Скачать 425.17 Kb.
страница1/3
Дата06.02.2018
Размер425.17 Kb.
ТипПрограмма

Программа «Организация и обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей Челябинской области на 2012 2014 годы»


  1   2   3

Ведомственная целевая программа «Организация и обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей Челябинской области на 2012 – 2014 годы» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.12.2012 г. № 13-2128)
ПАСПОРТ

ведомственной целевой программы

«Организация и обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей Челябинской области на 2012 - 2014 годы»


Наименование главного распорядителя средств областного бюджета

-

Министерство образования и науки Челябинской области


Наименование Программы



-

ведомственная целевая программа «Организация и обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей Челябинской области на 2012 – 2014 годы» (далее именуется - Программа)

Должностное лицо, утвердившее Программу,

дата утверждения, наименование и номер соответствующего акта



-

Министр образования и науки Челябинской области,
«21» декабря 2011 год, приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 13-2128

«Об утверждении ведомственной целевой программы «Организация и обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей Челябинской области на 2012 - 2014 годы»



Цель Программы

-

создание условий для улучшения состояния здоровья детского населения Челябинской области и удовлетворения потребностей в качественных и социально значимых услугах круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости несовершеннолетних

Задачи Программы

-

создание финансово-экономических, организационных, медицинских, социальных и правовых механизмов, обеспечивающих стабилизацию и развитие региональной системы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей;

создание условий для выполнения санитарно-гигиенических норм и правил, эпидемиологической и противопожарной безопасности в местах организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

повышение оздоровительного эффекта от пребывания детей в учреждениях и организациях, обеспечивающих отдых и оздоровление детей;

повышение качества обеспечения отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей), подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел;

сохранение и развитие системы государственных и муниципальных учреждений и организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей;

развитие малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей и подростков;

координация деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств Челябинской области, учреждений и организаций всех форм собственности, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, некоммерческих организаций по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;

совершенствование научного и информационно-методического сопровождения учреждений отдыха и оздоровления детей;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников учреждений отдыха и оздоровления детей;

совершенствование материально-технического оснащения учреждений отдыха и оздоровления детей



Важнейшие целевые индикаторы и показатели

-

доля детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в учреждениях и организациях, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, от общего числа несовершеннолетних в Челябинской области в возрасте от 6 до 18 лет (в процентах);

доля детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в загородных стационарных оздоровительных лагерях, от общего числа детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в учреждениях и организациях, обеспечивающих отдых и оздоровление детей


(в процентах);

доля детей, охваченных отдыхом в лагерях с дневным пребыванием, от общего числа детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в учреждениях и организациях, обеспечивающих отдых и оздоровление детей (в процентах);

доля несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, охваченных отдыхом и оздоровлением в каникулярное время (в процентах);

оздоровительный эффект пребывания в учреждениях и организациях, обеспечивающих отдых и оздоровление детей (в процентах);

доля выполненных предписаний, выданных органами Роспотребнадзора, учреждениям отдыха и оздоровления детей по подготовке к летней оздоровительной кампании

(в процентах)



Сроки реализации -

-

2012 - 2014 годы


Перечень

программных мероприятий



-


информационно-методическое и организационное обеспечение отдыха и оздоровления детей;

повышение эффективности организации отдыха и оздоровления детей



Объемы и источники финансирования Программы


-

общий объем финансирования мероприятий Программы в 2012 – 2014 годах составит 1531009,4 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета – 1531009,4тыс. рублей, в том числе:

в 2012 году – 502169,2 тыс. рублей;

в 2013 году – 510522,0 тыс. рублей;

в 2014 году – 518318,2 тыс. рублей.

