Скачать 479.17 Kb.
страница1/2
Дата14.10.2018
Размер479.17 Kb.
ТипПрограмма

Программа межмуниципальной интенсивной школы для учащихся 10-11классов "основы предпринимательской деятельности"


  1   2

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6 «Русская школа»

Согласовано:

зам. по УВР

_______ Е.В.Крушинская

«___»___________2015 г.




Утверждаю:

директор школы

_________ С. Г. Байков

№ приказа ___________

«___»___________2015 г.



Программа межмуниципальной интенсивной школы

для учащихся 10-11классов
"ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Направление: гуманитарное


Количество дней: 12 дней (72 часа)
Составлена на основе

примерной программы по экономике


Список авторов:

Байков Сергей Геннадьевич, директор МОБУ «Русская школа»

Петрова Татьяна Ивановна, учитель

г. Минусинск, 2015 г.



Пояснительная записка
Традиционное содержание школьного образования противоречит социальному запросу современного российского общества, которое уже реально живет в условиях рыночной экономики. Сегодня общество требует нового, адекватного современным условиям уровня экономического и бизнес образования, которое бы способствовало формированию у школьников экономического мышления и социальной устойчивости, экономической культуры и предприимчивости, практической способности создать собственное дело, а, значит, умения жить и трудиться в постоянно изменяющемся обществе.

Экономическая грамотность является одними из самых важных факторов экономического роста России и повышения уровня доходов населения. Общество достигает наибольших экономических успехов, когда граждане страны обладают развитыми навыками принятия ответственных и сознательных решений в экономической сфере.

«Финансовая грамотность населения России находится на низком уровне. Большинство граждан не разбираются в финансовых инструментах и связанных с ними рисках, не доверяют финансовой системе после многочисленных случаев потерь»[Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, 29 декабря 2008 года]

Экономическая грамотность – главное средство против бедности, один из способов снижения экономических рисков страны. [Концепция повышения уровня потребительской финансовой культуры и безопасности граждан России]

Стратегия развития финансового рынка России ставит перед образовательными учреждениями задачу создания в России к 2020 году массового класса частных инвесторов и предпринимателей. Выполняя эту задачу нам необходимо проводить в плановом порядке мероприятия, направленные на повышение потребительской финансовой культуры россиян. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения подрастающего поколения к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события.

Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества. «… необходимо осуществлять качественную (целенаправленную) подготовку молодежи для самореализации в сфере малого бизнеса» [Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025года]. В настоящее время мы уже не говорим об актуальности экономического образования, мы принимаем это как необходимость для нормальной жизнедеятельности в существующей экономической формации.

В муниципальной программе развития образования отмечено, что система образования и администрация города Минусинска должна влиять на качество жизни своего города через целенаправленную работу с той категорией обучающихся всех районов юга края, в т.ч. и города Минусинска, которые после окончания школы остаются в городе. «Для обеспечения такой работы необходимо понимать направления социально-экономического развития города и учитывать это в своей деятельности. Одним из ключевых направлений развития города является развитие малого бизнеса. Городу необходима молодежь, способная инициировать бизнес-проекты, способная самостоятельно разворачивать собственное дело, способная гибко реагировать на меняющуюся ситуацию. Таким образом, задачей, за решение которой должна взяться система образования города Минусинска, будет задача формирования предпринимательской компетентности у той части выпускников школ юга края, которые ориентированы на дальнейшее проживание в городе Минусинске. На ближайший период времени (прогноз до 2016 года) актуальными направлениями для развития малого бизнеса в городе Минусинске будут являться профессиональные области: строительство, производство пищевых продуктов, переработка продуктов, торговля, транспорт, ЖКХ. Таким образом, именно эти области должны стать местом профессиональных бизнес-проб при работе с обучающимися школ юга края при формировании у них предпринимательской компетентности». [Муниципальная стратегия развития образования «МИНУСИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»  до 2020 года ]

Образование в области предпринимательской деятельности призвано ликвидировать противоречие между социальным запросом общества и школьным образованием, а так же способствует социальной адаптации школьников, формированию устойчивой ценностно-смысловой сферы, служит профилактикой девиантных форм поведения современных учеников (алкоголизм, наркомания, преступность), как негативного явления в социальной адаптации молодых людей.

