страница1/3
Дата11.06.2019
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма

Программа коррекционно-развивающих занятий «Я среди других» г. Нижневартовск, 2013


  1   2   3




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 17

«ЛАДУШКИ»



Принято на педагогическом совете:

от ______________протокол №




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ ДСКВ № 17

______________ Я. В. Полятыкина

Приказ № ___________

«_____»______________2013г.




Программа коррекционно-развивающих занятий

«Я среди других»

г. Нижневартовск, 2013




Содержание


  1. Паспорт программы

3

  1. Пояснительная записка

5

2.1. Обоснование программы

5

2.2. Цель и задачи

7

2.3. Теоретические основы программы

8

2.4. Принципы построения программы

11

2.5. Образовательные технологии программы

12

2.6. Предназначение программы

12

2.7. Сроки реализации программы

13

2.8. Отличительные особенности программы

13

  1. Педагогическая технология формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

14

4. Содержание блоков программы

17

5. Ожидаемые результаты

20

6. Учебно-тематический план

23

6.1. Основные направления работы программы

24

6.2. Условия организации занятий

24

6.3. Формы и методы реализации программы

25

6.4. Формы подведения итогов

26

7. Литература

27

Приложения

28



1. Паспорт программы


Наименование программы

Программа коррекционно-развивающих занятий «Я среди других»

Разработчик программы

Педагог-психолог: Охременко Анна Александровна

Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №17 «Ладушки»

Юридический адрес

г. Нижневартовск, ул. Пермская, 17

Цель программы

Формирование начальной личностно-социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Задачи программы

  1. Формирование начальной личностно-социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как готовность решать задачи, связанные с общением и взаимодействие со сверстниками, взрослыми и совокупностью развивающихся представлений о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом через развитие:

  • эмоциональной сферы – вводить ребенка в мир человеческих эмоций, оформляя соответсвующим возрастным особенностям образ «Я», самопознание;

  • коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

  • личностной сферы – формировать адекватную самооценку, уметь выражать собственное мнение.

  • адекватного проявления сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости.

  1. Способствовать формированию эмоционально-волевой и коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения к обучению в общеобразовательной школе через развитие:

  • эмоциональной децентрации – способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей;

  • развитие волевой сферы - умения управлять своим поведением в ситуации взаимодействия с другими людьми, проявляющимися в виде устойчивых форм социально одобряемого поведения, освоение способов создания ситуации комфортного межличностного взаимодействия;

  • умения слушать педагога, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задания.

Ожидаемые результаты

Можно предположить, что в результате реализации данной Программы произойдут значительные изменения в уровне сформированности начальной личностно-социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а именно: количество детей с высоким уровнем увеличится на 7%; со средним уровнем - на 10%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень, снизится на 15%.

Таким образом, повысится процент детей готовых конструктивно решать задачи, связанные с общением и взаимодействие со сверстниками, взрослыми, обладающие совокупностью развивающихся представлений о себе, адекватной самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом с учетом интересов и желаний других людей.

Реализации данной программы будет способствовать обеспечению соответствия воспитанников компетентностной модели выпускника, готовых к обучению в общеобразовательной школе, снижение эмоциональной напряженности детей, частоты проявлений деструктивных форм поведения, конфликтов в системе отношений взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, сохранению психологического здоровья детей.


Основание для разработки программы

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Семейный кодекс;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  • Приказ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Минобразования РФ;

  • Методическое пособие «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста» К.Л. Печора;


2. Пояснительная записка
2.1. Обоснование программы
Современному, быстро изменяющемуся обществу требуются успешные личности, владеющие социальными навыками и умениями, то есть социально компетентные. Эта мысль обуславливает организацию образовательного процесса ДОУ таким образом, чтобы дети получали дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

За первые 6-7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Важная особенность психического развития дошкольников состоит в том, что приобретаемые ими знания, действия, способности имеют большое значение для их будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.

