Скачать 361.36 Kb.
Дата04.09.2019
Размер361.36 Kb.
ТипПрограмма

Программа по мотоболу досааф организационно-методические особенности многолетней подготовки мотоболистов




Республиканское государственно-общественное объединение

«Добровольное общество содействия

армии, авиации и флоту Республики Беларусь»

ДОСААФ


УТВЕРЖДЕНО

Приказ председателя
центрального совета ДОСААФ

№ _________ от ____________






МОТОБОЛ
Учебная программа

для спортивных секций организационных структур



и организаций ДОСААФ


Минск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение: программа по мотоболу ДОСААФ




1. Организационно-методические особенности многолетней подготовки мотоболистов




1.1. Этапы и задачи многолетней подготовки в мотоболе




1.2. Режим и наполняемость секций в мотоболе




1.3. Организация и режим работы спортивных секций по мотоболу




2. Планирование и содержание занятий в группах первого года обучения




2.1. Учебный план для групп первого года обучения




2.2. Общая теоретическая подготовка групп первого года обучения




2.3. Специальная теоретическая подготовка в группах первого года обучения.




2.4. Практическая подготовка в группах первого года обучения.




3. Планирование и содержание занятий в группах свыше 1 года обучения по мотоболу




3.1. Учебный план для групп свыше 1 года обучения




3.2. Общая теоретическая подготовка в группах свыше 1 года обучения




3.3. Специальная теоретическая подготовка в группах свыше 1 года обучения




3.4. Практическая подготовка в группах свыше 1 года обучения




4. Тактическая подготовка.




5. Психологическая подготовка.




6. Воспитательная работа.




7. Медико-биологический контроль.




8.восстановительные и профилактические мероприятия




9. Инструкторская и судейская практика.




10. Документация спортивной секции.




Приложение: методика тестирования офп.




ВВЕДЕНИЕ
Программа для спортивных секций по мотоболу организационных структур и организаций ДОСААФ Республики Беларусь составлена на основе нормативных документов Министерства спорта и туризма, Министерств образования, труда и социальной защиты, финансов с учетом передового опыта работы со спортсменами, результатов научных исследований и тенденции развития автомотоспорта как вида спорта.

Программа охватывает комплекс параметров подготовки спортсменов, занимающихся мотоболом, на весь период обучения и тренировки. Предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса становления мастерства, преемственность в решении задач укрепления здоровья, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Современная подготовка спортивного резерва осуществляется на основе следующих основных методических положений:


  1. Строгая преемственность задач, средств и методов тренировки спортсменов.

  2. Неуклонное возрастание объема средств общей физической и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается объем специальной практической подготовки (по отношению к общему объему тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается до оптимальных пределов удельный вес общей теоретической подготовки.

  3. Строгое соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки спортсменов.

Современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной многолетней подготовки спортсменов, отбора одаренных детей, способных пополнять ряды ведущих спортсменов республики, поиска все более эффективных средств и методов учебно-тренировочной работы. В настоящей программе определены этапы многолетней подготовки мотоболистов, структура и основные положения работы спортивных секций (учебных групп), примерное содержание материала занятий по секциям (учебным группам) и годам подготовки, а также соответствующие контрольные нормативы по общей и специальной подготовленности.

Основным документом, определяющим целенаправленность и содержание учебного процесса по мотоболу является настоящая Программа. При необходимости, в соответствии с конкретными условиями работы секции (учебных групп) (наличие материальной базы и др.), руководители организаций и оргструктур ДОСААФ могут вносить частные изменения в содержание Программы с согласия Учредителя, сохраняя при этом ее основную направленность.



1. Организационно-методические особенности

многолетней подготовки мотоболИСТОВ
Имеющийся многолетний опыт работы свидетельствует о том, что при четкой организации учебно-тренировочного процесса и высоком качестве педагогической деятельности преподавательского состава секции являются отличными базами привлечения детей к систематическим занятиям спортом, воспитания квалифицированных спортсменов и подготовки общественного актива для развития технических видов спорта.

В соответствии с типовым Положением секции (учебные группы) призваны решать следующие основные задачи:



  • всестороннее развитие юных спортсменов и укрепление их здоровья;

  • подготовка из числа юных спортсменов инструкторов-общественников и судей по спорту;

  • оказание помощи общеобразовательной школе в организации спортивно-массовой работы.


1.1. Этапы и задачи многолетней подготовки
Успешная реализация основных методических положений подготовки спортивного резерва основывается на последовательной реализации этапов многолетней подготовки.
Этапы подготовки в спортивных секциях (учебных группах) по мотоболу


Этап

Отбора
и начальной подготовки

Специализированной подготовки

Секция

(учебная группа)



Первый год обучения

Свыше 1 года обучения

Возраст

с 9 лет

с 10 лет


Первый этап – отбора и начальной подготовки (с 9 лет).

Задачами этого этапа являются выявление задатков и способностей детей, укрепление их здоровья и содействие правильному физическому развитию, разносторонняя двигательная подготовка, в процессе которой развиваются основные физические качества, обучение основам мотобола, навыкам гигиены и самоконтроля.



Второй этап – специализированной подготовки и углубленной специализации (с 7 лет).

Особое внимание необходимо уделять формированию устойчивого интереса начинающих спортсменов к целенаправленному многолетнему спортивному совершенствованию.

