страница1/11
Дата13.01.2020
Размер2.4 Mb.
ТипКнига

Президент Библейского института Муди


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Жизнь христианина полна банальностей. Одна из них заключается в том, что мы должны «прощать друг друга». К сожалению, слишком многие из нас пожинают тяжкие плоды сложных и нарушенных взаимоотношений. Можно ли как-то исправить эту ситуацию? Или так и должно быть? Книга моего хорошего друга Эрвина Люцера предлагает реальную помощь, в которой мы все нуждаемся, сталкиваясь в жизни с неуживчивыми людьми. Эти страницы ободрят вас и придадут сил не опускать руки в поиске свободы в ситуации, которая может казаться неразрешимой. Рискните и прочтите эту книгу. Возможно, она изменит вас навсегда.

Майкл Изли,

президент Библейского института Муди


«Кровь Иисуса предлагает прощение и примирение каждому, кто принимает крест. У подножия креста губитель и жертва могут встретиться и обрести исцеление». Эту потрясающую истину открывает читателю книга моего давнего друга Эрвина Люцера «По обе стороны обиды». Доктор Люцер умело учит благочестивым принципам прощения, показывая, как христиане могут иметь ум Христов, оказываясь втянутыми в конфликт.

Франклин Грэм,

президент Евангелизационной ассоциации Билли

Грэма «Сумка самарянина»


Не проходит и дня, чтобы я не слышала очередную историю о предательстве, нарушенных обещаниях и разбитых взаимоотношениях. Руинами отчужденности изобилуют даже церкви и христианские семьи. Доктор Люцер побуждает нас больше доверять христианству, стремясь примириться и перейти от горечи к благословению. Эта книга полна глубоких библейских истин и практических наставлений, которые, если им последовать, непременно приведут к свободе и, возможно,к тому пробуждению, в котором мы так отчаянно нуждаемся.

Нэнси Ли ДеМосс, писательница, ведущая радиопередач


Эрвин В. Люцер




ПО ОБЕ

СТОРОНЫ





ПРЕОДОЛЕВАЯ БАРЬЕРЫ
НА ПУТИ К ПРИМИРЕНИЮ



Издательская группа
«Нард»


Киев 2011



УДК 27-4: 316.6 ББК 86.37-43 Л 96


Перекладено за виданням:

Erwin W. Lutzer

When You’ve Been Wronged


Moody Publishers
Chicago



Переклад з англшсько!':

Юрт Шпак

Коли вас образили, коли хтось розповсюджуе про вас брехлив1 чутки, чи познущався з вас, або просто не виконав общянок чи порушив конфЦенцшшсть, ви, звичайно, сповнеш гшву. Ваш1 рани волають помсти, але що робити, коли справедливкть неможлива по цей бш небес?

На прикладах Кторш Якова, Йосипа, Давида та шших б1бл1йних геро!'в автор показуе, як Бог дивиться на кривдника та його жертву, i пропонуе чи- тачев1 глибше усвЦомити проблему з обох ϊϊ бошв. Усвiдомити, щоб побачити вище розумшня у ранах, що нам було нанесено, та навчитися жити, дктаючи з них слушш уроки.


Видання росшською мовою.

Люцер, Эрвин

Л 96 По обе стороны обиды/Эрвин В. Люцер; пер. с англ. Юрий Шпак - К.: СПД Ефетов А.В. (Изд. группа «Нард»), 2011. - 192 с. ISBN 978-966-8795-13-8


УДК 27-4: 316.6 ББК 86.37-43

This book was first published in the United States by Moody Publishers, 820 N. LaSalle Blvd., Chicago, IL 60610 with the title When You’ve Been Wronged, copyright © 2007 by Erwin W. Lutzer. Translated by permission.

ISBN 978-966-8795-13-8 (рос.) ©Erwin W. Lutzer, 2007

ISBN
978-0-8024-8897-8 (англ.) © Видавнича група «Нард»,

видання рос. мовою, 2011.



СОДЕРЖАНИЕ


Введение. Эти несносные люди 7

  1. Сатанинский арсенал обид 15

  2. Ослепляющая сила обиды 27

  3. Знакомьтесь: губитель Каин 45

  4. Семейные войны: Когда рушится доверие . 63

  5. Уклоняясь от летящих копий 83

  6. Христиане в зале суда 107

  7. От горечи к благословению 125

  8. Высокая цена примирения 145

  9. Когда примириться не удается 165

Примечания


ВВЕДЕНИЕ




ЭТИ

НЕСНОСНЫЕ

люди




Многие христиане находятся в западне. Обиженные

друзьями, родственниками и даже членами христианской общины, они скрываются за стенами враждебности и глубоко укоренившегося гнева. Дьявол, который вечно стремится использовать любое преимущество в своей войне против Божьего народа, сковывает многих из них в ожидании некоего эфемерного дня, когда восторжествует справедливость и подтвердится их правота. Но до этого момента примирение и прощение их не интересуют.

Многие вырвали себя из течения жизни, топчась на месте в ожидании, когда восторжествует справедливость. И в самом деле, примирение с теми, кто нас обидел (или кого обидели мы), подчас кажется невозможным.

И вот вы сидите за этими стенами. Или, возможно, наблюдаете со стороны за теми, кто за ними





сидит. Все мы встречали людей, которые настолько старательно и методично вскармливали свои обиды, что совершенно озлобились. Они не только не хотят прощать, но их ожидания в отношении того, как с ними должны поступать другие, настолько необоснованны, что эти люди обречены так и не познать радость восстановленных взаимоотношений.

Вопреки неопровержимым доказательствам, некоторые отказываются признать, что неправы именно они, и в качестве цены примирения ожидают, что другой человек признает себя виновным в том, чего он не совершал. Есть и такие, кто стремится к примирению лишь для того, чтобы обрести повод контролировать тех, с кем они в размолвке. Бывшим друзьям, знакомым и родственникам они отводят роль объекта рассуждений о том, что им должны, и как якобы несправедливо с ними поступили. Такие люди — разрушители, и мы поговорим о них в последующих главах этой книги.

Иисус знал, что мы, люди, будем умышленно или ненамеренно обижать друг друга. Он знал, что некоторые, то ли из-за ложного учения, то ли из-за неверных представлений о самой жизни, будут сбивать других с пути. Фактически, Иисус сказал, что мы неизбежно будем задевать чувства друг друга. В Евангелии от Матфея 18:7 Он предупредил: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».


Что означает «соблазн»

Словом «соблазн» переведено в оригинале греческое слово «scandalon». Именно от него произошли слова





«скандал» и «скандальный». Изначально оно служило для описания приманки, которую использовали для ловли диких животных. Его можно перевести как «капкан» или «проступок». Это слово описывает все, что препятствует нашему хождению с Богом.

Именно оно было использовано в Евангелии от Матфея 16:23, когда Петр из любви к Учителю попытался помешать Тому взойти на крест. Иисус укорил Петра, сказав: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн [scandalon], потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Иисус не попал в западню Петра, но мы то и дело оказываемся в дьявольской ловушке горечи или неверного восприятия самих себя, оправдываясь убедительными доводами и постоянными заявлениями о своей невиновности. И все же, обиды, от которых мы не хотим отказаться, не только причиняют эмоциональный вред, но и способны привести к весьма плачевным духовным последствиям. Если их не отбросить, это может отразиться на нашей вечной участи.

Подумайте также о другой стороне медали. Для каждого обиженного есть кто-то, кто поступил с ним плохо. Это значит, что многие (по меньшей мере, половина) из тех, кто читает это введение, считают себя жертвами несправедливости, хотя на самом деле тоже совершали самые разнообразные несправедливые и жестокие поступки! Как будет показано дальше, мы обычно слепы к своим недостаткам, преувеличивая чужие и преуменьшая собственные ошибки.

Так что книга эта написана для обеих групп: тех, кто уверен, что с ними поступили неверно, и тех, кто был неправ, но настаивает на своей невиновности.