Особую сложность представляет развитие социальной компетентности у дошкольников с нарушениями зрения, социальные контакты которых часто оказываются ограниченными, а способности к восприятию и пониманию других людей развиваются на суженной сенсорной основе, что сказывается на овладении умением понимать эмоциональное состояние другого человека. Тифлология отмечает у людей с нарушениями зрения закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением функции зрения. Невладение неречевыми средствами общения усложняет коммуникативную деятельность, а значит, затрудняет адаптацию детей с нарушением зрения, в обществе нормально видящих людей. Вследствие этого дети с нарушением зрения оказываются в состоянии некоторой изоляции от своих зрячих сверстников.

Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект. У детей легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

Дошкольники с нарушением зрения испытывают определенные трудности в осуществлении коммуникативной деятельности, значительная часть из которых связана с их неудовлетворительной социальной и эмоциональной адаптацией. Трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. По данным Г.А. Буткиной, И.П. Волковой, И.С. Моргулиса, Е.П. Синевой и др. у многих дошкольников с нарушениями зрения наблюдается дефицит эмоционально-личностного общения, следствием чего уже в подростковом возрасте является формирование таких черт характера как замкнутость, некоммуникабельность, желание уйти в свой внутренний мир.

В исследованиях С.Е. Гайдукевич было показано, что незрячие и слабовидящие дети испытывают трудности в усвоении общественно значимых ценностей, что также затрудняет их социализацию (Гайдукевич C.Е., 1998). Социализация предполагает обязательное освоение индивидом социально культурного опыта, результаты которого позволяют активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. А зрительный дефект затрудняет взаимодействие с социальной средой и провоцирует, по выражению Л.С. Выготского «социальную ненормальность поведения». Именно в процессе социального развития совершается построение и формирование высшей психической деятельности ребенка (Л.С. Выготского).

Таким образом, можно говорить о том, что нарушения зрения оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако, это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка с нарушением зрения зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к развитию ребенка, с другой - от организации педагогически целесообразного взаимодействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. Выявление причин трудностей социализации ребенка с нарушением зрения и его дезадаптивность в макросоциальной и микросоциальной среде, оказание консультативной помощи родителям - круг проблем, на решение которых направлена данная программа. Для этого необходимо максимально использовать образовательное пространство ДОУ для наиболее полноценного социального развития дошкольников с нарушением зрения.

Проблемы формирования личности ребенка с нарушением зрения неотделимы от вопросов практики социальной и социально-психологической реабилитации детей с глубокими зрительными расстройствами, в том числе инвалидов по зрению.

Однако, сами ученые-тифлологи, в частности Д.Э. Урлакис, отмечают, что исследований, в которых непосредственно изучались бы вопросы социализации и формирования личности слабовидящих дошкольников, чрезвычайно мало. В основном усилия различных авторов направлены на анализ аспектов реабилитации взрослых инвалидов по зрению.

Все это обусловливает необходимость в разработке программы и проведения специальной коррекционно-развивающей работы по формированию начальной личностно-социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.

Объективным выражением именно таковых подходов к формированию начальной личностно-социальной компетентности дошкольников стали следующие стратегические документы:



  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Семейный кодекс;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  • Приказ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Минобразования РФ;

  • Методическое пособие «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста» К.Л. Печора.

2.2. Цель и задачи

Основной целью программы является формирование начальной личностно-социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.



Задачами данной программы являются:

  1. Формирование начальной личностно-социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как готовность решать задачи, связанные с общением и взаимодействие со сверстниками, взрослыми и совокупностью развивающихся представлений о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом через развитие:

  • эмоциональной сферы – вводить ребенка в мир человеческих эмоций, оформляя соответсвующим возрастным особенностям образ «Я», самопознание;

  • коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

  • личностной сферы – формировать адекватную самооценку, уметь выражать собственное мнение.

  • адекватного проявления сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости.

  1. Способствовать формированию готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения к обучению в общеобразовательной школе через развитие:

  • эмоциональной децентрации – способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей;

  • развитие умений управлять своим поведением в ситуации взаимодействия с другими людьми, проявляющимися в виде устойчивых форм социально одобряемого поведения, освоение способов создания ситуации комфортного межличностного взаимодействия;

  • умения слушать педагога, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задания.

