страница1/5
Дата25.10.2018
Размер0.73 Mb.
ТипПрограмма

Программа по профилактике наркотической, алкогольной зависимости и табакокурения среди учащихся


  1   2   3   4   5

Рассмотрено на заседании Утверждаю


Педагогического совета директор МБОУ № 16 г. Липецка

№ 1 от 27.08.2016г. Н.А. Огнева



ПРОГРАММА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОТИЧЕСКОЙ, АЛКОГОЛЬНОЙ

ЗАВИСИМОСТИ И ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ учащихся

МБОУ №16 .г. Липецка

ПРОГРАММА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОТИЧЕСКОЙ, АЛКОГОЛЬНОЙ

ЗАВИСИМОСТИ И ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ учащихся

МБОУ №16 .г. Липецка

Создатель программы

Совет по профилактике наркологической, алкогольной зависимости и табакокурения среди обучающихся МБОУ № 16 г. Липецка.



Сроки и особенности реализации программы

Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Программа реализуется в течение 2016-2019 года.

Цели и задачи программы

Цель:

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;



Задачи:

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность


  1. Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

  2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

  3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  4. Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

  5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

Участники реализации программы

Учащиеся 1-9 классов, классные руководители, педагоги школы, социальные педагоги, педагог - психолог, инспектор ОДН, библиотекарь, родители учащихся. Для реализации программы школа осуществляет сотрудничество с организациями: ГУЗ ЛОНД, Центр антиСПИД, ОДН и ПДН УМВД России по г. Липецку, КДН и ЗП по городу Липецку, союз борьбы за народную трезвость, центр медицинской профилактики, специализирующиеся в первичной профилактике наркологической, алкогольной и иных видов зависимостей, в том числе реабилитационные центры.



Управление, контроль

Мониторинг школы



Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия, родительский лекторий, родительские собрания.



Пояснительная записка.
Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 8-10 лет.

Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества

Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.


Цель:

создание в МБОУ №16 г. Липецка системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде;

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.
Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.



Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа разработана на основании:

  1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"



  1. Федерального закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федеральных законов от 05.01.06 № 9-Ф3)

  2. Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (от 08.01.98 № 3-Ф3)

  3. Письмо Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральные службы по контролю за оборотом наркотиков от 21.09. 2005г. № ВФ – 1376/06.

  4. ФЗ об ограничение курения табака от 10 .07.2001г. № 87-ФЗ.

  5. Методическое руководство Управление здравоохранения администрации Липецкой области, Департамента образования администрации г. Липецка «Профилактика употребление психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними в совместной деятельности учреждений образования и наркологической службы» 2010г.

  6. Приказ от 28.02.2000г. № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

  7. Приказ от 27.03.09г. № 293 Об итогах работы ОУ по выполнению ФЗ от 24.06.99г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » и профилактики детской преступности в 2008г.

  8. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"

План работы педагогического коллектива по реализации программы

«Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних»

п/п

Наименование мероприятия

Ответственный, должность

Сроки проведения ежегодных мероприятий

Возраст участников,

категория

1.

Участие в городских воспитательных акциях

Заместитель директора , классные руководители

ежегодно

1-9 классы

2.

Проведение международного дня толерантности

Классные руководители

16 ноября ежегодно

1-9 классы

3.

Проведение Дня Героев Отечества.

Акция «Красная гвоздика»




Классные руководители

9 декабря ежегодно

1-9 классы

4.

Проведение акции отказа от курения

Старшая вожатая, классный руководитель



декабрь

5-9 классы

5.

Проведение акции «Рука в руке»

Классные руководители

ежегодно

1-9 классы

6.

Проведение акции «Спешите делать добро»

Классные руководители

ежегодно

1-9 классы

7.

Участие в городских конкурсах и акциях по гражданско – патриотическому направлению

Классные руководители

ежегодно

1-9 классы

8.

