Скачать 326.44 Kb.
Дата30.11.2017
Размер326.44 Kb.

Программа магистерской подготовки



Объемные требования по дисциплине

«История и методология науки о физической культуре и спорте»
Исторический аспект

  1. Дошедшие до наших времен идеи античных мыслителей о физической культуре.

  2. Основные положения системного подхода в современной общенаучной

методологии. Опыт его применения в исследовании физической культуры.

  1. Исследования в традиционных отраслях естественных наук, оказавшие существенное влияние на становление научных взглядов на физическую культуру в ХVIII – первой половине XIX века.

  2. Значение «первого закона» - закона упражнения Ж. Б. Ламарка и открытие «эффекта суперкомпенсации» А.А. Ухтомским для осмысления средств физического воспитания.

  3. Глобальное противоречие взглядов на доминирующее методическое направление физического воспитания в различных регионах мира в первый период новой истории.

  4. Значение возобновления Олимпийских игр в преодолении расхождений национальных систем физического воспитания.

  5. Значение взаимодействий тенденций дифференциации и интеграции отраслей научного познания для формирования теории физической культуры.

  6. Исторические вехи в разработке теории адаптации. Ее значение для теории физической культуры.

  7. Особенность отношения к физической культуре западных и восточных религиозных культов в средневековый период.

  8. Первые научно-исследовательские труды монографического характера, целостно обобщающие знания о физическом воспитании.

  9. Системы физических упражнений, доминировавшие в континентальной Европе в эпоху Возрождения и в первой половине новой истории.

  10. Исторические предпосылки становления общей теории физической культуры. Время появления первых публикаций по этой отрасли научного знания.

  11. Становление знаний о прикладных аспектах физической культуры до новоисторического времени.

  12. Начало научно-исследовательской разработки конкретной проблематики «производственной» физической культуры.

  13. Возникновение и исторические вехи формирования понимания военно-прикладной значимости физической культуры.

  14. Возникновение представлений об оздоровительном эффекте физической культуры. Не устаревшие мысли Ювенала, Галена, Авиценны и других античных мыслителей об оздоровительной ценности рациональной двигательной активности.

  15. Расцвет преимущественно «гимнастических» систем в физической культуре Европы XVI-XIX в.в., их типовые особенности в различных европейских странах.

  16. Общая теория физической культуры как профилирующая научно-образовательной дисциплина. Основные современные познавательные публикации по данной дисциплине.

  17. Роль П.Ф.Лесгафта и А.Д.Новикова в разработке отечественной науки о физическом образовании и воспитании.

  18. Опыт строительства единой общенародной системы физической культуры и спорта в обществе, основы её базиса.

  19. Единые программно-нормативные основы системы физического воспитания и всенародного физкультурно-спортивного движения, их суть и исторические примеры введения.

  20. Перерастание теории спортивной тренировки в общую теорию спорта: причина и суть такого перерастания.

  21. Первые монографии по общей теории спорта. Основные проблемные «блоки», охватываемые в современных монографиях по теории спорта.

  22. Исторический этап выделения из традиционных познавательных дисциплин естественно-научного и гуманитарного характера ряда отраслей, избирательно ориентированных на познание различных сторон физической культуры и спорта и связанных с ними явлений.

  23. Причины усиления интеграционной тенденции в развитии науки, начиная со второй половины ХХ века, её выражение в сфере научных знаний о физической культуре и спорте.

  24. Конструктивные идеи и методические установки, рожденные во времена античного спорта, не утратившие поныне своего значения.

  25. Исторические предпосылки возникновения профессионализма в спорте и современные формы профессионального спорта.

  26. Особенности развития знаний о физической культуре и спорте до появления и с появлением исследовательских дисциплин, ориентированных специально на познание физкультурной и спортивной практики.

  27. Факторы международных отношений, обусловившие резкое возрастание конкуренции на мировой спортивной арене в ХХ веке.

  28. Актуальные потребности научно-исследовательской рационализации состояния физической культуры и спорта в нашем отечестве на современном историческом этапе.

Методологический аспект

  1. Уровни современной методологии научного познания, их место при исследовании физической культуры, спорта.

  2. Эволюция взглядов на физическую культуру и спорт в средневековые времена и в эпоху возрождения.

  3. Требования историко-логического подхода при исследовании физической культуры.

  4. «Парадокс целостности» как проявление интегративного познавательного подхода, примеры его использования в исследованиях явлений физической культуры, спорта.

  5. Суть модельного подхода при исследовании явлений физической культуры, спорта.

  6. Значение законов классической формальной логики для корректного осмысления явлений физической культуры.

  7. Суть проблемной ситуации, являющейся предпосылкой постановки научно-исследовательской проблемы.

  8. Правила постановки исследовательской проблемы.

  9. Правила конкретизации исследовательской гипотезы в форме следствий

из нее, поддающихся измерительной проверке (операционной конкретизации).

  1. Использование в рационализации физкультурной и спортивной практики кибернетического подхода, включая использование принципа

«черного ящика».

  1. Сущность модельного подхода в исследовании явлений физической культуры.

  2. Правила соблюдения первого закона классической логики при описании явлений физической культуры.

  3. Смысл экспериментальной проверки гипотезы в исследовании.

