Скачать 113.16 Kb.
Дата03.03.2018
Размер113.16 Kb.
ТипПрограмма

Программа физкультурно-спортивного комплекса лукоянов 2013 год



Приложение №1


Утверждена приказом

отдела образования

от 26.09.2013 № 203


ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО

КОМПЛЕКСА

Лукоянов

2013 год

Введение

Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики страны, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни людей.

За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Лукояновском районе. В первую очередь это связано с открытием ФОКа «Колос», с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения в образовательных организациях.

В образовательных организациях функционируют около 40 спортивных сооружений. Развивают физическую культуру и спорт 32 штатных работника в 25 организациях. В настоящее время систематически занимаются физической культурой и спортом более 800 человек, что составляет 44 % общей численности учащихся, воспитанников, педагогических работников района.

Педагогические работники и обучающиеся достойно представляют наш район на областных соревнованиях. Лукояновский район является центром для проведения спортивных мероприятий.

Вместе с тем, исходя из задач по повышению вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое развитие страны, необходимо существенно увеличить число граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни.

В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%.

Для решения этой задачи требуется создание современной и эффективной системы физического воспитания населения района. Её системообразующим элементом призван стать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (далее – Комплекс).

Программа составлена в соответствии с Концепцией Комплекса и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 года Пр-756, п. 1а: «Разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс – программную и нормативную основу физического воспитания граждан, предусматривающую требования к их физической подготовленности и соответствующие нормативы с учетом групп здоровья».

Программа определяет цель, задачи, принципы, структуру, содержание, обеспечение функционирования и механизмы реализации Комплекса.

Программа направлена на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся, воспитанников, педагогических работников, проведение мониторинга и улучшение физической подготовленности граждан Лукояновского района.

Внедрение Программы, Единой всероссийской спортивной классификации (далее – ЕВСК), Единого календарного плана отдела образования, районных физкультурных и спортивных мероприятий, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по физической культуре позволит создать эффективную систему физического воспитания населения и развития спорта высших достижений.


1. Цель, задачи и принципы реализации Программы

Цель Программы – повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в образовательных организациях, укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, необходимости вести здоровый, спортивный образ жизни.


Задачи Программы:

  • формирование у учащихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;

  • повышение общего уровня знаний учащихся о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных и интернет–технологий;

  • создание единой системы непрерывного физического воспитания учащихся и оценки их физической подготовленности на основе базы данных о физическом состоянии учащихся;

  • модернизация системы физического воспитания и развития массового школьного спорта в образовательных организациях, в том числе путем расширения спортивных секций;

  • активизация деятельности по организации физкультурно-спортивной работы в трудовых коллективах, по месту учебы и жительства, в местах массового отдыха и семейного досуга граждан, улучшение качества и расширение перечня предлагаемых населению физкультурно-спортивных услуг;

  • создание современной материально-технической базы сферы физической культуры и спорта, увеличение количества объектов спорта, обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием мест занятий физической культурой;

  • развитие современных видов спорта и физкультурно-оздоровительных систем, учитывающих интересы детей, подростков и молодежи;

  • создание на районном уровне системы мониторинга физической подготовленности школьников.

В содержание и реализацию Программы заложены основные принципы:



  • оптимального сочетания оздоровительной и спортивной направленностей;

  • личностно-ориентированной направленности;

  • сознательности и активности;

  • добровольности и доступности;

  • непрерывности и преемственности;

  • вариативности и адаптируемости;

  • учёта состояния здоровья и обязательности медицинского контроля;


2. Структура и содержание Программы

Программа состоит из двух частей:



  • первая часть (нормативно-тестирующая) предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности, гармоничного развития физических качеств и двигательных навыков, оценку знаний, умений, навыков и требований к недельному двигательному режиму;

  • вторая часть (спортивная) направлена на привлечение учащихся к регулярным занятиям спортом с учётом возрастных групп Программы с целью выполнения разрядных нормативов и получения спортивных званий. Состоит из разрядных требований для различных видов многоборий и видов испытаний (тестов), входящих в Программу, применяемых в качестве поощрения для получения золотого знака в соответствии с Положением о Комплексе. Предусматривает выполнение нормативов Комплекса участниками всех этапов соревнований, включённых физкультурных и спортивных мероприятий, в программы которых входят виды испытаний (тесты) Комплекса, в том числе Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания».

