страница1/3
Дата06.02.2018
Размер0.54 Mb.

Программ а сдюсшор по парусному спорту г. Челябинск Часть Организация и планирование учебного процесса


  1   2   3

Утверждаю:

Начальник Управления по

Физической культуре спорту

и туризму г. Челябинска

Серебренников Ю.Н.


П Р О Г Р А М М А

СДЮСШОР


по парусному спорту

г. Челябинск


Часть 1. Организация и планирование учебного процесса


  1. Основные задачи

СДЮСШОР является учреждением дополнительного образования. Она призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям. Основными задачами являются:

    1. начальный этап подготовки:

  • привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям парусным спортом;

  • укрепление здоровья детей и подростков, развитие основных физических качеств: общей выносливости, ловкости, гибкости; обучение и сдача нормативов оп плаванию;

  • воспитание морально-этических, волевых качеств, воспитание патриотизма, дружбы, чувства преданности коллективу, команде России.

  • Привитие основ морской культуры в духе традиций Российского флота;

  • освоение элементов теории парусного спорта, изучение и сдача нормативов по правилам безопасности;

  • развитие трудовых навыков, простейших приемов по ремонту лодок и уходу за ними;

  • освоение навыков управления парусным судном в несложных условиях на швертботах – одиночках и двойках.

    1. учебно-тренировочный этап подготовки:

  • систематическое посещение тренировок и теоретических занятий;

  • освоение и совершенствование основных приемов управления парусным судном в различных условиях; освоение и сдача норматива по правилам оказание помощи терпящим бедствие на воде;

  • прохождение курса теории и сдачи экзаменов на права рулевого 3-го или 2-го класса;

  • участие в соревнованиях различного уровня, выполнение спортивного юношеского разряда;

  • формирование специализированных физических качеств на базе общей выносливости, ловкости.

    1. этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства:

  • отбор наиболее одаренных и подготовленных молодых яхтсменов качестве резерва сборной национальной олимпийской команды по парусному спорту;

  • совершенствование навыков по управлению спортивным парусным судном в любых погодных условиях;

  • глубокое изучение теории парусного спорта, сдача экзаменов на права рулевого 2-го и 1-го класса; изучение истории отечественного парусного спорта, участие российских яхтсменов в Олимпийских Играх, других крупнейших международных соревнованиях;

  • совершенствование на базе общей физической подготовленности глубоко специализированных физических качеств, обеспечивающих продуктивную физическую деятельность яхтсменов на лодке;

  • активное участие в соревнованиях любого уровня – от клубных гонок до чемпионатов мира и Европы;

  • выполнение к концу этапа обучения спортивного разряда не ниже КМС;

  • отбор, как итоговая задача, в состав национальной сборной олимпийской команды.

  1. этапы многолетней подготовки

предусматриваются следующие основные этапы подготовки




Этапы подготовки

период

Возраст

1.

оздоровительный

Весь период

9-18 лет

2.

Начально подготовки

1-3 года

9-15 лет

3.

Учебно – тренировочный

До 8 лет

10 - 18 лет

4.

Спортивного совершенствования

До 5 лет

12 - 25 лет

5.

Высшего спортивного мастерства

Без ограничений

Без ограничений



  1. организация учебного процесса




    1. СДЮСШОР оп парусному спорту организует работу с учащимися в течение календарного года. В каникулярное время частота и длительность занятий увеличиваются; по решению учредителей проводятся дневные или круглосуточные спортивно – оздоровительные лагеря, осуществляются выезды на учебно-тренировочные сборы и соревнования.

    2. В процессе обучения учащихся должны овладеть необходимыми знаниями и практическими навыками для овладения приемами управления парусным судном и совершенствования в избранной спортивной специальности. Все занятия делятся на теоретические и практические.

    3. В целях повышения качества учебно-тренировочного процесса тренеры могут объединяться в бригады.

    4. Теоретические занятия.

      1. На теоретических занятиях учащиеся получают необходимые знания как для успешного освоения спортивной специальности, так и обязательные для нормального развития личности. К последним относятся широкие сведения общекультурного, исторического характера, знакомство с традициями, морской культурой, правилами безопасности и т.п.

      2. Основными формами теоретических занятий являются:

  • Лекции;

  • Семинарские занятия с активным участием занимающихся в обсуждении темы занятий;

  • Групповые или индивидуальные инструктажи на серию или отдельную гонку, включая изучение гоночной инструкции, особенностей дистанции, акватории гонок, изучение гоночной инструкции, особенностей дистанции, акватории гонок, изучение противника;

  • Разборы гонки ( групповые или индивидуальные);

  • Игровые ( игровые протесты, настольные или компьютерные игры парусной тематики);

  • Свободные беседы, групповые обсуждения профессиональных тем;

  • Самостоятельные занятия;

  • Сдача экзаменов на звание рулевого;

  • Просмотр видеоматериалов.

3.5. Практические занятия

3.5.1. в ходе практических занятий учащихся приобретают, закрепляют, совершенствуют основные двигательные навыки, их комбинации, целостные приемы, обеспечивающие высокоэффективное выполнение специфической спортивной деятельности.

По характеру практические занятия можно разделить на основные и дополнительные.

К первым относятся специальная подготовка (СП) – спортивные тренировки на воде, а также тренировки по специальной физической подготовке (СФП). Ко вторым относятся тренировки оп общей физической подготовке (ОФП), практические занятия по работе с материальной частью, психотренинг

( идеомоторные тренировки, аутотренинг).

3.5.2. основными формами практических занятий ( тренировок) являются:



  • Групповые тренировочные занятия;

  • Участие в соревнованиях, контрольных, контрольно-отборочных сериях;

  • Тестирование по видам подготовки (включая медицинские тесты);

  • Медико- восстановительные мероприятия;

  • Инструкторская и судейская практика учащихся;

  • Работа с материальной частью;

  • Участие в гонках флота, матчевых гонках и походах на крейсерских яхтах.

    1. Периодизация

    2. 1. Принимая во внимание климатические особенности большинства регионов России, зимний период посвящается занятиям по физической подготовке, теории, ремонту материальной части. В летний период главное внимание уделяется тренировкам на воде, походам, участию в клубных, городских, региональных соревнованиях.

Осенний период посвящен активному отдыху, уборке и подготовке к зимнему хранению материальной части.
3. Специальная подготовка (СП)

3.1. Система специальной подготовки

3.1.1. Цель, задачи

СП имеет целью практическое освоение юными яхтсменами двигательных навыков и целостных приемов по управлению парусным судном в различных погодных и тактических условиях ведения гонки, приобретение гоночного опыта, воспитание морально- волевых и специально- психологических качеств для достижения запланированного результата.



3.1.2. Система СП

специальная подготовка включает в себя следующие взаимосвязанные и взаимно дополнительные разделы:



  • техническая подготовка – практическое освоение комплекса технических приемов управления парусным судном в различных погодных условиях.

  • Тактическая подготовка- практическое освоение стратегии ведения гонки и комплекса тактических приемов, обеспечивающих решение стратегических задач в зависимости от этапа подготовки, уровня соревнований и индивидуальных целей – контрольных заданий.

