождения институтов, являющихся основанием для формирования правил и традиций

  • навыки анализа и оценивания социальных и экономических программ и их презентации.

Проектная деятельность, дискуссионные технологии

Владеть навыками использования инструментов институционального подхода к анализу экономической политики

ПК-8

Демонстрирует :

  • знание основных инструментов экономической политики, их воздействия на экономику;

способность выявлять и анализировать актуальные проблемы и тенденции в области управления образованием;

  • понимание причин институциональных реформ;

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

  • способность создавать и редактировать тексты профессионального назначения с использованием логики институциональной теории;

Объясняет необходимость сравнения культурных традиций в целях воспитания толерантного восприятия социальных и культурных различий и может выделять критерии для такого сравнения.

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии; технологии критического мышления

Понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции

ПК-10

Обосновывает:

  • усиление интенсивности процессов демократизации политической власти, повышение роли в воздействиях на образовательную политику общественных движений и неполитических объединений;

  • тенденцию к автономизации образовательных организаций, децентрализации управления образовательной системой;

  • тренд на процессы интеграции в мировое образовательное пространство через определенные институты глобального уровня, рост воздействия международных проблем на конкретную политику в регионе (стране), законодательные основы в образовательной политике отдельных стран.

Демонстрирует способность комплексной оценки проблемной ситуации или процесса

Коллоквиумы, дискуссионные технологии

Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников

Уметь использовать ИТ для решения различных исследовательских и административных задач



ПК12\14

Демонстрирует умение оценивать:

  • надежность (авторитет) информационного источника;

  • достоверность (гарантию подлинности документной фиксации);

  • прозрачность (авторизованность, прослеживаемость) информационных коммуникаций.

  • способность работать с информацией в контексте учебного курса в глобальных компьютерных сетях;

Демонстрирует умение формировать рациональные формы организации баз данных.

Владеет информационными технологиями и использует их для решения поставленных задач.

Самостоятельно осваивать обновляющийся контекст профессиональной управленческой деятельности в сфере образования (содержание образования, динамика субъектного состава, сущность образовательного процесса, образовательные технологии и т.д.);


Проектная деятельность, ролевые игры




2Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному блоку дисциплин и является обязательной дисциплиной (базовая часть).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах рабочего учебного плана:

«Управление образовательными системами», «Теория и механизмы современного государственного управления» .

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Необходимыми общенаучными исследовательскими компетенциями, связанными с применением системного, процессуального, личностно-деятельностного, культурологического подходов к анализу развития организаций;

Основами представлений о содержании управленческой деятельности в образовательной системе и сущности возможных проблем в ее развитии;

Основами различных концепций развития личности в образовательной системе;

Особенностями подготовки и представления обзоров, отчетов и докладов, проектов информационных сообщений;

Способностью выявить данные, необходимые для анализа проблемной ситуации; осуществить сбор данных и их обработку;

Способностью выявить и проанализировать актуальные проблемы и тенденции в области управления образованием;

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех дисциплин управленческого цикла, в частности:

Институциональные предпосылки образовательной политики;

Управление инновациями и социальными изменениями;

Клиентоориентированные образовательные организации. .


3Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Теория и практика разработки управленческих решений: история становления, основные научные подходы.

16

4

2

10

2

Природа процесса принятия управленческого решения

15

3

2

10

3

Классификация управленческих проблем и типология управленческих решений, особенности управленческих проблем в образовательных организациях

17

3

4

10

4

Рациональное решение проблем.

15

3

2

10

5

Анализ факторов, влияющих на процесс принятия решения.

17


3

4

10

6

Модели и методы принятия решений

15

3

2

10

7

Методы прогнозирования и сценарии описания развития ситуации, экспертная оценка. Управление качеством процесса принятия управленческого решения

18

4

4

10

8

Человеческий фактор и организационная культура в аспекте принятия управленческих решений.

16

4

2

10

9.

Анализ кейсов принятия управленческих решений.

39

3

6

30

10

Контрольная работа

12




2

10




ИТОГО

180

30

30

120

Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры **

1

2

3

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*







Понятийный анализ текста, тестовый контроль представлений о содержании методов, общие представления о природе управленческого решения, методы принятия управленческого решения. 90 минут. 30 баллов.

Решение кейсов принятия управленческих решений

*

*




Анализ и решение на выбор обучающегося не менее 4 кейса из 8-ми предложенных. 20 – 40 баллов.

