Скачать 198.49 Kb.
Дата25.10.2018
Размер198.49 Kb.

Проект «Разработка, апробация и внедрение универсальной модели профессиональной образовательной программы на основе фгос-4 спо, сопряженной с требованиями профессиональных стандартов и методиками World Skills»


Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Любимский аграрно-политехнический колледж


ПРОЕКТ
«Разработка, апробация и внедрение универсальной модели профессиональной образовательной программы на основе ФГОС-4 СПО, сопряженной

с требованиями профессиональных стандартов

и методиками World Skills»

г. Любим

2017 г.

«Разработка, апробация и внедрение универсальной модели профессиональной образовательной программы на основе ФГОС-4 СПО, сопряженной с требованиями профессиональных стандартов и методиками World Skills»

Инновационный проект


Ориентация российской промышленности и сферы услуг на формирование инновационной экономики требует компетентных специалистов с разносторонне развитыми профессиональными навыками, личностно готовых к самостоятельной работе по профилю специальности, профессии. В настоящее время заметен существенный разрыв между требованиями работодателей к знаниям, умениям и навыкам выпускников и теми знаниями и умениями, которые приобретают молодые специалисты в процессе обучения, тогда как основной целью профессионального образования является связать знания с практикой, сформировать у студента целостную модель будущей профессиональной деятельности.

Предмет учебной деятельности абстрактен и существует вне контекстов реальной будущей работы. В реальном предмете будущей профессиональной деятельности знания даны в контексте производственных процессов и ситуаций. Традиционное обучение не может решить это противоречие, отсюда феномен формальных знаний, невозможность применения их на практике, трудность интеллектуальной и социальной адаптации выпускников к условиям профессиональной деятельности. Следовательно, знания должны даваться в контексте будущего труда, с прицелом будущего профессионального применения.

Недостаточная связь между знаниями и реальными практическими действиями студентов объясняются во многом и тем, что сама образовательная система, несмотря на высокую практикоориентированность учебных дисциплин, содержит в себе качественные недостатки связи теории с практикой, образования с производством, социумом и др. элементами системы жизни и будущего труда. Удовлетворение требований работодателей к качеству подготовки выпускников, потребителей и заказчиков образовательных услуг, социальных партнеров колледжа повышает актуальность решения проблемы формирования профессиональных компетенций, адекватных требованиям работодателей и включенных в контекст будущей профессиональной деятельности независимо от учебного предмета, образовательного цикла профессиональной образовательной программы. В современных условиях это требует новых подходов к управлению образовательными процессами, построения инновационно-ориентированных моделей формирования профессиональных компетенций как функционирующих систем, интегрирующих и соединяющих в себе элементы образовательной, производственной, инновационной, бизнес - и социо - культурной среды и механизмов управления ими.


Данный проект направлен на решение целого ряда задач, среди которых приоритетными являются задачи государственной политики в сфере образования, такие как:


  • формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;




  • обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы);




  • создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагировать на социально-экономические изменения, для чего необходимо обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся («Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года»);

- поддержку существующей системы профессионального образования и развитие новых перспективных направлений подготовки квалифицированных кадров и специалистов для экономики страны (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, Список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минтруда России №831 от 02.11.2015, ФГОС СПО по ТОП-50, устанавливают приоритеты государственной политики в области развития среднего профессионального образования, среди которых ключевыми являются: актуализация и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов.

Данные приоритеты дают начало запуску процессов, связанных с разработкой и внедрением в систему среднего профессионального образования требований к реализации современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, что обеспечит образовательным организациям подготовку кадров, необходимых для экономики регионов.

Значительную роль в данном процессе играет процесс и результат проведения апробации, связанный с получением объективной информации об организационно-методических моделях внедрения ФГОС-4, отработкой вариативных моделей достижения установленных результатов и корректировкой спроектированных моделей образовательных программ, а так же создание современной образовательной среды для достижения новых результатов в соответствии с ФГОС.






КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ИННОВАЦИОННОСТИ ПРОЕКТА
Обращение к проблеме разработки, апробации и внедрения образовательных программ, интегрирующих в себе реализацию ФГОС СПО, требования Профессиональных стандартов и методик WSR и WSI, можно объяснить несколькими обстоятельствами:

  1. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), миссией профессиональной образовательной организации является решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и подготовка квалифицированных специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Необходимо, чтобы в профессиональных образовательных организациях, в качестве приоритетных направлений деятельности, рассматривали повышение профессионального мастерства через внедрение в образовательный процесс новых образовательных программ, направленных на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов, учитывающих требования работодателей ( профессиональных стандартов), а также, содержащих элементы методик WSR, способствовали повышению профессионального уровня подготовки студентов, готовых к профессиональной деятельности в условиях современного быстроразвивающегося производства и использовали для их реализации ресурсы новых образовательных технологий, осуществляя организационно-методическую и содержательную интеграцию.