  • Настройка яхты – практическое освоение методов настройки яхты на максимальные ходовые качества в зависимости от особенностей класса яхты, конкретного судна (особенностей корпуса, вооружения, парусов), гидрометео условий плавания.

При планировании и проведении занятий по СП тренер исходит из того, что только обладание богатым запасом двигательных навыков позволяет спортсмену быстро и правильно усваивать, закреплять и совершенствовать специфические навыки и целостные приемы по управлению судном. В свою очередь, владение техникой управления судном и умение практически настроить его на максимальный ход являются исходными условиями реализации стратегических и тактических замыслов гонщика.

Весь материал условно поделен на две ступени. Первый раздел каждого из видов СП представляет собой минимально необходимый базовый курс СП и предназначен для групп начальной подготовки. В торой – для освоения на этапах от групп учебно-тренировочных до групп высшего спортивного мастерства.

Материал носит рекомендательный характер: дело тренера спланировать учебный процесс, исходя из готовности спортсменов своей группы, их слабых и сильных сторон, конкретных задач на сезон, контрольных заданий и т.п.

3.2. Техника управления – учебный материал

3.2.1. Группы начальной подготовки

на берегу

Определение границ и особенностей района плавания. Определение направления ветра по флюгарки, тактильным ощущениям. Изучение правил поведения на воде, инструкции по безопасности плавания. Элементарные правила установки парусов в зависимости от направления ветра и курса яхты.


На свободной воде


Посадка – основные позиции. Правильная посадка рулевого на яхте на острых и полных курсах и в зависимости от силы ветра; хождение курсом галфвинд между двумя буйками. То же «змейкой», чередуя приведение и уваливание. Приведение до левентика и уваливание до галфвинда.

Прием – приведение – с курса галфвинд плавно привестись до левентика, стараясь поддержать максимальную скорость за счет работы шкотами, изменения крена и т.п. – с последующим уваливанием до курса галфвинд.

Прием – уваливаниес курса галфвинд плавное уваливание до курса полный бакштаг – с одновременной работой шкотами, подбиранием шверта с последующим приведением до курса галфвинд; на двойках (то же – с подъемом спинакера и несением его некоторое время) – с последующим приведением до курса галфвинд.

Прием – поворот оверштаг – приведение до левентика и уваливание до галфвинда на другом галсе.

Прием – поворот фордевинд – с курса галфвинд – бакштаг уваливание до фордевинда, переброска паруса на другой борт, приведение до бакштага – галфвинда на другом галсе.

Маневр – подход к буйку. Подход в левентик (с полной остановкой и легким касанием буйка носом лодки) и отход от него задним ходом с разворотом на галс и набором хода. Подход с подветра – подойти так, чтобы слегка коснуться буйка наветренным бортом и остановиться. То же – с неветра – подойти к буйку так, чтобы остановиться непосредственно наветру от буйка, сдрейфовывая на него. Подход к буйку кормой – выйти наветер от буйка, вынести парус наветер и задним ходом подойти к буйку, коснувшись его транцевой доской.

Маневр – подход к бону – с подветра – с остановкой в левентик, касанием бона наветренной скулой, бортом; усложнить заход в гавань, разворот и подход к бону с полным погашением скорости.

Комплексный прием – ведение лодки по передней шкаторине; то же – идя полным крутым курсом бейдевинд; то же – змейкой, чередуя крутой и полный курсы бейдевинд, стараясь в каждом моменте поддержать максимальную скорость; то же в кильватерной колонне (7-8 лодок), стараясь в точности повторить маневр лидера.

Прием – откренивание – выбор оптимальной позы откренивания ( на двойках выбор позиции откренивания рулевого и шкотового, согласованная работа по открениванию и управлению парусами экипажем) – выполняется от скорости ветра и волны.

На тренировочной дистанции


Маневр – огибание верхнего знака; управление яхтой на галсе, расчет последнего поворота оверштаг с точным выходом на знак одним галсом, уваливание с набором хода. В завершающей части маневр включает настройку яхты на полные курсы (подъем шверта, потравливание шкаторин, работа с оттяжкой гика); на двойках – подъем спинакера, действия рулевого и шкотового по выбору посадки, согласованные действия по совместному управлению спинакером, и ведению лодки со спинакером.

Маневр – огибание знака с полного курса на полный: расчет оптимальной кривой прохождения знака с поворотом фордевинд; на двойках то же поворотом фордевинд и с работающим спинакером, то же – с поворотом фордевинд и с работающим спинакером, то же – с поворотом фордевинд и с работающим спинакером, то же – со спуском спинакера, поворотом оверштаг т подъемом спинакера после прохождения знака.

Комплексный прием – прохождение курса полный бакштаг – фордевинд: оптимальная подстройка парусов на курсе фордевинд, работа со швертботом, с оттяжками; выбор крена (положительного и отрицательного) – выполняется в зависимости от конкретных условий: силы ветра и величины волны; то же – на двойке – техника несения спинакера на курсе фордевинд; техника поворота фордевинд с акцентом на сохранение скорости хода, с акцентом на экстренность выполнения; то же – прохождение фордевинда бакштагами (включая повороты фордевинд со спинакером) – выбор оптимальных углов в зависимости от курса к ветру и к знаку, особенностей ветровой и волновой обстановки; отработка элементов глиссирования и серфинга.

Маневр – огибание нижнего знака: расчет подход к знаку и огибание его по оптимальной кривой с набором хода на приведении и окончанием приведения вплотную к знаку; то же – на двойках – с уборкой спинакера.

3.2.2. Группы учебно – тренировочные и выше

на берегу

определение направления и скорости ветра по приборам и без них (по тактильным ощущениям). Оценка состояния акватории по внешнему виду поверхности воды: скорость и направление ветра, распределение ветровых потоков по площадки акватории гонок, высота и характер волны, наличие или отсутствие течений. Определение границ и особенностей района плавания. Изучение правил поведения на воде, инструкции по безопасности плавания. Отработка приемов установки парусов в зависимости от направления ветра и курса яхты.


На свободной воде


Отработка и сдача зачета по выполнению обязательных маневров:

Заход в гавань и швартовка при различных направлениях ветра,

Человек за бортом,

Постановка на якорь на крейсерской яхте,

Буксировка (включая сдачу зачета по технике безопасности).

На лавировке


На галсе – острые курсы – поза рулевого в зависимости от курса яхты, скорости ветра, волнения, особенностей настройки яхты; основные способы откренивания, согласованная работа рулем и шкотами, выбор оптимального угла лавировки; техника обработки волны; техника приема и обработки шквалов и резких заходов ветра.

Дополнительно: управление рулем и шкотами «руки скрестно»; динамическое откренивание, изометрическое откренивание ( на прямых ногах) с чередованием максимальной работы и пауз отдыха; намеренное хождение круче или полнее оптимального гоночного бейдевинда, с подобранным швертом, без использования удлинителя руля.

Поворот оверштаг – отработка техники поворота в зависимости от конкретных условий (силы ветра, состояния поверхности воды и т.п.); на двойках – отработка взаимодействия членов экипажа; освоение техники поворота оверштаг «перекатом».

Дополнительно – выполнение приема поворота оверштаг в усложненных условиях (без использования ремней откренивания или трапеции); выполнение поворотов оверштаг сериями по 3 -12 поворотов подряд (в зависимости от класса яхт); выполнение поворота оверштаг из неудобной исходной позиции: с курса галфвинд или крутой бакштаг – с задачей максимального сохранения скорости, или с задачей максимального сохранения местоположения (удержание «в точке»); выполнение поворотов оверштаг синхронно – в парах, тройках.

На полных курсах


На галсе – курсы галфвинд – крутой бакштаг – техника выхода на глиссирование на порывах ветра; техника обработки волны – «серфинг»; техника несения спинакера на данных курсах.

На галсе – курсы бакштаг – фордевинд – техника выхода на глиссирование, техника обработки волны (серфинг), техника несения спинакера – в зависимости от силы ветра и особенностей волны.

Дополнительно – обмен функциями; прохождение участков «чужим галсом» (с ветром, задувающим со стороны задней шкаторины), с повышенным отрицательным креном – балансирование яхты на грани опрокидывания на ветер.

Поворот фордевинд – в конкретных условиях ветра и волны (на двойках – поворот фордевинд со спинакером); прохождение курса фордевинд бакштагами – выбор оптимального курса относительно ветра, волны, положения знаков дистанции.

Дополнительно – обмен функциями; выполнение поворота сериями по 2-4 фордевинда за один раз с обязательным выполнением всех положенных действий и фиксацией спинакера на галсе.

На тренировочной дистанции


У стартовых знаков – стояние в точке (удержание яхты на месте за счет мелкой и точной работы парусами, шкотами, рулем, креном и т.п.); разгон яхты с места; разгон яхты до максимальной скорости с хода – идя галфвиндом вдоль стартовой линии; хождение задним ходом – со стороны дистанции зайти за линию, остановиться и с места максимально быстро разогнать яхту); отработка маневра «обогнуть концы» - с минимальными потерями.

Маневр – огибание знака с острого курса на полный (левое огибание): расчет выхода на лэйлайн, с поворотом на правый галс, далее с выходом из этой точки бором хода – с одновременным потравливание шкотов, подбирание шверта, работой оттяжками; то же – на двойках – с постановкой спинакера; отработка техники: выход на верхний знак, включая приемы и элементы.

Дополнительно: то же – в усложненных условиях: «из – по знака» – выходом на знак левым галсом и началом приведения и выполнения всего приема непосредственно вокруг знака; с окончанием поворота на знак в пределах двух длин корпуса; выполнение маневра в группе из нескольких лодок (в толпе); то же – при очень маленьком знаке; то же – при сверхбольшом объекте, выполняющем роль знака; то же при огибании\ прохождении препятствий.

Дополнительно – выполнять в обратном направлении (правое огибание); в усложненных условиях -–рулевой и шкотовый меняются местами.

Маневр – огибание знаков с полного курса на полный (левое огибание) – расчет оптимальной кривой огибания знака; отработка техники поворота огибания знака с поворотом фордевинд без потери скорости хода – в конкретных условиях в зависимости от ветра, волны.

Дополнительно: то же – с вариантами курсов: с галфвинда на полный бакштаг – фордевинд; с полного бакштага – фордевинда на крутой бакштаг – галфвинд; с поворотом фордевинд непосредственно на знаке; с упреждающим поворотом (закончить поворот до прохождения знака); с выполнением поворота сразу же по прохождении знака и задачей как можно скорее закончить его; те же упражнения, выполняемые в группе из 4-8 лодок в «толпе».

Дополнительно – выполнять в обратном направлении (правое огибание); в усложненных условиях - р–левой и шкотовый меняются местами.

Маневр – огибание знаков с полного курса на острый( левое огибание) – расчет оптимальной кривой огибания знака в конкретных условиях в зависимости от ветра, волны; отработка техники огибания знака с нарастанием хода; то же – с «захлестом» – приведением в конце маневра круче гоночного бейдевинда, прохождение некоторого отрезка этим курсом за счет запаса скорости, затем уваливание до гоночного бейдевинда.

Дополнительно: то же – с вариантом выхода на знак курсами галфвинд, крутой бакштаг; с выходом на знак бакштагом правого галса – поворотом фордевинд непосредственно на знаке и дальнейшим приведением на гоночный бейдевинд; те же упражнения, выполняемые в группе из 4-8 лодок в толпе.

Дополнительно – выполнять в обратном направлении (правое огибание); в усложненных условиях - р–левой и шкотовый меняются местами.

3.3. тактика гонок – учебный материал

3.3.1. группы начальной подготовки

старт – освоение основных способов старта – правым галсом ходом с пересечением линии точно по времени; у внутреннего, наружного стартовых знаков, старты с середины стартовой линии; старты с места с набором хода; старты левым галсом у наружного знака стартовой линии.

Лавировка – выбор позиции относительно противника; контроль противника из позиции впереди – наветру; раскладка галсов – прохождение лавировоки галсами по кратчайшему расстоянию – в зависимости от заходов ветра.

Огибание верхнего знака (огибание левым бортом) – расчет выхода на лэйлайн с поворотом и выходом на знак правым галсом; тактика выхода на знак левым галсом.

Прохождение бакштагов и огибание знака с полного курса на полный – взаимодействие с другими яхтами; расчет курса прохождения бакштага: борьба за внутреннюю позицию; особенности прохождения первого бакштага курсами крутой бакштаг – галфвинд. Тактика огибания знака с полного курса на полный.

Прохождение курса фордевинд – выбор оптимального курса прохождения фордевинда в зависимости от ветра, течения и других особенностей дистанции; тактическая борьба на фордевинде – накрытие парусов противника, обгон, приемы защиты от обгоняющего противника.

Огибание знака с полного курса на острый – борьба за внутреннюю позицию при подходе к знаку; выбор позиции и кривой огибание знака; выход в контролирующую позицию непосредственно после огибания знака; тактические действия при подходе к знаку в наружной позиции.

Финиш – расчет галсов для выхода на финишную линию; особенности тактической борьбы на последнем участке дистанции; финиш – бросок с приведением до левентика.

3.3.2. Группы учебно – тренировочные и выше

старт

стратегия – обеспечение выхода на дистанцию точно по времени, с ходом и с возможностью продвигаться в выбранную сторону дистанции.

Тактика:

  • старты в малом флоте – правым галсом ходом с пересечением линии точно по времени (у внутреннего, наружного знака стартовой линии; то же – с середины линии;

  • старты в большом флоте – оценка стартовой линии ( длина, угол к ветру, оценка наиболее вероятного места скопления флота; тактические действия после сигнала подготовительный, тактическая борьба за выбранную позицию – техника удержания яхты в точке; техника движения вперед – назад, техника дрейфа; старт с места рывком – с набором максимального хода в кратчайшее время; старты из-за угла – из под кормы стартового судна – с поворотом на левый галс (уходом вправо), старты левым галсом от наружного знака – с немедленным поворотом на правый галс; старт нырком за линию со стороны дистанции; отработка особенностей старта при использовании флагов I Z и черного флага; индивидуальный фальстарт – действия гонщика по максимально быстрому оправданию в зависимости от позиции4 выполнение приема «обогнуть концы».