Составление кейса ситуации необходимости принятия управленческого решения (Эссе)




*




Выявление, описание и решение актуальной управленческой проблемы на основе изученных методов (1-3 ситуации). 10 – 30 баллов.

Контроль основания базовых методик принятия управленческих решений

*

*




Демонстрация владения методом на занятиях (или освоение в ходе самостоятельной работы) на основе контрольных карт, 5 карт по 2 балла. до 10 баллов.

Экзамен




*




Тест, 10 вопросов, решение двух управленческих ситуаций. До 40 баллов .



3.1Критерии оценки знаний, навыков




Итоговый контроль по курсу – Экзамен. Итоговое оценивание знаний включает накопленные баллы на занятиях и баллы, полученные на экзамене. Накопленная оценка имеет вес в 60% в итоговой оценке. Экзамен выставляется «Автоматом», если студент набрал по накопленной оценке не менее 79 баллов.

  • 90 баллов и более – 10/5

  • 80 баллов – 89 баллов - 9/5

  • 70 – 79 баллов - 8/5

  • 60 -69 баллов – 7/4

  • 50 -59 баллов- 6/4

  • 40 - 49 баллов- 5/3

  • 30- 39 баллов- 4/3

  • Менее 30 баллов- 3/2


Накопительные баллы можно получить при выполнении следующих работ (работы выполняются на занятии или к назначенному сроку):

Контрольная работа – 30 баллов;

Анализ и решение на выбор обучающегося не менее 4 кейса из 8-ми предложенных. 20 – 40 баллов.

Выявление, описание и решение актуальной управленческой проблемы на основе изученных методов (1-3 ситуации). 10 – 30 баллов

Демонстрация овладения базовыми техниками (методы, модели) принятия управленческого решения, на занятиях на основе контрольных карт. 10 баллов.
Примечание 1 – Разработка управленческого решения на основе кейса.

1. Должен быть произведен детальный анализ описанной ситуации, выявлены проблемы, выбрана и обоснована проблема для решения, определены критерии и ограничения для решения проблемы.

2. Должны быть выявлены не менее трех возможных альтернатив при решении проблемы.

3. Должна быть выбрана на основе критериев и ограничений одна из альтернатив, обоснован выбор альтернативы с использованием известных методов.

4. Разработано управленческое решение, выявлены риски и допущения.

5. Решение оформлено в виде управленческого документа (перечня документов для сложных кейсов с выделением и оформлением базового решения).


Примечание 2 – Как должен быть написан кейс (эссе)
1. В кейсе необходимо описывать одно событие, взятое из реальной образовательной. Событие должно содержать проблемную ситуацию (одну или несколько), которая требует принятия управленческого решения.

Описание строится из роли "эксперта-очевидца" (the expert witness role), и "поставщика фактов" (the "get the facts out" role).Изложенная в кейсе ситуация должна быть понятна читателю до мельчайших подробностей. Описание дается в процессуальной логике, в которой ясна последовательность развития события и его основные участники.

2. Кейс-материал должен содержать не только фактологический, но и личносный анализ, то есть содержать высказывания участников ситуации (сотрудников организации) относительно рассматриваемой проблемы.

3. В кейсе может приводиться необходимая дополнительная информация

В качестве комментария может быть дана информация об развитии макросистемы, об образовательной организации, ее персонале, конкретные цифры, результаты и итоги работы, используемые технологияи и прочие сведения, которые могут и не иметь прямого отношения к решаемой проблеме. Справочный материал, используемый в иллюстративных целях, должен быть вынесен в приложения. Обязательно давать ссылки на источник информации.

4. Язык описания.

Для описания используется живой литературный язык, рекомендуется клиповая краткая модель описания с использованием различных вариантов текстового формата.

5. Приложение.



Должно быть предложено авторское видение возможного эффективного управленческого решения.

4Содержание дисциплины





  1. Теория и практика разработки управленческих решений: история, основные научные подходы.


Лекция. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении. Основные научные подходы, применяемые при разработке управленческих решения: системный подход, процессуальный, личностно- деятельностный, культурологический, ситуационный анализ (общий обзор).

Семинар. Проблемно-ситуационный анализ. Case-study – общая характеристика метода. Анализ трех кейсов из различных областей принятия решений. Притча, миф, анекдот как кейс. Кейс «Поездка в атлантиду».


  1. Природа процесса принятия управленческого решения.


