Дата05.10.2019
Размер92.5 Kb.

Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности



МКОУ Куликовская ООШ

Выступление на МО учителей

начальных классов:

« Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности».

Выполнила:

учитель начальных классов

Логвинюк И.Н.


с. Куликовка

2013 г.

Согласно новым стандартам, выпускник начальной школы должен овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными универсальными учебными действиями.

Одним из регулятивных учебных действий является умение осуществлять контроль (самоконтроль) и оценку (самооценку) выполняемых действий.

«Учебное действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ» . Из данного определения следуют важные выводы относительно образца (эталона) контроля:

а) сопоставление с образцом осуществляется через предварительный образ, т.е. образец деятельности должен содержать в себе опорные точки, по которым происходит сравнение; б) контроль — это постоянное обращение к образцу, корректировка представлений о нем и его уточнение.

В начальном курсе математики можно выделить две главные содержательные линии: обучение решению задач и формирование вычислительных навыков. В процессе вычислительной деятельности очевидна необходимость применения самоконтроля для выполнения безошибочных вычислений. Кроме этого, формируемая на этом математическом материале привычка к самоконтролю будет способствовать развитию самоконтроля всей учебной деятельности.

При формировании самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности появляются две проблемы. Первая связана с необходимостью создания мотивации ученика к проверке и оценке собственных учебных действий. Вторая заключается в том, что школьника надо научить создавать эталон (образец), с которым происходит сверка полученного результата или хода деятельности. Раскрою эти два аспекта формирования самоконтроля вычислительной деятельности у младших школьников.

Первая проблема определяется важнейшим фактором запуска самоконтроля — мотивацией к его осуществлению. Реализация самоконтроля находится в прямой зависимости от степени мотивации, которой человек руководствуется в своей деятельности. Побуждая индивида к выполнению деятельности, мотив запускает одновременно и его самоконтроль, с помощью которого человек проверяет правильность своих действий на пути достижения поставленной цели. Поэтому необходимо не только формировать навыки самоконтроля, но и воспитывать качества, которые побуждали бы младших школьников к должному самоконтролю в поступках, поведении, деятельности. На наш взгляд, учет именно этого фактора запуска самоконтроля имеет большое значение для развития у учащихся I—IV классов навыка самоконтроля учебной деятельности. Большинство учеников не проверяют выполненные вычисления просто потому, что не видят необходимости в этом учебном действии. Формирование потребности в самоконтроле развивается у учеников благодаря специальным заданиям и ситуациям, создаваемым учителем на уроке.

Для создания внутренней мотивации к осуществлению самоконтроля сначала необходимо предлагать задания, направленные на формирование внешней мотивации.

К ним можно отнести шифровки, цепочки, упражнения на восстановление последовательности, раскраски, мозаику, пазлы, кроссворды, задания с дополнительными условиями (например, все ответы должны быть четные), на поиск отличий и т.д. Такие упражнения содержат готовый внешний эталон, с которым происходит сравнение выполненного действия (например, полученное слово в шифровке, картинка в мозаике в и т.д.). Чаще всего эти задания направлены на применение итогового самоконтроля. Приведу пример заданий-шифровок. Они могут быть двух видов: а) шифруются значения нескольких выражений; б) шифруется каждая цифра ответа. Второй вид шифровок используется редко, хотя такие упражнения полезны для проверки ответа при делении многозначных чисел, когда в частном получается число с нулем.
Задание 1. Выполни вычисления. Разгадай с помощью шифра слово, которое обозначает старинную русскую меру длины.

1) 99 : 11 4) 96 : 48

2) 66 : 33 5) 45 : 3

3) 78 : 6 6) 81 : 27





Номера примера

1

2

3

4

5

6

Ответ



















Буква






















2

3

6

9

13

15

22

99

О

Ь

А

Л

К

Т

С

Ж


Задание 2. Вычисли. Расшифруй два слова, подставив под каждой цифрой ответа соответствующую букву.

68 578 : 34 58 968 : 28



0

1

2

6

7

Л

О

С

Ь

Н

Далее следует готовить учащихся к выполнению контроля и оценки учебных действий друг друга. Для этого необходимо организовывать работу в группах, парах.

С этой целью можно предлагать задания, ошибочность выполнения которых можно установить только в результате проверки.

Задание 3. Проверь вычисления, выполненные Мишей: 83 – 50 = (80 + 3) – 50 = (80 – 50) – 3 = 27.

Какое правило надо повторить Мише? Составь и реши два примера на это правило. Проверь себя.

Необходимо отметить, что потребность к самоконтролю развивается у младших школьников через анализ собственных действий и их результатов. Особенно важно анализировать допущенные ошибки.

Для этого целесообразно организовывать диалог (в процессе или по окончании выполнения задания), предлагая ученику, допустившему ошибку, следующие вопросы: «Почему ты ошибся? Как можно проверить себя? Что нужно помнить при решении заданий такого вида?»



