Скачать 75.49 Kb.
Дата02.09.2019
Размер75.49 Kb.
ТипУрок

Применение здоровьесберегающих технологий в системе физического воспитания в сельской школе



Эффективность физического воспитания в сельской школе.

Ахмадыршин Г. К.

Светлянская сельская школа Удмуртия.
В современной жизни происходят серьёзные перемены в социальной сфере. В жизни человека проблемы здоровья всегда занимает одно из ведущих мест. Считается, что состояние здоровья человека на 70 % зависит от образа жизни. Сейчас, как никогда, приоритетной задачей школы стала концентрация усилие учителей школы по формированию здорового образа жизни у школьников. Школьные годы можно воспитывать потребность двигательной активности. В школьные годы мы создаём базу для дальнейшей жизни: умственную, познавательную, психологическую, оздоровительную. В школьные годы ученику можно так подорвать здоровье, что ему не нужны будут потом математика, русский язык, физика. А может через правильную поставленную систему физического воспитания укрепить здоровье, воспитать правильное отношение к занятиям физкультуре и спорту.

По мнению некоторых авторов (Бальсевич В. К.) реализация оздоровительных задач в школе малоэффективна. Увеличение умственной нагрузки у школьников, компьютеризация, большой объём домашних заданий отнимает у детей слишком много времени и поэтому у большинства школьников появляется заболевание связанные с гиподинамией.

Начиная эксперимент в своей школе, мы хотели убедиться в оздоровительных результатах проводимой работы.

Физкультурно – оздоровительная работа в школе основывается на урочной и внеклассной форме работы. Взаимосвязь этих форм позволяет решать многие задачи физического воспитания.

Урок – основная форма работы по физическому воспитанию в школе. На уроках физкультуры детям даются основы знаний и умений по видам спорта, прививается интерес к физической культуре и спорту. Внеклассная работа решает следующие задачи: привлечение учащихся в спортивные кружки и секции, участие в соревнованиях, повышение спортивного мастерства, организация досуга. Взаимодействие этих форм позволяет школе добиться высоких результатов в физкультурно – оздоровительном воспитании школьников.

Сельские школы имеют особую специфику работы по физвоспитанию. Условия местности, место жительства учащихся в разных сёлах, находящихся далеко друг от друга, вынуждают искать новые формы работы в сельской школе.

В своей работе я хочу показать взаимосвязь учебной и внеучебной форм физкультурно – оздоровительной работы в сельской школе. Без взаимодействия двух систем невозможен целостный подход в физическом воспитании в школе. Вся работа подчинена решению задач комплексного подхода физического воспитания. Работая в школе, я всегда задавал себе вопрос – по какому направлению должна идти школа в области физического воспитания: или оздоровительному, или достижение спортивных результатов, или обучение техническим элементам, двигательным действиям.

Каждая школа берёт направление по своим возможностям. Ну, а если эти направления развивать вместе. К каким результатам можно прийти?.



Урок – основная форма работы в школе. Основной задачей уроков является привитие интереса у детей к занятиям спортом. На уроках выполнялся весь программный материал по лёгкой атлетике, гимнастике, спортивным играм, лыжной подготовке. На уроках лёгкой атлетики включался внепрограммный материал: толкание ядра, метание диска, метание копья. На прыжках в высоту применялся стиль «Фосбюри – флоп». По всем этим видам проводилось первенство школы. На уроках спортивных игр учащиеся изучали волейбол, баскетбол, футбол, теннис, шахматы. По этим видам спорта сборная команда школы занимала призовые места в спартакиаде района. Уроки по шахматам были включены в школьное расписание.

В учебном процессе основное внимание уделялось начальной школе. Считается, что в возрасте 6 – 9 лет закладывается фундамент будущих успехов. Интерес к спортивным занятиям. В этом возрасте дети знакомились с основами техники по многим видам спорта. Акцентировалось внимание на правильное выполнение технических элементов. Если в начальных классах ученик выполняет упражнения не правильно, то в старшем возрасте его уже трудно переучивать.