У Бога есть слово как для обиженных, так и для «обидчиков», людей, причиняющих другим боль, при этом глубоко убежденных в своей правоте.


Прислушайтесь к Божьим словам

Читая эту книгу, рассматривайте ее слова не только применительно к другим. Прислушайтесь к тому, что Бог говорит именно вам.
До тех пор, пока мы не увидим собственных недостатков, мы не сможем должным и библейским образом разобраться с чужими недостатками. До тех пор, пока мы не согласимся быть честными в отношении собственных грехов, мы всегда будем искажать грехи других людей и слишком остро реагировать на них. Благодарение Богу, с нами рядом есть Святой Дух, открывающий нужду наших сердец.

Из-за неправильной реакции на обиды разрушаются браки, разделяются церкви, а верующие останавливаются в своем духовном развитии. Они озлобляются, всегда норовят защищаться, критикуют, ожесточаются сердцем, и сатана использует обиду, чтобы держать их в узах. Между ними и Богом стоит стена, которую они не желают убрать.

Мы запоминаем обиды лучше и помним их дольше, чем сделанное нам добро. Задайте кому-нибудь вопрос о том, чем запомнились ему школьные годы, — и вы, скорее всего, услышите о какой-нибудь обиде: «Помню, как меня унижали в седьмом классе». Мы забываем добрые времена, но помним причиненное нам зло.

Сколько времени нужно, чтобы забыть, что друг так и не вернул вам одолженные деньги? Особенно если вы знаете, что у него есть для этого средства,





потому что он купил новую машину! Через сколько лет вы об этом забудете: через пять, через десять? Факт заключается в том, что мы носим в себе подобные обиды до гробовой доски.

Или, быть может, кто-либо из друзей разгласил вашу тайну, и вы чувствуете себя преданным. Однажды я поделился конфиденциальной информацией со своим знакомым, и он пообещал держать ее в тайне, но позже я узнал, что он рассказывал о ней другим. Я чувствовал себя преданным. И по сей день, встречаясь с ним, я вспоминаю об этом инциденте. Несколько лет назад я отбросил от себя эту обиду, но факт остается фактом: я больше не доверю этому человеку никакой конфиденциальной информации.

Сколько времени потребуется девушке, чтобы забыть своего парня, который обещал ей вечную любовь, но, добившись желаемой связи, отбросил ее, словно кожуру апельсина? Ложь, предательство и ощущение того, что тебя просто использовали, прилипли к ее сердцу, словно скотч. Она будет носить в себе эти воспоминания до самой смерти, и, к сожалению, вполне возможно, что их последствия отравят всю ее жизнь.

Кто-то сказал: «Одно резкое слово, сказанное летом, может звучать до конца зимы». В действительности же, оно может звучать еще много зим. Недавно я разговаривал с одним пастором, которого предал его церковный совет. Поддавшись на коварные интриги одного любителя контролировать других, совет не захотел поставить на место человека, который выдвинул нелепые обвинения против мужа Божьего. Рана этого служителя все еще открыта и слишком свежа для того, чтобы на нее можно было наложить лейкопластырь. Он не знает, сможет ли те





перь доверять кому бы то ни было. Как гласит пословица: «Ожегшись на молоке, станешь дуть и на воду».

Да, для исцеления таких ран требуется время, но сколько времени? Некоторые люди сохраняют свои раны такими же свежими, как в день, когда нож пронзил им сердце. Время не исцеляет их, потому что они заботливо лелеют свою обиду, сохраняя ее свежей в памяти, снова и снова непроизвольно прокручивая ее в своем разуме.

Обиды и тот побочный вред, который они причиняют, могут быть мощными инструментами сатаны. Такие соблазны способны истощить вас, втянуть в борьбу и сделать неэффективными, как верующих. Первый шаг в духовном продвижении вперед и освобождении от оков прошлого заключается в том, чтобы узнать, каким образом сатана использует обиды, возводя стены между вами и Богом или вами и другими людьми.

Не найти двух похожих камней преткновения. Мой друг поведал трагическую историю о том, как много лет назад один юноша посетил миссионерскую конференцию при церкви Муди, где я несу служение. Этот юноша сидел вместе с товарищем на вечернем собрании, как завороженный слушая проповедника. Он явственно ощущал внутреннее побуждение от Святого Духа. Проповедник пылко говорил о Великом поручении. В завершение служения он призвал молодежь посвятить свое время христианскому служению. Наш юноша, будучи все так же побуждаем Святым Духом, повернулся к своему товарищу, студенту института Муди, и сказал: «Я уверен, что Господь призывает меня на миссионерское служение. Я хочу стать миссионером. Ты выйдешь со мной?» Они





оба откликнулись на призыв и направились к сцене, где этот юноша помолился молитвой полного посвящения.

Когда он вернулся домой и рассказал о своем решении родителям, его подняли на смех, а потом пригрозили, что, если он не откажется от своей абсурдной идеи, они лишат его наследства. Эта реакция родителей угасила дух юноши, и он больше ни разу не заговаривал о том вечере в церкви Муди. Его родители и их обидные слова стали для него «соблазном», тем самым «scandalon», из-за которого он отказался от самого лучшего, что предлагал Бог.

Можно ли преодолеть подобный соблазн обиды? Может ли такая рана быть исцеленной, а жизнь восстановленной? Ответ: «Да». Однако обрести полное избавление и исцеление от сковывающей силы обиды можно только с помощью благодати и Христова прощения; и я молюсь о том, чтобы эта книга проложила для вас путь именно в таком направлении.

Курс для следования



Эта книга посвящена обидам. Она говорит как об успехах, так и о неудачах в примирении. Но в первую очередь цель этой книги — помочь нам очистить свою совесть и ощутить свободу во взаимоотношениях с Богом. Она призвана сделать нас способными оставить позади то, что с нами сделали другие, оторвать взгляд от прошлого и посмотреть в будущее. Эта книга говорит о пределах, которые мы должны установить, чтобы ограничить влияние ядовитых людей, желающих отравить своим ядом максимально возможное число окружающих.





Наша совесть должна быть очищена, чего бы это ни стоило, дабы мы избавились от ноющего чувства, что какая-то часть нашего прошлого осталась неразрешенной. Чистая совесть позволяет вам жить свободными от обид — пред Богом и другими людьми. Скажу откровенно: я уверен, что искреннее примирение — это путь к пробуждению, ибо как только наши души очищаются от горечи и обиды, Божий Дух обретает свободу двигаться и исцелять. Сегодня Тело Христа содержит в себе бесчисленное число озлобленных, обиженных и раненых людей, связанных силой личной обиды. Однако, где Дух Господень, там свобода, а свобода приносит пробуждение.

Когда я проповедовал это послание в церкви Муди, на него откликнулись сотни людей, приняв решение больше не носить в себе обид, которые препятствуют их хождению с Богом. Позволив Богу освободить их, они обнаружили, что могут освобождать других, чтобы имя Христа прославлялось в наших церквях и семьях.

Пусть следующие страницы откроют путь к исцелению и личному пробуждению. Давайте с Божьей помощью пройдем этот путь вместе.



г л





В А


САТАНИНСКИЙ

АРСЕНАЛ


«То, что вы не прощаете, вы передаете дальше»,

мудро заметил один консультант в беседе с женщиной, муж которой 25 лет жил двойной жизнью. Только когда он уже умирал от СПИДа, она узнала, что мужчина, которому она изо всех сил старалась доверять, обманывал ее и потенциально мог передать ей свою болезнь. Теперь, спустя несколько лет после его кончины, она столкнулась с необходимостью принять решение: сохранить свой гнев и жажду возмездия или отказаться от них ради своей же пользы и в послушании Господу, Которого она полюбила.

В этой главе мы рассмотрим некоторые распространенные обиды, которые приходится сносить многим из нас, а в следующей поговорим о том, что бывает с теми, кто не разбирается с обидами, как должно. Если вас никогда не обижали, и вы не испытываете напряженности в отношениях с другими








людьми, эта глава все равно будет вам полезна, поскольку она позволяет понять, с какой дилеммой сталкиваются те, кто мучительно страдает из-за разрушенных взаимоотношений.


