Скачать 159.46 Kb.
Дата12.01.2018
Размер159.46 Kb.
ТипПрограмма курса

Программа курса «Ритмическая гимнастика»





Пояснительная записка
Данная программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Программа курса «Ритмическая гимнастика» составлена на основе пособия М.Л. Украна, А.М. Шлемина «Гимнастика», Москва, «Физическая культура и спорт», 1977 г.

Программа курса «Ритмическая гимнастика» рассчитана на один год - 16 часа. Проводится по 1 занятию в неделю по 1 часу. Данная программа предназначена для занятий с девочками 14-17 лет.

Программа курса «Ритмическая гимнастика» призвана сформировать у обучающихся 14-17 лет устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, научить ребят управлять своими движениями.

Ритмическая гимнастика – одно из основных средств физического воспитания девочек. Программа по ритмической гимнастике направлена на развитие именно тех двигательных качеств и навыков, которые необходимы для укрепления здоровья и повышения работоспособности учащихся. Помимо развития специальных умений и навыков, программа по художественной гимнастике формирует, также, общеучебные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные.

В процессе занятий по ритмической гимнастике изучаются комбинации упражнений с обручем, лентой и скакалкой, мячом, танцевальные движения. Выполняя упражнения под музыку, учащейся развивают слух и чувство ритма, совершенствуя себя в физическом и эстетическом отношении.

Движение является одним, из основных условий жизнедеятельности организма, вместе с тем, к периоду полового созревания потребность в двигательной активности резко снижается. По этому стоит очень важная задача – поддерживать и активизировать эту потребность с помощью средств физической культуры, в том числе, художественной гимнастики. В школьную программу по гимнастике в 5-7 классах включены упражнения всех групп основной гимнастики (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения с предметами, прикладные упражнения, прыжки простые и опорные, акробатические упражнения), таким образом, курс художественной гимнастики для учащихся 13-17 лет раскрывает темы, не изучаемые на уроках физической культуры.

В подростковом возрасте продолжается морфофункциональное созревание различных органов и систем. Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий в особенности ассоциативных областей коры, играющих важнейшую роль в осуществлении психофизиологических функций. Яркий эмоциональный окрас движений художественной гимнастики в сочетании с музыкальным сопровождением благотворно влияет на психическое состояние занимающихся. Различные ассоциативные представления, лежащие в основе большинства гимнастических движений, позволяют развивать творческое мышление.

Программа данного курса создаёт условия для творческой самореализации личности ребёнка, укрепления психического и физического здоровья, приобщения занимающихся к культуре общества.



Цели и задачи.

Цели:

  1. Содействовать укреплению здоровья обучающихся с помощью упражнений художественной гимнастики.

  2. Содействовать эстетическому развитию детей 14-17 лет.

  3. Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся.


Задачи:

  1. Сформировать общие представления о художественной гимнастике.

  2. Обучить комплексам физических упражнений с предметами и без них.

  3. Научить обучающихся самостоятельно сочинять и ставить гимнастические упражнения, подбирать музыкальное сопровождение.



Ожидаемый результат.
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Традиционная и нетрадиционная гимнастика», излагать сведения об истории возникновения и эволюции гимнастики. Владеть элементами акробатики, приемами, строевыми упражнениями, техникой упражнений с предметами и без них. На завершающем спортивном празднике демонстрировать самостоятельно подготовленные мини программы по художественной гимнастике.

Учебно-тематический план.


№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Теория


Практика


1.

Основы знаний.

1

1




2.

Строевые упражнения и фигурная маршировка.

5

1

4

3.

Упражнения у опоры.

5

1

4

4.

Элементы акробатики.

9




9

5.

Упражнения с предметами.

5

2

3

6.

Правила составления гимнастических комбинаций.

6

4

2

7.

Комбинации художественной гимнастики.

5

1

4

Итого:

36

10

26


Содержание программы.

1. Основы знаний –2 часа

а) Виды гимнастики

б) История гимнастики, эволюция гимнастики

в) Приёмы самомассажа. Традиционные и нетрадиционные виды гимнастики. Гимнастика эллинской культуры, агонистика. Дыхательная гимнастика, лечебная, ритуальная. Гимнастика Германии. «Сокольская» система гимнастики.