  4. Методы выявления проблемной ситуации в исследованиях физкультурной практики.

  5. Различия реальной и потенциальной, корректно и некорректно поставленной проблемы в исследованиях физической культуры и спорта.

  6. Экспертные оценки как способ выявления проблемной ситуации в исследованиях физической культуры, спорта.

  7. Опросные методы в их современных модификациях, используемые при исследовании проблем физической культуры, спорта.

  8. Классификационная группировка методов научного исследования, используемых в решении проблем теории и методики физической культуры и спорта.

  9. Характеристика методов наблюдения (в том числе тестирующего), используемых в исследованиях физической культуры, спорта.

  10. Характеристика разновидностей экспериментальных методов, используемых в исследованиях физической культуры, спорта.

  11. Логически последовательные этапы развертывания любого конкретного целостного научного исследования (общая сжатая характеристика).

  12. Типичный комплекс исследовательских методов, применяемых на первом этапе развертывания исследования.

  13. Типичный комплекс исследовательских методов, применяемых на втором этапе развертывания исследования по проблематике физической

культуры, спорта.

  1. Методы, преимущественно применяющиеся на завершающем

(«выводном») этапе исследования.

  1. Основания для умозаключений и резюмирующих суждений в процессе и в результате исследования, критерии их достаточности.

  2. Выявление причинно-следственных связей и отношений как главный объект познания в целостном исследовании явлений физической культуры и спорта.

  3. Методологическое требование восхождения от абстрактного к конкретному в исследовании физической культуры, спорта.

  4. Условия экстраполяции за пределы исследованного выводов, полученных в результате отдельных исследований по проблемам физической культуры и спорта.

  5. Современные методы математической статистики, адекватно применяемые в исследованиях по проблемам физической культуры и спорта.

  6. Условия обеспечения прикладной ценности исследований для физкультурной и спортивной практики.


Перечень вопросов для экзамена по дисциплине

«История и методология науки о физической культуре и спорте»
Исторический аспект

  1. Идеи античных мыслителей о физической культуре. Конструктивные положения и методические установки античного спорта, не утратившие поныне своего значения.

План ответа:

Характеристика непреходящих идей античных мыслителей, отобразивших

роль явлений ФКиС как факторов полноценного развития индивида, упрочения и сохранения здоровья, подготовки подрастающих и взрослых поколений к жизненной практике, предугадавших и отметивших незаурядную роль физической культуры и спорта в комплексе социальных отношений и обеспечении благосостояние общества. Концептуальные и методические достижения в античной Греции по формированию средств, методов и организационных форм физического воспитания и спорта.


  1. Особенность отношения к физической культуре западных и восточных религиозных культов в средневековый период.

План ответа:

Противоречивое влияние различных сторон средневековой культуры (в частности, религиозных культов Запада и Востока) на отношение к физической культуре и на ее состояние. Продуктивные элементы в ней, выражающие творческие тенденции, (тщательная разработка приемов боевых единоборств и методики освоения их, отлаживание комплексов психосоматических упражнений типа индийской йоги и китайского ушу и др.).




  1. Естественнонаучные исследования, оказавшие существенное влияние на становление научных взглядов на физическую культуру в ХVIII - XIX веках и в начале ХХ века. Значение «первого закона» - закона упражнения Ж. Б. Ламарка и открытие «эффекта суперкомпенсации» А.А. Ухтомским.

План ответа:

Развитие научно-предпосылочных, теоретико-прикладных и методических знаний, значимых в сфере физической культуры и спорта в новой истории (XVIII век - первая половина ХХ века).

Факторы и условия, влиявшие на ускорение развития физической культуры, спорта и познавательно-рационализирующей деятельности в их сфере в XVIII - XIX веках и особенно в ХХ веке (становление и развитие социально-экономических формаций различного типа, назревание и развертывание научно-технической революции, радикальные изменения условий жизненной среды, расширение международных культурных связей и другие). Неуклонно усиливавшееся воздействие на это стремительного общего прогресса науки. Значимость в этом отношении научных результатов, полученных в рамках традиционных наук в основном в XIX -XX вв., такими исследователями как: Ж. Ламарк, А. Ухтомский, Ж. Бюффон, Г. Селье, И. Павлов и др.);


  1. Первые научно-исследовательские труды, целостно обобщающие знания о физическом воспитании. Роль последующих работ П.Ф.Лесгафта и А.Д.Новикова и других авторов в разработке отечественной науки о физическом образовании и воспитании.

План ответа:

Постепенное все более широкое распространение на протяжении новой истории сходных подходов к рационализации способов целенаправленного выполнения действий, входящих в содержание физкультурной и спортивной деятельности, концептуальному осмыслению тенденций развития физической культуры и спорта, разработке методики школьного физического воспитания, общей и прикладной физической подготовки, повседневно-бытовых и рекреативных компонентов физической культуры, специализированной спортивной тренировки. Появление в конце ХIХ - начале ХХ века первых обобщающих трудов научного характера по теории физического воспитания (П. Лесгафт, Ж. Демени и др.). Последующая интенсификация исследовательских разработок в этом направлении, особенно активная в 40-70 годы прошлого века, выразившаяся в созревании общей теории и методики физического воспитания в качестве наиболее интегративной для этого времени профилирующей научно-образовательной дисциплины в системе профессионального физкультурного образования (труды К. Грантыня, А. Новикова, В.Белиновича, Л. Матвеева и других отечественных и зарубежных авторов).




