страница1/4
Дата02.10.2018
Размер0.61 Mb.
ТипПрограмма

Программа по плаванию для лиц с органиченными возможностями здоровья


  1   2   3   4

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПО ПЛАВАНИЮ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ

ДЛЯ ЛИЦ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(интеллектуальные и опорно-двигательные нарушения)

Срок реализации – весь период

Разработчики программы:

Анциборенко Д.Ю.
Решение тренерско-педагогического совета ДЮСШ по плаванию

Протокол № 08 от 20.09.2017 года.

ЮЖНО-САХАЛИНСК




СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

I. Пояснительная записка 4

II. Распределение детей с поражением опорно-двигательного аппарата

и ДЦП по функциональным классам 6

2.1. Характеристика детей с поражением опорно-двигательного

аппарата (ПОДА) 7

2.2. Характеристика детей с интеллектуальными нарушениями 10

III. Учебный план 12

VI. Методика обучения по предметным областям 14

4.1. Теория и методика физической культуры и спорта 14

4.2. Общая физическая подготовка (ОФП) 15

4.3. Рекомендуемые тренировочные задания и упражнения

по виду спорта плавания, СФП 20


V. Избранный вид спорта «Плавание» 22

5.1. Описание техники способов плавания 22

VI. Восстановительные мероприятия 35

VII. Медицинское обследование 36

VIII. Другие виды спорта и подвижные игры 36

IX. Индивидуальная (самостоятельная) подготовка 41


X. Материально-техническое оснащение 41

Список литературы 43


ВВЕДЕНИЕ

Плавание является наиболее традиционной формой оздоровления и укрепления организма. Занятия плаванием детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) и ДЦП позволяют в какой-то мере компенсировать утраченные двигательные функции. При занятиях плаванием в работу включаются все звенья опорно-двигательного аппарата. Развивается и укрепляется костно-мышечная система, улучшается подвижность в суставах, увеличивается их гибкость, что является хорошим профилактическим средством против развития суставной патологии и образования контрактур. Занятия в воде являются хорошим способом развития навыков передвижения для детей, чья мышечная сила и подвижность в суставах ограничена, так как сопротивление воды служит им в качестве опоры для движения. В воде ребёнок может управлять весом собственного тела, перемещать центр тяжести, выполнять координированные движения, передвигаться с различной скоростью в различных направлениях и с различной интенсивностью. В результате в водной среде ребёнок более активно выполняет упражнения, которые в воздушной среде для него сложны и в большинстве случаев не доступны. Плавание оказывает благоприятное влияние не только на физическое развитие ребёнка, но и на функциональное состояние организма в целом упражнения в воде стимулируют деятельность центральной нервной системы, благотворно влияет на системы кроветворения, дыхания, терморегуляции, существенно повышается иммунитет. Занимаясь плаванием, дети с ограниченными возможностями значительно лучше социально адаптируются, существенно расширяется круг общения.




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по плаванию для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа), направлена на физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте.

Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание тренировочных занятий:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В данной программе представлены:

- организация физкультурно-оздоровительных занятий;

- содержание теоретических и практических занятий (комплексы);

- требования к тренировочному процессу;

- контрольные нормативы;

- игры в воде.

Программа рекомендована для тренеров по плаванию, преподавателей по адаптивной физической культуре, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, осуществляющих тренировочную работу с детьми, с ПОДА и ДЦП, ЗР.

Цель программы: привлечение детей с поражением опорно-двигательного аппарата и ДЦП для систематического занятия плаванием для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья, формирования здорового образа жизни, развития физических и личностных качеств.

Задачи:

1. Сформировать потребность в здоровом образе жизни.

2. Привлечение детей с ПОДА и ДЦП к регулярным занятиям плаванием.

3. Повысить функциональные возможности организма занимающихся.

4. Сформировать и совершенствовать двигательные умения и навыки необходимые для занятия плаванием.

5. Откорректировать нарушения физического развития и психомоторики.

6. Улучшить динамику индивидуальных показателей, характеризующих состояние органов и систем и вторичных отклонений, общее состояние организма и уровень функциональных возможностей ребёнка.

7. Улучшить динамику индивидуальных показателей физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких).

8. Способствовать развитию основных физических качеств занимающихся (сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности).

9. Способствовать освоению навыков гигиены, самоконтроля.

10. Создать необходимые условия для занятий плаванием.

Для более детальной проработки основных коррекционных задач при планировании тренировочных занятий с детьми данной категории, должны быть сформулированы более частные вспомогательные задачи:

- укрепить ослабленные мышечные группы;

- улучшить подвижность в суставах;

- нормализовать тонус мышц;

- укрепить деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;

- способствовать развитию предметно-манипуляционной деятельности рук;

- способствовать улучшению зрительно-моторной координации;

- сформировать вестибулярную и антигравитационную статодинамическую устойчивость и ориентировку в пространстве;

- сформировать различные опорные реакций рук и ног;

- сформировать навыки релаксации тела.


