Скачать 170.41 Kb.
Дата11.06.2019
Размер170.41 Kb.
ТипПрограмма

Программа направлена на оказание своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха, консультативно-методической поддержки их родителям




c:\документы\открытие центра\логотипы\новый рисунок.png

c:\документы\открытие центра\логотипы\логотип фонда.jpg

c:\документы\открытие центра\логотипы\gerb_mo_sk_.jpg

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27»

Центр психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей с нарушениями слуха


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Директор школы

учителей-дефектологов Л.Г.Вяткина

Протокол № 6

от 26 мая 2011г. 26 мая 2011г.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И КОНСУЛЬТАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Пятигорск, 2011



ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И КОНСУЛЬТАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
Программа направлена на оказание своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха, консультативно-методической поддержки их родителям, на реализацию подпрограммы «Право ребёнка на семью на 2011-2013 годы», являющейся составной частью краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2012 годы», утверждённой постановлением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 г. № 330.

Программа  обеспечивает:



  • выявление особых образовательных потребностей  детей  с нарушениями слуха;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической  помощи   детям  с патологией слуха с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) и консультативно-методической поддержки их родителям.

Общая характеристика  программы.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение  детей  с нарушениями слуха и их родителей включает следующую деятельность:



  • психолого-педагогическое обследование  детей  с целью выявления их особых образовательных потребностей и последующего составления маршрута индивидуального и системного сопровождения учащихся;

  • мониторинг динамики развития  детей;

  • разработку рекомендаций по применению программы воспитания и обучения слабослышащих дошкольников под редакцией Л.А.Головчиц и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II видов под редакцией К.Г.Коровина, А.Г.Зикеева и др.

  • корректировку  коррекционных  мероприятий;

  • психокоррекционную и развивающую работу;

  • консультирование, просвещение и обучение родителей.

Цель  программы.

 Программа  направлена на создание системы комплексной  помощи   детям  с нарушениями слуха в освоении основных разделов  программы  дошкольного, начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальную адаптацию.  

Программа  предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности  детей, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа также предусматривает обучение родителей приемам реабилитации детей-инвалидов по слуху, повышение психологической культуры родителей.

Задачи  программы: 

— своевременное выявление  детей  с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей   детей с нарушениями слуха;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории  детей  в соответствии с индивидуальными особенностями каждого  ребёнка, структурой  нарушения  развития и степенью его выраженности;

- создание условий, способствующих освоению  детьми  с патологией слуха основной образовательной  программы  дошкольного, начального и среднего общего образования;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с нарушениями слуха с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии);

— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для  детей  с нарушениями слуха;

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации  детей  с нарушениями слуха;

— оказание консультативной и методической  помощи  родителям (законным представителям)  детей  с патологией слуха по социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы  программы:

— соблюдение интересов ребёнка (принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему  ребёнка  с максимальной пользой и в интересах  ребёнка);

— системность (принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции  нарушений   детей  с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем  ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса);

— непрерывность (принцип гарантирует  ребёнку  и его родителям (законным представителям) непрерывность  помощи  до полного решения проблемы или определения подхода к её решению);

— вариативность (принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования  детьми, имеющих нарушения слуха);

— рекомендательный характер оказания  помощи (принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей)  детей  с ограниченными возможностями здоровья).

Направления работы.

 Программа   психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха и консультативно-методической поддержки их родителей включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление  детей  с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи;

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с патологией слуха; способствует формированию универсальных учебных действий у детей (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения  детей  с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации;

— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории  детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.



Характеристика содержания направлений.

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление  детей, нуждающихся в специализированной  помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания  ребёнка  в центре) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений о  ребёнке  на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания  ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации  ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития  ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития  ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья  коррекционных   программ /методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления  нарушений  развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность  ребёнка  в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер  ребёнка  и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту  ребёнка  в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных, обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультативную  помощь  семье в вопросах выбора методов воспитания и приёмов  коррекционного  обучения  ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, тренинги, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения  детей  с ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей  детей  с нарушениями слуха.

