Скачать 467.51 Kb.
страница1/2
Дата13.02.2018
Размер467.51 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Программа дисциплины «Методика и методология преподавания социологии в высшей школе»


  1   2

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Высшая школа современных социальных наук (факультет)

Утверждаю

Директор

ВШССН (факультета)

МГУ имени М.В.Ломоносова

________________академик Г.В.Осипов

«19» ноября 2015_ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика и методология преподавания социологии в высшей школе»

по направлению подготовки научно-педагогических кадров

в аспирантуре 39.06.01. Социологические науки.

Направленность (профиль) подготовки – Социология управления



Разработчик: доцент ВШССН

к.с.н. доцент Федулова Алла Викторовна

Программа одобрена на заседании Ученого совета ВШССН

08 ноября 2015 года, протокол № 8

Москва


2015

1. Код и наименование дисциплины (модуля): «Методика и методология преподавания социологии в высшей школе».

2. Уровень высшего образования: аспирантура.

3. Направление подготовки: 39.06.01. Социологические науки. Направленность программы (профиль) подготовки: 22.00.08 Социология управления.


4. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП: блок обязательных дисциплин, вариативная часть, дисциплина в направленная на подготовку к преподавательской деятельности: 2 год обучения, 3 семестр.
5. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников): в результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы:

– универсальные компетенции, не зависящие от направления подготовки;

– общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки;

– профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки (далее – направленность программы). В результате освоения указанной программы аспирантуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:


универсальными компетенциями:

  • готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке (УК-5);

  • способностью к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовностью нести ответственность за их последствия (УК-6);

  • способностью планировать, осуществлять и оценивать учебный процесс с учетом специфики образовательной среды (УК-7);



общепрофессиональными компетенциями:


  • способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося по программам высшего образования (ОПК 1);

  • способностью разрабатывать комплексное методическое обеспечение образовательных дисциплин (модулей) с учетом передового международного опыта (ОПК -2);

  • готовность использовать современные социологические методы исследования, информационные и социальные технологии, методы социального проектирования и прогнозирования для анализа и оценки состояния социальной реальности и выявления тенденций развития общества, его сфер, институтов, процессов и социальных групп (ОПК-5);


профессиональными компетенциями:


  • способность адаптировать и обобщать результаты современных социологических исследований для целей преподавания социальных дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-3).



  1. Планируемые результаты обучения




Формируемая

компетенция

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке (УК-5; базовый уровень формирования компетенции)

  • Уметь следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках (Код У1 баз (УК-5));

  • Владеть различными методами, технологиями и типами коммуникаций при осуществлении профессиональной деятельности на государственном и иностранном языках (Код В1 баз (УК-5)).




Способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия (УК-6; базовый уровень формирования компетенции)




  • Знать содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда (Код З1 баз (УК-6));

  • Уметь формировать и аргументированно отстаивать принимаемые решения (Код У1 баз (УК-6));

  • Уметь осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом (Код У2 баз (УК-6));

  • Уметь формулировать цели личностного и профессионального развития и условий достижения, исходя из тенденций развития профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей (Код У3 баз (УК-6));

  • Владеть приемами и технологиями принятия решений по решению нестандартных профессиональных задач

(Код В1 баз (УК-6));

Владеть способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития (Код В2 баз (УК-6)).



Способность планировать, осуществлять и оценивать учебный процесс с учетом специфики образовательной среды (УК-7; базовый уровень формирования компетенции)

  • Знать основные тенденции в преподавании социологических дисциплин (Код З1 баз (УК-7));

  • Уметь планировать учебный процесс (Код У1 баз (УК-7);

  • Владеть методами оценки эффективности учебного процесса (Код В1 баз (УК-7));

  • Владеть навыками подготовки учебных программ и учебно-методических материалов (Код В2 баз (УК-7)).




Способность обоснованно выбирать и эффективно использовать современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося по программам высшего образования (ОПК 1; базовый уровень формирования компетенции);

  • Знать современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося по программам высшего образования (Код З1 баз (ОПК-1));

  • Уметь обоснованно выбирать современные образовательные технологии, методы и средства обучения для обеспечения целей учебного процесса в высшей школе (Код У1 баз (ОПК-1));

  • Владеть навыками эффективного использования современных образовательных технологий, методов и средств обучения для обеспечения целей учебного процесса в высшей школе (Код В1 (ОПК-1));

Способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение образовательных дисциплин (модулей) с учетом передового международного опыта (ОПК-2; базовый уровень формирования компетенции);


  • Знать содержание работ по комплексному методическому обеспечению образовательных дисциплин ((Код З1 баз (ОПК-2));

  • Знать международный опыт комплексного методического обеспечения образовательных дисциплин ((Код З2 баз (ОПК-2));

  • Уметь создавать элементы методического обеспечения образовательных дисциплин (модулей) с учетом передового международного опыта (Код У1 баз (ОПК-2));

  • Владеть навыками разработки комплексного методического обеспечения образовательных дисциплин (модулей) с учетом передового международного опыта (Код В1 баз (ОПК-2)).

Готовность использовать современные социологические методы исследования, информационные и социальные технологии, методы социального проектирования и прогнозирования для анализа и оценки состояния социальной реальности и выявления тенденций развития общества, его сфер, институтов, процессов и социальных групп (ОПК-5; базовый уровень формирования компетенции);

  • Знать принципы анализа и оценки состояния социальной реальности и выявления тенденций развития общества, его сфер, институтов, процессов и социальных групп ((Код З2 баз (ОПК-5);

  • Владеть навыками анализа и оценки состояния социальной реальности и выявления тенденций развития общества, его сфер, институтов, процессов и социальных групп (Код В1 баз (ОПК-5)).




Способность адаптировать и обобщать результаты современных социологических исследований для целей преподавания социальных дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-3; базовый уровень формирования компетенции)

  • Знать результаты современных социологических исследований в области социологии управления (Код З1 баз (ПК-3));

  • Уметь обобщать результаты современных социологических исследований (Код У1 баз (ПК-3));

  • Владеть навыками адаптации результатов современных социологических исследований для целей преподавания социальных дисциплин в высших учебных заведениях (Код В1 баз (ПК-3));




6.Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:



Объем дисциплины (модуля) составляет__3_ зачетные единицы, всего_ 108 _ часов, из которых 32 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (14 ч. лекционные занятия и 18 ч. занятия семинарского типа, _4_ ч. мероприятие промежуточной аттестации –зачет,), 72 _часа составляет самостоятельная работа обучающегося.


  1. Входные требования для освоения дисциплины: Полностью сформированная универсальная компетенция УК-1 в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «39.06.01 Социологические науки», ОС самостоятельно устанавливаемого МГУ имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего образования – программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 39.06.01 «Социологические науки».


  1. Используемые технологии:

А. Образовательные:

- проведение лекционных занятий дискуссионного формата с

использованием мультимедийных технологий;

- применение интерактивных обучающих технологий: групповые дискуссии, круглые столы;

- формирование индивидуальных образовательных траекторий посредством выполнения практических заданий, направленных на освоение методики и методологии преподавания социологических дисциплин;

Б. Научно-исследовательские:

- стимулирование поиска дополнительной информации для подготовки к групповым дискуссиям по темам дисциплины;

− стимулирование работы аспирантов с материалами периодических изданий; интернет-источников; международных научных электронных баз для поиска информации.





  1. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и виды учебных занятий




Наименование и

краткое содержание

разделов и тем

дисциплины (модуля),
форма промежуточной

аттестации по

дисциплине (модулю)



Всего

(часы)

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем),

часы

из них


Самостоятельная работа

обучающегося, часы

из них




Занятия лекционного типа

Занятия семинарного типа

Групповые консультации

Индивидуальные консультации

Учебные занятия,

Направ-ленные на

Проведе-ние текущего

контроля


успевае-мости

коллок-виумы,

практи-ческие

контроль-ные занятия

и др)*


Всего

Выпо-лне-

ние


дома-шних

зада-ний


Подготовка

рефератов

и т.п.


Всего

Раздел 1. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки «Социология»: структура, содержание, порядок разработки.

1.Планирование и формирование основной профессиональ-ной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Социология»




10

2

2












4

2

4



6

2. Требования к учебно-методическим материалам по направлению подготовки «Социология»

12

2

2










4

4

4

8

Раздел II. Формы обучения социологии и их организационно-методическое обеспечение.

Тема 3. Методика подготовки и проведения лекций по социологическим дисциплинам.





18

2

4












6

8

4



12

Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарских занятий по социологическим дисциплинам.


18

2

4










6

8

4

12

Тема 5. Методические требования к организация самостоятельной и научно-исследовательской деятельности студентов-социологов.

16

2

2










4

8

4

12

Раздел III. Контроль качества реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология»

Тема 6. Механизм оценки сформированности компетенций студентов по направлению подготовки «Социология».




14

2

2












4

6

4



10

Тема 7. Механизм оценки удовлетворен-ности качеством реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология».

16

2

2










4

8

4

12




4

(зачет)




4

(зачет)







Итого

108




36




72


10. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки «Социология»: структура, содержание, порядок разработки

Тема 1. Планирование и формирование основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Социология».

Отражение миссии и целей образовательного учреждения в формировании основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее ОПОП ВО) по направлению подготовки «Социология. Документальное обеспечение формирования ОПОП ВО. Отражение в ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология» нормативных положений Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции). Роль образовательных стандартов высшего образования в формировании общей картины мира обучающихся. Изменения в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлению подготовки «Социология», Образовательных стандартах, самостоятельно устанавливаемых МГУ имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего образования по направлению подготовки «Социология». Специфика формирования образовательных программ для бакалавриата и магистратуры. Особенности формирования образовательных программ бакалавриата и магистратуры при интегрированной подготовке по направлению «Социология».

Компетентностный подход как новая образовательная парадигма. Виды компетенций. Возможности профилирования ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология». Понятие «входного уровня знаний, умений, опыта деятельности» для формирования компетенций обучающихся по ОПОП ВО. Связь компетенций с планируемыми результатами обучения, характеризующими этапы формирования компетенций, критериями, показателями и средствами их оценивания.

Структурирование объема элементов ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология» в зачетных единицах, логика распределения элементов ОПОП ВО по периодам обучения.


Тема 2. Требования к учебно-методическим материалам по направлению подготовки «Социология».

Понятия «методики» и «методики преподавания». Соотношение методики преподавания с другими науками. Общая методика преподавания общественных дисциплин в вузе. Структура методики преподавания социологии как частная методическая дисциплина.

Практическое применение общедидактических принципов вузовского обучения при подготовке учебно-методических материалов по социологическим дисциплинам. Критерии соответствия учебно-методических материалов по социологическим дисциплинам принципу научности и требованиям включения предметных знаний, знаний о методах научного познания, историко-научных знаний, иллюстрирующих развитие социологии и соответствующих способов познавательной деятельности учащихся; включение методов эмпирического познания социальной реальности. Реализация опыта конвергенции современных научных знаний в каждом учебном предмете и устранение дублирования отдельных аспектов содержания рабочих программ социологических дисциплин как элементов ОПОП. Требование к информационной насыщенности и актуальности учебной информации на разных уровнях подготовки (бакалавр, магистр).

Модернизация социологического знания в XXI в. Смена научных картин мира и социология. Структура современной социологии. Полипарадигмальность и монизм современного социологического знания. Критерии отбора содержания социологического знания в конкретную рабочую программу.

Структура рабочей программы. Место и роль самостоятельной работы в рабочей программе по социологической дисциплине. Требования к использованию современных образовательных и научно-исследовательских технологий в обучении социологии. Содержание фонда оценочных средств в рабочей программе. Критерии оценка качества подготовленной рабочей программы по социологической дисциплине.

Учебное пособие и учебник по социологии. Структура и дидактические составляющие проблемы «учебник по социологии» для вуза. Способы проверки адекватности восприятия учебного текста, соответствия критериям быстроты и прочности усвоения учебной информации по социологии студентами. Экспертные требования к качеству учебных пособий и учебников по социологии. Особенности подготовки хрестоматии, практикума по социологии и рабочей тетради для студента.


Раздел II. Формы обучения социологии и их организационно-методическое обеспечение
Тема 3. Методика подготовки и проведения лекций по социологическим дисциплинам.

Лекция в системе профессионального обучения социологии. Примеры педагогической практики известных социологов.

Методические основы чтения лекции по социологии. Роли преподавателя социологии: ученый, педагог, оратор. Необходимость обладания преподавателем социологии социологическим мышлением (Бергер П.Л., Бауман З.), социологическим воображением (Миллс Ч.). Универсализм-бескорыстие - организованный скептицизм (Р. Мертона). Этические нормы преподавателя социологии. Ораторское искусство преподавателя социологии: открытость позиции лектора, наличие авторской позиции, право слушателей на иное мнение, направленность на слушателя, вовлечение в совместные размышления, субъектность лектора, языковая личность лектора. Функции лекции. Важные принципы содержания лекции: научность, доступность, занимательность. Этапы подготовки лекции по социологии. Значение планирования лекции. Методические рекомендации к содержанию вводной, основной и заключительной части лекции по социологии.

Классификации лекций по социологии. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие. По научному уровню: академические и популярные. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности). По способу изложения материала по социологии: бинарные или лекции-дискуссии, проблемные, лекции-конференции. Особенности их проведения. Методика проведения лекций по дисциплине: «Социология управления». Методика проведения популярных лекций по социологии для студентов других направлений подготовки, для широкой общественности, для будущих абитуриентов социологии. Примеры из практики преподавателей социологии. Критерии оценки качества лекции по социологии.


Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарских занятий по социологическим дисциплинам.
Цели и задачи семинарских занятий по социологии. Функции. Анализ преимуществ и недостатков разных типов семинаров по социологическим дисиплинам: вопросно-ответная система, развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия, устные доклады студентов с последующим их обсуждением, обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами, теоретическая конференция в группе или на потоке, семинар-диспут, семинар пресс-конференция, семинар-панель, комментированное чтение первоисточников по социологии; решение тестовых задач и упражнений, социологических кроссвордов, семинар по материалам социологических исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя, семинар-видеонаблюдение реальных практик, семинар-коллоквиум. Критерии оценки участия студентов в дискуссии по социологической проблематике. Критерии оценки участия студентов в разборе кейсов по социологии. Критерии оценки качества семинаров (Кисельгоф С.). Примеры из педагогической практики преподавателей социологии.

Включение активных методы обучения в семинарские занятия по социологии. Преимущества вышеуказанных форм обучения. Работа студентов-социологов в команде. Метод мозгового штурма, деструктивной отнесенной оценки (проф. В.Н. Мосин), метод «635». Критерии оценки участия студентов-социологов в дебатах. Методика организации дебатов по обсуждению социологических проблем. Методика проведения социологического турнира. Игра как форма и метод активного обучения социологии. Критерии оценки участия студентов в игре. Примеры педагогической практики преподавателей социологии.


Тема 5. Методические требования к организация самостоятельной и научно-исследовательской деятельности студентов-социологов.
Подходы к организации самостоятельной работы студентов (Р. Микельсон, Б. Есипов, П. Пидкасистый, А. Лындин). Основные цели самостоятельной работы. Оптимизация самостоятельной работы студентов-социологов.

Виды самостоятельной работы по поставленным целям: приобретение новых знаний; углубление ранее приобретенных знаний; обобщение, систематизация и практическое применение знаний; формирование практических умений и навыков; самоконтроль в процессе усвоения знаний и выработка навыков их использования при решении практических проблем; развитие у студентов внимания, памяти, методов логического мышления, гражданских качеств и т.д. Самостоятельная работа по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивная, продуктивная. Самостоятельная работа по методу выполнения: аудиторная и внеаудиторная. Самостоятельная работа по участию преподавателя в осуществлении самостоятельной работы студентов: работа под руководством преподавателя, но без его непосредственного вмешательства; работа под опосредованным руководством преподавателя (через выполнение его заданий); полностью самостоятельная работа (удовлетворение своих личных познавательных интересов без какого-либо участия преподавателя).

Специфика составления методических рекомендации преподавателя социологических дисциплин для обеспечения самостоятельной работы по социологии.

Процесс обучения научному творчеству по социологии. Конспектирование первоисточников по социологии. Методы составления конспектов по социологии. Подготовка научных рефератов по социологии. Студенческий реферат по социологическим дисциплинам. Задачи подготовки студенческого реферата. Методические требования к содержанию реферата. Критерии оценивания качества подготовленного студенческого реферата по социологическим дисциплинам. Методические требования к подготовке отзыва и рецензии.

Студенческое эссе по социологическим дисциплинам. Методические требования к содержанию эссе. Критерии оценивания качества подготовленного студенческого эссе по социологическим дисциплинам.

Современные правила оформления научных текстов. Составление библиографического аппарата. Оформление заимствований. Добросовестное и недобросовестное заимствование. Требования, применяемые к цитированию и оформлению ссылок. Примечания, приложения и вспомогательные указатели.

Проектное обучение по социологии. Виды проектов. Основные этапы подготовки проекта по социологии. Критерии оценки результатов подготовленного студентами проекта по социологии.

Методическая сопровождение всех видов производственной практики по направлению подготовки «Социология». Разбиение прохождения практик на этапы. Критерии оценки прохождения студентами каждого этапа всех видов производственных практик.

Методические рекомендации для подготовки курсовой работы по социологии. Критерии оценки курсовой работы. Методические рекомендации для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки «Социология». Критерии оценки выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки «Социология».

Методические рекомендации подготовки и защиты магистерской диссертации по социологии. Критерии оценки выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки «Социология».




Раздел III. Контроль качества ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология»
Тема 6. Механизм оценки сформированности компетенций студентов по направлению подготовки «Социология».

Общая характеристика форм контроля знаний, умений, навыков по социологии. Функции контроля. Требования, предъявляемые к выбору форм контроля знаний, умений, навыков по социологии.

Предварительный, текущий, рубежный (тематический) и итоговый контроль. Рейтинговая система оценки знаний по социологии. Основные формы академического рейтингования. Разработка балльной системы оценки.

Теоретические основы и организация учебного тестирования. Критерии добротности учебного теста. Типология вопросов учебного теста. Достоинства и недостатки тестирования как формы контроля знаний по социологии.

Зачет как основная форма проверки знаний. Варианты технологии проведения зачета. Критерии оценки ответов студентов на зачете по социологической дисциплине.

Методические требования по проведению экзамена по социологической дисциплине. Государственный итоговый экзамен. Методика проведения государственного итогового экзамена по социологии



Тема 7. Механизм оценки удовлетворенности качеством ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология».

Система оценки и контроля качества высшего образования. Изучение мнений о качестве образовательных услуг студентов, преподавателей, участвующих в реализации ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология» и работодателей, принимающих на работу выпускников-социологов. Разработка практических рекомендаций по улучшению качества ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология»


Темы семинарских занятий.
Раздел 1. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки «Социология»: структура, содержание, порядок разработки



  1. Семинар - «круглый стол» на тему: «Планирование и формирование основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Социология».


Цель семинарского занятия: проанализировать основные составляющие ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология.

Задачи:

  • проанализировать нормативные положения документов, регламентирующих создание и реализацию ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология»;

  • научить формулировать направленность (профиль) ОПОП ВО по направлению «Социология», соответствующие профилю компетенции;

  • научить связывать специальные профессиональные компетенции с планируемыми результатами обучения, характеризующими этапами формирования компетенций, критериями, показателями и средствами их оценивания.



Вопросы для обсуждения:


  1. Общественные дискуссии об изменениях в нормативных положениях документов, регламентирующих подготовку по направлению направлению подготовки «Социология» (ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС по направлению подготовки «Социология».

  2. Компетентностный подход в образовании как результат сотрудничества вуза и работодателей.

  3. Обсудить практику профилирования ОПОП по направлению «Социология» (на примере сайтов российских вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Социология».



Подготовка эссе: 1

Практические задания: 1,2, 3.

Литература основная: 1,3,5,11.

Литература дополнительная: 4, 6.



  1. Семинар - «коллоквиум» на тему: «Требования к учебно-методическим материалам по направлению подготовки «Социология».


Цель семинарского занятия: проанализировать основные требования к учебно-методическим материалам по направлению подготовки «Социология.

Задачи:

  • научиться анализу качественной подготовки учебно-методических материалов по направлению «Социология»;

  • научиться структурировать материал в рабочей программе дисциплины по направлению подготовки «Социология»;

  • научить анализировать качество присутствующих в образовательном процессе учебников и учебных пособий.