  1. Распределение детей с поражением опорно-двигательного аппарата и ДЦП по функциональным классам

В плавании лица с ограниченными физическими возможностями с ПОДА и ДЦП распределяются по следующим функциональным классам:

Все обозначения классов начинаются с буквы S.

S1, SВ1, SМ1 - занимающиеся с серьезными проблемами в координации во всех конечностях, или они не используют ноги и туловище, руки и минимально - используют плечи. Тетраплегия ниже С 4/5. 40-65 очков.

S2, SВ1, SМ2 - занимающиеся с теми же поражениями, что и в предыдущем классе, но имеют больше возможности использовать руки. Тетраплегия ниже С 6/7. 66-90 очков.

S3, SВ2, SМЗ - занимающиеся с неплохими возможностями рук, но не используют ноги и туловище; они имеют большие возможности по сравнению с предыдущим классом. Возможно отсутствие конечностей. Полная тетраплегия ниже С 7. Неполная тетраплегия ниже С 6. 91-115 очков. S4, SВЗ, SМ4 - занимающиеся с минимальной слабостью рук и использующие их в плавании. Не могут использовать ноги и туловище. Имеют проблемы в координации, влияющие на все конечности, но преимущественно на ноги. Также этот класс для занимающихся, потерявших большую часть в трех конечностях; они имеют большие возможности по сравнению с предыдущим классом. Полная тетраплегия ниже С 8. Неполная тетраплегия ниже С 7. 116-140 очков.

S5, SВ4, SМ5 - занимающиеся с полным использованием мышц рук, но не могут использовать мышцы ног и туловища. Имеют проблемы с координацией. Возможно отсутствие конечностей. Полная тетраплегия ниже Т1-Т8. 141-165 очков.

S6, SВ5, SМ6 - занимающиеся с полным использованием мышц рук, могут управлять движениями туловища, но не могут использовать мышцы ног. Имеют проблемы в координации, хотя обычно они могут ходить. Также этот класс для карликов и тех занимающихся, у которых потеряна большая часть двух конечностей. Полная тетраплегия ниже Т9-L1. 166-190 очков.

S7, SВ6, SМ7 - занимающиеся, которые полностью используют руки и туловище, но имеют некоторые проблемы в функции ног; имеют слабую одну сторону тела; поражение двух конечностей. Параплегия L2- LЗ, 191-215 очков.

S8, SВ7, SМ8 - занимающиеся, которые полностью используют руки и туловище, но имеют некоторые проблемы в функции ног. Занимающиеся, использующие только одну руку, или имеющие поражение конечности или ее отсутствие. Параплегия L4-L5. 216-240 очков.

S9, SВ8, SМ9 - занимающиеся с серьезной слабостью одной ноги, или со слабыми проблемами в координации, или с проблемами в одной конечности, или отсутствует часть конечности. 241-265 очков.

S10, SВ9, SМ10 - занимающиеся с минимальной слабостью, влияющей на ноги. Занимающиеся с ограниченными движениями бедра или имеющие некоторую деформацию стопы или минимальную потерю конечности. Этот класс имеет наибольшие физические возможности. 266-285 очков.

При наборе детей с ДЦП учитывая ранний возраст, тренер должен знать точный медицинский диагноз, форму ДЦП и функциональные возможности данной категории инвалидов.

Классификация ДЦП по К.А.Семёновой:

1. Спастическая диплегия - самая распространённая форма ДЦП это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки прогностически благоприятная форма в плане преодаления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении 20% детей передвигаются самостоятельно, 50% - с помощью но могут себя обслуживать манипулировать руками.

2. Двойная гемиплегия - самая тяжёлая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это тяжёлый тетрапарез с тяжёлым поражением как верхних так и нижних конечностей. Дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, в 90% умственная отсталость, в 60% судороги, дети не обучаемы. Прогноз двигательного, речевого и психического развития не благоприятный.

3. Гиперкинетическая форма - связана с поражением подкорковых отделов головного мозга. Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают произвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашисты, дискоординированны, нарушена речь, в 20- 25% случаев поражён слух, в 10% возможны судороги.

4. Гемипаретическая форма - поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушарий мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем - правого). Прогноз двигательного развития благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.

5. Атонически - астеническая форма возникает при нарушении функций мозжечка при этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и при ходьбе, нарушена координация движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. В 50% отмечаются речевые и психические нарушения различной степени тяжести.


2.1. Характеристика детей с поражением опорно-двигательного

аппарата (ПОДА)
Вследствие своих физических недостатков, а также перенесенного травматического шока («ампутанты») с трудом контактируют не только со сверстниками но и со взрослыми.

