Скачать 324.78 Kb.
Дата11.06.2019
Размер324.78 Kb.
ТипПрограмма

Программа коррекционной работы доу для детей с ограниченными возможностями здоровья



Программа коррекционной работы.

2.6 Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности.

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в ДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:



  • с нарушением слуха (слабослышащие);

  • с нарушением зрения (слабовидящие);

  • с тяжелыми нарушениями речи;

  • с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);

  • с задержкой психического развития;

  • с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

В настоящее время родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения образования своим ребенком. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОВЗ в общеразвивающих ДОУ.

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей с ОВЗ, является актуальной.


Особенности развития детей с ОВЗ представлены в примерной основной образовательной программе «Успех» (проект основной образовательной программы «Успех», под редакцией руководителя авторского коллектива – Н.В. Фединой,/М: Просвещение, 2015) - 22 стр.
Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет и обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

В МБДОУ воспитываются 3 ребенка с ОВЗ, 1 ребенок имеют статус «ребенок-инвалид». Один ребенок с ВАР левой кисти и предплечья, 2 ребенка с тяжелыми нарушениями речи (недостаточная сформированность речевых средств, дизартрия).

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может препятствовать освоению образовательной программы. К данной категории относятся и дети-инвалиды, нуждающиеся в специально организованном образовательном пространстве.

Цель коррекционной работы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении основной общеразвивающей программы дошкольного образования.

Задачи коррекции:


  • Своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;

  • Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОО;

  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей физического и (или) психического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического комиссии);

  • Разработка и реализация индивидуальных адаптированных программ и планов коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии;

  • Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;

  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, правовым, социальным и другим вопросам.


Общие принципы (для всех детей с ОВЗ) и частные принципы коррекции представлены в программе «Успех» - 118-120 стр.
Программа коррекции включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают ее содержание.
Концептуальный модуль.
Определяет стратегию построения индивидуальной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого- педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум.

Его главная задача: реализация индивидуального образовательного маршрута и оказание коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи ПМПк сопровождения:

- установление контакта с родителями;

- коррекция речевых нарушений;

- развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков ребёнка;

- установление психологической защищённости ребёнка;

- подготовка ребёнка к школе;

- выбор оптимальных методов, приёмов.

ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии.

В ПМПк входят:

- заведующий МБДОУ № 62 Алексеева Л.А.

- председатель ПМПК старший воспитатель Коновалова О.В.

- учитель-логопед Блинова И.В.

- учитель – логопед Даровских Т.В.

- педагог – психолог Аникина Е.В.

- врач – педиатр Зайкина Т.В.


Участниками комплексного сопровождения являются:

- воспитатель

- родитель (законный представитель)

- учитель-логопед

- педагог- психолог

- педагоги дополнительного образования

- медицинские работники.
Диагностико - консультативный модуль.

Данный модуль направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня развития ребенка. Реализация этого модуля обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк): образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе педагога-психолога, учителя-логопеда, старшего воспитателя, медицинской сестры, присутствия одного из родителей ребенка (законного представителя). В задачи консилиума входят: изучение состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности), — педагогическое изучение.

Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, когда ребенок поступает в группу, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами дошкольного образовательного учреждения. Каждый из участников ПМПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю.

Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: определяется прогноз развития ребенка, выявляются трудности при освоении ООП, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции и развитию данного ребенка на следующий период коррекционной работы.

Система мероприятий по обследованию и диагностике развития, представленная в таблице, позволяет изучить уровень актуального развития ребёнка с ОВЗ, установить возможные причины нарушений, сделать заключение и определить перспективы развития ребёнка.


Изучение ребёнка.

Содержание работы

Где и кем выполняется работа.

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья.

Изучение медицинской документации: история развития ребёнка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние ребёнка; изменения в физическом состоянии (рост, вес и т.д.), нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипичные и навязчивые движения); утомляемость, состояние анализаторов.



Медицинский работник, учитель- логопед

педагог-психолог

воспитатель.

Наблюдения на занятиях, в игровой деятельности, прогулках и т.д.

Обследование ребёнка врачом.