Лекция. Решение как выбор альтернативы. Решения в обыденной жизни человека. Психология принятия решения. Мотивация успеха и избегания неудачи при принятии решения. Решения, типичные для функции управления: планирование, организация деятельности, мотивация, контроль. Движущие силы процесса принятия решения. Протекание процесса. Лица, ответственные за принятие решения. Компромиссы. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях. Структура управленческого решения. Форматы управленческого решения в отечественной практике.

Семинар. Тренинг принятия управленческих решений с соблюдением заданного формата решения. Деловая игра «Ловля Рыбы». Критика предложенных решений.


  1. Классификация управленческих проблем и типология управленческих решений.


Лекция. Понятие управленческой проблемы. Четыре типа управленческих проблем по П.Друкеру . Типология управленческих решений. Стратегические решения (роль различных форм целеполагания в принятии стратегических решений. Реактивные и про-активные решения. «Простые решения». Искусство не принимать решение. Взаимосвязь коллективных и индивидуальных решений.

Семинар. Построение типологии управленческих проблем на основе анализа программных документов развития системы образования. Классификация управленче6ских проблем в личностно-управленческом стиле.


  1. Рациональное решение проблем.


Лекция. Этапы рационального решения проблемы: диагностика проблемы (релевантная информация и данные по проблеме); формулировка граничных условий и критериев принятия решения; определение альтернатив (понятие о поле альтернатив); оценка альтернатив; выбор альтернативы, реализация и обратная связь.

Семинар. Анализ конкретной ситуации с применением модели рационального решения ситуации. Кейс «Неудачное интервью».


  1. Анализ факторов, влияющих на процесс принятия решения.

Лекция. Личностные оценки и приоритеты менеджеров при принятии решений. Поведенческие ограничения при принятии решений. Организационная культура как фактор принятия решения. Определенность или неопределенность ситуации. Проблема принятия решения в условиях риска. Классификация рисков при принятии решения, проблема оценки риска. Время и изменяющаяся внешняя среда принятия решения. Информационные ограничения. Экологические факторы принятия решения.

Семинар. Анализ конкретной ситуации с учетом личностных факторов поведения руководителей. Кейс «Колесо инноваций», Кейс «проблема учредителя»


  1. Модели и методы принятия решений.

Лекция. Моделирование. Необходимость разработки моделей. Виды моделей, применяемых при принятии решения. Аналоговые модели. Жесткие и мягкие системы при моделировании. Общий обзор математических моделей. Процесс построения модели. Применение модели. Обзор общих моделей, применяемых в управлении: теория игр, модель очереди, модель управления запасами, модели линейного и нелинейного программирования. Имитационное моделирование. Экономический анализ ситуации.

Методы принятия решения. Методы многокритериального выбора. Графоаналитический метод. «платежная матрица», «матрица равноценного обмена», «дерево решений». Логика простых решений.


Семинар. Отработка отдельных методов в ходе решения управленческих задач и анализа конкретных ситуаций.


  1. Методы прогнозирования и сценарии описания развития ситуации.

Лекция. Прогнозирование как метод управления. Количественные методы прогнозирования. Анализ временных рядов. Анализ тенденций развития. Применение общих законов развития систем. Каузальное (причинно-следственное) моделирование Качественные методы прогнозирования. Применение экспертных оценок в прогнозировании и разработке управленческих решений. Основные понятия об экспертизе. Метод «Дельфи». Метод мозговой атаки. Метод «Паттерн». Сценарии развития как форма прогноза.

Общее понятие об эффективности. Эффективное решение. Допустимое решение. Правильное решение. Ограничения эффективности. Контроль за выполнением решения. Проблемы обратной связи и информационных барьеров. Общие представления об оценке качества. Международные системы оценки качества в управлении. Качество решения: процессуальные и результирующие критерии.



Семинар. Разработка сценарного плана развития организации в ситуации принятия различных альтернативных решений. Применение метода Дельфи к решению проблемной ситуации.


  1. Человеческий фактор и организационная культура в аспекте принятия управленческих решений.