Примечание: все упражнения выполняются на стандартной, сверхкороткой и сверхдлинной стартовой линии – в зависимости от конкретной задачи тренировки, в условиях тренировочных гонок или малозначимых официальных стартов.

Послестартовая ситуация


Стратегия. Определение сложившейся конкретной тактической ситуации сразу после старта, выбор тактики - борьбы за выход на чистый ветер; борьба за максимальный ход; борьба за свободу маневра; борьба за возможность продвижения в выбранную сторону дистанции.

Тактика. Выполнение разнообразных упражнений в парах и группе 4-8 яхт по отработке перечисленных выше стратегических задач из различных исходных положений. То же – в условия тренировочных гонок или малозначимых официальных стартов.

Лавировка

Стратегия – тактический прогноз и расчет оптимального прохождения лавировки (галсы, их раскладка, сторона дистанции) в зависимости от особенностей дистанции ( ветер и его характеристики, волна, течение, близость берега, другие особенности);

Тактика ветровая – обработка заходов, тактика прохождения дистанции при осцилирующих ветрах, тактика при нарастающем заходе (отходе) ветра;

Тактика взаимодействия с флотом – прогноз действий флота, выбор стороны дистанции, продвижение в выбранную сторону с учетом собственной позиции относительно конкретного противника; приемы выхода в позиции жестокого контроля (впереди – на ветру) и в верную подветренную позицию; контроль противника из позиции жесткого контроля; контр-приемы ухода от жесткого контроля – сериями поворотов оверштаг, ложным поворотом, с использованием заходов ветра.

Огибание верхнего знака ( левым бортом)

Стратегия расчет выхода на верхний знак в зависимости от распределения флота, с расчетом занять позицию, обеспечивающую чистый ветер и свободу маневра на полном курсе.

Тактика

  • в малом флоте: расчет выхода на лыйлайн с поворотом и выходом на знак правым галсом; тактические особенности выхода вплотную к знаку левым галсом.

  • В большом флоте: выход на лэйлайн левым галсом с поворотом и выходом на знак правым галсом – расчет точки выхода в зависимости от действия флота, количества судов, ветровых и прочих особенностей; сложности и приемущества выхода на знак левым галсом с поздним поворотом – огибание знака – тактические действия в типовых ситуациях скопления флота; тактическая борьба за позицию на первом полном курсе.

Прохождение бакштагов и огибание знаков с полного курса на полный


Стратегия. Прогноз развития ситуации на обоих бакштагах и во время огибания знака; выбор тактического курса на первом бакштаге с задачей занять внутреннюю позицию на знаке и обеспечить себе чистый ветер и внутреннюю позиции на втором бакштаге.

Тактика

  • в малом флоте: приемы управления поведением противника путем нападения – отказа от нападения; то же с последующим обгоном с на ветра; использование порывов ветра, волн, третьих яхт для проведения приема.

  • В большом флоте: особенности прохождения бакштагов в тесном взаимодействии с большим числом лодок – выбор оптимального курса, борьба за внутреннюю позицию, уход от дуэльной борьбы; приемы нападения на ближайшие лодки; тактика огибания знака с полного курса на полный в зависимости от внутренней или наружной позиции, особенностей следующего полного курса; тактические действия по расчистке оперативного пространства непосредственно после огибания знака; особенности тактики при неравновесных участках полного курса, например, до знака – полный бейдевинд – галфвинд, после знака – полный бакштаг – фордевинд.

Тактика прохождения курса фордевинд


Стратегия. Прохождение фордевинда оптимальным надлежащим курсом с обеспечением внутренней позиции при подходе к нижнему знаку.

Тактика:

  • в малом флоте: выбор оптимального курса прохождения фордевинда в зависимости от ветра, течения и других особенностей дистанции; прохождение фордевинда бакштагами, взаимодействие с противником – нападение с наветра, с подветра; защита с использованием правил парусных гонок; двойной фордевинд как контр – прием и переход к нападению; тактика обгона на фордевинде – накрытие парусов противника, возможности и ограничения приведения противника;

  • в большом флоте: прогноз развития ситуации – оценка сторон дистанции, особенностей флота, собственной позиции (лидер, в голове гонки, в середине флота, аутсайдер); оценка положения и особенности знака (одиночный буй или ворота); наличие (отсутствие) течения по сторонам дистанции; выбор оптимальных углов бакштагов при прохождении курса фордевинд галсами; выбор курса с учетом действий флота; тактика прохождения курса фордевинд лидера гонки, гонщиков в середине флота; отставших – борьба за внутреннюю позицию при подходе к знаку.

Тактика огибания знака с полного курса на острый


Стратегия. Постановка и реализация задачи: добиться внутренней позиции с дальнейшей целью занять наиболее выгодную, контролирующую позицию срезу после окончания огибания знака и возможностью продвигаться в выгодную сторону на лавировке; прогноз действий флота.

Тактика:

  • в малом флоте: борьба за внутреннюю позицию, тактические особенности огибания знака, когда внутренняя яхта имеет право на дорогу – расчет траектории огибания, допустимые контрдействия наружной яхты.

  • В большом флоте: действия экипажа при подходе к наку «изнутри» дистанции, действия внутренней яхты по защите своей позиции и оптимальному огибанию знака; действия «серединной» яхты, имеющей две – три яхты снаружи и одну – две – внутри; действия яхты при подходе к знаку позади (или снаружи) группы яхт – отставание с целью пройти знак вплотную с последующим поворотом на правый галс; «сваливание» с целью ухода от ветровой тени парада яхт левого галса непосредственно после огибания знака.

Вторая (третья, финишная) лавировка


Стратегия – закрепление достигнутой позиции, в этих целях контроль флота, отсечение возможных направлений прорыва; перехода к нападению на впереди идущие яхты ( при появлении возможностей – изменение ветра и т.п.).

Тактика:

  • в малом флоте: установление контроля над противником, чередование жесткого и свободного видов контроля в целях удержать противника под контролем, управление действиями преследующего флота.

  • В большом флоте: непосредственно после огибания – действия относительно ближайших противников – приемы управления действиями противника (сбивание противника в кучу) с использованием жесткого и свободного видов тактического контроля; на дистанции – действия относительно флота в зависимости от собственной позиции ( лидер, позиция в середине флота, аутсайдер) – выбор стороны дистанции с учетом прогноза действий противника; использование изменений ветровой или тактической обстановки для продвижения вперед.

Финиш

Расчет галсов для выхода на финишную линию; особенности тактической борьбы на последнем участке дистанции – тактическая борьба с выходом на наружный знак линии; использование правил при финишах у судейского судна; финиш левым галсом в середине линии; бросок на финишную линию с приведением до левентика; финиши у наружного знака линиии с выходом на финиш из-за угла левым галсом и использованием внутренней позиции.



3.4. Настройка спортивной яхты

3.4.1. Настройка яхты как вид подготовки

Настройка современных яхт осуществляется преимущественно на воде и является необходимым видом специальной подготовки. Умение выжать из системы яхта – вооружение максимальные скорости основывается не только на теоретической грамотности гонщика, но в не меньшей степени и на владении им техникой управления, высоко развитых специализированных чувствах, способности к тонкой дифференциации поведения яхты в разнообразных гидро –, метео – и тактических условиях.

Обучение настройке проводится как в индивидуальном порядке (в основном на начальных этапах обучения), так и в парах или группах яхт.

Обучение настройке только тогда приносит пользу, когда проводится систематически, с постановкой конкретных задач на каждую из тренировок, обязательным анализом полученной информации и систематическим ведением записей спортивном дневнике.



3.4.2. Практические методы настройки

группы начальной подготовки

индивидуальные упражнения. Практическое усвоение различных эффектов, возникающих на различных курсах при подбирании, потравливании рейка ( на «О»), выбирании и потравливании шкаторин паруса в различной комбинации, выбирании и потравливании оттяжки гика. Смена позиций на лодке и анализ влияния позиции рулевого на скорость и другие особенности поведения яхты.

Упражнения в парах. То же – в парах с попеременным изменением настройки и сравниванием полученного результата.

Группы учебно – тренировочные и выше

Индивидуальные упражнения. Практическое усвоение основных приемов настройки паруса в соответствии с ветровыми особенностями, характером волны; настройка рангоута в соответствии с особенностями паруса, конкретными гидро- метео условиями; освоение приемов оценки нового паруса в различных условиях; освоение приемов настройки непосредственно перед стартом или перестройки вооружения на дистанции в ходе гонки в соответствии с изменившимися условиями.

Упражнения в парах. То же – в парах с попеременным изменением отдельных элементов настройки, сравнением и обсуждением полученного результата.

4. Теоретическая подготовка (ТП)

4.1. Цель, задачи

теоретическая подготовка имеет целью овладения яхтсменом – гонщиком объема знаний, необходимого для практического освоения двигательных навыков и тактических прием по управлению парусов судном в различных погодных условиях.

Учебный материал по общей теоретической подготовке является общим для всех этапов в многолетней подготовки. Тренер самостоятельно планирует объемы, конкретные темы занятий в зависимости от уровня подготовленности спортсменов и особенностей группы.

Учебный материал по специальной теоретической подготовке предназначен главным образом для групп спортивного совершенствования и групп высшего спортивного мастерства.

Курс теоретических занятий по подготовке яхтенных рулевых в качестве необходимого и самостоятельного раздела выделен в части 3 программ.

4.2. Общая теоретическая подготовка – учебный материал

4.2.1. История парусного спорта

Физическая культура и спорт – составная часть социальной жизни общества, важное средство воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития личности.

Прикладное значение парусного спорта в истории и современности.

Краткие сведения из истории плавания под парусами, его роль в открытии мира, технических и культурных завоеваний мира.

Возникновение парусного спорта. Краткие сведения из истории отечественного парусного спорта. Возникновение, первые яхты, первые парусные гонки.

Олимпийское движение, возрождение Олимпийских игр современности. Участие сборной команды СССР в Олимпийских играх 1952-2000 г.г. участие российских яхтсменов в Олимпийских играх в новейший период истории олимпийского движения. Программа и особенности гонок на Олимпийских парусных регатах.

Организация международного парусного спорта. Международная федерация ИСАФ( цели и функции), Международная Европейская федерация ЕвроСАФ (Цели и функции). Организация всемирного календаря спортмероприятий. Виды парусных соревнований: гонки флота, матчевые, командные, гонки океанских яхт, соревнование радиоуправляемых яхт. Крупнейшие олимпийские регаты, чемпионаты мира ИСАФ и чемпионаты ассоциаций детских \юношеских классов.

Родная спорт- школа: вехи истории, достижения, перспективы.

Система подготовки яхтсменов – разрядников. Действующая Единая Всероссийская классификация, ее особенности, требования к присвоению спортивных званий. Система классификации яхтсменов – подготовка и присвоение званий яхтенных рулевых.

4.2.2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека

Краткие сведения о строении организма человека. Костная система, связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении: сердце и сосуды; дыхательная система. Дыхание и газообмен: значение дыхания для жизнедеятельности организма. Ведущая роль нервной системы в деятельности всего организма.

Физиологические основы спортивной тренировки. Влияние физических упражнений на системы организма. Совершенствование функций мышечной системы, систем дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья и достижения высоких спортивных результатов.

4.2.3. Спортивная гигиена, контроль

Общая гигиена. Общий режим дня. Режим питания; гигиена сна; уход за кожей, волосами, ногтями; гигиена полости рта; уход за ногами. Гигиеническое значение водных процедур: умывание, душ, баня, купание; утренние и вечерние водные процедуры. Использование естественных факторов (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Вред курения и употребление спиртных напитков.

Гигиена занятий по ФП. Требования к помещениям: освещенность, влажность, температура. Требование к форме занимающегося: одежда, обувь. Гигиенические требования к снарядам и оборудованию. Показания и временные противопоказания к занятиям по ФП.

Гигиена на яхте. Во время дневной тренировки: требования к спецформе, обуви; требования к спасательным приборам. В многодневном походе: требования к спецодежде, спасательным приборам и приспособлениям. Режим труда и отдыха на переходе; режим питания; личная гигиена.

Врачебный контроль; самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля в тренировках спортсмена. Методика получения объективных данных: вес, рост, динамометрия, спирометрия, пульс, кровяное давление. Методика самонаблюдения и самоконтроля. Самочувствие: сон, аппетит, работоспособность, потоотделение, настрой и настроение. Дневник самоконтроля. Понятие о травмах: особенности спортивного травматизма. Предупреждение травматизма, профилактика травматизма в парусном спорте. Первая помощь на берегу. Раны и их разновидности; ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц; кровотечение и их виды, остановка кровотечений; вывихи; переломы костей наложение шин, транспортировка раненного. Действия высоких температур: тепловой удар и оказания первой помощи. Действие низкой температуры: озноб, обморожение, замерзание. Оказание первой помощи утопающему: вытаскивание тела из воды, искусственное дыхание. Оказание помощи при засыпании человека землей, снегом; при попадании посторонних предметов в глаз. Основы спортивного массажа; назначение, основные приемы; массаж возбуждающий и успокаивающий; массаж перед выходом на воду; массаж в перерывах между гонками на воде.

4.2.4. Краткие сведения об основах спортивной тренировки

Современные подходы к теории спортивной тренировки. Дидактические принципы подготовки (индивидуализации, последовательности, постепенности, всесторонности принцип возрастающей нагрузки, круглогодичности подготовки); принципы сознательности, систематичности, наглядности; периодизация и цикличность, макро- и микроциклы.

Основные виды тренировочной работы. Виды подготовки в парусном спорте, их взаимосвязь; понятие о нагрузке в теории физического воспитания; особенности понятия нагрузки в парусном спорте; простейшие формы планирования нагрузок в парусном спорте и контроля за ходом подготовки.

Формы организации тренировочного занятия. Виды тренировочных занятий; конспект урока; ведение записей в дневнике спортсмена; методика анализа дневников.



4.3. Специальная теоретическая подготовка (СТП)

4.3.1. Элементы гидродинамики парусной яхты

Силы, действующие на яхту во время движения. Гидродинамическое сопротивление корпуса яхты. Виды сопротивления. Сопротивление трения, удельный вес сопротивления трения и скорость яхты, зависимость величины трения от степени шероховатости смоченной поверхности корпуса яхты, современные материалы и покрытия и сопротивления трения. Сопротивление формы. Величина трения и различные типовые формы корпуса яхты: круглошпангоутные, шарпи, типа «скоу», типа «водные сани». Волновое сопротивление. Образование волн, волны косые и поперечные; носовые и кормовые, удельный вес волнового сопротивления. Борьба с волновым сопротивлением: катамараны и тримараны, современные тенденции в конструировании корпусов яхт. Теоретические основы глиссирования, эффект серфинга. Добавочное сопротивление: влияние величины и формы киля (шверта), влияние формы руля. Влияние крена на сопротивление корпуса, динамическая остойчивость. Уменьшение вращающего момента, управляемость, маневренность яхты.



4.3.2. Элементы аэродинамики паруса

Возникновение аэродинамической силы на парусе. Парус как крыло и парус как сопротивление. Распределение давления на парусе. Понятие о ламинарном и турбулентных потоках. Центр давления аэродинамических сил паруса. Аэродинамическое сопротивление паруса и его виды: индуктивное, сопротивление трения, сопротивление формы.

Истинный и вымпельный ветры. Действия аэродинамической силы и правильная установка паруса на острых и полных курсах. Полнота формы паруса (пузо). Полнота паруса и ходовые особенности яхты в зависимости от силы ветра. Понятие о стрелке профиля паруса и влияние положения стрелки паруса. Удлиненность паруса и ее влияние на аэродинамические качества. Взаимодействие парусов; взаимодействие паруса и мачты; особенности аэродинамики спинакера; взаимодействие основных парусов и спинакера. Современные тенденции в конструировании и изготовлении гоночных парусов. Методика выбора гоночных парусов.

4.3.3. Теоретические основы настройки яхты

Парус и рангоут. Взаимодействие паруса и мачты; мачта и стоячий такелаж. Связка: парус – мачта – стоячий такелаж. Парсу и бегучий такелаж. Основные рычаги управления формой паруса: оттяжка гика, грота – шкот, оттяжка передней шкаторины; работа погонов стаксель – и гика – шкотов; оттяжка галсового угла. Влияние наклона мачты на работу паруса и возможности управления наклоном. Основные параметры настройки паруса перед выходом на воду в зависимости от силы и особенностей ветра, состояния водной поверхности, ожидаемых изменений погоды в ходе гонки. Основные способы подстройки паруса на воде, в ходе гонки. Методика настройки яхты на предельные ходовые качества при работе в парах (со спарринг – партнером).



4.3.4. Метеорология гоночной дистанции

Практические методы анализа особенностей воздушных потоков на ограниченном пространстве дистанции. Ветер на гоночной дистанции: барический ветер, бризы, местные ветры, их взаимодействие. Облачная динамика: воздушные потоки, направление, особенности распространения на поверхности воды; влияние препятствий на направление и скорость воздушного потока. Берег и дистанция: удаленность (близость) берега. Особенности местности: гористый, плоский берег, наличие условий для образования мощных бризов и их влияние на ветровой поток на дистанции.

Ветер и яхта. Понятие о заходе и отходе ветра. Типы заходов и тактика: постоянные, нарастающие, уступающие, беспорядочные. Методы определения изменений направления ветра: механические ветроуказатели, зрительная и тактильная ориентировка (чувство ветра). Гоночный компас: его устройство, возможности: использование гоночного компаса на дистанции. Выбор тактики в зависимости от типа захода. Осциллирующие ветра, их природа и основные характеристики; выбор тактики в зависимости от периода ;качания» и других особенностей осциллирующего ветра.

Течение. Влияние течения на скорость и направление движения яхты. Простейшие методы измерений течения на дистанции. Течение и ветер: вычисление результирующей и выбор тактики.



Анализ акватории гонок. Практические методы получения значимой информации о дистанции предстоящих гонок; простейшие методы фиксорования полученных данных.

4.3.5. Правила парусных гонок

основные определения: на одном галсе, у знаков, в предстартовом маневрировании, - и их использование в конкретных ситуациях на воде, применение в тактике гонок.

Основные правила расхождения; правый –левый галс; наветренный – подветренный; чисто впереди – чисто позади. Возможности и ограничения яхты, имеющей право дороги.

Правила при огибании знаков и прохождении препятствий. Огибание наветренного знака, огибание с полного на полный курсы, огибание подветренного знака. Прохождение финишных знаков. Права и обязанности яхт, имеющих право дороги и обязанных уступить дорогу, яхт наружной и внутренней. Особенности прохождения стартовых знаков.

Правила прохождения препятствий, права и обязанности яхт при выполнении поворота оверштаг «от препятствия». Особенности прохождения препятствий большой протяженности: мели, навигационные знаки, запретные зоны и т.п.

Зрительная и звуковая сигнализация на старте\финише и в ходе гонки. Особенности применения правил с использованием флагов I Z, черного флага. Понятия отложенной и прекращенной гонок и зрительная \звуковая сигнализация. Индивидуальный и общий фальстарты: зрительная и звуковая сигнализация. Действия гонщика в случае фальстарта.

Правила «средства движения». Запрещенные действия: пампинг, рокинг, учинг, скалдинг, повторные повороты. Разрешенные действия. Понятия глиссирования и серфинга. Особенности разрешенных действий и правила классов. Действия рулевого в случае нарушения ППГ –42. Особенности протестов по правилам «Средства движения».

Протест в парусных гонках. Условия заявления, порядок подачи и стратегия поведения при рассмотрении протеста. Протест как естественное и обусловленное правилами средство защиты гонщика. Типичные ситуации, когда подача протеста является необходимой или предпочтительной. Действия рулевого, подающего протест: оклик, предъявление протестового флага, обращение внимания свидетелей. Методы запоминания необходимого объема сведений о протестовой ситуации: до инциндента, во время и сразу же после него. Действия опротестованного рулевого: контр – протест или исполнение штрафа. Техника и условия исполнения штрафа, привлечение внимания свидетелей.

Рассмотрение протеста. Порядок и особенности заполнение бланка протеста. Организация свидетелей. Выбор стратегии поведения во время рассмотрения протеста: взаимодействие в ходе рассмотрения с протестовым комитетом, другой стороной протеста, со свидетелями; взаимодействие с спротивником. Апелляция: обусловленность и порядок оформления документов для подачи апелляции. Имущественные отношения в случае нанесения ущерба при столкновении: страхование лодок, получение необходимых документов от протестового комитета.

4.4. разбор гонки как форма теоретического занятия

разбор гонок как форма теоретического занятия в основном периоде подготовки. Организация занятия, место проведения. Необходимое оборудование: доска – тренажер, модели яхт, плакаты. Современные обучающие средства: компьютерные игры тренажеры, видео – аудиозапись.