У «ампутантов», как правило, наблюдаются психические и физиологические отклонения из-за невозможности владеть конечностью как ранее. Это может быть представлено в следующих классификационных показателях: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей, быстроты движений, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости и подвижности суставов;

Врожденные пороки развития конечностей;

Частота врожденных пороков развития опорно-двигательного аппарата составляет 55% всех пороков развития опорно-двигательной системы.



К ним относятся: аномалии развития нижних конечностей; аномалии развития верхних конечностей.

Таких детей отличает психическая напряженность, нерешительность, неудовлетворенность собой.

Дети с заболеванием ДЦП – особая категория людей, развитие личности которых зависит от ряда факторов: времени и степени поражения, уровня интеллекта и отношений в семье. Для таких заболеваний характерны спазмы и слабость мышц нижних и верхних конечностей, малая подвижность в суставах, гипертрофия мышечных групп и другие двигательные нарушения. Все это сопровождается дисгармоничным физическим развитием:

- неточная координация и неуверенность в движениях;

- трудность сохранения равновесия;

- замедленность овладения двигательными навыками;

- замедленная скорость выполнения отдельных упражнений;

- низкий уровень силовых качеств;

- неточность движений.

Все выше перечисленные особенности психофизического развития ведут к вторичным отклонениям:

- эмоционально-волевая незрелость, повышенная возбудимость;

- истощаемость памяти, внимания, работоспособности;

- неуверенность в своих силах, несамостоятельность;

- отсутствие инициативы и пр.

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости. Кроме того, нередко наблюдаются изменения зрения, слуха, вегетативно-сосудистые, судорожные проявления и пр.

Тренер-преподаватель должен понимать, что начинать работать необходимо с того уровня, на котором остановился ребенок в своем развитии, а не исходя из своего возраста.

I уровень – развитие основных функций: удерживание головы, захват предметов, сидение, ползание, вертикальная стойка, ходьба и др;

II уровень – комплекс основных движений: лазание, ходьба, бег, метание и ловля, прыжки и т.п.;

III уровень – двигательные действия по самообслуживанию, игровой, учебной и производственной практике.

Определение характера зависимости детей от посторонней помощи.

Результативность двигательных действий.

Тренер-преподаватель спортивной школы производит ориентировочное диагностирование для определения классификации двигательных нарушений по степени тяжести:

- поражение только на III уровне соответствует легкой степени тяжести (степень функциональных возможностей относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем, они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях);

- поражение III и II уровней соответствует средней степени тяжести (лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями);

- поражение III, II и I уровней одновременно – соответствует тяжелой степени двигательных нарушений (лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, поэтому они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях).

Необходимо также выявить степень зависимости ребенка от посторонней помощи:

- если ребенок почти не зависит от помощи взрослого, то это легкая степень;

- если ребенок частично зависит от помощи взрослого – это средняя степень тяжести;

- если же ребенок практически полностью зависит от помощи взрослого, то имеет место тяжелая степень двигательных нарушений.

Для таких детей проводят индивидуальные занятия, как правило, в соревнованиях они не участвуют.

Работая с такими детьми, тренер-преподаватель должен включать в занятия разнообразные упражнения на преодолении слабости (гипотофии, атрофии) и нормализации тонуса мышц, на улучшение подвижности в суставах, тактильных ощущений, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Вместе с тем, шаг за шагом, терпеливо педагог разучивает с детьми упражнения на развитие пальцев рук, координацию движений и ориентировки в пространстве. В обязательном порядке применяются упражнения на расслабление (общая релаксация) тела и конечностей.

Необходимо включать в тренировочные занятия разнообразные задания: основные исходные положения, упражнения для формирования равновесия, правильной осанки, прикладные упражнения (построения и перестроения), лазанье, упражнения с гимнастическими палками, мячами, подвижные игры и другие.

Необходимо, чтобы тренировочные занятия были обучающими, имели коррекционную направленность и носили воспитательный характер.
2.2. Характеристика детей с интеллектуальными нарушениями

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. Умственную отсталость определяют не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.

Олигофрения включает многообразную группу отклонений, в основе которой лежит недоразвитие головного мозга и всего организма.

Формы умственной отсталости чрезвычайно многообразны, однако общим признаком для всех форм является поражение ЦНС до 2-х летнего возраста ребенка. Дальнейшее физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе.

У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются нарушения в развитии основных двигательных качеств:

- отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей на 15-30%;

- выносливости динамического характера на 2-4%;

- быстроты движений на 10-20%;

- гибкости и подвижности в суставах на 10-20%;

- нарушение точности в движениях;

- грубые ошибки при дифференциации мышечных усилий;

- низкий уровень развития функций равновесия;

- ограничение амплитуды движения в беге, прыжках, метаниях;

- отсутствие легкости и плавности в движениях;

- напряженность и скованность движений.