Сегодня можно говорить о том, что молодые люди не готовы воспринимать труд как отдельную ценность, которая заменена ценностью быстрого материального обогащения. Многие юноши и девушки связывают свое будущее с выполнением предпринимательской функции, которая может этот успех обеспечить. Предпринимательская деятельность притягательна для них своей возможностью наиболее полной самореализации и удовлетворения материальных запросов. Этот факт подтверждает анализ рейтинга профессий: большинство старшеклассников видят будущую работу так или иначе связанной с экономикой и предпринимательством. Это подтверждает необходимость целенаправленной социально-экономической и бизнес подготовки школьников к будущей экономической и предпринимательской деятельности.

Стоит отметить, что заниматься предпринимательской деятельностью должны люди, обладающие определенными качествами и способностями. Изучая качества личности успешного предпринимателя, мы исходили из понимания качества как единства мотивов и соответствующих им способов деятельности (Л.И. Божович и др.). Интенсивная школа «Основы предпринимательской деятельности» является базой для формирования необходимых качеств и готовности школьников к выполнению функций предпринимателя. Основными бизнес качествами, важными для личности потенциальных предпринимателей, являются: ответственность, контактность и коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, работоспособность, креативность.



Цель: создание условий для формирования у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоятельного принятия эффективных экономических решений, применение полученных знаний в практической деятельности в условиях рыночной экономики.

Задачи программы:

  1. Подготовка к опережающему образованию через систему интенсивных школ и образовательных площадок.

  2. Усиление мотивации на получение образования в области предпринимательской деятельности.

  3. Повышение уровня экономической и правовой грамотности школьников.

  4. Формирование базовых предпринимательских качеств.

  5. Привитие культуры предпринимательства.

  6. Развитие коммуникативных навыков у участников смены, навыков самопрезентации и самопозиционирования.

  7. Овладение навыками презентации бизнес-плана, способами и формами защиты проекта.

Курс «Основы предпринимательской деятельности» призван дать знания по организации собственного бизнеса, успешно осуществить функции, связанные с ведением собственного дела, специфику предпринимательской деятельности в рамках системы РФ и способствовать формированию УУД:


Личностные результаты:

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в предпринимательской деятельности.

2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

3. Овладение установками, нормами и правилами научной организации труда.

4. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.

7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

9. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

10. Развитие организаторских способностей человека, энергичности, инициативности, самостоятельности.



Метапредметные результаты

1. Планирование процесса познавательной деятельности.

2. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

3. Виртуальное и натурное моделирование технологических процессов и объектов.

4. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

5. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость.

6. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.

7. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.

8. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

9. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.



Предметные результаты:

В познавательной сфере:

1. Сформированность системы экономических знаний, умений определять и понимать роль и место экономических знаний в жизни человека, владение приемами работы с экономической информацией.

2. Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

3. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

4. Владение алгоритмами и методами решения производственных задач.

В трудовой сфере:

1) планирование технологического процесса и процесса труда;

2) анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов,

3) анализ, разработка и/или реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта;

4) анализ, разработка и/или реализация проектов, предполагающих планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности;

5) планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

6) разработка плана продвижения продукта;

7) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

8) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

9) документирование результатов труда и проектной деятельности.



В мотивационной сфере:

1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

2) выбор профиля технологической подготовки в учреждениях начального профессионального, среднего специального или высшего обучения;

3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

5) осознание ответственности за качество результатов труда;

6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.



В коммуникативной сфере:

1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

3) публичная презентация и защита бизнес-идеи;

5) способность к коллективному решению творческих задач;

6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и достоинства всех членов коллектива;

7) способность бесконфликтного общения в коллективе;

8) способность к планированию, контролю, организации процесса, использование возможности с максимальной выгодой, умение организовать собственный бизнес и успешно осуществлять функции, связанные с ним, осуществлять деятельность по координации и комбинированию факторов бизнес-структуры.


В результате изучения курса слушатели должны знать:

- основные формы предприятий и предпринимательской деятельности;

- основные направления и способы приложения предпринимательской инициативы;

- принципы организации производства и сбыта продукции;

- принципы управления трудовым коллективом;

- основы планирования и организации оперативного экономического анализа.

По окончании изучения курса слушатели должны уметь:

- охарактеризовать предпринимательство как особую форму экономической активности;

- обосновывать создание нового предприятия;

- пользоваться информацией об основных экономических показателях предпринимательской деятельности фирм;

- применять на практике принципы внутрифирменного планирования предпринимательской деятельности;

- анализировать результаты деятельности предприятия и факторы определяющие их.