Количественный и качественный состав участников занятия, план и оптимальная длительность занятия. Простейшие методы анализа гонки: совместное обсуждение условий прошедшей гонки, ветровых и тактических особенностей, разбор грубых просчетов и ошибок, приведших к потере мест на финише. Использование в разборе магнитных досок, моделей, аудио и видео записей гонки. Использование официальных документов: протоколов прохождения дистанции и финиша. Использование информации, содержащейся в отчетах и репортажах средств массовой информации.

Дневник спортсмена как форма накопления и обработки полезной информации. Значение дневника спортсмена, содержание дневника и методы формализации и стандартизации записей в целях их дальнейшей статистической обработки. Простейшие методы анализа накопленных данных.


5 . Психологическая подготовка

5.1. Цель, задачи

психологическая подготовка направлена на всестороннюю подготовку психики спортсмена для достижения высоких спортивных результатов в неблагоприятных условиях внешней среды и острой конкуренции.

Психологическая подготовка охватывает выработку необходимых свойств и качеств психики. Необходимых для высокого эффективного управления парусным судном в различных погодных и тактических условиях ведения гонки.

Особенность данного вида подготовки в том, что в нем используются по большей мере средства других видов подготовки, причем задачи решаются, как правило, комплексно.



5.2. Общая психологическая подготовка – учебный материал

формирование мотивации занятий парусным спортом – задача решается в комплексе воспитательной работы и направлена на формирование положительного, сознательного, деятельного, активного, творческого отношения юного яхтсмена к тренировкам – как необходимого исходного условия для достижения высоких спортивных результатов.

Волевая подготовка – осуществляется как составная часть тренировочной работы в любом виде подготовки, а также воспитывается специфическими средствами; волевая подготовка направлена на воспитание у молодого яхтсмена таких качеств, как целеустремленность, стойкость к неблагоприятным внешним воздействиям, противодействию противника, стремление и умение вести борьбу за победу на протяжение всей дистанции гонок.

Само регуляция – освоение современных простейших методик по аутотреннингу (расслабление, активация) для преодоления негативных состояний, усталости, само мобилизация и т.п.

Управление стартовыми состояниями – освоение простейших методик диагностирования собственных состояний пере возбуждения (стартовой лихорадки) или недостаточного возбуждения (стартовой апатии), а также подбор адекватных индивидуальных упражнений психотренинга для коррекции неблагоприятных состояний.

5.3. Специальная психологическая подготовка – учебный материал

специальная психологическая подготовка направлена на формирование и совершенствование у яхтсмена свойств и качеств психики, позволяющих ему успешно управлять яхтой в условиях гонки и вести гонку, а также на обучение яхтсмена практическим методикам настройки на гонку и снятие неблагоприятных состояний в перерыве между гонками.


Формирование специализированных восприятий


На тренировках средствами СП в сочетании с теоретическими инструктажами необходимо добиваться формирования и постоянно совершенствовать следующие чувства яхтсмена:

Динамический глазомер – чувство достижимости – умение точно рассчитать расстояние и потребное время для достижения заданного объекта (стартовой линии, знака дистанции, противника и т.п.);

Чувство времени – умение без помощи секундомера или других приборов мысленно отслеживать течение времени прямой и обратный счет, несмотря на всевозможные неблагоприятные, сбивающие факторы;

Чувство крена – дифферента (контроль за положением корпуса яхты в пространстве) – умение тонко ощущать и корректировать положением собственного тела малейшие изменения в крене и дифференте яхты;

Чувство хода – выработка тонких ощущений, позволяющих регистрировать и регулировать на малейшие изменения в режиме хода яхты, чувствовать идет ли яхта максимально возможным ходом в данных конкретных обстоятельствах;

Чувство ветра – выработка тонких ощущений, позволяющих без использования приборов за счет тактильных ощущений кожи лица, ушей и т.п. считывать информацию о направлении и скорости ветра;

Автопилот – комплексное чувство яхты – позволяющее рулевому на подсознательном уровне контролировать состояние системы «ЯХТА» и выбирать адекватные меры для поддержания максимального хода (включая оптимальный крен, дифферент, установку парусов и т.п.). упражнения на совершенствование специализированных восприятии яхтсмена, совершенствование навыков ведения лодки на автопилоте.

Толерантность к специфическому стрессу


Выработка качеств, позволяющих психике спортсмена противостоять как объективным стресс – факторам (неблагоприятные погодные условия, противодействие противника, незнакомые дистанции и т.п.), так и субъективным стресс – факторам (неудачный старт, «невезение» на дистанции, стартовые состояния лихорадки или апатии и т.п.).

Для воспитания устойчивости к неблагоприятным факторам на тренировках используются разнообразные средства, имитирующие стрессорогенные воздействия:



Сбивающие воздействия: решение двигательных заданий на фоне непривычного освещения, резких, аритмичных звуков, в темноте, отвлекающих вопросов и т.п.;

Затруднение деятельности ведущих анализаторов; управление швертботом руки скрестно, управление швертботом вербально (словесно), управление только рулем или только шкотом; отказ от ремней откренивания; управление, глядя в кокпит или в корму судна; тренировки вечером или ночью, тренировки в тумане;

Утомление: тренировки в ударные дни на фоне выраженного утомления; сверхдлинные переходы за один тренировочный день; использование пяти – шести тренировочных гонок на стандартной дистанции за один гоночный день.

Психорегуляция в процессе гонки (серии гонок)

Освоение практических методик психорегуляции (в условиях нахождения в лодке между гонками), направленных на снятие после очередной гонки психического напряжения, усталости, неблагоприятных остаточных эмоций, освоение методик восстановления нервной энергии (элементами медитации) и последующей само активации на предстоящую гонку.


5. Численный состав, максимальный объем учебно – тренировочной работы в год. Продолжительность занятий в неделю оп этапам подготовки


Этапы подготовки

Период обучения

Количество занимающихся

Макс. объем уч.-тр. работы (час\нед)

Общее кол-во рабочих недель в год

Макс. объем уч.-тр. работы в год (час)

Спортивно-оздоровительный

Весь период

Не более 15

6

48

288

Начальной подготовки

До 1 года

Свыше 1года



Не более 15

6

9


48

48


288

432


Учебно - тренировочный

До 2-ух лет

свыше 2-х лет


Не более 20


Не более 16

12

18


52

624

936


Спортивного совершенствования

До года

свыше 1 года



Не более 12

24

28


52

1248

1456


Высшего спортивного мастерства

Весь период




32

52

1664


4. условия зачисления и перевода на следующий этап подготовки

4.1. спортивно – оздоровительные группы

4.1.1. в спортивно- оздоровительные группы принимаются все, желающие заниматься парусным спортом в возрасте от 9 до 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний и умеющих плавать.

4.1.2. все поступающие обязаны представить следующие документы:


  • заявление о приеме;

  • разрешение родителей;

  • справку о здоровье;

  • копию свидетельства о рождении.

Все поступающие проходят медицинский осмотр.

4.1.3. оздоровительные группы создаются и действуют по усмотрению учредителей, в связи с этим никакие разрядные требования по специальности к ним не предъявляются.

4.1.4. учащиеся обязаны ежегодно сдавать зачет по плаванию, ОФП, а также практический экзамен по управлению парусным судном, а желающие получить право самостоятельного управления парусным судном – сдать экзамены на права рулевого, а также теоретический и практический зачеты по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.