У таких детей малоразвита речь, бедный словарный запас. Подростки обычно завышают свою самооценку, предъявляют повышенные требования к окружающим. Коммуникативные навыки у них развиты слабо, дети с трудом вступают в контакт с незнакомыми людьми, им трудно войти в общество нормальных людей, их часто не принимают и не понимают.

Методы и приемы - на тренировочных занятиях с умственно-отсталыми детьми, тренер должен соблюдать условия, позволяющие осуществлять коррекцию недостатков движений.

Ему необходимо: учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, возрастные и половые различия учащихся; добиваться от учащихся осмысления и выполнения данных им заданий; стремиться совершенствовать познавательную деятельность детей средствами физической культуры.

Двигательная деятельность содействует улучшению координации, формированию двигательных умений и навыков, повышению умственной работоспособности.

Одним из эффективных средств физического воспитания для таких детей является подвижная игра.

Эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм, она способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению функций организма, развитию физических способностей.

В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, прыжки, упражнения с мячом, в которых нет сложной техники.

Во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Соединение в подвижной игре трех компонентов – физического упражнения, эмоционального фона и умственной нагрузки – приближает ребенка к естественной жизни, освоению взаимоотношений, развитию личности.


Таблица 1. Режимы спортивно-оздоровительной работы.

Наименование этапа

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Кол-во

уч-ся в группе



Максимальное кол-во учебных часов в неделю

Максимальное кол-во учебных часов в неделю

СОГ

3 гр. здоровья



Весь период

7

7-10

5

260

СОГ

1 гр. здоровья



Весь период

7

3-5

5

260

В спортивно-оздоровительные группы зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 17 лет, желающие заниматься адаптивной физической культурой и спортом, при наличии у них инвалидности, рекомендаций специалистов учреждений Государственной службы медико-социальной экспертизы, направления или разрешения (допуска) лечащего врача к занятиям адаптивной физической культурой и спортом.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в спортивной школе, организуются занятия с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья.



  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебная работа ведется на основе учебного плана рассчитанного на 52 недели учебно-тренировочных занятий.


Таблица 2. Учебный план (3 группа) 4 часа/неделю



Предметные области и разделы программы

Общее количество часов в год

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март


Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

1

ПО-1 Теория и методика физической культуры и спорта

8













2













2

1

1

2

ПО-2 Физическая подготовка:

86

6

7

7

7

4

6

7

8

7

7

10

10

2.1

Общая физическая подготовка

58

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

10

10

2.2.

Специальная физическая подготовка

28

2

3

3

3

2

2

3

4

3

3







3

ПО-3 Избранный вид спорта «Плавание»

60

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







4

Восстановительные мероприятия

2













2






















5

Медицинское обследование

4

4


































6

ПО-4 Другие виды спорта, подвижные игры

40

2

4

4

4

3

3

4

3

3

4

3

3

7

ПО-5 Индивидуальная (самостоятельная) подготовка

10































5

5

Итого часов

208

18

17

17

17

17

15

17

17

16

19

19

19



Таблица 3. Учебный план (1 группа) 4 часа/неделю



Предметные области и разделы программы

Общее количество часов в год

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март


Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

1

ПО-1 Физическая подготовка:

94

8

8

8

8

6

6

8

8

6

8

10

10

1.1

Общая физическая подготовка

37

2

2

2

2

1

1

2

2

1

2

10

10

1.1.

Специальная физическая подготовка

57

6

6

6

6

5

5

6

6

5

6







2

ПО - 2 Избранный вид спорта «Плавание»

60

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







3

Восстановительные мероприятия

12













2










2




4

4

4

Медицинское обследование

4

2













2



















5

ПО-3 Другие виды спорта, подвижные игры

38

1

3

4

4

3

3

4

3

3

4

3

3

Итого часов

208

17

17

18

18

17

17

18

17

17

18

17

17


При реализации программы устанавливаются следующие требования техники безопасности:

- осуществление постоянного контроля за состоянием мест занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

- проведение инструктажа (1 раз в полгода) обучающихся по технике безопасности на тренировочных занятиях определённым видом спорта с обязательной регистрацией в журнале учёта занятий или журнале регистраций инструктажа;

- обязательное включение в каждое тренировочное занятие упражнений в самостраховке, страховке и оказании помощи при выполнении различных упражнений и технических действий;

- тщательное проведение разминки;

- тщательное планирование занятий (последовательность тренировочных заданий, определение величины тренировочных нагрузок в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся и т.д.);

- осуществление постоянного контроля состояния обучающихся;

