страница1/3
Дата11.06.2019
Размер0.6 Mb.

"Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов"


  1   2   3


Рекомендации

по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения

Выпуск 7. Часть 1

"Проектирование новых и адаптация существующих зданий

для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов"

(Госстрой РФ, Минтруд РФ, 1998 г.)
В соответствии с Общероссийским строительным каталогом настоящим Рекомендациям шифр МДС 35-4.2000
См. также СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренный постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 72
Предисловие

1. Общие положения

2. Земельные участки

3. Объемно-планировочные решения

4. Основные помещения

5. Элементы зданий

Приложение. Общий перечень рекомендаций по проектированию окружающей

среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов

и других маломобильных групп населения
Предисловие
Настоящий методический документ является рекомендательным и содержит указания по проектированию новых и адаптации уже существующих зданий для воспитания, обучения, реабилитации детей-инвалидов.

Рекомендации предназначены для использования в региональных институтах Гражданпроект; районных и областных управлениях Минсоцзащиты населения РФ и другими заинтересованными организациями и ведомствами, чья работа направлена на проектирование, строительство, эксплуатацию зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов в соответствии с требованиями создания без барьерной среды для них.

Основная цель работы заключается в разработке комплекса предложений по проектированию зданий, где детям-инвалидам обеспечивается полноценная среда жизнедеятельности, позволяющая на основе учебно-воспитательных и реабилитационных программ максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка, получить хорошее образование, адаптировать к последующей профессиональной и социально-бытовой деятельности.

Рекомендации содержат: общие принципы формирования системы учреждений; принципы проектирования зданий; требования к земельным участкам, объемно-планировочным решениям, отдельным помещениям и элементам зданий.

Рекомендации составлены на основе положений: ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения"; ВСН 50-86 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"; ВСН 49-86 "Детские дошкольные учреждения"; СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"; книги Х.Ю.Калмета "Жилая среда для инвалида"; НИР Института общественных зданий по проблемам инвалидов в 1992-1993 гг.

Рекомендации разработаны Институтом общественных зданий: канд. арх. Е.М.Макотинской при участии арх. М.В.Каливкиной, техническое оформление Т.Б.Мержановой.


1. Общие положения
Принципы формирования системы учреждений

Принципы проектирования

Построение реабилитационной среды

Вместимость зданий

Вместимость групп, классов

Эргономические данные
Принципы формирования системы учреждений
Система воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов, имеющих различные отклонения в физическом и умственном развитии, должна рассматриваться как единая и непрерывная, цель которой - максимальная адаптация к самостоятельной и, по возможности, активной жизни каждого ребенка, оказавшегося в положении полной или частичной потери дееспособности.

Для создания комфортных условий пребывания детей-инвалидов, возможности приобретения ими наибольшей самостоятельности, достойного места в обществе, полной реализации их способностей необходимо формирование системы зданий для коррекционного воспитания, обучения и реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной), включающей как специальные учебно-воспитательные здания, так и здания общего типа: школы, детские сады, дошкольные центры и другие учреждения, приспособленные для обучения детей с аномалиями развития.

Основными принципами формирования указанных учреждений являются:

полный охват детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии, системой учреждений воспитания, образования и реабилитации;

наиболее раннее выявление и активная коррекция имеющихся отклонений, начиная с самого раннего возраста;

создание по месту жительства служб для оказания помощи семьям, имеющим детей-инвалидов; подбор с помощью специалистов (дефектологов, психологов, педагогов, реабилитологов) наиболее оптимальных условий и учреждений для пребывания и обучения детей;

максимальное вовлечение детей с незначительными дефектами развития в образовательные учреждения общего типа (детские сады, школы).