Предательство

Давид, второй царь Израиля, не понаслышке знал, что такое личные обиды. Он не только иногда причинял боль другим, навлекая собственные представления о справедливости на головы ничего не подозревающих людей, но и сам претерпевал времена, когда враги восставали на него из-за его упования на Бога. Однако наиболее тягостные периоды в жизни Давида наступали тогда, когда его предавали самые близкие люди. Мало что причиняет нам столько же боли, как глубокие раны, нанесенные кем-то из близких.

Прочитайте внимательно слова Давида, записанные в Псалме 54, и вы прочувствуете всю глубину его борений.

Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего. Внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня. Сердце мое трепещет во мне (Псалом 54:2-5).

Совершенно очевидно, что описанная здесь обида довела Давида то отчаяния и душевных мук, и только позже в тексте псалма он открывает, что, оказывается, источник этой раны — близкий друг.





Ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий (Псалом 54:13-15).

Давид признает, что подобные обиды было бы легче перенести, нанеси их ему враги — от них такого можно было бы ожидать. Однако он в очень сильных выражениях описывает те сложные чувства, которые все мы испытываем, когда нас ранит близкий друг, любимый человек или кто-то, кому, как мы думали, можно доверять.

Это одна из причин, по которым разводы сопровождаются злобой и горечью. Такое происходит, когда злейшим врагом оказывается тот, кого я люблю, кто живет в моем доме, с кем я делю постель. Подобное происходит и между деловыми партнерами и коллегами по служению. Сатана любит наносить удар именно по этим личным взаимоотношениям, на которых столь многое держится. Зачастую такие обиды выглядят удивительно мелочными и несущественными, однако в руках врага они способны причинить огромный вред.


Богатый выбор сатаны

Сатана использует разнообразный арсенал обид, чтобы держать людей в оковах. Давайте исследуем некоторые из этих обид, а в следующей главе поговорим о том, что происходит с неразрешенными





конфликтами в человеческом сердце. Это поможет нам понять, почему примириться зачастую бывает так сложно, а иногда — просто невозможно.

Первая болезненная обида в этом арсенале — нарушенное обещание.
Прислушайтесь к крику души этой женщины: «Помолитесь обо мне еще раз... Я снова показала, что не разбираюсь в людях, поверив лжи очередного мужчины, пообещавшего жениться на мне. Конечно же, я нарушила учение Божьего Слова о сексе. Я христианка и люблю Иисуса всем своим сердцем, но когда дело доходит до прикосновений, я оказываюсь слабой. Мужчины продолжают лгать, а я верю им. Я так обманута, и сатана использует эту мою слабость».

Далее в письме она говорит, что встречалась с мужчиной два года. Они вместе несли служение в церкви, и ей казалось, что он — воплощение всего, о чем она молилась. Однако, когда его родители узнали, что они хотят пожениться, то ополчились на сына, испугавшись, что потеряют контроль над ним. Они заявили, что его подружка не имеет права надеяться, что он женится на ней, в частности потому, что она не удовлетворяла надлежащим образом его сексуальные потребности. В результате их сын вступил в сексуальную связь с женщиной, с которой познакомился через Интернет, и теперь проклинает ту, на ком обещал жениться. Всю силу ее гнева можно увидеть в следующих словах письма: «Я не представляла, что встречаюсь с демоном, контролируемым бесноватыми родителями».

Эта женщина (да поможет ей Бог!) говорит, что мужчины злоупотребляли ею, начиная с четырнадцати лет, а сейчас ей уже 46. Этот ее друг стал очередным в длинном списке обманувших ее муж





чин. И чтобы сделать еще больнее, он решил порвать с ней отношения в ее день рождения. Теперь очень важно, что она сделает со своей болью, поскольку это определит состояние ее душевного здоровья в последующие годы.

Пусть и в меньшей степени, каждый из нас переживал боль от предательства. Например, вы одалживаете другу деньги, и он говорит: «Ты же знаешь: я верну их при первой же возможности». Проходит время, он получает хорошую работу и преуспевает, а при встрече с вами делает вид, что ничего не произошло.

Я слышал об одном стоматологе, который много помогал христианам. Он перестал посещать богослужения, потому что в церковном хоре было слишком много тех, кто пел, как он выразился, через вылеченные им зубы, за которые они так и не заплатили! Из-за нарушенных обещаний этот человек, по сути, отказался от церкви! Сломанная нога может зажить так успешно, что вы со временем и не вспомните, что когда-то ее ломали, но нарушенные обещания способы нанести рану, которая будет болеть на протяжении всей жизни.

Один молодой пастор начал проводить по воскресеньям служения для заключенных местной окружной тюрьмы. Каждую неделю он отправлялся в тюремные камеры, где проводил библейские занятия и молитвенные собрания. Большинство заключенных составляли юноши, отбывающие срок за самые разнообразные преступления: от краж со взломом до пристрастия к наркотикам. Входя в тюрьму, пастор чуть ли не физически ощущал отчаяние и гнев, витавшие среди этих молодых людей в возрасте от 19 до 24 лет. Когда он спросил у на





чальника тюрьмы, как в подобном месте могло оказаться столько молодых, подающих надежды юношей, тот со вздохом ответил: «Это место наполнили мальчики, уставшие ждать, когда их отцы сдержат свои обещания — обещания обеспечить их, провести с ними время, прийти вечером домой... В конце концов они настолько озлобляются от такой несправедливости, что начинают бунтовать и делают глупости».

Подростки, ожидающие, что их отцы исполнят свои обещания! Какое отрезвляющее напоминание о том, что нарушенные обещания могут подтолкнуть молодого человека на путь разрушения собственной жизни. Примите как факт, что наша жизнь полна нарушенных обещаний — как с нашей стороны, так и по отношению к нам.

Вторая обида в арсенале сатаны — это нарушение конфиденциальности.


Молодой человек рассказывает пастору о своей борьбе с гомосексуализмом, справедливо считая, что этот откровенный разговор конфиденциален, поскольку он искренне обратился за помощью. Тем не менее, несколько недель спустя, пастор во время проповеди проговаривается: «Недавно один юноша из нашей церкви рассказал мне о своей борьбе с гомосексуальными склонностями.». Он открывает достаточно подробностей для того, чтобы люди в небольшой общине догадались, что речь идет именно о том молодом человеке, который поделился с пастором своими самыми сокровенными мыслями и проблемами. По церкви начинают расползаться слухи, и сокрушенный юноша навсегда покидает ее, уверенный, что его унизили, предали, использовали.



АРСЕНАЛ БОЛИ

Обиба (иногйа их бывает несколько), способная принести боль в вашу жизнь и взаимоотношения, - это бело рук сатаны, который пытается ослепить Вас и меня, побтал- киВая к греху. Обибы быВают следующими:

  1. Нарушенное обещание. Вы бо сих пор помните какое- то нарушенное обещание? Простили ли Вы человека, который так поступил?

  2. Нарушенная конфиденциальность. Когба кто-то разгласил вашу тайну, как вы отреагировали?

  3. Личное отбержение. Включает не только словесное или эмоциональное отвержение, но также клевету и сплетни.

  4. Ложное обвинение. Ложное обвинение в проступке, который вы не совершали, может повребить вашей репутации и разрушить отношения. Простить обвинителя и восстановить боверие бубет нелегко.

  5. Насилие. Физическое или словесное насилие зачастую оставляет незаживающие эмоциональные рубцы. Тем не менее, Бог силен принести исцеление и бать способность простить обибчика.


Куда вы направляетесь, когда люди, которым, как вы думали, можно доверять, выдают ваши сокровенные мысли и чувства? Как ни печально, из-за бурь, поднятых нарушением конфиденциальности, многие церкви разделяются, друзья становятся врагами, и страдают служения.

