Скачать 380.48 Kb.
Дата09.01.2018
Размер380.48 Kb.
ТипПрограмма

Программа профессиональной переподготовки «Инструктор по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении (доу)»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ


(МГОУ)

Кафедра методики дистанционного обучения и новых образовательных технологий


Программа профессиональной переподготовки

«Инструктор по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)» 528 часов

Практико – значимый проект
«Развитие двигательных способностей детей 4-5 лет посредством подвижных игр»
Слушатель:

Молокост Т. Ю.

МБДОУ №79 Детский сад комбинированного вида

Инструктор по физической культуре

Москва 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ 1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ 1





ВВЕДЕНИЕ
Укрепление и сохранение здоровья детей, повышения уровня их двигательной подготовленности являются самыми актуальными из главных задач, которые остро стоят перед российским обществом.

Наличие негативных тенденций ухудшения состояния здоровья дошкольников требует поиска новых путей повышения уровня двигательной активности с целью укрепления и сохранения здоровья, повышения работоспособности, снижения усталости, повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды и поддержания на высоком уровне физических и психических возможностей. Изучение процесса оптимизации физических упражнений, направленных на повышение уровня физической подготовленности и улучшение здоровья учащихся всегда является актуальной темой. В научно-методической литературе подчеркивается, что проблема развития двигательных способностей и контроля за уровнем является одной из центральных в системе физического воспитания

Многие ученые, например В.И.Лях, Иммануил Кант указывают на то, что повышение уровня отдельных двигательных способностей зависит от целенаправленного использования средств. В учебно-методической литературе подчеркивается, что одним из средств для развития двигательных способностей являются подвижные игры.

Методологической основой исследования являются труды ученых Вершинина М.А., Решетова Д.В., Финогеновой Н.В., Дорониной М.А., Степаненковой Э.Я., Пензулаевой Л.И., Якименко В., Кенемана А.В.

Они отмечают, что подвижные игры имеют большое значение для развития двигательных способностей, всестороннего физического развития и укрепления здоровья детей.

Анализ педагогической литературы позволил установить, что требует дальнейшего научного обоснования вопросы влияния количества игр, количества повторов, интервалов отдыха и их взаимодействия на динамику развития двигательных способностей детей среднего дошкольного возраста. Решение этой проблемы позволит не только усовершенствовать процесс физического воспитания детей, но и обеспечит более эффективную их двигательную подготовленность. Все это обуславливает актуальность темы «Развитие двигательных способностей детей 4-5 лет посредством подвижных игр».

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что, игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Цель исследования – рассмотреть развитие двигательных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Задачи исследования:


  • изучить анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего дошкольного возраста;

  • рассмотреть особенности физического воспитания детей среднего дошкольного возраста;

  • определить средства и методы развития двигательных способностей детей среднего дошкольного возраста;

  • выявить степень влияние игры на повышение двигательной активности дошкольников

  • определить эффективность использования подвижных игр в развитии двигательных способностей детей 4-5 лет.

Объект исследования – физическое развитие детей средствами игровой деятельности.

Предмет исследования – влияние подвижных игр на развитие двигательных способностей детей 4-5 лет.

Методы исследования:

- Педагогическое наблюдение.

- Диагностирование.

- Педагогический эксперимент.

- Беседы.




1. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРAСТA

1.1. Aнaтомо-физиологические и психологические особенности детей среднего дошкольного возрaстa.

У ребенкa пятого годa жизни темп физического развития остается постоянным. Происходит укрепление позвоночника, интенсивно развивается мускулатура кисти и предплечья. Скелет ребенка этого возраста отличается гибкостью и пластичностью, т.к. процесс окостенения еще не завершен. К этому возрасту увеличивается жизненная емкость легких, причем у мальчиков она больше, чем у девочек. У детей, находящихся преимущественно в помещении появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Это результат кислородного голодания. Рост увеличивается на 5-7 см, масса тела - на 1,5-2 кг.

Дошкольник охотно выполняет трудовые поручения. Однако детский труд еще тесно связан с игрой, и именно игровые мотивы делают его привлекательным.

Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них части и устанавливать связи между ними.

Активно развивается мышление ребенка. Оно определяет существенные признаки объекта, группирует предметы по материалу, назначению, усваивает понятия «часть», «целое», «равенство» и «неравенство». Ребенку этого возраста доступно понимание простейших причинных связей в явлениях, хорошо известных им из прошлого опыта. Понимание причинности свидетельствует о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Ребенок, решая задачу, пытается осмыслить ее и способы решения в самом процессе действия.

Дошкольник запоминает предметы, ситуации, слова в действии, в процессе их практической, игровой, трудовой деятельности. Чем более активной и содержательной является деятельность ребенка, тем продуктивным оказывается непроизвольное запоминание.

Впервые происходит произвольное запоминание путем повторения, элементарной систематизации материала.