Задачи периода специализированной подготовки и углубленной специализации являются:

всестороннее развитие физических возможностей организма; повышение уровня общей культуры, двигательной активности; воспитание волевых качеств – смелости и решительности, умения самостоятельно работать и соревноваться;

развитие специальных навыков и физических качеств на базе повышения общей физической подготовленности; воспитание целеустремленности, самостоятельности, выдержки и самообладания, настойчивости в достижении цели

достижение максимальных результатов, укрепление здоровья и функционального состояния на основе поддержания высокого уровня общей физической и специальной подготовленности; стабильность спортивных результатов, овладение знаниями и умением управлять развитием своей спортивной формы в годичном цикле, в том числе при подготовке к ответственным соревнованиям.


1.2. Наполняемость секций (учебных групп) в мотоболе
Спортивные секции (учебные группы) комплектуются детьми, подростками и взрослыми спортсменами, являющимися членами ДОСААФ, не имеющими отклонений в состоянии здоровья и противопоказаний для занятий. Для зачисления в секцию (учебную группу) необходимо подать заявление на имя руководителя организационной структуры (организации), при которой работает секция (учебная группа) и представить медицинскую справку с допуском к занятиям по виду спорта.

Комплектование секций (учебных групп) проводится с учетом возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и наполняемости:


Наполняемость спортивных секций (учебных групп) по мотоболу


Этап

Начальной подготовки

Специализированной подготовки

Секция

(учебная группа)



Первый год обучения

Свыше 1 года обучения

Кол-во

занимающихся



Не менее 12человек

Не менее 10 человек

Секции (учебные группы) свыше 1 года обучения формируются из числа занимающихся, прошедших обучение в секциях (учебных группах) первого года подготовки и успешно сдавших контрольно-переводные нормативы.

Перевод занимающихся в секцию (учебную группу) следующего года обучения производится на основании решения тренерского совета при улучшении спортсменами результатов выступления в соревнованиях, тестирования общей, специальной физической и технической подготовленности и выполнения требований к уровню их спортивного мастерства.

Перевод и зачисление занимающихся в секции (учебной группе) оформляется приказом руководителя организации, при которой создана спортивная секция (учебная группа).


1.3. Организация и режим работы спортивных секций
(учебных групп) по мотоболу

Учебный год в спортивных секциях (учебных групп) начинается 1 сентября.

Учебно-тренировочный процесс проводится круглогодично в соответствии с установленными режимами, годовым учебным планом и настоящей Программой.

Учебный план рассчитан на 48 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях секции (учебной группы), учебно-тренировочных сборов, проводимых в каникулярный период, и тренировок по индивидуальным заданиям.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются учебно-тренировочные занятия, работа по индивидуальным планам с наиболее одаренными спортсменами, медико-восстановительные мероприятия, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.

Занятия в секциях (учебных группах) проводятся при соблюдении всех мер безопасности, в свободное от работы (учебы) время без отрыва от производства и учебы, не менее двух – трех раз в неделю, без взимания платы с обучаемых или с оплатой. Продолжительность одного занятия устанавливается, в зависимости от вида группы в пределах 2-4 учебных часов. Учебный час составляет 45 минут. Практические (учебно-тренировочные) занятия проводятся в соответствии с учебными планами и расписанием занятий.

При комплектовании секции (учебных групп) допускается создавать смешанные группы, в которые включаются занимающиеся различных лет и уровня подготовки.

Занятия в секциях (учебных группах) могут вести, в соответствии с правилами допуска к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, тренеры, тренеры по спорту, инструкторы и инструкторы-методисты.

Норма учебной нагрузки на ставку тренеров по спорту составляет 24 академических часа в неделю при 40-часовой рабочей неделе.




2. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СЕКЦИЯХ (УЧЕБНЫХ ГРУППАХ) ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Подготовка юных спортсменов на этапе отбора и начальной подготовки характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением игрового метода, использованием средств различных видов спорта и подвижных игр. На этом этапе закладывается разносторонняя физическая и техническая база, предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий. В этом возрасте необходимо равномерно развивать все физические качества. Успех в подготовке, в первую очередь, зависит от мастерства преподавателя и его умения заинтересовать обучаемых, пробудить в них желание быстро овладеть необходимыми навыками. Каждое занятие надо разнообразить, внимательно следить за занимающимися и при возникновении у обучаемых усталости менять отрабатываемые вопросы.

Основными задачами подготовки являются:



  • укрепление здоровья и закаливание организма;

  • развитие физических качеств (силы, быстроты, координации, ловкости);

  • воспитание общей выносливости;

  • развитие волевых качеств, воспитание организованности и целеустремленности спортсменов;

  • изучение устройства мотоцикла и обучение его обслуживания;

  • привитие устойчивых навыков управления мотоциклом.

Годовой объем работы на этапе отбора и начальной подготовки составляет 192 часа. Тренировочные занятия, как правило, должны проводиться 2 раза в неделю, продолжительность каждого из них рекомендуется не более двух академических часов.
2.1. Учебный план групп первого года обучения
Основой планирования в секциях (учебных группах) начальной подготовки является учебный план.
Примерный тематический план учебно-тренировочных занятий

в секциях (учебных группах) по мотоболу первого года обучения



Разделы подготовки

Количество часов

Группы первого года обучения

I. Общая теоретическая подготовка:




Роль и задачи организации ДОСААФ в воспитании молодежи и развитии технических и военно-прикладных видов спорта

1

Правила техники безопасности

4

Физическая культура и спорт в Республике Беларусь

1

Краткий обзор развития мотобола в РБ и за рубежом

1

Классификация технических и военно-прикладных видов спорта

1

Анатомия и физиология человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на организм человека

1

Личная и общественная гигиена, закаливание и питание спортсменов, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом

2

Основы морально-психологической подготовки спортсмена

2

Итого часов:

13

2. Специальная теоретическая подготовка:




Мотобол как вид мотоциклетного спорта. Соревнования по мотоболу.