  • развитие познавательных потребностей и способностей детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Теоретические основы программы

Современные исследователи проявляют большой интерес к проблеме социального становления, формирования ценностных ориентаций, нравственных начал личности ребенка.

М. И. Лисина. В. С. Мухина. Р. Б. Стеркина отмечают роль сотрудничества ребенка с окружающими в усвоении достижений социального опыта: Т. А. Репина выявляет социально-психологическую характеристику группы детского сада и ее социализирующую роль в развитии ребенка: работы А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович посвящены анализу условий возникновения социальных мотивов поведения у детей дошкольного возраста: исследования Т. В. Антоновой и Т. И. Алиевой определили проблему формирования социальной компетентности, выявили ее структурные компоненты.

Изучение проблемы формирования социальной компетентности ребенка, по нашему мнению, стоит начать с изучения понятий «социализация», «социальное развитие», его компонентов.

Термин «социализация» в философии понимается как «процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, как процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта».

Андреева Г. М. определяет социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны - как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в деятельности.

Социализация, по мнению Р. С. Немова, процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интелтектуального и личностного развития.

С. А. Козлова под социальным развитием понимает «процесс приспособления к социальной действительности, к миру людей, передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает: культурные навыки, специфические знания, поведение, регламентированное традициями, правилами; социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в мире людей».

Результатом социального развития дошкольников является способность понимать людей и себя, ориентация в мире человеческих отношений, регуляция поведения на основе существующих правил поведения, то есть формирование социальной компетентности.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального узлового понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную составляющую образования; во-вторых, в понятии социальной компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; в-третьих, социальная компетентность обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности.

Компетентность, в широком ее понимании, рассматривается как качество личности, обладающей определенными знаниями в какой-либо области и умеющей их применить на практике, обеспечивая успешность деятельности (А. П. Журавлев, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Н. Ф. Талызина, Б. И. Хасан, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.) [5]

Социальная компетентность выступает как качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также трактуется как усвоение этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Основой содержания программы является концепция компетентностного развития ребёнка в период дошкольного детства А.Г. Гогоберидзе. А.Г. Гогоберидзе в «Концепции образования детей старшего дошкольного возраста» опреде­ляет сущность и содержание начальной личност­но-социальной компетентности ребенка «как го­товность самостоятельно решать задачи, связан­ные с общением и взаимодействием со сверстни­ками и взрослыми и совокупностью развиваю­щихся представлений ребенка о себе, его само­оценкой, определяющими выбор способов пове­дения и взаимодействия с социумом». [3, с. 14].

Программа придерживается идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Программа носит развивающий, коррекционный и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем). Эффективность предлагаемых приемов коррекционной и развивающей работы возможна только при систематическом и раннем их применении, с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза. Успех работы определяется сотрудничеством специалистов и родителей (И. Ю. Левченко).

Учитывая литературные данные (Плаксиной Л.И., Подколзиной Е.Н., А.Г. Литвак, Бельмер В.А., Григорьевой Л.П.) и опыт работы дошкольного учреждения, выделен ряд специфических особенностей характерных для данной категории детей, который необходимо учитывать в процессе формирования начальной личностно-социальной компетентности:

1. Выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.

2.Трудность восприятия пространственных взаимоотношений нарушение целостного образа предметов.

3.Недостаточность фонематического восприятия.

4.Нарушения в формировании мыслительной деятельности.

5.Разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, заторможенности, застенчивости, робости.

7.Нарушения поведения: двигательная расторможенность, агрессия, реакция протеста по отношению к окружающим, состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.

8.Личностная незрелость. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими, у детей отмечаются: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

9.Трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы, повышенная чувствительность, обидчивость, впечатлительность, замкнутость.



2.4. Принципы построения программы

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в развитии такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного их развития.



Работая в идеологии «команды», педагог-психолог выполняет свои четко оп­ределенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Занятия с детьми по развитию познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы организует на основе следующих принципов:

  • учета возрастных и индивидуальных особенностей (на основании диагностических данных об особенностях развития ребенка);

  • комплексности (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя использование сложных многофункциональных упражнений, позволяющих решать несколько задач);

  • природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);

  • ведущей деятельности (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания - все они условно делятся на дидактические, развивающие, воспитывающие, социализирующие, двигательные и релаксационные).

  • доступности (изучаемый материал направлен на зону ближайшего развития, от известного к неизвестному, от легкого к трудному);

  • наглядности обучения (привлечение различных органов чувств к восприятию, использование наглядного материала, стимулирующего мыслительную деятельность детей);

  • системности подачи материала (логичность, взаимосвязь всех его частей, целостность).

2.5. Образовательные технологии программы


  • Личностно - ориентированная ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

  • Игровая - подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальных норм.

  • Проблемного обучения - организация занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

  • Коррекционные - собственно коррекционные (позволяют ребенку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке ребенка к обучению в общеобразовательной школе); компенсационные (включение ребенка в общественную жизнь через формирование у него структур деятельности, которые позволяют исключить использование тех механизмов деятельности, которые восстановлены быть не могут), адаптирующей педагогики (индивидуальные адаптационные занятия, занятия по сенсомоторному и общесоматическому развитию ребенка, помогающие укреплять его здоровье).

  • Здоровьесберегающие - правильное дыхание, оптимальный двигательный режим, профилактика нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, психофизическая тренировка обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья за период посещения дошкольного образовательного учреждения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

2.6. Предназначение программы

Разработка программы коррекционно-развивающих занятий «Я среди других» предполагает формирование начальной личностно-социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как готовность решать задачи, связанные с общением и взаимодействие со сверстниками, взрослыми и совокупностью развивающихся представлений о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом через развитие: эмоциональной сферы – вводить ребенка в мир человеческих эмоций, оформляя соответсвующим возрастным особенностям образ «Я», самопознание; коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; личностной сферы – формировать адекватную самооценку, уметь выражать собственное мнение; адекватного проявления сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости.

Также задачей программы является способствовать формированию эмоционально-волевой и коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения к обучению в общеобразовательной школе через развитие: эмоциональной децентрации – способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей; развитие волевой сферы - умения управлять своим поведением в ситуации взаимодействия с другими людьми, проявляющимися в виде устойчивых форм социально одобряемого поведения, освоение способов создания ситуации комфортного межличностного взаимодействия; умения слушать педагога, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задания.



2.7. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на четыре года. Срок начала реализации – 01.09.13. Срок окончания – 01.09.17. Программа рассчитана на 2013-2017 года.



2.8. Отличительные особенности данной программы

Новизной и отличительной особенностью программы является сконструированная  система формирования начальной личностно-социальной компетентности, в которой определены организационно-педагогические условия, пути и способы реализации комплексной образовательно – воспитательной деятельности, состоящей из целевой (цели, задачи, принципы, подходы), содержательного (основные и специфические факторы  формирования начальной личностно-социальной компетентности), операционально-действенного (формы, методы, средства), оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности начальной личностно-социальной компетентности).
3. Педагогическая технология формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Обоснование теоретико-методологических подходов, конкретизация и уточнение основополагающих понятий исследования позволили нам разработать педагогическую технологию формирования социальной компетентности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (табл. 1).

Таблица 1


Целевой модуль

Цель программы: формирование начальной личностно-социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Задачи:


  1. Формирование начальной личностно-социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как готовность решать задачи, связанные с общением и взаимодействие со сверстниками, взрослыми и совокупностью развивающихся представлений о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом через развитие:

  • эмоциональной сферы – вводить ребенка в мир человеческих эмоций, оформляя соответсвующим возрастным особенностям образ «Я», самопознание;

  • коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

  • личностной сферы – формировать адекватную самооценку, уметь выражать собственное мнение.

  • адекватного проявления сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости.