Лекция. Общее представление об организационной культуре. Влияние организационной культуры и человеческого фактора на процесс разработки, принятия и реализации решений. Проблема принятия решений в инновационном процессе. Инновационные решения и укоренения новых институтов (институциональная модель). Личностные характеристики субъектов процесса разработки и реализации решения. Основные методы преодоления конфликтов при принятии решений. Новые технологии философии постмодернизма. Теория К.Поппера в принятии управленческих решений. Отказ от классической модели: «проблема- решение». Обзор отечественного и международного опыта. Новые критерии потенциально-эффективных решений.
Семинар. Анализ конкретной ситуации. Принятие управленческих решений в логике «обучающихся организаций», логике «Дао тойота». Решение кейсов международной практики и кейсов, разработанных обучающимися.

Проблемные вопросы курса
Предлагаемые проблемные вопросы выступают в качестве основы для построения контрольной работы и экзамена.

  • Каковы различия между принятием управленческих решений и решений в повседневной жизни? В чем смысл принятия управленческого решения?

  • Можно ли утверждать, что разработка эффективных управленческих решений зависит от грамотного применения теории управленческих решений?

  • Можно ли предложить алгоритм принятия эффективного решения для всех управленческих ситуаций (проблем)?

  • Каковы причины принятия неэффективных управленческих решений?

  • Как личностный фактор влияет на принятие управленческих решений?

  • Как соотносятся теория и практика принятия управленческих решений?

  • Что общего и в чем различие между решениями, принимаемыми в условиях определенности, неопределенности, риска?

  • Как влияет фактор времени на принятие решения?

  • В чем смысл моделирования при принятии управленческого решения? Приведите пример моделей.

  • Сравните несколько методов принятия решения по выбранному вами критерию.

  • В чем смысл прогнозирования при принятии решения? Как руководитель может составлять и применять прогнозы для своего бизнеса?

  • Сравните количественные и качественные методы прогнозирования?

  • Почему для руководителя важно понимать разницу между разрешением проблемы и принятием решения?

  • «Принятие важного решения в организации подобно бросанию камня в середину пруда» Что означает эта фраза с управленческой точки зрения.

  • Питер Ф. Друкер утверждает, что «хороший руководитель знает, что принятие решения это систематический процесс с четко выраженными элементами и определенной последовательность шагов». Подтвердите, что Вы потенциально – хороший руководитель, раскрыв сущность ключевых понятий этого высказывания и его смысл.

  • Один из Законов Мерфи в области принятия управленческих решений звучит так: «Всякое решение плодит новые проблемы». Как Вы относитесь к этому утверждению? Обоснуйте свою позицию

5Образовательные технологии


Курс направлен на формирование у студентов сущностного понимания природы управленческого решения, его места в системе управления, топов, форм, структуры управленческого решения, основных методов принятия решения на практике. Управленческое решение рассматривается как технология; наука; практика; искусство. Курс направлен на формирование основных управленческих компетентностей: анализа сущности сложившейся проблемы; выявления граничных условий и критериальных требований к принимаемому решению; объективной оценки множества альтернатив; принятия решения в его проектной полноте; организации обратной связи по оценке качества принятого решения. Принятие управленческого решения в курсе рассматривается через призму проектного метода и метода оценки конкретной ситуации (Case-study).

Курс носит теоретико-прикладной характер(25% + 75%). Прикладной характер курсу придают освоение студентами различных методик принятия управленческих решений; анализ конкретных ситуаций; разработка проектов управленческих решений и сценарных планов развития в ситуации принятия различных вариантов решений. Курс решен в традициях классического «проблемного подхода», в то же в программе уделено внимание новым теориям, связанным с практическими воплощениями философии постмодернизма в процесс управления.

Студентам предлагается для решения большой набор учебных ситуаций, которые решаются в технике кейс-метода. Источником ситуаций для анализа стали: классические учебные пособия по теории и практике принятия управленческих решений (отечественный и зарубежный опыт); материалы отечественной бизнес-кейсотеки; авторские исследования, полученные в процессе бизнес-консультирования и в собственной управленческой образовательной практики. Студенты участвуют к решении управленческих проблем текущего образовательного процесса, получаю консультации по актуальным для них проблемам.

6Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

6.1Тематика заданий текущего контроля

Текущий контроль знаний осуществляется в виде самостоятельной работы на семинарских и практических занятиях, включает решение кейсов, тестов и участие в деловых играх; а также подготовку авторских кейсов (эссе).


6.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Тестовые задания на контроль остаточных знаний полностью соответствуют тематике соответствующего раздела и выделенным проблемным вопросам.

7Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях с помощью системы накопительных баллов (см. 3.1 Критерии оценки знаний, навыков). Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских, практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопит.