Изучение курса «Основы предпринимательской деятельности» требует знания основ экономики, изучаемых в основной общеобразовательной школе.

Формы работы в Школе:

- лекционно-семинарские занятия (теоретические и практические компоненты разно уровневой подготовки к предпринимательской деятельности);

- интерактивные занятия (профессиональное самоопределение школьников, развитие способностей к самообразованию и саморазвитию);

- творческие мастерские (обучение навыкам экономической и бизнес деятельности);

- имитационные и деловые игры (формирование системы ценностей и развитие индивидуальности, развитие способностей к самообразованию и саморазвитию).

Ряд тем предполагает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы практической направленности, позволяющие ученикам получить не только знания, но и базовые умения, необходимые человеку, решившему заняться бизнесом. Так, тема "Из истории предпринимательства в России:" предполагает подготовку учащимися сообщений о видных российских предпринимателях, тема "Основные этапы предпринимательской деятельности" предполагает деловую игру и "мозговой штурм", тема "Маркетинг" - практическую работу "Анализ рекламного рынка". Коллективное обсуждение вопросов "Преимущества и недостатки рыночной экономики", "Особенности предпринимательского ресурса", "Каким должен быть современный менеджер", "Индивидуальное предпринимательство: преимущества и трудности" проводится учителем в форме эвристической беседы с опорой на знания, полученные школьниками на уроках обществознания, истории, из средств массовой информации, на основе их жизненного опыта.

Программа способствует овладению первичными навыками предпринимателя в рамках работы над учебным проектом "Создание бизнес- плана". Проект, подготовленный учащимися, выступает как зачётная работа по окончании курса и представляется на конференции.

Анкетирование учащихся на «входе» и по итогам работы курса позволит организаторам Школы оценить качество своей работы, сделать выводы о необходимых изменениях в работе на будущее.


Формы контроля:

• По итогам изучения каждого раздела учащимся предлагается устно либо письменно в тестовой форме отчитаться по знаниям основных вопросов изученных тем.

• В ходе занятий производится оценка подготовленных учащимися докладов, выполненных практических работ.

• По итогам курса осуществляется презентация, защита и оценка качества подготовленных учащимися бизнес - планов.


Методы работы в образовательном процессе:
1) Методы организации учебной деятельности:

- словесно-наглядные методы (лекция, семинар, беседа);

- логический метод (анализ ситуационных задач);

- метод моделирования (моделирование проблемных ситуаций).

- методы самостоятельной работы (работа в малых группах, самоочеты).

2) Методы стимулирования и мотивации учения:

- методы активного социально-психологического обучения (ролевые и деловые игры, тренинги);

3) Методы контроля и самоконтроля в обучении:

- методы формирования внешнего и внутреннего контроля успешности обучения (работа с преподавателем, консультации, презентация результатов, самоанализ).
Предполагаемая результативность курса.

• Учащиеся должны усвоить основные экономические понятия, предложенные к изучению программой курса.

• Учащиеся должны отработать навык анализа экономической информации.

• В рамках работы над проектом школьники должны получить теоретические знания и сформировать первичный навык перспективного бизнес - планирования.

• В качестве практической иллюстрации результатов работы ребят должен выступить подготовленный ими бизнес - план.

• По окончании курса ученики должны определиться с необходимостью дальнейшего углублённого изучения экономической науки в рамках социально - экономического профиля профессиональной подготовки в ССУЗах или ВУЗах.


Планируемые результаты:

  • стимулирование профессионального самоопределения, формирование интереса к будущей деятельности, связанной с экономикой и бизнесом,

  • развитие способностей к предпринимательству;

  • участники получат базовые знания об экономическом и юридическом аспекте предпринимательской деятельности, навыки «рождения» бизнес идеи, ее презентации;

  • знания о возможностях развития малого предпринимательства на южной территории Красноярского края.

Состав образовательной команды






Ф.И.О.

Профессиональное образование

Должность по основному месту работы

Опыт работы

Позиция на школе

1

Байков Сергей Геннадьевич

юрист

Директор МОБУ «Русская школа»

11 лет

Лектор, тренер

2

Петрова Татьяна Ивановна

Преподаватель общетехнических дисциплин, учитель технологии и предпринимательства, психолог по работе с кадрами

учитель

25 лет

Лектор, тренер

3



Педагог-психолог







Тренер

4


Экономист (бухгалтер)







Лектор, эксперт

5




Специалист ПФР







Лектор, эксперт

6




Специалист ФНС







Лектор, эксперт

7




Специалист службы занятости населения







Лектор, эксперт

8




Предприниматель







эксперт

9




Предприниматель







эксперт


Перечень основных содержательных блоков

  1. Экономический.