  1. Способствовать формированию готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения к обучению в общеобразовательной школе через развитие:

  • эмоциональной децентрации – способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей;

  • развитие умений управлять своим поведением в ситуации взаимодействия с другими людьми, проявляющимися в виде устойчивых форм социально одобряемого поведения, освоение способов создания ситуации комфортного межличностного взаимодействия;

  • умения слушать педагога, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задания.

  • развитие познавательных потребностей и способностей детей старшего дошкольного возраста.

Содержательный модуль

Программа включает пять блоков:

  1. Блок: Что я знаю о себе

  2. Блок: В мире других людей

  3. Блок: В мире эмоций

  4. Блок: Учимся общаться (вербальное общение)

  5. Блок: Пойми меня (невербальное общение)

Процессуально-деятельностный модуль

Этапы работы:

Подготовительный этап

Основной этап.

Заключительный этап.

Участники образовательного процесса: - дети (6-7 человек), педагоги.

Формы работы с дошкольниками:


  • Наблюдение за деятельностью детей в группе;

  • Рассматривание адаптированных рисунков и иллюстраций с последующим обсуждением увиденного;

  • Упражнения подражательно – исполнительского и творческого характера;

  • Элементы сюжетно-ролевых игр;

  • Игры с правилами, настольно – печатные, словесные, подвижные, музыкальные спортивные;

  • Логоритмика, ринопластика;

  • Использование пальчиковой гимнастики;

  • Чтение художественных произведений и их анализ;

  • Этюды, театрализованная деятельность;

  • Беседы с использованием неречевых средств общения;

  • Моделирование (использование символов- схем лица, тела);

  • Игры на развитие вокальной мимики;

  • Дидактические игры с использованием слухового, тактильного анализаторов и др.

  • Методы имитации и импровизации

Средства:

технические средства обучения: мультимедиа, использование видеоматериалов;

наглядно-игровая база: игрушки, пособия, атрибуты, предметы-заместители, бросовый материал и т.д.;

Формы работы с педагогами: анкетирование; беседы; консультации; мастер-классы, круглые столы, памятки



Диагностико-результативный модуль

Результат:

Можно предположить, что в результате реализации данной Программы произойдут значительные изменения в уровне сформированности начальной личностно-социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а именно: количество детей с высоким уровнем увеличится на 7%; со средним уровнем - на 10%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень, снизится на 15%.

Таким образом, повысится процент детей готовых конструктивно решать задачи, связанные с общением и взаимодействие со сверстниками, взрослыми, обладающие совокупностью развивающихся представлений о себе, адекватной самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом с учетом интересов и желаний других людей.

Реализации данной программы будет способствовать обеспечению соответствия воспитанников компетентностной модели выпускника, готовых к обучению в общеобразовательной школе, снижение эмоциональной напряженности детей, частоты проявлений деструктивных форм поведения, конфликтов в системе отношений взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, сохранению психологического здоровья детей.

Диагностические методы: наблюдение, беседа, практические и диагностические задания

Спроектированная педагогическая технология включает модули: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, диагностико-результативный. Модули являются частями технологии, которые обеспечивают внутреннюю организацию процесса и ее реализацию.

Целевой модуль включает цель и задачи.

Содержательный модуль представлен в технологии программой формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

При отборе содержания материала мы руководствовались структурными компонентами формирования социальной компетентности.

Мотивационный компонент представляет собой наличие интереса к другому человеку (взрослому, сверстнику), наличие потребности в общении, взаимодействии, взаимоотношениях, наличие социально-значимых и субъективно-значимых мотивы поведения. Когнитивный компонент связан с процессом познания себя, другого человека и включает в себя представления ребенка, способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми. Эмоционально-оценочный компонент включает отношения и желания ребенка, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, сочувствию, соучастию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию). Поведенческий компонент отражает умения, способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности

Процессуально-деятельностный модуль в технологии представлен этапами работы: Подготовительный этап. На данном этапе у детей определяется направленность интересов, развиваются способности детей воспринимать сверстника как партнера совместной деятельности (игры, труда), устанавливать взаимопонимание с ним на основе анализа его эмоционального состояния и формирование коммуникативных умений.