- снижение нагрузки в случае утомления, первыми признаками которого являются бледность, блеск глаз, перевозбуждение, нарушение координации движений, ухудшение внимания, апатия, сонливость и др.;

- обязательное регулярное медицинское обследование обучающихся;

- соблюдение строгого режима и правил здорового образа жизни;

- соблюдение всех педагогических принципов организации и построения тренировочных занятий (доступность, постепенность, прочность, наглядность, активность, индивидуальность и др.;

- индивидуальный подход к обучающимся при занятиях видами спорта;

- оптимально сочетание нагрузки и отдыха;

- постоянная воспитательная работа с обучающимися (строгая дисциплина на занятиях, взаимопомощь, требовательность к себе и к своим товарищам, максимальная собранность на занятиях, своевременное пресечение грубости, запрещённых приёмов, воспитание уважения, воспитание творческого отношения к тренировке и т.п.).

Запрещается допуск к тренировочным занятиям и соревнованиям обучающихся, не прошедших врачебного диспансерного обследования, не выполнивших назначенные лечебно-профилактические мероприятия, не получивших разрешения врача к занятиям, без соответствующей медицинской документации.


  1. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ

Основными формами образовательного процесса являются: групповые и индивидуальные, теоретические и психологические занятия, самоподготовка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это необычные дети. У каждого ребенка своя история болезни, имеются сопутствующие заболевания. Работая с таким контингентом, тренер-преподаватель должен грамотно подбирать комплекс упражнений для занимающихся, правильно дозировать нагрузку, чтобы не навредить здоровью учащихся. Целесообразно использовать индивидуальный подход.

В случае необходимости объединения в одну группу спортивной подготовки разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов. На всех периодах подготовки могут привлекаться к деятельности дополнительно к тренеру-преподавателю психологи, медицинские работники, сурдопереводчики и другие специалисты при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы с обучающимися.

Спортивная школа предоставляет возможность обучающимся продолжать физкультурно-оздоровительную деятельность до 18 лет, независимо от имеющихся спортивных результатов. Рекомендуемые параметры по наполняемости в спортивно-оздоровительных группах.
4.1. Теория и методика физической культуры и спорта
Предметная область «Теория и методика физической культуры и спорта» связана с другими предметными областями учебного плана (общая физическая подготовка, избранный вид спорта, другие виды спорта и подвижные игры) как элемент теоретических знаний.

Теоретические знания должны иметь определённую целевую направленность: вырабатывать у обучающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Тренер-преподаватель должен логически связать материал теоретических занятий с практическими занятиями. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме.

Теория и методика физической культуры и спорта проводится в форме бесед, лекций, непосредственно на тренировке в процессе проведения занятий.

Теоретические сведения рекомендуется давать в начале и повторять в конце тренировки. Продолжительность их должна быть не более 10-15 мин. Если программный материал рассчитан на большее время, то его лучше сообщать в конце занятий. При подборе конкретного учебного материала по указанным темам следует учитывать специфику детей в соответствии с их физическими, психологическими способностями и (или) двигательными умениями.

В процессе теоретических занятий необходимо выбирать соответствующие дефекту методы и средства обучения, изменять количество часов, отведенных на учебную тему с учетом специфики восприятия и усвоения обучающихся. При этом должно достигаться 50% усвоение программного материала.

Во время бесед применяются различные наглядные пособия: учебные фильмы, фотографии, макеты, показ практических действий.

Вопросы по теоретической подготовки:



  • Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

  • Значении плавания для здоровья;

  • Соблюдение мер личной гигиены

  • Спортивный инвентарь


4.2. Общая физическая подготовка (ОФП)
Общая физическая подготовка повышает функциональные возможности организма, способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья, способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков. В качестве средств общей физической подготовки рекомендуется использовать комплексы общеразвивающих упражнений, различные тренировочные задания, направленные на развитие скоростных способностей, выносливости, гибкости.

Бытовая, физкультурная и спортивная деятельность ребенка часто сопряжена с необходимостью быстро реагировать на внешние сигналы, выполнять движения с максимальной скоростью, предвидеть опасность, мгновенно перестраивать деятельность в соответствии с меняющимися условиями. Эти естественные проявления реакции вызывают определенные трудности у детей-инвалидов, поэтому необходимо развивать у них скоростные способности при помощи физических упражнений.



Скоростные способности имеют сложную структуру, в которой выделяют:

- способность быстро реагировать на внешний сигнал;

- способность к быстрому выполнению одиночных движений;

- способность поддерживать максимальный темп движений;

- способность к быстрому началу действий (стартовое ускорение). Комплексное проявление скоростных способностей характерно для сложнокоординационных движений, в которых условия постоянно меняются и выполнения движений невозможны без разных проявлений быстроты (эстафеты, подвижные игры, слалом в коляске, волейбол сидя, хоккей на полу и др.).