6

Понятие о спортивных званиях и разрядах. Порядок их присвоения.

4

Общее понятие о порядке проведения соревнования, судействе, правилах поведения участников соревнований.

2

Судейские жесты.

1

Итого часов:

13

3. Практическая подготовка




Подготовка мотобольного поля к внутрисекционным соревнованиям. Подготовка мотоциклов, их технический осмотр.

52

Тренировки спортсменов, допущенных к участию в соревнованиях.

52

Общая физическая подготовка

30

Ознакомление с правилами, условиями и спецификой мотобольного поля предстоящих соревнований.

12

Предстартовые тренировки. Разбор результатов участия команды в соревнованиях.

14

Сдача контрольных нормативов

6

Итого часов:

166

Всего часов за год:

192


2.2. Общая теоретическая подготовка секций первого года обучения
Роль и задачи организаций ДОСААФ в воспитании молодежи и в развитии технических и военно-прикладных видов спорта

ДОСААФ, его краткая история. Технические и военно-прикладные виды спорта, их краткая характеристика. Роль технических и военно-прикладных видов спорта в подготовке будущих воинов, защитников нашей Родины. Задачи организаций ДОСААФ в воспитании молодежи. Участие спортсменов ДОСААФ в соревнованиях различного ранга.


Правила техники безопасности

Правила техники безопасности и противопожарных мероприятий при оборудовании мест занятий. Травматизм в процессе занятий спортом. Разминка, как средство предупреждения травм. Предохранения от переохлаждения организма на холоде и перегрева на солнце. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Оказание первой помощи при травмах.


Физическая культура и спорт в Республике Беларусь

Решения Президента и правительства Республики Беларусь о развитии физической культуры и спорта в республике. Физическая культура, как важное средство воспитания и укрепления здоровья людей. Основы системы физического воспитания и спорта в Республике Беларусь. Роль детского и юношеского спорта в Республике Беларусь.


Классификация технических и военно-прикладных видов спорта

Основные виды технических и военно-прикладных видов спорта. Виды мотоспорта (мотобол, мотокросс, скоростное маневрирование).


Анатомия и физиология человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на организм человека

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костно-мышечная система, ее строение и функции. Основные сведения о кровообращении, состав и функции крови, сердце и сосуды. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Взаимодействие всех органов человека. Влияние физической культуры и спорта на организм детей и подростков.



Личная и общественная гигиена, режим труда и отдыха, закаливание и питание спортсменов. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом

Гигиена тела, жилища, одежды, обуви. Личная и общественная гигиена в период проведения тренировок и соревнований. Режим труда и отдыха. Основы закаливания организма. Питание и водный режим. Курение и алкоголь – враги спортсмена. Систематический врачебный контроль, как основа достижений в спорте. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Прохождение диспансеризации. Восстановительные мероприятия в спорте.


Основы морально-психологической подготовки спортсмена

Методические приемы, обеспечивающие психологическую готовность к соревнованиям. Приемы регуляции уровня возбуждения спортсмена. Воспитательное воздействие на психологическую устойчивость спортсмена посредствам развития моральных качеств: добросовестному отношению к труду, умению преодолевать трудности, чувства ответственности и взаимопомощь, высокая сознательность, организованность, дисциплинированность, уважение к товарищам и тренерам. Волевые качества и их значение для повышения спортивного мастерства. Основные средства волевой подготовки спортсмена.



2.3. Специальная теоретическая подготовка групп первого года обучения
Вводное занятие

История развития мотобола. Современная мототехника. Двигатели двух- и четырёхтактные, преимущества и недостатки. Мотобол как один из видов мотоциклетного спорта. План и порядок работы секции. Организационные вопросы.


Устройство мотоцикла

Основные узлы мотоцикла, их назначение, расположение, взаимодействие. Мотоциклы с воздушным и с водяным охлаждением. Рамные конструкции мотоцикла. Механизм управления мотоциклом. Управление мотобольным мотоциклом.


Устройство мотоциклетного двигателя

Принцип работы двухтактного двигателя. Определение такта. Двухтактный рабочий цикл. Фазы газораспределения. Шатунно-кривошипный механизм, его назначение и работа. Коробка перемены передач. Понятие о передаточном числе. Расчет передаточного отношения. Система электрооборудования: генератор, батарейное зажигание, магнето, опережение зажигания, свечи. Калильное число. Зависимость между калильным числом применяемой свечи и степенью сжатия двигателя. Система питания. Карбюратор, его устройство и работа. Образование рабочей смеси.


Изучение конструкции мотоцикла

Технические требования, предъявляемые к мотоциклу. Классы мотоцикла. Основные части мотоцикла: двигатель, рама, рулевое управление, топливный бак, электрооборудование, ходовая часть, тормоза. Понятие о методах конструирования мотоцикла. Совершенствование компоновки мотоцикла. Совмещение требования удобства посадки спортсмена. Основные сорта металлов, применяемых при изготовлении деталей и узлов мотоцикла, их свойства. Понятие о технологии обработки.


Правила соревнований по мотоболу

Значение спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований. Характер соревнований, их масштабность. Положения о соревнованиях и программа соревнований по мотоболу. Требования к участникам соревнований и техническому оснащению соревнований. Правила безопасности при проведении соревнований. Состав судейской коллегии. Обязанности судей.


