страница1/4
Дата11.06.2019
Размер0.63 Mb.
ТипПрограмма

Программа коррекционных занятий «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром»


  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа коррекционных занятий



«Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром»

учебного плана специального дошкольного учреждения

для детей с нарушениями психического развития

(трудностями в обучении)



Минск, 2017

Пояснительная записка

Программа коррекционных занятий «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром» разработана в соответствии с учебным планом специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (I-VI годы обучения).



Цель коррекционных занятий «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром»: формирование у воспитанников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического, навыков владения языком в его коммуникативной функции на основе ознакомления с окружающим миром.

Реализации этой цели будет способствовать решение следующих задач:

формировать знания и умения, необходимые для самопознания и целостного представления об окружающем мире и взаимосвязи ребенка с ним;

обогащать, закреплять и активизировать словарный запас;

формировать грамматическую структуру речи;

совершенствовать умения слушать и понимать обращенную речь, развивать диалогическую и монологическую речь как средство общения;

формировать звуковую культуру речи;

систематизировать и углублять представления о предметах ближайшего окружения, социальных отношениях и природных явлениях;

развивать познавательную мотивацию, формировать интерес к различным формам познания мира и позитивному отношению к нему.

Программа коррекционных занятий отражает содержание работы с воспитанниками в возрасте от 3 до 7 (8) лет. Программа предполагает проведение коррекционных занятий во второй младшей группе (третий год обучения — от 3 до 4 лет), средней группе (четвертый год обучения — от 4 до 5 лет), старшей группе (пятый год обучения — от 5 до 6 лет) и старшей группе (шестой год обучения — от 6 до 7 (8) лет). Детям группы риска в возрасте от рождения до трех лет (первый-второй годы обучения) оказывается ранняя комплексная помощь, которая специфична и требует нормализации жизненного цикла детей, компенсации и коррекции имеющихся психофизических нарушений, что оговорено в Кодексе Республики Беларусь об образовании (ст. 279, п. 15).

Количество учебных часов на неделю для каждой возрастной группы определено учебным планом.

Программа имеет концентрическое построение, т.е. содержание материала из года в год закрепляется, постепенно углубляется и усложняется с учетом изменившихся познавательных и речевых возможностей каждого ребенка.

В программе речевой материал представлен в виде примерного перечня лексических тем с обязательным усложнением лексико-грамматического материала внутри каждой темы. Тематика занятий подобрана с учетом возрастных возможностей, личного опыта и зоны ближайшего развития детей. При планировании занятий необходимо принять во внимание соотношение знакомого и нового материала, т.е. новая тема должна основываться на уже имеющихся знаниях, что будет способствовать актуализации опыта ребенка и активизации его речевой деятельности.

Материал в программе распределен по лексическим темам и включает направления коррекционной работы: «Словарь» (пассивный словарь, активный словарь), «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь».

Программный материал представлен по трем периодам обучения: первом (сентябрь, октябрь, ноябрь), втором (декабрь, январь, февраль), третьем (март, апрель, май).

Содержание программы коррекционных занятий разработано с учетом следующих принципов:

онтогенетического, ориентирующего на восполнение пробелов в формировании речевой деятельности с общей линией становления и развития в онтогенезе коммуникативных процессов и речевой деятельности в целом;

динамического изучения, базирующегося на концепции Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка — уровне актуального развития (то, что ребенок может выполнить самостоятельно) и зоны ближайшего развития (его возможности в обучении);

амплификации развития (А.В.Запорожец), предполагающего расширение возможностей развития психики ребенка за счет формирования всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит не только его интеллектуальное, но и личностное развитие;

комплексности, отражающего медико-психолого-педагогический характер при изучении и устранении имеющихся расстройств, предусматривающий учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике развития ребенка);

целостности и системности, отражающего тот факт, что ни один психический процесс, ни одно психическое образование не развиваются самостоятельно, изолированно друг от друга, а развиваются в тесной связи друг с другом; речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии;

индивидуализации, ориентирующего на организацию коррекционных занятий, выбор способов, приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей детей;

дифференциации обучения, предполагающего выделение типологических особенностей детей и объединения их на этом основании в группы, дозирование учебной нагрузки (по содержанию, сложности видов работ, по самостоятельности выполнения задания, по формам организации) с учетом структуры нарушения;

обходного пути, ориентирующегой на то, что в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций осуществляется формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена;

личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком, указывающего на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и чувственно-практической деятельности.

взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей, основанного на понимании речи как речемыслительной деятельности;

диалогического подхода, предполагающего направленность обучения и воспитания на приоритет личности ребенка, организацию совместной деятельности на основе субъектных отношений, преобразование позиций педагога и ребенка в личностно равноправные, в позиции сотрудничества;

непрерывности, постепенности, доступности, наглядности.

Коррекционные занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром проводятся учителем-дефектологом в подгрупповой форме в рамках учебной нагрузки (часов), определенной учебным планом для специальных дошкольных учреждений для детей с трудностями в обучении. Воспитатель специального дошкольного учреждения (группы) для детей с трудностями в обучении осуществляет работу по созданию сенсорной базы, необходимой для формирования понятий у детей. Организуя различного рода деятельность: игры, экскурсии, прогулки и др., воспитатель вырабатывает у детей «умение наблюдать, сравнивать и обобщать как явления окружающей жизни, так и различные явления языка». Работа воспитателя может предшествовать занятиям учителя-дефектолога, обеспечивая необходимую познавательную или мотивационную базу для формирования речевых умений, либо может проводиться после коррекционных занятий с целью закрепления полученных знаний.

Задачи обучения и воспитания на коррекционных занятиях неразрывно связаны с формированием познавательных интересов детей к изучаемому материалу. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы на основе ознакомления с окружающим миром: обогащение, уточнение и активизация словаря; работа над смысловой стороной слова; формирование грамматического строя речи; воспитание звуковой культуры речи; развитие элементарного осознания языковых явлений; развитие связной монологической речи.

Взаимосвязь на занятии речевых задач и задач ознакомления с окружающим миром создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения дошкольниками речевых умений и навыков. Содержание программы позволяет расширить практический опыт детей, привлечь их внимание к различным сторонам окружающего мира, активизировать мыслительную деятельность. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается мышление ребенка, на основе которого постепенно будет формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Одним из главных условий проведения коррекционных занятий «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром» является применение разнообразного наглядного материала (реальных предметов, игрушек, театральных и сказочных персонажей, муляжей, картин и др.), поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.

На коррекционных занятиях дети закрепляют определенные знания о предметах и явлениях, которые формируются и выражаются с помощью речи. Интерес детей к окружающему миру способствует усвоению новых знаний и закреплению их через слово. Для развития речи как средства общения с окружающими на каждом занятии осуществляется работа по развитию понимания речи и активизации собственно речевой активности детей. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная соотнесенность слов. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.

Деятельный подход, лежащий в основе коррекционных занятий, предполагает полноправное сотрудничество учителя-дефектолога с ребенком. Содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей с трудностями в обучении. Оно должно идти посредством углубления знаний, выявления закономерностей и взаимных связей между рассматриваемыми предметами и явлениями, установления причинно-следственных связей. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется выбору приемов, направленных на знакомство с культурно-речевыми эталонами, активизацию словаря, развитие инициативной речи детей. На коррекционных занятиях создаются условия, обеспечивающие развитие у ребенка способности направлять речевую активность на предмет общения, выделять его свойства и качества, умений слушать и слышать партнера и др.

Первоначально большое внимание уделяется предметно-практической деятельности детей. Овладение действиями предваряет появление слов, обозначающих действия, способствует более прочному усвоению содержательной стороны слов. В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности дети учатся вслушиваться в речь, воспринимать обращение к ним в форме простых вопросов, понимать их содержание. Развитие слухового внимания и восприятия осуществляется в процессе занятий, игр, наблюдений, прогулок, режимных моментов и т.д.

