Скачать 199.9 Kb.
Дата22.11.2017
Размер199.9 Kb.
ТипПрограмма

Программа оценки деятельности учителя физкультуры в ходе его аттестации Профессиональный уровень учителя



Оценка деятельности учителя физкультуры в ходе его аттестации
И.П. Залетаев, заслуженный работник физической культуры РФ, почетный работник профессионального образования РФ, методист высшей квалификационной категории, М.В. Анисимова, методист методического центра Юго-Западного окружного управления образования Москвы
Программа оценки деятельности учителя физкультуры в ходе его аттестации

1. Профессиональный уровень учителя

1.1. Знание теоретических и практических основ предмета

а) Вторая категория:

отвечает общим требованиям, предъявляемым к учителю по преподаваемому курсу. Имеет глубокие знания по преподаваемому курсу.

б) Первая категория:

отвечает требованиям, предъявляемым к учителю второй квалификационной категории. Имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

в) Высшая категория:

отвечает требованиям, предъявляемым к учителю первой квалификационной категории. Имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающие объем программы.

1.2. Знание современных достижений в методике обучения

а) Вторая категория:

следит за специальной и методической литературой; работает по готовым методикам и программам обучения; использует в своей работе прогрессивные идеи прошлого и современности; умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания.

б) Первая категория:

владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету; в учебной работе варьирует различные методики и программы, внося в них необходимые коррективы.

в) Высшая категория:

владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы; использует в работе собственные оригинальные программы и методики.

1.3. Умение анализировать свою деятельность

а) Вторая категория:

видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Может добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы.

б) Первая категория:

исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находя при этом эффективные решения. Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.

в) Высшая категория:

стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяя сильные и слабые стороны. Сознательно намечает цель, задачи и содержание программы самосовершенствования.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий

а) Вторая категория:

знает современные отечественные и зарубежные технологии обучения; владеет набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с имеющимися условиями.

б) Первая категория:

демонстрирует на практике высокий уровень владения современными методиками; владеет одной из современных технологий развивающего обучения; творчески применяет технологии и программы.

в) Высшая категория:

разрабатывает новые педагогические технологии или ведет работу по их апробации, участвует в исследовательской, экспериментальной деятельности.

1.5. Знание теории педагогики и возрастной психологии школьников

а) Вторая категория:

ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, но не всегда использует их в своей деятельности. Способен принимать оптимальные решения в типичных педагогических ситуациях.

б) Первая категория:

свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, использует их как основу в своей педагогической деятельности. Как правило, способен быстро избрать оптимальное решение в сложной педагогической ситуации.

в) Высшая категория:

использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования. Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях.

2. Результативность профессиональной деятельности учителя

2.1. Владение способами индивидуализации обучения

а) Вторая категория:

учитывает при взаимодействии с учащимися индивидуальные особенности их развития; осуществляет дифференцированный подход с учетом темпов развития школьников, их склонностей, интересов и состояния здоровья. Знает методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития детей.

б) Первая категория:

умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей школьников при реализации дифференцированного подхода. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей учащихся.

в) Высшая категория:

способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей. Умеет держать в поле зрения всех учащихся класса независимо от уровня их подготовленности по предмету; работает по индивидуальным учебным планам с одаренными и наименее подготовленными учениками.

2.2. Умение активизировать познавательную деятельность учащихся

а) Вторая категория:

создает условия, формирующие мотивы учебной деятельности школьников. Умеет увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить их коллективной работой, варьировать разнообразные методы и формы работы. Вместе с тем стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность учащихся может сочетаться с непрочными знаниями и недостаточно сформированными навыками.

б) Первая категория:

обеспечивает успешное формирование системы знаний на основе самоуправления школьников процессом своего обучения. Умеет интересно преподавать учебный материл, активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям самого предмета; умело варьирует формы и методы обучения. Достаточно прочные знания учащихся сочетаются с их высокой познавательной активностью и сформированными навыками.

в) Высшая категория:

обеспечивает вовлечение каждого школьника в процесс активного учения. Стимулирует внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность школьников. Умеет ясно и четко преподать учебный материал. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.

