Скачать 169.09 Kb.
Дата04.05.2018
Размер169.09 Kb.
ТипПрограмма

Программа летнего отдыха учащихся



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор школы

______ /В.И.Мартемьянов./

___ __________2015г



Программа

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ 2015 ГОДА
«ЛЕТО-2015»


Актуальность программы
Каникулы - свободное от учебных занятий время - в своей совокупности составляют третью часть года и имеют исключительное значение для развития воспитания и образования детей и подростков . Каникулы - это личное время ребенка, которым он имеет право распоряжаться , а его содержание и организация - актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь педагогов неоценима. Известно, что все дети по своей природе талантливы, и развитие природных задатков зависит от того, как учителя организуют их жизнь и деятельность .

Каникулярный отдых - социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности интенсивного общения детей и педагогов в этот период . Кроме того, педагогически организованный летний отдых может компенсировать определенное отставание активных форм познавательного развития детей и подростков . (коллективных , игровых и т.д.).

Под организацией воспитательного процесса в школе понимается обосновательная система действий педагогов, направленная на упорядочение целостных выборов совместной деятельности его субъектов и на патриотическое воспитание школьников .

Теоретический анализ понятия «воспитательный процесс» позволяет выявить ряд сущностных характеристик, наиболее значимых при разработке программы летнего отдыха детей.

Во – первых, воспитательный процесс во время летних каникул представляет собой не прямое воздействие на ребенка, а отражает уровни социального взаимодействия различных субъектов индивидуальных, групповых и социальных институтов воспитания (школа, семья, друзья и т.д.).

Во – вторых, содержание и характер взаимодействия групп и личностей в воспитательном процессе обусловлены социальными ценностями, представлениями о нормах совместной жизнедеятельности. Идеи, заложенные в содержании воспитательного процесса, определяют также отношения детей и педагогов к окружающему миру, к самим себе.

Главное в программе - не конкретные знания, умения, а существенные компоненты развивающейся личности направленность интересов, мотивы ребенка; опыт общения и анализ отношений к себе, людям, миру, природе, познание себя, самореализации, ведущие потребности, индивидуальные проявления и т.д.

Программа деятельности - не самоцель, а одно из средств помощи ребенку в социальном становлении, показатель роста каждого ребенка в той или иной деятельности .

Специфика программного обеспечения организации жизнедеятельности учителя в летний период заключается в возможности создания условий для формирования активной позиции ребенка с учетом его жизненного опыта и обогащения этого опыта через предоставление возможности выбора собственных средств для самообразования .

Особенностью программного обеспечения летнего отдыха детей является осуществление организации отдыха и занятости детей в приоритетном порядке из многодетных, неполных и малообеспеченных семей.

  Летом образовательное учреждение не должно завершать своё педагогическое воздействие на учащихся. Школа должна непосредственно принимать активное участие в организации летнего отдыха детей. Это обусловлено существующими проблемами:

1. Наличие детей, относящихся к «группе риска» и требующих особого внимания: дети, стоящие на учёте, из неблагополучных семей, опекаемые, дети из малообеспеченных семей.

2. Рост численности правонарушений и проявлений асоциального поведения среди детей и подростков.

3. Неумение детей организовать полезный и интересный досуг.

4. Нежелание детей заниматься спортом и укреплять своё здоровье, что приводит к ещё большему снижению уровня здоровья и физического развития учащихся.

Лето – период, благоприятный для разрешения многих проблем. Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей независимо от учебной успеваемости самого ребенка. Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций. Летом в рамках ОУ дети могут свободно общаться, удовлетворять свои интересы, развивать способности, поправлять свое здоровье, отбросить усталость, накопленную за учебный год.


 Целевое назначение Программы:
Программа «Лето» ориентирована на обеспечение социальной защищенности и оздоровления учащихся МБОУ «Сарсаз-Багряжская ООШ, развитие способности к творческому самовыражению в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

Программа направлена на развитие у учащихся навыков здорового образа жизни, самообразования, творческого потенциала.



Программа направлена на удовлетворение потребностей:


  • Школы - в создании условий для воспитания здорового подрастающего поколения;

  • Детей и подростков - стимулирующих развитие познавательных интересов, разносторонних способностей и творческих проявлений личности;

  • Родителей - в обеспечении условий для максимального вовлечения учащихся в цикл оздоровительно- досуговых мероприятий, в создании комфортных условий отдыха;

  • Общества - в реализации Программы развития, направленной на формирование личности, способной к продуктивной деятельности в сфере производства, культуры, общественных отношений.


Основания для разработки программы
• Конвенция о правах ребенка

• Конституция РФ

• Закон РФ «Об образовании»

• Закон РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

• «Санитарно-эпидемиологические правила. Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ.

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН «Требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных учреждений отдыха и оздоровления детей»

 

Цели: организация занятости учащихся в период летних каникул, создание условий для оздоровления, отдыха и личностного развития учащихся, профилактика беспризорности и безнадзорности в летний период.
Задачи:

- совершенствование форм и содержания отдыха;

- оздоровление детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, укрепление физического и психического здоровья;

- создание условий для самореализации личности ребенка, проявления активной жизненной позиции, развитие чувства коллективизма;

- развитие творческих способностей детей;

- патриотическое воспитание учащихся;

- развитие форм детского туризма и краеведения;

-оказание психолого - педагогической и социальной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.