В системе учреждений для детей-инвалидов выделяются следующие типы зданий в зависимости от возраста:

ранний возраст (до 2 лет) - неонатальные и перинатальные центры; консультативно-диагностические центры; центры социальной педиатрии;

дошкольный возраст (с 2 до 7 лет) - детские ясли-сады общего типа; специализированные дошкольные учреждения; компенсирующие группы при дошкольных центрах; дошкольные учреждения при спецшколах; дошкольные отделения при реабилитационных центрах; детский сад - начальная школа компенсирующего типа;

школьный возраст (с 7 до 18 лет) - специальные школы, профилированные по видам нарушений; реабилитационные центры; спецклассы и специальные блок-секции при общеобразовательных школах; общеобразовательные школы.
Принципы проектирования
Принципы проектирования зданий, входящих в систему учреждений для воспитания, образования и реабилитации детей-инвалидов, должны обеспечивать выполнение следующих условий:

создание небольших групп (классов) с целью обеспечения максимальной индивидуальности воспитания и обучения;

устройство учебных мест с учетом характера физических недостатков детей;

использование специальных коррекционных программ обучения в зависимости от дефектов развития и применение широкого спектра технических средств;

функционально-планировочная композиция здания должна отражать его назначение в зависимости от контингента воспитанников и иметь четкую структуру, обеспечивающую максимальный комфорт для детей и обслуживающего персонала;

создание базы для системы профориентации, отражающей многообразные особенности трудоспособности детей-инвалидов;

включение в структуру здания расширенного состава помещений для медицинской реабилитации;

использование малых средств реабилитации и соответствующего оборудования во всех помещениях, используемых детьми-инвалидами;

благоустройство и оборудование участка применительно к требованиям и особенностям контингента воспитанников.
Построение реабилитационной среды
Для максимального включения детей-инвалидов, имеющих незначительные недостатки физического развития, в систему адаптируемых школ общего типа предлагается четырехуровневый принцип построения реабилитационной среды, обеспечивающей необходимый медицинский контроль, коррекционно-восстановительное лечение и профессионально-трудовое обучение (рис. 1).
См. графический объект "Рис. 1. Схема четырехуровневого построения реабилитационной среды для детей с легкими недостатками развития"
I уровень. Для микрорайонов малой плотности застройки целесообразным представляется в обычных школах оборудование 2-3 мест в каждом классе для возможного обучения детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (ОДА). При этом школа должна быть целиком адаптирована к пребыванию детей-инвалидов.

II уровень. В микрорайонах средней плотности застройки (9-12 тыс. чел.) в обычных школах возможно формирование отдельного класса (10-12 чел.), где учащиеся имеют один вид нарушений меньшей или большей степени (т.е. только с нарушением зрения, слуха или ОДА). В этом случае вся школа адаптируется с учетом конкретных отдельных требований.

Ill уровень. Для микрорайонов с высокой плотностью застройки (более 16 тыс. чел.) в структуре укрупненных школ с клубно-спортивными блоками предлагается выделение отдельных учебных секций для обучения детей-инвалидов. При таком решении для возможности посещения учащимися-инвалидами адаптируются помещения клубно-спортивного назначения. Как вариант возможна пристройка блока учебных и реабилитационных помещений к уже существующей школе.

IV уровень. В районных реабилитационных центрах осуществляется медицинское обслуживание инвалидов-школьников и предусматривается профессионально-учебное отделение.


Вместимость зданий
Вместимость специализированных дошкольных учреждений не должна превышать 8 групп - 100 мест.

Вместимость дошкольных учреждений общего типа, частично адаптируемых для пребывания детей-инвалидов, снижается за счет уменьшения наполняемости в специализированных группах.

Спецшколы-интернаты рекомендуется проектировать не более чем на две параллели классов общей вместимостью не более 300 мест.

Спецшколы-интернаты для детей с нарушением слуха, зрения, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей рассчитываются на 12-летнее обучение и имеют в своем составе подготовительный класс.

Спецшколы-интернаты для умственно отсталых детей рассчитываются на 10-летнее обучение, подготовительные классы в спецшколах-интернатах для умственно отсталых детей не предусматриваются.

Основной контингент воспитанников спецшколы-интерната может быть также увеличен за счет детей, отягощенных, кроме основного физического недостатка, интеллектуальной неполноценностью. Из таких детей формируется отделение вспомогательных классов с 9-летним сроком обучения (I-IX классы).

Вместимость реабилитационных центров (домов-интернатов) для умственно отсталых детей не должна превышать 250 мест.

В адаптируемых школах общего типа, где имеют место спецклассы для обучения учащихся-инвалидов, общая вместимость здания уменьшается в связи с меньшей наполняемостью таких классов.