2.3. Работа по развитию у учащихся общеучебных умений и навыков

а) Вторая категория:

стремится к формированию у учащихся навыков рациональной организации труда.

б) Первая и высшая категории:

целеустремленно и профессионально формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда, использования в практике средств физической культуры и спорта (в т.ч. самоконтроль в учении и рациональное планирование учебного труда).

2.4. Уровень обученности учащихся

а) Вторая категория:

обеспечивает устойчивую положительную динамику результатов; тщательно изучает критерии оценивания, использует эти знания на практике; объективен в оценке знаний учащихся. Школьники демонстрируют стабильные знания основ изучаемого предмета (показывают средние результаты по итогам тестовых испытаний, срезов и экзаменов), принимают участие в школьных, муниципальных и др. соревнованиях, спартакиадах, олимпиадах.

б) Первая категория:

учащиеся демонстрируют хорошие, близко к максимально соответствующим их возможностям знания теоретических и практических основ предмета; показывают стабильно высокие результаты в ходе тестовых испытаний, контрольных проверок, экзаменов. Среди учеников есть призеры муниципальных соревнований, конкурсов и турниров (за последние три года).

в) Высшая категория:

учащиеся максимально или почти максимально реализуют свои интеллектуальные и физические возможности; хорошо воспринимают, усваивают и воспроизводят новый учебный материл, постоянно демонстрируют глубокие знания предмета и хорошие физические способности. Большинство из них дополнительно занимаются предметом. Ученики показывают стабильно высокие результаты в различных соревнованиях и конкурсах, являясь победителями и призерами муниципальных соревнований, конкурсов и турниров (за последние три года).

3. Коммуникативная культура

3.1. Коммуникативные и организаторские способности

а) Вторая категория:

стремится к профессиональным контактам с различными участниками образовательного процесса.

б) Первая категория:

Постоянно стремится к расширению круга профессионального общения, проявляет инициативу в общении; с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий; способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Настойчив в деятельности, которая его привлекает.

в) Высшая категория:

Испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях; непринужденно ведет себя в новом коллективе; инициативен, предпочитает в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения; отстаивает свое мнение и стремится, чтобы оно было принято коллегами.

3.2. Способность к сотрудничеству с учащимися

а) Вторая категория:

Владеет известными в педагогике приемами убеждения.

б) Первая категория:

обсуждает и анализирует ситуации совместно с учащимися, оставляя за ними право самостоятельно принимать решения. Работает по формированию мировоззрения и гражданской позиции учеников, повышению их учебной мотивации.

в) Высшая категория:

ведет постоянный поиск новых приемов убеждающего воздействия и предвидит возможное их использование в общении. Отличается толерантностью. Умеет обоснованно применять различные сочетания методов обучения и воспитания, позволяющие добиться максимальных результатов при минимальной затрате времени и оптимальном приложении умственных, волевых, эмоциональных усилий учителя и учащихся.

3.3. Готовность к сотрудничеству с коллегами

а) Вторая категория:

неукоснительно соблюдает профессиональную этику общения; координирует свои действия с коллегами.

б) Первая категория:

обладает адаптивным стилем поведения и педагогического общения, старается создать вокруг себя доброжелательную обстановку сотрудничества с коллегами.

в) Высшая категория:

старается выбрать по отношению к каждому из коллег такой способ общения, который наилучшим образом сочетает в себе индивидуальный подход с утверждением коллективных принципов.

3.4. Готовность к сотрудничеству с родителями школьников

а) Вторая категория:

определяет педагогические задачи с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учеников, систематически сотрудничает с их родителями (законными представителями).

б) Первая категория:

включает родителей (законных представителей) в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию их детей; формирует у родителей (законных представителей) позитивное отношение к овладению знаниями по педагогике и психологии.

в) Высшая категория:

постоянно контактирует с семьями учащихся, добиваясь откровенности и взаимопонимания.

3.5. Педагогический такт

а) Вторая категория:

обладает педагогическим тактом, некоторые его нарушения не сказываются отрицательно на отношении с учащимися.

б) Первая и высшая категории:

отношения с детьми строит на доверии и уважении. Требователен и справедлив.

