страница1/6
Дата04.09.2019
Размер1.36 Mb.
ТипДоклад

Правительство Амурской области


  1   2   3   4   5   6


Правительство Амурской области

ДОКЛАД

«СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ

КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКАХ

ТОВАРОВ И УСЛУГ АМУРСКОЙ

ОБЛАСТИ»

г. Благовещенск

2018 год
СОДЕРЖАНИЕ


Введение

6

Раздел 1. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о внедрении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

9


Раздел 2. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации

10


2.1 Структурные показатели состояния конкуренции в регионе

10

2.2 Результаты опросов хозяйствующих субъектов

14

2.2.1 Оценка деловой активности организаций (формы 1 - ДАП, 1 - ДАС)

14

2.2.2 Оценка со стороны уполномоченного по защите прав предпринимателей в Амурской области

22

2.2.3 Оценка с использованием имеющихся данных международных рейтингов, характеризующих состояние конкуренции в Амурской области

36


Раздел 3. Сведения о реализации составляющих стандарта развития в субъекте Российской Федерации

38

3.1 Сведения о заключенных соглашениях (меморандумах) по внедрению Стандарта между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления

38

3.2 Определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного содействовать развитию конкуренции в субъекте РФ в соответствии со Стандартом

38


3.2.1 Сведения о проведенных в отчетном периоде (году) обучающих мероприятиях и тренингах для органов местного самоуправления по вопросам содействия развитию конкуренции

39

3.2.2 Формирование рейтинга муниципальных образований по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего систему поощрений

40


3.2.3 Формирование коллегиального координационного или совещательного органа при высшем должностном лице субъекта РФ по вопросам содействия развитию конкуренции

44


3.3 Проведение ежегодного мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта РФ с развернутой детализацией результатов, указанием числовых значений и анализом информации в соответствии со Стандартом

44

3.3.1 Результаты проведенного ежегодного мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности

52


3.3.2 Результаты проведенного ежегодного мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции

58


3.3.3 Результаты проведенного ежегодного мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации и деятельности по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, размещаемой уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции в Амурской области и муниципальными образованиями

60

3.3.4 Результаты проведенного ежегодного мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов

63


3.4 Утверждение перечня рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, состоящего из перечня социально значимых рынков и перечня приоритетных рынков

63

3.4.1 Информация, представленная отраслевыми исполнительными органами государственной власти Амурской области, по основным аспектам функционирования социально значимых и приоритетных рынков товаров, работ и услуг

65

3.5 Утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, подготовленного в соответствии с положениями Стандарта

65


3.6 Подготовка ежегодного доклада о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, подготовленного в соответствии с положениями Стандарта

65


3.7 Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий

66

3.7.1 Сведения о наличии межотраслевого совета потребителей при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации

66

3.7.2 Внедрение и применение механизма технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий

67


3.7.3 Повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий в субъекте Российской Федерации

68


Раздел 4. Сведения о достижении целевых значений контрольных показателей эффективности, установленных в плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации

71




Введение
Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Амурской области» подготовлен министерством внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области как уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции в Амурской области (далее - министерство ВЭСТиП Амурской области) в соответствии со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р (далее - Доклад).

Доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан аналитической информацией о состоянии конкуренции в Амурской области.

Основной целью государственной политики по развитию конкуренции в области является повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития, поддержки и защиты малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для удовлетворенности потребителей (населения) Амурской области и других участников экономической деятельности качеством товаров, работ и услуг.

Обозначенная цель конкурентной политики предполагает решение следующих основных задач:

снижение административных барьеров для хозяйствующих субъектов;

оптимизация процедур государственных и муниципальных закупок;

устранение избыточного государственного и муниципального регулирования;

совершенствование процессов управления объектами государственной собственности области и муниципальной собственности, а также ограничение влияния государственных и муниципальных предприятий на конкуренцию;

стимулирование новых предпринимательских инициатив;

рост мобильности трудовых ресурсов, способствующий повышению эффективности труда;

содействие созданию и развитию институтов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих благоприятную экономическую среду для бизнеса;

повышение уровня информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Амурской области в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Разработка настоящего Доклада была осуществлена министерством ВЭСТиП области в соответствии со структурой доклада «О состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации», представленного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, с участием территориальных органов федеральных органов исполнительной власти области, исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей и потребителей области.