Вопросы для обсуждения:


  1. Проанализировать изменения в структуре социологического знания на рубеже XX и XXI в.в., обсудить критерии отбора социологического знания в рабочую программу дисциплины.

  2. Обсудить качество рабочих программ дисциплин по направлению подготовки «Социология» (на примере рабочих программ, находящихся в свободном доступе в Интернет).


Подготовка эссе: 2

Практические задания: 3,4,5

Литература основная 3,9,10.

Литература дополнительная 5
Раздел II. Формы обучения социологии и их организационно-методическое обеспечение


  1. Семинар - «практикум» на тему: «Методика подготовки и проведения лекций по социологическим дисциплинам».


Цель семинарского занятия: научиться качественной подготовке лекций по социологии.

Задачи:

  • научиться подготавливать лекционный материал по социологии для аудитории различной степени подготовленности;

  • научиться проводить лекции по социологии разных типов;

  • научиться педагогической саморефлексии и анализу качества подготовленных лекций другими преподавателями.


Вопросы для обсуждения:


  1. Обсуждение качества подготовленных фрагментов различных типов лекций по социологии.

  2. Обсуждение конкретных педагогических ситуаций, возникающих при проведении различных типов лекций по социологии.


Подготовка эссе: 3.

Практические задания: 6,7.

Литература основная: 10, 12.

Литература дополнительная 1.



  1. Семинар - «практикум» на тему: «Методика подготовки и проведения семинарских занятий по социологическим дисциплинам».


Цель семинарского занятия: научиться качественной подготовке семинарских занятий по социологии.

Задачи:

  • научиться качественно подготавливать учебно-методический материал для семинарских занятий по социологии с использованием активных методов обучения;

  • научиться проводить семинарские занятия по социологии с использованием активных методов обучения;

  • научиться педагогической саморефлексии и анализу качества подготовленных семинарских занятий другими преподавателями.


Вопросы для обсуждения:


  1. Обсуждение качества подготовленных семинарских занятий по социологии.

  2. Обсуждение конкретных педагогических ситуаций, возникающих при проведении семинарских занятий по социологии.


Подготовка эссе: 4.

Практические задания: 8,9.

Литература основная: 4, 10,12.

Литература дополнительная 7.



  1. Семинар - «практикум» на тему: «Методические требования к организация самостоятельной и научно-исследовательской деятельности студентов-социологов».


Цель семинарского занятия: научиться методике организации самостоятельной работы студентов-социологов.

Задачи:

  • научиться качественно подготавливать учебно-методический материал для организации самостоятельной работы по социологии;

  • научиться формулировать темы рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ по социологии;

  • научиться формулировать методические рекомендации для самостоятельного обучения по конкретной социологической проблематике;

  • научиться готовить проектное задание для студентов-социологов.


Вопросы для обсуждения:

  1. Обсуждение качества подготовленных рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ по социологии (на примере конкретных работ).

  2. Обсуждение возможностей и препятствий проектного обучения по социологии.


Подготовка эссе: 5.

Практические задания: 10,11,12,13.

Литература основная 10,12.

Литература дополнительная 7.
Раздел III. Контроль качества ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология»


  1. Семинар - «практикум» на тему: «Механизм оценки сформированности компетенций студентов по направлению подготовки «Социология».


Цель семинарского занятия: научиться методологически грамотно оценивать степень сформированности компетенций студентов по направлению подготовки «Социология».

Задачи:

  • научиться использовать рейтинговую систему оценки сформированности компетенций студентов-социологов;

  • научиться разрабатывать и использовать учебные тесты по социологии.



Вопросы для обсуждения:


  1. Применение рейтинга в преподавании социологии.

  2. Проблемы и возможности использования учебных тестов по социологии.


Подготовка эссе: 6.

Практические задания: 14,15.

Литература основная: 2,7.

Литература дополнительная: 3.


  1. Семинар - «практикум» на тему: «Механизм оценки удовлетворенности качеством реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология».


Цель семинарского занятия: научиться оценивать степень удовлетворенности качеством реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология».