Содержание психолого-педагогической работы педагога-психолога.

Психолого-педагогическая работа педагога-психолога включает в себя два основных модуля.



Диагностико-консультативный модуль.

Основная цель данного модуля - определить ведущие направления в работе с  ребенком. Для одних  детей  на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.



I. Направления.

  1. Психодиагностика развития детей 1-3 лет.

  2. Психодиагностика развития детей 3-5 лет.

  3. Психодиагностика готовности детей к обучению в школе (6-7 лет).

  4. Психодиагностика готовности детей к обучению в 5 классе (12-13 лет).

  5. Психодиагностика развития детей по выявлению отклоняющихся особенностей с целью своевременного оказания психолого-педагогической помощи.

II. Содержание.

  1. Комплексный сбор сведений о ребёнке:

  • факты жалоб;

  • обстоятельства, которые могли бы повлиять на развитие ребёнка;

  • наследственность;

  • семья;

  • среда проживания;

  • характер воспитания.

  1. Обследование ребёнка:

  • диагностика отклонений в развитии;

  • определение зоны актуального и ближайшего развития;

  • выявление резервных возможностей;

  • изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей;

  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации;

  • исследование особенностей умственного развития.

  1. Анализ материалов обследования (всех полученных о ребёнке сведений и данных собственного обследования).

  2. Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

  3. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.

Эти рекомендации психолог обсуждает со специалистами, родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания  ребенку психолого-педагогическо й помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Коррекционно-развивающий модуль.

Данный модуль предполагает проведение коррекционных занятий с детьми, консультаций с родителями. В коррекционно-развивающем процессе сочетается индивидуальная и групповая работа, которая проводится в виде развивающих занятий, тренингов, интерактивных и ролевых игр, занятий с элементами сказкотерапии. Основной акцент делается на устранение отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников, на формирование их социальной компетентности.


I. Направления.

Психокоррекционная работа с детьми:



  • 1-3 лет по вопросам общего психического развития;

  • 3-5 лет по вопросам общего психического развития;

  • 6-7 лет по проблеме психологической готовности к школе;

  • 12-13 лет по проблеме готовности к обучению в 5 классе;

  • нуждающимися в психологической помощи по выявленным проблемам развития.

Коррекционно-развивающая работа с семьёй:

  • коррекционная;

  • профилактическая;

  • просветительская.

II. Содержание.

  1. Работа с детьми по развитию и коррекции:

  • эмоционально-волевой сферы;

  • познавательной сферы;

  • мотивации;

  • социальных умений;

  • адаптивных возможностей.

  1. Коррекционно-развивающая работа с семьёй направлена на повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в обучении и воспитании ребёнка в следующих вопросах:

  • готовность ребёнка к детскому саду, школе;

  • переживание кризисов (3, 7 и 12 лет) в условиях начала обучения (проблема формирования учебной мотивации);

  • трудности адаптации ребёнка к жизни в детском саду, школе, при переходе в 5 класс;

  • трудности произвольной регуляции поведения и их причины;

  • коррекция межличностных отношений ребёнка с окружающими;

  • коррекция детско-родительских отношений;

  • проблемы социализации и интеграции.

Цель психотерапевтической работы с семьей – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении  ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.

Содержание психолого-педагогической работы учителя-дефектолога.

В основе коррекционной работы учителей-дефектологов лежат:

- Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников под редакцией Л.А.Головчиц;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II видов. Авторы программ: К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев и др.

Учитель-дефектолог:

-проводит педагогическое изучение  ребенка  посредством методов обследования;

-изучает состояние и анализирует динамику нарушенной слуховой функции;

-определяет соотношение состояния тонального и речевого  слуха;

-определяет состояние произносительных навыков;

-оказывает консультативную  помощь  родителям  детей  со сниженным  слухом;

-консультирует специалистов, работающих с  детьми   с   нарушениями   слуха;

-восполняет пробелы в развитии звуковой стороны речи;

- обогащает словарный запас;

-развивает грамматический строй и связную речь;

-правильно оценивает проявления речевой недостаточности каждого ученика;

-проводит  коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими нарушения слуха;

-проводит обучающие занятия с родителями;

-ведёт необходимую документацию.