3.6. Педагогическая культура речи

а) Вторая категория:

знает элементарные требования к речи; специфику интонирования речи. Темп речи соблюдает не всегда.

б) Первая категория:

умеет ясно и логично выражать мысли в устном, письменном и графическом виде. Демонстрирует богатый словарный запас, хорошую дикцию, правильную интонацию.

в) Высшая категория:

в совершенстве владеет своей речью и профессиональной терминологией.

3.7. Создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания

а) Вторая категория:

создает благоприятный морально-психологический климат для каждого своего ученика. Помогает школьникам решать проблемы в общении с товарищами.

б) Первая категория:

создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей, общей культуры личности школьников.

в) Высшая категория:

отвечает требованиям к учителю второй и первой квалификационных категорий. Способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных учеников.
Формы проведения экспертизы результатов профессиональной деятельности аттестуемого учителя

— посещение уроков;

— анализ выполнения образовательных программ;

— оценка достижения и подтверждения обучающимися уровня образования по преподаваемому курсу (итоговый анализ срезов знаний, тестов, контрольных работ и т.д.);

— изучение динамики уровня обученности учащихся за последние три года;

— оценка результатов участия школьников в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, смотрах;

— изучение состояния материально-технической обеспеченности образовательного процесса по предмету и деятельности учителя по ее совершенствованию.
Оценка эффективности деятельности учителя физической культуры (разработана на основе методических рекомендаций НИИ физиологии РАО и МГФСО Департамента образования г. Москвы. Авторы рекомендаций: В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон)

Для характеристики уровня подготовленности учителю необходимо получить следующую суммарную оценку по предлагаемым ниже 10 слагаемым:

— не менее 45 баллов для учителя высшей категории;

— не менее 40 баллов для учителя первой категории;

— не менее 35 баллов для учителя второй категории.

По каждому из 10 рекомендуемых разделов экспертами выставляется одна из оценок: «5», «4», «3» и «2».



1. Знания учителя

«5» — имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета (по теории и методике физического воспитания, возрастной психологии, физиологии и др.), регулярно читает специальную, методическую и научно-популярную литературу по предмету, свободно ориентируется в новых методиках и технологиях обучения, знает основные новости спортивной жизни;

«4» — владеет знаниями по предмету и методике его преподавания, регулярно читает специальную и методическую литературу;

«3» — владеет учебным предметом в основном на уровне требований школьной программы, порой затрудняется в ответах на вопросы, выходящие за их рамки;

«2» — имеет существенные пробелы в знаниях по физической культуре, допускает фактические ошибки в преподавании, нерегулярно читает специальную литературу.

Источники информации:

• программы, по которым ведется физическое воспитание, планы и разработки уроков;

• анализ методических приемов, используемых учителем (в т.ч. разработанных самостоятельно или совместно с коллегами);

• прохождение курсов повышения квалификации и самообразование за последние 5 лет;

• участие в работе методического объединения учителей физической культуры;

• посещение и анализ уроков физкультуры;

• подборки методических материалов по различным разделам учебной программы.



2. Способности учителя

«5» — обладает высокоразвитыми способностями: конструктивными — грамотно осуществляет отбор учебного материала, текущее и перспективное планирование; организаторскими — эффективно организует свою деятельность и деятельность учащихся; дидактическими — отличается ясностью и доходчивостью в изложении учебного материала; двигательными — умение технически правильно показать и выполнить требуемые программой физические упражнения;

«4» — обладает вышеперечисленными способностями на уровне выше среднего;

«3» — обладает вышеперечисленными способностями на среднем уровне;

«2» — имеет существенные пробелы в овладении вышеназванными способностями (допускает ошибки в подборе учебного материала, организации деятельности учащихся; не может объяснить ученику, как нужно исправить ошибку; допускает значительные ошибки в показе и выполнении физических упражнений, включенных в школьную программу и т.п.).