Беседы с родителями, анкетирование.



Психолого-логопедическое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.
Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объём, работоспособность.
Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.
Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика;

Речь.



Педагог- психолог.

Наблюдение за ребёнком в разных видах деятельности. Тестирование. Беседы с ребёнком, родителями.


Учитель-логопед.

Наблюдение за речью ребёнка на занятии и в свободной деятельности. Обследование речи ребёнка.





Коррекционно-развивающий модуль.
Основываясь на результатах комплексной диагностики и оценки уровня психофизического развития ребенка, данный модуль обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждений нарушений в развитии, своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Коррекционно-развивающий модуль включает:

-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-

развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,

познавательной и речевой сфер;

-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

коммуникативной компетенции.

Эффективность в коррекционной работе может быть достигнута в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса (учитель- логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования изо, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, медицинская сестра, медицинская сестра ФТО) при условии совместного планирования работы. Каждый педагог в непрерывной непосредственно образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи.


Основные этапы психологической коррекции, осуществляемые педагогом – психологом.

Виды трудностей

Направления работы

Содержание работы

Ответственные

Тяжелая адаптация детей к условиям ДОУ

Диагностический блок
Профилактический блок
Просветительский блок
Коррекционно-развивающий

Консультативный блок



Наблюдение за детьми, анкетирование родителей, педагогов, мониторинг адаптации, ведение листов адаптации
Групповое родительское собрание, анкетирование родителей, памятка, консультации в уголке для родителей
Участие в родительских собраниях, инд. консультирование родителей и педагогов, информация на сайте ДОУ, в уголке для родителей

Применение адаптационных игр-упражнений, инд. подход к детям разных групп адаптации

Аналитический учет работы
Инд. и групповое консультирование родителей и педагогов по запросу и перспективному плану

Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность)

Участие в ПМПК


Педагог-психолог, воспитатели
Педагог-психолог, воспитатели
Педагог-психолог, воспитатели
Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог



ОВЗ и дети-инвалиды

Диагностический блок

Профилактический блок


Просветительский блок


Коррекционно-развивающий блок

.


Консультативный блок

Наблюдение, диагностика ВПФ, эмоционально-волевой, личностной, социальной, психофизической сферы
Беседы, консультации, выступления на собраниях по вопросу формирования толерантного поведения у родителей, сверстников и педагогов
Инд. консультирование педагогов и родителей
Создание инд. планов и маршрутов работы с детьми, инд. или подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

Аналитический учет работы

Инд. консультирование педагогов и родителей

Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность)

Участие в ПМПК


Педагог-психолог

Педагог-психолог, воспитатели


Педагог-психолог

Педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре, медицинский работник
Педагог-психолог


Гиперактивность,

агрессивное поведение,

тревожность,

нарушения общения,

истерические реакции,

задержка формирования ВПФ

(группа риска)


Диагностический блок

Профилактический блок

Просветительский блок

Коррекционно-развивающий блок


Консультативный блок



Наблюдение, диагностика ВПФ, эмоционально-волевой, личностной, социальной, психофизической сферы
Беседы, консультации, выступления на собраниях по вопросу формирования толерантного поведения у родителей, сверстников и педагогов, информация в уголке для родителей
Инд. консультирование педагогов и родителей, информация на сайте и в уголке для родителей
Создание инд. планов и маршрутов работы с детьми, инд. или подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

Аналитический учет работы


Инд. консультирование педагогов и родителей

Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность)

Участие в ПМПК


Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог, воспитатели


Педагог-психолог


Педагог-психолог, воспитатели, специалисты

Педагог-психолог, воспитатели, специалисты



Основные этапы логопедической коррекции, осуществляемые учителем–логопедом.

Логопедическая работа начинается с определения речевой патологии. Коррекционная работа направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной задачей становится: расширение словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.



Информационно-просветительский модуль

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Информационные мероприятия по данному разделу проводятся в течение учебного года (Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Практические приемы работы с детьми с ОВЗ»).



Специальные условия реализации программы.
Специальные условия реализации и взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе представлены в примерной образовательной программе «Успех» стр. 126 -129.

Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с ОВЗ.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему

квалифицированной помощи разными специалистами;

- системное отслеживание статуса ребенка и динамики его психологического развития (наблюдения, диагностика, взаимосвязь педагога и родителей);

- создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в физическом, психологическом и интеллектуальном развитии.

- составление индивидуальных образовательных программ общего развития и

коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.

В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра.



В таблице представлены направления и содержание работы педагогов и специалистов, оказывающих поддержку детям с ОВЗ. Старший воспитатель ДОУ координирует взаимодействие всех специалистов, осуществляет контроль над их деятельностью.


Должность

Направление работы

Содержание работы

Воспитатель

  • создание доброжелательной и терпимой обстановки в детском коллективе, направленной на развитие межличностных отношений;

  • реализация коррекционных и развивающих задач с учётом структуры дефекта;

  • учёт компенсаторных возможностей детей.




  • укрепляет у детей веру в собственные возможности, способствует активному взаимодействию детей, снимает отрицательные переживания, связанные с недостатками в развитии;

  • взаимодействует со специалистами ДОУ в рамках индивидуальной программы развития;

  • планирует работу с учётом коррекционно-развивающего компонента.

Учитель - логопед

  • проведение в течение года диагностики речевого развития с учётом структуры дефекта;

  • разработка индивидуальной программы развития совместно с педагогами ДОУ;

  • консультирование родителей по использованию эффективных приёмов для работы с ребёнком в домашних условиях;

  • проводит обследование речевого развития с учётом структуры дефекта;

  • проводит индивидуальную или подгрупповую коррекционную работу;

  • способствует созданию единого речевого режима в ДОУ для закрепления результата коррекционной работы.

Педагог - психолог

  • Проведение психологической диагностики;

  • Разработка индивидуальной программы развития совместно с педагогами ДОУ;

  • Консультационная работа с родителями по использованию эффективных приёмов для работы с ребёнком в домашних условиях;

  • Оказание помощи всем участникам коррекционно-образовательного процесса по формированию толерантного отношения в коллективе.




  • Осуществляет психологическую поддержку детям с ОВЗ в адаптационный период;

  • проводит психодиагностическую работу;

  • разрабатывает индивидуальные развивающие и коррекционные программы;

  • проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по эмоциональному и психическому развитию.




Музыкальный руководитель

  • определение содержания музыкальных занятий с учетом диагностики и структуры дефекта;

  • оказание полимодального воздействия на развитие анализаторных систем (развитие музыкального и фонематического слуха, зрительного восприятия музыкальных образов и передача этих образов в движении);

  • участие в работе ПМП консилиума по реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

  • развивает мелодико-интонационную выразительность речи;

  • закрепляет навыки в развитии моторной функции (способствует развитию общей, ручной, пальцевой, моторики, мимики);

  • осуществляет подбор музыко - терапевтических произведений, речевого, певческого материала, адекватного речевому развитию ребёнка;

  • разрабатывает программу изучения и наблюдения за ребенком на музыкальных занятиях.

  • отслеживает динамику развития у ребенка музыкально – ритмических видов деятельности.




Инструктор по физической культуре

  • создание и реализация условий совершенствования физического развития и здоровья детей в разных формах организации двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.).

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка;




  • изучает и развивает двигательную сферу ребенка: (общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, координацию и согласованность движений, смысловую организацию движений, умение выполнять действия по показу и речевой инструкции);

  • проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с учётом особенностей физического и психического развития;

  • использует специальные упражнения, которые способствуют тренировке правильного дыхания, удлиненного выдоха, развитию темпо – ритмической организации;

  • участвует в выборе методов закаливания ребенка с ОВЗ, даёт практические советы родителям и педагогам.

Медицинская сестра


  • реализация комплексного психолого – медико- педагогического подхода к детям с ОВЗ;

  • соблюдение санитарно – противоэпидемического режима;

  • повышение оздоровительного эффекта комплекса мероприятий по укреплению и сохранению физического и психического здоровья.

  • выполняет врачебное назначение;

  • выбирают в совместной деятельности с воспитателем основные методы по закаливанию детей.