При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик уточняет объемы финансирования Программы при подготовке бюджета на соответствующий год



Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

увеличение доли детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в учреждениях, обеспечивающих отдых детей и их оздоровление, всех типов, от общего числа детей в Челябинской области в возрасте от 6 до 18 лет с
58 % в 2011 году до 68 % в 2014 году;

увеличение доли детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в загородных стационарных оздоровительных лагерях, от общего числа детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в учреждениях и организациях, обеспечивающих отдых детей и их оздоровление, с 13 % в 2011 году до 20 % в 2014 году;

снижение доли детей, охваченных отдыхом в лагерях с дневным пребыванием детей, от общего числа детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в учреждениях и организациях, обеспечивающих отдых детей и их оздоровление, с 43 % в 2011 году до 37 % в 2014 году;

сохранение доли несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, охваченных отдыхом, оздоровлением и занятостью на уровне 90,6 %;

сохранение оздоровительного эффекта пребывания в учреждениях и организациях, обеспечивающих отдых детей и их оздоровление, на уровне 91,1%;

сохранение доли выполненных предписаний, выданных органами Роспотребнадзора, учреждениям, обеспечивающим отдых детей и их оздоровление, по подготовке к летнему отдыху и оздоровлению детей на уровне 92 %


Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

программными методами
1. Ведомственная целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей Челябинской области на 2012-2014 годы» (далее именуется – Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 16.05.2011 г. № Пр-1365 и Комплексом мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей, от 25.11.2010 года № АЖ-П12-8012.

Программа определяет совокупность приоритетных направлений в сфере отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних, включающих цели и задачи, связанные с оптимальным удовлетворением потребностей детей, их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха, для улучшения состояния здоровья детского населения Челябинской области.

В Челябинской области проживают 651,8 тыс. детей. Из них к социально уязвимым категориям детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (около 16 тыс. человек), дети-инвалиды (10 тыс. человек), дети, находящиеся в социально опасном положении (около 3 тыс. человек). Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

Организованный отдых – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, которая обеспечивает ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, развития его творческих способностей и личностных интересов, а также позволяет приобрести опыт взаимоотношений с людьми различных возрастных категорий.

Процессы, которые традиционно определялись как эпизодические, ограниченные во времени, фрагментарные (летняя оздоровительная кампания, каникулярный отдых), рассматриваются сегодня как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс оздоровления и отдыха различных категорий несовершеннолетних как в каникулярное время, так и в течение всего года.

Вместе с тем за последние 20 лет государственная система отдыха и оздоровления несовершеннолетних претерпела серьезные изменения.

Существовавшая до 1991 года на территории Челябинской области система организации детского отдыха характеризовалась полной доступностью, это обеспечивалось разветвленной сетью детских оздоровительных учреждений, среди которых только загородных оздоровительных лагерей насчитывалось более 100, и малыми затратами семей на пребывание в них детей. Финансирование осуществлялось профсоюзами, содержание лагерей было возложено на хозяйствующие субъекты.

После появления у организаций полномочий по самостоятельному определению порядка использования собственных средств, а также утраты профессиональными союзами ряда функций оплата отдыха и оздоровления детей стала производиться за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. Кроме того, часть средств выделялась работодателями и изыскивалась родителями детей.

В 2010 году механизм финансирования был вновь изменен. Тем не менее финансирование оздоровительной кампании в Челябинской области из областного и местных бюджетов осталось на уровне 2008 года.

Изменение в период с начала 90-х годов социальной структуры общества повлекло за собой и структурные изменения в сфере организации детского и молодежного отдыха. Можно выделить ряд отрицательных тенденций в развитии данного сектора общественной жизни:

сокращение традиционных форм отдыха (загородные детские лагеря предприятий, поездки учащихся за пределы Челябинской области);

утрата государственными органами привычных рычагов управления в сфере организации детского и молодежного отдыха;

предельная ограниченность возможностей государства (прежде всего финансовых) по организации детского и молодежного отдыха при наличии необходимости удовлетворить потребности максимального количества нуждающихся;

гарантированное получение оздоровительных услуг только отдельными категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Тенденция к сокращению учреждений, организующих отдых детей и их оздоровление, привела к стихийным негативным проявлениям в подростковой и молодежной среде: безнадзорности, росту преступности и заболеваемости, резко увеличивающихся в каникулярный период года.

Осознавая необходимость изменения сложившегося положения дел, органами государственной и муниципальной власти Челябинской области велся поиск оптимальных механизмов решения проблем. В новых современных условиях укрепление и развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков представляет собой один из существенных моментов государственной социальной политики Челябинской области.