  1. Становление знаний о прикладных аспектах физической культуры. Возникновение и исторические вехи формирования понимания трудовой и военно-прикладной значимости физической культуры.

План ответа:

Взгляды историков и теоретиков ФКиС на роль физических упражнений, физического воспитания и физической культуры в целом в деле подготовки контингентов населения и особенно молодежи к производительному труду, к защите государственных и личных интересов. Краткая характеристика работ Л.Куна, Н.И.Пономарева, В.В.Столбова. Историко-логический анализ примеров теоретического осмысления и практической реализации различных форм прикладности физической культуры и спорта, в особенности военной и трудовой профессиональной.




  1. Возникновение представлений об оздоровительном эффекте физической культуры. Не устаревшие мысли Ювенала, Галена, Авиценны и других античных мыслителей об оздоровительной ценности рациональной двигательной активности.

План ответа:

Историко-логический анализ примеров теоретического осмысления и практической реализации различных форм оздоровительной прикладности физической культуры и спорта. Осознание оздоровительной значимости факторов физической культуры древними философами и её актуализация в средние века и в эпоху возрождения просветителями, врачами гигиенистами и педагогами (И. Меркуриалис и др.).




  1. Расцвет преимущественно «гимнастических» систем в физической культуре Европы XVI-XIX вв., их типовые особенности в различных европейских странах.

План ответа:

Краткая характеристика особенностей национальных гимнастических

систем в Европе в XVI-XIX вв. (немецкая, сокольская – славянская, французская, шведская) Основные идеологи и разработчики данных систем, их педагогическая позиция и основополагающие труды. Их влияние на развитие системы физической культуры и на становление теоретико-методических основ

физической культуры и спорта в России.




  1. Общая теория физической культуры как профилирующая научно-образовательная дисциплина. Основные современные публикации по данной дисциплине.

План ответа:

Проявление интегративной тенденции в становлении общей теории физической культуры и общей теории спорта, а также в наметившихся подходах к формированию дисциплин, обобщено отображающих родственные компоненты физкультурно-спортивной реальности (теории игр активнодвигательного характера, теории физкультурно-спортивных единоборств и т.п.) и межнаучных дисциплин комплексного характера на "стыках" ранее обособившихся отраслей традиционных наук, существенных для познания определенных сторон физической культуры и спорта (комплексной кинезиологии, включающей биомеханические, физиологические и некоторые иные аспекты, психопедагогики и других). Официальное введение в систему профессионального физкультурного образования у нас в стране в конце 70-х годов прошлого века теории и методики физической культуры в качестве общепрофилирующей дисциплины (первые программы и учебники, подготовленные Л. Матвеевым с сотрудниками и А. Гужаловский с соавторами).




  1. Перерастание теории спортивной тренировки в общую теорию спорта: причина и суть такого перерастания. Первые монографии по общей теории спорта. Основные проблемные «блоки», охватываемые в современных монографиях по теории спорта.

План ответа:

Перерастание теории спортивной тренировки в последней четверти ХХ века в теорию системы подготовки спортсменов в ее единстве с системой спортивных соревнований, становление общей теории спорта (в разработках Л.Матвеева, В.Платонова, Т.Улатовского с сотрудниками и др.). Расширение проблематики научного обеспечения подготовки к олимпийским играм и другим высокоответственным соревнованиям за рамки спортивной тренировки с охватом проблематики использования разнообразных экзофакторов (внетренеровочных и внесоревновательных факторов) увеличение уровня спортивных достижений, в частности, - воздействий непревычных экологических факторов (горно-климатических и других периодически вводимых внешнесредовых условий), искусственной гипоксии, пищевых добавок и фармакологических препаратов эргогенического и иного характера, других дополнительных средств воздействия на динамику спортивной работоспособности, восстановительные и метаболические процессы в организме спортсмена. Обострение в связи с этим проблемы борьбы с допингом в спорте, появление мрачных прогнозов на перспективы спорта высших достижений и призывов к его гуманизации.


Методологический аспект


  1. Уровни современной методологии научного познания, их место при исследовании физической культуры, спорта.

План ответа:

Конкретизация представлений о соотношении уровней в современной методологии познания: философского, общенаучного и научно-отраслевого. Непреходящая роль материалистической диалектики как философской методологии познания. Усиливающаяся роль современных общенаучных познавательных подходов (системного, структурно-функционального, теоретического моделирования и других) в методологию науки в целом и в методологической ориентации науки о физической культуре и спорте. Неугасающие требования по соблюдению положении классической (формальной) логики. Необходимость органического согласования конкретных отраслевых методологических подходов с общенаучной и философской методологией.



  1. Основные положения системного подхода в современной общенаучной методологии. Опыт его применения в исследовании физической культуры.

