страница1/5
Дата15.05.2019
Размер0.87 Mb.
ТипПрограмма дисциплины

Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления


  1   2   3   4   5


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет психологии
Программа дисциплины

Психология развития
для направления 030300.62– «Психология»

подготовки бакалавра


Автор программы:

Молчанова О.Н., канд. психол.н., доцент, omolchanova@hse.ru




Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

«28» февраля2012 г.

Зав. кафедрой А.К. Болотова

Рекомендована секцией УМС «Психология»

«___» __________ 2012 г.

Председатель В.А. Штроо
Утверждена УС факультета психологии

«___» __________ 2012 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ___________________
Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.62–«Психология», по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Психология развития».

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030300.62 "Психология";

  • Образовательной программой направления 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.62 "Психология", утвержденным в 2011 г.


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Психология развития» являются:



    • Освоение студентами фундаментальных понятий психологии развития, основных подходов и теорий развития, представленных в зарубежной и отечественной психологии, основных закономерностей и особенностей когнитивного и личностного развития на разных этапах онтогенеза.

    • Формирование способности использовать конкретные концепции и модели развития, знание основных особенностей развития человека на разных этапах онтогенеза, методы и способы работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать основные подходы, теории и модели развития человека в онтогенезе; основные закономерности и особенности когнитивного, личностного и психосоциального развития человека на разных возрастных этапах.

  • Уметь на основе понимания закономерностей психического развития человека в онтогенезе отбирать стратегии исследования психического развития, методы и техники для выявления специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска.

  • Иметь первичные навыки работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ОС ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области




СК-Б3

1) Определяет и объясняет основные понятия, теоретические подходы, периодизации и закономерности психического развития в онтогенезе;

2) Анализирует и сопоставляет теории психического развития; выявляет общее и отличное между ними;

3) Определяет достоинства и ограничения основных теорий развития и аргументирует свою оценку;

4) Интерпретирует примеры психического развития человека в онтогенезе с позиций разных теорий развития;

5) Раскрывает роль сензитивных и кризисных периодов в психическом развитии;

6) Приводит примеры прерывистости/непрерывности; стабильности / нестабильности;

универсальности/уникальности развития; влияния факторов природы и среды на онтогенетическое развитие


Лекции, семинарские занятия, контрольные работы, коллоквиум

Системные компетенции

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения



СК-Б9

1) Способен взаимодействовать в рамках «респондент-исследователь», «психолог – клиент»;

2) Умеет дать грамотную обратную связь респонденту/клиенту об особенностях психического развития и вытекающих из этого проблемах и ресурсах



Лекции, семинарские занятия

Инструментальные компетенции

Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения практических задач



ИК-Б7.1/7


1) Объясняет поведение ребенка или взрослого человека с использованием определенной модели/теории развития;

2) Оценивает соответствие программы развития ребенка определенной модели развития;

3) Выводит следствия развития ребенка, ведущееся в соответствии с теми или иными принципами (моделью) развития;

4) Понимает достоинства и ограничения стратегий и методов исследования развития;

5) Умеет на основе понимания закономерностей психического развития человека в онтогенезе отбирать стратегии исследования психического развития, методы и техники для выявления специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;

6) Способен организовать и самостоятельно осуществить исследование особенностей развития личности с учетом специфики возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;

7) Способен грамотно интепретировать полученные результаты по исследованию особенностей развития


Лекции, семинарские занятия

Сциально-личностные

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности



СЛК-Б1


1)Демонстрирует знание осовных этических принципов и стандартов проведения психологических исследований, которые оговаривают права участников исследования и процедуры, защищающие этих участников;

2) Способен организовать исследование и взаимодействовать в рамках «респондент-исследователь» в соотвествии с этическими принципами



Лекции, семинарские занятия


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к обязательной части Профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология, Научно-исследовательский семинар кафдры Общей и экспериментальной психологии и кафедры Психологии личности, Общепсихологический практикум.



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание психологии на уровне учебной программы 1 курса

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной области (СК- Б1)

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении всех прочих дисциплин профессионального цикла.

5 Тематический план учебной дисциплины




Название темы

ВВсего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские занятия




Раздел I.

Теории онтогенетического развития человека













1.

Введение в психологию развития: исторические основы и главные проблемы психологии развития

8

2

2

4

2.

Стратегии и методы изучения развития. Этические принципы научного исследования

6

-

2

4

3.

Теории развития: биологический подход

8

2

2

4

4.

Поведенческий подход: теории научения

10

2

2

6

5.

Психоаналитический подход


10

2

2

6

6.

Когнитивно-генетический подход

12

4

2

6

7.

Контекстуальный подход


4

-

2

2

8.

Культурно-исторический подход

14

4

2

8




ИТОГО(раздел I):

72

16

16

40




Раздел II.

Возрастная психология













9.

Пренатальный и перинатальный периоды развития




2

2

4

10.

Младенчество





2

2

6

11.

Раннее детство





2

2

6

12.

Дошкольный возраст





2

2

8

13.

Младший школьный возраст





2

2

6

14.

