Скачать 65.09 Kb.
Дата15.03.2019
Размер65.09 Kb.

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в колледже



Профессионально - ориентированное обучение

иностранному языку в колледже

Титова И.В., Сафарова Р.Ш.

ГАОУ СПО ТО «Западно-Сибирский государственный колледж», г.Тюмень

Знание иностранного языка становится одним из важных требований, предъявляемых к специалистам в условиях рынка труда. Сегодня существенно меняются требования к уровню владения специалистами всех уровней иностранным языком, первостепенное значение приобретают практические навыки, предполагающие знание иностранного языка делового общения в устной и письменной речи, умение использовать его в своей профессиональной деятельности.

Обучение иностранному языку становится одним из ведущих компонентов системы профессионального образования.

Эффективность системы обучения предмету в полной мере определяется тем, насколько последовательно она учитывает объективные закономерности, согласно которым происходит усвоение иностранного языка в учебных условиях. В настоящее время среднее профессиональное образование непрерывно реформируется и адаптируется к новым рыночным условиям. Повышение академической мобильности диктует новые цели и задачи, которые необходимо решать в процессе обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении. В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на его личностное развитие, на становление его профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде.

В современном мире знание иностранного языка является реальной необходимостью: владение иностранным языком необходимо каждому современному специалисту, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования необходим профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка. Это объясняется следующими причинами:

- иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина

- процесс обучения происходит в искусственной языковой среде;



В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность в овладении знаниями в этой области. В связи с этим набор специальных языковых знаний должен быть весьма обширным, связанным со сферами возможного применения профессиональных навыков выпускников. Это представляет значительные трудности в плане обучения иностранному языку, так как преподаватель должен владеть не только языковыми (сугубо лингвистическими) знаниями, но и уметь ориентироваться во всем многообразии специальных предметов, понимать суть и специфику той или иной профилирующей дисциплины. Отсюда - важность междисциплинарных связей, невозможность преподавания иностранного языка в отрыве от специальных дисциплин. Поэтому необходимо учитывать два основных этапа в обучении иностранному языку - общеобразовательный и профессионально-ориентированный. Эти этапы взаимосвязаны между собой. Студенты не только совершенствуют языковую базу лексико-грамматического материала, но и получают представления о профессиональной направленности изучения иностранного языка. Преподавание иностранного языка может осуществляться по системе модулей. Именно такая система способна объединить достижения в области методики преподавания иностранного языка, связать коммуникативный, лингвострановедческий, профессионально-ориентированный подходы к изучению иностранного языка.

Под модулем подразумевается законченный, вполне автономный курс, включающий в себя обучение как отдельным, так и всем видам речевой деятельности в зависимости от целей и задач, которые необходимо реализовать в процессе изучения материала. При полной самостоятельности отдельного модульного курса, он, тем не менее, зависим от других модулей и интегрирован в общий курс иностранного языка. При изучении первого модуля (он проходит на первом курсе) студенты систематизируют и углубляют те языковые знания, которые были получены в средней школе, и это позволяет им перейти к изучению иностранного языка для профессиональных целей. Модули второго и третьего курсов вводятся постепенно, по степени возрастания трудностей и по мере изучения студентами профилирующих дисциплин. Примечательно, что благодаря модульному характеру системы преподавания иностранного языка изменения, которые иногда имеют место в профессиональных образовательных программах, не влекут за собой необходимость радикальных изменений в структуре обучения иностранному языку: меняется лишь содержание модуля, текстовое и др. наполнение, а методика работы остается прежней ввиду универсального характера и гибкости модуля. Основным условием функционирования каждого модуля является обеспеченность его программой и дидактическим материалом, состоящим из следующих основных компонентов: набора соответствующих аутентичных текстов, учебных пособий, компьютерными базами данных и ресурсов Интернет, разработок для самостоятельной работы студентов.

Знание специальной лексики необходимо студентам для чтения текстов по специальности и совершенствования устной речи, как на основе изученных текстов, так и для профессионального общения. Владение профессиональной терминологией помогает не только выполнять перевод специального текста, но и является неотъемлемой частью профессиональной компетентности специалиста. Именно работа с текстами помогает приобрести и усовершенствовать навыки работы с иноязычной лексикой и с профессиональными терминами. Цель такой работы состоит не только в том, чтобы обучить чтению научных текстов, но и в том, чтобы помочь будущим специалистам овладеть терминологией, научить грамотному и адекватному изложению данного вида текстов с соблюдением грамматических и стилистических норм, соответствующих стилю речи.

Чтобы текст воспринимался студентами как единое коммуникативное целое, он должен обладать связностью, цельностью и информативностью. Само содержание текста заставляет студента говорить, что является одним из главных условий успешной работы на этапе совершенствования навыков говорения.

Развитию умения понимать на слух текст с учетом профессиональной направленности обучения способствуют специально подобранные тексты для аудирования. Такие тексты всегда меньше по объему и закончены по содержанию.

Эффективным средством для развития устной речи служит ролевая игра. На наш взгляд, ролевая игра, моделирующая различные аспекты профессиональной деятельности в учебном процессе, обеспечивает условия комплексного использования профессиональных знаний студентов и совершенствования их иноязычной речи. Ролевые игры способствуют формированию более прочных умений и навыков устной речи.

Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность обучения обусловлена, в первую очередь, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как возникает необходимость и потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

В профессионально направленном обучении иностранному языку особое место отводится развитию монологической речи. Целью такого обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения логически последовательно и связанно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Такая речь создается одним человеком, поэтому она спланирована и подготовлена и является, как правило, контекстной, однонаправленной, непрерывной. Студенты учатся рассказывать о будущей профессии, о работе на различных предприятиях, где они проходят практику. Эти высказывания мотивированны, обусловлены конкретной ситуацией общения, содействуют активизации познавательной активности студентов. Хорошим стимулом для монологических высказываний, по нашему мнению, являются проблемные и ситуационные задачи. Такие задачи не только обеспечивают усвоение языкового материала и формирование различных навыков, но и непосредственно связаны с будущей профессией студентов, формируют их профессиональную компетенцию. Такие задачи можно использовать на различных этапах работы над темой или разделом. Например, на этапе введения и закрепления языкового материала, до непосредственной работы над текстом, используются задания, направленные на развитие навыка говорения и смысловой догадки студентов об особенностях работы специалиста в данной сфере (в зависимости от специальности) на различных предприятиях; об организации производственного процесса; об особенностях проведения различных технологических мероприятий.

Такие задания заставляют студентов мыслить, анализировать, систематизировать пройденный материал, а также активизируют познавательную деятельность студентов.

В настоящее время в условиях модернизации образования одним из главных требований к профессиональным качествам преподавателя является информационная компетентность. Актуальность проблемы использования современных информационных технологий (компьютер, Интернет) в обучении иностранным языкам очевидна. Все это дает возможность увидеть особенности иностранного языка, прослушать речь и получить информацию по тем или иным вопросам. Наглядность, используемая с монитора - увлекательная, яркая; перед студентами раскрываются ситуации, вызывающие у них познавательный интерес и активизирующие их творческую деятельность.



Использование анимационных проектов, презентаций становится реальным переходом от традиционной технологии (доска, плакаты) к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. Мультимедийные программы гармонично сочетаются с традиционными методами обучения на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Все это позволяет повысить эффективность обучения и дает преподавателю возможность индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию и стимулировать студентов к изучению иностранного языка в колледже.