План ответа:

Конкретизация представлений о сущности системного подхода и его роли в познании системообразующих факторов, закономерностей построения и функционирования реальных систем, существующих в сфере физической культуры и спорта (систем физического воспитания, систем подготовки спортсменов и других системных объектов), разработке концепций целостных основ управляющей деятельности в этой сфере (планирования, практической реализации планов, контроля), выявлении целостного комплекса связей физической культуры и спорта с иными сторонами социальной действительности в их общей взаимообусловленности.




  1. Требования историко-логического подхода при исследовании физической культуры.

План ответа:

Сущность историко-логического подхода. Философы - основные разработчики подхода в научной деятельности. Основные пользователи данного подхода в различных науках (Ч.Дарвин, К.Маркс, Ф. Энгельс, К. Тимирязев, Л.Выготский и мн. др.). Основные пользователи историко-логического подхода в исследованиях сферы физической культуры и спорта (А.Д.Бутовский, Н.И. Пономарев и др.)




  1. Сущность модельного подхода в исследовании явлений физической культуры, спорта.

План ответа:

Конкретизация представлений о сущности теоретико-познавательного моделирования. Значения и примеры использования в исследовании и прогнозировании явлений, процессов, зависимостей, представленных в сфере физической культуры и спорта, логических, математических, компьютерных и других моделей, в том числе: моделей соотношений между динамикой направленных воздействий (в частности, тренеровочных нагрузок), осуществляемых в процессе базовой физкультурной или спортивной деятельности, и динамикой морфо-функциональных изменений, происходящих в организме под влиянием предъявленных воздействий, модельных прогнозов вероятных изменений комплексных показателей развития физической культуры в обществе или регионе (показатели изменения числа вовлекаемых в физкультурную и спортивную движение, материально-технического и финансового обеспечения этого движения и т.д.) и т.д.




  1. Суть проблемной ситуации, являющейся предпосылкой постановки научно-исследовательской проблемы. Методы выявления проблемной ситуации в исследованиях физкультурной практики. Правила постановки исследовательской проблемы.

План ответа:

Проблемные ситуации, характерные для современного состояния науки о физической культуре и спорте, источники возникновения проблемных ситуаций различного рода, псевдопроблемные и действительно проблемные ситуации. Пути выявления проблемной ситуации. Профессиональная эрудиция исследователя, возможно широкое и доскональное освоение им мировой специальной литературы и других источников информации о состоянии избранного объекта исследования, практические контакты с ним как условия верного выявления реальной проблемной ситуации и постановки проблемы исследования. Требования к составлению профессионально квалифицированного аналитического обзора проблемной ситуации и состояния проблемы, поддающейся исследовательскому решению.




  1. Экспериментальные методы и методы наблюдения в их современных модификациях, используемые при исследовании проблем физической культуры, спорта.

План ответа:

Совершенствование методов наблюдения и экспериментальных методов. Ценность их для получения объективной информации о явлениях, процессах, зависимостях и отношениях, подлежащих научному исследованию в сфере физической культуры и спорта, вместе с тем ограниченные возможности экстраполяции данных, получаемых этими методами, за пределы исследованных случаев. Интенсивное усовершенствование методики наблюдений и экспериментов, проводимых в этой сфере, и оснащения их современной исследовательской аппаратурной и оборудованием (в том числе автоматизированными, компьютеризированными и кибернетизированными устройствами), позволяющими радикально улучшить надежность получаемых исследовательских данных, их углубленность и экстренность получения без помех для естественного течения исследуемых процессов. Расширенное использование исследовательских форм организации физкультурной и спортивной практики по типу естественного эксперимента - проверки опытом практики в исследовательски подконтрольных условиях.




  1. Характеристика опросных методов, используемых в исследованиях физической культуры, спорта.

План ответа:

Совершенствование опросных методов получения информации. Оценка их эвристических возможностей и вероятности информационного "зашумления" при их использовании. Современные способы преодоления субъективных искажений информации, получаемой методами анкетирования, интервьюирования, экспертных опросов. Появление нового математического аппарата оперирования с неопределенными ("размытыми") множествами, пригодного для корректной обработки данных, полученных опросными методами. Значимость их при выявлении проблем науки о физической культуре и спорте, особенно в ситуациях, когда существует дефицит печатной и иной информации.




  1. Смысл экспериментальной проверки гипотезы в исследовании. Характеристика разновидностей экспериментальных методов, используемых в исследованиях физической культуры, спорта.

План ответа:

Адекватный выбор средств и методов проверки гипотезы (через верификацию ее следствий с вероятной заменой их) применительно к поставленным задачам и реальным условиям выполнения исследования. Требования по предварительной проверке пригодности средств и методов исследования для решения намеченных в нем задач, достоверности данных, получаемых при использованием тех или иных средств и методов, и степени точности получаемых с их помощью данных. Различие фактических материалов, привлекаемых для проверки гипотезы в эмпирических и теоретических исследованиях. Перевод первичной информации, получаемой при сборе фактического материала, во вторичную информацию (фактологию). Критерии достаточности выборки материалов для подтверждения или опровержения гипотезы исследования. Тактика дальнейшего развертывания исследования в случае опровержения отдельных или всех выдвинутых следствий гипотезы




  1. Логически последовательные этапы развертывания любого конкретного целостного научного исследования (общая сжатая характеристика).