  1. Разработана «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций» на период до 2020 год. Согласно данной стратегии с целью поддержки талантливой молодежи и повышения привлекательности системы профессионального образования в России проводятся олимпиады, конкурсы и чемпионаты профессионального мастерства, а с 2012 года Российская Федерация вступила во всемирное движение World Skills. Содержание деятельности конкурсантов на данном чемпионате выходит за рамки Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Данная проблема может быть решена посредством разработки образовательной программы, адаптированной, синхронизированной не только с профессиональными стандартами, но также с методиками World Skills , что в свою очередь позволит повысить качество образования, профессиональное мастерство студентов, развить их универсальные умения.

В настоящее время проблема разработки образовательных программ, которые сочетали бы в себе и реализацию ФГОС СПО, и требования профессиональных стандартов, и методик, связанных с проведением чемпионатов World Skills бурно обсуждается на всех уровнях: на педагогических советах, методических объединениях ПОО, семинарах, на сайтах профобразования в сети интернет. И каждая профессиональная образовательная организация, понимая необходимость внедрения в образовательную программу требований профстандартов и методик World Skills, самостоятельно подходит к решению этой проблемы. Поэтому возникла необходимость создания макета образовательной программы, содержащей все эти компоненты.

Актуальность проекта заключается:



  • в поиске и применении в профессиональном обучении нового содержания профессиональных образовательных программ, форм и методов обучения, максимально работающих «на результат» - востребованный рынком специалист,

  • в обосновании и апробации инновационных подходов к формированию профессиональных образовательных программ с целью повышения качества подготовки кадров;

  • в совместной разработке со специалистами других профессиональных образовательных организаций и работодателями универсальной инновационной модели образовательной программы, позволяющей формировать профессиональные и универсальные компетенции обучающихся на более высоком качественном уровне.

Инновационность проекта заключается в коллективном, совместном с работодателями и социальными партнерами колледжа внедрения в образовательный процесс инновационной образовательной программы, направленной на реализацию ФГОС-4, интегрирующей в своем содержании требования профессиональных стандартов, положения международных стандартов, включающих методики проведения чемпионатов World Skills на основе постоянного взаимодействия в совместной разработке, апробации и внедрении модели и механизмов качественной профессиональной подготовки выпускников. Предполагается, что создание инновационной модели образовательной программы обеспечит усвоение обучающимися социального опыта в результате обучения, моделирующего содержание и условия профессиональной деятельности, обеспечит более эффективную профессиональную подготовку, а также формирование у студентов адаптационных механизмов к условиям будущей работы еще на этапе профессионального обучения. Инновационный проект призван обеспечить развитие образовательного учреждения в нужном направлении.
ИДЕЯ ПРОЕКТА
Создание модели универсальной профессиональной образовательной программы, на основе ФГОС-4 СПО, сопряженной с требованиями профессиональных стандартов и методиками World Skills, применимой к различным специальностям и профессиям. Проверка в реальных условиях, на практике в профессиональных образовательных организациях региона эффективность разработанной модели профессиональной образовательной программы и дальнейшее ее внедрение в образовательный процесс .
Цель проекта
Создание, апробация и внедрение универсальной модели образовательной программы на основе ФГОС -4, сочетающей в себе требования работодателей ( профессиональные стандарты) и методики World Skills, с опорой на новые и традиционные формы и методы обучения.

Задачи проекта

  • 1. Разработать универсальную модель образовательной программы, сопряженной с требованиями профессиональных стандартов и методик World Skills




  • 2. Разработать механизмы реализации модели образовательной программы в образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций региона




  • 3. Апробировать и внедрить в практику деятельности профессиональных образовательных учреждений Ярославской области созданную модель образовательной программы, направленную на реализацию ФГОС -4 СПО, синхронизированную с профессиональными стандартами и методиками World Skills




СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

3 года (2017-2019 г.г.)







ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА




  • региональная и муниципальная система образования;

  • руководители образовательных организаций среднего профессионального образования;

  • специалисты образовательных организаций среднего профессионального образования;

  • студенты образовательных организаций среднего профессионального образования;

  • представители работодателей, социальные партнеры



КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА


пп


Ф.И.О. сотрудника

Должность,



Функции сотрудника при реализации проекта



Дмитриев Алексей Викторович,

директор ГПОАУ ЯО Любимского аграрно-политехнического колледжа



Руководство проектом



Сатарина Галина Георгиевна, методист Центра развития профессионального образования ГАУ ДПО ЯО ИРО

Научный руководитель



Самойлова Ирина Валентиновна, заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам

Организационно-методическое обеспечение проекта

координатор проекта





Веселова Елена Валентиновна, заместитель директора по учебно-производственной работе

Методическое обеспечение,

координатор проекта






Григорьев Андрей Павлович, старший мастер

Организационное обеспечение проекта



Смирнова Татьяна Михайловна, председатель методического совета

Методическое обеспечение проекта



Озеров Николай Александрович, преподаватель специальных дисциплин, главный эксперт WorldSkills Russia по компетенции

« Эксплуатация сельскохозяйственных машин»



Методическое обеспечение проекта



Приглашенные специалисты, (по согласованию)






Приглашенные руководители, ИПР из других профессиональных образовательных организаций региона





ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА


Источники финансирования

Направление расходов

Сумма

(тыс. руб.)



Направление расходов по годам

Региональный бюджет

Материальные ресурсы

50, 0

2017 -2018 гг




Методическое обеспечение, оплата привлеченных специалистов

70,0

2017 -2019 гг




Доплата сотрудникам за инновационную деятельность

130,0

2017 -2019 гг




Издание и тиражирование методических продуктов

50, 0

2019 г


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап: Подготовительный

Сроки этапа: январь 2017 г – август 2017 г

Задачи этапа:


  1. Разработать проектную идею, подготовить текст проекта, определить тематику обучающих мероприятий

  2. Определить критериально-оценочный аппарат качества разработанной образовательной программы по различным направлениям

  3. Разработать необходимое программно-методическое обеспечение проекта

  4. Провести согласование разработанной образовательной программы с заказчиками (работодателями)

  5. Подготовить необходимое обеспечение реализации проекта (материально-техническое, кадровое и т.д.)


2 этап: Реализационный
Сроки этапа: сентябрь 2017 г – июнь 2019 г

Задачи этапа:



  1. Апробировать профессиональную образовательную программу в Любимском аграрно-политехническом колледже (ЛАПК) и других ПОО Ярославской области по различным направлениям подготовки

  2. Осуществить презентацию проекта

  3. Обобщить опыт разработки, апробации и внедрения образовательной программы


3 этап : Итоговый
Сроки этапа: июль – сентябрь 2019 г

Задачи этапа:



  1. Провести мониторинг апробации образовательной программы

  2. Распространить опыт разработки, апробации и внедрения образовательной программы, синхронизированной с профессиональными стандартами и методиками WSR в регионе и за его пределами

  3. Обобщить полученные результаты от реализации образовательной программы

  4. Оформить методические материалы, осуществить их публикацию и тиражирование


МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА



Наименование задачи

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ожидаемый конечный результат

Подготовительный этап

Разработать проектную идею, подготовить текст проекта, определить тематику обучающих мероприятий

Заседание проектной группы

Январь 2017

Инновационный проект,

план обучающих мероприятий



Определить критериально-оценочный аппарат качества разработанной образовательной программы по различным направлениям

Разработческие семинары

Февраль 2017

Сформированная критериальная база по оценке качества и эффективности образовательной программы по различным направлениям

Разработать необходимое программно-методическое обеспечение проекта


Разработка алгоритма создания образовательной программы



Февраль-март 2017

Разработан алгоритм создания образовательной программы, синхронизированной с профессиональными стандартами и методиками WSR

Разработка учебно-методического комплекса по соответствующим разделам программы


Апрель- июнь 2017

Наличие УМК

Разработка учебно-планирующей документации

Июнь-август

2017 г


Сентябрь – октябрь 2017 г

Наличие учебно-планирующей документации: учебного плана, графика учебного процесса

Подготовить план-график реализации образовательной программы с учетом возможностей Ресурсного центра и СЦК

Июнь-август

2017 г




Наличие плана -графика

Разработка программы итоговой аттестации студентов

Сентябрь-октябрь 2017 г

Наличие программы ИГА в форме демоэкзамена

Разработка программ обучающих семинаров и методических объединений для ИПР

Сентябрь 2017 г

План проведения обучающих семинаров, МО

Провести согласование разработанной образовательной программы с заказчиками (работодателями)

Определение заказчиков кадров

Согласование образовательной программы



Июнь-август

2017 г


Наличие заключения-согласования от заказчика.


Подготовить необходимое обеспечение реализации проекта (материально-техническое, кадровое и т.д.)




Проведение оценки состояния имеющейся материально-технической базы.

Определение направления её развития.

Формирование плана закупок для обеспечения образовательного процесса современным оборудованием

Закупка оборудования.