Основной этап направлен на формирование умений разворачивать совместные игры (сюжетно-ролевые, с правилами), уважительного отношения к сверстнику, взрослому, бережного отношения к родной природе.

Заключительный этап. На данном этапе закрепляются представления детей о нормах поведения, опыт совместной деятельности.

Диагностико-результативный модуль. Разработанная нами технология включает диагностику сформированности уровня социальной компетентности старших дошкольников.

Включение в образовательный процесс диагностической составляющей является главным условием эффективности разработанной педагогической технологии. Педагогическая диагностика позволяет выявить условия реализации технологии и степени достижений, а также причины неудач в образовательном процессе.

Использование педагогической диагностики в практической работе позволяет участникам образовательного процесса (педагогам, руководителям дошкольных образовательных учреждений, родителям воспитанников) обоснованно анализировать образовательный процесс. Педагогическая диагностика призвана помочь в понимании реальной картины достижений, затруднений, перспектив развития ребенка.




4. Содержание блоков программы

Программа включает пять блоков:



  1. Блок: Что я знаю о себе

  2. Блок: В мире других людей

  3. Блок: В мире эмоций

  4. Блок: Учимся общаться (вербальное общение)

  5. Блок: Пойми меня (невербальное общение)

Цель блока «Что я знаю о себе» – обратить внимание ребенка на самого себя, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя; на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям, животным. Данный блок направлен на реализацию следующих целей: формировать самосознание личности, способствовать гармонизации осознания имени, создать комфортную обстановку в группе, дать понятие, что такое чувства, с помощью практического эксперимента подвести к пониманию того, что людям свойственно множество различных чувств, стимулировать детей к осмыслению своего внутреннего мира, развивать умение строить свои взаимоотношения на позитивной основе, используя простейшие приемы (улыбку), развивать чувство уверенности, дружелюбия, стремление понять другого и не судить строго, учить детей обобщать свои индивидуальные особенности, развивать и корректировать познавательную сферу психики, формировать моральные представления, корректировать поведение и характер, снижать психоэмоциональное напряжения, формировать внимательное отношение друг к другу.

Блок «Что я знаю о себе» включает следующие темы: «Я и мое имя»; «Я и мои чувства»; «Какой я, что мне нравится»; «Мой характер»; «Что я умению»; «Я и моя семья».

Цель блока «В мире других людей» - поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызвать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям. Данный блок направлен на реализацию следующих целей: формировать внимательное отношение друг к другу; учить устанавливать причинно-следственные связи и логически их обосновывать; формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях; формировать представления о сходстве и различий между детьми и взрослыми, о работе взрослых, оценке положительных и негативных поступков взрослых и детей; формировать стремление к настойчивости и терпению в труде, доводить дело до конца; формировать представления о труде взрослых, профессиях.

Блок «В мире других людей» включает следующие темы: «Мы все разные»; «Мой друг»; «Дети и взрослые»; «Труд взрослых».

Цель блока «В мире эмоций» - вводить ребенка в мир человеческих эмоций, оформляя соответсвующим возрастным особенностям образ «Я». Данный блок направлен на реализацию следующих целей: тренировать узнавания эмоций по внешним проявлениям; корректировать поведения через ролевые игры, инсценировки, игры-драматизации; обучать приемам расслабления с целью умения различать напряжение и расслабление мышц; развивать умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развивать выразительности жестов; познакомить с чувством робость; способствовать повышению у детей уверенности в себе; познакомить с новой эмоцией – страхом; учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи; способствовать снятию психического напряжения, устранению страхов; познакомить с эмоцией гнева; учить различать эмоцию по схематическому изображению; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; познакомить с эмоцией грусти, удивление, «интерес»; закрепить знания правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; знакомить с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении; обобщить представления детей о доброте, вызвать стремление совершать добрые поступки; формировать позитивный образ своего «Я»; формировать навыки управления своим эмоциональным состоянием; закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения; закрепить навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, развивать эмпатию.