В арсенале сатаны есть и третья обида: личное отвержение.
К этой категории можно отнести все





виды словесного, эмоционального и расового отвержения, а также клевету и сплетни. Вспоминаю, как в детстве я учил поговорку: «Палки и камни кости ломают, но клички вреда не причиняют». Не знаю, кто это придумал, но ее следовало бы запретить! Кто из нас не переживал боль, причиненную недобрым словом или насмешкой со стороны задиры-одноклассника, или расовым пренебрежением? Подобные колкости проникают в самую глубину человеческой души. Одно резкое замечание способно парализовать эмоциональное развитие ребенка и обречь его всю оставшуюся жизнь пытаться компенсировать этот ущерб.

В-четвертых, арсенал сатаны содержит такую обиду, как ложное обвинение.
Например, девочка- подросток, движимая ревностью, ложно обвиняет парня в том, чего он не совершал. Когда он начинает это отрицать, между двумя семьями, пытающимися выяснить правду, разгорается ссора. Обиды разрушают всякое доверие, и взаимоотношения становятся натянутыми и неискренними. Иногда разрыв, вызванный ложным обвинением, может быть настолько глубоким, что примирение кажется невозможным. Возводимые стены настолько высоки, что становятся практически неприступными.

В-пятых, арсенал сатаны включает ужасную обиду под названием «насилие». Это, к примеру, физическая или эмоциональная боль, причиняемая ребенку его родителями. Подобные обиды пронизывают насквозь жизнь и восприятие окружающего мира, в результате чего ребенку приходится бороться с гневом и ненавистью к самому себе, и этот багаж он тянет за собой и во взрослую жизнь.





Читая предыдущий абзац, может поначалу показаться, что зло, причиняемое некоторым детям, не имеет оправданий и потому не может быть прощено. Ужасы слишком страшны, чтобы их описать, а эмоциональные раны сложно превратить в шрамы, свидетельствующие об их заживлении. И, тем не менее, даже в этом мы должны верить в Божью благодать и исцеление.

Пять мерзких орудий боли. Любая из этих обид приводит к разрушению взаимоотношений, а обиженную сторону обычно охватывает пламя горечи и негодования. Сатана использует боль, делая ее центром, вокруг которого вращаются мысли и поступки человека. Враг хватается за возможность ослабить потенциально эффективного ученика Христова с помощью личной обиды, заточая его в духовную тюрьму.


Барьеры на пути к примирению

Две сестры за многие годы отдалились друг от друга. Младшая из них отвергала христианский образ жизни, а старшая искренне следует за Христом. У младшей сестры, Кристины, брак сложился неудачно, и она явно обижается на старшую сестру, которая вышла замуж за хорошего христианина. Невзирая на различия в мировоззрении и системах ценностей, Кристина часто звонит Монике, желая «как-то примириться».

Однако их разговор обычно протекает примерно так...

Вы никогда не приезжаете к нам в гости.





  • Кристина, мы бы с радостью, но каждый раз, когда мы хотим приехать, ты находишь какую-то отговорку.

  • Конечно, нахожу! Видела бы ты наш дом. Из- за детей у нас здесь настоящий кавардак, и я за ними просто не успеваю убирать. Да что я оправдываюсь! Ты все равно никогда не поддерживала меня. Почему ты не вступалась, когда родители меня били?

  • Мне в то время было всего девять лет, и я не многим смогла бы тебе помочь, потому что сама не понимала, насколько все это серьезно.

  • Когда я спала с Доном еще до того, как мы поженились, ты тоже не поддерживала меня.

  • Ну, да... Как и сейчас, тогда я тоже была уверена, что это неправильно.

  • Конечно! И после этого ты говоришь, что не презираешь меня?

  • Ну что ты! Я вовсе не презираю тебя. У меня вообще никогда не было к тебе ненависти.

  • Да ладно тебе, Моника! Ненавидишь, еще и как! Ты никогда не вступалась, когда родители били меня, и не одобряла мой брак. С того самого момента, когда я начала спать с Доном, ты всегда считала себя лучше меня. И еще родители дали тебе деньги на колледж, а мне — ни копейки.

  • Я их об этом не просила.

  • Может и так, но все же ты взяла эти деньги, а на меня тебе было наплевать.

  • Кристина, это неправда. Я...

  • Ты ненавидишь меня. Ты всегда переступала через меня, лишь бы добиться своего.

  • Кристина, это не так, и мы приедем к вам в гости, но нам нужно согласовать некоторые правила общения наших детей.





  • Вот, сразу видно, что ты обо мне думаешь! Ты считаешь моих детей недостаточно хорошими для своих паинек! Думаешь, у тебя дети идеальные, да? Значит, твои — идеалы, а мои — демоны. Так вот ты как думаешь, да?

  • Нет, я так не думаю... Просто я знаю, что когда наши дети встречаются, твои ведут себя несколько дико. ну, их нужно немного успокаивать. Я имею в виду, что нужно определить некоторые правила общения наших семей.

  • Вот видишь: ты ненавидишь меня. Ты же и меня считаешь исчадием зла, ведь так?

Монике словно дали пощечину. В ее глазах заблестели слезы.

«Не осудила ли я только что сестру?» — подумала она.

  • Крис, ты — не исчадие зла, и я не презираю тебя, но должна признать, что из-за твоей лжи в прошлом я уже не доверяю тебе, как раньше.

  • И ты еще называешь себя христианкой! И где же твое прощение? Не могу поверить, что ты до сих пор имеешь на меня зуб из-за того, что случилось несколько лет назад! И ты все это помнишь? У те^я отличная память!

Довольно.

Думаете, эти две сестры смогут хоть когда-нибудь встретиться, чтобы неспешно прогуляться по парку? Вряд ли.

В следующей главе мы увидим, почему озлобленная Кристина возводит барьеры к примирению, которые Моника просто не может преодолеть. Речь пойдет об ослепляющей силе горечи, ослепляющем действии обиды. И в процессе этого мы, возможно, увидим самих себя.



Молитва об искренности

Отец небесный, молю Тебя: даруй мне честность, чтобы я позволил Тебе вскрыть тайные грехи, с которыми я мирюсь из-за моего прошлого. Помоги мне взглянуть на все произошедшее и вылить свою горечь к подножию креста Иисуса, как воду из кувшина. Избавь меня от абсурдности греха, из-за чего я постоянно насторожен и подозрителен ко всем окружающим. Пусть мои слова, обращенные к другим людям, будут благотворны, мудры и правдивы. Во имя Иисуса. Аминь.






ОСЛЕПЛЯЮЩАЯ

СИЛА





Когда обида возникает в сердце, словно нарыв, мы

не можем удерживать ее внутри своей души. Она обязательно проливается на других, хотя мы этого даже не осознаем. Это как запах пригорелого ужина в общежитии. Его невозможно локализовать. Проникая из комнаты, он быстро разносится по коридорам и душевым до самой входной двери. Точно так же наша горечь расплескивается на взаимоотношения с другими людьми независимо от того, насколько решительно мы настроены удерживать ее внутри одной из комнат своей души. Вынашивая обиду, мы вполне буквально перестаем замечать собственные ошибки, обретаем склонность к перекосам во взаимоотношениях и искаженное самовосприятие.

В этой главе рассматриваются пять характеристик человека, находящегося в рабстве обиды. В жизни тех, кто вскармливает свою обиду, про





являются почти все из них, у других же — одна или две. Характер нашей возможной реакции определяется природой обиды, но, в общем случае, я считаю эти характерные черты библейским и точным портретом человека, сосредоточенного на своей внутренней боли.


  1. Окруженные стенами горечи

Встретив обозленного человека, вы увидите, что он находится за толстыми стенами, выстроенными, чтобы защищать его обиду. У этих стен внутреннего гнева и недоверия крепкий фундамент, поддерживающий менталитет надежно изолированной крепости. Соломон описывает эту реальность в Притчах 18:19: «Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка».