Об этом свидетельствуют документы и нормативные правовые акты, направленные на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Челябинской области, заложившие реальную основу для принципиального изменения подходов к обеспечению развивающей деятельности и полноценного восстановления здоровья детей, занятости подростков и молодежи во внеучебное время в течение круглого года.

Данные меры привели к:

появлению новых видов услуг, возникновению учреждений отдыха нового типа, в том числе различных видов собственности;

развитию таких малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей и подростков, как лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря, туристические походы, многодневные мероприятия для детей;

широкому распространению вариативных программ (в том числе экспериментального характера) по различным направлениям организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних;

внедрению инновационных педагогических технологий и принципиально новых механизмов взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей и молодежи в условиях, которые диктуются установлением рыночных отношений в экономике, и в конечном итоге увеличению количества охваченных различными формами организации отдыха и оздоровления детей в Челябинской области со 140,0 % от общего количества детей, подлежащих оздоровлению в регионе, в 2004 году до


143,0 % в 2010 году.

В сложных социально-экономических условиях возрастает актуальность круглогодичной государственной поддержки одаренных детей. Организация отдыха и оздоровления данной категории школьников – традиционная задача для органов региональной и муниципальной исполнительной власти, которая ежегодно успешно решается.

В Челябинской области проводится системная работа по поддержке данной категории несовершеннолетних. В рамках Областной целевой программы «Дети Южного Урала» с 1994 года реализуется подпрограмма «Одаренные дети». Ежегодно растет число школьников, получивших право льготного поступления в вузы Российской Федерации, благодаря участию в программе «Шаг в будущее» и конференциях научного общества учащихся. Участники программы «Новые имена» более десяти лет достойно представляют Российскую Федерацию на Международных конкурсах и фестивалях, многие из них получили право обучения в европейских вузах.

В каникулярное время года на базе различных учреждений и организаций отдыха и оздоровления реализуются тематические программы специализированных смен и сборов для данной категории детей. За период с 2005 года около 3 тысяч школьников Челябинской области были награждены путевками Министерства образования и науки Российской Федерации во Всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан» для участия в профильных сменах для юных лидеров. По итогам аналитических центров Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» 80 процентов от направленных областью детей были награждены грамотами и дипломами за активное участие в профильных сменах центров. Это самый высокий результат в России.

Положительными можно считать и результаты оздоровления школьников, занимающихся в специализированных детско-юношеских спортивных школах (далее – ДЮСШ). В Челябинской области 130 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимаются 76098 спортсменов.

В 2009 году летней оздоровительной кампанией было охвачено 32395 спортсменов, в 2010 году – 46495 спортсменов, в 2011 – 51251спортсмен. Оздоровление проводится в загородных лагерях, лагерях дневного пребывания при ДЮСШ, организуются турпоходы и сплавы, а также учебно-тренировочные сборы. В среднем каждый год летняя оздоровительная кампания охватывает около 50% от общего числа детей и подростков, занимающихся в спортивных школах Челябинской области (таблица 1).

Таблица 1



Формы отдыха и оздоровления

Количество юных спортсменов (человек)

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Загородные детские оздоровительные лагеря (далее – ДОЛ)

8158

10444

11618

2.

ДОЛ дневного пребывания при ДЮСШ

10069

19918

20849

3.

Турпоходы/сплавы

383/7090

373/8037

499/10307

4.

Учебно-тренировочные сборы

2570

4771

4175

5.

Другие

4 508

3325

4302




Итого:

32395

46495

51251

Несмотря на ряд положительных тенденций, в настоящее время по-прежнему остаются актуальными многочисленные проблемы организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних региона. И, прежде всего, актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в летний период времени и в течение всего календарного года.

В течение последних лет в Челябинской области ежегодно регистрируется рост заболеваемости детей, растет показатель инвалидности детского населения.

В 2010 году заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет и от 15 до 17 лет превышает соответствующие показатели по Российской Федерации (таблица 2).