Февраль-апрель

2017 г


Наличие плана мероприятий по модернизации МТБ













Реализационный этап

Апробация образовательной программы в ЛАПК и других ПОО



1.Осуществление обучения по образовательной программе


Сентябрь 2017 г – июнь 2019 г

100 % студентов, освоивших образовательную программу и поучивших документ об образовании и квалификации

Проведение итоговой аттестации студентов в форме демоэкзамена

Июнь 2019 г

100% студентов, участвующих в демоэкзамене;

50 % - сдавших ДЭК на «4» и «5»



Осуществить презентацию проекта

Организация и проведение итогового семинара

Сентябрь 2019 г

Наличие материалов семинара, отчет, обобщение опыта

Обобщить опыт разработки, апробации и внедрения образовательной программы

Подготовка и систематизация материалов

Сентябрь – декабрь 2019 г

Выпуск запланированных методических материалов

Разработка запланированных методических продуктов (в рамках проекта)

Итоговый этап

Провести мониторинг апробации образовательной программы

Разработка план мониторинга образовательного процесса по образовательной программе

Формирование предложения по доработке образовательных программ и контрольно-измерительных материалов



Июль-август

2019 г


Заключение о целесообразности применения образовательной программы, эффективности ее применения

Пакет предложений о внесении дополнений и изменений в программу



Распространить опыт разработки, апробации и внедрения образовательной программы, синхонизированной с профессиональными стандартами и методиками WSR в регионе и за его пределами

Трансляция опыта через научно-методические мероприятия разных видов, СМИ и интернет-ресурсы

В течение 2019 г

Повышение квалификации специалистов, участвующих в подготовке профессиональных кадров

Обобщить полученные результаты от реализации образовательной программы


Систематизация и анализ документов, отражающих результаты и качество обучения студентов

сентябрь 2019 г

Готовая итоговая документация для предоставления в департамент образования ЯО

Оформить методические материалы, осуществить их публикацию и тиражирование

Макетирование методических продуктов

Публикация (размещение на CD, в Интернете)



ноябрь-декабрь 2019

Тираж методических материалов не менее 100 экз (публикация или диск)



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ)

В результате реализации проекта региональная система образования получит:


1. Методические рекомендации по разработке образовательных программ, обеспечивающих выполнение требований ФГОС СПО, учитывающих требования соответствующих Профессиональных стандартов и методик World Skills
2.Методические рекомендации по разработке пакета УМК и УПК по образовательным профессиональным программам, синхронизированных с требованиями ФГОС СПО, Профессиональных стандартов и методик World Skills (по запросу).
3. Макет разработки контрольно-оценочных средств, контрольно-измерительных материалов для оценки качества образовательных и профессиональных достижений выпускников ( по запросу).
4. Макет разработки диагностических материалов оценки уровня профессиональной готовности студентов для проведения итоговой государственной аттестации выпускников в форме демонстрационного экзамена, включающий разработанные критерии и показатели диагностики, контрольно-измерительные материалы (психологические тесты, варианты диагностических работ по отдельным компетенциям (включая спецификацию); ключи диагностической работы; инструктивные материалы; инструкции для экспертов.
5. Совместно с ГАУ ДО ЯО Институтом развития образования разработанную Программу обучения педагогов по созданию образовательных программ, обеспечивающих выполнение требований ФГОС СПО, учитывающих требования соответствующих Профессиональных стандартов и методик World Skills
6. Образовательные программы по специальностям среднего профессионального образования, разработанные с учётом требований Профессиональных стандартов, международных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и опытом движения WorldSkills по специальностям, реализуемым в колледже (по запросу)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

1. Создание на базе ГПОАУ ЯО Любимского аграрно-политехнического колледжа базовой площадки по разработке и методическому обеспечению профессиональных образовательных программ;

2. Обновление содержания программ подготовки специалистов среднего профессионального образования и дополнительных образовательных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации с учётом требований профессиональных стандартов и международных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов и опытом движения World Skills;

3. Повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда в регионе и за его пределами.



ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Основной подход к оценке эффективности реализации проекта связан, прежде всего, с обновлением содержания образовательных программ СПО, через реализацию комплекса условий, обеспечивающих формирование и оценку необходимых профессиональных компетенций студентов.

2. Будет осуществлен системный научный подход к реализации проекта.

3. Будет проведена комплексная оценка эффективности инновационного проекта, учет качественных и количественных показателей деятельности в рамках его реализации.



4. Будут получены экспертные заключения на методические продукты, подготовленные для тиражирования, сопоставлены достигнутые и запланированные результаты.


Директор ГПОАУ ЯО Любимского

аграрно-политехнического колледжа А.В. Дмитриев

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Проект «Разработка, апробация и внедрение универсальной модели профессиональной образовательной программы на основе фгос-4 спо, сопряженной с требованиями профессиональных стандартов и методиками World Skills»

Скачать 198.49 Kb.