Учет спортивных тренировок, ведение дневника

План-задание каждой тренировки. Учет результатов в процессе тренировки. Фиксация ошибок с акцентом на повторяющиеся ошибки. Ведение дневника заданий и результатов тренировок.


2.4. Практическая подготовка секций первого года обучения
Подготовка инструмента, контрольных и технологических приспособлений. Сборка и разборка: установка двигателя, сиденья, колес. Регулировка тормозов, натяжения цепи, системы переключения передач, сцепления. Ходовые испытания мотоцикла. Повторные регулировки тормозов и натяжения цепи. Вождение мотоцикла. Вводный инструктаж. Ознакомление с органами управления, запуск двигателя. Проверка положения лапки переключения передач. Трогание с места, остановка.
Упражнения:

посадка водителя, освоение правильного положения рук на руле, оперирование лапкой переключения передач, (при неработающем двигателе);

пуск двигателя, отработка трогания с места и торможения на неподвижном мотоцикле;

переключение передачи на неподвижном мотоцикле;

трогание с места и торможение;

движение на первой передаче;

разгон по прямой;

переключение на низшую передачу;

движение по сложной трассе;

маневрирование;

отработка пуска двигателя;

старт;


способы торможения;

прохождение кривых на максимальной скорости (без заноса);

торможение задним тормозом с заносом 90 -180 градусов;

торможение передним тормозом;

маневрирование в ограниченном пространстве;

разворот на мотоцикле на месте в левую, правую сторону;

маневрирование на время (змейка, прямая, круг).
3. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ в секциях (учебных группах) СВЫШЕ ОДНОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В секциях (учебных группах) свыше 1-го года подготовки спортсмены проходят этап специализации, на котором закладываются основы спортивно-технического мастерства. Особое внимание должно уделяться развитию физических качеств и технической подготовке. Значительно увеличивается объем тренировочной нагрузки во всех основных средствах подготовки.

Основные задачи подготовки в секциях (учебных группах) свыше 1-го года обучения:



  • дальнейшее повышение уровня всестороннего физического развития, совершенствование основных физических и морально-волевых качеств спортсмена;

  • совершенствование техники управления мотоциклом;

  • приобретение опыта участия в соревнованиях;

  • выполнение спортивных разрядов и званий.

  • Годовой объем работы на этапе совершенствования составляет 288 часов. Тренировочные занятия, как правило, должны проводиться 3 раза в неделю, продолжительность каждого из них рекомендуется не более двух академических часов.


3.1. Учебный план секций свыше 1 года обучения

Примерный тематический план учебно-тренировочных занятий


для секций (учебной группы) по мотоболу свыше 1 года обучения


Разделы подготовки

Количество часов

Секция свыше первого года обучения

I. Общая теоретическая подготовка:




Роль и задачи организации ДОСААФ в воспитании молодежи и развитии технических и военно-прикладных видов спорта

1

Правила техники безопасности

4

Физическая культура и спорт в Республике Беларусь

1

Краткий обзор развития мотобола в РБ и за рубежом

1

Классификация технических и военно-прикладных видов спорта

1

Анатомия и физиология человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на организм человека

1

Личная и общественная гигиена, закаливание и питание спортсменов, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом.

2

Основы морально-психологической подготовки спортсмена

2

Итого часов:

13

2. Специальная теоретическая подготовка:




Изучение конструкции мотобольного мотоцикла

2

Анализ двух и четырёхтактных моторов

2

Правила соревнований по мотоболу

2

Перспективы усовершенствования конструкции мотобольных мотоциклов

4

Основы психологической подготовки

2

Учет спортивных тренировок, ведение дневника

1

Итого часов:

13

3. Практическая подготовка




Тренировки по индивидуальным планам с отработкой упражнений, недостаточно усвоенных тем или иным занимающимся.

174

Общая физическая подготовка

30

Освоение технологии ремонта кривошипно-шатунного механизма. Подбор передаточного отношения к главной передаче. Разборка и сборка коробки передач, технология ее ремонта. Разборка, регулировка карбюраторов.

22

Регулировка приборов системы зажигания. Обкатка мотоциклов и испытания приборов на ходу.

6

Судейская и тренерская практика

6

Участие в соревнованиях

18

Сдача контрольных нормативов

6

Итого часов:

262

Всего часов за год:

288


3.2. Общая теоретическая подготовка в секциях свыше 1 года обучения
Роль и задачи организаций ДОСААФ в воспитании молодежи и в развитии технических и военно-прикладных видов спорта

ДОСААФ, его краткая история. Технические и военно-прикладные виды спорта, их краткая характеристика. Роль технических и военно-прикладных видов спорта в подготовке будущих воинов, защитников нашей Родины. Задачи организационных структур и организаций ДОСААФ в воспитании молодежи. Участие спортсменов ДОСААФ в соревнованиях различного ранга.


Правила техники безопасности

Правила техники безопасности и противопожарных мероприятий при оборудовании мест занятий. Травматизм в процессе занятий спортом. Разминка, как средство предупреждения травм. Предохранения от переохлаждения организма на холоде и перегрева на солнце. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.


Физическая культура и спорт в Республике Беларусь

Решения Президента и правительства Республики Беларусь о развитии физической культуры и спорта в республике. Физическая культура, как важное средство воспитания и укрепления здоровья людей. Основы системы физического воспитания и спорта в Республике Беларусь. Роль детского и юношеского спорта в Республике Беларусь.