Реализация Программы организации занятости учащихся в период летних каникул 2015 года охватывает всех учащихся школы с 7 до 15 лет.
Сроки реализации программы:
15.04. - 31.08.2015 год.
В основу программы положены педагогические принципы:

 - Принцип природосообразности. Принимать ребенка таковым, каков он есть. Все дети талантливы, только надо его найти и развивать.

- Принцип целостности. Все виды деятельности должны быть целостны, системны.

- Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

- Деятельный подход . В деятельности изменяются , укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе - растет самоуважение .

- Личностно - ориентированный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности , бережное отношение к его мыслям, чувствам .

- Возрастной подход. Подростковый возраст - период самоутверждения, самоопределения поиска ценностей, пристального вглядывания в самого себя.

От чего мы отказываемся в работе:

 - От излишнего увлечения массовыми мероприятиями, не ориентированными на личность ребенка.

- От неразумной политизации, тоталитарных традиций .

- От авторитарных школьных традиций принуждения.



- От отживших, не интересных детям, формальных видов и форм деятельности.
Формы реализации программы

Формы работы

Теоретического плана

Практического плана

лекции

прогулки

беседы

викторины

обзоры

презентации

экскурсии

игры

интернет-ресурсы

соревнования

 

видеоролики


Основные формы организации летнего отдыха детей летом 2015 года


Форма организации

Время проведения


Класс

Количество человек

Школьный лагерь с дневным пребыванием детей


Июнь (1-25)

1- 6

15 чел.

Работа на пришкольном участке


Июнь-июль

5-8

26 чел.

Работа площадки кратковременного пребывания


Июль-август

1-5

10 чел.

Работа спортплощадки на территории школы


Июнь-август

1-9

30 чел.

Сбор лекарственных трав

Июнь-август

1-9

15 чел.


Этапы реализации программы
1. Организационно-подготовительный (15.04. -15.05.2015 г.)

- изучение интересов детей и их родителей, учет результатов работы в предыдущем сезоне;

- выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей;

- подбор кадров для работы с детьми;

- подготовка материальной базы;

- проведение инструктивно-методических совещаний;

- координация деятельности с различными ведомствами, организациями;

- создание нормативно-правовой базы реализации программы.


2. Непосредственное проведение летней оздоровительной кампании (01.06-25.08.18) согласно плану мероприятий по реализации программы, плана работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

- работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Сказка»

- работа экологического отряда (в течение лета)

- работа площадки кратковременного пребывания (июль)

- организация трудовой практики (июнь-август)

- работа школьной библиотеки (июнь, август)


3. Итогово – аналитический (25.08. - 30.08.2013 г.)

- подведение итогов летней оздоровительной кампании;

- анализ работы лагеря;

- выявление инновационных подходов.

 

Ожидаемый результат:

В течение лета 2015 года в школе всеми формами труда и отдыха будет занято 100 % учащихся школы.

15 ребят отдохнут в лагере дневного пребывания «Сказка» (7-13 лет).

Пройдут трудовую практику - 26 чел. (5-8 классы),

Посетят площадку кратковременного пребывания на базе ДК - 20 чел

В течение лета учащиеся смогут посещать спортивную площадку, примут участие в играх, организованных на школьной площадке.

Критериями эффективности отдыха будут служить:

- улучшение показателей физического здоровья детей;

- отсутствие роста числа правонарушений несовершеннолетними;

- 100- % охват организованным отдыхом всех детей;

- удовлетворенность отдыхом детей со стороны детей и родителей (анкетирование).

- привлечение к участию в организации отдыха детей организаций, что выразится:

в дополнительном финансировании летнего отдыха из внебюджетных источников;

в совместных мероприятиях (общие досуговые мероприятия, туристические походы, др.);

- уровень развития навыков самоорганизации и самоуправления;
Обеспечение выполнения Программы:


  1. Методическое:

    • Разработка целевых мероприятий и подпрограмм;

    • Диагоностика летнего оздоровления и занятости учащихся;

    • Разработка требований и Положений к проведению

оздоровительных мероприятий;

    • Подготовка нормативно - правовой базы;

    • Создание банка данных о занятости учащихся и их оздоровлении в летний период.

  1. Кадровое:

летней кампании;

  • составление графика летних отпусков сотрудников с учетом

обеспечения предполагаемых форм летней занятости учащихся;


  1. Материально- техническое:

  • Укрепление материально- технической базы пришкольного

оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, пришкольных спортивных площадок, трудовых бригад;

  • Развитие базы дополнительного образования учащихся.