Вторая проблема формирования самоконтроля учебных действий заключается в том, чтобы научить школьника создавать эталон. В большинстве случаев при выполнении вычислений эталона как такового не существует, представление о нем строится на основе некоторых опорных точек. Можно выделить два вида эталонов в вычислительной деятельности: эталон полученного результата и эталон способа действия. Первый из названных видов эталона применяется при осуществлении итогового самоконтроля, второй — пошагового.

Для проверки результата вычисления, т.е. для осуществления итогового самоконтроля, можно выполнить вычисления другим способом.

Например, ученик нашел произведение чисел 255 и 99, выполнив вычисления в столбик, и получил в ответе число 25 245. Проверить данное вычисление можно, используя следующий прием умножения на 99: 255 • 99 = 255 • (100 – 1) = 255 • 100 – 255 = 25 500 – 255 = 25 245. Ответы в первом и во втором случае совпали, следовательно, вычисление выполнено правильно.

Таким образом, для создания эталона результата вычислений необходимо научить школьников использовать разные приемы проверки. Второй вид эталона в процессе вычислений — это эталон способа действия, в котором внимание фиксируется на операциях, выполняемых с некоторым математическим объектом. В каждом образце способа действия есть конкретное (частное) и общее . Например, учитель, показывая образец вычисления значения выражения 45 : 3, представляет образец деления именно для этих конкретных чисел, т.е. это только одно из возможных частных, которое ученик должен научиться вычислять. Показать все возможные случаи деления двузначного числа на однозначное невозможно, поэтому ученик должен усвоить общий способ вычислений данного вида, т.е. последовательность операций: «Разложу делимое на сумму удобных слагаемых; разделю каждое слагаемое на делитель; сложу полученные результаты». В данном случае эталон способа действия представляет собой алгоритм внетабличного деления двузначного числа на однозначное. При выполнении данных вычислений ученики часто ошибаются в первой операции алгоритма, т.е. неправильно раскладывают делимое на сумму удобных слагаемых. В соответствии с этим необходимо выделить еще одну опорную точку, на основе которой ученик может себя проконтролировать. Для того чтобы найти удобные слагаемые, необходимо выделить в делимом наибольшее количество десятков, которое делится на делитель.

Обязательным условием формирования самоконтроля на первоначальном этапе обучения является показ образца (эталона), по которому ученик мог бы осуществлять самоконтроль. В качестве эталона могут быть использованы специальные надписи, указатели, таблички и т.д.

Осуществление самоконтроля предполагает знание образца действия (наличие необходимого запаса знаний), а также знание, как им воспользоваться (умение пользоваться знаниями) .

Приведу примеры заданий для формирования умения конструировать образец (эталон) в процессе вычислений.

Задание 4.К каждому выражению даны три значения. Среди них одно верное. Найди его, не вычисляя, и объясни свой выбор.

24 048 : 6 → а) 408; б) 4 008; в) 48.

21 140 : 7 а) 302; б) 32; в) 3 020.

7 500 : 2 а) 3 750; б)37 500; в) 7 350.

Полезно предлагать задания, в которых необходимо выбрать эталон рассуждения, поскольку они также способствуют умению оценивать точку зрения человека, действующего иначе. Такие задания должны быть представлены в виде какого-либо сюжета, создающего эмоциональный фон.



Задание 5. Люда, Андрей и Марина проверяли, верно ли равенство 28 • 9 = 242. Прочитай их рассуждения.

Люда. 8 • 9 = 72, последняя цифра в ответе тоже 2, значит, правильно.



Андрей. 2 + 4 + 2 = 8. 8 не делится на 9 без остатка, значит, в вычислении есть ошибка.

Марина. 242 + 28 = 270, а 28 • 10 = 280. Значит, есть ошибка.

Кто из учащихся прав?

В следующем задании эталон представляет собой алгоритм выполнения сложения. В ходе его выполнения требуется восстановить правильную последовательность шагов алгоритма.


Задание 6. Буратино решил пример и составил письменный алгоритм решения, но пришла Мальвина и перепутала все шаги алгоритма. Восстанови правильную последовательность шагов.

49

+17

66

Проговариваю: 49 + 17 = 66.



Получаю 16.

6 записываю, 1 запоминаю.

Складываю десятки. 4 десятка да еще 1 десяток и 1 десяток, который запоминали.

Складываю единицы. 7 единиц да еще 9.

Получаю 6 десятков.

В заключение подчеркну, что для формирования самоконтроля у младших школьников необходимо постоянно привлекать их к проверке и оценке собственных учебных действий.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Артемов А.К. Образцы действий в обучении математике // Начальная школа. 1989. № 2.

Нюман О.В. Самоконтроль как условие развития рефлексивных умений учащихся начальных классов// Начальная школа. 2009.

3. ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; Авт. вступ. ст. и коммент. В.В. Давыдов; Академия наук СССР. М., 1989.