Важнейшей задачей обучения является формирование речевой активности, вызывание желания и необходимости пользоваться словом как средством общения. Недостаточный запас речевых средств у детей с трудностями в обучении длительное время не позволяет им активно включаться в речевое общение. Обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов осуществляется на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. На начальном этапе обучения поощряются импульсивные детские высказывания: звукоподражание, слово, словосочетание, предложение. Детей учат выражать просьбу или предложением одним словом (дай, надень), затем — словосочетанием и предложением. Постепенно дети учатся правильно называть объекты окружающего мира, используя звукоподражания и слова несложной слоговой структуры, составлять простые предложения в побудительной и повествовательной форме. Детей побуждают пользоваться ситуативной речью как по указанию взрослых, так и по собственной инициативе.

Далее в ходе коррекционной работы, наряду с накоплением словаря, решается задача активизации слов в различных ситуациях. На занятиях важное место отводится раскрытию смысловой стороны слова. Для этого широко используются определенные методические приемы: демонстрация, рассматривание, обследование предметов на полисенсорной основе (потрогать предмет, сжать его, послушать, какой издает звук, понюхать, попробовать на вкус /если это продукт питания/), называние; совместное выполнение действий, просьб и поручений; комментирование выполнения действий с предметом; соединение чувственного познания со словом, словосочетанием, предложением; многократное индивидуальное и хоровое проговаривание речевого материала. Дети осваивают значение слов путем сопоставления с другими словами, составления словосочетаний и предложений, подбора слов антонимов и др.

На занятиях детей учат правильному употреблению в речи основных грамматических категорий, закрепляют навыки словоизменения (по родам, числам, падежам) и словообразования. Осуществляется обучение детей составлению предложений, рассказов по простой сюжетной картине, серии картин, пересказу литературных произведений, заучиванию стихотворений, загадок, считалок. Эти задачи реализуются в комплексе с решением других речевых задач.

При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребенка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи. Путь к формированию этого умения ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли детей и подсказывая способы выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка.

В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика. Взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребенка приобретает произвольный характер, в нее включается элемент планирования. Это дает возможность перейти к обучению планированию и составлению пересказа. Развитие обобщения и осознания языковых явлений выступило как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, формирования у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое слово, предложение, как они строятся.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях учитель-дефектолог осуществляет работу по формированию звуковой стороны речи. Она направлена на развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух), развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов. Важными этапами формирования фонематического восприятия детей являются узнавание неречевых звуков (капли воды, звонок телефона, скрип двери), различение звукокомплексов, одинаковых по высоте, силе, тембру; различение слов, близких по звуковому составу (дом — дым); дифференциация слогов и фонем. На занятиях вырабатывается кинестетическая основа артикуляторных движений, формируются слухо-речедвигательные координации. Дети учатся воспринимать звук на слух, узнавать его в речевом потоке, четко произносить в звукокомплексах, слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.

Формирование речи как полноценного средства общения осуществляется не только на занятиях, которые проводит учитель-дефектолог, но и в разных видах детской деятельности под руководством воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и иных педагогических работников специального дошкольного учреждения (группы). Они совместно проводят работу по обогащению и активизации словарного запаса, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связной речи, формированию звуковой стороны речи.

Реализация представленного содержания осуществляется в тесной взаимосвязи с материалом других образовательных областей: «Ребенок и общество», «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Элементарные математические представления», «Искусство» и др.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Формирование умения вслушиваться в речь окружающих, внимательно слушать образцы правильной речи и точно выполнять словесные задания и сопровождать их речью.



Сентябрь

Знакомство с характерными признаками осени: становится холоднее, изменяется цвет травы и листьев на деревьях, изменяются погода, поведение зверей и птиц; знакомство с овощами, созревшими в осеннем огороде, фруктами, созревшими в саду и с их основными признаками (цвет, форма, величина, вкус, особенности поверхности). Формирование умений узнавать некоторые осенние цветы, деревья, овощи, фрукты, называть основные свойства овощей и фруктов.



III неделя — Осень. Овощи (огурец, помидор, капуста, картофель, свекла).