4.2. этап начальной подготовки

4.2.1. на этап начальной подготовки зачисляются желающие заниматься парусным спортом и не имеющие медицинских противопоказаний.

4.2.2. в СДЮСШОР в целях первичной селекции абитуриентов зачисление может осуществляться по итогам вступительных тестов.

4.2.3. поступающие в группы начальной подготовки обязаны представить:



  • заявление о приеме;

  • разрешение родителей;

  • справку о здоровье;

  • копию свидетельства о рождении

4.2.4. все поступающие обязаны пройти медосмотр и сдать первичный норматив по плаванию ( 50 м вольным стилем б\у времени).

4.2.5. условиями перевода на следующий этап подготовки являются:



  • освоение элементарных приемов управления парусным судном;

  • сдача нормативов по ОФП и спецнорматива по плаванию – плавание в спортивной одежде и спасжилете.

4.3. Учебно – тренировочный этап подготовки

4.3.1. на учебно- тренировочный этап подготовки зачисляются:



  • успешно прошедшие курс начальной подготовки;

  • проявившие специальные способности к занятиям парусным спортом;

  • выполнившие юношеский разряд;

  • практически здоровые и не имеющие противопоказаний по результатам углубленного медицинского обследования.

4.3.2. перевод спортсменов осуществляется решением тренерского совета школы по представлению тренера группы. При этом представляются:

  • удостоверение на право управления парусным судном ( для рулевых);

  • результаты сдачи нормативов по видам подготовки;

  • справка о прохождении медосмотра.


4.4. этап спортивного совершенствования

4.4.1. на этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие на предыдущих этапах следующие требования:



  • выполнившие (подтвердившие) не ниже КМС;

  • сдавшие экзамены и получившие права яхтенного рулевого 2 класса (для рулевых швертботов «Оптимист» и «Кадет» – не ниже 3-го класса);

  • сдавшие нормативы по СФП\ОФП, включая спецнорматив по плаванию – плавание в одежде и спасжилете вольным стилем б\у времени, не менее 200м;

  • проявившие выраженное желание заниматься парусным спортом и обладающие специальными способностями;

  • вошедшие в состав сборной команды не ниже областного масштаба.

4.4.2. перевод спортсменов осуществляется решением тренерского совета СДЮСШОР по представлению тренера с предъявлением:

  • классификационной книжки спортсмена;

  • удостоверения на право управления парусным судном (для рулевы);

  • результатов сдачи нормативов по видам подготовки;

  • результатов медосмотра.

4.5. этап высшего спортивного мастерства

4.5.1. на этап высшего спортивного мастерства зачисляются спортсмены:



  • проявившие себя в качестве высоко пригодных к специализированной спортивной деятельности (парусному спорту) обладающие выраженным стремлением добиваться, не смотря на трудности, высот спортивного мастерства, пожертвовать ради занятий спортом досугом, развлечениями;

  • выполнившие разряд не ниже «мастера спорта»;

  • вошедшие в состав сборной команды не ниже республиканского ( краевого) уровня.

4.5.2. возраст спортсмена и срок его пребывания в группах высшего спортивного мастерства не ограничивается, если такой спортсмен выполняет контрольные задания и предусмотренные нормативы по видам подготовки, а результаты его годам стабильны.

4.5.3. зачисление спортсмена на этап высшего спортивного мастерства производится ежегодно решением тренерского совета СДЮСШОР по представлению тренера. При этом тренерскому совету на утверждение предъявляются:



  • спортивные документы (классификационная книжка, права не ниже 2-го класса);

  • отчет о выполнении плана за истекший год, включая спортивные результаты и их динамику, итоги сдачи нормативов по видам подготовки, справка о прохождении медосмотра.

  • Индивидуальный план подготовки на следующий год.


6. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса

6.1. Учебный процесс СДЮСШОР по парусному спорту планируется на основе материалов данной программы. Приводимые в таблицах и графиках показатели условны и могут варьироваться в конкретных планах, в зависимости от этапа подготовки, особенностей группы.

6.2. В СДЮСШОР должна вестись следующая документация планирования и учета:

6.2.1. планирование:



  • годовой план;

  • рабочий план – график;

  • календарный план спортивных мероприятий;

  • контрольные нормативы по видам подготовки и календарь их сдачи;

  • расчет учебных часов (по типам групп);

  • расписание занятий.

Дополнительно для групп спортивного совершенствования и групп высшего спортивного мастерства:

  • индивидуальные планы подготовки.

6.2.3. Учет проделанной работы:

  • личные карточки спортсменов;

  • журнал тренера группы;

  • протоколы (или выписки из протоколов) соревнований;

  • документация по оформлению спортивных разрядов;

  • документация по учету сдачи контрольных нормативов по видам подготовки, норматива по плаванию, зачета по правилам безопасности плавания;

  • дневник тренера.



Годичный цикл подготовки для оздоровительных групп

и групп начальной подготовки


периоды

Основные задачи

подготовительный

  • Общая физическая подготовка: развитие общей выносливости, ловкости, гибкости, быстроты

  • Теория: общие сведения из истории плавания под парусами, техника безопасности;

  • Работа с материальной частью, косметический ремонт.

Основной

  • Подготовка на воде: освоение основных приемов плавания под парусом на учебных швертботах, техника безопасности, участие в клубных соревнованиях;

  • Теория: инструктивные занятия, беседы на специальные темы, совместное обсуждение тренировок;

  • Работа с материальной частью: уход за лодкой и парусами, косметический ремонт.

Переходный

  • Общая физическая подготовка, спортивные игры, лечебно-восстановительные мероприятия;

  • Работа с материальной частью: подготовка и уборка лодок на зимнее хранение.



Годичный цикл подготовки для этапов учебно-тренировочного


и спортивного совершенствования

период

этап

сроки

Главные задачи


подготовительный

Общеподготовит-ый

Декабрь- март

  • Теория: прослушивание курса и сдача экзаменов на звание яхтенного рулевого;

  • ФП: создание базы ОФП, развитие общей выносливости, ловкости, быстроты

Спец. подготовительный

Апрель – май

  • СП: восстановление и совершенствование двигательных навыков, приемов техники и тактики; участие в соревнованиях клубных, региональных, российских;

  • ФП: снижение объема ОФП, использование средств СФП как вспомогательного средства СП

основной

Соревновательный (1- 3 в зависимости от уровня подгот-и, календаря.

Май – сентябрь

  • СП: наращивание формы, подход к пику формы к главным соревнованиям;

  • Теория: инструктажи, разбор тренировок гонок, корректировка планов подготовки;

  • ФП: работа в поддерживающем режиме

переходный




Октябрь- ноябрь

  • СП: снижение нагрузок, участие в клубных и региональных соревнованиях;

  • Теория: анализ сезона, подготовка планов подготовки на следующий год;

  • ФП: восстановление средствами ФП, работа с материальной частью, подготовка лодок к Зимнему хранению;

  • Медобследование, лечебно- профилактические, восстановительные мероприятия



  1   2   3

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программ а сдюсшор по парусному спорту г. Челябинск Часть Организация и планирование учебного процесса