2. Строевые упражнения и фигурная маршировка – 5 часа

- строевой шаг;

- приставной шаг;

- шаг галопа;

- переменный (русский шаг);

- шаг польки;

- высокий шаг;

- мягкий шаг;

- пружинящий шаг;

- тройной шаг;

- вальсовый шаг;

- скрещивающийся шаг.

3. Упражнения у опоры – 5часов

- волна;


- пружинящие движения;

- махи ногами;

- наклоны;

- упражнения развивающие мышцы живота.



4. Элементы акробатики – 9часов

- кувырки;

- перекаты;

- перевороты;

- стойки.



5. Упражнения с предметами – 5часа

- упражнения с мячом:

а) упражнения с малыми теннисными мячами;

б) упражнения со средним резиновым мячом;

в) танцевальные движения с мячом (полка с малым мячом).

- упражнения со скакалкой:

а) «Качалочка»;

б) вращение скакалки;

в) танцевальные движения со скакалкой;

- упражнения с обручем:

а) вращение обруча;

б) перебрасывание, подбрасывание;

в) прыжки через обруч;

г) стойки и равновесие с обручем;

д) позы.

- упражнения с лентой:

а) Волна;

б) взмахи;

в) повороты;

г) прыжки;

д) наклоны;

е) танцевальные шаги;

ж) фигуры лентой.

6. Правила составления гимнастических комбинаций – 6 часа

- составление программы;

- подбор музыкального сопровождения.



7. Комбинации художественной гимнастики –5часов

- практические самостоятельные занятия;

- демонстрация индивидуальных комбинаций.



Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

В рамках содержания первого раздела занимающиеся получают знания о видах гимнастики, истории её создания и эволюции, узнают о традиционных и нетрадиционных видах гимнастики, знакомятся с гимнастикой эллинской культуры, агонистикой. Занимающиеся получают начальные знания о «Сокольской» системе гимнастики в Германии. Занятия проходят в виде бесед с занимающимися, рассказа преподавателя, работы с дополнительной литературой. Начальные приемы самомассажа изучаются на практическом занятии.

Практический материал курса художественной гимнастики изучается с применением целого ряда методов: рассказ педагога, беседа с занимающимися, наблюдение, показ упражнения, объяснение техники, методы целостного и расчленённого обучения, игровой метод.

На занятиях по художественной гимнастике в основном используется игровой метод. Обширный набор простейших движений, развивающих в первую очередь координационные, музыкально-пластические способности, танцевальность, гибкость, используются при изучении разделов программы 2-5.

Основными средствами являются элементы хореографии (у опоры), элементы историко-бытовых танцев (полька, галоп, вальс), простейшие акробатические движения, наиболее естественные формы действия с предметами (скакалка, мяч, обруч). Физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Наибольшее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости, координационных способностей. Большое значение придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Техническая подготовка охватывает в основном раздел «школьных» элементов, простейших соединений. Наглядность в обучении имеет важное значение. Обучение носит в основном коллективный характер.

При изучении разделов программы 6-7 применяется игровой метод и самостоятельная форма обучения. Самостоятельная форма обучения применяется при выполнении домашних заданий (утренней гимнастики, дополнительных заданий для развития того или иного качества). Игры применяются для воспитания физических качеств, танцевальности, ритмико-пластических способностей (музыкальные игры), развивают фантазию, творческие способности занимающихся




Материально-техническое оснащение:

  • Спортивный зал;

  • Маты гимнастические;

  • Обручи;

  • Ленты гимнастические;

  • Мячи резиновые;

  • Скакалки;

  • Звукозаписывающая, звуковоспроизводящая аппаратура;

  • Аудиокассеты;

  • Форма для занятий;

  • Конь гимнастический;

  • Бревно гимнастическое.


Список используемой литературы.


  1. Б. Собинов Путь к красоте (о художественной гимнастике). «Молодая гвардия»,

  2. 1964 г.

  3. В.М. Смолевский, Б.К. Ивлиев. Нетрадиционные виды гимнастики. - Москва, «Просвещение», 1992 г.