IVнеделя — Осень. Фрукты (яблоко, груша, слива).

Узнавание овощей, фруктов по особенностям внешнего вида, месту произрастания. Называние, показ, сравнение по величине, форме, цвету, вкусу.



Октябрь

I неделя — Грибы.

Знакомство с грибами (боровик, лисичка), формирование умений показывать и называть грибы, их части, различать съедобные и несъедобные; знакомство с деревьями, под которыми растут грибы.



IIIII недели — Игрушки.

Игрушки (кукла, мяч, пирамида, машина и др.), их цвет, форма, величина, материал, из которого сделан. Бережное отношение к игрушкам, раскладывание их по местам после игры.



IV неделя — Деревья.

Деревья лиственные (береза, дуб), хвойные (ель). Узнавание растений в ближайшем окружении и на картинках.



Ноябрь

Знакомство с предметами мебели, постельными принадлежностями, столовой и чайной посудой, закрепление знаний о своем теле. Обучение выделению основных частей предмета в соотношении их с целым предметом, знакомство с функциональным значением некоторых предметов, характерными свойствами и признаками.



I неделя — Мебель (стол, стул, кровать, шкаф), ее назначение. Называние и показ предметов мебели и ее частей (спинка, сиденье, ножки).

II неделя — Постельные принадлежности. Знакомство с названиями постельных принадлежностей и показ их.

III неделя — Посуда. Посуда для приготовления пищи (кастрюля, сковорода), приема пищи (тарелки глубокая и мелкая). Столовые приборы (ложка, вилка, нож).

IVнеделя — Наше тело. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги), их функции. Показ и называние частей тела на кукле, друге, на себе. Практическое различение частей тела.

II период (декабрь, январь, февраль)

Воспитание внимания к речи: формирование умения вслушиваться в речь окружающих (внимательно слушать образцы речи учителя-дефектолога и точно выполнять словесные задания), умения не перебивать говорящих, не самостоятельной ситуативной речи: формирование умения точно отвечать на вопросы при рассмотрении знакомых натуральных предметов, игрушек и предметных картин, называя в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его частей, материал, из которого он сделан, действия или состояния предмета; умения отвечать без заикания одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала.



Декабрь

Закрепление знаний о предметах гигиены, о кукольной зимней одежде и обуви, уточнение и расширение знаний о зиме, зимних развлечениях. Формирование умений различать и называть отдельные предметы гигиены, действия с ними, их назначение; предметы зимней одежды и обуви, некоторые детали зимней одежды, материал, из которого она сделана.

Обучение различению основных явлений, происходящих зимой (снегопад, мороз, образование льда, поведение зимующих птиц, уборка снега) и основных зимних развлечений (лепка снеговика, катание на санках, игра в снежки, подготовка к праздникам), соотнесению натуральных предметов и их изображений.

I неделя — Предметы гигиены (мыло, зубная паста, щетка, расческа, мочалка, полотенце, носовой платок). Назначение, правила использования.

II неделя — Зимняя одежда (и обувь) куклы. Правильное называние предметов одежды и обуви для разных сезонов. Классификация одежды по сезону.

III неделя — Зима.

Признаки зимы: холодно, снег, мороз. Жизнь животных и птиц зимой.

Одежда и обувь по сезону (шуба, шарф, шапка, варежки, сапоги). Труд людей зимой (уборка снега, посыпание дорожек песком).

IV неделя — Праздник елки. Новогодняя атрибутика. Праздничный интерьер.

Январь

Активизация знаний о зимних развлечениях с учетом сезонных особенностей (из снега можно лепить, лед скользкий); формирование и расширение представлений о зимней жизни некоторых животных и птиц; воспитание стремления оказывать посильную помощь представителям животного мира.



I неделя — Индивидуальные занятия (каникулы)

II неделя — Зимние развлечения. Катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика. Практические упражнения: лепка и бросание снежков.

III неделя — Дикие животные (еж, медведь, заяц, волк). Строение тела животных. Особенности внешнего вида, голос, повадки, место проживания.

IV неделя — Зимующие птицы (сорока, ворона, воробей, голубь).