Вес накопительной оценки – 60% в итоговой оценке по курсу.

Экзамен выставляется «Автоматом», если студент набрал по накопительной системе оценивания 8,9,10 баллов.


Результирующая оценка формируется путем суммирования накопленной оценки и оценки, полученной на экзамене. При этом вес накопленной оценки – 0,6 балла, полученной на экзамене – 0,4 балла.

Орезульт = 0,6·Онакопл + 0,4·Оэкз ,

где Орезульт - результирующая оценка; Онакопл. - накопленная оценка;



Оэкз - оценка, полученная за экзамен.
Накопленная оценка получается путем сложения произведений баллов, полученных по всем формам текущего контроля, на коэффициент, присвоенный каждой форме текущего контроля: контрольная работа – 0,30; работа на семинарах, включающая все виды работ -0,7.

Онакопл = 0,30·Ок/р + 0,3Оэссе + 0,4Оаудиторная ,

где Онакопл - накопленная оценка;



Ок/р - оценка за контрольную работу; ОэссеОценка за эссе; Оаудиторная – средняя оценка за работу на семинарах
Экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационное задание может быть вариативным:

- до 10 тест-заданий , решение двух управленческих ситуаций

- до 20 тест- заданий, решение управленческой ситуации.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получения дополнительного балла для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Округление баллов производится по простому арифметическому правилу округления.

8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1Базовый учебник


Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2011. 122 с.

8.2Основная литература


Основная литература к курсу.

Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента. : Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с.

Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 6-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2006.- 440 c.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента: пер с англ. – М.: Дело, 2005. -720 с.

Орлов А.И. Теория Принятия решений: учебник – М.: Издательство «экзамен», 2006. -

Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений.- М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.- 496 c.- (Учебный курс).

Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 264 c.

Эффективное принятие решений. пер с англ.. – М.:Альпина-Бизнес Букс, 2006. -184 с.


Дополнительная литература.

Абакумова О.Г. Разработка управленческих решений. Конспект лекций. – М.: Приор-издат. 2006

Балдин К.В. и др. Управленческие решения: Учебник/ Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б.- 3-е изд.- М.: Дашков и К, 2007.- 496 c.

Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. -352 с.

Батрик Р.Техника принятия управленческих решений. 2-е изд. пер с англ.- – СПб.: Питер, 2006. – 416 с

Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. Пер. с англ. – М.: Мир, 1981. - - 733с.

Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов.- 2-е изд., испр.- Железнодорожный, Моск. обл.: Крылья, 2000.- 400 c.- (Общество - Экономика - Человек).

Зигерт В., Ланг. Л. Руководить без конфликтов.: Пер. с нем. – М.:Экономика, 1990. -335 с.

Иванов А.Н., Малявина А.В. Разработка управленческих решений: Учеб. пособие.- М.: МАЭП: Калита, 2000.- 112 c.

Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2005. -83 с.



Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений/ Ред. Шадриков В.Д.- М.: Юристъ, 1998.- 440 c.
Левина С.Ш. Управленческие решения: практикум: Феникс, 2007. – 223 с.

Маккензи Р.А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. – пер. с англ. М.: Молодая гвардия, 1991. – 150 с.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 1996. – 256 с.

Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Пер с англ. – стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003 – 280 с.

Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. Сборник. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989. -448 с.

Паркинсон С.Н., Рустомджи М.К. Искусство управления: Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 272 с.

Радугин А.А. Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995.- 195с.

Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 271 c.

Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 264 c.

Управление по результатам: Пер. с финск. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. -320 с.

Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник для студентов. – 2-ое изд., перераб. И доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 383 с.

8.3Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Программы наглядного представления данных: Microsoft PowerPoint или Macromedia Flashplayer и др.


8.4Дистанционная поддержка дисциплины

Дистанционная поддержка дисциплины осуществляется с помощью системы электронного контроля знаний LMS: E-front. Курс «Разработка и принятие управленческих решений», в котором можно ознакомиться с основными формами отчетности, сроками сдачи работ, а также получить консультацию по вопросам курса или прислать ссылку на интересный материал для семинарского занятия. Доступ к уроку можно будет получить через раздел «Мои курсы» в своем кабинете системы LMS


9Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных и практических занятий используется проектор и ноутбук. Также используются канцелярские принадлежности (фломастеры, текстовыделители, ножницы, клей, скотч) и расходные материалы (бумага формата А4-А1) для проведения отдельных интерактивных форм семинарских занятий.