Эксперимент – путь к творчеству. Работа учителя творческая, никогда нельзя останавливаться на достигнутом, поэтому приходится экспериментировать, искать новые формы работы. Эксперимент проходит следующие стадии: уровень идей, внедрение в практику, и обобщение опыта. Некоторые экспериментальные программы дают толчок для рождения других программ, некоторые изживают себя, некоторые продолжают работать до сих пор. Эксперимент является сложным ещё и в психологическом плане. Новые всегда воспринимаются людьми с осторожностью, поэтому всегда находятся противники. Вот здесь надо убеждать родителей, учащихся, учителей. За время работы в данной школе проводились следующие эксперименты:

- закаливание учащихся,

- развитие специальной беговой выносливости,

- безоценочная система в начальных классах,

- безоценочная система в старших классах.

Эксперимент «Закаливание учащихся». Цель эксперимента – укрепление здоровья каждого ребёнка. Задачи – достичь снижение заболеваемости ОРЗ.

Все уроки физкультуры проводились на стадионе, на свежем воздухе. В спортзал заходили только при ненастной погоде .В спортзале также занимались при прохождении программного материала по гимнастике. В спортзале проведено 8 уроков ,остальная часть уроков гимнастики проведена на стадионе, так как спортивное оборудование на стадионе позволяет выполнить программный материал .Учащиеся занимались на стадионе в короткой форме до наступления холодов .На уроках применялись специальные закаливающие процедуры. В школе была введена утренняя гимнастика на свежем воздухе. После третьего урока был введен «Олимпийский час». Все учащиеся в это время выходили на стадион и занимались физическими упражнениями: играли в футбол, катались на лыжах, проводились подвижные игры, кроссовые забеги. Результаты этого эксперимента очень убедительны. Когда многие школы Республики ,района закрылись из-за эпидемии гриппа, то у учащихся Светлянской школы сократилось число пропусков из-за простудных заболеваний.

Следующие направления экспериментальной деятельности – «Развитие специальной беговой выносливости». Цель эксперимента – повысить общую физиологическую выносливость. Общая выносливость является также приоритетной для других видов спорта. Мы здесь применяли очень много кроссовых упражнений, всевозможных пробегов. На уроках лыжной подготовки увеличили объём пробегаемых дистанций. После этого эксперимента выпускники школы могли спокойно пробегать кросс в объёме - 10 километров, на лыжах - 20 километров.

Следующий эксперимент безоценочная система в старших классах. Цель эксперимента – всесторонне оценить учащихся по физкультуре. Учащиеся не получали оценки на уроке, а набирали баллы за выполнение нормативов, за выполнение разрядов, за посещение секций, за участие в спортивных соревнованиях школьного, районного, республиканского масштаба, за усвоение теоретического материала. Учащиеся в этом эксперименте проявляли творчество. Результаты: у детей повысился интерес к урокам, прекратились на рушения дисциплины прогулы уроков, повысились спортивные результаты, увеличилось количество занимающихся в спортивных кружках.

Эксперимент в начальных классах «Безоценочная система». Цель эксперимента – воспитать осознанное отношение к урокам (не ради оценок). В том числе последующее отношение учащихся к оценкам в более старших классах. Дети на уроках не получают урочные, четвертные, годовые отметки.