Усиливается устойчивость воображения. Образы воображения живые, яркие. Доказательством этого является то, что ребенок довольно долго может играть в одну и ту же игру, не один раз прерывать ее и снова продолжать. Обогащается репродуктивное воображение. Слушая художественное произведение, ребенок представляет его персонажей, переживает вместе с ними определенные эмоции. К 5 годам у детей начинает все ярче проявляться воображение, дети уже могут не только повторить, но и дополнить движение несложным элементом. Особенно успешно это делается под музыку. Она учит улавливать темп, ритм. Возможности организма детей 4-5 лет, развитие мышления и речи создают реальные предпосылки для овладения основами техники спортивных игр, воспринимать и анализировать последовательность выполняемых действий.

Внимание становится более устойчивым. Однако этот процесс находится в прямой зависимости от особенностей развития нервной системы ребенка. Возможность произвольного внимания в этом возрасте еще очень ограничена, поэтому нужно целенаправленно работать над его развитием.

Воля ребенка развивается как способность активно добиваться определенной цели, преодолевать внешние и внутренние препятствия, сознательно регулировать свое поведение. Цель, которую ставят перед дошкольником взрослые, является значительным фактором формирования целеустремленности его деятельности. Своеобразные цели достигаются в сюжетно-ролевой игре (развертывание сюжета, соблюдения игровых правил и т.п.). [7, с. 10-14]

Эмоции и чувства становятся все более устойчивыми. Появляется желание быть полезным взрослому. Отношение к сверстникам приобретает дружелюбный характера. Ребенок способен сочувствовать другим и делает это спонтанно. Однако характерным для этого периода является преимущество возбуждения над торможением, что при малейшем нарушении условий жизни приводит к бурным эмоциональным реакциям.

Дошкольник начинает очерчивать цель и, подчиняя ей свои действия, учится управлять своим поведением, доводить начатое дело до конца, преодолевать препятствия. Впервые появляется осознание смысловой связи вещей и действий. Вполне понятно, что и в этом процессе требуется целенаправленное внимание взрослого. Только в сотрудничестве с ним у ребенка вырабатывается привычка к трудовому усилию, формируется умение оценивать собственные поступки и действия.

Ребенок пятого года жизни знает названия органов своего тела и их предназначение; обладает умениями и навыками личной гигиены; понимает влияние режима на здоровье и соблюдает его; требования к гигиене питания и культуры поведения за столом. Дошкольник знает оздоровительные функции национальных блюд; роль витаминов и их влияние на здоровье человека. Ребенок знает, как защитить себя от неблагоприятных явлений природы; что природа влияет на эмоции, настроение - на поведение. Отличает здорового человека от больного по внешнему виду, понимает значение предотвращения заболеваний.

На пятом году жизни под влиянием воспитания начинают формироваться чувства, которые выражают устойчивое отношение к людям и явлениям, появляются желание быть полезным для людей, внимание к их нуждам, формируется чувство ответственности за порученное дело, результат которого важен для других. На фоне дальнейшего роста потребности в сотрудничестве со сверстниками все отчетливее проявляется потребность в доброжелательном внимании со стороны общества. Именно в этом возрасте дети осознают свое место в группе сверстников. На этой почве четко просматривается выборочное отношение к партнеру по общению. Отношение к ровесникам становится дружелюбным, формируется умение подчинять свои желания требованиям других детей и взрослых. В этом возрасте ярко проявляется позиция «защитника» норм поведения, эталоном которых является взрослый. Заметные изменения видно в сфере культуры общения детей с взрослыми. Если в отношениях с близкими взрослыми дети этого возраста доверчивы, уверены, заинтересованы в контактах, то в присутствии постороннего взрослого им присущи застенчивость и беспокойное состояние.[ 21, с.1-6]

В группе детей пятого года жизни новое значение приобретает воспитание культуры трудовой деятельности, где формируется ответственность за порученное дело, понимание значения результатов своего труда для других. Дети проявляют способность преодолевать трудности на пути к желаемой цели.

Воспитание культуры поведения осложняется тем, что, ставя перед детьми новые требования, воспитатель должен постоянно закреплять уже сформированные в младших группах навыки и умения. [1, с. 16-20]
1.2. Особенности физического воспитания детей среднего дошкольного возраста

На пятом году жизни ребенка происходят существенные изменения в работе отдельных систем организма. Средний годовой показатель роста составляет 8 см, причем длина тела и поясничные размеры увеличиваются приблизительно одинаково; увеличение массы тела составляет у мальчиков и девочек 1,94 и 2,12 соответственно, а средний годовой показатель окружности грудной клетки составляет 1,53-1,54 см. Масса тела достигает 19 кг, а рост - 110 см.