Подростковый возраст





2

4

8

15.

Юношеский возраст





2

2

6

16.

Общая характеристика развития в период взрослости




2

-

4

17.

Ранняя взрослость





1

1

6

18.

Средняя взрослость





1

1

6

19.

Поздняя взрослость





2

2

8




ИТОГО (раздел II):

108

20

20

68




ИТОГО:

180

36

36

108

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры

4

1

2

Текущий

(неделя)


Коллоквиум

7







Коллоквиум «Теории онтогенетического развития» (устно, индивидуально)

Контрольная работа







2

Письменная тестовая работа 45 минут

Промежуточный

Зачет

*







Письменный зачет 60 минут

Итоговый

Экзамен







*

Письменный экзамен 90 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Студент должен продемонстрировать:
Коллоквиум – спсобен объяснить сущность основных подходов, теорий и моделей развития; определить их достоинства и ограничения и аргументировать свою оценку; проанализировать и сопоставить теории психического развития, выявить общее и отличное между ними;нтерпретировать примеры психического развития человека в онтогенезе с позиций разных моделей развития.

Контрольная работа – демонстрирует знание закономерностей онтогенетического развития, знание особенностей когнитивной, личностной и психосоциальной сферы человека определенного возраста.

Зачет – демонстрирует знание базовых понятий, основных стратегий и методов изучения онтогенетического развития; подходов и теорий развития; понимание закономерностей развития; способен объяснить поведение ребенка или взрослого человека с использованием определенной модели или теории развития; оценить соответствие программы развития ребенка определенной модели развития; оценить особенности развития ребенка, ведущееся в соответствии с теми или иными принципами (моделью) развития.

Экзамен – демонстрирует знание основных подходов и теорий развития, закономерностей онтогенетического развития, специфики развития когнитивной, личностной и психосоциальной сферы человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска; раскрывает роль различных видов деятельности, сензитивных и кризисных периодов в психическом развитии; умеет прогнозировать изменения и динамику уровня развития и психического функционирования человека определенного возраста; способен спланировать и организовать исследование особенностей развития личности с учетом специфики возрастных периодов.
7. Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ I. Теории онтогенетического развития человека
ТЕМА 1. Введение в психологию развития: исторические основы и главные проблемы психологии развития
Предмет и объект психологии развития. Психология развития и возрастная психология: общее и различное. Связь психологии развития с другими науками. Разделы психологии развития. Теоретические и прикладные задачи психологии развития.

Основные понятия психологии развития: онтогенез, развитие, возраст. Сравнительный анализ понятий: рост, созревание, научение, развитие. Особенности процесса развития (Х. Вернер, Д.С. Выготский). Общее представление о возрасте и периодизации психического развития. Понятие сензитивного и критического периода.

Исторические и социальные предпосылки становления психологии развития. Социально-историческая природа детства. Работы Ф. Арьеса. Ранние теории развития: преформизм, взгляды на развитие Дж. Локка, теория развития Ж.-Ж. Руссо. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Исследования В. Прейера.

Центральные проблемы онтогенеза: факторы развития (природа или воспитание), характер развития (непрерывность или прерывность), природа объекта развития (активность или пассивность человека),универсальность развития (развитие имеет одно направление или несколько)


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

1.

Введение в психологию развития: исторические основы и главные проблемы психологии развития

4

2

2


Литература

Базовый учебник

        1. Крайг Г. Психология развития. СПб.:Питер, 2000. С. 15-35.

        2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 7-25.


Основная

Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Предмет и основные понятия психологии развития // Психология развития. Хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой – М.: ЧеРо, 2005. С. 106-114.


Дополнительная

  1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито-Центр», 2000. С. 21–35.

  2. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 24–82.

  3. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.: прайм-Еврознак, 2002. С. 18– 40.

  4. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.


ТЕМА 2. Стратегии и методы изучения развития. Этические принципы научного исследования
Стратегии исследования психического развития человека: лонгитюдный метод (метод продольных срезов), срезовый метод (метод поперечных срезов), комбинированный (когортно-последовательный) план исследования, их достоинства и ограничения. Микрогенетическая модель исследования.

Требования к методам возрастной психологии. Особенности диагностики психического развития людей разного возраста. Актуальные проблемы детской психодиагностики.

Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Виды наблюдения.

Эксперимент и его виды. Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе.

Метод беседы в возрастной психологии. Клиническая беседа Ж. Пиаже.

Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с людьми разного возраста.

Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в возрастной психологии.

Сравнительные методы исследования: близнецовый; сравнение нормы и патологии; кросс-культурный; биографический.

Этика научного исследования в психологии развития. Основные этические принципы, одобренные Обществом исследования развития детей.
Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

2.

Основные подходы к определению, описанию и исследованию самооценки

4

2

2


Литература

Базовый учебник

1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 15–35; 40–56.

2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 25–31.

Дополнительная

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: «Когито-Центр», 2000. С. 21–35.

2. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 83–124.

3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М., 2001. С. 75–79; 132–145.

4. Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 46–60.

  1   2   3   4   5

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления