Скачать 179.58 Kb.
Дата07.11.2018
Размер179.58 Kb.
ТипПрограмма

Программа для детей с умственной отсталостью легкой степени посвящена проблеме социального развития и развития когнитивной сферы детей данного вида дизонтогенеза


МБОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________Коткина Т.Р.

«___»______________201___



УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Калиновская СОШ»

______________________ Макова Г.С. «___»_________________201___


Коррекционно-развивающая программа

дефектологического сопровождения

детей с умственной отсталостью в легкой степени.

Составила:

учитель-дефектолог

Гильмитдинова И.В.


Аннотация

Развивающая дефектологическая программа для детей с умственной отсталостью легкой степени  посвящена проблеме социального развития и развития когнитивной сферы детей данного вида дизонтогенеза.

Данная программа содержит практические методы дефектологического воздействия по  созданию условий для успешной адаптации детей с умственной отсталостью легкой степени в окружающей действительности и развитие когнитивных функций.



Пояснительная записка.

Детям  с умственной отсталостью легкой степени присущи ряд особенностей познавательного развития:



  • низкий уровень активности  в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;

  • затрудненность формирования следственных связей;

  • сравнительно элементарная мотивация познавательной активности;

  • недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;

  • нарушение когнитивных функций; сенсомоторного развития.

У умственно отсталого ребенка наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное - плохое развитие речи лишает ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развивается мышление. Мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственно познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. следовательно умственно отсталый ребенок оказывается неподготовленным к социальным контактам. Он очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщения.

Несформированность высших психических функций и сенсомоторной координации у детей с умственной отсталостью легкой степени соответствует особенностям их эмоциональной сферы:



  • недостаточность дифференцированность чувств. Детям  с умственной отсталостью легкой степени  чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся.  У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств;

  • неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным  поводам.  

В связи  с этим была создана коррекционно-развивающая  программа занятий, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития когнитивной сферы детей с умственной отсталостью легкой степени.  

 При составлении коррекционно-развивающей программы  учитывались следующие позиции:

1.        Соотношение факторов (органический дефект, социальные  факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).

2.        Соотношение деятельности дефектолога и педагога.

3.        Содержательная наполненность дефектологического воздействия определена ведущим видом деятельности.

4.        Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений  с миром (поведение, манера общения и т.д.).



Разработанная  программа опирается на  следующие законодательные и правовые документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Закон об образовании РФ

  • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ

  • Этический кодекс дефектолога

В основе программы лежат следующие принципы дефектологического воздействия:

  • Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью легкой степени.

  • Принцип системности развивающих, профилактических заданий.

  • Деятельностный принцип

  • Принцип комплексности методов дефектологического воздействия

  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе (очная, заочная форма работы).

Методы и техники, используемые в программе:

  • Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из  важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей  с  легкой умственной отсталостью являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки, который, к сожалению, часто недостаточен  у детей данной категории дизонтогенеза  в связи  социальными  факторами и условиями воспитания (социальные сироты, дети из неблагополучных семей и т.д.). Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнить дефицит общения  и построить более гармоничные взаимоотношения  с миром. Во многих случаях работа   с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.

Принципы применения арт-методов:

  • Принцип субъективности - отношения к детям не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, но как к личностям с индивидуальным набором потребностей, установок, взглядов и т.д.

  • Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы познавательной активности с проявлением ими инициативы и ответственности

  • Партнерство – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств  и мыслей

  • Обратная связь – ответ участников занятий о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и взаимодействия друг  с другом и ведущим.

  • Интегративность – активизация и развитие в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности,  в  пределах, обусловленных ограниченными возможностями здоровья.

  • Игротерапия -  позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются навыки применения знаний и умений в незнакомой ситуации, что обеспечивает возможность позитивного социального развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.

  • Психогимнастика  - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Участники программы: дети младшего школьного возраста и подростки с умственной отсталостью легкой степени, не имеющие текущего заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатоподобные расстройства личности)

Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы.

Под умственной отсталостью следует понимать общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

 Выраженных нарушений поведения у детей с умственной отсталостью легкой степени обычно не наблюдается. При адекватном воспитании дети с легким интеллектуальным дефектом без особого труда осваивают правильные формы поведения и в некоторой степени могут контролировать свои поступки.

Таким образом, при неосложненных формах умственной отсталости прогноз интеллектуального развития зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.

Цель программы:  создание условий для успешной адаптации детей в окружающей действительности и развитие когнитивных функций детей  с умственной отсталостью легкой степени.

Задачи программы:

• формирование положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

• формирование навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве;

• развитие эмоционально – волевой сферы;

• развитие когнитивной сферы;

• развитие сенсомоторной сферы.



Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:

Основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим  синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (дефектолога): отсутствие  специального профессионального образования.



Система организации контроля за реализацией программы:

Контроль за реализацией программы осуществляет директор школы и заместитель директора школы по  воспитательной работе. Коррекционно-развивающая дефектологическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Дефектолог предоставляет итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы  с участниками программы, исходя из их психофизических  особенностей и индивидуального развития.



Критерии оценки достижения эффективности коррекционно-развивающей программы:

  1. Проведение данного курса будет способствовать осознанию детей с умственной отсталостью легкой степени  самих себя, своих личностных качеств, успешной адаптации в социуме.

  2. У детей с умственной отсталостью будут сформированы с учетом индивидуальных особенностей, навыки самообслуживания; дети смогут ориентироваться в пространстве, осуществлять применение знаний и умений в незнакомых ситуациях.

  3. Расширение диапазона программ дефектологического воздействия на учащихся.

  4. Разработка и проведение занятий способствует повышению профессиональной компетентности дефектолога образовательного учреждения.

  5. Создание условий для благоприятной социализации детей в окружающей действительности.

  6. Повышение квалификации педагогических сотрудников

  7. Повышение уровня родительской компетентности

На эффект коррекционно-развивающей программы   влияют также следующие факторы:

  1. Установка участников и социального окружения на дефектологическое воздействие.

  2. Клинические особенности  дефекта, психосоматические особенности  ребенка с умственной отсталостью легкой степени.

  3. Характерологические  и  психофизические особенности ребенка.

 Структура и содержание программы:

Структура занятий включает в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия.  Упражнения и игры для разминки могут варьироваться в зависимости от  психоэмоционального состояния учащихся и группы. Начинается курс вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся с основными правилами работы в группе. Тематика развивающих занятий для детей с  умственной отсталостью легкой степени включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе, своих близких» и   2  блок «Моя Родина. Окружающий мир». Каждый блок включает в себя 26-28 занятий по 3-4 занятия на каждую тему. Содержание первого блока помогает   ребенку разобраться в личностных особенностях своего тела и своего внутреннего «Я», узнать свою самооценку, познакомиться с  понятиями ближайшего окружения, определить свое значение в семье, среди близких и сверстников. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей   окружающего мира, малой и большой Родины. На занятиях дети могут узнать  о способах эффективного применения знаний и умений по различным разделам, научиться правилам безопасного для себя и окружающих поведения. 

Формы проведения: индивидуальная и групповая (состав от 3 – 6 участников). Программа рассчитана на проведение занятий 2-3 раза  в неделю,  продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных и интеллектуальных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 до 40 минут.  Сроки реализации: 8 месяцев

Программа курса занятий вариативна, является гибкой  в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных интеллектуальных особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению дефектолога) с целью усвоения практического опыта или завершения дефектологического воздействия.

 Основными этапами программы являются:


  1. Организационный (подготовка программы, планирование дефектологической деятельности)

  2. Коррекционно-развивающая работа с детьми.

  3. Контрольный этап. Оценка эффективности деятельности.

  4. Консультирование и просвещение участников образовательного процесса и родителей (информационные тексты, групповые и индивидуальные консультации, посещение родительских собраний, заполнение рекомендаций в дневниках индивидуального сопровождения учащегося).


Тематическое планирование:





Тема

Основные цели:

Краткое содержание занятия.




«В начале пути»

•Становление правил поведения в группе.

•Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.



1.Установление контакта. Определение правил работы в группе.  Упражнение «Свеча», «Волшебный клубочек» 

2.Упражнения, направленные на развитие когнитивной сферы, сенсомоторной координации



  • «Пальчики здороваются»

  • «Ушки-рожки-колечки»

3.Обсуждение итогов занятия.

«Я и моё тело»

Цели:

-установление контактов между участниками

-знакомство с частями тела

-развитие навыков совместной игры



1.Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.

2.Разминка.  Игра «Коршун и наседка»

3.Упражнение на развитие когнитивной сферы, сенсомоторной координации


  • Упражнения: «Ладонь-ребро-кулак», «Нос, пол, потолок», «Чего не стало»

4.Заключительное обсуждение итогов занятия.

«Мир напротив меня»

Цели:

-Гармонизация эмоционального состояния.

-Развитие познавательного интереса.

-Формирование умения ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив.

Осознание чувств


1.        Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.        Разминка.

Упражнения: «Мой дом», «Что умею», «1,2,3,4-мы шагаем по квартире»

«Кулак, палец, ладонь»

3.        Основная часть

•        Упражнение «Лицо»

Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношения с  родителями.

•        Упражнения: «Зеркало», «Право-лево», «Повтори за мной»

Цель: формирование умения ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив.

4.        Заключительное обсуждение.



«Мой волшебный мир»

  • Развитие сенсорной сферы.

  • Развитие навыков самообслуживания.

  • Познание внутреннего мира ребенка

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка

Упражнение «Переключатели»

3.Основная часть



Упражнение «Чудо – кактус»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция.



Упражнение«Мир вокруг нас»

Цель: познание внутреннего мира ребенка, тактильная стимуляция.

3.Заключительное обсуждение.


«Необыкновенная

скорлупа»



  • Гармонизация эмоционального состояния ребенка.

  • Развитие познавательного интереса.

  • Развитие навыков самопознания.

  • Познание окружающего мира ребенка

1.        Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.        Разминка

Упражнение «Ревущий мотор»

Цель:  позволяет сбросить напряжение и настроится на работу

3.Основная часть

Упражнение «Воображение»

Упражнение «Волшебная скорлупа».

Цель: развитии воображения; оказание помощи в правильном построении отношений с   женщиной -  матерью.

4.        Заключительное обсуждение.


«Мои достижения»

•        Гармонизация эмоционального состояния ребенка.

•        Развития временных понятий.

•        Развитие адекватной самооценки.

•        Развитие когнитивных функций.



  1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

  2. Разминка

Упражнения «Меняющаяся комната».

  1. Основная часть

  • Упражнение «Цветущий домик», «Сад», «А у нас сегодня…»

Цель: развитие воображения, позитивного отношения к учебе, познавательной деятельности.

  • Упражнения «Мои достижения»

  1. Заключительное обсуждение.

«Фигурка времени»

•        Развитие воображения, внимания.

•        Развитие навыков самообслуживания.

•        Развитие коммуникативных умений и навыков.


1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка

Упражнение «Что будет».

Цель – обогащение словарного запаса детей, развитие понятийного аппарата временных измерений .

3.Основная часть

•Упражнение «Лезгинка».

•Игры  с геометрическими фигурами. «Геометрик», «Танграмм»

4.Заключительное обсуждение.



«В царстве смекалки»

•        Развитие внимания, воображения, мыслительных процессов

•        Развитие навыков самоконтроля

•        Осознание неконструктивных способов решения задач.

•        Развитие коммуникативных умений и навыков.



1.Разминка: упражнения на развитие доброжелательности и взаимодействия.

Упражнения: «Здравствуйте!», «Пустое место».

2.Упражнение «Рисование по сырому листу»

Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния, тактильная стимуляция, развитие воображения.

3.Основная часть.

•Упражнение «Сколько кошек?», «Портной», «Ребусы», «Свечи»

•Коммуникативная игра. «Обыкновенное чудо»

Цель: способствовать  развитию умения дифференцировать собственные ощущений, вербализация чувств, элементарный самоанализ.

4.Заключительное обсуждение.


«Что же дальше?»

•        Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему.

•        Развитие когнитивной сферы.

•        Развитие самопознания.

•        Развитие сенсомоторной координации.



1.Разминки: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

Упражнение «Свободное падение», разминка с шарами.

 Основная часть

•Упражнения: «Кодировка», «Лабиринт», «Пересказчики», «Труд и человек»

•Игра «Волшебные руки»

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков,  развитие умения дифференцировать собственные ощущения, вербализация чувств.

2.Заключительное обсуждение с оценкой результатов занятия.


«На верном пути»

•Повышение познавательной активности

•Развитие навыков самоконтроля.



План проведения:

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.


  • Упражнение «Слепой и поводырь».   Упражнение «Лезгинка»

3.        Основная часть. Двигательные упражнения «Кто за кем, что за чем». Теоретическая часть «Как умею я дружить»

  • Упражнение «Автопортрет» Игра «Чудесные пироги»

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.

«Что помню»

•Развитие внимания, мнестических процессов

•Развитие навыков самоконтроля

•Развитие коммуникативных умений и навыков


1.Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

Упражнение «Свободное падение»,

 упражнение «Помню-не помню».

•Упражнение «Лабиринт»

•Упражнение «Ковер – самолет».

Цель: развитие мнестических процессов.

•Игра «Где мы были…»

Цель: способствовать развитию воображения, навыков самоконтроля.

2.        Релаксационные упражнения «Тряпичная кукла», «Надувная кукла»


«Где-то далеко…»

•Развитие когнитивной сферы

•Развитие конструктивного гнозиса.

Способствовать умению различать антонимы, синонимы

Понятия малая родина и Родина-мать.



1.Разминка: упражнение на движение, взаимодействие и противодействие.

Упражнение «Далеко-близко».

2.        Основная часть.

•        Упражнение на внимание.

Упражнения: «Всё наоборот», «Как сказать?», «Помощники»

•        Ролевая игра  с проговариванием синонимов и антонимов.

Упражнения: «Чудо – юдо», «Дележ верблюдов», «Где березка, где рябина»

3.        Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при выполнении заданий.



  • Упражнение «Посчитай до десяти»

«Пространство»

•Развитие умения ориентироваться в пространстве

•Развитие саморегуляции



1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка: упражнения на движение и внимание: «Верх-низ», «По кругу»

3.Основная часть.

•Разыгрывание ситуаций, провоцирующих применение знаний ориентировки в пространстве: класса, листа бумаги, школы, ближайшего окружения.

•Упражнения: «Клетка», «Серпантин слов», «Два города», «Морской бой»

Игра «12 записок».

4.Заключительное обсуждение с оценкой.


«Исторический зоосад»

Обогащение словарного запаса

Развитие коммуникативных навыков

Расширение кругозора

Развитие познавательной активности



1.Разминка. Упражнения: «Где обедал воробей», «Коршун и наседка», «Обед».

2.Основная часть

•Игра «Где мы были…».

Цель: развитие коммуникативных навыков, умений определять характерные особенности животных разных стран.

•Упражнение «Закончи предложение»

3.Заключительное обсуждение



«Альбом событий»

•Развитие саморегуляции

•Развитие познавательной активности.

•Развитие коммуникативных умений и навыков


1.Разминка. Упражнения: «Самолеты», «Часики», ребусы, загадки.

2.Основная часть:



  • игра «Расшифровка»

Цель: развитие межанализаторных взаимосвязей, мыслительных операций.

Упражнения: «Лабиринты», определение последовательности событий, логические цепочки.



3.Заключительное обсуждение



Перечень учебно – методических материалов, используемых при подготовке и реализации программы:


  • Бейсова В.Е. Психолого – медико – педагогический консилиум и коррекционно – развивающая работа в школе/ В. Е. Бейсова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283, [1] с. – (Сердце отдаю детям).

  • Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.-144 с.

  • Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка. – Москва: Владос, 2006.-247с.

  • Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 565с.

  • Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.: ил.

  • Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).

  • Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.

  • Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком.  –СПб.: Речь, 2006. – 144с.

  • Практикум по интеллектуальным играм  с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)

  • Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. 208с.

  • Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа  с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. – 144с.

  • Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа  с детьми  с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.  – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.

  • Сучкова А.Н. Арт  - терапия в работе с  детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112с.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа для детей с умственной отсталостью легкой степени посвящена проблеме социального развития и развития когнитивной сферы детей данного вида дизонтогенеза

Скачать 179.58 Kb.