Проведение акции «Скажи экстремизму – НЕТ!»

Классные руководители

ноябрь ежегодно

1-9 классы

9.

Проведение линейки на тему: «Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом»

Заместитель директора , классные руководители

1 марта

ежегодно


5-9 классы

10.

Проведение декады правовых знаний

Заместитель директора

С.С. Сапрыкина, ст. вожатая, классные руководители



Апрель

ежегодно


1-9 классы

11.

Акция «Красная лента», посвященная Дню памяти людей, умерших от ВИЧ/СПИДа

Заместитель директора

С.С. Сапрыкина, ст. вожатая, классные руководители



Декабрь ежегодно

5-9 классы

12.

Спортивные мероприятия в школе и вне школы (Проведение Всемирного Дня здоровья, участие в спортивных соревнованиях)

Учителя физической культуры, классные руководители

В течение года ежегодно

1-9 класс

13.

Мониторинг состояния здоровья учащихся.


Классные руководители

Апрель

ежегодно


1-9 класс

14.

Проведение праздника, посвященного Дню Победы.


Заместитель директора

С.С. Сапрыкина, ст. вожатая, классные руководители



Май

ежегодно


1-9 класс

15.

Участие во Всероссийской акции «Стоп ВИЧ/СПИД»

Заместитель директора

С.С. Сапрыкина, ст. вожатая, классные руководители



Май

ежегодно


5-9 классы

16

Классные мероприятия:

Беседы: «О наркотиках и наркомании»;

«Гибель от передозировки»;

«Проблемы здоровья наркоманов»;

«Уголовная ответственность»;

«Рост преступлений, совершаемых наркоманами»

Классные часы: «Улица, подросток»; «Скажем наркотикам «Нет!»; «Привычки. Их влияние на детский организм»; «От вредной привычки к болезни всего один шаг»; «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»; «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения); «Алкоголь и система пищеварения»; «Влияние алкоголя на детский организм»; «Преимущества трезвого здорового образа жизни»; «Заботиться о других – и долг и радость»; «Что такое здоровье?»; «Мир, в котором ты живёшь»; «Опасность вредных привычек»; «Учись преодолевать страх» и другие. По плану работы классных руководителей


Классные руководители

ежегодно

1-9 классы

17

Работа по проекту «Азимут»

Классные руководители

ежегодно

5-9 классы

18.

Психологические тренинги, мозговые штурмы

Педагог –психолог, классные руководители

В течение года

1-9 классы

19.

Проведение родительских собраний

Заместитель директора

С.С. Сапрыкина, классные руководители



В течение года

1-9 классы

20

Работа родительского лектория «Семейный клуб»

Заместитель директора

С.С. Сапрыкина



В течение года

1-9 классы

21.

Рекламные листы, плакаты, буклеты, конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»; выставка литературы «Реклама и антиреклама табака и алкоголя»

Заместитель директора

С.С. Сапрыкина, ст. вожатая, классные руководители



В течение года

1-9 классы


Этапы реализации программы:
I Подготовительный этап.

  1. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.

  2. Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

  1. Реализация мероприятий программы.

  2. Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:

  1. Участие в городских акциях.

  2. Месячник здоровья (комплекс мероприятий).

  3. «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.

  4. Спортивные мероприятия.

  5. Классные часы, беседы по данной проблеме.


III. Аналитический этап.

  1. Социальный прогноз.

  2. Анализ реализации программы.

  3. Оформление отчётов.

  4. Оценка результатов.


Механизм реализации программы осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.

  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.




  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних

  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.


Участники программы

  • Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних

Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 7 до 17 лет.
Управление, контроль, мониторинг

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, социальные педагоги, педагог – психолог.




Методы реализации программы:

Мозговой штурм. Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.

Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.

Работа в группах и парах. Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.
  1   2   3   4   5

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа по профилактике наркотической, алкогольной зависимости и табакокурения среди учащихся