страница1/5
Дата08.05.2018
Размер0.66 Mb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка. Условия реализации программы. Основные задачи программы


  1   2   3   4   5

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка.




  1. Условия реализации программы.




  1. Основные задачи программы.




  1. Конечный результат программы.




  1. Выпускники этапа начальной подготовки.




  1. Организация учебно-тренировочного процесса.




  1. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса.




  1. Благоприятные периоды развития двигательных качеств.




  1. Содержание программного материала.

9.1. Теоретическая подготовка.


9.2. Учебно-тематический план 1г.о. (теория)
9.3. Общая физическая подготовка.
9.4.Специальная физическая подготовка.
9.5. Техническая подготовка 1, 2 г. о.
9.6. Тактическая подготовка 1,2 г. о.
9.7. Интегральная подготовка 1, 2 г. о.
9.8. Учебный план 1 г. о. (практика).
9.9. Техническая подготовка 3 г. о.
9.10. Тактическая подготовка 3 г. о.
9.11. Интегральная подготовка 3 г. о.
9.12.Инструкторская и судейская практика.
10.Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке.
11.Контрольно-переводные нормативы по технико-тактической подготовке.
12.Психологическая и морально-волевая подготовка.
13.Педагогический контроль.
14.Планируемые результаты обучения.
15.Литература.

1. Пояснительная записка

Физическая культура как значительная и неотъемлемая часть общечеловеческой культуры призвана способствовать достижению физического совершенства человека, повышать выносливость и сопротивляемость организма, противостоять неблагоприятным условиям жизни.

Одной из важнейших целей спортивной школы, как образовательного учреждения является подготовка физически крепких, гармонично и всесторонне развитых спортсменов, развитие нравственной, интеллектуальной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Эффективность функционирования школы подразумевает также создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Основным условием достижения цели является многолетняя целенаправленная подготовка юных волейболистов. Основной показатель в работе - выполнение учащимися ДЮСШ программных требований по уровню подготовленности юных спортсменов, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки, результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований – главное условие пребывания обучающихся в спортивной школе отделения волейбола:

- стабильность состава, занимающихся данным видом спорта;

- динамика прироста индивидуальных показателей.

Волейбол - очень популярная спортивная командная игра, ведущая свою историю еще с Древнего Рима, когда уставшие от сражений легионеры в короткие перерыва отдыха перебрасывали мяч через различные преграды. Как современная игра этот вид возник в 1895 году в США. Сегодня в волейбол играют также представители других видов спорта, так как он является средством поддержания физической формы и активным отдыхом. Волейбол такой вид спорта, при занятии которым повышается соревновательный азарт, воспитывается стойкость характера и закалка духа. Волейбол развивает быстроту движения, реакцию, гибкость, силу. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Современные медико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические занятия волейболом вызывают значительные морфо-функциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах, в частности улучшается глубинное и периферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается общий обмен веществ. Обоснована эффективность занятий волейболом для корректировки осанки школьников.

Волейбол служит и как средство психологической реабилитации и как средство физической (двигательной) реабилитации, давая уникальную возможность гармонично развивать все группы мышц. Волейбол отличен от других видов спорта еще и тем, что в игре происходит молниеносная смена игровой ситуации, постоянные переходы от обороны к атаке вследствие чего возникает сама необходимость развивать координацию движений, выносливость, разнообразить движения и активность.

Программа по волейболу для этапа начальной подготовки разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР по волейболу (М.,2007 г.), правил и нормативов Сан ПиНа 2.4.4.1251-03,методических рекомендаций по осуществлению деятельности спортивных школ в РК от 06.06.2012 г. № 401 р-П.. Программа рассчитана на обучение от 1 года до 3 лет. Возраст занимающихся с 9 лет до 11 лет, в ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных волейболистов.

Принципы обучения – это основные общие положения, на которых строится учебно-тренировочная работа. Они содержат правила обучения, которые позволяют правильно вести учебно-тренировочную работу и в кратчайший срок с наименьшей затратой сил и энергии подготовить спортсменов - волейболистов. При этом необходимо учитывать возрастные и половые особенности занимающихся, а также физиологические закономерности и особенности формирования и развития двигательных навыков и физических качеств спортсменов.