План ответа:

Конкретизация положений логики и технологии построения исследования

Выявление проблемной ситуации, постановка проблемы, формулирование рабоче6й гипотезы; сбор и обработка основного фактического материала, эмпирическая проверка гипотезы; результирующая разработка основных теоретических положений.


  1. Условия обеспечения прикладной ценности исследований для физкультурной и спортивной практики.

План ответа:

Существенные черты технологии развертывания общего обсуждения добытых в исследовании и обзорно использованных в нем научных данных, их интерпретации, истолкования, объяснения, концептуальной разработки. Требования к научной корректности формулирования итоговых выводов, их соответствию пределам доказательности фактов, добытых в исследовании, и аргументации, выдвигаемой в нем. Условия допустимой экстраполяции выводов из исследования за пределы конктерного раздела действительности рассмотренной в нем.


ЛИТЕРАТУРА

Основная литература - официальные учебники и материалы

  1. Введение в теорию физической культуры (учебн. для спец. вузов). - М.: ФиС, 1983 и М.: РГАФК, 2002 / часть 1-я учебника Теория и методика физической культуры/

  2. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2015 года //- публикация в журн. "Спорт для всех" М.: 2001, №1

  3. Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020. – М.: Физическая культура и спорт, 2009

  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры /учебн. для спец. вузов/. -М.: Физическая культура и спорт, 1991

  5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /учебн. для спец. вузов/. - М.: Известия, 2005

  6. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". - Терра спорт, 2007



Литература к историко-логическому разделу программы

  1. Дюпперон Г.А. Теория физической культуры. - Ленинград: Время, 1925 /в 3-х кн./, 1930.

  2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982.

  3. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. - М.: ФиС, 1952-1954 /в 5 томах/.

  4. Матвеев Л.П. Вопросы формирования общей теории физической культуры // Общественные науки - М.: Академия наук, 1980, №3.

  5. Матвеев Л.П. Что такое "Спорт для всех?". // В кн. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - М.: Известия, 2001.

  6. Очерки по теории физической кульутры. - М.: ФиС, 1984.

  7. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. - Киев: Олимпийская литература, 1994 /1-я книга/, 1997 /2-я книга/.

  8. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970.

  9. Столбов В.В. с соавт. История физической культуры. - М.: ФиС, 2000.


Литература к методологическому разделу программы

  1. Антология исследований культуры. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997, том 1.

  2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - Наука, 1973.

  3. Ванштейн Б.А. Систематика, Классификация и числовая таксономия. - Журн. общей биологии, 1972, т.33, №2, с. 139-146.

  4. Введение в философию /учебн. для вузов/. - М.: Политиздат, 1989, часть 2-я.

  5. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. – М.: Физкультура и спорт, 2007.

  6. Заде Л.А. Размытые множества и их применение в распознавании обзоров и кластер-анализе. - В кн. Классификация и кластер. - М.: Мир, 1980.

  7. Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. - М.: ФиС, 1969.

  8. Матвеев Л.П. Методологические предпосылки и методы исследования в теории физической культуры // В кн.: Введение в теорию физической культуры. - М.: ФиС, 1983 и в одноименной первой части книги Теория и методика физической культуры. - М.: РГАФК, 2002.

  9. Матвеев Л.П. Об этике и методологии диссертационного творчества // Теория и практика физической культуры, 1997, №5, с. 5-12.

  10. Проблемы философии культуры. - М.: Мысль, 1984.

  11. Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1977 / и последующие издания/.

  12. Физиологическое тестирование спортсменов высокого класса /перевод с английского/. - Киев: Олимпийская литература, 1998.

ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К разделУ

«Наиболее интегративная проблематика»


  1. Какие из современных проблем науки о физической культуре и
    спорте являются наиболее интегративными (требующими предельно це­лостного объединенного подхода)?

  2. Почему со временем не теряет своего значения историко-логический анализ генеральных тенденций развития физической культуры, спорта и сопряженных с ними исследовательских знаний?

  3. Какие научно-прикладные проблемы модернизации системы фи­зической культуры и спорта у нас в стране возникли в связи с недавно
    произошедшими и происходящими в ней общесоциальными преобразова­ниями (социально-экономическими, демографическими и другими)?

  4. В чем видится принципиальное значение для научного определе­ния перспектив совершенствования системы физической культуры и
    спорта углубленного исследования закономерностей, связывающих, с одной стороны, многолетнюю динамику физкультурной деятельности на
    протяжении индивидуальной жизни и, с другой стороны, динамику жиз­ненных свойств организма в онтогенезе?

  5. Как конкретизируется в настоящее время проблема исследований
    по усилению оздоровительного эффекта физкультурной и спортивной
    деятельности?

  6. В чем состоит актуальность проблемы исследовательского срав­нительного анализа эффективности традиционных и обновленных компонентов (видов, разновидностей, элементов) физической культуры и спор­
    та, четкой систематизации их и определения, предпочтительных по современным научно-практическим критериям?

  7. В чем заключается значимость развертывания научно-прикладных
    разработок по модернизации программно-нормативных основ системы
    физической культуры и спорта в обществе?

  8. Каковы современные потребности в научной разработке содержания всеобщего физкультурного образования?

  9. В чем выражается современная тенденция к формированию и раз­
    витию новых интегративных научно-образовательных дисциплин в сфере
    физической культуры и спорта?