  2. Юридический.

  3. Психологический.

  4. Предпринимательство в Красноярском крае.

Каждый тематический блок раскрывает отдельный аспект предпринимательской деятельности: экономический, юридический, психологический аспект предпринимательской деятельности, а так же особенности развития предпринимательства на территории Красноярского края.

В экономическом блоке рассматриваются такие вопросы как функции предпринимательства, виды и формы предпринимательской деятельности, формы планирования и особенности менеджмента организации. Отдельно рассматривается вопрос о поиске новых бизнес идей, оценки их конкурентоспособности на рынке, а также оценки рисков подобной деятельности.

В юридическом блоке освещаются правовые аспекты предпринимательские деятельности. Рассматриваются вопросы о системе и источниках права, видах и иерархии правовых норм, особенностях и сфере действия норм гражданского права, правила о действии норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Освещены вопросы реализации правовых норм, основные способы толкования норм права и разрешения правовых коллизий.

Проанализированы так же преимущества и недостатки различных форм предпринимательской деятельности, особенности правового правового положения предусмотренных законов организационно-правовых форм юридических лиц, правила создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.



В психологическом блоке рассматриваются вопросы успешности предпринимателя, особенности межличностных отношений в области предпринимательства, мотивация к предпринимательству, экономическое поведение успешного предпринимательства, способности и навыки предпринимателя. Ставится вопрос о важности человека как главного ресурса в предпринимательской деятельности. При этом рассматривается вопрос о необходимости учитывать индивидуально-психологические особенности сотрудников, партнеров, конкурентов.

В практическом блоке отдельно освещаются вопросы культуры и этики предпринимательства, делового этикета. Рассматриваются особенности переговоров с представителями разных наций (с учетом национальных особенностей и культуры).
Перечень требований к условиям осуществления программы школы

1. Наличие не менее 2 классных комнат на 15 посадочных мест.

2. Аудитория (актовый зал), рассчитанный на размещение 30 учеников.

2. Наличие мультимедийного оборудования: компьютер (ноутбук), проектор, экран, колонки.

3. Учебная комната должна быть оборудована доской.

4. Доступ к компьютерам, желательно с выходом интернет для учащихся.


Формы и критерии оценки учащихся


Вид контроля

Критерии

Баллы

информационное сообщение

Активность, грамотная речь, аргументация

5

Тестирование

правильность ответов

15

Дискуссия

обоснованность решения (вывод)

5

Ролевые (деловые) игры

выделение смысловых блоков

10

Отчет о работе в мини группе

Четкость изложения результатов работы группы, конструктивная критика

10

Бизнес-план (текстовый вариант)

соблюдение предложенной структуры, наличие исследования рынка потребителей, инновация и её обоснование

20

Презентация бизнес-плана

всесторонний анализ ситуации, продуктов деятельности

25




 Всего

100 



Примерная смета расходов

Материалы

Количество

Цена

Тиражирование раздаточного материала

35 экз

3500

Канцелярские товары

Бумага для принтера 1 уп.

ватман 14 листов,

маркеры 7 шт,

фломастеры 7 уп.,

цветная бумага 7 уп.,

клей-карандаш 7 шт.






Призы для победителей

10

10000

Заработная плата педагогов (без степени)

3 человека




Заработная плата специалистов

4 человека




Материалы для мастер классов
















ИТОГО:

???


Учебно-тематический план



Наименование разделов/ тем

Базовые понятия и краткое содержание

Формы деятельности

Количество часов

Теория

практика

МОДУЛЬ 1 (1 сессия)

Общие основы организации предпринимательской деятельности


  1. 1

Правила работы Школы

1.Правила работы Школы

2.Потребности участников

3.Предприниматель и его деятельность


Тренинг знакомства, анкетирование на «входе»




2



Предпринимательство как особый вид ресурсов

Особенности предпринимательского ресурса. Зарождение российского предпринимательства. Предпринимательские династии. Социальная ответственность, благотворительность и меценатство в истории российского предпринимательства.

Лекция, доклад, дискуссия «Зачем создаются фирмы?»

1,5

1,5



Условия осуществления предпринимательской деятельности

Предпринимательская идея. Средства производства. Предпринимательский капитал. Источники формирования капитала: заем, кредит, банковский

кредит, ссуда. Инвестирование. 4 фактора предпринимательской активности: идея, технология, средства производства и капитал.