Все принципы реализуются в двух направлениях: в отношении тренера и в отношении обучающегося - спортсмена. Тренер, не владея  принципами или не используя их в своей работе, не может применить их на практике и донести до ученика.



Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которому обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Современная система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли преподавателя.

Активности и сознательности в учении можно добиться, если:

- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;

- включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;

- использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в процессе обучения.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

Принцип прочности результатов обучения требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

- прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

- для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия;

- прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;

- прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.

Принцип научности предполагает формирование научных знаний, оказывающих влияние на развитие личности и характер мыслительной деятельности учащегося. Тренер–преподаватель обязан знать законы усвоения материала и методику организации процесса обучения. Перед началом обучения необходимо провести анализ учебного материала, выделить наиболее важные предпосылки и идеи; составить подробный учебно-тренировочный план.

Принцип доступности обучения предполагает последовательность и постепенность обучения с требованием начинать изучение материала с выявления уже имеющихся, сформировавшихся ранее знаний, умений и навыков, с учетом возраста учащегося, его физической подготовки, его состояния здоровья. Данный принцип должен быть определен доступностью, достаточностью и необходимостью.

Принцип системности и последовательности предусматривает тесную связь соревновательной деятельности и учебно-тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах и соответствия этого материала требованиям этапа подготовки.

Принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала для практических занятий в зависимости от этапа многолетней подготовки и индивидуальных особенностей спортсмена.

Принцип прогрессивности предполагает усложнение заданий, увеличение объема нагрузки.

Все перечисленные принципы неравнозначны, они подчинены ведущему принципу — принципу развивающего и воспитывающего обучения, направленного на общечеловеческие ценности.

2.Условия реализации программы (материально-техническое-оснащение)

Материальная база – комплекс материальных и технических средств, необходимых и предназначенных для обеспечения спортивной подготовки спортсменов-волейболистов отделения «волейбол» в соответствии с программой спортивной подготовки.

Для успешной реализации настоящей программы имеется:

-специализированный спортивный зал с волейбольной площадкой 18х9 м, разделенной на 2 равные половины 9х9 м сеткой шириной 1 м,

-тренажерный зал,

- волейбольные мячи круглые (MICASA-200) с наружной оболочкой из мягкой кожи;


  • спортивная форма игрока – майка (с номером игрока 1 — 12);

  • баскетбольные мячи;

  • теннисные мячи;

  • экспандеры;

  • манжеты;

  • гантели;

  • набивные мячи;

  • скакалки;

  • гимнастические скамейки;

  • гимнастическая стенка;

  • лестница;

  • резиновые амортизаторы;

  • гантели различной массы;

  • гимнастические маты;

  • мяч на амортизатор;

  • футбольные мячи.

3. Основные задачи программы

  • сохранение и укрепление здоровья спортсменов, содействие правильному их физическому развитию;

  • развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;

  • совершенное овладение спортивной техникой и тактикой волейбола;

  • формирование у спортсменов двигательных навыков;

  • активизация, поддержание и восстановление физических сил и спортивной работоспособности;

  • предупреждение спортивных травм, перенапряжений, проведение реабилитационно - профилактических и восстановительных мероприятий;

  • формирование у спортсменов комплекса специальных знаний и навыков, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков;

  • подготовка волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами волейболистов;

  • выполнение контрольно-нормативных требований.

Учебная программа состоит из теоретического и практического разделов. Перечень тем по теоретической подготовке представлен в учебно-тематическом плане. Знания по теоретическому разделу обучаемые осваивают в процессе теоретических и практических занятий следующих типов: практическая работа, консультация, самостоятельная работа, учебно-тренировочное занятие.

4.Конечный результат программы:

Совершенствование психических, эстетических, морально-волевых качеств, улучшение состояния здоровья обучающихся, создание базы знаний о здоровом образе жизни, привитие потребности к постоянным занятиям спортом, развитие быстроты, силы, ловкости, изучение технических и тактических приемов игры в волейбол.