Движения ребенка разнообразнее, поскольку расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Костяк становится крепче в связи с активным процессом окостенения: начинается сращивание костей таза, изгибы позвоночника шейного и грудного отделов вполне отчетливые. Поэтому ребенок становится гораздо более устойчивым в статических позах и в динамике. Заметное увеличение массы и силы мышц позволяет увеличить физическую нагрузку. Под руководством взрослых дети могут сделать элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Определенная устойчивость внимания, развитие двигательной памяти, мышления, воображения позволяет постепенно перейти к новым формам обучения. Ребенок уже способен сначала посмотреть на то, как упражнение демонстрирует воспитатель и спокойно выслушать объяснения, а потом уже решить эту задачу. [ 11, с.157]

Простые движения они хорошо запоминают и могут воспроизвести их не только по образцу, но и по указанию взрослого. Ребенок лучше ориентируется в пространстве и согласовывает свои движения с движениями товарищей.



Основные физкультурно-оздоровительные мероприятия для этого возраста.

  1. На утренней гимнастике (6-9 мин) приучать детей выполнять различные виды ходьбы, бега, прыжков и 5-6 упражнений для рук, туловища. Количество повторений упражнений 6-8. Обращать внимание на четкость принятых положений, умение сохранять правильную осанку, выполнять упражнения, которые укрепляют стопу.

  2. Проводить физкультурные занятия в зале (2 занятия) и два занятия в неделю на прогулке, один раз в неделю - детский туризм. Организовывать детский туризм (по 20-30 мин в одну сторону) с активным отдыхом, выполнением основных движений и проведением подвижных игр. Продолжительность игр и упражнений на месте остановки - 20-35 мин.

  3. Воспитывать умение соблюдать правила игры, выполнять соответствующую роль, развивать смекалку, ловкость.

  4. Выполнять гигиеническую гимнастику после сна, включая 5-6 общеразвивающих упражнений и упражнений корректирующего характера.

  5. Проводить физкультпаузы между занятиями, физкультурные минутки на малоподвижных занятиях продолжительностью 7-9 мин.

  6. Во время физкультурных развлечений и дней здоровья привлекать детей к выполнению совместных упражнений, игр и развлечений, поддерживать желание проявлять свои возможности в движениях. Побуждать детей включаться в общие игры, развлечения, аттракционы, хороводы. 2-3 раза в год проводить физкультурные праздники продолжительностью 40-50 минут. Поддерживать желание детей проявлять двигательную активность в различных видах самостоятельной деятельности, участвовать в подвижных играх и спортивных упражнениях, выполнять двигательные действия по собственному желанию. [20, с. 98-102]


Укрепляющие процедуры.

  1. Создавать детям условия, которые соответствовали бы гигиеническим требованиям. Систематично проветривать групповые помещения. Продолжать проводить все виды закаливания.

  2. Организовывать дневной сон с доступом свежего воздуха.

  3. Обеспечивать достаточное ежедневное пребывание детей на воздухе. Прогулку в зимний период проводить при температуре воздуха до -18-22 ° С, соответственно одевая детей (4-5 слоев одежды). При более низких температурах воздуха продолжительность прогулки сокращать. Закалять детей солнцем в весенне-летний период во время утренней прогулки, придерживаясь соответствующих требований.

  4. Продолжать проводить местные и общие водные процедуры: влажное обтирание, обливание ног, тела. Приучать детей к самостоятельному влажному обтиранию тела до пояса. Температуру воды при местных и общих водных процедур постепенно снижать.


1.3. Влияние игры на повышение двигательной активности дошкольников

Двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка. [ 5, Электронный ресурс.]

  Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведет к функциональным изменениям в сердечно-сосудистой системе дошкольника.

           Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проанализировать причины такого негативного отношения к занятиям и в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.

        Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.

         Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных, то есть с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребенка. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное поведение на занятиях и уроках, однако это не следует расценивать положительно. [ 6, с.135-138]

           Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счет движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики. Как правило, ребенок малоподвижный, тучный плохо владеет необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.

         К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям.

          Одной из причин частых заболеваний является то, что после большой физической нагрузки, которую эти дети получают на прогулках, они возвращаются вспотевшими, с влажным нижним бельем; в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и как следствие — заболевание. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход, следует ограничивать их двигательную активность. Особого внимания требует регулирование их физической нагрузки. Хорошие результаты показывает дружба детей с разной двигательной активностью, обучение детей спокойным, настольным играм и совместная деятельность детей и взрослых.

                  Дети с разной двигательной активностью по-разному усваивают информацию. Дети со средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты. Известно, что наилучшим средством восстановления умственной работоспособности являются движения, выполняемые на воздухе. Дети второй группы за счет малой подвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Дети третьей группы физически переутомляются, а это, в свою очередь, приводит к умственной утомляемости. Поэтому дети второй и третьей групп выполняют задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большое количество ошибок. [2, с. 45-49]

            В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается роли движений для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей.

          Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Не случайно в последние годы одной из главных тем большинства популярных книг и статей медико-биологического характера стало обсуждение отрицательного влияния на состояние здоровья резко снизившейся в двадцатом столетии физической нагрузки. По этому поводу в медицинской литературе используется обобщенный термин «гипокинезия» (от греч. hypo — сниженный и kinesis — движение), который включает весь комплекс симптомов, развивающихся в организме в условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой системе, снижается газообмен, значительно ухудшается самочувствие, нарушается сон и др.

Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то и объем информации, поступающей из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции.

Деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма. Согласно «энергетическому правилу двигательной активности», характер деятельности скелетных мышц определяет развитие физиологических систем. У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате движений происходит не трата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост. Одновременно возрастают структурно-энергетические возможности, позволяющие выполнять большие по объему и интенсивности нагрузки. Прием же пищи необходим для нормальных процессов роста и развития. При снижении потока импульсов от работающих мышц нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь сердца, для эффективной деятельности которого необходим постоянный приток к регулирующим нервным образованиям импульсов, возникающих в рецепторах мышц.

 Установлено, что систематические физические упражнения  благоприятно отражаются на настроении, улучшают сон и повышают работоспособность. Вероятно, эти механизмы составляют материальную основу для нормального психического развития ребенка.

В исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л. С. Выготского (1956), А. В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой  связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Общий механизм этих взаимоотношений можно представить следующим образом. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок-дошкольник получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики. Например, установлена взаимозависимость двигательной активности и развития речи. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного (на 2-м году жизни) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте. Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.

Достижение оптимального уровня физического здоровья и физического развития детей дошкольного возраста служит критерием эффективности организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении. Изучение и анализ важнейших достижений педагогической науки свидетельствует о том, что дошкольный период является наиболее благоприятным для изучения детьми подвижных игр. [18, с. 28-30]

Одним из главных направлений воспитательной работы с дошкольниками является физическое развитие, которое осуществляется в процессе игровой деятельности. Каждая подвижная игра в большей или меньшей степени влияет на воспитание нравственных качеств ребенка. Во время игры у ее участников формируются навыки поведения в соответствии с целью коллективных игр, а эмоции, которые возникают при этом, в зависимости от того, положительные они или отрицательные, вызывают желание вести себя так, а не иначе.

Основатель теории физического воспитания П.Ф. Лесгафт писал, что основная задача педагога - научить детей «сознательно относиться к своим движений». Он высоко ценил воспитательное значение игр, обосновал единство физического воспитания ребенка. Особую роль при этом он отводил подвижным играм с правилами. Соблюдение правил воспитывает у дошкольников честность, решительность, смелость, культуру поведения, умение руководить и регламентировать свои движения, проявлять самостоятельность и инициативу. [3, с. 52-59]

Талантливый ученый, детский врач и педагог Е. А. Покровский считал, что «изучение игр может составить саму по себе большую, особую отрасль знаний». Он выступал за широкое использование подвижных игр в практике физического воспитания детей. Его труды, посвященные этому вопросу, звучат протестом против искусственного насаждения иностранного материала при проведении подвижных игр в детских садах и школах.

В среднем дошкольном возрасте для физического развития детей большое значение имеют различные игры, в том числе подвижные игры, а также зимой - катание на санках, коньках. Старшие дети возят младших братьев и сестер на колясках, зимой устраивают для них каток, насыпают снежные горки, лепят снежные бабы.

Распространение подвижных игр в практике работы детских садов может стать звеном, объединяющим семейное и общественное воспитание под пристальным вниманием педагогов дошкольных учреждений.




    1. Подвижные игры как средство развития физических качеств

В дошкольной педагогике игра рассматривается как исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности ребенка, где творчески прямо или косвенно отражаются явления окружающей действительности (труд и быт людей, имитация движений животных и др.). Игры, в которых ярко выявлена роль движений, имеют общее условное название подвижных игр.

Подвижные игры являются одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья, воспитанию положительных моральных и волевых качеств.

Правильно подобранные подвижные игры активно влияют на развитие организма дошкольников. Разнообразные движения и игровые действия детей во время игры, при умелом руководстве ими, положительно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма ребенка в движении, способствуют обогащению его двигательного опыта. С помощью игр у дошкольников закрепляются и совершенствуются различные умения и навыки основных движений (ходьбы, бега, прыжков, равновесия и др.). Быстрая смена обстоятельств во время игры приучает ребенка пользоваться своими движениями в соответствии с той или иной ситуации. Все это положительно влияет на совершенствование двигательных навыков. [17, с.64]

Ценность подвижных игр заключается также в том, что они способствуют развитию у детей таких важных физических качеств, как быстрота, ловкость, выносливость и тому подобное.

Однако подвижная игра как средство физического воспитания полезна только тогда, когда воспитатель знаком с анатомо-физиологическими и психическими особенностями дошкольников каждой возрастной группы, с методикой проведения игр, а также заботится о соблюдении соответствующих санитарно-гигиенических условий.