Источники информации:

• перспективное и текущее планирование содержания уроков физической культуры;

• планы-конспекты уроков;

• посещение и анализ уроков (организация деятельности учителя и учащихся на уроках; ясность и доходчивость в изложении учебного материала; умение технически правильно показать и грамотно объяснить предусмотренные программой физические упражнения; рациональное применение специальных и подводящих упражнений и игр при обучении и развитии двигательных способностей учащихся; умение предупредить и исправить ошибки учеников; разнообразие и назначение применяемых методов организации учащихся);

• анализ коммуникативных способностей учителя.



3. Чувство нового

«5» — отличается рационализаторским подходом в работе, стремится находить новые решения педагогических задач, систематически знакомится с новинками педагогической литературы и использует новые идеи в своей педагогической деятельности;

«4» — активно поддерживает новые идеи, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

«3» — в основном положительно относится к новым педагогическим идеям, но реализует их без достаточной активности;

«2» — скептически, а порой отрицательно относится к новому, с трудом вовлекается в процесс реализации новых идей, задач и пр.

Источники информации:

• программы, по которым ведется физическое воспитание, планы и разработки уроков;

• анализ самостоятельных методических разработок учителя;

• участие в работе методического объединения учителей физической культуры;

• посещение и анализ уроков физкультуры.



4. Педагогический такт

«5» — умеет выбрать правильный подход к учащимся, верит в силы учеников, справедлив, правдив, не допускает элементов фальши, наигранности, неоправданных конфликтов в общении;

«4» — в большинстве случаев соблюдает названные требования, а некоторые отступления от них не сказываются на отношении с учащимися;

«3» — в основном соблюдает названные требования, хотя иногда имеет место бестактное отношение к учащимся;

«2» — периодически допускает бестактность по отношению к учащимся (грубость, насмешки, несправедливость и пр.)

Источники информации:

• наблюдение за общением учителя со школьниками в ходе уроков физической культуры и внеклассных мероприятий (техника и содержание речи учителя, предупреждение конфликтов в общении, отношение к грубости и насмешкам);

• анализ отношения к слабым, пришедшим после болезни и плохо успевающим по предмету ученикам;

• анкетирование учащихся.

5. Работа по развитию мышления школьников

«5» — обеспечивает эффективное развивающее влияние содержания, форм и методов преподавания; обучает школьников умению выделять существенное в изучаемом материале, активно применяет методы проблемного обучения с целью интеллектуализации учебных занятий, осуществляя при этом индивидуальный подход к ним;

«4» — в основном выполняет рекомендации по усилению развивающего влияния обучения, применяет отдельные элементы проблемного обучения и специальные меры по развитию мышления;

«3» — формально выполняет основные рекомендации по усилению развивающего обучения, почти не применяет проблемное обучение и специальные меры по развитию мышления учащихся;

«2» — ориентирует преподавание лишь на запоминание фактических знаний по овладению двигательными действиями, не применяет элементов проблемного обучения, на занятиях отсутствуют элементы интеллектуализации учебного процесса.

Источники информации:

• анализ самостоятельных методических разработок учителя;

• посещение и анализ уроков физкультуры.



6. Работа по развитию интереса школьников к предмету

«5» — применяет специальные приемы по развитию интереса к предмету, использует с этой целью новое содержание, показ практической значимости изучаемых двигательных действий; применяет разнообразные методы обучения, обеспечивает индивидуальный подход к учащимся при формировании познавательного интереса к физической культуре и спорту;

«4» — в основном обеспечивает формирование интереса к физической культуре;

«3» — не ставит перед собой задачи сформировать интерес к предмету, не обеспечивает индивидуальный подход к учащимся;

«2» — проводит работу по формированию интереса к физической культуре, однако в ходе обучения допускает формализм в преподавании, однообразие методов и структуры урока.

Источники информации:

• наблюдение за общением учителя со школьниками в ходе уроков физической культуры и внеклассных мероприятий;

• анкетирование учащихся;

• посещение и анализ уроков физкультуры.

7. Обеспечение индивидуального подхода

«5» — систематически изучает индивидуальные особенности учеников, обеспечивает индивидуальный подход в обучении и воспитании школьников;

«4» — в основном обеспечивает индивидуальный подход в обучении и воспитании школьников;

«3» — применяет индивидуальный подход в обучении и воспитании школьников без глубокого изучения их индивидуальных особенностей;

«2» — практически не применяет индивидуального подхода в обучении и воспитании, не организует систематического изучения особенностей учеников.