В Докладе приведены основные итоги проводимой в Амурской области конкурентной политики, проанализированы наиболее значимые изменения законодательства, представлены результаты исследования состояния конкуренции на социально значимых товарных рынках Амурской области, рассмотрены основные проблемы их функционирования.

Также в Доклад включены данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы.

Раздел 1. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о внедрении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

В соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 30.03.2015 № 87 «О внедрении на территории Амурской области Стандарта развития конкуренции» на территории региона осуществляется внедрение Стандарта развития конкуренции (ссылка в сети Интернет: http://www.amurobl.ru, http://www.vstamur.ru/activity/business/konkurenciya, http://invest.amurobl.ru/ru/sections/39).



Раздел 2. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации
2.1. Структурные показатели состояния конкуренции в регионе

Одним из основных показателей, отражающих состояние конкурентной среды, является динамика числа зарегистрированных организаций в регионе.



Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 10 января 2018 года в Амурской области зарегистрировано 27 379 предприятий и организаций.

 

10.08.2016

10.01.2017

10.01.2018

Всего

из них

Всего

из них

Всего

из них

юридические лица

индивидуальные предприниматели

юридические лица

индивидуальные предприниматели

юридические лица

индивидуальные предприниматели

Всего

26 346

9 533

16 813

27 104

10 081

17 023

27 379

10 351

17 028

Сумма среднесписочной численности работников

0

0

0

76 236

54 996

21 240

75 155

54 640

20 515

Имеющие признак «вновь созданные»

2 709

920

1 789

4 221

1 489

2 732

4 215

1 451

2 764

Микропредприятия

25 126

8 590

16 536

25 875

9 128

16 747

26 124

9 367

16 757

Сумма среднесписочной численности работников

0

0

0

29 995

17 363

12 632

31 948

19 293

12 655

Имеющие признак «вновь созданные»

2 709

920

1 789

4 221

1 489

2 732

4 215

1 451

2 764

Малые предприятия

1 163

889

274

1 171

899

272

1 200

932

268

Сумма среднесписочной численности работников

0

0

0

38 585

30 276

8 309

36 918

29 346

7 572

Имеющие признак «вновь созданные»

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Средние предприятия

57

54

3

58

54

4

55

52

3

Сумма среднесписочной численности работников

0

0

0

7 656

7 357

299

6 289

6 001

288

В Амурской области на начало 2018 года зарегистрировано более 27 тысяч субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянских (фермерских) хозяйств.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2017 году на территории области вели деятельность 9367 микропредприятий (рост на 2,5%), 899 малых предприятий (рост на 3,6%) и 52 средних предприятия (спад на 3,7%).

Микропредприятия в общем числе действующих хозяйствующих организаций составляют 90,5 %, малые – 9 %, средние предприятия – 0,5 %; индивидуальные предприниматели - 62,1 %. В настоящее время в сфере малых предприятий работает каждый седьмой из числа занятых в экономике области.






В 2017 году на малых предприятиях без внешних совместителей работало постоянно 36,9 тыс. человек, на микропредприятиях - 31,9 тысяч. 31,8% среднесписочного состава малых предприятий занимались торговлей, 12,4% трудились в промышленном производстве, 19,4% занимались операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 9,5% - строительством, 5,2% - сельским хозяйством.

На средних предприятиях области в 2017 году работало без внешних совместителей 6,3 тыс. человек, из них 20,3% были заняты в промышленном производстве, 16,3% - в сельском и лесном хозяйстве, 22,3% - в торговле и 21% - в строительстве.

Оборот малых

(включая микропредприятия) и средних предприятий (млн.руб.)





2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Всего

78747,2

92367,5

86357,3

89985,2

94666,4

98739,9

86754,5

в том числе:






















Малые предприятия

70018

72139,6

67930,5

75337,7

76966,7

81384,8

84134,1

Средние предприятия

8729,2

20227,9

18426,8

14647,5

17699,7

17355,1

16905,5

Статистические данные по обороту продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства области, за 2017 год отсутствуют.

В 2016 году оборот средних предприятий составил 16905,5 млн. рублей, по малым предприятиям этот показатель достиг 84134,1 млн. рублей.

Наибольший вклад в обороте малых и средних предприятий приходится на предприятия оптовой и розничной торговли - 54,8%.

Средняя сумма оборота на одно малое предприятие в 2016 году составила 10204,9 тыс. рублей (в 2015 году – 9583,7 тыс. рублей), на среднее – 333751,9 тыс. руб. (в 2015 году – 285479,0 тыс. руб.).

Средняя сумма оборота на одно малое предприятие в 2016 году по сравнению с предыдущим годом выросла у предприятий, занятых сельскохозяйственным производством, добычей полезных ископаемых, строительством, финансовой деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, арендой, здравоохранением и предоставлением социальных и прочих коммунальных и персональных услуг, оптовой и розничной торговлей. Снижение этого показателя наблюдается у предприятий, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, транспортом и связью, здравоохранением.


2.2. Результаты опросов хозяйствующих субъектов

2.2.1 Оценка деловой активности организаций

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Амурской области ежеквартально проводится обследование деловой активности строительных организаций по состоянию на 10 число второго месяца квартала. По результатам обследования рассчитывается индекс предпринимательской уверенности, представляющий собой среднее арифметическое «балансов» оценок уровня производственной программы и ожидаемых изменений численности занятых. Ежеквартальные обследования деловой активности организаций розничной торговли представляют собой выборочные обследования, охватывающие все группы организаций по формам собственности и размеру. В качестве простых индикаторов результатов обследований используются балансы оценок показателей (в процентах), определяемые как разность долей респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателя по сравнению с предыдущим периодом, или как разность долей респондентов, оценивших уровень показателей как «выше нормального» и «ниже нормального» уровня. На основе балансов оценок рассчитывается композитный индикатор – индекс предпринимательской уверенности. В розничной торговле индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактического экономического состояния, уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемого экономического состояния торговых организаций.


Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», и индекс предпринимательской уверенности в строительстве, в процентах



Динамика оценок экономической ситуации в строительстве (доля в в процентах от общего числа строительных организаций)


Оценка факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций

(IV квартал, в процентах от общего числа строительных организаций)



Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле

(IV квартал, в процентах)



Динамика оценок экономической ситуации в розничной торговле

(IV квартал, доля в процентах от числа обследованных организаций розничной торговли)



Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций розничной торговли (IV квартал, в процентах от общего числа обследованных организаций)


Во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р, Федеральная служба государственной статистики ежеквартально формирует официальную статистическую информацию. В состав этой информации входят сведения по деловой активности крупных, средних и малых предприятий в таких сферах, как добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Получение результатов на территориальном уровне Федеральным планом статработ не предусмотрено. На уровне области выборка носит нерепрезентативный характер.

Руководители предприятий отмечали несколько факторов, наиболее существенно влияющих на рост производства их предприятий, в связи с чем суммарная оценка может превышать 100%.

Росстатом в 2016 г. проведено обследование деловой активности 3,1 тыс. организаций (без малых предприятий) по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».

Индекс предпринимательской уверенности, отражающий обобщенное состояние предпринимательского поведения, в декабре 2016 г. по сравнению с декабрем 2015 г. понизился  в добывающих производствах с (-5%) до (-7%), повысился в обрабатывающих производствах с (-11%) до (-8%), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды с (2%) до (6%).

На величину индекса предпринимательской уверенности значительное влияние оказывает сезонный характер производства.

По оценкам руководителей организаций добывающих и обрабатывающих производств, в декабре 2016 г. баланс оценок респондентами спроса продукции (портфеля заказов)  в добывающих производствах составил -25%), в обрабатывающих производствах – (-37%), в декабре 2015 г. соответственно – (-24%) и (-42%).



Среди опрошенных в декабре 2016 г. руководителей обрабатывающих производств число оптимистически настроенных на рост производства в течение ближайших 3 месяцев превышает число ожидающих снижения выпуска продукции – на 7 процентных пунктов. В тоже время в сфере добычи полезных ископаемых оптимистов оказалось на 2 процентных пункта меньше пессимистов.



В декабре 2016 г. экономическую ситуацию в своей организации по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 9% и удовлетворительной 74% руководителей, в обрабатывающих производствах соответственно – 7% и 76% респондентов. Вместе с тем число пессимистически настроенных в отношении оценки текущей экономической ситуации респондентов превышает число оптимистов на 4 процентных пункта в сфере добычи полезных ископаемых и на 10 процентных пунктов – в обрабатывающих производствах.



Улучшение экономической ситуации в ближайшие 6 месяцев ожидают в сфере добычи полезных ископаемых 14% опрошенных, в обрабатывающих производствах – 21%. При этом число оптимистов превысило число ожидающих ухудшения экономической ситуации в добывающих производствах на 6 процентных пунктов и обрабатывающих производствах – на 10 процентных пунктов.



Оценка факторов, ограничивающих рост производства, в процентах от числа опрошенных




Добыча полезных 
ископаемых




Обрабатывающие 
производства




декабрь 2015 года

недостаток квалифицированных рабочих

недостаток финансовых средств

высокий процент коммерческого кредита

неопределенность 


экономической ситуации

изношенность и отсутствие оборудования

высокий уровень налогообложения

конкурирующий импорт

недостаточный спрос на внешнем рынке

недостаточный спрос  на внутреннем рынке



декабрь 2016 года



Средний уровень загрузки производственных мощностей, по оценке опрошенных руководителей, в декабре 2016 г. составил 64%. 91% респондентов считают, что их производственные мощности обеспечат удовлетворение ожидаемого в ближайшие 6 месяцев спроса на продукцию, из них 12% указывают на избыточность имеющихся мощностей.Среди факторов, ограничивающих, по мнению руководителей, рост производства, в добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производствах преобладает неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке и высокий уровень налогообложения.



2.2.2 Оценка со стороны уполномоченного по защите прав предпринимателей в Амурской области

Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Амурской области является дополнительной гарантией, обеспечивающей защиту и свободную реализацию прав субъектами предпринимательской деятельности, а также выступает проводником в диалоге предпринимателей с государством, является элементом реализуемой государственной политики, основанном на привлечении предпринимательского и экспертного сообществ, государственных и общественных институтов к решению системных проблем, стоящих на пути развития бизнеса.

Проведение анализа поступающих обращений позволяет выявить болевые точки развития предпринимательской деятельности в регионе, скорректировать направления деятельности уполномоченного.

В качестве основного источника информации о нарушениях прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности служат жалобы и обращения предпринимателей, поступающие в адрес уполномоченного.

В соответствии с Законом Амурской области от 15.09.2014 № 399-ОЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Амурской области» уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию субъектов предпринимательства на территории области, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории области (далее - заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

В 2017 году в адрес уполномоченного поступило 242 обращения, из них 160 устных, 77 письменных.


Из всего количества обращений 165 касались общих проблем организации предпринимательства, и для их разрешения необходима была организационная, юридическая помощь. По ним даны разъяснения и рекомендации о способах решения обозначенных вопросов. Все обращения были приняты к рассмотрению, из них 59 рассмотрено в установленном порядке.

География принятых для рассмотрения 59 обращений охватывает 8 муниципальных районов и 6 городских округов области (г. Благовещенск, г. Свободный, г. Райчихинск, г. Шимановск, г. Зея, г. Белогорск), а также 2 обращения поступило из другого региона Российской Федерации.

Большая часть обращений (49,1%) поступила от предпринимателей г. Благовещенск. Это объясняется тем, что большинство предпринимателей (53,6%) зарегистрировано в областном центре. Не поступало обращений из Мазановского, Октябрьского, Ромненского районов.




Структура рассмотренных обращений по типу субъекта МСП


Из 36 индивидуальных предпринимателей, направивших обращения в адрес уполномоченного, 9 являются руководителями КФХ.

Наибольшее число обращений поступило по вопросам, входящим в компетенцию федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления.


В 2017 году порядка 26% составили обращения по вопросам земельных отношений, 19% - это обращения, связанные с действиями правоохранительных органов. На уровне 2016 года осталось количество обращений по вопросам действий таможенных органов (6 обращений). Количество обращений в сфере налогообложения уменьшилось на 25%, обращения в сфере имущественных отношений в 2017 году вообще не поступали в приемную Уполномоченного.

64 обращений рассмотрены, по каждому из них дан письменный ответ. По 13 обращениям работа продолжается в 2018 году, в том числе и в судебных инстанциях.

В судах различных инстанций уполномоченным отстаивались интересы 4 предпринимателей. В ходе этой работы принято участие в 7 судебных заседаниях, подготовлено 6 письменных правовых позиций. Законные права и интересы 3 предпринимателей восстановлены в судебном порядке.

Уполномоченный выступил в качестве третьего лица по вопросам перевозок, оспаривания вопросов выдачи министерством внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области лицензий; оспаривания выдачи таможенным органом предпринимателю антидемпинговой пошлины.

Судебные процессы по таможенным делам в настоящее время продолжаются.

Работа по рассмотрению обращений предпринимателей позволила выявить болевые точки бизнеса в Амурской области, системные, актуальные проблемы осуществления предпринимательской деятельности.