С детьми дошкольного возраста проводят три вида подвижных игр: сюжетные игры, игровые упражнения (несюжетные игры) и игры с элементами спорта (городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей). [ 12, с.197]

Опыт показывает, что оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников создаются при сочетании конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений, направленных в основном на четко выполнения определенных двигательных действий и сюжетных игр, в процессе которых движения, усвоенные детьми ранее, совершенствуются в разных условиях.

Проведение игр с элементами спорта требует четкого объяснения правил, обуславливающих процесс соревнований между отдельными детьми или командами. Обязательным является овладение каждым ребенком двигательными навыками (техникой движений), которые определяют результат соревнований.

По степени физической нагрузки игры бывают большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относят те, содержание которых составляют интенсивные движения: прыжки, бег в сочетании с метанием, преодолением препятствий (пролезания в обруч, перепрыгивание через кубики и др.).

Игры средней подвижности предусматривают активное участие в них детей. Характер двигательной деятельности участников игры относительно спокойный (метание предметов в цель, ходьба в сочетании с другими движениями: пролезание под дугу, переступания через предметы и т.п.).

Во время игр малой подвижности не все дети выполняют движения одновременно. Иногда активно двигается только часть из них, остальные находятся в статическом положении и наблюдают за действиями тех, кто играет, движения, которые составляют содержание игры, выполняются в медленном темпе.

Во время игры педагог дает рекомендации детям, которые допускают ошибки или нарушают правила. Замечание следует делать, не мешая ходу игры, не останавливая детей. Игру следует останавливать лишь тогда, когда большинство участников допускают грубые ошибки и необходимо дополнительно объяснить правило.

Особого внимания требуют малоактивны и ослабленные дети, которые недостаточно ориентируются в задании, боятся перепрыгнуть через «ров», подойти близко к «медведю» или «волку»; им надо своевременно помочь (поддержать за руку при переходе через «мост» и др.), подбодрить, чтобы они были уверенными.

При проведении подвижных игр гораздо труднее определить физическую нагрузку, чем при выполнении физических упражнений, не связанных с игровыми действиями. Она зависит от общей нагрузки на занятии по физической культуре, характера деятельности детей на прогулке, от их активности и других факторов.

Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. А потому, чтобы дошкольники не устали, нужно своевременно прекратить игру или снизить интенсивность движений. Внешние признаки утомления - частое дыхание, покраснение лица, потливость и ухудшение координации движений. Ребенок может испытывать даже головокружение. Все это может негативно сказаться на общем состоянии ребенка, привести к нарушению сна и снижение аппетита.

Для регулирования физической нагрузки в игре применяют различные методические приемы: уменьшение или увеличение продолжительности игры, а также количества повторений всей игры или отдельных ее этапов; уменьшение или увеличение площади (зал, площадки), на которой проводится игра; сокращение или увеличение дистанции, которую пробегают игроки; ужесточение правил игры (введение двух или трех ведущих) и количества препятствий, которые должны преодолеть дети; введение кратковременных пауз для отдыха или уточнения и анализа ошибок.

Продолжительность игры зависит от цели, которую ставит воспитатель; условий, в которых она проводится (НОД, прогулка); возраста детей и их количества. Закончить ее надо своевременно, когда дошкольники получат должные нагрузки. Кроме того, окончание игры не должно быть неожиданным для ее участников, так как это может вызвать негативную реакцию детей. Когда игра не имеет определенного окончания, воспитатель может прекратить ее после того, как изменит ведущего. Если игра командная (в средних группах), участникам сообщают, сколько раз она будет повторяться.

После окончания игры (особенно большой подвижности) дети выполняют ходьбу с постепенным замедлением темпа, что способствует снижению физической нагрузки и приводит пульс в норму. Затем подводят итоги. Сообщая результаты игры, следует указать отдельным детям (командам) на допущенные ошибки и отрицательные стороны их поведения. Обязательно отмечают детей, которые активно играли, соблюдали правила, проявляли инициативу. Следует помнить, что умелое подведение итогов имеет большое воспитательное значение.

Чрезмерная подвижность детей этого возраста и их неумение рационально использовать свои силы требуют особого подхода в дозировке игр. Воспитатель следит, чтобы движения чередовались с кратковременным отдыхом. Даже короткая пауза (полминуты-минута) позволяет детям восстановить свои силы и успокоиться после бега или прыжков. В это время дети обмениваются впечатлениями. Длительность подвижной игры дошкольников этой группы 8-10 мин, количество повторений 3-5 раз.
1.5. Комплексное использование спортивных игр в физическом воспитании детей среднего дошкольного возраста

Фундаментальной основой воспитания и обучения является забота о здоровье молодого поколения, поэтому, прежде всего, перед воспитателями стоит задача выбора наиболее оптимальных средств воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста с целью улучшения их физического развития и состояния здоровья.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для изучения различных видов спорта, подвижных игр и забав. Вышеперечисленные приемы относятся к универсальному средству всестороннего воспитания детей. В них ярко отражено быт, труд, представление о лучших качествах человека. Они создают нравственного совершенствования и формирования здорового образа жизни.

