страница1/4
Дата14.05.2018
Размер0.92 Mb.

Приложения


  1   2   3   4


ПРИЛОЖЕНИЯ
Е.Б.Кузнецова1
О социальном статусе и условиях труда сотрудников УИС в рамках реформирования УИС
Уголовно-исполнительная система (далее – УИС) является элементом правоохранительной системы страны и представляет собой целостную совокупность учреждений и органов, выполняющих функции по исполнению назначенных судами уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, а также судебных решений о применении меры уголовно-процессуального пресечения в виде содержания под стражей, охране и конвоированию осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-розыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.

Юрисдикционные полномочия служащих уголовно-исполнительной системы направлены, в первую очередь, на решение основных задач уголовно-исполнительного законодательства - регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Целями их законодательного закрепления являются обеспечение эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшение условий отбывания наказаний и содержания заключенных под стражей, приближение их к международным стандартам обращения с заключенными, повышение качества воспитательного процесса, создание реальных условий для последующей социальной реабилитации лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, а также совершенствование форм и методов производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, реформирование производственного потенциала системы. Кроме того, предполагается существенно повысить уровень социальной защищенности и профессиональной подготовки работников уголовно-исполнительной системы.

По состоянию на 1 января 2009г. в учреждениях УИС, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось порядка 888 тыс. человек.

Состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях порядка 560 тыс. человек, осужденных условно или отбывающие наказания, не связанные с лишением свободы.

Специальными подразделениями по конвоированию ежегодно перемещаются более 2 млн. человек.

При этом штатная численность сотрудников УИС составляет 359,7 тыс. человек.

Давайте рассмотрим вопрос, а кто же такие сотрудники УИС?

Почему же, как только речь заходит о людях, которые работают в этой системе, мы сразу наталкиваемся на отторжение, негатив и непонимание в выбранной ими профессии? Кроме того, многие считают, что на эту работу идут в основном люди, у которых есть неистребимое желание командовать другими людьми. Мол, при таких мизерных зарплатах это является, чуть ли не единственной причиной выбора такой профессии.

Цитируем Людмилу Кашпур, члена Общероссийской общественной организации «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы»:

«Общество относится с предубеждением и к тем, кто сидит, и к сотрудникам УИС. Это так называемая инфернальная зона. Общество исключает этих людей, их как бы нет. Такое поведение – самозащита общества.

Сказать, кто работает в УИС так же трудно, как сказать, кто работает в системе образования или здравоохранения. Разные люди. Работа в системе заставляет человека каждый день думать, где добро, а где зло, и он от этого становится или очень мудрым, или дрянью. Эту работу может выдержать не каждый. В системе есть люди, к которым я отношусь с большим пиететом. Они очень мудрые, как, например, древнегреческие философы. Но таких – единицы. Что касается исправления осужденных, то эту функцию не исполняет не УИС, а общество. Людей в колонию приводит плохая социальная политика. Их положение там только усугубляется. Это проблема не системы, а общества.

Профессионал, обладающий высокими данными, найдет себе более спокойную и лучше оплачиваемую работу. Лучшие уходят, а приходят, мягко говоря, непрофессионалы, а иногда и просто шваль. У сотрудников УИС слишком маленькая зарплата за такую сложную работу»

Или другое мнение – « Население относится к системе исполнения наказаний с отторжением по вполне очевидным причинам, дело в самом названии этой системы. Там где идет речь о наказании, вряд ли можно говорить о нежных чувствах».

Ответ на счет любви или неприязни к сотрудникам пенитенциарной системы лежит больше в исторической плоскости. Причем это касается не только России. Скажите, в какой стране, которую можно назвать цивилизованной, любят, давайте называть вещи своими именами – тюремщиков? У нас к тому же к общему негативному восприятию представителей этой профессии добавилась информация о ГУЛАГе. Так откуда же взяться взаимной приязни?

Но сотрудников УИС не выращивают в отдельном инкубаторе, не воспитывают в других детских садах или школах, они наши соседи, братья, приятели. Лицо сотрудника уголовно-исполнительной системы – это лицо совсем не маленькой части нашего общества.

В нашей жизни существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. К числу таких экстремальных профессий, безусловно, относятся и специалисты уголовно-исполнительной системы (УИС).

Специалисты, работающие в уголовно-исполнительной системе, отвечают насущной потребности общества в защите от преступников. Эта категория людей – охранников, контролеров за исполнением наказания, воспитателей, социальных работников, психологов, сама остро нуждается в реформировании условий труда, психологической диагностике и сопровождении.

Парадоксально, но исследований, посвященных проблемам заключенных гораздо больше, чем исследований, посвященных категории, ответственной за этих заключенных. Криминальная психология более развитая отрасль науки, чем пенитенциарная психология. Деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия оказывают сильные воздействия и именуются экстремальными. Они создают сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности деятельности, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, особого умения действовать в экстремальных условиях.

Однако в большинстве исследований отмечаются сложности совершенно другого рода. Прежде всего, сама повседневная служба сотрудников УИС представляется как крайне напряженная. Один из основных факторов – скорее не сама вероятность конкретных экстремальных ситуаций, а контингент, с которым приходится работать.

Значительно возросла нагрузка на сотрудников уголовно-исполнительной системы, участились случаи угроз и нападений на них, связанные с их служебной деятельностью. Служба в УИС не считается престижной среди населения. Заработная плата работников уголовно-исполнительной системы в крупных городах и промышленно развитых регионах России существенно отстает от среднего дохода населения этих регионов. Несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является основным мотивом для увольнения сотрудников. Происходит рост количества вакантных должностей, по этой причине более трети должностей младшего начальствующего состава, который несет службу по охране осужденных к лишению свободы, укомплектована лицами женского пола. В крупных промышленных центрах часть должностей вынужденно замещается иногородними сотрудниками, несущими службу вахтовым методом.

Обсудим основные экстремальные факторы условий профессии сотрудников УИС.

Первый экстремальный фактор – контингент осужденных. Среди осужденных к лишению свободы удельный вес лиц с психическими аномалиями составляет 20 – 25% (без учета наркомании, алкоголизма и токсикомании). Их количество увеличивается в прямом соотношении с возрастанием суровости режима исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание. По мере ужесточения режима исправительной колонии и концентрации в ней рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, происходит «накопление» осужденных с высокой криминогенной опасностью. Обнаруживается также прямая зависимость между высокой степенью криминогенной опасности осужденных (с психопатическими особенностями), видом режима ИК и удельным весом совершенных ими тяжких преступлений.

За несколько лет при общем росте лиц, отбывающих наказание в учреждениях, количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло двух третей от общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина осужденных отбывают наказание второй раз и более. В местах лишения свободы содержится более 400 тыс. человек, склонных к различным формам деструктивного поведения, Более 800 тыс. человек, или 90% осужденных и содержащихся в следственных изоляторах лиц, состоят на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, около 300 тыс. - больны социально-значимыми заболеваниями, в том числе 77,7 тыс. больных психическими расстройствами, 43,1 тыс. - активным туберкулезом, 47,9 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 53,6 тыс. - наркоманией, 27,6 тыс. - алкоголизмом, 33,8 тыс. - вирусным гепатитом. Более 37,6% осужденных являются инвалидами, нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными. Более 80% осужденных при поступлении в учреждения УИС не имели профессиональных и трудовых навыков либо их утратили. Около 50 тыс. осужденных при поступлении нуждаются в получении обязательного основного общего образования.



Второй экстремальный фактор – изоляция условий профессиональной деятельности.

Сотрудники УИС являются невольными узниками своей работы. Территория их жизнедеятельности ограничена колонией и часто поселком, в котором они проживают. Особые проблемы вызывает оперативная обстановка именно в лесных, относительно изолированных ИУ.

Изоляция условий профессиональной деятельности приводит к тому, что в учреждениях УИС у персонала отмечаются: физическая и психическая усталость; профессиональная некомпетентность; запрещенные связи с осужденными и другие нарушения трудовой дисциплины.

Третий экстремальный фактор – низкая престижность профессии. Деморализация возникает также из-за традиционно негативного отношения к «тюремщикам» со стороны как населения, так и средств массовой информации. Повсюду в мире люди, работающие в тюрьмах, чувствуют, что в глазах общества клеймо, лежащее на заключенных, ложится и на них. Мир тюрем – это мрачный мир, мир страданий людей и бесчеловечности систем. Отношение и в России к сотрудникам тюрем и колоний весьма недоброжелательное. В глазах обывателя «тюремщик» обязательно является сатрапом, действующим самовластно, деспотически, не считаясь с законом.

Сотрудники УИС поставлены в условия, когда требуется непрерывно доказывать социальную значимость своей профессии.

При проведении реформирования УИС в целом, особо актуальным является решение проблем, связанных с профилактикой профессионально-нравственной деформации сотрудника. Часто это понятие связывают со снижением эффективности профессиональной деятельности, изменениями человеческих качеств, и прежде всего нравственных, когда сотрудник теряет верное представление о смысле службы, не уважает себя за то, что работает в правоохранительных органах, воспринимает службу как средство достижения узкоэгоистических целей. Иногда в это понятие включают утерю способности самостоятельно мыслить, принимать решения, нешаблонно действовать. Пропадает инициатива, возникает мелочная регламентация своих действий.

Стереотипная социальная роль (например, «надзиратель») меняет психологию и поведение человека, побуждая действовать на основе социальных стереотипов.

Надзиратель – должностное лицо в дореволюционной России, занимавшееся надзором, наблюдением за кем-либо. Надзирать – иметь надзор, присмотр; «насматривать», наблюдать, заглядывать. В обязанность надзирателя входило не упускать из виду, держать под контролем. Постепенно слово обросло негативными значениями и смыслами и стало обидным для человека, к которому оно обращено.

Экстремальные условия профессии требуют обсуждения специфики профессиональных требований к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

Общепризнано, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и пригодности персонала. В числе профессионально значимых качеств отмечают уровень образования, нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных.

Установлено, что усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов.

Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания о том, что в уголовно-исполнительной системе работают люди с садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п.

В силу ряда причин существовавшая в советское время в Министерстве внутренних дел система индивидуальной профилактики рецидива преступлений в России оказалась разрушенной, а существующие во многих странах так называемые службы «пробации» или аналогичные им организации у нас пока не созданы.

Поэтому не проводится какого-либо специального досудебного изучения личности правонарушителя с целью выработки рекомендаций для суда в части избрания данному лицу меры уголовно-процессуального пресечения или меры наказания. Вследствие этого нередко допускаются ошибки, ведущие к избыточной репрессии. По данным ФСИН России, ежегодно в среднем более 70 тыс. подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений освобождаются из-под стражи в связи с изменением меры пресечения на не связанную с изоляцией от общества либо с осуждением к наказанию, не связанному с лишением свободы. В местах лишения свободы содержится около 100 тыс. человек, впервые осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести, которые могли бы быть исправлены без изоляции от общества.

Со стороны государственных структур, ответственных за обеспечение правопорядка в стране, не осуществляется должного контроля и надзора за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно и по отбытии срока наказания. Отсутствует система оказания помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, хотя в ряде регионов с ними проводится определенная работа.

Между тем, из исправительных учреждений ежегодно освобождается более 260 тыс. человек. Отсутствие в обществе системной профилактической работы с ними способствует социально-психологической деградации и стигматизации их личности, распространению криминальной субкультуры в обществе.

Таким образом, решение некоторых вопросов, влияющих на эффективность исполнения наказаний, выходит за рамки деятельности УИС и требует отдельного рассмотрения.

В настоящее время, несмотря на определенные положительные результаты в борьбе с преступностью, её общий уровень остаётся относительно высоким. В условиях мирового финансово-экономического кризиса остаётся значительным удельный вес ряда корыстных и корыстно-насильственных преступлений, преступлений, совершаемых мигрантами и некоторыми другими категориями лиц. При сохранении тенденции роста численности осужденных в местах лишения свободы потребуются дополнительные материальные, кадровые, финансовые и иные ресурсы на организацию работы в исправительных учреждениях. Отсутствие или недостаточность этих ресурсов может повлечь ухудшение оперативной обстановки в учреждениях УИС и негативно повлиять на состояние правопорядка в целом.

Основными задачами при проведении реформирования УИС в области обеспечения работы сотрудников должны быть:

- повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня требований действующего российского законодательства, международных стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

- обеспечение гуманизации условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, соблюдения их прав и законных интересов, обеспечение трудовой занятости осужденных и доступа к общему и профессиональному образованию, получению профессий, востребованных на рынке труда.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

совершенствование уголовно-судебной и уголовно-исполнительной политики в плане рационального применения мер принуждения, соединения наказания с мерами социализации осужденного;

обеспечение необходимого уровня правовой и социальной защиты сотрудников УИС, включающего в себя государственные гарантии соответствующего материального, медицинского, пенсионного и жилищного обеспечения;

укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций.

создание благоприятных возможностей для участия общественности в решении стоящих перед УИС задач;

изменение идеологии и направленности применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы в сторону более углубленной социализации личности и подготовки к освобождению;

расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;

обеспечение прозрачности в деятельности УИС, её активное сотрудничество с институтами гражданского общества;

развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами зарубежных стран, с международными органами и неправительственными организациями.

обеспечить формирование профессионального уровня сотрудника уголовно-исполнительной системы нового поколения, обладающего новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе и навыками работы с новыми телекоммуникационными системами.

Добиться воспитания интеллектуально развитого, коммуникабельного сотрудника, способного комплексно оценивать и прогнозировать все последствия принимаемых решений, эффективно работать в новой реабилитационной системе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, действующей на основе принципов законности, гуманизма и уважения прав человека.

Чтобы мы имели возможность рассчитывать на повышение качества службы, необходимо создать условия труда сотрудников уголовно-исполнительной системы, соответствующие характеру, специфике выполняемой работы и уровню условий труда персонала пенитенциарных учреждений, достигнутых развитыми европейскими государствами.

Разработать и осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности службы и создания рабочих мест, оснащенных современными техническими и телекоммуникационными средствами управления процессами охраны, режима и надзора за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.

Для создания и сохранения сильного кадрового ядра, законодательно определить систему социальных гарантий, в том числе одним из основных направлений - выделения жилья сотрудникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей.

Распространить на сотрудников УИС обязательное медицинское страхование.

Обеспечить свободный доступ сотрудников УИС к сети лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и семейного отдыха сотрудников.

Более широко применять практику материального и морального стимулирования работников уголовно-исполнительной системы, обеспечить дальнейшее развитие системы мер поощрения.

Законодательно установить меры, направленные на повышение денежного содержания и оптимизацию пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, в том числе за счет увеличения доли оклада денежного содержания в структуре денежного довольствия сотрудников.

Определить оптимальную нагрузку на сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

Пересмотреть нормативы штатной численности персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы на основе принятых норм трудового законодательства Российской Федерации и международной практики.

Обеспечить стабилизацию профессионального ядра сотрудников уголовно-исполнительной системы за счет сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции.

Ротация руководящих кадров по всем направлением службы в уголовно-исполнительной системе позволит осуществлять планирование устойчивого карьерного роста сотрудников, безупречно и эффективно исполняющих должностные обязанности.

Обеспечить основные направления подготовки и переподготовки кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов исполнения наказаний.

Считать одним из приоритетных направлений полноту и своевременность подготовки и повышения квалификации специалистов в области исполнения альтернативных видов наказаний, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины, а также педагогических и социальных работников для работы с осужденными за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Разработать и реализовать мероприятия по дальнейшему развитию структуры профессионального образования в УИС и системы поддержания профессиональной компетентности сотрудников (первоначальная подготовка, служебная подготовка и т.п.), укрупнению действующих ведомственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, повышению уровня научного и научно-педагогического потенциала и качества образовательных программ, в том числе предусматривающих изучение этики пенитенциарной деятельности, пенитенциарной психологии, прав человека в учреждениях УИС.

Расширить сеть образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования.

Повысить требования к контролю качества образования.

Совершенствование специальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы построить за счет максимального приближения содержания обучения к реальным условиям службы.

При условии хотя бы частичной реализации обозначенных проблем при реформировании УИС, будет реальная перспектива формирования у сотрудников УИС качеств патриотизма, а также чувства профессиональной гордости за выполняемый им труд.

Комплекс мер, направленный на обеспечение социальной стабильности и защищенности позволит осуществлять назначения на замещение должностей правоохранительной службы на конкурсной основе, включая проведение конкурсных испытаний. И что самое немаловажное предлагать молодым специалистам конкурентоспособные на рынке труда вакантные места.

Большой помощью в выполнении вышеуказанных задач является обеспечение прозрачности в деятельности УИС на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к решению проблем исполнения уголовных наказаний, осуществление общественного контроля за деятельностью УИС, сотрудничество с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучение общественного мнения о деятельности УИС.

Необходимо укрепление взаимодействия учреждений и органов УИС с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, общественными наблюдательными комиссиями, комиссиями по вопросам помилования в субъектах Федерации, общественными объединениями по вопросам развития УИС, совершенствования уголовно-исполнительной политики, обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также освободившихся из мест лишения свободы.

Сотрудничество УИС с институтами гражданского общества предусматривает:

активное включение в воспитательный процесс среди осужденных видных деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, а для лиц молодежного возраста - представителей молодежных движений и организаций.

привлечение представителей общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных, а также персонала учреждений УИС;

участие общественных организаций социальной направленности в работе по социально-психологической реабилитации осужденных на всех этапах отбывания наказания и в процессе подготовки их к жизни на свободе;

использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и персонала УИС, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

Настоящая Концепция призвана на период до 2020 года заложить основу дальнейшего развития УИС, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.

Надеемся что уровень материального обеспечения персонала УИС, его социально-правовой защиты будет основательно повышен, а нагрузка на сотрудников органов и учреждений, исполняющих наказания, будет соответствовать нагрузке, принятой в пенитенциарных учреждениях развитых европейских государств.



  1   2   3   4