Вместимость групп, классов
Количество аномальных детей с незначительными недостатками физического развития в дошкольных группах смешанного типа, организуемых в обычных детских садах, дошкольных и оздоровительных центрах и т.д., не должно превышать 10 чел.

Количество учащихся-инвалидов с незначительными недостатками физического развития, обучающихся в школах общего типа, не должно превышать 10-12 чел.

Вместимость групп и классов в учебно-воспитательных учреждениях, специализирующихся по отдельным видам нарушений, представлена в табл. 1.
Таблица 1

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Специальные учебно-воспитательные | Количество детей в классе (группе) |

| учреждения для детей |————————————————————————————————————|

| | ранний |дошкольный | школьный и |

| | возраст |возраст(с 3| подростковый |

| | (до 3 | до 7 лет) | возраст (с 7 |

| | лет) | | до 18 лет) |

|——————————————————————————————————|—————————|———————————|——————————————|

| 1 | 2 | 3 | 4 |

|——————————————————————————————————|—————————|———————————|——————————————|

|1. С нарушением речи: | 6 | 10 | 12 |

| с тяжелыми нарушениями, речи | | | |

| с фонетико-фонематическим| - | 12 | - |

| недоразвитием речи и| | | |

| нарушением произношения| | | |

| отдельных звуков | | | |

|2. С нарушением слуха: | | | |

| глухих | 6 | 6 | 8 |

| слабослышащих и позднооглохших| 6 | 8 | 10 |

|3. С нарушением зрения: | 6 | 6 | 8 |

| слепых | | | |

| слабовидящих | 6 | 10 | 12 |

| с косоглазием и амблиопией | 6 | 10 | - |

|4. Умственно отсталых | 6 | 10 | 12 |

|5. С задержкой психического| 6 | 10 | 12 |

| развития | | | |

|6. С нарушением| 6 | 8 | 10 |

| опорно-двигательного аппарата | | | |

|7. Со сложными дефектами | 6 | 6 | 6 |

|8. С глубокой умственной| - | 8 | 10 |

| отсталостью | | | |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|Примечание. Исходя из местных условий и наличия средств наполняемость|

|классов, воспитательных групп продленного дня в указанных специальных|

|учебно-воспитательных учреждениях может быть ниже рекомендуемой|

|предельной наполняемости. |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————


Эргономические данные
В разделе представлены иллюстрации с эргономическими данными для детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, пользующихся дополнительными приспособлениями при передвижении (палки, костыли, кресла-коляски и пр.). Эти данные следует учитывать при проектировании коммуникационных связей в здании, помещений различного назначения, расстановки стационарных элементов оборудования и мебели (рис. 2).

Для проектирования комфортной среды в зданиях для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов, пользующихся креслами-колясками, необходимо учитывать габариты разворота коляски по трем возрастным группам:

до 7 лет; от 7 до 13 лет; от 13 до 18 лет (рис. 3).
См. графический объект "Рис. 2. Эргономические данные"
См. графический объект "Рис. 2. Эргономические данные. Продолжение 1"
См. графический объект "Рис. 2. Эргономические данные. Продолжение 2"
См. графический объект "Рис. 3. Необходимые габариты для разворота кресла-коляски"
2. Земельные участки
Территория участка

Площади участков

Зонирование участков

Элементы территории

Озеленение участков
Территория участка
Территории специализированных учебно-воспитательных зданий должны размещаться на обособленных участках в озелененных районах или пригородной зоне, на расстоянии не менее 3000 м от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и почвы.

Учреждения для детей с нарушением зрения и слуха следует располагать в районах, удаленных не менее чем на 1500 м от радиостанций, радиорелейных установок-пультов в связи с необходимостью исключения возможностей нарушения работы аудиометрической аппаратуры.

В вечернее время участок должен освещаться из расчета обеспечения освещенности на земле не менее 20 лк при лампах накаливания и не менее 40 лк - при люминесцентных лампах.

При въезде на участок необходима автомобильная стоянка на 6-10 легковых машин.

Участки необходимо ограждать забором высотой не менее 2 м с высадкой кустарника вдоль его внутренней стороны.

Для территории дошкольных учреждений и школ общего типа, адаптируемых к пребыванию детей-инвалидов, необходимо, по возможности, соблюдать вышеперечисленные требования.