Широкое использование в дошкольном воспитании подвижных игр и забав - является весомым средством развития физических сил, самопознания и отдыха, формирование закалки в единстве его физической стороны. «Как ребенок бегает и играется, так ей здоровье улыбается», - утверждает народная пословица. Чем больше ребенок двигается, тем лучше растет и развивается. Подвижные игры по содержанию и форме простые и доступные детям разного возраста. Они являются универсальным средством в воспитании молодежи.[ 4, c.43]

Подчеркивая универсальность этого средства воспитания, Макаренко писал: «Игра имеет важное значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба: каков ребенок в игре, таким во многих отношениях он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, прежде всего, происходит в игре».

Самое сильное желание у ребенка - это желание двигаться. В игру ребенок вкладывает всю свою энергию, потому что это - смысл его жизни. В одной поре своей жизни человек не проявляет столько подвижности, как во время забав в детском возрасте.

Распространение физической культуры в практике работы детских садов может стать звеном, объединяющим семейное и общественное воспитание под пристальным вниманием педагогов дошкольных учреждений.

Значение физической культуры обусловлено тем весомым вкладом, который он вносит в укрепление здоровья подрастающего поколения и правильное его физическое развитие, увеличения продолжительности жизни, формирование у детей важнейших морально-волевых качеств, прививание соответствующих навыков, осуществление подготовки к участию в производительном труде.





    1. Констатирующий эксперимент

Изучив научно-методическую и теоретическую литературу по теме нашего исследования, мы провели констатирующий эксперимент по определению уровня развития двигательных способностей детей 4-5 лет посредством подвижных игр.

Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития двигательных способностей детей 4-5 лет.

Задачи эксперимента:

·   определить направления проведения эксперимента;

·   провести выборку детей 4 – 5 лет;

- подобрать подвижные игры необходимые для проведения экспериментального исследования;

·   изучить двигательные способности детей.

·   проанализировать данные, полученные в результате эксперимента.

Эксперимент был проведен в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №79«Татьянка» города Одинцово» с воспитанниками средней группы «5». Экспериментальная группа состояла из 15 детей в возрасте от 4 до 5 лет.

В констатирующем эксперименте нами были использованы следующие подвижные игры:

- Подвижные игры на развитие быстроты : Бег 15м. Игра «Кто скорей».

- Подвижные игры на развитие силы : бросок набивного мяча из-за головы «Кто дальше бросит».

- Подвижные игры на развитие ловкости: Обегание предметов (кубики, кегли, набивные мячи).

В проведенном нами исследовании значительное внимание уделялось изучению целенаправленного воздействия вышеперечисленных средств на физическое развитие дошкольников. Для этого в эксперименте широко применялись спортивные игры. В процессе проведения НОД по физической культуре и самостоятельной игровой деятельности детей.

В констатирующем эксперименте были использованы 3 методики изучения физических качеств (ловкость, быстрота, сила). [22, 1990.-160 с.]


  1. Методика исследования ловкости (авторы: Ноткина Н., Шебеко

В.Н.,Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.).

Условия: Обегание предметов. На дистанции 10 метров расставляются 10 предметов (кубики, кегли, набивные мячи). Расстояние между ними составляет 1 метр. До первого и после последнего – 1,5 метра. По команде «Марш» ребёнок бежит «змейкой» между предметами от линии старта до линии финиша. Даётся две попытки с интервалом для отдыха 2–3 минуты. Фиксируется лучший результат.

Результаты оцениваются в баллах: (Таблица 4)

5баллов –обегание 10 предметов змейкой, не задев ни одного предмета.

4 балла –обегание 10 предметов змейкой, задев один предмет.

3 балла –обегание 10 предметов змейкой, задев два и более предмета.

По результатам, полученные данные мы представили в виде таблиц и диаграмм.

Таблица 1 представляет собой результат по исследованию физического качества – Ловкости.

Дети имеют следующие показатели: Руслан, Алина, Толя имеют высокий результат ,

Соня, Диана, Лера имеют низкий результат ,

Василина, Злата, Маша, Денис, Борислав, Сева, Иван и Артем, Даниил– средний .

Результат в процентах и в диаграмме 1

3 человека – 20% – высокий показатель быстроты

9 детей – 60% - средний

3 человека – 20% – низкий показатель


Таблица 1

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

3 человека

20%







9 детей




60%




3 человека







20%

Диаграмма 1.

Результат по исследованию физического качества – ловкости.

2. Методика исследования быстроты (авторы: Ноткина Н., Шебеко

В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.).