Быстрота реакций ребенка зависит от типа его нервной деятельности и является качеством, наследуемым от родителей. Поэтому, воспитание быстроты у подростка представляет определенные сложности, а у детей даже с незначительными отклонениями в развитии вообще затруднено. Соответственно этому подбираются наиболее простые и доступные упражнения.

Для развития быстроты реакции можно применять упражнение на реагирование внезапно возникающего сигнала: во время бега по хлопку – остановка, поворот кругом, упор присев и т.п. Варьирование сигналов по типу, силе, расстоянию развивает слуховое и зрительное внимание и в практической деятельности используется в игре.

Особенность развития быстроты реакции у детей с нарушениями развития состоит в том, что в каждой нозологической группе есть свои особенности (отсутствие или недостаток зрительного или слухового восприятия, замедление мышления, рассеянное внимание и т.п.), что требует индивидуального подбора упражнений.



Выносливость – это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма, обеспечивающая его устойчивость к утомлению в условиях мышечной деятельности. Общая выносливость необходима всем лицам любого возраста. Любая двигательная деятельность, связанная с напряжением сердечно-сосудистой и дыхательной систем, несет развитие выносливости. Для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, легкой формой ДЦП, ампутацией сегментов верхних конечностей используют упражнения циклического характера (плавание, бег, передвижения на коньках, лыжах и др.). У лиц с ампутацией нижних конечностей, тяжелыми формами ДЦП и умственной отсталости, нарушениями функций спинного мозга развитие выносливости достигается в основном путем передвижения на коляске, реже плавание, спортивные игры. Гибкость – комплекс психологических, морфологических и физиологических компонентов организма, обеспечивающий способность выполнять движения с максимальной амплитудой. Этот комплекс включает следующие факторы:

- морфологическое и функциональное состояние центральной и периферической нервной системы (нервная регуляция тонуса мышц);

- морфологическое и функциональное состояние суставов;

- психологическое состояние (порог болевых ощущений, способность к волевым усилиям).

Педагогическими задачами при развитии гибкости являются:

- обеспечить развитие гибкости для выполнения движений с полной амплитудой без ущерба для нормальной работы опорно-двигательного аппарата;

- предотвратить, насколько возможно, утрату достигнутого уровня гибкости;

- обеспечить восстановление гибкости, утраченной в результате заболевания, травмы, других причин.

Различают общую и специальную гибкость. В адаптивной физической культуре общую гибкость развивают во всех возрастных группах, она имеет всестороннюю направленность. Специальная гибкость реализуется подбором упражнений, которые воздействуют на суставы и мышцы, определяющие результат в избранном виде спорта (например, в плавании кролем – плечевой и голеностопный суставы, брассом – тазобедренный, коленный и голеностопный).

В практике адаптивной физической культуры упражнения на гибкость выполняются в комплексе с массажем: для пальцев рук: массаж, разгибание пальцев надавливанием другой руки – сначала легким, затем сильными пружинистыми движениями и статическим удержанием в разогнутом положении; для запястья: массаж, сгибание, разгибание, вращение, статическое удержание в разогнутом положении за счет надавливания другой рукой или упором в неподвижный предмет (пол, стену); для плечевых суставов: вращения, маховые движения в разных направлениях и плоскостях, висы на кольцах, наклоны вперед хватом за рейку гимнастической стенки, «выкруты» гимнастической палки; для туловища: прогибание назад в мост у опоры, стоя на коленях, наклоны назад, вперед прогнувшись, волнообразные движения, наклоны, повороты, наклоны туловища; для голеностопных суставов: массаж, оттягивание носков, подошвенное сгибание – разгибание, сед на пятках, на наружном и внутреннем своде; для тазобедренных суставов: глубокие приседания на полной ступне – в положении ноги врозь, выпады вперед и в стороны, наклоны вперед из положения ног врозь, вместе, стоя на гимнастической скамейке; махи ногами вперед, назад, в стороны и др. Степень использования упражнений и дозировка определяется потребностью дальнейшего развития гибкости.

Также для разностороннего физического развития и укрепления здоровья рекомендуется развивать специальную физическую подготовку. В тренировочные занятия по специальной физической подготовке включаем упражнения для развития силовых качеств и координационных способностей.

Развитие силовых способностей: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта в большинстве своем имеют слабое физическое развитие и нуждаются в укреплении всех мышечных групп. Для детей с ДЦП силовые упражнения подбираются индивидуально в зависимости от степени поражения двигательной системы.



Мышечная сила – это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма, единство которых в структуре двигательной функциональной системы обеспечивает способность к преодолению внешнего сопротивления с помощью мышечных напряжений. Выделяют следующие группы упражнений, направленные на развитие мышечной силы:

- упражнения с преодолением массы собственного тела;

- упражнения с внешним сопротивлением;

- упражнения в изометрическом режиме.