Структура Программы включает следующие ступени1:

I ступень «Играй и двигайся»: 6–8 лет (1–2 классы)

II ступень «Стартуют все»: 9–10 лет (3–4 классы)

III ступень «Смелые и ловкие»: 11–12 лет (5–6 классы)

IV ступень «Олимпийские надежды»: 13–15 лет (7–9 классы)

V ступень «Сила и грация»: 16–17 лет (10–11 классы)

VI ступень «Физическое совершенство»: 18–30 лет

VII ступень «Радость в движении»: 31–40 лет

VIII ступень «Бодрость и здоровье»: 41–50 лет

IX ступень «Здоровое долголетие»: 51–55 лет и старше.

Испытания (тесты) Комплекса направлены на обеспечение объективного контроля уровня развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации, гибкости, а также уровня овладения прикладными умениями и навыками. Виды испытаний учитывают профессиональные, возрастные и половые особенности занимающихся физической культурой и спортом.

Виды испытаний Комплекса


  1. Челночный бег 3х10 м – характеристика развития быстроты и координационных способностей.

  2. Бег 30, 60, 100 м – определение развития скоростных возможностей.

  3. Бег 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 м – определение развития выносливости.

  4. Прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега – определение скоростно-силовых возможностей.

  5. Подтягивание на низкой (из виса лёжа) перекладине и высокой (из виса) перекладине, рывок гири, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища из положения лёжа на спине – определение развития силы и силовой выносливости.

  6. Наклон вперёд из положения стоя на полу или на гимнастической скамье – уровень развития гибкости.

  7. Метание мяча в цель или спортивного снаряда на дальность – овладение прикладным навыком и характеристика развития координационных способностей.

  8. Плавание 10, 15, 25, 50 м – овладение прикладным навыком.

  9. Бег на лыжах (либо кросс по пересечённой местности для бесснежных районов) 1, 2, 3, 5 км – овладение прикладным навыком.

  10. Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия из положения сидя и положения стоя – овладение прикладным навыком.

  11. Турпоход – овладение прикладными навыками.


Условия подготовки и выполнения норм Комплекса

К выполнению нормативов Комплекса допускаются лица, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом и имеющие справку установленного образца о допуске к занятиям физической культурой, выданную на основании результатов медицинского осмотра. Лица, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, допускаются к подготовке и выполнению нормативов в отдельных2 видах испытаний Комплекса.

Для получения знаков Комплекса необходимо выполнить нормативы по видам испытаний в соответствии с требованиями ступеней.

Комплекс предусматривает два уровня трудности (золотой и серебряный знаки). На основании данных мониторинга на первом этапе реализации Комплекса, по решению Минспорта России, возможно введение третьего уровня трудности (бронзовый знак).

В целях системной подготовки к выполнению норм Комплекса предусмотрено следующее положение: осуществлять подготовку в нечетных классах образовательных организаций с I по III ступени Комплекса, при этом выполнение норм в этих ступенях организуется в чётных классах, для IV и V ступеней соответственно в 9 и 11 классах, а также применять спортивную часть Комплекса, начиная с III ступени. Для первой ступени, как вводной части Комплекса, предусмотрено нововведение, связанное с познавательной и проектной деятельностью обучающихся.

В рекомендациях к недельному двигательному режиму определены временные объёмы и формы двигательной активности по каждой ступени (от 7 до 14 часов):

– утренняя гимнастика;

– обязательные учебные занятия в образовательных организациях;

– двигательно-активные виды деятельности в процессе учебного и трудового дня;

– организованные занятия в спортивных секциях, кружках по видам спорта, в группах здоровья и ОФП, участие в соревнованиях;

– самостоятельные занятия физической культурой и другие виды двигательной активности, включая спортивно-оздоровительные мероприятия в каникулярное время.
3. Этапы внедрения Комплекса

Основные этапы внедрения Комплекса

1. Первый этап (организационно-экспериментальный) – август 2013 – декабрь 2014 года:

Проведение эксперимента в образовательных организациях, создание нормативно-правовой, организационно-управленческой и материально-финансовой базы, информационно-пропагандистское внедрения Комплекса.