Февраль

Активизация и систематизация знаний о любимых игрушках, формирование умений выделять их характерные признаки, основные части, материал, из которого они сделаны. Расширение представлений о ближайшем окружении (дом), о продуктах питания. Воспитание патриотических чувств, чувства гордости на конкретных примерах («Папин праздник»).



I неделя — Дом. Строение дома, его части (стена, крыша, окно), их расположение относительно друг друга. Материал, из которого строят дома.

II неделя — Продукты питания. Молочные, мясные, мучные продукты. Бережное отношение к продуктам питания.

III неделя — Папин праздник. Мужские профессии. Поздравление мужчин.

IV неделя — Игрушки. Игрушки, их название, назначение, правила использования. Взаимоотношения детей в игре. Бережное отношение к игрушкам. Упражнение в раскладывании игрушек по местам.
III период (март, апрель, май)

Закрепление умения вслушиваться в речь окружающих (внимательно слушать образцы речи учителя-дефектолога и точно выполнять словесные задания), умения не перебивать говорящих, не вмешиваться в разговор старших. Упражнения в элементарной самостоятельной ситуативной речи: формирование умения отвечать без заикания одним словом, словосочетанием, нераспространенным предложением на конкретные вопросы при наличии наглядного материала.



Март

Уточнение и закрепление знаний об основных весенних цветах, их характерных признаках и частях, о том, что 8 Марта отмечают праздник мам, бабушек. Воспитание интереса и уважения к труду взрослых на примере темы «Мамин праздник». Уточнение и закрепление знаний о городских улицах и транспорте. Обучение наблюдению за явлениями, происходящими на улицах города; знакомство с некоторыми правилами дорожного движения.



I неделя — Подарок маме (цветы).

II неделя — Мамин праздник. Первые весенние цветы: ландыш, подснежник. Женский праздник. Подготовка подарков. Поздравление мам, бабушек, сестричек.

III неделя — Транспорт. Транспорт наземный, подземный (метро), водный, воздушный. Транспорт пассажирский, грузовой. Правила дорожного движения.

IV неделя — индивидуальные занятия (каникулы).

Апрель

Формирование знаний о весне, характерных явлениях, происходящих весной: таяние снега и льда, образование ручьев, появление цветов, насекомых, прилет и поведение птиц. Формирование умений выделять характерные свойства снега и льда весной, некоторые внешние признаки растений, некоторых насекомых (двух-трех), животных (одного-двух).


I неделя — Город. Улица.

II неделя — Весна. Признаки весны (потепление, таяние снега и льда, ледоход, прилет птиц, распускание листьев на деревьях и цве­тах). Погода. Ясные и пасмурные дни. Состояние неба. Весен­ние грозы. Одежда по сезону.

III неделя — Домашние животные.

Домашние животные: корова, лошадь, свинья, кот, собака и др. Называние и показ трех-четырех видов домашних животных (по выбору). Детеныши: теленок, жеребе­нок, поросенок, котенок, щенок. Забота человека о домашних животных. Значение животных в жизни человека.



IV неделя — Домашние птицы.

Строение их тела: голова, шея, крыло, ноги, хвост; тело покрыто пером. Домашние птицы: курица, гусь, утка, индюк, их птенцы. Забота человека о домашних птицах. Значение домашних птиц в жизни человека.



Май

Формирование знаний о весенних признаках, о весенних полевых работах. Наблюдения за явлениями в природе (за деревьями, кустами, цветами) в период поздней весны. Закрепление знания об улицах города; воспитание интереса и уважения к труду взрослых (на примере темы «Дедушкин день»).



I неделя — Весна. Огород. Подготовка и проведе­ние весенних работ на участке, в саду, огороде (вскопка, посадка, побелка деревьев).

II неделя — Весна (деревья, кустарники).

III неделя — Насекомые. Насекомые (мухи, жуки, бабочки). Называние и показ двух-трех видов насекомых (по выбору).

IV неделя — Рыбы (карась, щука), строение тела, место обитания, значение в жизни человека.
  1   2   3   4