Так, в сферах земельных и имущественных правоотношений основными препятствиями для развития бизнеса стали неправомерные отказы в предоставлении в пользование земельных участков и помещений, продлении их аренды, нарушение сроков рассмотрения заявлений.

В сфере налогообложения большие проблемы создают высокая стоимость патентов для осуществления розничной торговли и пассажироперевозок, завышенные ставки налога на недвижимость, применение контрольно-кассовой техники в режиме онлайн.

До настоящего времени существуют проблемы в сфере контрольно-надзорной деятельности, которые заключаются в применении контрольными органами так называемых рейдовых мероприятий, которые по законодательству не подпадают под проверки и проводятся во внеплановом порядке без санкции органов прокуратуры.

В таможенной сфере спорным вопросом остается механизм определения таможенной стоимости перемещаемого через государственную границу товара.

Выводы из анализа обращений явились основанием определения направлений деятельности уполномоченного в отчетном периоде.

В 2017 году в Амурской области продолжила работу общественная приемная Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Всего в общественную приемную обратилось 242 субъекта предпринимательской деятельности. В отношении большинства обращений работа приемной носила разъяснительный характер положений законодательства. Правовая сфера запросов в основном касалась гражданских правоотношений (договорное, корпоративное право), а также законодательства в сфере землепользования. Предприниматели получили юридические консультации. Часть обратившихся составили обращения на имя Уполномоченного.

Работу общественной приемной предприниматели в целом оценивают положительно.

В целях выявления мнения предпринимателей об условиях осуществления предпринимательской деятельности в Амурской области, определения влияния административной и регуляторной среды на развитие малого и среднего бизнеса в области уполномоченным при содействии общественных помощников проведено анкетирование представителей бизнеса в 20 муниципальных образованиях области. В опросе приняли участие 49 субъектов малого и среднего предпринимательства. Наибольшее число опрошенных руководителей компаний и индивидуальных предпринимателей занимаются розничной и оптовой торговлей (48,2%), общественным питанием (18,4%), задействованы в сельскохозяйственной сфере (24,5%), работают в промышленности (8,9%).

В результате анкетирования получены следующие ответы на вопросы:

65% респондентов считают, что условия ведения бизнеса в Амурской области по сравнению с 2016 годом ухудшились.




Оцените условия ведения бизнеса в регионе

по сравнению с предыдущим годом

Взаимодействие органов государственной власти области и местного самоуправления с предпринимательским сообществом оценивает положительно только 40% опрошенных.
Как Вы оцениваете взаимодействие органов государственной

власти области и местного самоуправления с предпринимателями

(на территориях)



На развитие какой сферы деятельности региональной власти

необходимо акцентировать большее внимание

80% предпринимателей считают, что наибольшее внимание региональной власти необходимо сосредоточить на проблемах в экономической и социальной сферах деятельности.
Наиболее актуальными проблемами амурских предпринимателей

на сегодняшний день являются

Более всего проблем амурские предприниматели имеют в сфере земельно-имущественных отношений (27%), контрольно-надзорной деятельности (27%), налогообложения (20%) и в подборе кадров (19%).


Оцените инвестиционный климат в области


Более половины опрошенных предпринимателей считают инвестиционный климат в области удовлетворительным, а 36% опрошенных предпринимателей дали положительную оценку инвестиционному климату в области, в сравнении с предыдущим годом наметилась положительная динамика (в 2016 году лишь 4% опрошенных дали положительную оценку инвестиционному климату области).
Как Вы оцениваете доступность финансовых ресурсов

для малого и среднего бизнеса


Неудовлетворительную оценку доступности финансовых средств для малого и среднего бизнеса дали 26% респондентов. В сравнении с прошлым годом 22% респондентов оценили доступность финансовых ресурсов для предпринимателей как хорошую.
Как Вы оцениваете доступность земельных участков, площадей

для размещения малого и среднего бизнеса


80% опрошенных оценили доступность земельных участков для размещения объектов малого и среднего бизнеса как удовлетворительную.

Оцените уровень административных барьеров при оформлении разрешительных документов

Уровень административных барьеров при оформлении разрешительных документов оценивают как средний и низкий 93% предпринимателей.


Оцените комфортность ведения бизнеса в рамках ныне действующих законов и других нормативных правовых актов

Неудовлетворительно оценивают комфортность ведения бизнеса в Амурской области из-за несовершенства законов и других нормативных правовых актов 17% предпринимателей. 80% респондентов считает комфортность ведения бизнеса в рамках ныне действующих законов и других нормативных правовых актов удовлетворительной.