Лекция специалиста службы занятости населения, анализ ситуационных задач

1

2



Субъекты предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность субъектов: организатор производственного процесса; потребитель, партнер, государство, наемные специалисты.

Деловая игра

1

2



Объекты предпринимательской деятельности

Понятие товара, стоимость товара. Жизненный цикл товара: выход товара на рынок, рост, зрелость, старение.

Маркетинговые исследования. Управление качеством. Товарный знак и знаки обслуживания.



Лекция, работа в группах, моделирование проблемных ситуаций

1

2



Организационно-правовые формы предпринимательства

Понятие, признаки предприятия,

его название, выбор организационно-правовой формы. Предпринимательское право.



Лекция специалиста юриста, анализ ситуационных задач

1

2



Организация и регистрация нового предприятия

Индивидуальное предпринимательство. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Лекция специалиста ФНС, тестирование

1,5

1,5



Планирование в предпринимательской деятельности

Рынок и план. Основные принципы планирования. Методы и этапы планирования. Стратегическое и оперативное планирование. Назначение и структура бизнес-плана.

Лекция с элементами эвристической беседы

2

1



Предпринимательство: возможные формы партнерских связей. Договор в предпринимательской деятельности

Виды сделок и порядок их оформления.

Общие понятия о предпринимательском договоре.



Беседа, тренинг,
анализ ситуационных задач

0,5

2,5

МОДУЛЬ 2. Экономические аспекты предпринимательской деятельности



Основной капитал

Правовое положение имущества предприятия. Состав имущества предприятия. Материальные и нематериальные активы.

Лекция, работа в группах

1

2



Оборотный капитал

Понятие и сущность оборотного капитала (оборотных средств). Состав и структура оборотного капитала. Источники формирования.

Лекция, работа в группах

1

2



Персонал предприятия. Труд и заработная плата

Трудовые ресурсы: сущность и состав. Процесс формирования кадров предприятия. Государство, профсоюзы, работодатели и заработная плата. Сущность и формы заработной платы.

Семинар, анализ ситуационных задач

1

2



Издержки производства и реализации. Цена

Понятие и состав издержек производства и обращения. Структура и классификация затрат. Смета затрат и калькуляция – формирование себестоимости продукции. Ценообразующие факторы.

Лекция, работа в парах, моделирование проблемных ситуаций

1

2



Финансовые результаты деятельности предпринимательской организации

Доход предприятия, его сущность и значение. Прибыль. Рентабельность и факторы, влияющие на повышение ее уровня.

Семинар

1

2



Налогообложение предпринимательских организаций

Организация налогообложения в РФ. Налог на прибыль. Налогообложение имущества предприятий и организаций. Платежи за природные ресурсы. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог с продаж. Таможенные платежи.

Лекция специалиста ФНС

2

1



Основы бухгалтерского учета

Виды хозяйственного учета. Бухгалтерский учет как информационная система. Базовые принципы бухгалтерского учета. Понятие, состав, значение финансовой бухгалтерской отчетности

Лекция экономиста (бухгалтера) и практическая работа

1

2

МОДУЛЬ 3. Разработка бизнес-плана



Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности

Виды планирования.

Риски предприятия.

Алгоритм проектирования.


Лекция, презентация

1

2

Малый бизнес - малыми затратами

Мастер-класс от предпринимателей




2



Методические

рекомендации

по написанию бизнес-плана


Структура бизнес-плана

Лекция, презентация, индивидуальные консультации



1

2






Содержание разделов




4



Психология в предпринимательской деятельности

1. Тайм-менеджмент и стресс-менеджмент в деятельности предпринимателя.

Тренинг




2

2. Формирование имиджа предпринимателя

Семинар-тренинг




1



Психология успешного предпринимателя

1.Мотивация предпринимательства

Семинар

1

1

2. Характеристика успешного предпринимателя

тренинг




1



Деловой этикет

1.Самопрезентация

тренинг




2

2.Деловой этикет в переговорах с представителями разных наций.

Интерактивное занятие




2



Презентация бизнес-планов



Конференция






4




Итого

19,5

52,5




72

Содержание

МОДУЛЬ 1. Общие основы организации предпринимательской деятельности

  1   2

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа межмуниципальной интенсивной школы для учащихся 10-11классов "основы предпринимательской деятельности"

Скачать 479.17 Kb.