Краткий обзор развития мотобола в Республике Беларусь и за рубежом

История возникновения и развития мотобола. Виды соревнований по мотоболу. Спортивные достижения белорусских мотоболистов. Мотобол за рубежом.


Классификация технических и военно-прикладных видов спорта

Основные виды технических и военно-прикладных видов спорта. Виды мотоспорта: мотокросс, мотобол, скоростное маневрирование.


Анатомия и физиология человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на организм детей и подростков

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костно-мышечная система, ее строение и функции. Основные сведения о кровообращении, состав и функции крови, сердце и сосуды. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Взаимодействие всех органов человека. Влияние физической культуры и спорта на организм детей и подростков.


Личная и общественная гигиена, режим труда и отдыха, закаливание и питание спортсменов. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом

Гигиена тела, жилища, одежды, обуви. Личная и общественная гигиена в период проведения тренировок и соревнований. Режим труда и отдыха. Основы закаливания организма. Питание и водный режим. Курение и алкоголь – враги спортсмена.

Систематический врачебный контроль, как основа достижений в спорте. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Прохождение диспансеризации. Восстановительные мероприятия в спорте.
Основы морально-психологической подготовки спортсмена

Методические приемы, обеспечивающие психологическую готовность к соревнованиям. Приемы регуляции уровня возбуждения спортсмена. Воспитательное воздействие на психологическую устойчивость спортсмена посредствам развития моральных качеств: добросовестному отношению к труду, умению преодолевать трудности, чувства ответственности и взаимопомощь, высокая сознательность, организованность, дисциплинированность, уважение к товарищам и тренерам. Волевые качества и их значение для повышения спортивного мастерства. Основные средства волевой подготовки спортсмена.


3.3. Специальная теоретическая подготовка в секциях свыше 1 года обучения
Занятия на темы «Изучение конструкции мотоцикла», «Перспективы усовершенствования конструкции мотоцикла», «Правила соревнований по мотоболу» аналогичны курсу секций первого года обучения. В них дается повтор материала для его лучшего закрепления и делается упор на какое-то изменение в правилах соревнований.
Основы психологической подготовки

Понятия о психологической подготовке. Методические приемы, обеспечивающие психологическую готовность к соревнованиям. Приемы регуляции уровня возбуждения спортсмена (разъяснения, убеждения, одобрение, похвала и др.). Воспитательное воздействие на психологическую устойчивость спортсмена посредствам развития моральных качеств: добросовестного отношения к труду, умению преодолевать трудности, чувства ответственности и др.


Основы методики спортивной тренировки

Спортивная тренировка это многолетний круглогодичный специально организованный процесс, направленный на развитие физического совершенствования и достижения высоких спортивных результатов спортсменов путем воспитания и обучения в условиях правильного режима и контроля. Спортивная тренировка – специально организованное повторение ряда действий направленных на овладение определенными умениями и навыками, а также на развитие и поддержание двигательных качеств.

Средства и методы спортивной тренировки. Многократное выполнение и повторение отдельных приемов и действий. Роль сознания (представление, мышление, внимание) в овладении спортивной техникой.
Общая физическая подготовка

Физическая подготовка для мотоболистов решает две основные задачи:



  1. Укрепление и сохранение здоровья, развитие и совершенствование физических качеств спортсменов;

  2. Подготовка и сдача контрольных нормативов.

Реализуются эти задачи посредством регулярных занятий. Объемы физической подготовки для спортсменов в мотоболе должны проводиться регулярно. Лучшими средствами в развитии физических качеств мотоболистов являются спортивные игры, отдельные гимнастические упражнения. Занятия в бассейне.
Судейская практика

Проведение занятий по изучению правил судейства соревнований по мотоболу.

Участие в судействе соревнований.
Участие в соревнованиях

Спортсмены должны принимать участие в различных соревнованиях по мотоболу.



3.4. Практическая подготовка в группах свыше 1 года обучения
Упражнения:
Разминка 5-10 минут, упражнения на гибкость и растяжение, удары по мячу в створ ворот без мотоцикла;

Разминка на мотоциклах без мяча:

- быстрый разгон;

- переключение передач;

- резкое торможение (передним, задним тормозом);

- торможение двигателем и коробкой переключения передач;

- управляемый занос мотоцикла малого радиуса;

- управляемый занос мотоцикла большого радиуса;

- скоростное маневрирование, объезд препятствий;

- маневрирование без заноса;

Индивидуальная работа с мячом (левая, правая нога):

- вождение мяча по прямой с ускорением и торможением;

- быстрый разгон;

- переключение передач;

- резкое торможение (передним, задним тормозом);

- торможение двигателем и коробкой переключения передач;

- управляемый занос малого радиуса;

- управляемый занос большого радиуса;

- скоростное маневрирование, объезд препятствий;

- маневрирование без заноса в ограниченном пространстве.

Отработка ударов по мячу в движении в створ ворот.

Работа с мячом в ограниченном пространстве (ведение мяча, отбор мяча, блокировка игрока, владеющего мячом).

Повышение индивидуального мастерства в приеме, ведение мяча, ударах по мячу.

Расположение игроков на поле во время атаки:

- при введение мяча вратарем;

- при переходе центра поля;

- при атаке на ворота соперника;

- при розыгрыше углового удара;

- при пробитии штрафного (16-ти, 11-ти метрового) удара;

- при ведение мяча из-за боковой линии;

- при игре в неполном (ых) составе.