Блок «В мире других людей» включает следующие темы: «Мир эмоций»; «Я дарю тебе радость»; «Робкий зайка»; «Маленький храбрец»; «Гнев и как с ним справляться»; «В гостях у Грустинки»; «Удивительное вокруг»; «Интерес»; «Чувства одинокого человека»; «Ссора»; «Поговорим о доброте»; «Я учусь владеть своими чувствами»; «Учимся понимать чувства других»; «Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых».

Цель блока «Учимся общаться (вербальное общение)» - учить детей понимать чувства, переживаемые другими, стимулировать желание оказать помощь, утешить, развивать чувство доброты, формировать навыки социального поведения; формировать адекватные формы поведения, способствовать осознанию детьми своего поведения; продолжать учить управлять эмоциями в конфликтных ситуаций; формировать осознанное отношение к социальным нормам, закрепить навыки доброжелательного поведения; учить преодолевать отрицательные четы характера; раскрыть значения вежливых слов, формировать у детей представления и потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Блок «Учимся общаться (вербальное общение)» включает следующие темы: «Учимся оценивать поведение в конфликтной ситуации»; «Вежливость»; «Добрые и злые поступки»; «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Секрет «Волшебных слов».

Цель блока «Пойми меня (невербальное общение)» - учить невербальным способам общения; развивать умение использовать жест, позу в общении; развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом; знакомить детей с невербальными способами общения; развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными; развивать мимические движения; развивать способности понимать невербальные средства общения; Развивать воображение, наблюдательность, сообразительность, понимание мимики и жестов; развивать невербальное взаимодействие, выразительность движений и мимики.; развивать умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики; Обучать детей различать определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений

Блок «Пойми меня (невербальное общение)» включает следующие темы: «Говорим без слов (невербальное общение)»; «Пойми меня (невербальное общение)»; «Пойми меня 2 (невербальное общение)»; «Язык жестов и движений».
5. Ожидаемые результаты
Начальная личностно-социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает следующие компоненты (Антонова Т.):

Когнитивный компонент

- представление о себе самом, осознание собственной индивидуальности;

- представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;

- представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;

- понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку, способностью понять его особенности;

- понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;



Эмоциональный компонент:

- отношение ребенка к самому себе, к своему дефекту эмоционально положительное;

- отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным ценностям эмоционально положительное;

- отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;



  • отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия, заботы, помощи, милосердия.

  • отношение ребенка к сверстнику  строится в соответствии  с их желаниями и интересами

- умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуаций;

Поведенческий компонент:

  • в овладении способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми,

  • умение принимать участие в коллективных делах, включаться в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;

  • в умении управлять своим поведением и способами общения,

  • в умении сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме спокойно реагировать в конфликтных ситуациях;

  • умение выбрать адекватные ситуации способы общения, этически ценные образцы поведения.

Для выявления уровней сформированности начальной личностно-социальной компетентности были определены следующие диагностические задания и критерии, направленные на выявление уровней когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонента (таб. 2).

Таблица 2

Карта по выявлению уровней начальной личностно-социальной компетентности старших дошкольников

Компо-

ненты


Критерии

Диагностические задания

Когнитивный

представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда;

представления о необходимости беречь результаты труда;

представления детей о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»; понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку и понимание последствий своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;



3адание 1. «Что нужно для профессии»

3адание 2. «Закончи историю»

3адание 3. «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

3адание 4. «Зеркало настроений»

3адание 5. «Отражение чувств»


Эмоционально-оценочный

отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстника и взрослого эмоционально положительное;

отношение ребенка к сверстнику строятся в соответствии с их желаниями и интересами.

чувства ребенка доброжелательные и уважительные по отношению к взрослым, к сверстникам, к себе отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия


Задание 1 «Лица»

Задание 2 «Закончи предложение»

Задание 3 «Эмоциональные ситуации»

Задание 4 «Мимика»

Задание 5 «Бабушка и котенок»


Поведенческий

умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок—ребенок» «ребенок- взрослый»;

умение принимать участие в коллективных делах, включаться в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;

умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях;

умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях.