Соломон говорит, что захватить замок легче, чем примириться с обиженным братом или другом. Точно так же, как невозможно сломать запертые ворота замка, иногда невозможно войти с миром в жизнь раненого брата или сестры. Взобраться на каменную стену — это одно, но завоевать каменное сердце — это совсем другое.

Несколько лет назад мы с женой побывали в немецком городе Ротенбурге, средневековые крепостные стены которого сохранились до наших дней. Нам даже выпала возможность пройтись по дорожке, проложенной по верху этих древних стен. Экскурсовод, который нас сопровождал, играл роль средневекового стража.

Мы знали, что стены вокруг Ротенбурга возвели для того, чтобы контролировать проникновение в





город извне, однако экскурсовод показал нам небольшой люк, который оставался открытым даже ночью. Он был настолько мал, что через него мог протиснуться лишь один человек. Прибыв в Ротенбург после закрытия ворот, вы могли попасть внутрь стен только через это небольшое отверстие после того, как стражи идентифицируют вашу личность и убедятся, что вы не представляете угрозы для города. Каждого, кто проходил через ворота, тщательно проверяли.

Именно так ведут себя люди, скованные обидой. Обиженный брат возводит высокие стены, чтобы надежно обезопаситься от проникновения в его жизнь боевых сил врага. В крепость его жизни допускаются только та информация и те люди, которые утверждают его боль. Он тщательно следит за своим люком, чтобы убедиться, что никто не посягает на его право пребывать в глубинах горечи и негодования. Его боль слишком велика, чтобы подпустить кого-либо очень близко, рискуя подвергнуться еще одной атаке.

Другими словами, любая информация, которая его устраивает, пропускается внутрь и поощряется, а информация, которая обличает или увещевает, тщательно отфильтровывается. Такой человек проводит время с друзьями, которые неизменно одобряют его горечь и помогают оправдать его чувства. Он бросает вызов всякому, кто намекает, что на нем также лежит какая-то ответственность, даже в тех случаях, когда его ответственность для других совершенно очевидна. При этом люди, упомянувшие о его ответственности или о необходимости простить, попросту изгоняются из владений его разума и сердца.





Даже самые великодушные и взвешенные аргументы наталкиваются на глухую оборону. Для того чтобы оправдать горечь и гнев, передергиваются факты, искажается информация и подчас даже игнорируется реальность. Обида становится всепоглощающим центром жизни и мотивации человека.


  1. Не замечающие собственных ошибок

Апостол Иоанн написал следующие потрясающие слова: «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Иоанна 2:11). Ходя во тьме, вы слепы к своим собственным ошибкам. Поскольку доступ к вашей душе получают только те, кто одобряет вашу боль, вы избираете путь, на котором можете с безупречной ясностью видеть проступки других, но почти совершенно не замечаете собственных вопиющих изъянов.

Иисус говорит о таких «мертвых зонах» в восприятии действительности, когда учит не осуждать других:

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? (Матфея 7:3-4).

Этими словами Иисус с юмором описывает человека, который думает, что у него в глазу соринка от опилок, но видит бревно в глазу у друга. Однако в действительности, — говорит Иисус, — дело обстоит





в точности наоборот. На самом деле, бревно — в глазу у осуждающего человека, а то, что он видит в других, — всего лишь соринка. Разумеется, он только думает,
что видит бревно в глазу своего ближнего, не зная, что это предполагаемое бревно — только отражение в глазу у брата того бревна, которое находится в его собственном глазу. Фактически, его бревно настолько велико, что ослепило его, и он не может видеть других объективно. У него добровольная слепота, позволяющая отрицать собственные недостатки.

Эмоционально раненные люди обычно крайне нетерпимы по отношению к другим. Для того чтобы справиться со своей болью, они преувеличивают чужие ошибки и преуменьшают собственные. Они не понимают, что гнев, который вызывают у них люди, — этот тот самый гнев, который они сами вызывают у других. Сатана использует их боль, чтобы они перестали видеть вред, наносимый окружающим. Как следствие, раненные люди, причиняя боль другим, зачастую оправдывают себя, считая это возмездием за собственные раны. Они никогда не обретают необходимого им исцеления, потому что не стремятся к нему. У них другой план — излить свою боль на других, и они осуществляют его с применением как продуманных, так и неосознанных тактических схем.

Озлобленный, раненый человек как бы говорит: «Моя рана так глубока, а нанесенная обида так велика, что любой мой поступок — ничто по сравнению с тем, что сделали со мной». Таким образом, он уверен, что имеет право ранить других, и нет никакой надежды, что он увидит себя тем, кто он есть на самом деле. Такой человек, если может, отрицает





свою обиду; когда же ее невозможно скрыть, он всегда находит оправдания. Простить, по его мнению, означает незаслуженно умалить обиду, поэтому изо дня в день он тщательно лелеет свою рану, не позволяя ей зажить.

По существу, этот человек обманут грехом. Стив Галлахер описывает скрытое обольщение греха следующим образом:

Людям свойственно не замечать свой глубоко укоренившийся грех ввиду его крайне обманчивой природы. Между вовлеченностью человека в грех и тем, насколько он это осознает, существует интересная взаимосвязь. Чем больше он втягивается в грех, тем меньше он это видит. Грех — это отвратительная болезнь, разрушающая способность человека осознать ее существование. Его можно сравнить с компьютерным вирусом, который способен скрыть свое присутствие от пользователя, при этом систематически разрушая информацию на жестком диске. Обычно тот, кто больше всех опутан грехом, не может увидеть этот активно действующий грех внутри себя. Грех обладает способностью маскироваться настолько умело, что человек, который менее всего справляется с ним, считает себя самым духовным.1

Не удивительно, что Павел предупредил об опасности ожесточиться, «обольстившись грехом»! Галлахер отмечает, что человек, который отказывается разобраться со своим грехом, зачастую считает себя наиболее духовным!




  1. Жаждущие возмездия

Посмотрите на горечь повнимательнее, и вы обнаружите гордость и жажду мести. Павел предупреждает верующих Рима об опасности впасть в обольщение из-за собственного высокомерия. Он пишет:

Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудр- ствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе (Римлянам 12:14-16).

Наша задетая гордость и желание отомстить наносят удар по правильным взаимоотношениям с Богом и с другими людьми. Далее Павел увещевает римлян: «Не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (стих 17). Зачастую человек, который затаил обиду, берет дело в свои руки и начинает мстить. По его пониманию, возмездие равнозначно торжеству справедливости, однако Франсес Бикон по праву назвала месть «диким правосудием».

Обрести навязчивое, жгучее желание призвать обидчика к ответу за его злодеяния проще простого. Мы хотим, чтобы он (или она) заплатил за все сторицей. Великодушие и прощение выглядят до невозможности незаслуженными и несправедливыми, и единственный возможный вариант — это месть. «Что бы вы пожелали своему мужу?» — спросил я у женщины, которую грубо предал мужчина, поклявшийся любить ее до самой смерти. — «Попасть в ад», — ответила она.





Начиная вершить возмездие самостоятельно, я беру на себя Божью работу. Я не верю, что Бог сделает все, как надо, поэтому принимаюсь за дело сам. Мстительный человек не сокрушен пред Богом (в лучшем смысле этого слова), но упорно настаивает на праве управлять собственной жизнью. Он отказывается увидеть Бога в своей боли, и потому считает, что должен со всем разобраться сам. Именно по этой причине Павел пишет: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Римлянам 12:19).

Поскольку озлобленный человек отказывается отступить от своей гневной решимости, он зациклен на попытках убедить Бога и всех окружающих возненавидеть тех, кого ненавидит сам. Подобное горделивое возмущение держит его в рабстве. Если же ему сказать, что своим желанием мести он на самом деле помогает и содействует дьяволу, он оскорбится. Такой человек уверен, что совершает Божье дело; в конце концов, Бог всегда на стороне справедливости и правоты, то есть именно там, где он видит себя.

Вы когда-нибудь слышали, чтобы человек, уволенный с работы, сказал: «Я получил по заслугам. Они поступили правильно». Нет! Почти всегда из уст таких людей звучат аргументы в свою защиту, жалобы на несправедливость и желание исправить недоразумение. В результате, уволенный работник отправляется к своим друзьям в поисках сторонников, которые присоединились бы к его молчаливому (а порой и бурному) протесту. Обычно все заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Свою кару на головы тех, кто обошелся с этим человеком столь «жестоко».

У меня есть знакомый, который решил, что с ним поступали неправильно в христианской организации, где он работал. По его словам, они не сдержали дан-



А ВЫ НЕ В РАБСТВЕ?

Сниженные люди, лелеющие свою обиду, обычно проявляют

одно или несколько из перечисленных ниже качеств.

Взгляните на них и спросите себя, не подвержены ли вы

чему-то подобному? Итак, эти люди:

  1. Окружены стенами горечи. Чувство горечи может возвести толстые стены для защиты нашей обиды.

  2. Слепы к личным проступкам. Мы можем с безупречной четкостью видеть проступки других, но при этом избрать полную слепоту к собственным вопиющим изъянам.

  3. Жаждут возмездия. Наша задетая гордость может привести к жажде мести. Мы хотим, чтобы обидчик заплатил за свои злодеяния, однако, совершая возмездие, мы берем на себя то, что должно быть только Божьим делом (см. Римлянам 12:19).

  4. Склонны к разрушению. В своем стремлении к мести мы можем стать разрушителями, используя манипуляции, угрозы, обвинения, раздоры и другие тактики в попытке уничтожить своего обидчика.

  5. Впадают в идолопоклонство. Мы можем превратить обиду в идола первостепенной важности. По сути, болезненное негодование и горечь могут заменить нашу любовь и посвящение Богу.


ные ему обещания и, как ему казалось, относились к нему со снисходительным равнодушием. Этот человек был искренне уверен в том, что он прав, а его оппоненты ужасно неправы. Когда его уволили, в нем вскипел гнев, и гордость побудила его мстительно молиться о том, чтобы Бог закрыл эту организацию.





Несколько лет спустя, он признал, что с момента его ухода оттуда Бог только то и делал, что благословлял это служение! Оно процветало, и Бог могущественно употреблял его для изменения жизней бесчисленного множества людей. Тех, кто уверен, что после их ухода из церкви или какой-нибудь организации ее ждет крах, хочу поставить в известность, что Бог не разделяет наших узколобых суждений и уверенности в собственном величии.

Разве мы все порой не замечаем, что Бог благословляет тех людей, которые, как мы думаем, не заслуживают Его благословения?! Кому из нас не приходилось наблюдать, как Бог награждает многими почестями того, кто, по нашему мнению, заслуживает прямо противоположного? К счастью, Бог действительно благословляет тех, кто этого не заслуживает, поскольку в противном случае никто из нас не получил бы Его благословений!

Гордость искажает наш взгляд, Бог же в Своей мудрости видит все в совершенно ином свете. Такова природа гордости. Она обманывает нас — особенно, когда с нами поступили плохо.

Посетив во время поездки в Нью-Йорк руины Всемирного торгового центра, разрушенного в результате террористической атаки в сентябре 2001 года, мы с женой увидели там какую-то женщину, которая ходила взад и вперед по улице и постоянно выкрикивала: «То, что вы здесь видите, — дело рук Буша и ЦРУ!»

Меня тогда посетили две мысли. Первая: «Разве не удивительно, что в Америке свою точку зрения может высказать любой человек — даже тот, кто обладает живым воображением?» Во-вторых, меня изумила сила укоренившейся ненависти. Когда вы не





навидите какого-то человека, вы будете приписывать ему самые низменные мотивы, отбрасывая все, что слышите о нем доброго, и раздувая все, что в нем есть отрицательного. Когда добро, совершенное вашим врагом, неоспоримо, оно будет представлено как прикрытие для будущих злодеяний. Все, что важно для ненавидящего сердца, — это крепко держаться за то, что подкрепляет ненависть и утверждает боль, а факты, непредвзятость и объективность здесь ни при чем. Ненависть делает вас уязвимыми для лжи, в которую вам так хочется верить.

Не забывайте, что люди подобного рода абсолютно убеждены в правильности своей точки зрения! Родственники, которые обращаются с вами, как с грязью, и прилагают все силы к тому, чтобы сделать вашу жизнь несчастной, уверены, что вы этого заслуживаете! Они убеждены, что любая боль, которую они могут вам причинить, более чем оправдана. И, конечно же, будь они безупречно справедливы, то обращались бы с вами еще намного хуже! Так что будьте благодарны!

Обиды обладают силой ослеплять, искажать и извращать реальность, придавая ей новое, ошибочное направление.


  1. Склонные к разрушению

Обиженный человек может очень быстро стать тем, кого Библия называет «губителем». Этим же словом описан дьявол, который противится всему, что приносит исцеление и благословение. Если вы скажете кому-то, кто встал на путь разрушения других, что он (или она) — в союзе с дьяволом, это вызовет





лишь скепсис. Такие люди считают, что совершают дело не дьявольское, а Божье (или, по крайней мере, дело, которое Бог должен был бы
совершить).

У губителей обширный арсенал вооружений. Некоторые из них причиняют вред посредством манипуляции, другие — сея раздоры. Многие любят разжигать ссоры и дестабилизировать других с помощью угроз и ложных обвинений. Поговорив с вами, они возьмут все услышанное и перевернут на 180 градусов. Подобно промокашке, они впитывают все в себя, и потом выдают собственный вариант событий.

Разрушителем может стать любой из нас. Предупреждая о тактике сатаны, Иисус сказал: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь» (Иоанна 10:10). Обиженный человек, не получающий исцеления, может уподобиться дьяволу своей склонностью к беспричинному, мстительному разрушению.

Не будем также забывать, что некоторые люди, разрушая других, обретают ощущение собственной значимости. Как пастор, я самым непосредственным образом сталкивался с некоторыми из наиболее яростных нападок Божьего народа на Божий народ, и все — из-за ослепляющей силы обид. Существуют люди, у которых ощущение собственной ценности, значимости и силы всецело связано с желанием властвовать над другими и наказывать их за проступки. Это часто проявляется в семьях в отношениях с родителями мужа или жены. Во всех таких случаях взаимоотношения разрушаются, и наносятся долго не заживающие раны.

Будьте внимательны, потому что губители умеют очаровывать, представляя себя посвященными семье и Богу. О некоторых мужчинах, которые издеваются над своими женами и детьми, такого высокого мне





ния в церкви, что другие женщины жалеют, что не вышли за них замуж. Еще бы! Ведь они такие добрые и обходительные! Однако дома они превращаются в требовательных, несправедливых и злобных чудовищ. При этом они абсолютно уверены в том, что правы, а все, кто с ними не согласен, ошибаются.

Стоит ли удивляться, почему столько разводов превращаются в грязный и жестокий спектакль? Пока семья была вместе, муж почти не уделял детям внимания, но теперь, готовясь расстаться с женой, он сражается за право опекунства. Он хочет доказать, что является заботливым отцом и, что самое главное, — нанести своей жене удар побольнее. Для мужа это возможность «поквитаться», «показать ей», удостовериться, что жена получила по заслугам. Если понадобится, для достижения своей цели он уничтожит ее, лишь бы доказать, что он — заботливый отец.

Я часто рассказываю историю о том, как мужчина пришел в бар, где его пьяный приятель намазал ему на усы вонючий, испорченный сыр. Выйдя из бара и вдохнув свежий ночной воздух, он недовольно пробормотал: «Весь мир смердит». Вы встречали таких людей? Они озлоблены, и всем вокруг об этом известно. Они несчастны сами, и хотят, чтобы все вокруг стали такими же несчастными. Для таких людей перспектива обрести когда-нибудь исполненные смысла, здоровые взаимоотношения весьма туманна. Однако для Бога нет ничего невозможного.