Работа учителя-дефектолога по развитию слухоречевой системы у детей с нарушением   слуха  осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению глухих и слабослышащих детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей, характера и степени  нарушения   слуха , резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи на каждой ступени обучения.

С неслышащими (глухими) учащимися работа по развитию слухоречевой системы направлена на:



  • интенсивное развитие остаточного  слуха ;

  • развитие связной (письменной и устной) речи;

  • выработку слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи (как с  помощью  слуховых аппаратов, так и без них);

  • развитие слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи;

  • обогащение и уточнение представлений о речевых и неречевых звуках;

  • совершенствование навыков общения.

Со слабослышащими детьми и детьми с кохлеарным имплантом работа по развитию слухоречевой системы направлена на:

  • развитие  слуха  и использование его в процессе речевого общения;

  • развитие связной (устной и письменной) речи;

  • совершенствование навыков речевого общения как одного из важнейших факторов социальной адаптации.

Коррекционные  занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению проводятся индивидуально с каждым  ребенком. Основной задачей занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения является постановка звуков, развитие речевого  слуха  и произносительной стороны устной речи, включая работу над голосом, речевым дыханием, нормами орфоэпии, формирование ритмико-интонационной структуры речи.

Условием успешного обучения  детей  с нарушениями слуха является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для детей с патологией слуха.

Учитель-дефектолог проводит коррекционно-развивающие занятия по шести основным разделам образовательной программы.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы  детей  средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Содержание психолого-педагогической помощи социального педагога.

Социальный педагог:

- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей;

- изучает психолого-медико-педагогические особенности детей, их микросреды, условия жизни;

- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

- выступает посредником между личностью детей и семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

- определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности детей;

- организует различные виды социально ценной деятельности детей и взрослых;

- способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности детей, обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

- взаимодействует с учителями, психологом и родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям с нарушениями слуха.
Содержание психолого-педагогической помощи воспитателя.

Воспитатель:

- осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках;

- следит за состоянием здоровья каждого ребенка в группе, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста;

- планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими специалистами. Готовится к проведению занятий;

- изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками;

- обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий;

- осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений;

- регулярно информирует специалистов и родителей об изменениях в состоянии здоровья детей;

- ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству. Активно работает с родителями, обеспечивая создание необходимых условий для успешной реализации воспитательно-образовательной программы;

- с уважением и заботой относится к каждому ребенку, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями;

- своевременно и четко ведет документацию воспитателя.



Ожидаемые результаты и эффективность реализации программы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха и консультативно-методической поддержки их родителей.
Реализация программы направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушениями слуха в освоении основных разделов программы дошкольного, начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальную адаптацию.

Мероприятия программы направлены на обеспечение условий для удовлетворения потребностей детей с нарушениями слуха в специальном обучении и воспитании, адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для обучения и консультирования родителей, имеющих детей с патологией слуха.

Последовательная реализация программы обеспечит:

- сохранение 100% удовлетворённости родителей детей с нарушениями слуха качеством оказываемых образовательных услуг;

- увеличение численности детей, получающих психолого-педагогическую помощь в центре;

- расширение возрастного диапазона в группе детей с нарушениями слуха, получающих психолого-педагогическую помощь, от раннего возраста до старшего школьного возраста;

- увеличение численности родителей детей с патологией слуха, получающих консультативно-методическую поддержку в центре;

- увеличение числа целевых групп, получающих психолого-педагогическую помощь;

- внедрение новых технологий в коррекционную работу с использованием оборудования, приобретённого за счёт краевого бюджета или средств Фонда;

- расширение перечня оказываемых услуг детям с нарушениями слуха и их родителям;



- увеличение межведомственного взаимодействия с целью 100% информирования населения о возможности получения психолого-педагогической помощи в центре.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа направлена на оказание своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха, консультативно-методической поддержки их родителям

Скачать 170.41 Kb.