Условия: Бег –15 метров. Разместить беговую дорожку длиной не менее 20 метров. До линии старта и после линии финиша должно быть 5–6 метров (для предупреждения снижения скорости). В конце дорожки ставится яркий ориентир. Даётся две попытки с интервалом для отдыха 2–3 минуты. Фиксируется лучший результат прохождения дистанции от старта до финиша. Бег с высокого старта. правильно ставить ногу с носка. При этом ребенок дол жен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносится вперед — вверх; руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.

Результаты оцениваются в баллах: (Таблица 4)

5баллов – результат прохождения дистанции за 7,4 с.

4 балла – результат прохождения дистанции за 7,6 с.

3 балла – результат прохождения дистанции за 8 с.
Мы видим следующие показатели:

Денис, Алина, Толя, Артем имеют высокий результат,

Даниил, Диана, Руслан, Злата, Маша, Сева, Василина– средний,

Лера, Соня, Борислав, Иван. – низкий.

Результат в процентах и в диаграмме 2:

4 человека – 27% – высокий показатель ловкости,

7 человек –46% – средний,

4 человека – 27% – низкий показатель.

Таблица 2

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

4 человека

27%







7 человек




46%




4 человека







27%

Диаграмма 2

Результат по исследованию физического качества –быстроты.



3. Методика исследования силы (авторы: Ноткина Н., Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.)

Условия: Для определения силы применяют методику ручной динамометрии (кг); бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м);


Результаты оцениваются в баллах: таблица 4

5баллов – бросок набивного мяча из-за головы на 1м50см.

4 балла – бросок набивного мяча из-за головы на 1м.

3 балла – бросок набивного мяча из-за головы на50см.


Таблица 3 представляет собой результат по исследованию физического качества –силы.

Мы видим следующие показатели:

Денис, Диана, Толя, Руслан имеют высокий результат,

Даниил, Алина, Соня, Злата, Борислав, Артем, Сева– средний ,

Василина, Маша, Лера, Иван. – низкий.

Результат в процентах и в диаграмме 2:

4 человека – 35% – высокий показатель ловкости,

7 человек – 50% – средний,

4 человека – 15% – низкий показатель.
Таблица 3

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

4 человека

27%







7 человек




46%




4 человека







27%

Диаграмма 3

Результат по исследованию физического качества –сила.

Обработав полученные данные проведения экспериментальной работы, мы получили следующие результаты:



Таблица 4

И.Ф. ребенка

Ловкость

Быстрота

Сила

Балл

Уровень развития

1.Руслан Л.

5

4

5

4,6

высокий

2.Алина Р.

5

5

4

4,6

высокий

3.Толя Т.

5

5

5

5

высокий

4.Денис С

4

5

5

4,6

высокий

5.Василина Т.

4

4

3

3,6

средний

6.Злата Х.

4

4

4

4

высокий

7.Маша П.

4

4

3

3,6

средний

8.Диана Т.

3

4

5

4

высокий

9.Лера С.

3

3

3

3

низкий

10.Борислав

4

3

4

3,6

средний

11.Даниил К.

4

4

4

4

высокий

12.Сева С.

4

4

4

4

высокий

13.Иван Я.

4

3

3

3,3

низкий

14.Артем Б.

4

5

4

4,3

высокий

15.Соня Е.

3

3

4

3,3

низкий

Итоговый показатель

4

4

4

4

высокий

Мы составили сводную таблицу (Таблица 4) в которой отобразили уровень развития двигательных способностей детей 4-5 лет, по следующим показателям:

Высокий балл – от 4 до 5

Средний балл – от 3,6 до 3,9

Низкий балл – от 3 до 3,5

Рассматривая показатели физического развития и их изменения в течение эксперимента у детей 4-5 лет, было выявлено, что практически по всем проведенным измерениям к концу эксперимента наблюдался прирост. Анализ сдвигов в показателях физической подготовленности дает основание говорить о положительном влиянии подвижных игр на развитие двигательных качеств детей.

Итак, в среднем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается ловкость, подвижность. Снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) является учет их возрастных особенностей.
Выводы по эксперименту
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Таким образом, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. Поэтому, с помощью игры, в данном случае, подвижных игр, мы можем развивать такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, ловкость. Используя приведенные нами классификации подвижных игр, делаем вывод, что нас прежде всего интересуют: элементарные игры большой подвижности, с бегом, прыжками, направленные на формирование выносливости, сила, быстрота, ловкость. Можно использовать также сложные игры большой подвижности с упрощенными правилами.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра - одна из основных форм деятельности человека, особенно важное место она занимает в жизни ребенка.

Значительное место в игровой деятельности занимают игры, в которых решения задач выполняются различные двигательные действия в форме ходьбы, бега, прыжках, метании. Именно эти игры называются подвижными. Таким образом, подвижные игры - это эмоционально окрашенная двигательная деятельность, ограниченная правилами.