Разработка индивидуальных программ

При разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП) необходимо учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы. ИОП представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Эти разделы позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с ребенком с ОВЗ по различным направлениям.

В ДОУ воспитывается 2 ребенка с ОВЗ, которые испытывают трудности в освоении ООП. Разработка индивидуальной образовательной программы на ребенка с ОВЗ реализуется по форме:
«Согласовано» «Утверждено»

Заведующий МБДОУ № 62 Председатель ПМПк МБДОУ № 62


Индивидуальная образовательная программа

ФИ ребенка

Диагноз

Дата рождения



Куратор_____________________________________________________________
Комплексно-диагностический модуль: психолого-педагогическая диагностика

Учитель-логопед:___________________________________________


Направления работы

учителя-логопеда

Цели/задачи

Методики

Дата

Первичная диагностика










Промежуточная диагностика










Итоговая диагностика











Коррекционный модуль. Занятия с учителем-логопедом.





I период

II период

III период

Формирование психологической базы речи (внимание, мышление, память)










Коррекция звукопроизношения (звукоподража

ние, договарива

ние слов)











Развитие фонематических процессов (слухового восприятия)

Подготовка к обучению грамоте












Развитие лексики, связной речи, слоговой структуры слова.










Формирование лексико-грамматических средств языка











Комплексно-диагностический модуль: психолого-педагогическая диагностика

Педагог-психолог:_______________________________________________


Направления работы

педагога-психолога

Цели/задачи

Методики

Дата

Первичная диагностика










Промежуточная диагностика










Итоговая диагностика












Коррекционный модуль. Занятия с педагогом-психологом.





I период

II период

III период

Формирование






















Развитие










Развитие










Формирование











Комплексно-диагностический модуль: психолого-педагогическая диагностика

Воспитатель______________________________________________


Направления работы

воспитателя

Цели/задачи

Методики

Дата

Первичная диагностика










Промежуточная диагностика










Итоговая диагностика












Коррекционный модуль. Занятия с воспитателем.





I период

II период

III период

Формирование






















Развитие










Развитие










Формирование











Комплексно-диагностический модуль: психолого-педагогическая диагностика

Музыкальный руководитель:_______________________________________________


Направления работы

музыкального руководителя

Цели/задачи

Методики

Дата

Первичная диагностика










Промежуточная диагностика










Итоговая диагностика











Коррекционный модуль. Занятия с музыкальным руководителем.





I период

II период

III период

Формирование






















Развитие










Развитие










Формирование












Комплексно-диагностический модуль: психолого-педагогическая диагностика

Инструктор по физической культуре: _______________________________________________


Направления работы

инструктора по физической культуре

Цели/задачи

Методики

Дата

Первичная диагностика

(по результатам наблюдения)












Промежуточная диагностика










Итоговая диагностика












Коррекционный модуль. Занятия с инструктором по физической культуре.





I период

II период

III период

Формирование






















Развитие










Развитие










Формирование









Ознакомлены:


Куратор ПМПк _________________________________________________
Родитель (законный представитель)________________________________
Программно-методическое обеспечение, используемое в процессе организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ.

В процессе реализации коррекционной программы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога и т.д. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического или физического развития по индивидуальному плану целесообразным является использование специальной (коррекционной) программы, пособие для специальных образовательных учреждений.


Программы и методические пособия, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:


Нарушения

Программы, методики

Нарушение интеллектуального развития

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005.


синдром Дауна

«Маленькие ступени». Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии. М.О. РФ Ассоциация Даун Синдром (комплект из 8 книг), Институт Общегуманитарных Исследований. М., 2001

Задержка психического

развития


1. Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.

2.Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г.Шевченко, 1998.

3.О.В. Закревская «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.- М. 2008.


Нарушения зрения

(слабовидящие)



Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду под ред. Л.И. Плаксиной. – М. 2003.

Тяжёлые нарушения речи


Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. 2008.

Арутюнян (Андронова) Л.В. «как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи».



Ранний детский аутизм

Аутизм: коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С.С. Морозова – М., ВЛАДОС, 2007.

С.В.Исханова «Система диагностико- коррекционной работы с аутичными дошкольниками»

Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей»



Специфика организации основного содержания Программы с детьми с ОВЗ представлена в примерной образовательной программе «Успех» на стр. 109 – 118.