Таблица 2

Показатель на 1 000 детского населения соответствующего возраста

Челябинская

область


Российская

Федерация



Общая заболеваемость детей в возрасте

от 0 до 14 лет



2790,7

2401,2

Общая заболеваемость детей в возрасте

от 15 до 17 лет



2406,3

2128,8

Анализ заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет показал, что общая заболеваемость детей в данной возрастной группе за 3 года (2008-2010 годы) выросла на 10,2% (с 2531 до 2790,7 на 1000 детей), первичная – на 12,6% (с 2041 случая до 2301,4 на 1000 детей).

В структуре общей заболеваемости детей от 0 до 14 лет первое, второе и третье ранговые места в течение трех лет занимают соответственно болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, болезни кожи и подкожной клетчатки. Перечисленные три класса болезней составляют 63,3 % всех зарегистрированных заболеваний. Четвертое ранговое место в 2008 и 2009 годах занимали болезни первого класса, в 2010 году - травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин. Болезни органов дыхания являются ведущей причиной заболеваемости детей.

В структуре первичной заболеваемости, как и общей, 1 ранговое место в течение трех лет занимают болезни органов дыхания, однако 2 ранговое место в 2009 - 2010 годах - травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин,


3 ранговое место - в 2008 году - травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, в 2009-2010 годах - некоторые инфекционные и паразитарные болезни.

За последние три года рост общей и первичной заболеваемости произошел за счет болезней органов дыхания, пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, травм и отравлений.

Более высокие темпы прироста общей заболеваемости среди детского населения и подростков свидетельствуют о накоплении в популяции хронической патологии, о чем свидетельствует распределение учащихся общеобразовательных школ по группам здоровья за 2008-2010 годы по Челябинской области, которое показывает, что более четверти детей имеют хроническую патологию (таблица 3).

Таблица 3



Группы здоровья

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

I группа

47 387

14,9

46 455

14,7

46 924

14,9

II группа

180 268

56,6

179 810

56,7

178 436

56,5

III группа

86 436

27,2

86 690

27,3

86 268

27,3

IY группа

3 688

1,2

3 520

1,1

3 719

1,2

Особой проблемой остается рост числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний в детско-подростковом периоде, при этом наиболее опасны для подрастающего поколения наркологические заболевания. Это, безусловно, не может не отразиться на уровне здоровья и инвалидизации населения в последующих возрастных периодах. Важными причинами этой проблемы являются «рисковые» или «саморазрушающие» формы поведения подростков в виде употребление алкоголя, табакокурения, токсикомании, ранней сексуальной активности, безнадзорности, бродяжничества, правонарушений несовершеннолетних. Все это происходит в условиях физической, психической и нравственной незрелости, отрицательно влияющих на состояние здоровья подростков.

В структуре общей заболеваемости подростков первое, второе, третье и четвертое ранговые места в течение трех лет занимали соответственно болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, болезни костно-мышечной системы, болезни глаза и его придаточного аппарата. Перечисленные 4 класса болезней составили в 2010 году - 58,3%, в 2009 году - 60,1%. Отмечается рост заболеваемости органов дыхания, глаза и его придаточного аппарата, нервной системы, эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ.

В структуре первичной заболеваемости детей от 15 до 17 лет, как и в общей, первое ранговое место занимают болезни органов дыхания, однако второе ранговое место – травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин, третье место – болезни костно-мышечной системы.

Таким образом, структура общей и первичной заболеваемости детей от 15 до 17 лет по трем ведущим классам болезней остается стабильно устойчивой в течение всех трех лет, однако структура общей и первичной заболеваемости существенно различается. Первое ранговое место в структуре общей и первичной заболеваемости детей в возрастных группах до 1 года, от 0 до 14 лет и от 15 до 17 лет занимают болезни органов дыхания, причем уровень заболеваемости имеет тенденцию к росту.

Следует отметить, что в 2008 - 2010 годах, несмотря на рост общей заболеваемости среди детей от 0 до 14 лет, показатель заболевших, состоящих на диспансерном учете, по Челябинской области снизился с 392,1 до 379,6 случая на 1000 детей (-3,2%).

Наибольшее число хронических заболеваний формируется у детей в период обучения в школе, особенно патология желудочно-кишечного тракта, нервной системы, кровообращения и костно-мышечной системы. Существующие валеологические программы в школах недостаточно эффективны.