Внеклассная работа. К внеклассной работе нужно относиться очень серьёзно. В циклограмме школы одна неделя каждого месяца отводилась спортивно – массовой работе. План спортивно – массовой работы принимался в начале учебного года и доводился до классных руководителей. Соревнования планировались таким образом, чтобы каждый ученик мог принять участие и принял участие в школьных соревнованиях 6 раз в неделю каждого месяца. Поэтому каждый ученик нашей школы становился и волейболистом, баскетболистом, шахматистом, лыжником, футболистом, лёгкоатлетом. Поэтому каждый выпускник нашей школы имел представление о 12 – 15 видов спорта и выходя из школы, мог в них принимать участие даже уже во взрослой жизни. Была поставлена цель, чтобы каждый ученик Светлянской школы принял участие в официальных соревнованиях районного республиканского масштаба. Цель была достигнута. В школе проводились за год 12 – 15 соревнований. Учащиеся школы также выступали на соревнованиях организованные в сельской администрации. Проводилось также много товарищеских встреч. И за учебный год учащиеся нашей школы принимали участие в 35 – 40 соревнованиях. Секционная работа была организована таким образом, чтобы каждый ученик нашей школы с 5 – 11 классы посещал спортивный кружок 2 раза в неделю. Итоги спартакиады подводились на последнем звонке с приглашением родителей. Отмечались лучшие классы, родители, ученики, учителя.

Учебная работа в режиме учебного процесса. В школе была организована зарядка перед уроками. Проводилась зарядка физоргами. Обязательно проводилась физкультпауза на 20 минуте каждого урока. Также были организованы подвижные перемены, которые проводили старшеклассники. Каждый день после 3 урока был организован спортивный час, учащиеся выходили на стадион. Продолжительность спортивного часа 40 минут. Во время спортивного часа проветривались кабинеты, проводилась влажная уборка.

Спортивно – оздоровительная работа с учителями. Учителя нашей школы принимали активное участие в спартакиаде школы. Сборная команда учителей по видам спорта постоянные участники сельских соревнований, районных и республиканских соревнований. В 2 раза в неделю для учителей школы была организована секция в вечернее время.

Результаты. Успеваемость учащихся по физической культуре улучшилась. Почти все нормативы школьной программы дети выполняли на «4» и «5». В школе почти не стало курящих детей. По мнению врачей, осанка у детей улучшалась из года в год. Не наблюдалось прогулов уроков физкультуры. Когда в районе, в республике многие школы закрывались за эпидемии гриппа, то этой проблемы в школе не возникало. Пропусков уроков по причине болезни сократилось. Серьёзных травм не было. Даже освобождённые от уроков физкультуры посещали уроки и принимали участие в соревнованиях. Повысилась двигательная активность учащихся в суммарном, месячном режиме: уроки физкультуры – 8 часов, спортивных занятий – 8 часов, спортивный час – 20 занятий (20 часов), зарядка – 25 дней * 15 минут = 6 часов, физкультпауза – 130 уроков * 3 минуты = 6 часов, участие в школьных соревнованиях – 5 раз по 1,5 часа = 7,5 часов, участие в сельских районных и республиканских соревнованиях – 10 раз по 1 часу = 10 часов. В итоге 45 часов организованных в двигательных действий за месяц.

Спортивные результаты. В школе повысились спортивные результаты. Воспитанники школы 46 раз становились призерами и чемпионами Удмуртской Республики по легкой атлетике, 16 призеров России по легкой атлетике в личном и командном первенстве. Учащиеся школы входят в сборную команду района по баскетболу, волейболу, настольному теннису, шахматам. Сборная команда школы несколько раз занимала призовые места в командном первенстве Удмуртской республики по легкой атлетике, кроссу среди общеобразовательных школ.

Заключение. При чёткой постановке спортивно – массовой работы можно решить многие задачи в физическом воспитании школьников:

- повысить успеваемость по физкультуре,

- сократить число курящих детей,

- решать проблемы простудных заболеваний,

- решить проблему занятости детей во внеучебное время,

- повысить спортивные результаты.


Литература

  1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого – М. Ф и С. 1988.

  2. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека

М. ГЦИФК 1998.

3. Матвеев А. П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры – М. ФОН. 1997.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Применение здоровьесберегающих технологий в системе физического воспитания в сельской школе

Скачать 75.49 Kb.