Оцените комфортность ведения бизнеса в рамках ныне действующей налоговой системы

80 % опрошенных предпринимателей удовлетворены действующей налоговой системой, 9% считают её хорошей.


Какие мероприятия необходимо провести в первую очередь

для улучшения условий развития бизнеса в области

Очередность мер для улучшения условий развития малого и среднего предпринимательства в Амурской области опрошенные предприниматели установили следующую:

1) установление льготного налогообложения;

2) предоставление дешевых кредитов;

3) снижение количества надзорно-проверочных мероприятий;

4) бесплатное предоставление земельных участков;

5) оказание государственной финансовой поддержки;

6) устранение административных барьеров при оформлении разрешительных документов.


Какие изменения, на Ваш взгляд, необходимо внести в нормативные правовые акты для улучшения правового положения субъектов предпринимательской деятельности в Амурской области

1. На законодательнй основе утвердить ставку по имущественному и земельному налогам в размере не более 0,5% от кадастровой стоимости имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Ужесточить борьбу с нелегальным оборотом алкоголя и спиртосодержащей продукции.

3. В связи с существованием «теневой» экономики, т.е сокрытием доходов субъектами малого и среднего предпринимательства, выплатой «серой» заработной платы по причине резкого увеличения с 2011 года ставок взносов во внебюджетные фонды с заработной платы наемных работников малого бизнеса с 14% до 30%, не более 15% (по оценкам экспертов) фонда оплаты труда показывается открыто малыми предпринимателями на Дальнем Востоке, предлагается:

а) для субъектов предпринимательской деятельности на Дальнем Востоке снизить размер страховых взносов во внебюджетные фонды с заработной платы наемных работников с имеющихся 30% до 16-18% с одновременным ужесточением ответственности работодателей за исчесление и уплату взносов;

б) переложить с работодателя на работников обязанность по уплате большей части взносов во внебюджетные фонды, тем самым включить работников в процесс формирования собственных пенсионных накоплений, оставив за работодателем ответственность по уплате базовой величины страховых взносов в размере не более 10%.

4. Государством гарантированы дополнительные выплаты жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с предоставлением дополнительных отпусков, сокращение рабочего дня для женщин, компенсации затрат работнику и членам его семьи на проезд к месту проведения отпуска и обратно и др. Эти выплаты ложатся дополнительным финансовым бременем на субъекты малого и среднего бизнеса Дальнего Востока, снижают их конкурентоспособность в сравнении с субъектами МСП из других регионов.

Целесообразно предусмотреть компенсацию из бюджета для предпринимателей либо из федерального бюджета работникам компенсировать по указанным финансовым расходам.

5. Пересмотреть в сторону уменьшения сумму выручки, применяемую для расчета тарифа по патентной системе налогообложения.

Указанная мера будет способствовать выводу малого предпринимательства из «теневой» сферы.



2.2.3 Оценка с использованием имеющихся данных международных рейтингов, характеризующих состояние конкуренции в Амурской области

В рейтинге «Doing Business in Russia» за 2017 год анализируется ситуация в 30 крупных городах России, информация по городам Амурской области отсутствует.

По данным Аналитического исследования «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России», направленного на сравнение преимуществ и недостатков инвестиционного климата субъектов, выработку предложений для дальнейшей деятельности региональных властей по улучшению позиций своих регионов в рейтинге, проведенного рейтинговым агентством «ЭкспертРА», Амурской области присвоен рейтинг 3В2 – «Незначительный потенциал - умеренный риск».

В рейтинге Всемирного экономического форума представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран.

В то же время оценить условия для ведения бизнеса, в том числе для развития конкуренции, в Амурской области можно по российским рейтингам.

Согласно данным Всероссийского бизнес-рейтинга (общественная организация, выявляющая лидеров экономики Российской Федерации исключительно на основании данных государственных органов статистики), ряд амурских компаний заняли высокие позиции в отрасли по итогам 2016 года, среди которых есть и представители малого и среднего бизнеса: ЗАО агрофирма «Партизан», КФХ «Ринг», КФХ «Шанс», ОАО «Горпищекомбинат», ОАО МТС «Амур», ОАО «Зея Инвест Энерго» и другие.

В иных рейтингах в 2017 году Амурская область не упоминалась.

  1   2   3   4   5   6