10. Чем завершились попытки решения проблемы создания меж­дународного понятийно-терминологического аппарата науки о физиче­ской культуре и спорте и есть ли необходимость современного решения этой проблемы?
ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К разделУ

«Проблематика общей теории и методики физического воспитания»




  1. Каковы наиболее крупные проблемные блоки современной общей
    теории физического воспитания (сжатая характеристика)? Какие из современных дидактических и смежных концепций и технологий используются в решении проблем совершенствования методики обучения двига­тельным действиям? (Допустима характеристика их по выбору).

  2. В чем заключается значение теории деятельности и поэтапного
    формирования ее для разработки проблематики оптимизации процесса
    обучения двигательным действиям?

  3. Какое значение для оптимизации последовательности обучения
    двигательным действиям имеет детальное исследование закономерностей
    "переноса" двигательных умений и навыков?

  4. Какое значение для разработки и совершенствования технологии
    обучения двигательным действиям имеют современные концепции и тех­нические устройства, направленные на использование в процессе обуче­ния им срочной сенсорной информации, аппаратурной коррекции и дру­гих факторов "управляющей" среды?

  5. В чем состоит проблема конкретизации и углубления исследовательских данных о возможностях избирательно-направленного воздействия в процессе физического воспитания на развитие так называемых фи­зических качеств индивида и о комплексном эффекте таких воздействий?

  6. Чем обусловлена актуальность проблемы точного выявления соотношений эффектов воспитания основных физических качеств индивида,
    достигаемых уровнем их развития, и оздоровительного эффекта физиче­ского воспитания (выраженного в состоянии и динамике здоровья)?

  7. Каковы современные аспекты проблемы научно-прикладных разработок, направленных на взаимосвязанное усиление оздоровительного
    эффекта физкультурной двигательной деятельности и других факторов
    оздоровления?

  8. В чем состоит проблема исследовательского уточнения данных об
    объекте направленных воздействий в процессе физического воспитания на
    так называемые физические качества индивида и сопряженные с ними
    способности, о возможностях и закономерностях их развития под воздей­ствием многолетнего физического воспитания?

9. Чем характеризуются современное состояние и проблемы дальнейшей разработки методики воспитания собственно силовых способностей и комплексных способностей с выраженной силовой компонентой?

  1. Чем характеризуются современное состояние и проблемы даль­нейшей разработки методики воспитания скоростных способностей?

  2. Чем характеризуются современное состояние и проблемы дальнейшей разработки методики воспитания выносливости?

  3. Чем характеризуются современное состояние и проблемы даль­нейшей разработки методики воспитания двигательно-координационных
    способностей?

  4. Чем характеризуются современное состояние и проблемы дальнейшей разработки методики направленного воздействия на гибкость тела, осанку и другие свойства телосложения?

  5. В чем состоит значение современных научно-исследовательских
    данных о соотношении процессов адаптации и развития организма для
    совершенствования технологии развертывания процесса физического
    воспитания?

  6. В чем суть проблем четкого определения допустимых пределов
    варьирования содержания и форм построения многолетнего физического
    воспитания, его проектирования и контроля?

  7. Какие проблемы актуальны в аспекте дальнейшего исследования
    основ оптимизации структуры физического воспитания в рамках закономерных его циклов (микро-, мезо- и макроциклов)?

  8. В чем состоит актуальность проблемы исследовательской оптимизации содержания и форм базового общеобязательного курса физиче­ского воспитания (прежде всего в учреждениях образовательно-воспитательного типа, функционирующих на государственных началах)?


ПРОГРАММА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

«Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта»
Психологический блок

Объемные требования

1. Психологические особенности тренировочной деятельности и приемы, влияющие на снижение эмоционального напряжения, возникающего в ходе тренировок.

2. Спортивная психодиагностика: цель и задачи ее применения в спортивной практике.

3. Характеристика психологических основ физической и технической подготовке в спортивной деятельности.

4. Предмет психологии спорта и ее взаимосвязь с другими науками.

5. Психологические основы формирования личности в физическом воспитании.

6. Современный взгляд на психологическую характеристику спорта как вида деятельности и его социальные функции.

7. Понятие о спортивной команде как о малой социальной группе.

8. Проблема тревожности в спорте.

9. Психические состояния в спортивной деятельности.

10. Учет индивидуальных свойств нервной системы при работе со спортсменами.

11. Психологическая подготовка спортсмена и тренера в конкретному соревнованию.

12. Индивидуальные свойства личности спортсменов и их проявления в спортивной деятельности.

13. Современный взгляд на проблему психорегуляции и ее применение в физкультурно-спортивной деятельности.

14. Психологические особенности формирования и совершенствования двигательных навыков.

15. Психическое развитие детей посредством занятий спортом и физической культурой

16. Психологическая характеристика деятельности и личности преподавателя физической культуры и тренера
ВОПРОСЫ к экзаменУ
Вопрос 1. Психологические особенности тренировочной деятельности и приемы, влияющие на снижение эмоционального напряжения, возникающего в ходе тренировок.

План ответа:

Спортивная тренировка (СТ), цель СТ, психологические особенности тренировочного процесса.