Первая группа упражнений наиболее доступная и распространенная среди всех категорий инвалидов, она включает: силовые упражнения основной гимнастики: лазанье, висы, подтягивание, сгибание-разгибание рук в упоре, перемещения по гимнастической скамейке лежа с помощью рук и др.; силовые упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения сколиоза; легкоатлетические упражнения – прыжковые упражнения, спрыгивание в глубину с высоты 40-50см с последующим отталкиванием; подвижные игры, например игра в футбол на ограниченной площадке, передвигаясь на корточках или ягодицах и перекатывая мяч руками.

Вторая группа - упражнения с внешним сопротивлением, включает: упражнения с преодолением внешней среды: бег по песку, по снегу; упражнения с сопротивлением при помощи эспандеров, резиновых амортизаторов или колец; плавание на ногах или руках, с гидротормозом; упражнения на тренажерах; упражнения с утяжелителями – гантелями, набивными мячами, «блинами», (в парах).

Эта группа упражнений относится к высокоэффективным средствам развития силы, но требует индивидуального подхода: веса отягощения, количества повторений, учета медицинских показаний и противопоказаний. Третью группу упражнений составляют изометрические кратковременные напряжения: мышечные напряжения конечностей при вынужденной неподвижности (гипс) или ограниченной подвижности; изометрическое напряжение мышц путем мысленного представления движений отсутствующей конечностью.



Развитие координационных способностей - под координационными способностями человека понимают согласованные, целесообразные, координированные движения и способность управлять ими. Природной основой координационных способностей являются свойства нервной системы, индивидуальные особенности строения коры головного мозга, уровень развития сенсорных систем (зрения, слуха и др.), продуктивность психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), темперамент, характер.

В структуру координационных способностей входят:

- координация движений;

- ориентировка в пространстве;

- ритмичность движений; равновесие;

- быстрота реагирования;

- точность мелкой моторики.

Развитие координации движений - рекомендуется использовать приемы, способствующие улучшению координации движений: необычные исходные положения; зеркальные выполнения упражнений; изменение скорости и темпа движений; изменение пространственных границ выполнения упражнения; смена способов выполнения упражнения; изменения противодействия в парных упражнениях;

Развитие пространственной ориентации. Приемы развития способности к пространственной ориентации направлены на формирование необходимых знаний и двигательных умений с помощью зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических представлений, являющихся ориентировочной основой действий в замкнутом или открытом пространстве. Создание таких представлений особенно важно для детей с сенсорными нарушениями: знание и развитие навыков ориентации в структуре пространства и внешних ориентирах (верхний, нижний, правый, левый угол зала, окно, дверь, гимнастическая стенка и т.п.); знания и развитие навыков о положениях позах тела (правильная осанка, положение стоя, сидя, лежа на животе и др.); знания и развитие навыков о направлениях движения: вперед-назад, вправо, влево, вниз-вверх; знания и развитие навыков о видах размещения (в шеренге, колонне, круге, в парах); представления о величине (большой – маленький), весе (легкий – тяжелый), форме (квадратный, круглый), фактуре (гладкий, шершавый), материале (деревянный, резиновый…), цвете; дифференцирование внешних сигналов (звуковых, световых, вибрационных), предметных и символических ориентиров (хруст снега, шум воды), указывающих направление, амплитуду, траекторию, длину и количество шагов.

Детям-инвалидам важны два проявления равновесия: устойчивость статической позы и сохранения ее при выполнении упражнений.

В практической работе с детьми-инвалидами применяются следующие упражнения:

- ходьба на носках, фиксация стойки носках;

- ходьба с поворотами, наклонами, круговыми движениями головы;

- чередование ходьбы вперед и назад с поворотами на 180 и 360 градусов;

- танцевальные шаги;

- стоя у опоры, сохранение равновесия при наклонах назад, вперед, в стороны, стоя на одной ноге; то же, без опоры;

- прыжки на двух ногах, на одной ноге, на скакалке; выпрыгивание вверх и др.;

- махи ногами вперед, назад, в стороны;

- катание на качелях, каруселях, прыжки на батуте;

- подвижные игры с ускорениями, остановками, сменой направления и т.п.;

- ходьба по наклонной гимнастической скамейке вверх, вниз, руки в стороны;

- выполнение упражнений с закрытыми глазами и другие.

Для развития простой двигательной реакции используются внезапные звуковые, двигательные, световые, вибрационные сигналы. Сложные реакции связаны со слежением, зрительным восприятием (у незрячих – слуховым восприятием), умением предвидеть, например траекторию полета мяча или предугадать ситуацию, движения соперника и т.п.