Расположение игроков на поле при обороне:

- при введение мяча вратарем;

- при переходе центра поля;

- при атаке на ворота соперника;

- при розыгрыше углового удара;

- при пробитии штрафного (16-ти, 11-ти метрового) удара;

- при ведение мяча из-за боковой линии;

- при игре в неполном (ых) составе.

4. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактика в мотоболе является важным компонентом роста спортивных результатов.

Правильно выбранная тактика является хорошим оружием против сильного соперника, но нет такой тактики, «которая могла бы компенсировать другие слабые стороны подготовки». Спортсмен должен обладать определенным техническим и физическим уровнем, на базе которых будет совершенствоваться его тактика.

Существуют определенные ключевые факторы эффективного выступления. Тактическое мастерство спортсмена заключается в умении быстро и правильно ориентироваться во всех открывающихся ситуациях, в условиях соревновательной борьбы мгновенно анализировать ситуацию и выбирать наиболее правильные действия.

Качество тактического мышления спортсмена находится в прямой зависимости от его квалификации.

Сложность структуры тактической подготовки в мотоболе определяется не только трудностями принятия решений, но и общими задачами, поставленными условиями соревнований. При подготовке к соревнованиям необходим анализ особенностей предстоящих условий выступления. Основные элементы спортивной тактики представляют собой соединение спортивной техники с оптимальным способом ее использования в конкретной соревновательной ситуации.

Характер и количество применяемых технических приемов, зависит от общей задачи выступления в соревнованиях, информативности, физической, психологической и тактико-технической подготовки спортсмена и случайностей.

Прогресс результатов достигается в совершенствовании всех компонентов спортивной подготовки, техническом и тактическом анализе прошедших соревнований, моделировании предстоящихигр.

Использование технических средств в мотоболе зависит от этапа подготовки и уровня квалификации спортсмена. Оптимальное соотношение всех элементов подготовки является базой для роста стабильности результатов и повышения мастерства.


5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Мотобол очень своеобразный вид спорта. Одновременно с физической нагрузкой необходимо считывать информацию, быть в состоянии отличить существенное от несущественного, а также приспосабливаться к неожиданным случаям. Поэтому важна моральная мощь спортсмена. Для достижения хороших результатов ему необходимо уметь сосредотачиваться, расслабляться, владеть страхами и ожиданиями, быть способным вести борьбу до конца в любой ситуации.

Основательный анализ соревнований дает полезные знания, которые можно применять в психологической тренировке. Количество психологической энергии постоянно, но достаточно много факторов, влияющих на ее растрачивание.


6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитательная работа со спортсменами, занимающимися в спортивной секции (учебной группе), проводится по единому плану, утвержденному руководителем, в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительно-туристских мероприятий, учебы в школе, а также в свободное от занятий время.

Решению воспитательных задач должны способствовать четкая организация занятий всей секции (учебной группы), высокая требовательность и личный пример преподавателей, беседы и лекции на морально-этические темы, проведение разъяснительной работы о значении высоких достижений спортсменов на международной арене, чтение общеобразовательной и специальной литературы.

Используются следующие формы воспитательной работы:


  • регулярное проведение общих собраний занимающихся секции (учебных групп), организация спортивных вечеров и традиционных встреч с выпускниками спортивной секции (учебной группы);

  • просмотр кинофильмов выпуск стенных газет и фотогазет, фотовитрин, встречи с “Мастерами спорта”;

  • участие в ремонте оборудования и инвентаря, озеленении территории спортивной секции (учебной группы) и т.п.;

  • участие и проведение соревнований внутри спортивной секции (учебной группы);

  • участие в проведении занятий по начальному обучению в качестве инструкторов-общественников.

Большое значение в воспитательной работе имеет регулярный контроль за учебой спортсменов в общеобразовательной школе, наблюдение за их поведением в быту. Преподавательский состав обязан устанавливать личные контакты с директорами, классными руководителями и родителями.
7. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Основными факторами, определяющими рост спортивных результатов, являются максимальные функциональные показатели систем энергообеспечения, эффективность деятельности всех систем организма, особенно кардиореспираторной, и их резервные возможности.

При оценке индивидуальных показателей учитывают состояние здоровья спортсменов и степень адаптации к максимальным физическим нагрузкам, физическое развитие и биологическую зрелость, общую и специальную работоспособность в условиях дозированной нагрузки, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и ее производительность – максимальные возможности (функциональные) в условиях работы «до отказа».

Углубленное медицинское обследование производится не менее двух раз в год. Основной задачей обследования является определение состояния здоровья спортсмена и выявление различных отклонений от нормы в сравнении с предыдущими обследованиями. Углубленное обследование проводится в диспансере спортивной медицины. Каждый врач по своей специализации обязан провести глубокое обследование с применением всех современных диагностических методов и подробно описать в медицинской карте состояние здоровья спортсмена, после чего дать рекомендации по профилактике или лечению.

Несвоевременное выявление различных острых или хронических воспалительных заболеваний чревато последствиями. Во-первых, спортсмен не в состоянии достичь наибольшего тренировочного эффекта, во-вторых, могут наступить необратимые патологические изменения в функциональных системах организма.

После проведения лечебных и профилактических мероприятий врач должен решить, продолжать или нет тренировочную деятельность в полном, дозированном объеме или рекомендовать об отстранении спортсмена от тренировок. На этом этапе обязательно рентгенологическое и электрокардиологическое обследование.

Задачами этапного обследования является контроль за динамикой состояния здоровья, выявление ранних признаков перенапряжения, адаптации к различным тренировочным режимам. Этапный контроль позволяет оценить состояние спортсмена, которое является следствием долговременного тренировочного эффекта. Этапный контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей всех функциональных систем организма, отдельных органов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности. Применение медицинского тестирования рассматривается не изолированно, а комплексно с педагогическими и психологическими тестами. Как правило, этапное обследование проводится в лабораторных условиях. Для диагностики функционального состояния и физической работоспособности спортсмена применяются двигательные тесты, которые подразделяются на максимальные и субмаксимальные.

Врачебный контроль осуществляет спортивный врач диспансера спортивной медицины, в обязанности которого входит организация диспансерного наблюдения и врачебного контроля за спортсменами, проведение профилактических и лечебных мероприятий, текущий санитарный надзор за местами спортивных занятий, проведение бесед по гигиене, закаливанию, самоконтролю, специальному питанию спортсмена и другим подобным вопросам. Врачу необходимо анализировать объективные данные медицинского контроля (пульс, электрокардиограмму, химический состав крови и т.п.) в динамике их развития с учетом педагогических наблюдений тренеров, данных самоконтроля занимающихся, в сопоставлении с результатами на тренировках и соревнованиях. Большую роль играет проведение медицинских профилактических мероприятий. Рекомендуется проводить курсы ультрафиолетового облучения, давать родителям рекомендации по рациональному питанию и режиму детей. Особенно важно тщательное наблюдение со стороны отоларинголога, зубного врача, гельминтолога и своевременное лечение заболеваний.
8. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Важнейшим средством восстановления после тренировочных нагрузок является обеспечение рационального режима дня, создание необходимых гигиенических условий во время тренировочных занятий и бытовых удобств во время отдыха.

К активным средствам восстановления следует отнести упражнения разносторонней подготовки, проводимые на открытом воздухе, широкое применение игрового метода, вариативность тренировочных упражнений, мажорный тон проведения занятий, оптимальное чередование нагрузок и отдыха. Необходимо следить за полноценным и своевременным питанием, проводить закаливающие процедуры.

Среди наиболее распространенных водных процедур выделяют душ, гидромассаж, прием теплых ванн, использование парной и суховоздушной бани.

Душ желательно используется после каждой тренировки в течение 5-10 минут с постепенным увеличением температуры воды. Наиболее благоприятное положение – сидя, ноги вытянуты, поочередно подставляя под душ спину, плечи с руками, ноги. Под душем спортсмен может выполнить несложные приемы самомассажа тех секций мышц, рук, плечевого пояса, спины, груди и ног, которые наиболее устали.

Теплая ванна (температура воды 38-42°) также применяется после напряженной тренировки. В воду рекомендуется добавлять экстракты, обладающие восстановительными свойствами. Например, на обычную домашнюю ванну добавляется 2 столовые ложки хвойного экстракта (лучше кристаллического). Время пребывания в ванне – 10-15 минут. После ванны наблюдается хорошее расслабление мышц, нормализуется деятельность нервной системы и внутренних органов. Теплую ванну можно использовать за 30 минут до сна (температура воды 35-39°).

Финская суховоздушная баня-сауна рекомендуется раз в неделю. Продолжительность пребывания в парной 15 минут: два–три захода по 4-6 минут каждый, между заходами отдых в течение 8-10 минут.

При проведении гидромассажа температура воды в ванне плюс 35-39°, напор струи подбирается индивидуально.



Спортивный массаж применяется на всех этапах подготовки. Тренер должен знать основные приемы спортивного массажа (поглаживание, разминание, встряхивание), чтобы в случае необходимости подменить специалиста-массажиста. Простейший массаж может быть выполнен непосредственно после тренировки, когда спортсмен прогреется 5-7 минут под теплым душем или в теплой ванне. После больших нагрузок тренер сам может выполнить сегментарный массаж. Он не сложен по выполнению, но довольно эффективен в плане восстановления. Выполняется он в течение 15-20 минут в промежутках между тренировками или перед сном. Для сегментарного массажа спортсмен ложится на грудь (спина полностью оголена), руки в стороны. Тренер стоит сзади лицом к спортсмену. Выполняется поглаживание и выжимание (все приемы идут от крестцовой области вдоль позвоночника к затылку); затем приступают к растиранию и разминанию области лопаток, особенно в местах их прикрепления к плечу (обрабатываются задние пучки дельтовидной, широчайшая, круглые мышцы и верхние пучки трапециевидной). Заканчивается массаж легким поглаживанием и встряхиванием всей спины. Предстартовый массаж используется в сочетании с растиранием.

Медико-биологические средства. Помимо витаминизации и рационального питания, сбалансированного по своему составу в соответствии с характером тренировочной работы, сюда входит использование восстановительных напитков, коктейлей, некоторых растительных и фармакологических средств. Восстановительные напитки применяются в течение дня: перед тренировкой (особенно утренней) и после нее. Всего в день рекомендуется выпить около 3-4 стаканов напитка. Состав одного из видов напитка: средне заваренный чай (лучше зеленый, можно черный), 200 г глюкозы (в порошке), 300-400 миллиграммов аскорбиновой кислоты, минеральные соли (например, 1 таблетку Рингер-Локке). Восстановительные коктейли, растительные и фармакологические средства назначаются спортивным врачом и применяются под его наблюдением.