Психическое напряжение. Общие признаки психического перенапряжения. Профилактика хронического психического перенапряжения спортсменов.

Вопрос 2. Спортивная психодиагностика: цель и задачи ее применения в спортивной практике.

План ответа:

Психодиагностика как область психологической науки и форма психологической практики.

Психодиагностика в спорте.

Группы методик психологических измерений в спорте.


Вопрос 3. Характеристика психологических основ физической и технической подготовке в спортивной деятельности.

План ответа:

Общая психологическая подготовка (ОПП), цель ОПП, задачи.

ОПП к соревновательной деятельности.

ОПП к тренировочной деятельности.

Представление движений.

Программирукющая функция, регулирующая функция, тренирующая функция.


Вопрос 4. Предмет психологии спорта и ее взаимосвязь с другими науками.

План ответа:

Психология физической культуры и спорта- специальная отрасль психологической науки.

Задачи психологии физической культуры и спорта.

Место психологии физической культуры и спорта в системе психологических наук. Психология ФКиС. Спортивная практика.


Вопрос 5. Психологические основы формирования личности в физическом воспитании.

План ответа:

Знание личности спортсмена для педагогических и психологических методов воздействия и совершенствования методов управления и руководства спортсменами в различных видах спортивной деятельности.

Развитие спортсмена как индивида. Личность спортсмена.

Воспитание - высший вид формирования личности. Процесс воспитания.


Вопрос 6. Современный взгляд на психологическую характеристику спорта как вида деятельности и его социальные функции

План ответа:

Спорт как вид деятельности. Психомоторика - как функциональная взаимосвязь различных психических процессов с движениями и деятельностью человека.

Стремление спортсмена к совершенствованию в избранном виде спорта (необходимость овладения совершенной техникой выполнения физических упражнений) и достижению наивысших результатов в нем.

Наличие спортивной борьбы. Наличие ярко выраженного стресса.

Взаимосвязь психологических особенностей личности спортсмена (волевых, интеллектуальных, эмоциональных и др.) с успешностью спортивной деятельности.

Взаимодействие участников спортивной деятельности. Общение (коммуникация).


Вопрос 7. Понятие о спортивной команде как малой группе.

План ответа:

Малая группа. Основной признак группы.



Спортивная команда - как реальная малая группа, в рамках которой осуществляется спортивная деятельность. Признаки спортивной команды:

1.Численность.

2.Общегрупповая цель.

3.Сплоченность.

4.Автономность.

5.Дифференцированность и структурность.

Психологический климат спортивной команды.
Вопрос 8. Проблема тревожности в спорте.

План ответа:

Тревога как со­стояние. Причины неуверенности. Чувство сомнения. Переживания страха. Тревога «связанная», вызываемая определенными внешними объектами, «разлитая», вызываемая внутренними стимулами и сохраняющаяся длительное время.


Вопрос 9. Психические состояния в спортивной деятельности.

План ответа:

Предсоревновательные психические состояния спортсменов.

Предстартовые состояния и их характеристика. Виды предсоревновательных психических состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия и состояние самоуверенности.

Психические состояния спортсменов в учебно-тренировочном процессе («монотония», «психическое пресыщение»).

Эмоциональная адаптация (ЭА) и эмоциональное пресыщение (ЭП).

Состояние «угрозы отказа», «отрицание», «агрессия» ; «компромисс», «апатия», «отказ». Состояние «мертвой точки»


Вопрос 10. Учет индивидуальных свойств нервной системы при работе со спортсменами.

План ответа:

Свойства нервной системы. Свойства нервной системы в зависимости от вида спортивного амплуа. Выраженность типологических особенностей свойств нервной системы у представителей разных видов спорта (Е.П.Ильин,2001)

Особенности проявления темперамента в спорте. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Вопрос 11. Психологическая подготовка спортсмена и тренера в конкретному соревнованию.

Общие психологические особенности соревнования.

Негативное влияние эмоциогенных факторов соревнований. Причины, влияющие на уровень развития спортивного стресса: масштаб соревнований, личная значимость соревнований, состав участников соревнований, подготовленность спортсмена, особенности вида спорта и соревновательных упражнений, психологический климат, организация соревнований, отношение и поведение зрителей, психологические особенности личности спортсменов.

Предсоревновательные психические состояния спортсменов

Виды предсоревновательных психических состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия и состояние самоуверенности.

Характеристика предстартовой лихорадки и предстартовой апатии спортсмена, боевая готовность.

ОБС - физический компонент, эмоциональный компонент, мыслительный компонент.
Вопрос 12. Индивидуальные свойства личности спортсменов и их проявления в спортивной деятельности.

План ответа:

Свойства личности - тревожность и эмоциональная устойчивость в связи с успешностью спортивной деятельности .

Тревожность, как черта личности. Закон Йеркса-Додсона.

Эмоциональная устойчивость как свойство личности. Невротизм. Спортсмен с высоким уровнем невротизма характеризуется выраженной чувствительностью, впечатлительностью, раздражительностью, что является неблагоприятным условием для достижения стабильно высоких результатов.

Индивидуальный стиль деятельности и типологические особенности личности спортсмена. Понятие «стиль». Индивидуальное своеобразие спортсменов.