  1. Впадающие в идолопоклонство

Это, наверное, самая поразительная из всех характеристик. Человек, который не разбирается со своей





горечью, по сути — идолопоклонник. Позвольте прояснить, что я имею в виду. Ответьте на следующий вопрос: «Что может вас заставить отвернуться от Бога?» Если Бог заберет ваших детей или супруга, покинете ли вы Его? Что если с вами произойдет несчастный случай, который сильно подорвет ваше здоровье, или вы обнаружите, что смертельно больны?

Подумайте также над таким вопросом: «Можете ли вы отвернуться от Бога из-за того, что Всевышний не разобрался так, как вам хотелось бы, с теми, кто причинил вам зло?» Возможно ли, что требование немедленно восстановить справедливость и наказать обидчика значит для вас больше, чем дружба с Богом? Подумайте о молодых людях, которые сказали о своих родителях-христианах: «Мы ненавидим их, а потому ненавидим и их Бога!»

Когда я учился в старших классах, я знал одного школьника, с которым произошел какой-то несчастный случай. Хотя он полностью поправился, но был весь покрыт шрамами, из-за чего мы с друзьями постоянно над ним насмехались. Это была христианская школа, и нам не следовало так поступать, но мы, как и многие современные дети, были злыми. Более того, этот парень смеялся над собой вместе с нами, и мы не думали, что причиняем ему какую-то особую боль. В конце концов мы все закончили школу и пошли каждый своей дорогой.

Около десяти лет назад наш общий знакомый сообщил мне в письме, что мужчина, над которым мы смеялись в детстве, оставил церковь и отвернулся от Господа. Такое неприятие Бога уходило корнями в ту боль, которую мы причинили ему, насмехаясь над его шрамами. Мне стало ужасно не по себе, и я написал этому мужчине письмо, умоляя его простить нас.





Я сказал, что наше поведение было нехристианским и непростительным, но я очень хочу, чтобы он простил меня, хотя этого и не заслуживаю. По сей день я не получил ни слова в ответ. Судя по всему, причиненная нами боль останется с ним до конца его дней.

В этом и состоит суть проблемы. Хотите верьте, хотите нет, но для этого человека его обида фактически стала идолом. Он позволил своему негодованию и горечи заменить любовь к Богу и посвящение Ему. По сути, он сказал: «Я желаю отказаться от Бога до тех пор, пока не будет разрешен мой вопрос. И пока я не увижу возмездие, я могу сказать Богу: 'Проваливай!'»

Совершенно очевидно, что взаимоотношения с Богом для него не являются чем-то обязательным, чего нельзя сказать о желанном возмездии. Таким образом, его горечь, как и наша, может стать всепоглощающим идолом сердца. Когда Иоанн написал: «Дети! Храните себя от идолов» (1 Иоанна 5:21), — он, вероятно, имел в виду идолов не из камня, а тех, которых мы устанавливаем в своих сердцах. Объектом идолопоклонства может стать даже ядовитое чувство.

Несколько лет назад у меня на заживающей ране образовался струп, который мне нравилось чесать. Действительно, чесать эту корку было очень приятно. Мои ногти никогда не дали бы зажить ране, поэтому, как бы мне ни было приятно, я понимал, что должен прекратить чесать струп и позволить ране превратиться в шрам — свидетельство того, что произошло заживление.

Поговорите с каким-нибудь обиженным человеком. Он готов излить свою обиду на каждого, кто согласится его выслушать. Может показаться, что его обидели вчера, месяц или год назад, но, как выясняется, с тех пор прошло уже двадцать лет, а его





рана до сих пор кровоточит. Он постоянно говорит о ней и постоянно использует ее в качестве оправдания того или иного поступка.

Во время учебы в библейском колледже у меня был близкий друг, одаренный парень, который сильно оскорбился из-за того, что считал некоторых из нас недостаточно благочестивыми. Он не верил, что христиане могут отпускать шутки, разыгрывать друг друга и заниматься спортом. Он действительно был очень серьезным и сдержанным под влиянием реалий Евангелия и необходимости «хранить веру». Однако за год до выпуска этот парень бросил колледж, отказался от веры и стал вести мирской образ жизни, будучи убежденным, что наша беззаботность является достаточно веским доказательством того, что христианская вера — это всего лишь обманчивый мираж.

Я не оправдываю себя и моих товарищей по библейскому колледжу. Возможно, мы действительно подчас вели себя нечестиво — Бог знает. Тем не менее, этот юноша, по сути, сказал: «Мои взаимоотношения с Богом потерпели крах потому, что мои друзья оскорбили Бога, а вместе с Ним и меня». Я часто размышляю над тем, как Иисус поступит с этим одаренным молодым проповедником на судилище Христовом. Вряд ли Он скажет: «У тебя была веская причина оставить веру, ведь те студенты вели себя неподобающе!» Подозреваю, что Иисус не примет его оправданий, но сурово упрекнет его.

Видите, с какой легкостью можно отказаться от Бога и положить конец взаимоотношениям с Ним? Это — идолопоклонство, простое и явное. Так дьявол может держать вас в рабстве, парализовав вашу христианскую жизнь. Как легко угодить в его западню!



Что дальше?

Возможно, дойдя до конца этой главы, вы осознали, что находитесь в рабстве обиды. Вам необходимо Божье исцеление. Вы старались выбросить все из головы. Вы пытались похоронить боль и горечь. Вы осознали, насколько были эгоистичны и надменны, держась за свою боль, и вот она стала вашим идолом. Для вас единственный путь к исцелению — это послушание Богу.

Во-первых, вы должны противостать своим идолам горечи. Какая обида стоит между вами и вашими взаимоотношениями с Богом? Не пронзил ли вашу душу чей-нибудь проступок или какая-нибудь обида? Зачастую мы не видим этих идолов до тех пор, пока Бог не покажет их нам, поэтому вам необходимо провести некоторое время в Божьем присутствии, позволив Ему показать вашего идола. Не думайте, что вам удастся сделать это в спешке. Для того чтобы быть святым, требуется время.

Во-вторых, вы должны превратить обиду — этот камень преткновения — в трамплин к возрастанию. Бог говорит: «Если ты сможешь преодолеть это, я возведу тебя на новые высоты, на новый уровень взаимоотношений со Мной». Уже одно это заслуживает ваших размышлений. Процесс, о котором я сейчас говорю, требует немало неподдельной искренности, смирения и сокрушенности пред Богом.

В конце концов, путь к исцелению заключается в следовании примеру Христа. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:23). Возможно, это избитое клише, но оно истинно. Вам придется отдать все Богу.





Один юноша, выросший в бедных кварталах Чикаго, через свидетельство кого-то из прихожан церкви Муди, принял Христа своим Спасителем. Позже, объясняя своему другу, что с ним произошло, он сказал: «Иисус вытащил из моего сердца все грехи!» Какая наглядная трактовка! Итак, я должен спросить: «Готовы ли вы позволить сегодня Иисусу вытащить из вашего сердца обиду?»

Прошу вас, не переходите к следующей главе до тех пор, пока не дадите искренний ответ на поставленный выше непростой вопрос. Бог явит Свою верность. Он поможет вам справиться с болью.


Молитва для раненых

Отец, я должен спросить: кто способен проникнуть в самые глубины моего сердца? Кто способен испытать мою совесть и выявить мой грех? Отец, кто в состоянии вытащить из моего сердца обиду? Кто способен дать мне силу, чтобы отправиться к тем, с кем я обошелся неправильно, или к тем, кто причинил мне зло? Кто же, кто способен на это, Отец? Я не могу сделать это сам. Приди ко мне сейчас и освободи меня. Я нуждаюсь в Твоей помощи. Мне необходимо смириться и покориться. Прошу: даруй мне все это и продолжай трудиться во мне. Только по Твоей благодати я могу освободиться от своего рабства. Я молюсь во имя Иисуса. Аминь.