Результаты коррекционно–развивающей работы

Результатом реализации указанных целей и задач должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

-обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;

-способствующей достижению целей специального коррекционного образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);



В результате реализации коррекционной программы:

-будут определены особые образовательные потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-будет выстроена система индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и коррекционно-логопедической помощи детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется по итогам обследования детей на заседаниях городской психолого-медико-педагогической комиссии.


Основные направления работы с детьми, имеющие нарушение речи.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи ведется на организованных логопедических пунктах. В МБДОУ №62 г. Томска работают 2 логопедических пункта по оказанию практической помощи детям с ТНР.

Содержание работы определяют программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. 2014. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Организация работы на логопунктах определяется Положением о логопункте ДОУ.

Целью коррекции и развития речи является овладение детьми нормами и правилами родного языка и развитие их способностей, комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.

Задачи:


- определить особенности организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения;

-разработать и реализовать индивидуальные планы работы, индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с нарушениями речи;

-обеспечить возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

-развивать коммуникативную компетенцию, формы и навыки конструктивного личностного общения в группе сверстников;

-оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с НР.

Специальное оснащение: настенное и индивидуальные зеркала, перед которыми проводятся значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации; логопедические зонды и шпатели для постановки звуков и логопедического массажа; систематизированный иллюстративный материал и пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений у детей; компьютер;



Программно-методическое обеспечение

Коррекционно-логопедическая работа учителя-логопеда осуществляется по специальным программам, в которых отражается специфика процессов обучения и воспитания детей, имеющих нарушения речи:



  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада).– М.: МГОПИ, 1993.

  • Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная к школе группа). – М., просвещение, 1978.

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». – М.:Гном-Пресс, 1999.

  • Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М., Воронеж, Модэк, 1997.

  • Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Дидактический материал по формированию правильного произношения у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение. 1990.

  • Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб.:Детство-Пресс, 2003.


Литература:

  • «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М. Аркти, 2002г.

  • «Тестовая диагностика обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Т.Б. Кабанова, Т.В. Домнина. Под редакцией Н.Е. Арбековой. М.: издательство ГНОМ и Д, 2010 г.

  • Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под ред. Н.В.Серебряковой, С-П. 2005, «Каро»

  • Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики. Г.А.Волкова, С-П. «Детство- пресс», 2009 г.

  • Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Г.В. Чиркина, Москва, Аркти, 2010 г.

  • Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева «Логопедия» Екатеринбург АРД ЛТД 1998 г.

  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи М. «Гном - Пресс» 1998 г.

  • Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева «Логопедическая работа в детском саду» М. «Просвещение» 1987г.

  • Н.В. Нищева «Система  коррекционной  работы» СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009г.

  • Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова «Логопедическая ритмика» СПб, КАРО 2005г.

  • М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» М. ТЦ СФЕРА 2005г.

  • Н. В. Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» М. ТЦ СФЕРА 2006 г.

  • Аутизм: коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя- дефектолога С.С. Морозова – М., ВЛАДОС, 2007г.

  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005.

  • Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (1, 2, 3 годы обучения) М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1986.

  • Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001г.

  • Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г.Шевченко, 1998.

  • Г.Н. Соломатина, В.М.Водолацкий «Устранение открытой ринолалии у детей» М., Сфера,2005 г.

  • Л.В. Арутюнян (Андронова) «Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи».

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду под ред. Л.И. Плаксиной. – М. 2003.

  • Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программы для специальных дошкольных учреждений. – М., 1991.

  • «Тестовая диагностика обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Т.Б. Кабанова, Т.В. Домнина под редакцией Н.Е. Арбековой. М.: издательство ГНОМ и Д, 2010г.

  • Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под ред. Н.В.Серебряковой, С- П. «Каро», 2005 г.

  • Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики. Г.А.Волкова, С-П. «Детство- пресс», 2009.

  • «Программа мониторинга психического и личностного развития детей дошкольного возраста», Осипова О. А., Томск, 2011.

  • «Методика определения готовности к школе», Ясюкова Л. А., Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2006.