Координация и контроль за реализацией Программы:

Координация и контроль за реализацией Программы возложены на зам.директора по УВР Данилину Л.Н. :



  • Анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы «Лето - 2015»;

  • Осуществляет организационное, методическое, информационное обеспечение Программы;

  • Координирует взаимодействие заинтересованных ведомств, учреждений, общественных организаций по развитию и совершенствованию летней оздоровительной компании;

  • Информирует административный и педагогический совет о ходе реализации Программы «Лето - 2015».

 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ



по реализации программы летнего отдыха

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Изучение запросов учащихся и родителей по организации труда и отдыха летом.

Март-апрель

Классные руководители

2.

Совещание при директоре по организации летней оздоровительной кампании в школе

Апрель

Директор школы




Проведение заседания пед.совета по организации и проведению летнего отдыха, оздоровления и занятости учащихся.







3.

Формирование кадрового состава летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы

Апрель-май

Директор школы

4.

Издание  приказа по школе о проведении летней кампании

Май

Директор школы

5.

Проведение организационных мероприятий по подготовке договоров об обслуживании школы в летний период

Май

Директор школы

6.

Разработка нормативных документов по обеспечению безопасности учащихся в период летней оздоровительной кампании 2015

Май

Директор школы

7.

Разработка инструкций, памяток по ТБ, ППБ, действиям в ЧС для организаторов летнего отдыха и занятости учащихся.

Май

Директор школы

8.

Составление графиков работы на пришкольном участке

Май

Зав.учебно-опытным участком Григорьев Н.П.

9.

Составление информационных стендов, отражающих всевозможные формы летней занятости и оздоровления учащихся школы, для учащихся и родительской общественности.

Май-август

Начальник лагеря,

Зам.директора по УВР



10.

Обеспечение лагерей дневного пребывания, спортивных площадок лекарственными и дезинфицирующими средствами, уборочным инвентарем.

Май

Директор школы

11.

Подготовка документов для прохождения педколлективом школы необходимого медицинского осмотра для организации работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Апрель

Директор школы

12.

Разработка  программы деятельности летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей

Май

Начальник лагеря

13.

Утверждение плана и направлений работы летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей

Май

Начальник лагеря

14.


Проведение родительских собраний по вопросам организации летнего отдыха, занятости и оздоровления учащихся в летний период.

Май

Зам.директора по УВР

15.

Проведение в летнем оздоровительном   лагере с дневным пребыванием детей тематических мероприятий по вопросам предупреждения правонарушений и зашиты прав несовершеннолетних.

Июнь

Начальник лагеря

16.

Участие учащихся школы в районных развлекательных, познавательных, соревновательных программах в летний период.

В течение лета

Зам.директора по УВР

17

Организация контроля и летнего отдыха учащихся из социально- неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей, опекаемых учащихся.

Июнь-август

Классные руководители

18.

Организация  работы органов самоуправления в летний период

В течение лета

Зам.директора по УВР

19.

Проведение оздоровительных мероприятий

В течение лета

Зам.директора по УВР

20.

Подведение итогов работы в летний период

Сентябрь

Зам.директора по УВР

                                

Основное содержание программы


№ п/п

Направление

Дата

Форма реализации

На что направлена

 

1


 

Трудовое



 

1.06.-30.08.



 

Трудовая практика



Воспитание у ребят активной жизненной позиции и ответственности за свои действия;

отработка знаний, умений, полученных на уроках;

привитие умений и навыков работы по сохранению окружающей среды;

формирование культуры общения с природой, воспитание любви к Малой Родине



 

2


 

Оздоровительное



 

1.06.-30.08



 

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

Загородные лагеря

Спортивная площадка

 


Оздоровление учащихся;

пропаганда ЗОЖ и воспитание ответственности за свое здоровье.



 

3


 

Досуговое



 

01.06-30.08.



 

Разновозрастные отряды.

 


Духовно – нравственное воспитание;

отработка отдельных элементов туризма, отработка знаний, умений, полученных на уроках;

формирование коммуникативных качеств;

занятость ребят группы «риска», стоящих на ВШУ.



Оздоровительное направление

Сроки реализации – 1.06.15 – 30.08.15.
Мероприятия

Мероприятия

Цель

Сроки

Руководитель

Личное первенство «День бегуна»

Развитие спортивных качеств, укрепление здоровья, развитие сотрудничества

июнь

Начальник лагеря

Зам.директора по УВР



Спортивная игра «Русская лапта»

июнь

Соревнования «Летающий мяч»

июнь

Спортивный праздник

один раз в месяц

Подвижные игры

в течение лета

«День здоровья»

один раз в месяц

 «Поход на родник» (однодневный)

июнь

 
Направление трудовое

Сроки реализации – 1.06.15 – 30.08.15.
Мероприятия

Мероприятия

Цель

Сроки

Руководитель

Ремонтные работы в кабинетах

Благоустройство школы и школьной территории. Подготовка школы к новому учебному году. Применение навыков полученных  на уроках.

август

Классные руководители

Ремонт спортивного зала

август

Директор школы

Работа на пришкольном участке.

июнь-август

Зав.участком

Генеральная уборка кабинетов

июнь

Классные руководители

Уход за цветами (поливка, прополка, рыхление)

июнь-август

Зав.участком