3адание 1. «Интервью»

3адание 2. «Помоги другу»

3адание 3. «Помощники»

3адание 4. «Не поделили игрушку»

3адание 5. «Обложка для книги».

Задание 6. Социометрия «Мой корабль»


Таким образом, основными показателями сформированности социальной компетентности на данном возрастном этапе являются: интерес и желание к взаимодействию с окружающими (мотивационный компонент); наличие представлений об окружающей действительности и умение оперировать ими (когнитивный компонент); эмоциональная устойчивость и чувствительность, наличие элементарных навыков самооценки и оценивания окружающей социальной действительности (эмоционально-оценочный компонент); сформированные навыки сотрудничества и взаимодействия с окружающими, наличие социально одобряемых форм поведения (поведенческий компонент).


Можно предположить, что в результате реализации данной Программы произойдут значительные изменения в уровне сформированности начальной личностно-социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а именно: количество детей с высоким уровнем увеличится на 7%; со средним уровнем - на 10%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень, снизится на 15%.

Таким образом, повысится процент детей готовых конструктивно решать задачи, связанные с общением и взаимодействие со сверстниками, взрослыми, обладающие совокупностью развивающихся представлений о себе, адекватной самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом с учетом интересов и желаний других людей.

Реализации данной программы будет способствовать обеспечению соответствия воспитанников компетентностной модели выпускника, готовых к обучению в общеобразовательной школе, снижение эмоциональной напряженности детей, частоты проявлений деструктивных форм поведения, конфликтов в системе отношений взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, сохранению психологического здоровья детей.

В то же время проблему формирования личностно-социальной компетентности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования личностно-социальной компетентности:



  • изучение путей взаимодействия детского сада со школой, с семьей;

  • изучение условий формирования личностно-социальной компетентности на разных ступенях дошкольного воспитания.

6. Учебно-тематический план


Перечень блоков

Занятия

Темы

Продолжительность

Срок реализации

«Что я знаю о себе»

1

«Я и мое имя»

30 мин.

Сентябрь

2

«Я и мои чувства»

30 мин.

3

«Какой я, что мне нравится»

30 мин.

4

«Мой характер»

30 мин.

5

«Что я умению»

30 мин.

Октябрь

6

«Я и моя семья»

30 мин.

«В мире других людей»

7

«Мы все разные»

30 мин.

8

«Мой друг»

30 мин.

9

«Дети и взрослые»

30 мин.

Ноябрь

10

«Труд взрослых»

30 мин.

«В мире эмоций»

11

«Мир эмоций»

30 мин.

12

«Я дарю тебе радость»

30 мин.

13

«Робкий зайка»

30 мин.

Декабрь

14

«Маленький храбрец»

30 мин.

15

«Гнев и как с ним справляться»

30 мин.

16

«В гостях у Грустинки»

30 мин.

17

«Удивительное вокруг»

30 мин.

Январь

18

«Интерес»

30 мин.

19

«Чувства  одинокого  человека»

30 мин.

20

«Ссора»

30 мин.

21

«Поговорим  о доброте»

30 мин.

Февраль

22

«Я учусь владеть своими чувствами»

30 мин.

23

«Учимся понимать чувства других»

30 мин.

24

«Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых»

30 мин.

«Учимся общаться (вербальное общение)»

25

«Учимся  оценивать    поведение  в  конфликтной  ситуации»

30 мин.

Март

26

«Вежливость»

30 мин.

27

«Добрые и злые поступки»

30 мин.

28

«Что такое хорошо и что такое плохо»

30 мин.

29

«Секрет «Волшебных слов»

30 мин.

«Пойми меня (невербальное общение)»

30

«Говорим без слов (невербальное общение)»

30 мин.

Май

31

«Пойми меня

(невербальное общение)»



30 мин.

32

«Пойми меня 2 (невербальное общение)»

30 мин.

33

«Язык жестов и движений»

30 мин.

Всего за год:

33


6.1. Основные направления работы программы
  1   2   3