г л


В А


ЗНАКОМЬТЕСЬ:


ГУБИТЕЛЬ

КАИН


Первым ребенком, родившимся в этот мир, был Каин: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина» (Бытие 4:1). Адам и Ева стали первыми, но не последними родителями, воспитавшими своего Каина. Каин олицетворяет людей, которых я называю «губителями». Это те, кто может бросить вас истекающим кровью на обочине дороги, и уйти прочь, жалея себя.

Наверное, самым выдающимся Каином современности стал Тимоти Джеймс Маквей — молодой человек, который убил 168 ни в чем не повинных людей, взорвав 19 апреля 1995 года федеральное здание имени Альфреда Марра в Оклахома-Сити. Его мотивы? Как он выразился, — защитить Конституцию и нанести сокрушительный удар по американскому правительству. Маквей ушел из жизни, не испытывая никаких угрызений совести. Ника





ких! Он принял казнь, будучи твердо убежденным в том, что не сделал ничего, достойного сожаления. Смерть Тимоти Маквея была такой же вызывающей, как и его жизнь. Он стал Каином современности, губителем.

Но не обманывайтесь. Человека, намеренно убивающего мирных граждан, легко назвать губителем, однако в эту категорию попадает также извращенец, преподающий в воскресной школе, и мужчина, пытающийся внести раскол в церковь из-за того, что его жену уволили из штата церковных служащих. Сюда же относится и женщина, которая пользуется своей привлекательностью для соблазнения мужчин с той только целью, чтобы потом хвалиться ими как очередным трофеем своей сексуальной доблести.

Губители есть повсюду: в христианских семьях, церквях и офисах. Что самое удивительное, некоторые из них очаровательны, любезны и потрясающе приятны в общении, но когда им выпадет подходящая возможность (особенно, если они почувствуют угрозу своему имиджу или авторитету), они уничтожат каждого, кто стоит на пути. Они одержимы самозащитой и будут манипулировать, угрожать и лгать, не испытывая при этом никакого чувства вины. Такие люди уверены, что весь мир должен с готовностью склониться перед ними и служить им, и они всем дают понять — почему. Найдите в словаре слово «социопат», и вы увидите описание некоторых людей, с которыми мне довелось сталкиваться.

Губитель — это тип личности, для которой внешняя сторона — все. Безжалостный, коварный, кровожадный манипулятор, он будет плести против





вас козни, лгать в лицо и медленно разрушать ваше эмоциональное ядро до тех пор, пока вы не окажетесь полностью истощены духовно, эмоционально, а иногда — и физически. Разрушение других гарантирует ему ощущение собственной значимости. Губитель может нанести глубокую рану, не испытывая при этом никакого сострадания. Фактически, он не способен сопереживать чужому страданию, однако остро осознает эмоциональную боль, которую носит в себе.


КАК РАСПОЗНАТЬ ГУБИТЕЛЯ

Внешне губитель может Выглядеть очаровательным и любезным. Однако, едва учуяв опасность, он атакует каждого, кто встает на пути. Ниже перечислены явные

признаки губителя.

  • Он угрожает и манипулирует для защиты своих планов и интересов.

  • Он не испытывает чувства вины или сожаления за свои поступки.

  • Он лжет вам в лицо.

  • Он будет изматывать вас эмоционально, пока вы не окажетесь полностью истощенными духовно, эмоционально и, иногда, физически.

  • Он ожидает, что другие будут служить ему, и негодует, когда этого не происходит.

  • Он остро воспринимает собственное отвержение, однако не осознает, что причиняет боль другим.





Я знаю массу историй о людях такого рода. Например, один мужчина бросил жену и двухлетнюю дочь, а двадцать лет спустя, как ни в чем не бывало, снова объявился в их доме, ожидая, что возьмет под руку свою дочь, которая готовилась выйти замуж, и проведет ее по проходу в церкви к алтарю. Когда дочь, помня о предательстве, отказала ему, он был потрясен. Глубоко обиженный, этот человек не мог понять, почему она поступила так бесчувственно. Он не осознавал, что причинил своей семье боль, но зато очень болезненно воспринял собственное отвержение.

Именно так действует губитель. В этом и заключается проблема Каина.


Знакомый вам Каин

Всем знакомый ветхозаветный эпизод с Каином и Авелем очень убедительно демонстрирует характеристики природы губителя. Не удивительно, что в первой семье, жившей на планете Земля, были нелады. Прочитайте внимательно эту историю, словно вы читаете ее впервые.

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: «Приобрела я человека от Господа». И еще родила брата его, Авеля.

И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и





от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

И сказал Господь Каину: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Бытие 4:1-8).

У этой истории хорошее начало. В первой на планете семье родился ребенок, и мама с папой переполнены радостью. Зачастую будущее ребенка складывается совсем не так, как надеялись его родители, и не соответствует тому, о чем они молились. Ева не представляла, что дитя, которое она с такой нежностью нянчила, станет первым в мире убийцей. Она не знала, что он войдет в историю как образец неправильного поведения детей. Ева не предполагала, что столетия спустя о Каине будут говорить как о человеке, «который был от лукавого».

Бог по Своей милости скрывает от родителей будущее ребенка, которого они держат на руках. В некоторых случаях оно будет светлым и оптимистичным, а в других — мрачным и зловещим. Ни мать Иуды, ни мать Адольфа Г итлера не знали судеб своих детей, которых так любили и лелеяли. Многие родители пережили горькое разочарование и боль, поскольку надеялись воспитать Авеля, а вырастили Каина. Этот парень наводил на свою семью ужас и причинял страдания. Такова природа губителя.



Гнев, ведущий к немыслимому

В результате цепи событий Каин лишился Божьего благоволения, в то время как его брат был угоден в очах Господа. Гнев, кипевший в сердце Каина, побудил его совершить немыслимое — хладнокровно убить своего брата.

Откуда у Каина взялся такой гнев? Я уверен, что это — результат сильного чувства отвержения. Учтите, что у братьев было много общего: родители, пристойный род занятий, оба сделали приношение, жертвенно отдав часть того, что принадлежало им. И, тем не менее, один был принят, а другой отвергнут. О причинах мы можем только догадываться.

Некоторые считают, что жертва Авеля была принята потому, что требовала пролития крови, а дар Каина состоял из семян, что не подразумевало смерти животного. Он принес плоды земли. Но, наверное, важнее было отношение,
с которым Каин сделал свое приношение. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евреям 11:4а).

Он решил не приносить Богу самое лучшее. Каин пришел к Господу с непокорным сердцем. Подобно тому мальчику, которого заставили повиноваться, Каин, по сути, сказал: «Папа, я хочу, чтобы ты знал, что, хотя внешне я и сижу, внутри я стою!» Да, он подчинялся, но не с верой, а с бунтом. В Первом послании Петра 5:5 сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Очевидно, Авель проявлял большое усердие в том, чтобы убить лучших животных из своих стад и затем смиренно принести Господу жирные части — самое лучшее, что можно было предложить. Каин же просто исполнял свой долг. Бог отверг его при





ношение, и это разозлило Каина — разозлило настолько, что побудило его совершить умышленное убийство!

В большинстве случаев семейную вражду подпитывают гнев и обиды поссорившихся братьев и сестер. Одного из детей считают любимчиком. Возможно, Авель был любимым сыном, хотя в Писании на это нет никаких прямых указаний. Впрочем, совершенно очевидно, что к Авелю и его приношению Бог благоволил, а к Каину и его приношению — нет. Какой бы ни была причина, Божья благосклонность по отношению к Авелю стала корнем ревности, зависти и гнева в сердце Каина. Из-за своей ревности он пошел на убийство и стал прообразом всех губителей.


Черты Каина

Подобные Каину губители обладают некоторыми весьма характерными чертами. Внимательно исследовав их, вы сможете понять, с чем столкнетесь, попытавшись примириться. Кроме того, это поможет вам задать вопрос себе самому: «А нет ли случайно у меня каких-нибудь черт Каина?»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11