2. Второй этап (апробационный) – сентябрь 2014 – август 2015 года:

Внедрение Комплекса в образовательных организациях и педагогических коллективах. Апробация видов испытаний и норм, определяющих уровень физической подготовленности населения. Внесение необходимых корректив в нормативно-правовые документы, разработка организационно-управленческих моделей, подготовка материально-технической базы. Разработка и апробация различных схем организационной работы по внедрению Комплекса.

3. Третий этап (внедренческий) – сентябрь 2015 – декабрь 2016 года:

Внедрение Комплекса во всех образовательных организациях. 4. Четвертый этап (реализационный) – с января 2017 года:

4. Структура управления и ресурсное обеспечение Комплекса

Непосредственное руководство разработкой и внедрением Комплекса осуществляет отдел образования администрации Лукояновского муниципального района.

Реализация Комплекса осуществляется при участии муниципальных организаций. Для осуществления общего руководства создается комиссия по Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу.

Участие в организации работы по внедрению Комплекса принимают: отдел образования, образовательные организации, физкультурно-спортивные отделы, районные федерации по видам спорта.

Ресурсное обеспечение апробации, внедрения и реализации Комплекса осуществляется в установленном порядке из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на основе соответствующего финансово-экономического обоснования. Непосредственная подготовка к выполнению норм Комплекса для обучающихся должна быть бесплатной.

5. Обеспечение функционирования Комплекса

Методическое, кадровое, информационно-пропагандистское, нормативно-правовое и медицинское обеспечение Комплекса предполагают:


  • организацию мониторинга параметров, составляющих основу Комплекса;

  • разработку рекомендаций для различных категорий и групп населения по подготовке и выполнению нормативов Комплекса;

  • обобщение и распространение передового опыта по внедрению Комплекса в муниципальных образовательных организациях;

  • подготовку, переподготовка и повышение квалификации кадров, в том числе общественных кадров (волонтёров) для работы с населением по внедрению Комплекса;

  • разработку эффективной системы мер, направленных на пропаганду Комплекса, включающих широкое информирование школьников о Комплексе, а также осуществление образовательно-просветительской работы и оказание практической помощи в подготовке и выполнении нормативов Комплекса занимающимся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно;

  • обеспечение медицинского контроля на этапах подготовки и выполнения нормативов Комплекса;

  • внедрение в практику работы физкультурно-спортивных организаций инновационного опыта работы по организации и развитию массового спорта по месту жительства и в образовательных организациях;

  • нормативно-правовое обеспечение реализации Комплекса (принятие нормативных правовых актов);

Мотивы и стимулы реализации Комплекса

Комплекс как социально-культурное явление должен стать важнейшей частью физической культуры личности и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим интересы школьников, педагогических работников.

Для организаторов процессов, активно участвующих в выполнении программы Комплекса, разрабатываются различные системы мотивации:


  • система мер награждения и поощрения граждан, успешно выполняющих нормы Комплекса на муниципальном уровне;

  • система мер награждения и поощрения организаторов и активных участников внедрения Комплекса на муниципальном уровне;

- проведение районных конкурсов на лучшую организацию работы среди образовательных организаций по созданию условий для внедрения Комплекса среди школьников, педагогических работников;

  • использование ФОКа «Колос» при проведении мероприятий Комплекса;

  • морально-материальное стимулирование лиц, участвующих в подготовке и успешном выполнении норм Комплекса;

  • учет сведений об индивидуальных достижениях, результатах выполнения нормативов Комплекса при поступлении на обучение по программам профессионального образования;

  • предоставление дополнительных дней к отпуску, премий по месту работы (по решению работодателя);

  • организация мастер-классов, тренировок и выполнения нормативов Комплекса с участием звезд спорта.


Заключение

Реализация Программы будет способствовать модернизации системы физкультурно-спортивного движения района, созданию эффективной системы физического воспитания и развития массового спорта. Это позволит существенно повысить возможности использования средств физической культуры и спорта, активном вовлечении граждан в систематические занятия физической культурой и спортом.



В результате реализации Комплекса будут достигнуты следующие основные показатели:

  • увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 22,5% в 2012 году до 40% в 2020 году;

  • увеличение доли учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся с 52,7% в 2012 году до 80% к 2020 году;

1 В целях определения названий (девизов) и талисманов ступеней необходимо провести Всероссийский конкурс. Также предлагается провести конкурс по названию (девизу) самого Комплекса.

2 Перечень видов испытаний и их количество определяются в зависимости от заболевания и рекомендаций врача.