Группы стилей спортивной деятельности.


Вопрос 13. Современный взгляд на проблему психорегуляции и ее применение в физкультурно-спортивной деятельности

План ответа:

Психическая саморегуляция – как воздействие человека на самого себя.

Два основных направления: самоубеждение (воздействие на самого себя с помощью логических доводов) и самовнушение (беспрекословная вера, способная действовать на сознание как бы в обход логике).

Методы саморегуляции: простейшие, комплексные.

Аутогенная тренировка (АТ) и ее сущность. Идеомоторная тренировка (ИТ).


Вопрос 14. Пограничные психические состояния.

План ответа:

Механизм образования доминантных реакций и психических состояний. Невротические реакции и состояния. Роль бессознательного в образовании пограничных состояний.



Вопрос 15. Теория измерения и анализа психических состояний.

План ответа:

Принципы детерминации и развития психики в построении систем измерения и анализа состояний. Компоненты состояния и регистрация их проявлений в жизнедеятельности. Субъективные и объективные методы измерения психических состояний. Принцип зоны оптимального реагирования. Биоритмология - элемент анализа психических состояний.


Вопрос 16. Регуляция психических состояний.

План ответа:

Теория психической саморегуляции. Внешние и внутренние факторы саморегуляции. Доминанта и установка как факторы регуляции психических состояний. Ауто и гетерорегуляция. Гипноз. Среда обитания как фактор управления состоянием.


Вопрос 17. Методы и технология измерения психических состояний.

План ответа:

Методы измерения мотивации, тревоги, отношений. Методы измерения вегетативного баланса, энергопотенциала. Методы измерения сенсомоторного, психомоторного и когнитивного контроля. Методы измерения пограничных состояний.
Вопрос 18. Методы регуляции психических состояний.

Аутотренинг как базовый метод СР. Ментальная тренировка. Медитация. Дыхательные упражнения.Методы воздействия цветовой средой. Воздействие музыкой и ритмом. Нейролингвистическое программирование. Йога. Биоэнергетика. Биологические активные добавки.


Вопрос 19. Психологические особенности формирования и совершенствования двигательных навыков.

План ответа:

Двигательный навык. Три стадии процесса формирования двигательного навыка в спорте - начальное разучивание, углубленное детализированное разучивание, закрепление и совершенствование действия.


Вопрос 20. Психическое развитие детей посредством занятий спортом и физической культурой

План ответа:

Общие особенности развития. Развитие психических функций под влиянием специальных упражнений.

Два способа совершенствования психомоторных функций и познавательных психических процессов: включение разнообразных физических упражнений (игровых, циклических, скоростно-силовых, сложно-технических и др.), непосредственно связанных с протеканием и специфическим проявлением тех или иных психических процессов; специальное развитие ведущих двигательных качеств.
Вопрос 21. Психологическая характеристика деятельности и личности преподавателя физической культуры и тренера

План ответа:

Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре.

Ее основное содержание.

Деятельность преподавателя по физической культуре.

Три группы условий деятельности:


  1. Психическая напряженность.

  2. Физическая нагрузка (наличие физических напряжений).

  3. Внешнесредовые факторы.

Компоненты профессионального мастерства учителя ФК:

  1. Педагогическая направленность.

  2. Знания (эрудиция) и умения учителя физической культуры.

3. Профессионально-значимые качества.

4. Авторитет.


Рекомендуемая литература (основная)

  1. Алексеев А.В. Преодолеть себя. // А.В.Алексеев. - М.: Физкультура и спорт , 2003.

  2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. // Г.Д. Горбунов. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

  3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие// Под ред.проф А.О.Прохорова. – СПб:Речь. 2004.

  4. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы закономерности. //А.О.Прохоров.– М.:ПЕР СЭ,2005.

  5. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. // В.Ф. Сопов. - М.: Академический проект, 2005.

  6. Сопов В.Ф. Психология разрешения конфликта в спортивной команде.// В.Ф. Сопов.- Самара: СГПУ, 2000.

  7. Основы психофизиологии экстремальной деятельности. Курс лекций //

Под ред. А.Н. Блеера М.: Академия, 2008.

  1. Сопов В.Ф Психологический контроль за индивидуальным состоянием в напряженной профессиональной деятельности. Методические указания //

В.Ф.Сопов.- М.: ИПК РГУФК. 2004.

  1. Сопов В.Ф. Психическая регуляция и биоритмы в спорте высших достижений.

  2. Журнал Спортивный психолог. Спец. выпуск.// В.Ф. Сопов. - М.: РГУФК, 2003.

  3. Сопов В.Ф. Методы исследования психофизиологического состояния в спорте.

  4. Методические указания. // В.Ф. Сопов. - М.: ИПК РГУФК. 2004.

  5. Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена.// Р. Найдиффер. - М.: Физкультура и спорт , 1979.

  6. Некрасов В.П., Худадов Н.А. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов.// В.П.Некрасов, Н.А. Худадов и др. - М.: Физкультура и спорт , 1987

  7. Родионов А.В. Психофизиологический тренинг// А.В.Родионов.- М.:1997.

  8. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. // Е.Н. Сурков.- М.: Физкультура и спорт, 1984.