В последнее время в практике дошкольных учреждений оказывается общая тенденция повышения интереса к играм как фактора улучшения воспитания подрастающего поколения, эмоциональной разрядки и активного отдыха, формирования здорового образа жизни и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

Успех игровой деятельности, положительное физиологическое и эмоциональное воздействие на игроков зависит, прежде всего, от правильного выбора игры. При этом нужно учитывать форму проведения занятий: физкультурно-оздоровительное мероприятие в режиме дня в детском садике (перерыв), мероприятие вне учреждения, в семье и тому подобное.

Помня о педагогическое значение подвижных игр, следует отмечать тех, кто правильно выполнял движения, проявлял силу, ловкость, решительность, сообразительность, инициативу, соблюдал правила, выручал товарищей по команде, а также тех, кто нарушал правила и препятствовал проведению игры. Объявлять результаты нужно лаконично, никому не делая уступок. Воспитатель называет победителя или победителей, команду-победителя.

Итоги игры, эстафеты нужно подводить в интересной форме, чтобы вызвать у детей желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. Воспитатель награждает команды вымпелами, медалями и т.п.

Изложенное в пункте 1.3. дает нам сделать вывод, что систематическое комплексное использование спортивных игр на физкультурных занятиях в дошкольном учебном заведении поможет ликвидировать дефицит движений, сбалансировать процессы созревания, сформировать у детей привычки здорового образа жизни.

На основе проведенного эксперимента в разделе 1.6. со всей очевидностью можно констатировать, что применённая нами система занятий положительно повлияла на улучшение состояния здоровья детей и физического развития. Данные педагогического эксперимента ярко подтверждают выводы ученых (Вершинина М.А., Решетова Д.В., Финогеновой Н.В., Дорониной М.А., Степаненковой Э.Я., Пензулаевой Л.И., Якименко В., Кенемана А.В.), что состояние здоровья обусловлено уровнем физического развития дошкольников и резистентностью организма ребенка к негативному воздействию факторов внешней среды.

Систематическое применение подвижных игр положительно повлияло на состояние здоровья, физическое развитие и двигательную подготовленность детей, что значительно превысило показатели детей детского дошкольного учреждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Вершинин М.А., Решетов Д.В. Методика комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. - №9. – С. 16-20.

  2. Вершинин М.А., Финогенова Н.В. Формирование согласованности двигательных действий в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. - №3(109). – С. 45-49.

  3. Ветошкина Е.А. Оптимизация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всероссийской научной конференции / Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2005. - С. 52-59. 

  4. Воронцова О. Игровые приемы: как сделать физкультурное занятие в детском саду интереснее // Дошкольное воспитание.- 2010. - №9.- С. 43.

  5. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://doshvozrast.ru/igra/igrapodvig09.htm

  6. Гаськов А.В., Мендот Э. Э.-О. Сандандоржийн Ж. Педагогический потенциал подвижных игр в дошкольных образовательных учреждениях // Вестник Бурятского Государственного университета. – 2012. - №13. – С. 135-138.

  7. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 10-14. 

  8. Кенеман А.В. Теория методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2008. – 272 с.

  9. Кириллова. Ю. А. Вместе весело играть: подвижные игры в помещении для родителей с детьми 3-7 лет / Ю.А.Кириллова // Дошкольная педагогика. - 2011. - №5 - С. 66 - 69.

  10. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях.- М.: Академия, 2002. – 221 с.

  11. Матвеева А.П., Мельникова С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М., 2007. – 157 с.

  12. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа.- М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009. – 197 с.

  13. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. - С.29-33.

  14. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2013/03/18/podvizhnye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-dvigatelnykh

  15. Решетов Д. В. Методика использования подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников с акцентом на формирование социальной активности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград: ВГАФК, 2010. - 24 с.

  16. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2006. – 201 с.

  17. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009. – 64 с. 

  18. Финогенова, Н.В. Целесообразный порядок использования подвижных игр в период подготовки детей к обучению в школе / Н.В. Финогенова, М.А. Вершинин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 4. - С. 28-30.

  19. Финогенова, Н.В. Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе / Н. В. Финогенова, В. П. Черкашин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 103-107.

  20. Финогенова Н.В., Решетов Д.В. Возможности подвижных игр в процессе социально-личностного развития детей 5-6 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. - №8. – С. 98-102.

  21. Финогенова Н.В., Решетов Д.В. Использование подвижных игр в формирование социальных компетенций детей дошкольного возраста // Концепт. – 2013. - №S8. - C. 1-6.




  1. Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия. – 1999. – 160 с.


Нормативно - правовые документы


  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2011. – 178 с.

  2. Закон 237 –ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 г. 273 – ФЗ.

  3. ФГОС дошкольного образования 2014 № 1155.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа профессиональной переподготовки «Инструктор по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении (доу)»

Скачать 380.48 Kb.