Не созданы условия для полноценного оздоровления детей ввиду отсутствия современной реабилитационной базы в большинстве лечебно-профилактических учреждений, санаториев для детей.

Инвалидность подростков преимущественно определяют три класса болезней: психические расстройства, болезни нервной системы и врожденные аномалии. Снижение численности детей подросткового возраста не снимает остроту проблемы контроля и управления здоровьем данной категории детей в связи с ее социальной значимостью. Профилактически осмотрено 96 107 подростков, патология выявлена у 31 842 - 33,1%
(2005 году - 10 260 человек - 21,5%).

Решение проблемы безнадзорности детей и подростков, их интеграции в общество остается в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и Правительства Челябинской области.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Но считать это негативное социальное явление устраненным преждевременно, поэтому необходимо совершенствование не только системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

Медленно сокращается и число детей-сирот. На 1 января 2011 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 15 836 человек. Из них 2093 ребенка-сироты воспитываются в детских домах и в специальных (коррекционных) школах-интернатах, 778 - в учреждениях начального профессионального образования Челябинской области.

Медленно сокращается и число детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел: 6 323 человека в 2009 году, 5 566 человек в 2010 году,
5 390 человек в 2011 году.

Тревожной остается ситуация с употреблением психоактивных веществ детьми и подростками. Очевидна необходимость разработки эффективных методов профилактики наркомании, алкоголизма, курения, дезадаптивных форм поведения несовершеннолетних, в том числе и в каникулярный период.

Сохраняется проблема по трудоустройству молодежи и подростков, их социальной адаптации в современном обществе, что негативно сказывается на состоянии подростковой и молодежной преступности. Так, по данным социологических исследований, для подростков, не имеющих постоянного источника доходов, характерен высокий уровень психологической готовности к совершению преступления. У каждого второго неработающего подростка часто возникают сложные конфликтные ситуации с родителями и у 43% - с другими людьми.

Эффективному решению задач организации отдыха и оздоровления детей и подростков не способствует и устаревшая инфраструктура учреждений и организаций, предоставляющих данные услуги.

Сегодня согласно региональному реестру из 73 загородных стационарных детских оздоровительных лагерей:

2 являются структурными подразделениями государственных образовательных учреждений;

37 находятся в собственности муниципалитетов Челябинской области;

34 находятся в собственности предприятий и организаций различных правовых форм;

5 являются санаторными оздоровительными лагерями круглогодичного действия, из них 1 находится в государственной и 4 в муниципальной собственности.

Детские оздоровительные лагеря в регионе построены 40 и более лет назад. Процент износа материальных средств подавляющего числа из них - более 50%.

Состояние материальной базы сказывается и на качестве услуг, предоставляемых данными учреждениями отдыха и оздоровления.

На протяжении последних лет остро стоит проблема обеспечения доброкачественной питьевой водой в связи с устаревшей системой водоснабжения в лагерях, находящихся в ведении муниципальных органов власти городов Касли, Троицк, Карабаш, Кыштым, Каслинского, Троицкого, Варненского, Октябрьского, Чебаркульского, Брединского районов Челябинской области.

Низкий уровень качества предоставляемых услуг не позволяет большинству учреждений отдыха и оздоровления быть рентабельными, вкладывать заработанные денежные средства в создание условий, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в привлечение более квалифицированных специалистов.

Согласно результатам проверок специалистами «Роспотребнадзор» зафиксировано, что в течение последних трех лет средства, выделяемые на продукты питания в детских оздоровительных лагерях при образовательных учреждениях и при детских санаториях, обеспечивают выполнение норм питания не более чем на 70%.

Большинство учреждений региона, обеспечивающих отдых детей и их оздоровление, испытывают проблемы обеспечения педагогическим, медицинским и техническим персоналом вследствие низкой заработной платы работников и некомфортных условий проживания.

Таким образом, наличие негативных тенденций диктует необходимость целенаправленной работы для обеспечения системного подхода в организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков и комплексного решения перечисленных проблем программно-целевым методом.

Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия нерешенных в рамках имеющихся областных целевых программ проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка (2005 год), других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

  1   2   3

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа «Организация и обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей Челябинской области на 2012 2014 годы»

Скачать 425.17 Kb.