  4. Л.И. Латохина. Хатха- Йога для детей: книга для учащихся и родителей. - Москва, Просвещение», 1993 г.

  5. М.Л. Украна, А.М. Шлемина. Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. - Москва, «Физическая культура и спорт», 1977 г.

  6. Т.С. Лисицкая. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ.

  7. - Москва, «Физкультура и спорт», 1982 г.

  8. А.П. Колтановский. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий населения по месту жительства, выпуск 2.

  9. - Москва 1989 г.

  10. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.

  11. З.И. Кузнецова. Физическая культура в школе. Методика уроков в IV-VIII классах.

  12. - Москва, «Просвещение», 1972 г.

  13. Г.А. Колодницкий. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры: метод. пособие. - Москва, Дрофа, 2003 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________А.М. Спекторский

«_______»__________2016 год

Календарно - тематическое планирование



Дата

Название темы

Тип подго-

товки

К – во часов

Приме-чание

1




Виды гимнастики.

Комплекс упражнений.




Теор.
ОФП

1
1



2




История гимнастики, эволюция гимнастики.

Техника выполнения шагов



Теор.

Техн.


1

1





3




Приёмы самомассажа

Комплекс упражнений


Теор.


Техн

1

1





4




Традиционные и нетрадиционные виды гимнастики

Строевой шаг

Комплекс упражнений


Теор.

Техн


1

1





5




Дыхательная гимнастика. ритуальная

Комплекс упражнений



Теор.

Техн.


1

1





6




Гимнастика эллинской культуры, агонистика Приставной шаг;

Комплекс упражнений



Теор.
Техн.

1

1




7




Гимнастика Германии.

Строевой шаг

Комплекс упражнений


Теор.

Техн


1

1





8




Гимнастика лечебная.

Строевой шаг;

Комплекс упражнений


Теор.

Такт.


1

1





9




Гимнастика ритуальная.

Приставной шаг;

Комплекс упражнений


Техн.

1

1





10




«Сокольская» система гимнастики.

Шаг галопа;

Комбинация шагов.


Техн.

1

1





  1. 8

11




Переменный (русский шаг);

Комбинация шагов под музыку.



Техн.

2




12




Шаг польки;

Комбинация шагов под музыку



Техн.

2




13




Высокий шаг;

Комбинация шагов.



Техн.

2




14




Мягкий шаг;

Комбинация шагов под музыку



Техн.

2




15




Пружинящий шаг;

Комбинация шагов под музыку



Техн.

2




16




Тройной шаг;

Комбинация шагов под музыку



Техн.

2





17




Вальсовый шаг;

Комбинация шагов под музыку



Техн.

2




18




Скрещивающийся шаг.

Комбинация шагов под музыку



Техн.

2




19




Волна;

Комплекс упражнений


Техн.


2





20




Пружинящие движения;

Комплекс упражнений



Техн.

2




21




Волна. Пружинящие движения;

Комбинация упражнений под музыку.



Техн.

2




22




Волна. Пружинящие движения;

Комбинация упражнений под музыку.



Техн.

2




23




Махи ногами;

Комплекс упражнений



Техн.

2




24




Наклоны;

Комплекс упражнений



Техн.

2





25




Махи ногами; Наклоны;

Комбинация упражнений под музыку.



Техн.

2




26




Махи ногами; Наклоны;

Комбинация упражнений под музыку.



Техн.

2




27




Упражнения развивающие мышцы живота.

Комплекс упражнений



Техн.

2



28






Волна. Упражнения развивающие мышцы живота.

Комбинация упражнений под музыку.



Техн.

2



29





Волна. Упражнения развивающие мышцы живота.

Комбинация упражнений под музыку.



Техн.

2




30




Комбинации изученных элементов . (танец под музыку)

Техн.

2




31




Комбинации изученных элементов . (танец под музыку)

Техн.

2




32




Комбинации изученных элементов . (танец под музыку)

Техн.

2




33




Элементы акробатики

Техн.

2




34




Кувырок вперед (поводящие упражнения). ОРУ

Техн.

2




35




Кувырок вперед (поводящие упражнения (поводящие упражнения.).ОРУ

Техн.

2




36




Кувырок вперед в группировке.ОРУ

Техн.

2