Развитие мелкой моторики. Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук – кистей и пальцев. От координации пальцев и кисти зависит освоение различных спортивных действий инвалидами всех нозологических групп.

Для разработки кистей и пальцев рук используют мелкий инвентарь: разные по объему и весу мячи, надувные, пластмассовые, деревянные шары, мячики-ежики, флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мягкие модули.

Развивают мелкую моторику при помощи игровых и индивидуальных упражнений. К ним относятся:

- катание мяча, шарика, сидя на полу;

- подбрасывание и ловля мяча двумя руками, одной;

- перебрасывание мяча из руки в руку;

- удары мяча об пол, в стену и ловля;

- броски мяча в цель;

- сжимание-разжимание кисти с резиновым кольцом;

- малоподвижные игры.

Такие упражнения способствуют развитию ловкости, умению управлять своими движениями, активируют моторику руки.
4.3. Рекомендуемые тренировочные задания и упражнения

по виду спорта плавания, СФП
Плавание направлено на укрепление опорно-двигательного аппарата,
улучшение координации движений и расширение двигательных способностей, улучшения легочной вентиляции, стимуляции кровообращения, укрепления детской психики (вода оказывает на кожу действие, аналогичное мягкому массажу, а это способствует выработке гормонов удовольствия – эндорфинов).

Занятия в воде помогают восстановлению и укреплению организма. Занятия в воде даются ребенку-инвалиду гораздо легче, чем тренировки на суше: ведь в воде намного снижается давление, оказываемое массой тела на позвоночный столб и суставы. В воде и сердечно-сосудистая система легче переносит нагрузки.

Таким образом, гидрореабилитация вообще и плавание в частности возвращают ребенку с ДЦП способность к свободному движению, помогают ему достичь более высокого уровня жизни и само обеспечения.


  • Учить, не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней.

  • Учить передвигаться по дну бассейна различными способами.

  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и ориентироваться под водой.

  • Учить выдоху в воде.

  • Учить лежать в воде на груди и на спине.

  • Учить скольжению в воде на груди и на спине.

  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.

  • Учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.

  • Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.

  • Учить различным прыжкам в воду.

  • Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды.


Рекомендуемые подводящие упражнения в воде:

И.п. – стоя на дне, держась одной рукой за бортик, другая – впереди на поверхности воды. Движения свободной рукой в сторону, вниз, вверх. Упражнение выполняется на разной глубине, в приседе, в наклоне.

И.п. – стоя на дне, держась одной рукой за бортик, движения ногами по очереди: вперед, назад, в сторону, внутрь. Нога должна быть выпрямлена в колене и с вытянутым носком.

Передвижения по дну, держась руками за бортик бассейна. При движении необходимо выше поднимать колени, интервал между занимающимися должен быть не менее 1м.

Передвижение по дну, держась ближней рукой за бортик, другой отталкивать воду ладонью назад вниз. При отталкивании воды - рука прямая, форма ладони – «ложка».

Передвижения по дну с различным исходным положением рук (в стороны, вперед, за голову, за спину, вверх). Туловище должно быть в вертикальном положении, голова лицом вперед. Рекомендуется выполнять упражнение сначала рядом с бортиком, затем с удалением от него.

Скольжение на груди. И.п. Стоя спиной к бортику, поднять руки вверх за голову, соединить кисти. Сделать вдох, задержать дыхание, оттолкнувшись одной ногой от бортика, «проскользить» по поверхости воды. Стараться удержать туловище на поверхности воды как можно дольше.

Скольжение на спине. И.п. Стоя лицом к бортику, вытянуть прямые руки за головой, соединить кисти. Сделать вдох, оттолкнуться ногой от бортика, «проскользить» на спине. Выполняя это упражнение, необходимо, чтобы туловище было прямое, «не садиться» в воду, иначе «скольжение» не получится.

При подборе упражнений важно учитывать физиологические особенности ребенка, возраст и физическую подготовку. Разностороннее влияние упражнений помогает быстрее овладеть навыками в других спортивных видах – спортивных и подвижных играх, легкой атлетике, плавании, лыжной подготовки и многих других.

Подвижные игры. Использование подвижных игр на учебно-тренировочных занятиях помогает решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Игра интересна постоянно меняющимися ситуациями, в которых ребенку приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, взаимодействовать с другими детьми. Подвижные игры позволяют преодолеть у детей нарушения пространственной ориентировки, улучшить выполнение движений на точность, координацию, равновесие. Также, в игре развиваются внимание, сообразительность, чувство коллективизма. При подборе подвижных игр тренеру необходимо знать и учитывать нарушения физического развития детей, интеллект и двигательные способности, рационально распределять физическую нагрузку.



  1. Избранный вид спорта «Плавание»
  1   2   3   4