Задачи:

  • научиться разрабатывать анкету для оценки удовлетворенности студентов качеством реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология»;

  • научиться разрабатывать анкету для оценки удовлетворенности преподавателей, участвующих в реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология» ее качеством;

  • научиться разрабатывать анкету для оценки удовлетворенности работодателей качеством реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология»;



Вопросы для обсуждения:


  1. Качество ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология» как основное условие ее реализации.

  2. Запросы работодателей к реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология».



Подготовка эссе: 5.

Практические задания: 16,17,18,19

Литература основная 5,6,7,8,13.

Литература дополнительная 7.
Темы эссе:


  1. Образовательные стандарты и учебные планы по направлению подготовки «Социология»: опыт и проблемы.

  2. Современный учебник по социологии: путь к мастерству.

  3. Современная интерактивная лекция по социологии.

  4. Активные методы обучения в семинарских занятиях по социологии.

  5. Проектное обучение социологии как ключевой ориентир в будущей профессиональной деятельности.

  6. Рейтинговая система обучения социологии: проблемы и возможности.

  7. Участие работодателей в реализации ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология»: проблемные области и возможности взаимовыгодного сотрудничества.



Практические задания:


  1. Подготовить аналитический обзор направленностей (профилей) ОПОП ВО подготовки социологов, присутствующих в российском образовательном пространстве.

  2. Предложить профиль ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология» и сформулировать соответствующие специальные профессиональные компетенции, представить планируемые результаты обучения («знать», «уметь», «владеть»), критерии результатов обучения и в обобщенном виде перечисление оценочных средств формирования компетенции.

  3. Проанализировать качество подготовленных российскими преподавателями рабочих программ по направлению подготовки «Социология», присутствующих в свободном доступе в образовательном пространстве (не менее 3-х).

  4. Предложить структуру собственной рабочей программы по дисциплине, связанной с диссертационным исследованием.

  5. Проанализировать по заданной схеме качество существующих учебника и учебного пособия по направлению подготовки «Социология», выпущенного за последние три года.

  6. Подготовить три 15-минутных фрагмента лекций различных типов по социологии для бакалавров-социологов, для школьников, желающих поступать на обучение по направлению «Социология» и для широкой общественности по актуальным социальным проблемам.

  7. Подготовить самоанализ своих и анализ представленных другими аспирантами 15-минутных фрагментов лекций различных типов по социологии для бакалавров-социологов, для школьников, желающих поступать на обучение по направлению «Социология» и для широкой общественности по актуальным социальным проблемам.

  8. Подготовить и провести полноценное семинарское занятие по теме диссертационного исследования аспиранта, предназначенное для бакалавров-социологов с использованием активных методов обучения.

  9. Подготовить самоанализ своего проведенного семинарского занятия и анализ представленных другими аспирантами семинарских занятий по социологии, представленных другими преподавателями.

  10. Разработать методические рекомендации по самостоятельной работе студентов-социологов, изучающих проблематику диссертационного исследования аспиранта.

  11. Придумать не менее 3-х тем эссе и 3-х тем рефератов для бакалавров-социологов по проблематике диссертационного исследования аспиранта.

  12. Проанализировать качество подготовки конкретного реферата, курсовой работы и выпускной квалификационной работы по направлению «Социология».

  13. Подготовить проектное задание для студентов-социологов по проблематике диссертационного исследования аспиранта и сформулировать критерии оценки его успешного выполнения.

  14. Разработать систему балльной оценки сформированности компетенций по конкретной социологической дисциплине, связанной с темой диссертационного исследования аспирантов.

  15. Разработать учебный тест с различными типами вопросов (не менее 10 вопросов) по конкретной социологической дисциплине, связанной с темой диссертационного исследования аспирантов.

  16. Разработать анкету для оценки удовлетворенности студентов качеством реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология» и опросить обучающихся студентов одной группы.

  17. Разработать анкету для оценки удовлетворенности преподавателей, участвующих в реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология» ее качеством и опросить не менее 5 преподавателей.

  18. Разработать анкету для оценки удовлетворенности работодателей качеством реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология» и опросить не менее 3-х работодателей;

  19. Сформулировать предложения по улучшению качества реализуемой ОПОП ВО по направлению подготовки «Социология».



  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации:



  1   2