Гигиенические средства восстановления. Тренировки преимущественно в благоприятное время суток: после 8 и до 20 часов (тренировки в неблагоприятное время суток с целью волевой подготовки допустимы и целесообразны в подготовительном периоде). Рациональный режим дня. Ночной сон не менее 8-9 часов в сутки, дневной сон (1 час) в период интенсивной подготовки к соревнованиям. Сбалансированное трех-четырех разовое питание по схеме: завтрак – 20-25%, обед – 40-45%, полдник – 10%, ужин – 20-30% суточного рациона. Удобная одежда и обувь, отвечающая гигиеническим требованиям.

Систему использования восстановительных и профилактических средств в учебно-тренировочном процессе планирует спортивный врач совместно с тренером и массажистом.


9. Инструкторская и судейская практика
Учащиеся секций (учебных групп) регулярно привлекаются в качестве помощников тренеров для проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований в секциях (учебных группах) различного периода обучения. Они должны уметь самостоятельно проводить разминку, занятия по физической подготовке, обучать основным техническим элементам и приемам, составлять комплексы упражнений для отдельных тренировочных занятий, подбирать упражнения для совершенствования техники, определять объем и интенсивность выполняемых тренировочных нагрузок, привлекаться к проведению занятий и соревнований в общеобразовательных школах.

Занимающиеся должны хорошо знать правила соревнований и систематически привлекаться к судейству городских и областных соревнований, уметь организовать и провести соревнования внутри спортивной школы и в районе. Учащиеся должны выполнить необходимые требования для присвоения звания инструктора и судьи по спорту.


10. Документация спортивной секции
Спортивные секции (учебные группы) должны иметь следующую документацию:

приказ руководителя организационной структуры, организации ДОСААФ о создании секции, в котором отражается наименование секции, руководитель, место и дни занятий, педагогическая нагрузка;

расписание занятий секции (групп);

журнал учета работы секции (групп);

списки занимающихся в секции и личные дела (заявление о приеме, личные карточки, медицинская справка о допуске к занятиям, отметка о прохождении инструктажа по мерам безопасности, письменное согласие (разрешение) родителей для лиц не достигших 18 лет);

контракты со спортсменами (при необходимости);

учебные программы по видам спорта;

план прохождения учебного материала в секции;

контрольные нормативы по общей физической подготовке (ОФП) для занимающихся в секции;

должностные инструкции спортивных работников секции;

журналы учета результатов участия в соревнованиях, присвоения спортивных разрядов и званий.

Тренеры по спорту и другие специалисты, ведущие занятия в группах, командах, секциях, должны иметь следующую документацию:

годовой и месячный планы учебно-тренировочной и спортивной работы;

журнал учета работы (группы) секции с регистрацией личных данных занимающихся в секции.




ПРИЛОЖЕНИЕ



Методика тестирования
общей физической подготовленности



  1. Бег 10 м с высокого старта

Проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов. В забеге стартует один человек. Фиксируется время преодоления дистанции.


  1. Пятиминутный бег

Проводится на дорожке стадиона в спортивной обуви без шипов. Фиксируется количество метров, которое спортсмен пробежал за 5 минут.


  1. Челночный бег 10 м

На расстоянии 2 м от стартовой линии ставится набивной мяч или чертится круг диаметром 50 см; через каждые 1,5 м от предыдущего круга чертится следующий (5 кругов или мячей); на расстоянии 2 м от последнего круга (мяча) чертится финишная линия. Спортсмен по команде начинает бег, огибает справа первый круг, слева второй и так далее до финишной линии. Фиксируется время от старта до финиша.


  1. Прыжок в длину с места

Спортсмен становится на линию старта, ноги на ширине плеч. Без разбега толчком обеих ног прыгает вперед. Фиксируется расстояние от линии старта до линии касания пяток после прыжка.


  1. Прыжок вверх с места

На стене крепится сантиметровая лента или наносятся отметки через каждый сантиметр на высоте самого низкого спортсмена в секций е. Спортсмен становится к стене правым или левым боком с поднятой, соответственно, правой или левой рукой. На высоте вытянутой вверх руки делается отметка «1». Спортсмен с места из полуприседа с махом рук выполняет прыжок вверх и касается рукой максимально возможной высоты (отметка «2»). Фиксируется разница между отметкой «2» и отметкой «1», которая является высотой прыжка.


  1. Прыжки с «добавками»

Определяется максимальный результат прыжка в длину с места и устанавливается граница. На расстоянии 1/4 максимального результата от линии старта чертится первая линия, на расстоянии 3/4 – вторая. Спортсмен совершает прыжки с линии старта в пределы выделенных границ (1/4-3/4), постепенно увеличивая их дальность. Засчитываются те прыжки («добавки»), которые по своей длине превышают границу 1/4 и каждый предыдущий прыжок. Подсчет «добавок» прекращается, как только спортсмен достиг границы 3/4 или в трех прыжках, выполненных подряд не увеличил длину прыжка. Фиксируется количество засчитанных прыжков.


  1. Наклон вперед

Выполняется из положения стоя на гимнастической скамейке, прямые ноги вместе. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью двух линеек, закрепленных у скамейки вертикально таким образом, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки (одна линейка обращена вверх, другая вниз). Если кончики пальцев испытуемого при наклоне ниже верхнего края скамейки – результат записывают со знаком «+», если выше – со знаком «–». Наклон следует выполнять плавно, без рывковых движений; не сгибать ноги в коленных суставах. Фиксируется глубина наклона.



Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа по мотоболу досааф организационно-методические особенности многолетней подготовки мотоболистов

Скачать 361.36 Kb.