5.Выпускники этапа начальной подготовки:

Обучающиеся групп начальной подготовки 2 (3) года обучения, прошедшие этап начальной подготовки (1 – 2(3) год обучения), выполнившие требования рабочей программы, контрольно-переводные нормативы, предназначенные для этого этапа обучения, считаются выпускниками данного этапа.


Таблица 1. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки.


Этап подготовки

Возраст учащихся

Количество человек в группе


Количество часов в неделю

НП -1

9 лет

не менее15

6

НП-2, 3

10,11лет

не менее 12

9

6. Организация учебно-тренировочного процесса.

Практическая подготовка спортсменов осуществляется по следующим разделам:

1) общая физическая подготовка;

2) специальная физическая подготовка;

3) техническая подготовка;

4) тактическая подготовка;

5) участие в соревнованиях по волейболу;

6) выполнение контрольных нормативов;

7) инструкторская и судейская практика.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:



  • групповые учебно-тренировочные занятия;

  • теоретические занятия;

  • спортивные соревнования, матчевые встречи, турниры;

  • спортивно-оздоровительные лагеря;

  • инструкторская и судейская практика;

  • туристические походы, экскурсии, спортивные праздники.

Цель, задачи и направленность этапа начальной подготовки

  1. привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом, стабильное сохранение у них интереса к избранному виду спорта;

  2. сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие;

  3. овладение основами техники выполнения физических упражнений;

  4. приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий физическими упражнениями;

  5. выявление способностей у детей, отбор и комплектование учебно-тренировочных групп.

  6. ознакомление с техническими, тактическими  приемами игры в волейбол, ознакомление с простейшими принципами групповых взаимодействий в игре.

  7. выявление способностей к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями.

Учебно-тренировочной режим работы основывается на принципах достижения стабильного сохранения и улучшения состояния здоровья спортсмена, с учетом дозированных тренировочных нагрузок, постепенности их увеличения, при регулярном врачебном контроле и сдаче контрольно-переводных нормативов.
7. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса

В планировании учебно-тренировочного процесса входит определение целей и задач, средств и методов подготовки, объема и интенсивности по зонам тренировочной нагрузки, календарного плана спортивных соревнований, медико-биологического и педагогического контроля, материально-технического обеспечения и т.п. которые должны способствовать достижению определённого постоянства и роста спортивных результатов. Основные документы планирования учебно-тренировочной работы по волейболу: учебный план, состоящий из двух разделов - теорий и практики, рабочая программа по волейболу, график учебного плана по годам обучения, рабочий план, план-конспект, календарь соревнований.

Учёт учебно-тренировочного процесса ведётся тренером. По окончании каждой тренировочной недели подсчитываются объём выполненной нагрузки, затем эти данные суммируются за месяц, период, год подготовки. Анализ выполненной и запланированной нагрузки позволяет объективно оценить всю проделанную работу. Документы учёта - журнал преподавателя, дневник спортсмена, протоколы соревнований, анализ и отчет по подготовке по месяцам, этапам, периодам и годичным циклам.

Выполнение планов подготовки предполагает регулярное медико-биологическое наблюдение врача школы и (по возможности) периодические обследования спортсменов специалистами врачебно-физкультурного диспансера, а также педагогического контроля спортсменов, участие в учебно-тренировочных сборах и реабилитационных мероприятиях.




  1. Благоприятные периоды развития двигательных качеств




Возраст, лет

Морфофункциональные показатели, физические качества


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17

Длина тела
















+

+

+

+







Мышечная масса















+

+

+

+








Быстрота







+

+

+



















Скоростные, силовые качества









+

+

+

+

+











Сила
















+

+

+










Выносливость. Аэробные возможности



+

+

+













+

+

+


Анаэробные возможности






+

+

+










+

+

+


Гибкость

+

+

+

+






















Координационные способности






+

+

+



+
















Равновесие

+

+




+

+

+

+

+









  1   2   3   4   5