Источники информации:

• систематическое наблюдение за уровнем подготовленности и анализ достижений учащихся;

• оценка индивидуальных результатов, показанных школьниками в ходе тестовых испытаний, и содержание коррективов в процесс физического воспитания, внесенных учителем;

• оценка деятельности учащихся на уроках физкультуры;

• характеристика здоровья учащихся;

• наблюдение за общением учителя со школьниками в ходе уроков физической культуры и внеклассных мероприятий;

• анкетирование учащихся;

• посещение и анализ уроков физкультуры.

8. Развитие у школьников навыков проведения самостоятельных занятий

«5» — целеустремленно и настойчиво формирует у учащихся умения и навыки проведения самостоятельных занятий, осуществляя при этом индивидуальный подход к школьникам;

«4» — в основном формирует у учащихся умения и навыки, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями;

«3» — формирует отдельные умения и навыки, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями;

«2» — не справляется с задачей формирования у учащихся навыков самостоятельных занятий, не знает форм и методов своей работы.

Источники информации:

• анализ системы домашних заданий в практике физического воспитания;

• наблюдение за обучением школьников навыкам самоконтроля в ходе уроков физической культуры;

• систематическое наблюдение за уровнем подготовленности и анализ достижений учащихся;

• оценка индивидуальных результатов, показанных школьниками в ходе тестовых испытаний и содержание коррективов в процесс физического воспитания, внесенных учителем;

• оценка деятельности учащихся на уроках физкультуры.

9. Организация внеклассной работы

«5» — систематически ведет внеклассную работу с учащимися, вовлекает во внеклассные занятия физической культурой всех школьников и особенно недостаточно физически развитых; наиболее подготовленные ученики достигают высоких результатов в соревнованиях, которые проводятся на муниципальном уровне;

«4» — систематически ведет секционную работу; ученики, участвующие в соревнованиях, показывают результаты не ниже сверстников;

«3» — ведет внеклассную работу только в массовых формах; ученики эпизодически участвуют в муниципальных соревнованиях, не достигая в них высоких результатов;

«2» — практически не ведет внеклассной работы по предмету.

Источники информации:

• анализ системы планирования и организации внеклассной работы по физическому воспитанию;

• результаты соревнований, спортивных праздников, «дней здоровья» и других мероприятий по плану спортивной работы;

• содержание работы со спортивным активом;

• анализ системы работы по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни.



10. Результаты работы учителя

«5» — в процессе работы учителя учащиеся овладевают большим запасом двигательных умений и навыков; имеют высокий уровень знаний и умений, необходимых для осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности; в большинстве случаев отличаются высоким уровнем физической подготовленности; учащиеся демонстрируют заинтересованность и положительное отношение к физической культуре;

«4» — учащиеся в основном владеют двигательными умениями и навыками, предусмотренными программой; обладают знаниями в осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности, но не всегда умеют применить их на практике; большинство учеников проявляют заинтересованное отношение к физической культуре и имеют средний и выше среднего уровень физической подготовленности;

«3» — примерно половина учеников имеют существенные недостатки в овладении требуемыми двигательными умениями и навыками, обладают слабыми знаниями и умениями в области осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности; в большинстве случаев школьники имеют средний и ниже среднего уровень физической подготовленности; примерно половина учащихся не желают заниматься физической культурой и спортом;

«2» — у подавляющего большинства учеников отмечаются существенные недостатки в овладении требуемыми двигательными умениями и навыками; ученики фактически не имеют требуемых теоретических и методических знаний и умений, необходимых для осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности; большинство учащихся демонстрируют низкий и ниже среднего уровень физической подготовленности, не проявляют заинтересованного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Источники информации:

• результаты экзаменов, контрольных тестирований;

• результаты различных школьных и муниципальных соревнований;

• анкетирование учащихся;

• посещение и анализ уроков физкультуры;



анализ собеседований с педагогом и учениками.
© Журнал «Практика административной работы в школе», № 8, 2005

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа оценки деятельности учителя физкультуры в ходе его аттестации Профессиональный уровень учителя

Скачать 199.9 Kb.