Площади участков
Площадь участка специализированного дошкольного учреждения следует принимать не менее 60 м2 на 1 место.

Площадь земельных участков спецшкол-интернатов приведена в табл. 2.

Площадь земельных участков домов-интернатов показана в табл. 3.
Таблица 2

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Число | Площадь, м2, на 1 воспитанника при нарушениях |

|параллель-|————————————————————————————————————————————————————————————|

| ных | слуха | зрения |интеллекта |с тяжелыми последствиями|

| классов | | | | полиомиелита и |

| | | | | церебральных параличей |

|——————————|———————————|———————————|———————————|————————————————————————|

| 1 | 200 | 205 | 205 | 180 |

| 2 | 160 | 160 | 180 | 140 |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Таблица 3

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Характеристика детей | Площадь, м2, на 1 воспитанника |

| |————————————————————————————————————————|

| |для обучаемых детей | для необучаемых |

| | | детей |

|——————————————————————————————|————————————————————|———————————————————|

|Способные к самостоятельному| 100 | 80 |

|передвижению | | |

|То же, неспособные | 120 | 50 |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Зонирование участков
На земельных участках специализированных дошкольных учреждений следует размещать площадки: групповые с теневым навесом, коррегирующей гимнастики, физкультурных занятий, адаптации и обучения правилам поведения на улицах; оздоровительных процедур с плескательным бассейном (для II и III климатических поясов), хозяйственную, ознакомления с живой природой (рис. 4).
См. графический объект "Рис. 4. Зонирование участка дошкольного учреждения, посещаемого детьми-инвалидами"
См. графический объект "Рис. 5. Зонирование участка спецшколы-интерната, посещаемого детьми-инвалидами"
На земельных участках спецшкол-интернатов следует предусматривать зоны: физкультурно-спортивную, реабилитационную, учебно-опытную, отдыха, хозяйственную (рис. 5).

При зонировании участка необходимо обеспечивать прямую планировочную связь: физкультурно-спортивной и реабилитационной зон с блоками спортивных и медицинских помещений, зонами отдыха, зоной дошкольного отделения; учебно-опытной зоны с блоками учебных помещений старших школьников, хозяйственной зоной; зон отдыха учащихся всех возрастов с блоками жилых помещений соответствующих возрастных групп.

На земельном участке дома-интерната для умственно отсталых детей предусматриваются следующие площадки: групповые и общая; учебно-опытная; отдыха и встреч с родственниками; хозяйственная.
Элементы территории
Групповые площадки проектируются для каждой группы воспитанников, способных к самостоятельному обучению.

Площадь групповых площадок для умственно отсталых детей должна быть не менее 200 м2. Площадки для детей, неспособных к обучению, должны иметь ограждения.

Площадь групповых площадок для детей с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата должна быть не менее 10 м2 на 1 место.

На групповых площадках следует предусматривать теневые навесы для укрытия детей от атмосферных осадков, излишней солнечной радиации, сильных ветров.

Необходимо обеспечить удобную связь групповых площадок с входами в соответствующие групповые ячейки и с физкультурной площадкой.

Поверхность групповой площадки для детей с нарушением зрения должна быть ровной и иметь ограждающую полосу с другой поверхностью покрытия шириной 1-1,5 м, причем ограждающую полосу лучше делать наклонной с постепенным подъемом в 10-12°.

Физкультурная площадка должна быть площадью не менее 250 м2. На физкультурной площадке следует выделять зону для игр с мячом, зону для лазания, беговую дорожку не менее 30 м, яму для прыжков, зону для гимнастических снарядов и спортивных игр (рис. 6).
См. графический объект "Рис. 6. Функциональные зоны физкультурной площадки"
Физкультурные снаряды следует устанавливать на прочном железобетонном фундаменте, под снарядами необходимо укладывать песчаную подушку слоем 20-30 см.

В учреждениях для глухих детей, слабослышащих, умственно отсталых, с нарушением опорно-двигательного аппарата желательно ориентировать физкультурные площадки продольной осью на С-Ю, а для слепых и слабовидящих - на В-З.

На участках специализированных учреждений пешеходные и транспортные пути не должны пересекаться.

Минимальная ширина пешеходных дорожек - 1,8 м. Уклон дорожки должен быть не более 5°.

Съезды с тротуаров на проезжую часть должны снабжаться боковыми участками, обеспечивающими плавный переход от горизонтальной поверхности к наклонной поверхности съезда (рис. 7).
См. графический объект "Рис. 7. Вариант решения съезда с тротуара на проезжую часть улицы"
В зоне перехода через проезжую часть следует предусматривать островки безопасности не менее 1,4 х 1,3 м. По островкам безопасности не должно быть движения автотранспорта.
Озеленение участков
При озеленении участков рекомендуется использовать как можно больше растений различных пород и сортов, так как они являются для детей учебно-ознакомительным материалом.

На участках учреждений для слепых и слабовидящих детей рекомендуется высаживать породы растений с ярко выраженными запахами, различной фактурой листьев, имеющих яркие цветы, что облегчает ориентацию на участке.

По периметру участка рекомендуется устраивать зеленую защитную зону из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м.

Не разрешается высаживать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками или засоряющие территорию при цветении.

Площадь озеленения в специальных дошкольных учреждениях, спецшколах-интернатах для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта должна составлять не менее 50% площади участка, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 60%.
3. Объемно-планировочные решения
Этажность зданий
Специализированные детские учреждения допускается проектировать высотой не более трех этажей, оптимальная высота - 1-2 этажа.

Размещение функциональных групп помещений по этажам должно обеспечивать их удобную взаимосвязь, а также отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Помещения для трудового обучения, учебно-производственные мастерские, отделения для детей, передвигающихся с трудом или с помощью приспособлений, следует располагать на первом этаже.

Помещения, режим которых может причинять беспокойство проживающим или мешать работе медицинского и административного персонала (бойлерные с насосными установками, производственные помещения, ремонтные мастерские, охлаждаемые камеры с машинными отделениями, венткамеры, компрессорные и т.п.), нельзя размещать смежно, а также над и под спальными комнатами, лечебно-диагностическими кабинетами и помещениями администрации.

В подвальном или цокольном этаже допускается размещать складские и технические помещения, кладовые хранения сезонной одежды, обуви и личных вещей, гардеробные персонала.
Функциональная структура зданий
В зданиях специализированных дошкольных учреждений круглосуточного или дневного пребывания следует предусматривать следующие группы помещений (рис. 8): А - групповые ячейки для детей ясельного и дошкольного возраста; Б - общевоспитательные помещения (физкультурный зал, бассейн, комнаты специальных занятий); В - помещения медицинской реабилитации (медицинские кабинеты, процедурные, зал ЛФК и механотерапии); Г - помещения обслуживающего назначения (пищеблок, постирочные, административные и хозяйственно-бытовые помещения).
См. графический объект "Рис. 8. Функциональная структура зданий дошкольного учреждения, адаптированного для детей-инвалидов"
В зданиях дошкольных учреждений общего типа, адаптируемых для пребывания детей-инвалидов, наряду с обычным составом помещений следует предусматривать: групповые ячейки, оборудованные с учетом пребывания инвалидов; расширенный состав медицинских помещений, включающий кабинеты лечебно-коррекционного назначения.

Состав и взаимосвязь помещений каждой группы зависят от контингента детей-инвалидов и профиля учреждения.

В зданиях специализированных учреждений для детей в возрасте от 3 до 18 лет предусматриваются следующие группы помещений (рис. 9): А - помещения для проживания (групповые ячейки для дошкольников и жилые ячейки для младших, средних и старших школьников); Б - учебные классы и производственные мастерские; В - помещения общевоспитательного назначения (актовый и физкультурный залы, бассейны, помещения специальных занятий); Г - реабилитационно-медицинские помещения (кабинеты, процедурные, зал ЛФК и механотерапии); Д - помещения обслуживающего назначения (пищеблок, постирочная, административные и хозяйственно-бытовые помещения).
См. графический объект "Рис. 9. Функциональная структура специализированного учреждения для детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет"
В зданиях школ общего типа, адаптируемых к обучению детей-инвалидов с незначительными недостатками физического развития, функционально-планировочная структура должна быть логически простой и компактной.

  1   2   3

Главная страница
Контакты

    Главная страница



"Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов"